Главная / Школьному психологу / Программа "Культура общения учащихся подросткового возраста"

Программа "Культура общения учащихся подросткового возраста"

Дворовый клуб «Прометей»





«Культура общения учащихся

подросткового возраста»




Разработала:

Лукашина Т.В,

Руководитель

дворового клуба «Прометей»





2014 год





Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живёшь?

Ф.И. Тютчев.

Паспорт программы:

1. Название программы:

«Культура общения учащихся» для учащихся среднего звена

2. Автор:

Лукашина Татьяна Валеоьевна

3. Заказчик:

Дворовый клуб «Прометей»

4. Срок реализации программы:

Сентябрь – май 2014-2015 учебный год

5. Краткое изложение идеи программы:

Целью современного воспитания является воспитание социально адаптированной личности, то есть человека, приспособленного к требованиям общества, подготовленного к «соприкосновениям» самого разного характера.

Подростковый возраст (а это как раз 7- 8 класс) — качественно новый этап в развитии школьника. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему,
как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Цель программы:

Создание условий для самореализации личности учащихся в классе.

Задачи программы:

  1. Совершенствовать навыки общения учащихся, развивать толерантность.

  2. Научить учащихся понимать себя и других.

  3. Развивать умение ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию.

  4. Познакомить учащихся с основными правилами делового и бытового общения.

  5. Создать условия для осознания учащимися важности содружества, дружелюбности в классе.

  6. Оказать помощь каждому ребенку найти своё место в коллективе.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы и важность проблемы.


Нет в мире ничего богаче и сложнее человеческой личности. Её всестороннее развитие, нравственное совершенство — цель воспитания. Путь к достижению этой цели не менее сложен, чем сам человек.

Целью современного воспитания является воспитание социально адаптированной личности, то есть человека, приспособленного к требованиям общества, подготовленного к «соприкосновениям» самого разного характера.

Одним из важных условий адаптации является умение правильно общаться. Это направление и занимает занимает главное место в моей воспитательной работе с классом.

Подростковый возраст ( а это как раз 7- 8 класс) — качественно новый этап в развитии школьника. Это самый трудный из всех возрастов и для всех окружающих его людей. Именно в этом возрасте появляется активное желание быть взрослым, растет потребность в общении со сверстниками, друзьями. Особое значение приобретает чувственная сфера. Очень часто свои чувства подростки проявляют бурно, порой эффективно. Эгоизм, недоброжелательность, агрессивность, взаимная нетерпимость, озлобленность процветают в подростковой среде.

Поэтому на данном этапе развития ребенку необходима компетентная поддержка педагогов и родителей, заключающаяся в воспитании коммуникативных качеств учащихся: умения общаться со сверстниками, одноклассниками, со старшими людьми, работать в команде, коллективе, руководить при организации мероприятий. Такая работа связана с развитием таких личностных качеств как активность, уверенность в себе, умение принимать решения и отвечать за свои поступки, терпимое отношение к другим людям.


Цель и задачи программы:


Цель программы:

Создание условий для самореализации личности в классе.

Задачи программы:

  1. Совершенствовать навыки общения учащихся, развивать толерантность.

  2. Научить учащихся понимать себя и других.

  3. Развивать умение ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию.

  4. Познакомить учащихся с основными правилами делового и бытового общения.

  5. Создать условия для осознания учащимися важности содружества, дружелюбности в классе.

  6. Оказать помощь каждому ребенку найти своё место в коллективе.


Компоненты воспитательной работы:

  • Единство воспитания в трёх сферах: В образовательной, во внеурочной и в социуме.

  • Совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания).

  • Практическая деятельность программы представляет сбой систему разнообразных дел, поручений , заданий, традиций, определяющих социально ценный опыт детей и духовную атмосферу школы.

  • Непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику и самопознание.

Методы и формы реализации программы:


  1. Тематические классные часы, внеклассные занятия, психологические практикумы.

  2. Встречи с психологом, учителями — предметниками, интересными людьми, работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками.

  3. Участие общешкольных, внеклассных мероприятиях.

  4. Проведение тематических родительских собраний, индивидуальные беседы с родителями.

Механизм реализации программы:


Основные направления

Мероприятия

Просвещение в области эстетического и этического воспитания

1.Часы общения

  • Мой любимый город

  • Этикет и мы

  • Вредные и полезные привычки

  • «Культура поведения»

2. КТД:

  • «Спешите делать добро»

  • «Азбука этикета»

  • об основах этикета «Ты о людских пороках не кричи!»


2. Психологические практикумы

Просвещение в области правовой культуры

1. Встречи и беседы с работниками правоохранительных органов.

2. Классные часы:

  • «Закон и порядок»

  • Как мы выполняем «Единые правила для учащихся»

Работа с активом клуба

1. Выбор актива класса

2. Распределение обязанностей среди учащихся класса.

3. Составление плана работы на учебный год.

Спортивно - оздоровительная работа

1. Участие в различных спортивных соревнований.

2. Участие в днях здоровья.

3. Посещение спортивных учреждений (бассейн, лыжная база, каток) во время каникул.

Работа с родителями

1. Проведение тематических родительских собраний.

2. Индивидуальные беседы.

Работа со школьным психологом

Проведение психологом занятий по теме «Социально — психологический игровой тренинг по профилактике агрессивности»





Предполагаемый результат программы:


  1. Повышение уровня воспитанности.

  2. Понижения уровня агрессивности учащихся.

  3. Уменьшение количества возникновения проблемных ситуаций между учащимися класса.

  4. Увеличение числа учащихся занятых в различных делах класса.

  5. Повышение результатов в учебе.





Целевые группы программы:


Подростки 7-8 классов

Родители

Преподаватели школы, сотрудники правоохранительных органов

Активные участники программы

Ресурсное обеспечение программы:


Виды ресурсов

Наименование

Нормативные

  • Закон об образовании

  • Семейный кодекс РК

  • Конвенция о правах ребенка

  • Закон РК «О правах детей»

  • Устав клуба

  • Правила клуба

Материально - технические

База клуба

Кадровые

Руководители клуба,психолог, спортинструктор, участковый инспектор

Методические

Библиотекаклуба, периодическая печать, материалы с интернета

Мониторинг реализации программы:


Объект

Критерии

Показатели, содержание

Методики изучения

Подростки 7-8 классов

Нравственные ценности личности учащегося

1. Сформированность ценностных отношений

Методика «Пословицы», тест «Размышления о жизненном опыте»

2. Уровень воспитанности: отношение к себе, к друзьям, к семье, к школе, к России

Методика Степановой, метод наблюдений

3. Выбор нравственных форм реализации и самовыражения

Анализ нарушени дисциплины, правонарушений. Статистические данные. Методика определения общественной активности учащихся. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.

4. Состояние развития классного коллектива, в котором формируются нравственные ценности

Социометрия, методика Л.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

5. Состояние агрессивности у учащихся

Исследование психолога

Удовлетворённость учащихся школьной жизнью

1. Участие учащихся в творческих конкурсах, соревнованиях

Статистические данные

2. Стремление учащихся к проявлению своих способностей

Статистические данные

3. Креативность личности ребенка, наличие достижений

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся.

Методика для изучения социализированности личности учащихся.

Портфолио ученика.

Удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной деятельностью

1. Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы, классного коллектива

Методика изучения удовлетворённостью учащихся школьной жизнью. Анкета учащихся.

2. Удовлетворённость родителей воспитательным процессом в классе

Методика изучения удовлетворённостью родителей работой образовательного учреждения. Анкетирование.


  1. .

Программа "Культура общения учащихся подросткового возраста"
  • Школьному психологу
Описание:

 Данная программа предназначена для педагогов - организатров и психологов дворового клуба.    

Цель программы:

Создание условий для самореализации личности учащихся в клубе.

Задачи программы:

1.      Совершенствовать навыки общения учащихся, развивать толерантность.

2.      Научить учащихся понимать себя и других.

3.      Развивать умение ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию.

4.      Познакомить учащихся с основными правилами делового и бытового общения.

5.      Создать условия для осознания учащимися важности содружества, дружелюбности в классе.

6.      Оказать помощь каждому ребенку найти своё место в коллективе.

Данная программма имеет актуальное значение так, как для подростка является важным мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Автор Лукашина Татьяна Валерьевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 487
Номер материала 13195
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓