Главная / Биология / Программа прикладного курса "Биохимия"

Программа прикладного курса "Биохимия"

ГУ «Аманкарагайская средняя школа имени Н. Островского отдела образования Аулиекольского района»

hello_html_6e9ea469.jpg









"Биохимия"

Учебная программа

прикладного курса для профильных классов



hello_html_m167a3d15.png








Составители: Баймухамедова Н.А.,

учитель химии высшей категории

Мажара Е.Г., учитель биологии

высшей категории.







с. Аманкарагай, 2012 год









Рецензент:

Важева Н.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии Костанайского государственного педагогического института.

Абдыкаликова К.А., кандидат химических наук, доцент кафедры химии Костанайского педагогического института.



Авторы УМК: Баймухамедова Ф.Р., Мажара Е.Г.

"Биохимия". Учебно – методический комплекс прикладного курса для 10 – 11 профильных классов.

Аманкарагай, 2012





Из курса биологии и химии достаточно сложным для изучения и понимания учащимися является раздел «Биохимия». Так как процессы жизнедеятельности изучаются и в курсе химии и в курсе биологии мы составили интегрированный прикладной курс для профильных классов естественно – математического направления.

Прикладной курс «Биохимия» представлен общими биохимическими вопросами, рассматриваются биохимический состав и процессы, характерные для растительных и животных организмов. В связи с формированием здорового образа жизни курс в большей степени ориентирован на биохимию человека.

В содержании занятий отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественно - научного образования.

Прикладной курс «Биохимия» составлен для профильных классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии и химии, несет профориентационную направленность.

Учебно – методический комплекс включает тематическое планирование, разработки занятий, прилагаются флипчарты, контролирующие тесты с использованием интерактивного оборудования Activote, видеоматериалы опытов.






ISBN 978-601-7418-00-7







с. Аманкарагай, 2012 год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Знания из области биохимии, раскрывающие значение различных химических процессов природного и антропогенного происхождения для существования живых организмов, служат своего рода мостом, соединяющим курсы химии и биологии, основой для практического применения химических знаний в повседневной жизни. По своей сути биохимические знания имеют обобщающий характер, поскольку, опираясь на важнейшие теории и законы химии, они раскрывают специфику проявления этих законов и теорий в биологических системах, т. е. на более высоком уровне организации материи.

Биохимия – это химия жизни, или, более строго, наука о химических основах процессов жизнедеятельности. Сфера биохимии столь же широка, как и сама жизнь. Всюду, где существует жизнь, протекают различные химические процессы.

Биохимия является базовой составляющей современной физико-химической биологии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние «полного физического, духовного и социального благополучия, которое не сводится к простому отсутствию болезней и недомоганий». Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде, обеспечивают его максимальную жизнеспособность и поддерживают физиологически нормальное состояние.

Основной целью обучения «Биохимии» является подготовка биологически грамотной личности, понимающей значение проблем сохранения здоровья, выяснения причин различных болезней и поиска путей их эффективного лечения.

При изучении биохимических процессов перед нами, прежде всего, стоят задачи:

  • раскрытие химической сущности процессов, происходящих в организме,

  • познание механизма химических реакций,

  • приобретения учащимися экспериментальных умений и навыков.

Из курса биологии и химии достаточно сложным для изучения и понимания учащимися является именно данный раздел. Так как процессы жизнедеятельности изучаются и в курсе химии и в курсе биологии мы составили интегрированный прикладной курс для профильных классов естественно – математического направления.

Прикладной курс «Биохимия» представлен общими биохимическими вопросами, рассматриваются биохимический состав и процессы, характерные для растительных и животных организмов. В связи с формированием здорового образа жизни курс в большей степени ориентирован на биохимию человека.

В содержании занятий отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественно - научного образования.

Данная программа разработана для ведения прикладного курса в 10 -11 классах профильного обучения естественно – математического направления, рассчитана на 17 часов в учебном году.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРИКЛАДНОГО КУРСА

Органические вещества клетки (1 час). Классификация органических веществ.

Белки. Аминокислоты, их свойства (1 час). Методы выделения и очистки белков. Молекулярный вес белков. Химические методы изучения белков. Аминокислоты. Формы белковых молекул. Современные представления о структуре белка. Физические и химические свойства белков. Качественные реакции на белки. Функции белков в организме.

Витамины (1 час). История открытия витаминов. Классификация витаминов. Витамины, растворенные в жирах, воде. Антивитамины. Коферментная функция водорастворимых витаминов.

Углеводы (1 час). Роль углеводов в питании. Превращение углеводов человека и животных. Нервно – гуморальная регуляция обмена углеводов у человека. Пути распада углеводов в организме. Анаэробный распад. Пентозный цикл. Цикл трикарбоновый. Глиоксилевый цикл у растений.

Липиды (1 час). Биологическая роль и распространение липидов. Распад жиров. Механизмы окисления липидов в тканях. Регуляция обмена липидов.

Нуклеиновые кислоты (1 час). Химический состав нуклеиновых кислот. Строение нуклеиновых кислот. Молекулярная структура нуклеиновых кислот. Основные типы РНК.

Взаимосвязь и регуляция обмена веществ (1 час). Энергетика обмена веществ. Обмен энергии. Свободная энергия. Центральная роль АТФ в биоэнергетике. Понятие об активировании органических соединений.

Энергетический эффект гликолиза и дыхания (1 час). Цитохромная система. Окислительное фосфорилирование. Взаимосвязь свободного и фосфорилирующего окисления в дыхательной цепи.

Гормоны (1 час). Особенности строения и работы желез внутренней секреции. Различие желез внутренней от желез внешней секреции. Роль гормонов в жизнедеятельности человека.

Фотосинтез (1 час). Фотосинтез у пурпурных бактерий. Хемосинтез.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Характеризовать:

  • Особенности питания, дыхания, выделения, транспорта веществ и энергии, фотосинтез;

  • Роль основных органических веществ в клетке;

  • Предмет и методы биохимии;

Называть:

  • Основные методы исследования организма;

  • Функции органических веществ в организме;

  • Химические процессы, протекающие в организме животных и человека.

Объяснять:

  • Взаимосвязь процессов обмена веществ;

  • Вредное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на живые организмы;

Делать выводы:

  • О единстве органического мира;

  • О процессах жизнедеятельности организмов.



  1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ


1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы 3-е изд. – М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 816 с. Биология: Школьный курс. М.: АСТ – ПРЕСС, 2000. – 576с. – Универсальное учебное пособие

2. Высоцкая Л.В., С.М.Глаголев, Г. М. Дымшиц и др Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. с углубл. изуч. М.: Просвещение, 1995. – 544с.

3. Гильманов М.К., Соловьева А.Р., Абшенова Л.У. Учебник 9 класс. Биология. Школьный курс. Алматы «Атамура» 2009,

4. Глинка. Учебник. Общая химия. М.: Просвещение. 1975.

5. Издательский дом «Первое сентября». 2003—2011

6. Интернет ресурсы: www.kollegi.kz, www.urok.kz, www.google.ru, www.proshkolu.ru, www.1september.ru, http://yandex.kz.

7. Касымбаева Т., Мухамбетжанов К. Учебник 10 класс. Биология. Школьный курс. Алматы «Мектеп» 2010,

8. Нурахметов Н. Химия 11 класс. Школьный курс. Алматы. Мектеп.2007.

9. Пацак Й. Органическая химия. Москва. Мир. 1986.

10. Полянский Ю.И. Учебник для 10-11 классов средней школы. М.: Просвещение, 1991. – 288с.

11. Сартаев А., Гильманов М. Учебник 10 класс. Биология. Школьный курс. Алматы «Мектеп» 2010.

12. Суровцева Р.П. Химия. 10-11 класс. Учебно – методическое пособие. М. Дрофа.2000.




Программа прикладного курса "Биохимия"
  • Биология
Описание:

Прикладной курс «Биохимия» представлен общими биохимическими вопросами, рассматриваются биохимический состав и процессы, характерные для растительных и животных организмов. В связи с формированием здорового  образа жизни курс в большей степени ориентирован на биохимию человека.

 В содержании занятий отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественно - научного образования.

Прикладной курс «Биохимия» составлен для профильных классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии и химии, несет профориентационную направленность.

 

 

Автор Мажара Елена Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 48748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓