Управление
образования администрации
Советского
муниципального района Саратовской области Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа
с.Мечетное
Советского района Саратовской области 413223. Саратовская область.
Советский район, с. Мечетное, ул. Школьная, д.11. Т. 8(845-66)6-82-64
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
«РУКА
ПОДДЕРЖКИ»
Педагога -
психолога
Иешкиной
Анастасии Александровны
Ф.И.О.,
категория
2014-2016
ГОД
1. Пояснительная
записка:
Данная
программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы
по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в
общеобразовательном учреждении.
Целью
данной программы является профилактика суицидов и
суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Задачи:
-
создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
групп;
-
изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с
последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
-
обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
-
сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
Принципы реализации программы.
·
Принцип ценности личности, заключающийся в
самоценности ребенка.
·
Принцип уникальности личности, состоящий в признании
индивидуальности ребенка.
·
Принцип приоритета личностного развития, когда
обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого
ребенка.
·
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого
ученика.
·
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного
процесса.
Актуальность программы:
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно
искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к
миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за
последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных
самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских
подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.
Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных
случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел
показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за
конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного
поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости
и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на
самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и
протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются
на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от
одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.
Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и
самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека,
внутриличностные конфликты и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными,
ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием
непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое
построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним
миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную
жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная
психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной
ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Срок
реализации программы: 2 года (2014-2016 уч.г.)
Исполнители:
Зам.
Директора по ВР – О.Н. Леонова
Социальный педагог - Л.Н. Морковкина
Педагог – психолог – А.А. Иешкина
2. Содержание
программы:
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным
исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со
стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы,
нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение
каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое
оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством
его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и
примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения
следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека,
не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни,
не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является
покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием
социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального
климата.
Суицидальные замыслы – это
активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству,
глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность
человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность
человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и
взаимодействовать с ними.
Основные направления деятельности:
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной
дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной
психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.
- Работа с педагогическим составом.
- Работа с родителями.
Ресурсное
обеспечение:
Кадровый
состав: администрация, учителя – предметники, классные руководители,
учащиеся, родители, социальный педагог, психолог.
Материальная база: кабинет психолога,
дидактический материал.
Литература:
·
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный
психолог, 2005, №1
·
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без
драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
·
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни”
// Школьный психолог, 2005, №5.
·
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам
// Школьный психолог, 2007, №4 (16).
·
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия
для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков
здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
·
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и
формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников //
Школьный психолог, 2005, №2
·
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра
для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха”
// Школьный психолог, 2006, №15.
·
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог,
2001, №10, 12, 16, 19.
·
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный
психолог, 2005, №10.
·
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками
“группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
·
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой.
1984. – 797 с.
·
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог,
2006, №18.
·
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации.
Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
·
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры,
в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
·
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов //
Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
·
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический
взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
·
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними //
Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
·
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
·
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов
саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
·
Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12
лет.
3.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять
социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с
девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать
работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Достоинства
программы
·
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения
школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению
каждого ученика;
·
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному
руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в
системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
·
В создании условий для своевременной корректировки выявленных
психологических проблем и совершенствования и оптимизации
учебно-воспитательного процесса.
Наибольший
эффект программа может иметь, реализованная как целостная
система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и
родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде,
включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное
психологическое здоровье.
Внешний вид и поведение
|
·
Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
·
Гипомимия
·
Амимия
·
Тихий монотонный голос
·
Замедленная речь
·
Краткость ответов
·
Отсутствие ответов
·
Ускоренная экспрессивная речь
·
Патетические интонации
·
Причитания
·
Склонность к нытью
·
Общая двигательная заторможенность
·
Бездеятельность, адинамия
·
Двигательное возбуждение
|
Эмоциональные нарушения
|
·
Скука
·
Грусть
·
Уныние
·
Угнетенность
·
Мрачная угрюмость
·
Злобность
·
Раздражительность
·
Ворчливость
·
Брюзжание
·
Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
·
Чувство ненависти к благополучию окружающих
·
Чувство физического недовольства
·
Безразличное отношение к себе, окружающим
·
Чувство бесчувствия
·
Тревога беспредметная (немотивированная)
·
Тревога предметная (мотивированная)
·
Ожидание непоправимой беды
·
Страх немотивированный
·
Страх мотивированный
·
Тоска как постоянный фон настроения
·
Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
·
Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
|
Психические заболевание
|
·
депрессия
·
неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним
напряжением и тревогой
·
маниакально-депрессивный психоз
·
шизофрения
|
Оценка собственной жизни
|
·
Пессимистическая оценка своего прошлого
·
Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
·
Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
·
Отсутствие перспектив в будущем
|
Взаимодействие с окружающим
|
·
Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
·
Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия,
апелляция к врачу за помощью
·
Склонность к нытью
·
Капризность
·
Эгоцентрическая направленность на свои страдания
|
Вегетативные нарушения
|
·
Слезливость
·
Расширение зрачков
·
Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
·
Тахикардия
·
Повышенное АД
·
Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
·
Ощущение комка в горле
·
Головные боли
·
Бессонница
·
Повышенная сонливость
·
Нарушение ритма сна
·
Отсутствие чувства сна
·
Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
·
То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
·
Запоры
·
Снижение веса тела
·
Повышение веса тела
·
Снижение аппетита
·
Пища ощущается безвкусной
·
Снижение либидо
·
Нарушение менструального цикла (задержка)
|
Динамика состояния в течение
суток
|
·
Улучшения состояния к вечеру
·
Ухудшение состояния к вечеру
|
ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственный
|
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации.
|
В течение года
|
Психолог
Соц. педагог
|
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.
|
сентябрь
|
Соц. педагог
|
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями
социального риска.
|
В течение года
|
Психолог
Соц. педагог
|
Оказание
посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной
ситуации.
|
По запросу
|
Соц. педагог
|
Заседание
Совета профилактики
|
Один раз в четверть
|
Психолог
Соц. педагог
|
Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время
детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.
|
Каникулярное время
|
Соц. педагог
|
Организация работы с педагогами по профилактике
профессионального выгорания.
|
В течение года
|
Психолог
|
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников
УВП.
|
В течение года
|
Психолог,
Соц. педагог
|
Учащиеся
|
Психологические классные часы:
·
«Как научиться жить без драки» (3 кл,)
·
«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл, цель:
формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности),
·
«Мир глазами агрессивного человека» (8 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях:
8-11 классы.)
·
«Подросток и конфликты» (8-9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях:
8-11 классы.)
·
«Расскажи мне обо мне» (10-11 классы, Подростки ХХI века. «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»
(8-9 класс)
·
«Способы саморегуляции эмоционального состояния» (11 класс, ШП
№2 2006, №4 2005)
|
В течение года (по запросу)
|
Психолог
|
Правовые классные часы:
·
«Уголовная
и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);
·
«Права
и обязанности учащихся» (5-11 классы);
·
«Умей
сказать «нет»» (5-11 классы);
·
«Вредные
и полезные привычки» (5-11 классы)
|
В течение года (по запросу)
|
Инспектор ПДН
Соц. педагог
|
Формирование у учащихся позитивного образа Я (через уроки
психологии)
|
В течение года
|
Психолог
|
Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие
тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации)
|
сентябрь
|
Психолог
|
Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение
позитивному восприятию себя и другого человека)
|
октябрь
|
Психолог
|
Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии,
понимания другого, обучение сотрудничеству)
|
октябрь
|
Психолог
|
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских
отношений)
|
ноябрь
|
Психолог
Соц. педагог
|
Игра «В чем смысл жизни?" (10-11кл.)
|
В течение года
|
Психолог
|
Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование
навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс,
Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях:
8-11 классы.)
|
В течение года
|
Психолог
|
Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период
подготовки к ЕГЭ
|
Март-апрель
|
Психолог
|
Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности
в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами
самостоятельно, развитие эмпатии; 10 класс)
|
апрель
|
Психолог
|
Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости,
алкоголизма и табакокурения «Сталкер»
|
По запросу
|
Психолог
|
Педагоги
|
Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости
педагога
|
Один раз в месяц в течение года
|
Психолог
|
Информирование педагогов по теме «Возрастные
психолого-педагогические особенности подростков»
|
сентябрь
|
Психолог
|
Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида.
Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»
|
В течение года
|
Психолог
|
Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления
невротических расстройств у современных старшеклассников»
|
В течение года
|
Психолог
|
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»
|
В течение года
|
Психолог
|
Родители
|
Родительские собрания, лектории:
·
«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник,
подросток)»;
·
«Наши ошибки в воспитании детей»;
·
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи
подросткам в кризисных ситуациях»;
·
«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
·
«Родительская любовь»;
·
«Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
·
«Серьезный мир несерьезных подростков»;
·
« «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к
школе»;
·
«Понять. Простить. Принять»;
·
«Я бы в дворники пошел… или Как не отбить у детей желание
учиться»;
·
«О любви – взрослые и дети»;
·
«Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни»;
·
«Ваш ребенок—пятиклассник»;
·
«Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
·
«Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности
родителей и детей»;
·
«Курение
и статистика»;
·
«Давайте
будем учиться вместе со своими детьми»
|
По плану, по запросу
|
Психолог,
Соц. педагог
|
Диагностика
|
Учащиеся
|
Исследование социального статуса
|
ежегодно
|
Психолог
|
Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)
|
ежегодно
|
Психолог
|
Исследование уровня тревожности
|
ежегодно
|
Психолог
|
Определение личностных отклонений подросткового возраста:
·
ПДО по А. Е. Личко,
·
Опросник Басса-Дарки,
·
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.
|
По запросу
|
Психолог
|
Определение склонности к девиантному поведению
|
По запросу
|
Психолог
|
Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»
|
По запросу
|
Психолог
|
Родители
|
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями
и детьми:
·
Опросник
для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с
родителями и их причин
·
Опросник
родительского отношения (А.Варга, В.Столин)
|
По запросу
|
Психолог
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.