Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма прикладного курса «Приуральеведение» 8-9 класс

Программа прикладного курса «Приуральеведение» 8-9 класс

Скачать материал

Содержание  

 

1.            Пояснительная записка .....................................................................2-6

2.            Содержание курса ..............................................................................7-11

3.             Учебно-тематический план курса ...................................................12-17

4.            Список используемой литературы...................................................18-19               

5.            Приложение               .......................................................................  20-32

­­­­­­­­­­­                                          

        

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикладной курс  " Приуральеведение"


                                    Пояснительная записка.
         Данная программа может быть использована в качестве прикладного курса направленного на  расширенное  изучение, приобретение знаний учащимися по географии, экологии, истории, своей местности в условиях предпрофильной  подготовки в 8 – 9 классах общеобразовательных школ. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.

         Знание особенностей своего края: природы и экономики,  поможет учащимся в условиях выбора профессии и определения дальнейшего жизненного пути полнее осознать необходимость личностного выбора. Курс может сыграть большую роль в социализации развивающейся личности, готовящейся к предстоящей трудовой деятельности: понимание проблем своего края и знание возможных вариантов их решения позволит учащимся обдуманно выбирать профессию, ориентируясь на экономическую ситуацию в области, в том числе и на состояние рынка труда.

         Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

          Программа прикладного курса "Приуральеведение" личностно-ориентированная.  Личное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.  Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий- актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты:  исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.  

          В основе преподавания программы лежит теоретические основы Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения. Основное содержание Программы представлено в контексте семи модулей, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи.

         Курс "Приуральеведение" может преподаваться в 8-9 классах в объеме 34 часов.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основная цель: создать условия для формирования у учащихся географического мышления, через знакомство с особенностями своей малой Родины, способствующее дальнейшей социализации личности ребенка.


Основные задачи:

1.   Расширить знания учащихся по географии своей области.

2.   Закрепить предметные навыки

3.   Развивать интерес учащихся к истории и географии своей области.

4.   Формировать знания учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу

5.   Способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни города; формировать осознанную необходимость бережного отношения наследия города; уважения к предкам и согражданам.

6.Создать условия для более эффективной профессиональной ориентации        учащихся.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны знать:

Особенности географического положения своей  области; основные формы поверхности и геологическую историю их образования, особенности залегания горных пород и полезных ископаемых; особенности физико-географического районирования; характеристики физико-географических районов; отраслевую структуру хозяйства; место ЗКО в хозяйстве области и республике Казахстан; название промышленных и сельскохозяйственных предприятий в прошлом и сейчас; экологическую ситуацию в области; меры по восстановлению благоприятной экологической ситуации; современные социально-экономические проблемы района и возможные сценарии их развития.

Учащиеся должны уметь:

Показывать на карте области границы района, определять координаты районного центра; анализировать физическую карту; оценивать состояние природных ресурсов и состояние окружающей среды; характеризовать и сравнивать географические объекты; выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на природный комплекс; сопоставлять развитие района в прошлом и настоящем; делать описание природных и экономических объектов; решать экономические задачи; работать с различными типами карт; работать со статистическими и информационными материалами; применять географические знания на уроках экологии, экономики, истории.
         За основу курса взято учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ Западно - Казахстанской области, "География  Западно-Казахстанской области" под редакцией   Галимов А.Г. Амельченко В.И.  Галимов М.А

Используемые технологии:

-     проектная

-     игровая;

-     ИКТ;

-     здоровьесберегающая;

-     Формы проведения занятий:

-     лекция;

-     беседа;

-     диалог;

-     семинар;

-     практикум;

-     экскурсия

-     видеоурок

-     викторина

Формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая

 Ожидаемые результаты:

 Личностные:

-     овладение на уровне общего системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Метапредметные:

-     умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-     умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;

-     Предметные:

-     овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения;

-     формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Система оценивания успешности прохождения курса.

В процессе изучения данного курса выполняются лекции, практикумы, семинары, тестирование. На итоговом уроке учащиеся выступают с защитой проектов по выбранной теме из курса. Рефлексия.

                                         

Ориентация на профессии: биолога, географа, геолога, эколога и т.д.

Межпредметная интеграция: биология, география, экология, экономика.                                                                                                                                          Формы организации курса: лекции, семинары, практические работы, презентации, тестировании.                                                                                                                 Формы завершения курса: круглый стол, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание    прикладного курса

Введение в курс  (1 час)

Вводное занятие. Цели и задачи курса   «Приуральеведение». Планирование работы.

Раздел 1. Физическая география Западно-Казахстанской области.  (17 часов)               

Географическое положение. История географического изучения. (3 часа)

История географического изучения территории.  Особенности географического положения  Западно - Казахстанской области. История заселения и хозяйственного освоения территории.

 

Практическая работа №1

Определение географических координат, протяженности  области с севера на юг, с запада на восток в градусах и километрах, площади области. Выявление соседей. Часовые пояса.  Оценка ГП района по картам и типовому плану.

 

Геотектонические структуры, сформировавшиеся в разные периоды на территории области. Полезные ископаемые. (3 часа)

 

Геологическое строение территории, рельеф. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, имеющие по запасам мировое значение, встречающиеся в Западном Казахстане. Геотектонические структуры, сформировавшиеся в разные периоды на территории области.

 

Практическая работа № 2  Определение на карте крупных форм рельефа. На физической карте ЗКО найдите самую высокую и самую низкую точку рельефа. Определение месторождений полезных ископаемых. Нанесите на контурную карту области полезные ископаемые по основным видам  и по их значению.

Климат, поверхностные и подземные воды. (3 часа)

Климат, поверхностные и подземные  воды. Факторы определяющие климат и погодные условия.  Особенности климата и агроклиматических ресурсов. Характеристика времен года.

Практическая работа № 3  Чтение климатических карт. Проведите анализ  климатических карт ЗКО и определите самое высокое значение летней и самое низкое значение зимней температур года. Организация наблюдения за погодой нашей местности. Характеристика основных сезонов года.

Почвенный покров. Растительный и животный мир. (4 часа)

Почвенный покров. Черноземы южные, каштановые почвы, бурые почвы, солонцы, пойменные почвы.  Растительный   и животный мир ЗКО. Зона настоящих степей, зона типчаковых степей. Многообразие животного мира, птицы степей и пустынь, птицы водоемов, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые. Описание охото-промысловых видов животных ЗКО.

Практическая работа № 4  Анализ карты растительности. Описание растительности в окрестностях школы. Сбор гербария. Анализ карты животного мира в атласе ЗКО.

 

Физико-географические районы области (4 часа)

Физико-географические районы области. Сухостепной район, засушливый степной, Аралсор-Узеньский  или западный, полупустынный, Кушум- Уральский или восточный, полупустынный. Рын-пески или Нарынский пустынный. Рациональное использование  и охрана природных ресурсов Западно - Казахстанской области. Факторы, влияющие на стабилизацию окружающей природной среды и равновесия ее компонентов  и рациональное использование ресурсов.

Практическая работа № 5. Используя текстовой материал в учебнике и карту Охрана природы ЗКО, нанесите на контурную карту распространения редких и исчезающих видов растений и животных ЗКО.

Рациональное использование и охрана природных ресурсов Западно-Казахстанской области. Климатические ресурсы и охрана воздушного бассейна. Водные ресурсы,  земельные ресурсы, растительные ресурсы, ресурсы животного мира.

Раздел 2. Экономическая и социальная география Западно- Казахстанской области. Население.(2 часа)

Экономико-географическое положение.  Общая характеристика населения и хозяйства области. Население, динамика  численности населения, воспроизводство населения, миграция населения, заселенность территории, национальный состав населения, городское и сельское население, трудовые ресурсы,  демографическая ситуация области. Миграция населения, национальный состав населения.

Практическая работа № 6. Население ЗКО. Изображение способом картограммы плотности населения  в ЗКО.

Изображение структуры занятости населения области  по отраслям экономики в 2013-2014  году способом круговой диаграммы. Построение столбчатой диаграммы отражающей уровень безработицы, по области и отдельно по районам.

 

География народного хозяйства. Промышленность. (3 часа)

 Современное состояние экономики. География  хозяйства. Промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение  и металлообработка, Уральский арматурный завод, Уральский механический завод, Уральский ремонтный завод,  производство строительных материалов и строительная индустрия, производство товаров народного потребления.

 Практическая работа № 7. Промышленность.  Анализ карт, статистических данных, выявление информации в различных источниках для прогноза дальнейшего развития отраслей хозяйства. 

Агропромышленный комплекс. (2 часа)

Агропромышленный  комплекс, земледелие, зерновые культуры,  технические культуры, садоводство и бахчеводство, кормовые культуры. Животноводство, овцеводство, молочное скотоводство, коневодство,  верблюдоводство, свиноводство, птицеводство,  мукомольно - крупяная промышленность.

География транспорта. (3 часа)

Основные виды транспорта, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, речной транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт, транспортная инфраструктура. География внешне -экономических связей Западно- Казахстанской области.

Практическая работа № 8. Транспорт ЗКО. Нанесите на контурную карту основные магистрали ЗКО. Объясните их значение в развитии экономики области. Дайте экономико-географическое объяснение уменьшение роли речного транспорта и увеличение роли трубопроводного транспорта на территории области.

География внешне - экономических связей ЗКО. (1 час)

География внешне - экономических связей ЗКО. Экспорт продукции. Импорт товаров в ЗКО.

Рекреационные ресурсы (3 часа)

 Рекреационные ресурсы и охрана природы в ЗКО. Природные условия и ресурсы ЗКО  для развития туризма. Экологические проблемы. Заказники Республиканского значения.  

Практическая работа №9. На контурную карту нанесите заказники ЗКО.

Экономическое районирование ЗКО (1 час)

Экономическое районирование Западно- Казахстанской области. Северный экономический район. Приуральный экономический район. Юго- восточный экономический, Западный (Узеньский) экономический район.

Обобщение. Презентация. Защита проектов. Рефлексия. (1 час)

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематический план

 

№ п/п

№ п/п

Тема занятия

  Форма проведения

Дата

 

 

Введение 1ч

 

 

1

1

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива «Приуральеведение». Планирование работы.

Лекция. Презентация.

 

 

 

Раздел 1. Физическая география Западно- Казахстанской области. (17 часов)

 

 

 

 

Географическое положение. История географического изучения. (3часа)

 

 

2

1

Географическое положение.

Урок Презентация.

 

 

2

История географического изучения.

Урок презентация.

 

3

3

Практическая работа №1.

Определение географических координат, протяженности  области с севера на юг, с запада на восток в градусах и километрах, площади области. Выявление соседей. Часовые пояса.

Оценка ГП района по картам и типовому плану.

Прак. работа.

 

 

 

Геотектонические структуры, сформировавшиеся в разные периоды на территории области. Полезные ископаемые.

(3 часа)

 

 

4

1

Геологическое строение территории, рельеф. Полезные ископаемые.

Урок презентация.

 

5

2

Семинар: "Полезные ископаемые, имеющие по запасам мировое значение, встречающиеся в Западном Казахстане "

Семинарское занятие.

 

6

3

Практическая работа №2. Определение на карте крупных форм рельефа. На физической карте ЗКО найдите самую высокую и самую низкую точку рельефа. Определение месторождений полезных ископаемых. Нанесите на контурную карту области полезные ископаемые по основным видам  и по их значению.

Прак. работа.

 

 

 

Климат, поверхностные и подземные воды.

(3 часа)

 

 

7

1

Климат. Факторы, определяющие климат и погодные условия. Агроклиматические ресурсы. Характеристика времен года.

Урок Презентация.

 

8

2

Поверхностные и подземные  воды. Озера.

Урок

презентация.

 

9

3

Практическая работа №3.  Чтение климатических карт. Проведите анализ  климатических карт ЗКО и определите самое высокое значение летней и самое низкое значение зимней температур года. Организация наблюдения за погодой нашей местности. Характеристика основных сезонов года.

Прак. работа.

 

 

 

 

Почвенный покров. Растительный и животный мир. (4 часа)

 

 

10

1

Почвенный покров

Урок Презентация.

 

11

2

Растительный и животный мир.

 

 

Урок

презентация.

 

12

3

Семинар: "Описание охото-промысловых видов животных ЗКО"

Семинарское занятие.

 

13

4

Практическая работа №4.

Анализ карты растительности.

Описание растительности в окрестностях школы. Сбор гербария. Анализ карты животного мира в атласе ЗКО.

Прак. работа.

 

 

 

Физико-географические районы области

 (4 часа)

 

 

14

1

Физико-географические районы области.

Урок Презентация.

 

15

2

Рациональное использование  и охрана природных ресурсов Западно- Казахстанской области.

Урок

презентация.

 

16

3

Семинар: "Факторы, влияющие на стабилизацию окружающей природной среды и равновесия ее компонентов  и рациональное использование ресурсов"

Семинарское занятие.

 

17

4

Практическая работа № 5. Используя текстовой материал в учебнике и карту "Охрана природы ЗКО", нанесите на контурную карту распространения редких и исчезающих видов растений и животных ЗКО.

Прак. работа.

 

 

 

Раздел 2. Экономическая и социальная география Западно - Казахстанской области. (17 часов)

 

 

 

 

Население. (3 часа)

 

 

18

1

Население. Динамика численности населения. Воспроизводство.

Урок Презентация.

 

19

2

Миграция населения, национальный состав населения. Городское и сельское население.

Урок

презентация.

 

20

3

Практическая работа № 6  Плотность населения. Изображение способом картограммы плотности населения  в ЗКО.

Изображение структуры занятости населения области  по отраслям экономики в 2013-2014  году способом круговой диаграммы.

Построение столбчатой диаграммы отражающей уровень безработицы, по области и отдельно по районам.

Прак. работа.

 

 

 

География народного хозяйства. Промышленность. (3 часа)

 

 

21

1

Промышленность. Топливно-энергетический комплекс.

Урок Презентация.

 

22

2

Машиностроение и металлообработка. Производство строительных материалов и строительная индустрия.

Урок

презентация.

 

23

3

Практическая работа № 7. Анализ карт, статистических данных, выявление информации в различных источниках для выявления пространственных различий в хозяйстве дальнейшего развития отраслей хозяйства. 

Прак. работа.

 

 

 

Агропромышленный комплекс. (2 часа)

 

 

24

1

Агропромышленный комплекс. Земледелие.

Урок Презентация.

 

25

2

Животноводство.

Урок

презентация.

 

 

 

География транспорта. (3 часа)

 

 

26

1

Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт.

Урок Презентация.

 

27

2

Речной транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт.

Урок

презентация.

 

28

3

Практическая работа № 8.  Транспорт ЗКО. Нанесите на контурную карту основные магистрали ЗКО. Объясните их значение в развитии экономики области. Дайте экономико-географическое объяснение уменьшение роли речного транспорта и увеличение роли трубопроводного транспорта на территории области.

Прак. работа.

 

 

 

География внешне - экономических связей ЗКО. (1 час)

 

 

29

1

География внешне - экономических связей ЗКО.

Лекция. Презентация.

 

 

 

Охрана природы ЗКО. (3 часа)

 

 

30

1

Охрана природы ЗКО.  Экологические проблемы.                                                                                           

Урок Презентация.

 

31

2

Заказники Республиканского значения.  

Урок

презентация.

 

32

3

Практическая работа №9. На контурную карту нанесите заказники ЗКО.

Прак. работа.

 

 

 

Экономическое районирование ЗКО (1 час)

 

 

33

1

Северный экономический район. Приуральный экономический район. Юго-Восточный экономический район. Западный (Узеньский) экономический район.

Урок

презентация.

 

34

1

Обобщение. Презентация. (1 час)

Презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.   Амельченко В.И.,Коспанов А.К. Орал облысы ауыл шаруашылығының жергілікті ерекшеліктері.- Уральск, 1990.

2.   Бейсенова А. Карпеков К.  Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса общеобразовательной школы.- Алматы: Атамұра, 2004.

3.   География в школах и вузах Казахстана. Республиканский научно- методический журнал. 2013-2014г.г.

4.   Ғалымов А.Ғ. Батыс Қазақстан облысының географиясы. Алматы  Рауан,1994.

5.   Камалов С.М. Ли К.А. География размещения месторождений полезных ископаемых Уральской области и их народнохозяйственное значение.- Уральск, 1992.

6.   Краткие итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан.- Алматы, 1999.

7.   Ли К.А., Фомин ,В.П Краеведение и развитие туризма в Приуралье.- Уральск,1995.

8.   Москалев Г.Е., Таранов А.Г. Природа Уральской области.- Саратов: изд-во Саратовского университета,1985.

9.   Парфенова А.Я, География сельского хозяйства Уральской области.-Уральск, 1990.

10.            Природа, население и хозяйство Западно-Казахстанской области. Коллектив авторов кафедры географии  ЗКГУ.- Уральск, 1998.

11.            Природно-ресурсный потенциал и проектируемые объекты заповедного фонда Западно- Казахстанской области. Коллектив авторов  естественно-географического факультета ЗКГУ ,- Уральск, 1998.

12.            Усиков В.В. Экономическая  и социальная география Казахстана. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы.- Алматы: Атамұра, 2013.

13.   Чибилев А.А. Река Урал.- Ленинград: Гидрометеоиздат,1987.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Занятие № 1

Практическая работа № 1

 

Определение географических координат, протяженности  области с севера на юг, с запада на восток в градусах и километрах, площади области. Выявление соседей. Оценка ГП района по картам и типовому плану. Определение географических координат крайних точек, протяженности области с севера на юг в градусах и километрах. Часовые пояса.

Цели работы: 1. Выявить особенности физико-географического положения  Западно- Казахстанской области.

2.   Научиться определять физико-географического положения Западно-Казахстанской области по плану, используя карты атласа.

3.   Закрепить умение определять географические координаты точек, протяженность области с севера на юг в градусах и километрах.

4.   Установить влияние физико-географического положения на природу области.

Последовательность выполнения работы

Определите географическое положения Западно-Казахстанской области, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения области сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

План определения физико-географического положения ЗКО

1. Определение географических координат;

2. Определение протяженности  области с севера на юг, с запада на восток в градусах и километрах, площади области.

3. Выявление соседей.

4. Оценка ГП района по картам и типовому плану.

 5. Определите какие области расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

6. На контурной карте подпишите близлежащие области, реки и озера.

7. Определите на каком часовом  поясе расположена область.

Сделайте вывод о величине и протяженности области, особенностях физико-географического положения ЗКО, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

ПРИРОДА  И  ХОЗЯЙСТВО  ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ  ОБЛАСТИ  РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

Географическое положение

 

Западно-Казахстанская область расположена на северо-западной части Республики Казахстан и является воротами в центральные и южные области республики и в государства Средней Азии. Область граничит с пятью областями Российской Федерации: Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Самарской и Саратовской областями и имеет протяженность внешних границ в 1532 км. Внутри республики область граничит с Актюбинской и Атырауской областями.

Территория области 151,3 тыс кв.  км,  что  составляет  5,9  %  территории  республики.  Западно-Казахстанская  область  вытянута  с  севера  на  юг  на  425  км  и  с  запада  на  восток  на  585  км.  Территория  области  сопоставима  с  территориями  крупных  европейских  государств.  Однако,  среди  14  областей  Республики  Казахстан,  Западно-Казахстанская  область  по  площади  занимает  всего  лишь  8-е  место. 

Население  области  604,3 человек, в том числе городское 257,3 тыс. человек(42,6%), сельское 347,0 тыс. человек (57,4 %). 

 Плотность  населения  в  среднем  4  человека  на  1  кв.  км.

Административным  центром  является  город  Уральск.  Область  образована  10  марта  1932  года  и  подразделена  на  12  административных  районов,  2  города,  4  поселка,  159  сельских  округов,  521  населенных  пунктов.

Уникально  географическое  положение  области,  она  находится  в  центре  Евразии.  Близко  расположена  к  крупным  экономическим  и  культурным  центрам  Восточной  и  Западной  Европы.  Использование  реки  Урал  для  выхода  в  страны  Каспийского  бассейна,  определяют  ее  стратегическое  значение  для  всей  Республики  Казахстан. 

Рельеф  территории  области  является  составной  частью  Восточной  Европы,  представляет  собой,  в  основном,  равнинную  территорию,  понижающуюся  с  северо-востока  на  юго-запад,  разделенных  на  пять  геоморфологических  районов.

На  территории  области  выявлены  месторождения  газа  и  газового  конденсата,  нефти,  боратовых  руд,  горючих  сланцев,  калийно-магниевых  солей,  цементного  сырья,  керамзитовых  глин,  строительного  и  аллювиального  песка.  Имеющиеся  запасы  позволяют  вести  их  промышленную  разработку  и  использование  на  длительный  период.

На  территории  Западно-Казахстанской  области  с  севера  на  юг  в  почвенном  покрове  выделяются  следующие  типы  почв:  черноземы  южные,  темно-каштановые,  каштановые  и  бурые  почвы.  Преобладает  злаково-разнотравная,  злаково-полынная,  полынно-житняковая  растительность.

Климат  области  имеет  ряд  особенностей.  Он  резко  континентальный  с  холодной  зимой  и  жарким  сухим  летом,  поздними  осенними  и  ранними  весенними  заморозками,  зимними  оттепелями  и  недостаточным  неустойчивым  атмосферным  увлажнением.

Формирование  климата  происходит  под  воздействием  континентальных  воздушных  масс  умеренных  широт,  однако  свободно  проникают  как  арктические,  так  и  тропические  воздушные  массы  Средней  Азии.  Изотермы  января  –11о,  июля  +24оС,  годовое  количество  осадков  выпадает  в  среднем  300  мм.  Часто  случаются  засухи. 

В  области  отмечаются  опасные  метеорологические  явления:  засуха,  пыльные  и  песчанные  бури,  град,  метели  с  заморозками,  гололед.

Реки  Западно-Казахстанской  области  насчитывают  около  200  рек  и  речек,  общая  длина  которых,  не  считая  реку  Урал,  равна  4600  км.  Главной  рекой  области,  пересекающей  ее  с  севера  на  юг,  является  река  Урал.  Эта  река  берет  начало  в  Уральских  горах  на  высоте  более  600  м.  Общая  длина  реки  Урал  равна  2354  км,  а  в  пределах  территории  области  —  500  км.  Урал  протекает  по  Прикаспийской  низменности  и  впадает  в  Каспийское  море.  Питание  рек  смешанное:  снеговое,  подземные  воды  и  атмосферные  осадки.

На  территории  области  насчитывается  3260  озер,  общая  площадь  равна  960  км2.  Но  из  такого  большого  числа  всего  лишь  84  озера  имеют  площадь  более  1  км2.  В  летний  сезон  водная  поверхность  озер  резко  сокращается,  а  малые  озера  к  концу  лета  вовсе  пересыхают.  Больше  всего  озер  пойменного  типа  имеется  в  долине  реки  Урал.  Это  обычно  озера-старицы,  образованные  в  старых  меандрах  русла.

Самым  большим  озером  является  озеро  Челкар,  которое  находится  в  70  км  к  юго-востоку  от  города  Уральска.  Площадь  этого  озера,  даже  в  очень  засушливые  годы,  превышает  191  км2.  Это  связано  с  тем,  что  сооружен  подпитывающий  канал  из  реки  Урал  в  озеро.  Из  Челкара  вытекает  река  Солянка  —  приток  реки  Урал,  которая  в  годы  высоких  разливов  реки  Урал  меняет  свое  направление  и  течет  не  из  озера,  а  наоборот  —  из  реки  Урал  в  озеро.

Озеро  Челкар  богато  рыбой.  Из  него  производят  вылов  леща,  сазана,  окуня,  щуки,  сома.  Учеными  и  практиками-рыбоводами  ведутся  серьезные  работы  по  увеличению  рыбных  ресурсов  этого  озера.

Западно-Казахстанская  область  расположена  в  степной  и  полупустынной  природной  зоне.  В  области  насчитывается  1100  видов  растений,  но  в  последние  годы  уменшаются  площади  под  ценными  кормовыми  культурами,  которые  вытесняются  другими,  менее  ценными  видами.  Это  происходит  не  только  в  результате  перевыпаса,  но  и  от  воздействия  вредных  веществ,  содержащихся  в  нижних  слоях  атмосферы.

В  «Красную  книгу»  республики  занесены  редкие  для  нашей  области  растения:  сосна  и  ландыш,  катрань  татарская,  тюльпан  Шренка,  водяной  орех,  белая  кувшинка,  клевер  Комарово  и  другие  растения.  Эти  виды  находятся  на  грани  полного  уничтожения  и  требуют  к  себе  особого  бережного  отношения.

Животный  мир  области,  который  насчитывает  500  видов  животных,  из  них:  345  видов  —  птиц  и  70  видов  —  млекопитающие.

Сохранению  и  приумножению  ресурсов  животного  мира  помогают  Бударинский  и  Жалтыркулский  зоологические  заказники,  Кирсановский  государственный  комплексный  заказник  и  другие  объекты  природно-заповедного  фонда  области.

По  характеру  природных  ресурсов  и  преимущественно  развитым  отраслям  экономики  область  можно  разделить  на  две  части:

·северная:  размещаются  предприятия  нефтегазовой  промышленности,  машиностроения  и  металлообработки,  пищевой  промышленности,  развита  промышленность  строительных  материалов  и  индустрии,  производства  зерна,  развито  молочно-мясное  скотоводство,  свиноводство  и  птицеводство;

·южная:  ремонт  сельскохозяйственных  машин,  производство  местных  строительных  материалов,  развито  мясное  скотоводство,  пастбищно  мясное  и  мясосальное  овцеводство,  табунное  коневодство.

Сельское  хозяйство  традиционно  специализируется  на  производстве  зерна  и  животноводческой  продукции.  В  растениеводстве  наряду  с  зерном  выращиваются  масличные,  крупяные  культуры,  производится  картофель,  овощи,  бахчевые  и  фрукты.  Для  развития  зернового  производства  область  располагает  необходимыми  земельными  ресурсами.  В  сельскохозяйственной  зоне,  наиболее  благоприятной,  для  ведения  земледелия  находится  около  1  млн.  гектаров  плодородной  залежи.  Природно-климатические  условия  этой  зоны  позволяют  выращивать  твердые  и  сильные  сорта  пшеницы  с  высоким  содержанием  белка  и  клейковины,  которые  пользуются  повышенным  спросом  на  мировом  рынке.  Это  не  заменимое  сырье  для  выпуска  макаронных  изделий  высокого  качества.

В  животноводстве  основными  отраслями  являются  скотоводство  и  овцеводство,  дополнительными:  свиноводство,  коневодство,  верблюдоводство  и  птицеводство.  Наличие  12,4  млн.  гектаров  пастбищ  и  сенокосов  в  центральной  и  южной  части  области  позволяет,  наряду  с  крупнорогатым  скотом,  развивать  верблюдоводство,  коневодство,  овцеводство  и  производить  в  больших  объемах  и  низкими  затратами  мясо,  шерсть  и  кожевенное  сырье.

В  пригородной  зоне  для  обеспечения  городов  Уральска  и  Аксая  предусмотрено  развитие  крупнотоварного  молочного  производства  в  Зеленовском,  Теректинском,  Таскалинском  и  Бурлинском  районах.

Промышленность  области  представлена  361  предприятием  преимущественно  частной  формы  собственности.  Основу  ее  составляют  предприятия  горнодобывающей,  машиностроительной,  энергетической,  пищевой,  деревообрабатывающей  и  металлообрабатывающей  отраслей,  а  также  предприятиями  легкой  промышленности  и  строительных  материалов.  Ежегодно  наращиваются  объемы  производства  промышленной  продукции.  В  развитии  экономического  потенциала  ведущее  место  занимает  разработка  Карачаганакского  нефтегазоконденсатного  месторождения,  открытого  в  1979  году.  Промышленная  эксплуатация  ведется  с  1984  года.  Разработкой  данного  месторождения  занимается  Альянс  в  составе  компаний:  «Aджип»,  «Бритиш  Газ»,  «Лукойл»,  «Tексако».

На  развитие  транспорта  и  формирование  грузовых  потоков,  проходящих  через  территорию  Западно-Казахстанской  области,  оказывает  влияние  близость  индустриально  развитых  Уральского  и  Поволжского  экономических  районов,  положение  между  государствами  Средней  Азии  и  Центральной  Россией,  которые  обмениваются  между  собой  значительными  потоками  грузов.

Железнодорожная  магистраль  проходит  по  северной  части  области,  соединяя  ее  с  Россией  и  соседней  Актюбинской  областью.  Общая  протяженность  желенодорожных  путей,  проходящих  по  территории  области,  составляет  430,7  км.  Протяженность  автомобильных  дорог  общего  пользования  по  области  составляет  5472  км.  Дороги  области  связаны  с  сетью  автодорог  соседних  областей  Российской  Федерации.

Географическое  место  расположение  реки  Урал  на  стыке  Европы  и  Азии,  определяет  особенность  в  стратегическом  плане  —  возможности  выхода  страны  Каспийского  бассейна.  За  навигацию,  речной  флот  в  состоянии  перевозить  30—35  тыс.  тонн  нефтепродуктов,  1—1,5  млн.тонн  строительных  грузов  и  оказывать  услуги  по  перевозке  пассажиров  до  250  тыс.человек.

Уральский  аэропорт  является  крупным  авиационно-техническим  комплексом  с  современным  аэровокзалом,  пропускной  способностью  200  пассажиров  в  час,  имеет  Международный  терминал.

По  территории  области  пролегают  магистральные  газопроводы  «Средняя  Азия  —  Центр»,  «Оренбург  —  Новопсковск»,  «Союз»  их  протяженность  —  2781  км,  а  также  проходит  транзитный  нефтепровод  «Атырау  —  Самара»,  протяженностью  313  км.

В  области  насчитывается  26  установок  спутниковой  системы  связи,  160  АТС  общей  емкостью  81,3  тыс.  номеров.  Действует  сотовая  связь,  которая  обеспечивает  автороуминг  в  66  странах  мира.  Используются  Интернет,  электронная  почта  и  другие  общепринятые  средства  обеспечения  информации  и  связи.

Большие  природные  богатства,  выгодное  географическое  расположение,  разветвленные  хозяйственные  связи  со  многими  городами  России  и  другими  государствами  ближнего  и  дальнего  зарубежья,  создают  благоприятные  условия  для  успешного  развития  внешнеэкономической  деятельности.  Западно-Казахстанская  область  уверенно  выходит  на  мировой  рынок.  Сегодня  предприятия  региона  сотрудничают  с  50  странами  мира.

Сейчас  становится  понятно:  экология  —  одна  из  важных  составляющих,  устойчивого  развития  регионов  и  страны  в  целом.  Западно-Казахстанская  область  относится  к  более  благоприятному  по  экологическому  состоянию,  уровню.  В  области  уже  много  сделано  для  решения  экологических  проблем,  но  улучшения  экологической  ситуации  пока  не  происходит.  Введены  в  действие  программы  по  оздоровлению  окружающей  среды,  устанавливается  контроль  за  состоянием  леса. 

На  период  до  2015  года  ожидается  стабилизация  производства,  повысится  доля  фермерских  хозяйств,  развитие  малого  и  среднего  бизнеса,  улучшится  снабжение  качественной  водой,  повысится  уровень  газификации  области.  При  сохранении  дальнейшего  промышленного  роста  планируется  увеличение  объемов  перевозок  как  железнодорожным,  так  и  другими  видами  транспорта.  Демографическая  ситуация  стабилизируется  на  сегодняшнем  уровне. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание СЭЗ «Западные ворота Казахстана» на территории станции Озинки Саратовской области и административного центра Таскалинского района ЗКО

 

         Проект свободной экономической зоны (СЭЗ) «Западные ворота Казахстана» планируется создать на территории Таскалинского района Западно-Казахстанской области. На территории РК и РФ предполагается расположение только международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Таскала-Озинки», включающего в себя транспортно-логистический центр класса «А». В свою очередь, казахстанская часть МЦПС входит в состав СЭЗ.

Реализация в ЗКО проектов в сфере нефтегазового машиностроения

         В соответствии с Постановлением правительства № 633 от 25 июня 2005 года «Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики» в области ведутся работы по созданию кластера «Нефтегазовое машиностроение», в рамках которого реализуется нижеследующие инвестиционные проекты предприятий машиностроения и металлургии, ориентированных на выпуск продукции для нефтегазовой отрасти:

-     На базе ТОО «Металлоизделия» – организация  производства услуг по горячему цинкованию металлоконструкции;

-     На базе АО «Приборостроительный завод «Омега»:

·     Организация производства установки питьевой воды для обеспечения технических нужд недропользователей;

·     Изготовление телекоммуникационной аппаратуры используемой в качестве производственно-офисных систем связи (малая АТС);

·     Изготовление приборов управления, контроля и телеметрии технологических процессов и оборудования;

-     На базе ПК «Литейно-механический завод» – производство  крутозагнутых труб диаметром от 57 до 273 мм, давлением до 160 кг/см²;

-     На базе АО «КазАрмапром» города Уральска:

·     Организация электроплавильного производства, в том числе высоколегированных сталей;

·     Производство устьевого оборудования;

-     На базе АО «Западно-Казахстанская машино-строительная компания» города Уральска:

·     Производство оборудования для газокомпрессорных станций и газоперекачивающих предприятий;

·     Производство оборудования для подготовки нефти;

·     Сервисных центров для «КазМунайГаз»;

-     На базе АО «Зенит» и АО «НИИ Гидроприбор» города Уральска – производство специальных морских судов и барж водоизмещением до 500 тонн;

-     На базе АО «Уральскагрореммаш»:

·     Производство специальной техники для перевозки воды и жидких нефтепродуктов на шасси автомобилей марки «ЗИЛ» и «КамАЗ»;

·     Создание региональной металлобазы для предприятий западного региона Казахстана;

·     Создание сети сервисных центров на крупных нефтегазовых месторождениях;

 

 

 

 

 

Конец формы

 

Тема: Поверхностные и  подземные воды. 
Цель
: Изучить особенности подземных и поверхностных вод, указать значение водных ресурсов. 
Задачи:

Обучающие: Знать особенности подземных вод. 
Понимать значение подземных вод в жизни человека, а также важность охраны водных ресурсов. 
Уметь показывать на карте районы расположения поверхностных и подземных вод в ЗКО. 

Развивающие: развивать познавательную самостоятельность, активность. географическое мышление, умение систематизировать материал;

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, интерес к предмету, любовь к природе, взаимоуважение, стремление к достижению своей цели.

Оборудование: учебник, дополнительный материал по теме, атласы, постер. 
Ход урока 
1. Вводно-мотивационный момент. 
«Круг радости» (посмотрели друг на друга и улыбнулись, взялись за руки, улыбнулись всем) 
2.Повторение. Проверка домашнего задания. 
«Кладезь мудрости», из коробочки достают по одному вопросу, составленному дома по параграфу и записанными на листочке. Отвечают на вопросы. 
3.Изучение нового материала. Вступительное слово учителя по теме: «Поверхностные и подземные воды»

 Работа по учебнику: Составить кластер в тетради «поверхностные воды».

Деление учащихся на группы.

Распределение заданий по творческим группам.

   І группа-  «Реки»

  ІІ группа- «Озера»

  ІІІ группа-  «Подземные воды»

4. Выступление групп

   І группа: Рассказывает о реках нашей области, объем стока всех рек, питании рек, половодья, о главной реке области Урал, средний годовой расход воды реки Урал, о продолжительности ледостава на реке Урал. О реках Большой Узень и Малый Узень. О реке Илек левого притока реки Урал.

 ІІ группа: Сообщает информацию об озерах области, о самом большом озере Шалкар- связанное с солянокупольной тектоникой, средней глубине озера, богатство рыбой, о работе по увеличению рыбных ресурсов этого озера. 

ІІІ группа: Рассказывает о подземных водах на территории  Западно- Казахстанской области. О существенных запасах подземных вод сосредоточенных в водоносных горизонтах из среднезернистых и крупнозернистых песков. Сообщают о гидрогеологических районах: Общий Сырт и  Подуральское плато,  Предсыртовый уступ, Прикаспийская низменность.

Проверка знаний: 1. На основе физической карты Казахстана сравните ресурсы поверхностных вод Западного Казахстана с соседними: Актюбинской, Атырауской, и Мангистауской областями.

2.Обсудите в парах, какие меры необходимо принимать для охраны водных ресурсов. Запишите в тетрадь. Затем на постер, записываем от каждой пары по решению. Получается один общий постер.

5. Закрепление.
«Толстые и тонкие вопросы» (составить по теме 2 вопроса низкого порядка и 2 вопроса высокого порядка) 
Один из пары задаёт вопросы, другой паре. 
Составьте синквейн: Подземные воды. Поверхностные воды. (индивидуально) 
5.Домашнее задание:  составить по 6 вопросов (2 высокого порядка) 
Сообщение: Подземные и поверхностные воды своей местности. 
Творческое задание: Путешествие по подземной реке. 
6. Рефлексия. 
Самооценивание.( Урок мне …, я на уроке…, поэтому моя оценка…)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа прикладного курса «Приуральеведение» 8-9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Прикладной курс " Приуральеведение" Пояснительная записка. Данная программа может быть использована в качестве прикладного курса направленного на расширенное изучение, приобретение знаний учащимися по географии, экологии, истории, своей местности в условиях предпрофильной подготовки в 8 – 9 классах общеобразовательных школ. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда. Знание особенностей своего края: природы и экономики, поможет учащимся в условиях выбора профессии и определения дальнейшего жизненного пути полнее осознать необходимость личностного выбора. Курс может сыграть большую роль в социализации развивающейся личности, готовящейся к предстоящей трудовой деятельности: понимание проблем своего края и знание возможных вариантов их решения позволит учащимся обдуманно выбирать профессию, ориентируясь на экономическую ситуацию в области, в том числе и на состояние рынка труда. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, населения, культуры, проблемы экологии и экономики. Программа прикладного курса "Приуральеведение" личностно-ориентированная. Личное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий- актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 386 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.10.2020 212
    • DOCX 212 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорян Наира Арамовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорян Наира Арамовна
    Григорян Наира Арамовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96749
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 721 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 141 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек