Дворовый клуб «Прометей»
«Культура
общения учащихся
подросткового возраста»
Разработала:
Лукашина Т.В,
Руководитель
дворового клуба
«Прометей»
2014 год
Как сердцу
высказать себя?
Другому как понять
тебя?
Поймет ли он, чем
ты живёшь?
Ф.И. Тютчев.
Паспорт программы:
1. Название программы:
|
«Культура
общения учащихся» для учащихся среднего звена
|
2. Автор:
|
Лукашина Татьяна Валеоьевна
|
3. Заказчик:
|
Дворовый клуб «Прометей»
|
4. Срок реализации программы:
|
Сентябрь – май 2014-2015 учебный год
|
5. Краткое изложение идеи программы:
|
Целью
современного воспитания является воспитание социально адаптированной
личности, то есть человека, приспособленного к требованиям общества,
подготовленного к «соприкосновениям» самого разного характера.
Подростковый возраст (а это как раз 7- 8 класс) — качественно новый этап в
развитии школьника. Этот возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до
депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке
кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно
взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при
этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя
обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на
словах.
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь
отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!"
(Это так напоминает малышовое "Я сам!"). Появляются собственные
вкусы и взгляды, оценки, линии поведения.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в
первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания
о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он
принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную
уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он
приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие
мотивы.
Цель программы:
Создание условий для самореализации
личности учащихся в классе.
Задачи программы:
1. Совершенствовать
навыки общения учащихся, развивать толерантность.
2. Научить
учащихся понимать себя и других.
3. Развивать
умение ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию.
4. Познакомить
учащихся с основными правилами делового и бытового общения.
5. Создать
условия для осознания учащимися важности содружества, дружелюбности в классе.
6. Оказать
помощь каждому ребенку найти своё место в коллективе.
|
Пояснительная
записка.
Актуальность
проблемы и важность проблемы.
Нет в мире ничего богаче и сложнее человеческой личности. Её всестороннее
развитие, нравственное совершенство — цель воспитания. Путь к достижению этой
цели не менее сложен, чем сам человек.
Целью современного воспитания является воспитание социально адаптированной
личности, то есть человека, приспособленного к требованиям общества,
подготовленного к «соприкосновениям» самого разного характера.
Одним из важных условий адаптации является умение правильно общаться. Это
направление и занимает занимает главное место в моей воспитательной работе с
классом.
Подростковый возраст ( а это как раз 7- 8 класс) — качественно новый этап в
развитии школьника. Это самый трудный из всех возрастов и для всех окружающих
его людей. Именно в этом возрасте появляется активное желание быть взрослым,
растет потребность в общении со сверстниками, друзьями. Особое значение
приобретает чувственная сфера. Очень часто свои чувства подростки проявляют
бурно, порой эффективно. Эгоизм, недоброжелательность, агрессивность, взаимная
нетерпимость, озлобленность процветают в подростковой среде.
Поэтому на данном этапе развития ребенку необходима компетентная поддержка
педагогов и родителей, заключающаяся в воспитании коммуникативных качеств
учащихся: умения общаться со сверстниками, одноклассниками, со старшими людьми,
работать в команде, коллективе, руководить при организации мероприятий. Такая
работа связана с развитием таких личностных качеств как активность, уверенность
в себе, умение принимать решения и отвечать за свои поступки, терпимое
отношение к другим людям.
Цель и задачи
программы:
Цель программы:
Создание условий для самореализации
личности в классе.
Задачи программы:
1. Совершенствовать
навыки общения учащихся, развивать толерантность.
2. Научить
учащихся понимать себя и других.
3. Развивать
умение ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию.
4. Познакомить
учащихся с основными правилами делового и бытового общения.
5. Создать
условия для осознания учащимися важности содружества, дружелюбности в классе.
6. Оказать
помощь каждому ребенку найти своё место в коллективе.
Компоненты
воспитательной работы:
·
Единство
воспитания в трёх сферах: В образовательной, во внеурочной и в социуме.
·
Совокупность
методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального
воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания).
·
Практическая
деятельность программы представляет сбой систему разнообразных дел, поручений ,
заданий, традиций, определяющих социально ценный опыт детей и духовную
атмосферу школы.
·
Непрерывная
педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику и
самопознание.
Методы и
формы реализации программы:
1. Тематические
классные часы, внеклассные занятия, психологические практикумы.
2. Встречи с
психологом, учителями — предметниками, интересными людьми, работниками
правоохранительных органов, медицинскими работниками.
3. Участие
общешкольных, внеклассных мероприятиях.
- Проведение
тематических родительских собраний, индивидуальные беседы с родителями.
Механизм
реализации программы:
Основные направления
|
Мероприятия
|
Просвещение в области эстетического и
этического воспитания
|
1.Часы общения
·
Мой
любимый город
·
Этикет
и мы
- Вредные
и полезные привычки
- «Культура
поведения»
2.
КТД:
- «Спешите
делать добро»
- «Азбука
этикета»
·
об
основах этикета «Ты о людских пороках не кричи!»
2. Психологические практикумы
|
Просвещение в области правовой культуры
|
1. Встречи и беседы с работниками
правоохранительных органов.
2. Классные часы:
·
«Закон
и порядок»
·
Как
мы выполняем «Единые правила для учащихся»
|
Работа с активом клуба
|
1. Выбор актива класса
2.
Распределение обязанностей среди учащихся класса.
3.
Составление плана работы на учебный год.
|
Спортивно - оздоровительная работа
|
1. Участие в различных спортивных соревнований.
2. Участие в днях здоровья.
3. Посещение спортивных учреждений
(бассейн, лыжная база, каток) во время каникул.
|
Работа с родителями
|
1. Проведение тематических родительских
собраний.
2.
Индивидуальные беседы.
|
Работа со школьным психологом
|
Проведение психологом занятий по теме
«Социально — психологический игровой тренинг по профилактике агрессивности»
|
Предполагаемый
результат программы:
1. Повышение
уровня воспитанности.
2. Понижения
уровня агрессивности учащихся.
3. Уменьшение
количества возникновения проблемных ситуаций между учащимися класса.
4. Увеличение
числа учащихся занятых в различных делах класса.
5. Повышение
результатов в учебе.
Целевые
группы программы:
Подростки 7-8 классов
|
Родители
|
Преподаватели школы, сотрудники
правоохранительных органов
|
Активные участники программы
|
Ресурсное
обеспечение программы:
Виды ресурсов
|
Наименование
|
Нормативные
|
·
Закон
об образовании
·
Семейный
кодекс РК
·
Конвенция
о правах ребенка
·
Закон
РК «О правах детей»
·
Устав
клуба
·
Правила
клуба
|
Материально - технические
|
База клуба
|
Кадровые
|
Руководители клуба,психолог,
спортинструктор, участковый инспектор
|
Методические
|
Библиотекаклуба, периодическая печать, материалы
с интернета
|
Мониторинг
реализации программы:
Объект
|
Критерии
|
Показатели, содержание
|
Методики изучения
|
Подростки 7-8 классов
|
Нравственные ценности личности учащегося
|
1. Сформированность ценностных отношений
|
Методика «Пословицы», тест «Размышления
о жизненном опыте»
|
2. Уровень воспитанности: отношение к
себе, к друзьям, к семье, к школе, к России
|
Методика Степановой, метод наблюдений
|
3. Выбор нравственных форм реализации и
самовыражения
|
Анализ нарушени дисциплины,
правонарушений. Статистические данные. Методика определения общественной
активности учащихся. Методика изучения мотивов участия школьников в
деятельности.
|
4. Состояние развития классного
коллектива, в котором формируются нравственные ценности
|
Социометрия, методика Л.Н. Лутошкина
«Какой у нас коллектив?»
|
5. Состояние агрессивности у учащихся
|
Исследование психолога
|
Удовлетворённость учащихся школьной
жизнью
|
1. Участие учащихся в творческих
конкурсах, соревнованиях
|
Статистические данные
|
2. Стремление учащихся к проявлению
своих способностей
|
Статистические данные
|
3. Креативность личности ребенка,
наличие достижений
|
Методика диагностики уровня творческой
активности учащихся.
Методика
для изучения социализированности личности учащихся.
Портфолио
ученика.
|
Удовлетворённость учащихся и родителей
воспитательной деятельностью
|
1. Комфортность, защищённость личности
учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы,
классного коллектива
|
Методика изучения удовлетворённостью
учащихся школьной жизнью. Анкета учащихся.
|
2. Удовлетворённость родителей
воспитательным процессом в классе
|
Методика изучения удовлетворённостью
родителей работой образовательного учреждения. Анкетирование.
|
1. .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.