Главная / Школьному психологу / Программа психокоррекционной работы с ребенком среднего дошкольного возраста с дефицитом внимания и гиперактивностью

Программа психокоррекционной работы с ребенком среднего дошкольного возраста с дефицитом внимания и гиперактивностью

Программа психокоррекционной работы с ребенком дошкольного возраста с дефицитом внимания и гиперактивностью

Цели:

  1. Коррекция импульсивности поведения, развитие внимания.

  2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка, коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Развитие внимания и воображения.

  2. Развитие произвольности.

  3. Развитие координации, согласованности движений.

  4. Развитие эмоционально-выразительных движений.

  5. Снятие психоэмоционального напряжения.

  6. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и адаптационных возможностей.

Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у ребенка в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:

  1. Педагог-психолог – родители.

  2. Педагог-психолог – воспитатель группы.

  3. Педагог-психолог – ребенок.

I направление (педагог-психолог – родители)

Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Цель этой работы – объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть; выработать единый подход к воспитанию ребенка. В работе с родителями используются следующие формы работы:

  1. Индивидуальные консультации.

  2. Групповые консультации:

- общегрупповые собрания;

- информация в «уголках родителей»(«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком», «Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью»)

II направление (педагог-психолог – воспитатель группы»

Содержание работы в этом направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогу. Приоритетные задачи:

  1. Ознакомить педагога с особенностями и закономерностями развития ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания.

  2. Обучить адекватным способам взаимодействия с гиперактивными детьми.

  3. Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.

Формы работы с педагогами:

  1. Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями Левина Савелия и выработке единой стратегии воспитания.

  2. Лекция «Эффективное педагогическое общение».

  3. Семинар-практикум «Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей».

Необходимо систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения у детей, а также у педагогов. Педагогу по изодеятельности рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, воспитателю – музыку, упражнения- медитации, медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению эмоционального комфорта у детей.

Педагог-психолог, используя рекомендации, участвует в планировании педагогического процесса в разделах:

  1. «Самостоятельная деятельность детей» - рисование.

  2. «Совместная деятельность педагога и детей» - игры и упражнения.

Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.

III направление(педагог-психолог – ребенок)

Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.

Программа ориентирована на воспитанника МДОУ ДС КВ № 281 Л. Савелия. Особенностями структуры личности этого ребенка являются расторможенность, неуравновешенность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Наличие у мальчика задержки психического развития церебрально-органического генеза привело к необходимости составления индивидуально-ориентированной программы психологического сопровождения ребенка со сложным дефектом.

Организация занятий

Общее число занятий – 16.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-7 человек.

Групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня 1 раз в неделю. Занятия проводятся в музыкальном зале, так как там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие, мало отвлекающих моментов.

Критерии отбора детей в коррекционную группу

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

В состав коррекционной группы кроме гиперактивных входят неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.

Перед началом групповых занятий с гиперактивными детьми проводится индивидуальная работа, направленная на развитие внимания или контроля за импульсивностью.

Структура занятий

  • Ритуал ввода в занятие - игра «Поезд»

  • Упражнение на развитие воображение

  • Телесно-ориентированное упражнение

  • Игра на внимание

  • Игра на развитие произвольности поведения

  • Релаксационное упражнение

  • Ритуал прощания

Предполагаемый результат

  • В результате проведения запланированных мероприятий ожидается развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, произвольности поведения, умения распознавать эмоции.

  • Ожидается сглаживание особенностей психического развития детей группы риска .

Программа реализуется в три этапа:

1-й этап. Диагностический.

2-й этап. Коррекционно-развивающий.

3-й этап. Контрольный.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Словесные и подвижные игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.

  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций.

  3. Рисование.

  4. Психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.



Тематическое планирование


Программное содержание

Методические приемы

Обеспечение

1

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

- внимания и воображения;

- согласованности движений;

- эмоционально-выразительных движений;

Снятие психоэмоционального напряжения

1.Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей».

2.Упражнение «Прогулка в лес».

3.Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник».

4.Игра «Будь внимателен».

5.Упражнение «Передай движение».

Мяч средних размеров

2

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

- внимания, наблюдательности и воображения;

-эмоционально-выра-зительных движений;

- коммуникативных навыков.

1.Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей».

2.Игра «Изобрази явление».

3.Игра «Самолеты».

4.Упражнение «Надоедливая муха».

5.Упражнение «Раз, два, три – говори!».

6.Упражнение «Одно большое животное».

Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки, мольберт(подставка; листватмана и фломастеры; палочка(длиной 30 см).

3

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

- внимания, воображения;

- координации движений;

-эмоционально-выра-зительных движений;

- коммуникативных навыков.

Снятие психоэмоционального напряжения.

1.Игра «Запретное движение».

2. Игра «Зоопарк».

3.Упражнение «Я кубик несу и не уроню».

4.Упражнение «Шалтай-болтай».

Три-четыре кубика средних размеров.

4

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

- внимания, воображения;

- координации движений;

-эмоционально-выра-зительных движений;

- коммуникативных навыков.

Снятие психоэмоционального напряжения.

1.Упражнение «Расскажем и покажем».

2. Игра «Передай мяч».

3.Игра «Паровозик с именем».

4.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»

Мяч

5

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

- внимания и памяти;

- мышления и воображения;

-эмоционально-выра-зительных движений;

- коммуникативных навыков.

Снятие психоэмоционального напряжения.

1.Игра «Космическое путешествие».

2.Упражнение «Интервью».

3.Упражнение «Росток».

4.Упражнение «Пловцы».

5.Рисование на заданную тему.

Листы плотной бумаги и фломастеры.

6

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

- внимания, наблюдательности и памяти;

- коммуникативных навыков.

Снятие психоэмоционального напряжения.

1.Подвижная игра «Светофор».

2.Игра «Внимательные глазки»

3.Упражнение «Знаете ли вы фигуры?».

4.Упражнение «Расскажем и покажем».

5.Упражнение «Кто за кем стоит?».

6.Телесно-ориентированное упражнение «Штанга»

Красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка(длиной - 30 см)

7

Развитие внимания и произвольного поведения.

Профилактика страхов.

Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений.

Развитие эмоционально-выразительных движений.

Развитие речи и воображения.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Игра «Жмурки».

2.Упражнение «Потягушечки».

3.Упражнение «Лимон».

4.Упражнение»Волшебный мешочек».

5.Упражнение «Опиши игрушку».


Шарф; матерчатый мешочек и 6-7 мелких игрушек

8

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и наблюдательности;

- доверия к другому;

- ориентировки в пространстве ;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»

2.Игра «Летает – не летает».

3.Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?».

4.Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».


Шарф; мольберт; доска и мел; указка.

9

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и координации движений;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.

1.Игра «Кричалки-шепталки-молчалки».

2.Упражнение «Солнечный лучик».

3.Игра «Кто первый прыгнет в круг»

4.Игра «Не спеши».

5.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны».

Красный, желтый и зеленый квадраты; длинная лента или веревка.

10

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и воображения;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Давайте поздороваемся».

2.Игра «Море волнуется».

3.Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла».

4.Подвижная игра «Иголка и нитка».

5.Упражнение «Шалтай-болтай».

Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка(длиной – 30 см)

11

Развитие:

- внимания и самоконтроля;

-памяти и воображения;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.

1.Игра «Расставить посты».

2.Игра»Что изменилось».

3.Упражнение «Снежинка».

4.Игра «Зимние забавы».

5.Совместное рисование снеговика.

6.Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».

7.Упражнение «Лыжники».

Мольберт(подставка); доска и мел; указка.

12

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и чувства юмора;

- доверия к другому;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Танец снежинок».

2.Игра «Ручеек».

3.Упражнение «Одно большое животное».

4. Упражнение «Ищем ошибки».

5.игра «Кричалки – молчалки – шепталки»

6.Игра «Испорченный телефон».

7.Игра «паровозик с именем».

Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; разрезанные на две части открытки(картинки); красный, синий и жёлтый квадраты.

13

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

-слухового внимания ;

- доверия к другому;

- тактильного восприятия ;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Расскажем и покажем».

2.Игра «Слушай и отвечай».

3.Игра «Броуновское движение».

4.Игра «Угадай фигуру».

5.Игра «Съедобное – несъедобное».

6.Упражнение «Сидели два медведя».

Конверт с 7зображенческими фигурами; мяч.

14

Развитие

- внимания , речи и воображения;

-развитие произвольности и самоконтроля;

- координации движений;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Я кубик несу и не уроню».

2.Игра «Цирковые артисты».

3.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны».

4.Игра «Да и нет не говори».

5.Упражнение «Расскажем и покажем»

Три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.

15

Развитие

- внимания, речи и мышления;

-развитие произвольности и самоконтроля;

- эмоционально-выра-зительных движений;

Профилактика агрессии.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Упражнение «Черепашки».

2.Игра «Слушай команду».

3.Упражнение «Прошепчи ответ».

4.Игра «Жужа».

5.Рисование на заданную тему.

Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; листы плотной бумаги, фломастеры.

16

Развитие:

- произвольности и самоконтроля;

-внимания и воображения ;

- эмоционально-выра-зительных движений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Игра «Флажок».

2.Упражнение «Комплименты».

3.Подвижная игра «Сова».

4.Упражнение «Эмоции».

5.Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик».

Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с 8зображениием лиц в разных эмоциональных состояниях»(радость, злость, удивление, обида).



Литература

  1. И.Л.Арцишевская работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб,2005.

  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001.

  3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. , Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. –М., 1984.

  4. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. – М., 1999.

  5. Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000.

  6. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2004.

  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

  9. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.

  10. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995.

  11. Хухлаева О.В. лесенка радости. – М., 1998.

  12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,1995.

  13. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим синдромом. – М., 1997.

Программа психокоррекционной работы с ребенком среднего дошкольного возраста с дефицитом внимания и гиперактивностью
  • Школьному психологу
Описание:

Цели:

1.     Коррекция импульсивности поведения, развитие внимания.

2.     Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка, коммуникативных навыков.

Задачи:

1.     Развитие внимания и воображения.

2.     Развитие произвольности.

3.     Развитие координации, согласованности движений.

4.     Развитие эмоционально-выразительных движений.

5.     Снятие психоэмоционального напряжения.

6.     Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и адаптационных возможностей.

      Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у ребенка в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

      Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:

I.                   Педагог-психолог – родители.

II.                Педагог-психолог – воспитатель группы.

III.             Педагог-психолог – ребенок.

Автор Югова Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2313
Номер материала 25284
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы