Главная / Начальные классы / Программа " Работа с одарёнными детьми"

Программа " Работа с одарёнными детьми"




«Утверждаю»

директор МБОУ «СОШ №79»

Култышева Е.В.






Программа

« Одаренные дети».















Автор: Бондарь Л.А.





Содержание:

стр.


  1. Паспорт программы. 3


I.Пояснительная записка. 4


II.Цели и задачи программы. 5


  1. Принципы обучения одарённых детей. 5


  1. Основные направления работы. 6



  1. Формы и методы обучения. 7


  1. Этапы и план реализации программы . 7


  1. Заключение . 10





МБОУ «СОШ № 79 г. Владивосток

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Название программы: «Одарённые дети».


Задачи программы:

  1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских

навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

  1. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной

цивилизации.

  1. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

  2. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

  3. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.


Нормативно-правовая база программы:

  • основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

  • основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;

  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

  • Перспективный план развития МБОУ «СОШ № 79 » на 2009-2013г.г.;

  • Устав МБОУ «СОШ № 79»

Разработчик: Бондарь Л.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 79».


Год разработки: 2009-2010 г.


Сроки реализации программы: 2010-2011, 2011-2012, 2012- 2013г.г.










МБОУ «СОШ № 79» г. Владивосток

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

                                                  Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них надо верить!



II. Пояснительная записка.


Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.

Одаренных и способных детей надо привлекать к участию в олимпиадах разного уровня, конкурсах, викторинах, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников. Они должны научиться добывать первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Работа с одаренными детьми включает следующие компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности. Важно, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка, поэтому таких детей надо вовлекать в спортивные секции. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок смог черпать из нее информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Необходима разумная система поощрения успехов таких детей. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и самореализации. У педагогов и родителей должны быть общие цели и задачи в работе с одаренными детьми, поэтому важно повышать педагогическую культуру родителей таких детей. Им следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется. Родители должны помогать педагогу в развитии их детей.

Являясь классным руководителем 2 класса, выявив группу способных детей и достигнув в работе с ними определенных успехов, составила программу для дальнейшего их развития. Программа работы с одаренными детьми сейчас очень важна и актуальна. Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей- самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства, поэтому возрос уровень требований к результатам обучения.

Таким образом, нужно создать условия для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации. В основном такие программы составляются для работы с одаренными детьми всей школы, особенность моей программы заключается в том, что мною исследуются дети одного возраста и одного класса. Свои наблюдения я начала с 1 класса, составила банк данных одарённых и способных детей , и реализацию программы определила на 3 года ( до 2013 года).

                               III.      Цель программы:

           - создание благоприятных условий для выявления и поддержки одарённых детей в интересах личности, общества, государства;

- необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей в условиях общеобразовательной школы.

                                 Задачи программы:

- реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости;

- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание банка данных одаренных детей.

Программа разработана по 3 направлениям:

- работа с учащимися,

- работа с родителями (составлена отдельная программа);

- работа с педагогическим коллективом ( выступление на педсовете по данной программе, ознакомление с банком данных одаренных детей класса)

 

IV. Принципы обучения одарённых детей:

1.Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.

2. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

4. Поддержание интереса, любознательности.

5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.

Методика работы:

технология проблемного обучения, проективного обучения, исследовательские, поисковые, практические методы работы, дискуссии, собеседования, обучение в малых группах и т.д. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного обучения.

V . Основные направления работы

  1. Разработка учебных, дополнительных индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными детьми.

  2. Провести диагностику – как неотъемлемую часть развития интеллекта.

  3. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

Основные мероприятия по реализации

                  Диагностика

  1. Изучение диагностических методик, основанное на доступности, информативности, емкости.

  2. Создание банка тестов для диагностики учащихся по определению интеллектуальных способностей, банка данных талантливых детей.

  3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

  4. Изучение личностных потребностей одаренных детей путем собеседования.

  5. Изучение работы учащихся на уроках .

             Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала             одаренных детей.

  1. Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.

  2. Информация учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.

  3. Привлечение творческих учителей к работе с одаренными детьми.

  4. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.

  5. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.

                     Развитие творческих способностей.

  1. Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.

  2. Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- повышение степени сложности заданий;

 

Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Своевременное поощрение успехов учащихся.

  2. Отправление благодарственных писем родителям.

  3. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

  4. Награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад.

                 VI. Формы работы с одаренными детьми:


  • групповые занятия;

  • кружки по интересам;

  • участие в олимпиадах;

  • конкурсы;

  • исследовательская работа;

  • интеллектуальные марафоны.


                   Прогнозируемые результаты


Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе :


  • творческой самореализации учащихся;

  • формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми;

  • формирование системы работы с ними;

  • качественные показатели успешности учащихся ;

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

 Данная программа позволит сформировать систему работы с одаренными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа реализации концепции рассчитана на 3 года: 2010-2013 г.


VII. Этапы и план реализации программы


1 этап- диагностико-прогностический (2010-2011г.)

Цель: создание банка данных одаренных детей; карты результативности.

На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных , творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.


2 этап- деятельностный (2011- 2012г.)


Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.

На этом этапе проводится экспертиза обучаемых программ для детей повышенного уровня обучаемости. Внедряются методы проектирования, развивается научно- исследовательская деятельность ученика.


3 этап- констатирующий (2012- 2013 г.)

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования,

совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Реализация программы.

 

В классе обучается 25 учащихся.

2010-2011гг.


Содержание

Сроки

1

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развития у учащихся творческое и исследовательское мышление

В течение года

2

Организация педагогического просвещения родителей и талантливых детей

В течение года

3

Организация исследовательской деятельности

В течение года

4

Подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования одарённых детей

В течение года

5

Подбор заданий повышенного уровня сложности

В течение года

6

«Турниры эрудитов»

Раз в полугодие

7

Индивидуальная и групповая работа учащихся

В течение года

8

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одарённых детей

В течение года

9

Участие в олимпиадах, смотрах, викторинах, конкурсах

В течение года

10

Школьные предметные олимпиады

2 четверть

11

Сбор информации о направленности интересов обучающихся по направлениям. Уточнение списков одарённых детей.

май


 В классе обучается 26 учащихся, из них 5- 6 отличников, 18- 17 учатся на «4» и «5», остальные имеют «3» .





2011-2012 гг.


Содержание

Сроки

1

Тематическое родительское собрание . Опрос родителей с целью получения объективной информации.


сентябрь

2

Составление карты интересов

Сентябрь - октябрь

3

Осуществление педагогического отбора методик, технологий, отвечающего требованиям изученных интересов детей.


Октябрь - ноябрь

4

Конкурс чтецов, посвящённый Дню матери


ноябрь

5

Участие в школьных предметных олимпиадах


ноябрь

6

Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ»


Ноябрь

7

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»


Декабрь

8

Письменное представление своего ребёнка «Мой ребёнок самый лучший» ( родительское собрание)


январь

9

Интеллектуальный турнир «Эму» по математике


Январь

10

Интеллектуальный турнир «Эму» по литературному чтению


Февраль

11

Интеллектуальный турнир «Эму» по русскому языку

Февраль

12

Участие в конкурсе «Кенгуру»


март

13

Участие в конкурсе «ЧИП»


Апрель

14

Интеллектуальный турнир «Эму» по окружающему миру. Подведение итогов .


Апрель

15

Конкурс чтецов, посвящённый Великой Победе


май

16

Подведение итогов. Праздник Всезнаек.


май





2012-2013гг.

Содержание

Сроки

Проведение диагностики. Дополнение банка

сентябрь

Составление карты интересов

Сентябрь - октябрь

Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя.

Октябрь - ноябрь

Выбор тем исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям.

Ноябрь -декабрь

Участие в школьных предметных олимпиадах

ноябрь

Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ»

Ноябрь

Участие в конкурсе «Британский бульдог»

Декабрь

Интеллектуальный турнир «Эму» по математике

Январь

Интеллектуальный турнир «Эму» по литературному чтению

Февраль

Интеллектуальный турнир «Эму» по русскому языку

Февраль

Участие в конкурсе «Золотое руно»

Февраль

Участие в конкурсе «Кенгуру»

март

Участие в городской олимпиаде по математике и русскому языку

Март

Участие в конкурсе «ЧИП»

Апрель

Интеллектуальный турнир «Эму» по окружающему миру. Подведение итогов .

Апрель

Конкурс чтецов, посвящённый Великой Победе

май

Подведение итогов. Праздник Всезнаек.

май


VIII. Заключение

В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем. Поскольку одаренность человека – это многоликий феномен. Разработано много различных методов диагностики одаренности детей. Какие бы методики при этом не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки нельзя исключить. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип: «Не навреди!»

Мои наблюдения за развитием классного коллектива показывают, что у учащихся повысился интерес к занятиям исследовательского характера, с большей ответственностью готовятся к районным олимпиадам, самое активное участие принимают в общешкольных и районных внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях, все ученики занимаются в различных кружках. Ученики, занявшие призовые места в различных конкурсах, стимулируются грамотами, которые торжественно вручаются на общешкольной линейке, а родители получают благодарственные письма.

Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.



hello_html_m2650aa55.jpg












Программа " Работа с одарёнными детьми"
  • Начальные классы
Описание:

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования.  Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.

Одаренных и способных детей надо привлекать к участию в олимпиадах разного уровня, конкурсах, викторинах, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников. 

Автор Бондарь Людмила Алексеевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 449
Номер материала 9913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓