Программа
профилактики суицидального поведения (2011-2015гг)
Пояснительная
записка.
1.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ
МЕТОДАМИ
Семье и
отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного
образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом.
Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным
отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число
суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей.
Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является
одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место
среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин
потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62%
всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и
неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и
конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и
безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство
из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом,
против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило,
замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства
собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной
суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих
подростков, индивидуальные психологические особенности человека,
внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные
действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются
заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)
адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей
отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма
отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными,
неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие,
оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать
трагедий.
2.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная
программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы
по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в
общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо
Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению
профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю.
“Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006.
Цель
настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к
жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком
относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и
миром в целом.
Поставленная
цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- Изучение
теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии,
физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации
в работе с педагогами и родителями.
- Выявление
детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание
экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие
стрессового состояния.
- Изучение
особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью
своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в
психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создание
системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период
трудной жизненной ситуации.
- Привлечение
различных государственных органов и общественных объединений для оказания
помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
- Привитие
существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского
милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- Формирование
позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной
личности, но и других людей.
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Работа
с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но
имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа
с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа
с неблагополучными семьями.
4.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение
на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся
летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация
– двуединый
процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со
стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы,
нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее,
личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального
становления.
Социальная
среда – человеческое,
духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его
личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и
самореализации.
Суицид – самоубийство,
намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий
ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам
девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие
официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная
попытка – это
целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся
смертью.
Суицидальное
поведение
– волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на
самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально –
психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные
замыслы
– это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству,
глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный
риск
– склонность человека к совершению действий, направленных на собственное
уничтожение.
Суицидент
– человек,
совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность –
способность человека принимать других людей такими, каковы они есть,
сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Принцип
ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
- Принцип
уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности
ребенка.
- Принцип
приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как
самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип
ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
- Принцип
эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная
таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту
детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных
попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в
детско-родительской среде.
Достоинства
настоящей программы автор видит
- В
имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для
формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого
ученика;
- В
имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю,
учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с
учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- В
создании условий для своевременной корректировки выявленных
психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного
процесса.
Наибольший
эффект программа может иметь, реализованная как целостная система
совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей,
направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее
в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое
здоровье.
Литература
- Бережковская
Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
- Борщевицкая
Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный
психолог, 2006, №10.
- Галушина
Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный
психолог, 2005, №5.
- Зарипова
Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный
психолог, 2007, №4 (16).
- Кардашина
О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11
классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа
жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
- Кузнецов
Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических
расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
- Михайлова
Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов
среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” //
Школьный психолог, 2006, №15.
- Манелис
Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12,
16, 19.
- Мешковская
О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
- Николаева
Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска”
“Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
- Ожегов
С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
- Панченко
Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
- Профилактика
суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и
В.А.Тихоненко. М., 1980.
- Родионов
В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют
все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
- Савченко
М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог,
2005, №2, 3, 4
- Синягин
Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П ,
2006. – 176 с.
- Соболева
А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог,
2004, №40, 41, 42.
- Стишенок
И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
- Фоминова
А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального
состояния. Школьный психолог, 2006, №2
- Шашкова
З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный
психолог, 2002, №11.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.