Главная / Русский язык и литература / Программа профилизации по русскому языку и литературе (9-11 класс)

Программа профилизации по русскому языку и литературе (9-11 класс)

Пояснительная записка.

Курс литературы 9-11 классах основывается на профилизации обучения кадетов.

Цель изучения литературы - приобщение обучающихся к русской классической, современной и зарубежной литературе; развитие духовного мира человека; создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

В программе последовательно осуществляется изучение современной русской и татарской литературы на основе профессиональной подготовки обучающихся.

При ознакомлении процесса взаимосвязи русской и татарской литературы учитывается горьковская традиция в автобиографических произведениях М. Гафури; рассматривается проблема нравственного выбора в творчестве В. Распутина, В. Астафьева, М. Карима; глубоко анализируется военная тематика.

Материалы литературных связей рекомендуется использовать при изучении как монографических, так и обзорных тем.

В зависимости от темы учитель более подробно останавливается на эпизодах, связанных с допрофессиональной подготовкой обучающихся.

Основа уроков литературы - работа с текстом художественного произведения.

С учетом образовательно-воспитательных задач предмета курс литературы в делится на 3 этапа.


































9 класс.

№ п/п

Тема

Элемент профилизации

1

Литература- это «учебник жизни»

Отзыв на любое произведение детективного жанра.

2

Жизненный подвиг А.Н. Радищева

Политический диспут « Суд над Радищевым» (защитники и обвинители)

3

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество.

Ссылка на биографический материал ( служба в министерстве юстиции).

4

А Грибоедов « Горе от ума». Молчалин: за и против.

Литературный суд над Молчалиным.

5

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Биографическая ссылка (создание тайной полиции. Начальник полиции -Бенкендорф).

Литературная игра- следствие по делу дуэли Ленского и Онегина.

6

Вн.чт. А.Приставкин «Ночевала тучка золотая».

Связь с современностью. Диспут на тему « Национальное самосознание».

7

М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени». Образ Печорина.

Литературный суд над Печориным.

8

Вн. Чт. Ч. Айматов «Материнское поле», «Джамиля» и др.

«За все в ответе». Воспитание ответственности в будущих правозащитниках.

9

Н.В. Гоголь « Мертвые души». Губернское общество в изображении Н.В. Гоголя.

Анализ эпизодов. Ознакомление учащихся с административно-территориальным делением России I половины XIX века.

10

Н.В. Гоголь «Шинель».

Анализ эпизода «История преступления».

















№п/п

Тема

Элемент профилизации

1

Русская литературно-критическая и философская мысль II половины XIX века.

Анализ политической обстановки II половины XIX века.

2

Внеклассное чтение. Литературно-художественные журналы XXI века.

Обзор современных журналов. « Человек и закон», «Милиция», «Юридическая юстиция».

3

А.Н. Островский «Банкрот»

Раскрытие понятия «долговая яма».

4

И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Литературная викторина « Узнай героя по описанию» (нахождение особых примет литературных героев).

5

Н.С. Лесков « Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»

Литературная игра. Задача - найти состав преступления в действиях героев и квалифицировать его по современному УК РФ.

6

Жизненный подвиг Н.Г. Чернышевского.

Реферат «Годы ссылки и каторги», рассмотреть систему исправительно-трудовых учреждений России II половины XIX века.

7

М.Е. Салтыков –Щедрин- «прокурор общественной жизни».

Ссылка на биографический материал (служба в министерстве внутренних дел).

8

М.Е. Салтыков Щедрин «история одного города».

Анализ эпизодов. Изображение градоначальников. Изображение административного управления России II половины XIX века.

9

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.

Ссылка на биографический материал (учеба в КУ на юрфаке).

10

Л.Н. Толстой «Воскресение» (обзор).

Анализы сцены « Суд над Катюшей Масловой». Состав суда присяжных в России II половины XIX века.

11

Л.Н. Толстой «Война и мир».

Анализ эпизода «Работа Андрея Болконского над составлением свода законов под управлением Сперанского».

12

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Интегрированный урок литература-право.

13

Р. Бредбери «Наказание без преступления»

Литературный диспут.

14

Вн. Чт. В. Астафьев «Печальный детектив»

Обзор произведения « Герой своего времени» (образ милиционера в современной литературе).

15

Вн. Чт. Современная поэзия.

Чтение наизусть стихотворения о милиции.

16

Вн. Чт. В. Шукшин. Тема нравственного выбора в рассказах Шукшина.

Обзор киноповести «Калина красная» и др.

17

В. Гете «Фауст».

Литературный Диспут « История одного преступления».

18

Мастера зарубежного детектива. ( Агата Кристи, Ж. Сименон, К. Доил).

Обзор произведений ( по выбору обучающихся).



10 класс.

№п\п

Тема

Элемент профилизации

1

«На рубеже веков».

Анализ политической обстановки в начале XX века.

2

Проза начала XX века. Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество.

Ссылка на биографический материал (учеба на юрфаке ПУ, служба помощником присяжного поверенного в суде Москвы).

3

Поэзия Серебряного века. А. Ахматова.

К.Д. Бальмонт

А.А. Блок

Н.С. Гумилев

Ссылка на биографический материал: учеба на юрфаке Высших женских курсов в Киеве; учеба на юрфаке МУ; 1 1898-1901 гг. учеба на юрфаке ПУ; учеба на юрфаке ПУ.

4

С. Есенин

В. Маяковский

Сбор фактов по расследованию гибели поэтов (сообщения, рефераты).

5

М. Горький «На дне». Ранние рассказы Горького.

Семинар «Бывшие люди» (связь с современностью).

6

«Время и человек». (Восприятие революции).

Ознакомление обучающихся с очерками.

А. Блока « Интеллигенция и литература»

И. Бунина « Окаянные дни»

М. Горького « Несвоевременные мысли».

7

Сатирическое изображение государственного устройства. Время писателей с «перепуганной душой» М. Зощенко. Рассказы; М. А. Булгаков «Собачье сердце».

И. Бабель «Одесские рассказы»

Обзор произведений. Анализ системы подавления политической свободы людей.

8

М. А. Булгаков « Мастер и Маргарита».

Литература игра «Следствие ведут знатоки».

9

Тема войны.

Б. Васильев « А зори здесь тихие»

В. Кондратьев « Сашка»

К. Воробьев «Это мы, господи…»

В. Быков «Сотников»

В. Распутин « Живи и помни»

М. Карим « Помилование»

Беседа по прочитанным произведениям с акцентом на проблемы нравственного выбора, личной свободы, долга перед Родиной.

10

В. Астафьев «Людочка»

В. Распутин «Пожар»

Р. Кутуй « Такая жизнь»

Ч. Айматов « Буранный полустанок»

Диспут « Гибель нравственности ведет к преступлению»

11

В. Распутин «Прощение с Матерой»

Ч. Айматов «Плаха»

Беседа о необходимости защиты природы (связь с работой экологической милиции).

12

А. Солженицын « Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича».

Обзор произведений. Ознакомление учащихся с деятельностью НКВД и системой органов исправительной власти в СССР.

13

Внеклассное чтение.

Н. Леонов «Профессионалы»

Конференция по произведениям.

14

Внеклассное чтение.

Работа челнинской милиции.

Обзор издания «25 лет на страже правопорядка». Экскурсия в нотариальную контору, в музей УВД, в КЮИ. Классный час « Суд над наркоманией». Встречи с сотрудниками МВД.


Современный детектив.

  1. Н. Модестов « Москва бандитская»

  2. А. Константинов «Бандитский Петербург»

  3. К. В. Евграфов «Цена страха»

  4. Д. Корецкий «Опер по прозвищу Старик»

  5. Н. Ф. Иванов «Наружка»

  6. А. С. Серый «Предав однажды».

Программа профилизации по русскому языку и литературе (9-11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

                                           Пояснительная записка.

Курс литературы 9-11 классах основывается на профилизации обучения кадетов.

Цель изучения литературы - приобщение обучающихся к русской классической, современной и зарубежной литературе; развитие духовного мира человека; создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

В программе последовательно осуществляется изучение современной русской и татарской литературы на основе профессиональной подготовки обучающихся.

При ознакомлении процесса взаимосвязи русской и татарской литературы учитывается горьковская традиция в автобиографических произведениях М. Гафури; рассматривается проблема нравственного выбора в творчестве В. Распутина, В. Астафьева, М. Карима; глубоко анализируется военная тематика.

Материалы литературных связей рекомендуется использовать при изучении как монографических, так и обзорных тем.

В зависимости от темы учитель более подробно останавливается на эпизодах, связанных с допрофессиональной подготовкой обучающихся.

Основа уроков литературы - работа с текстом художественного произведения.

С учетом образовательно-воспитательных задач предмета курс литературы в  делится на 3 этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Юлдашева Элеонора Хуснулловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 372
Номер материала 42635
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓