Главная / Русский язык и литература / Программа прикладного курса по литературе в 6 - 7 классах "Античная литература"

Программа прикладного курса по литературе в 6 - 7 классах "Античная литература"

Программа элективного курса для учащихся 5-6 классов (68 часов)

«Миф, легенда и сказка в кино»

Пояснительная записка

Данный курс предполагает знакомство учащихся 5-6 классов с кинематографом как видом искусства. Необходимость такого знакомства обусловлена тем, что современный школьник соприкасается с кинематографом гораздо чаще, чем с любым другим видом искусства, будучи при этом совершенно не готов к его восприятию: кинематограф представляется ему развлекательным зрелищем, элементом массовой культуры, не требующим эмоционального или интеллектуального напряжения и сколько–нибудь серьёзного подхода. Задачей данного курса является изменить такое отношение к кинематографу, помочь учащимся выработать критерии, которые позволят им отличить подлинное произведение искусства от продукта массового потребления, обогатить их восприятие и научить ориентироваться в потоке качественной и некачественной кинопродукции.

В рамках первого года обучения (5 класс) учащимся сообщаются общие сведении об истоках и зарождении кинематографа, о превращении его из ярмарочного развлечения в искусство со своими выразительными средствами и собственным языком.

Учащимся сообщается о тесной связи кинематографа – с первых его шагов – с литературой и другими видами искусства. Цель таких сведений – создать представление о кинематографе как, с одной стороны, синтетическом, а с другой – самостоятельном искусстве, обладающим собственными средствами создания художественного образа.

Также кинематограф рассматривается как синтез искусства и технологии, где приоритет, безусловно, должен принадлежать искусству, технологии же – вспомогательная роль.

На втором году обучения (6 класс) учащиеся получают новые теоретические сведения, позволяющие расширить представление о средствах выразительности искусства кинематографа, знакомятся с основными художественными приёмами, используемыми режиссёром при создании кинофильма. В качестве вспомогательного материала предлагается для просмотра одна из серий документального фильма М.Скорсезе «Прогулки по американскому кино» - «Режиссёр как иллюзионист».

Предметом изучения являются художественные и анимационные экранизации сказочных сюжетов в первый год обучения, и кинофильмы, созданные по мотивам легенд и мифов – во второй год обучении. В этой части содержание курса находится в прямой связи с программой по литературе 5 и 6 классов, которая обращается к изучению сказки и мифа как жанров фольклора, а также с программой по истории древнего мира и средних веков.

Целью анализа кинофильмов является определение жанровой специфики, особые, чисто кинематографические, приёмы создания колорита атмосферы, характеров персонажей, а также рассмотрение того, как трансформируется литературный источник, будучи перенесённым на киноэкран.

Планируемый результат.

По завершении курса учащиеся должны научиться различать жанр кинематографа и литературный жанр, в частности, видеть и осознавать отличие киносказки от соответствующих жанров фольклора и литературы.

Содержание программы 5 класс (34 часа)

Тема 1. Начальные сведения из истории кинематографа (4 часа)

Первые попытки передать динамику с помощью изобразительных средств. Наскальная живопись. Искусство Древнего Египта. Росписи Кносского дворца на о. Крит. «Волшебный ящик». Первые приспособления для проекции изображения. Изобретение фотографии. «Серийные фотографии» (1877 - 1885 гг.) – первый шаг кинематографа. «Кинетоскоп» Т.Эдисона (1894 - 1896 гг.) Первый киносеанс на Бульваре Капуцинов в Париже 28 декабря 1895 г. Первые фильмы братьев Люмьер, их основные особенности. «Картины с превращениями» Ж.Мельеса. Фильм Мельеса «Путешествие на Луну» (1902 г.).

Значения 40-летнего существования кинематографа в качестве «Великого немого» для его становления как вида искусства. Появление звукового кино. (1927 г.)

Тема 2. Кино как синтетическое искусство (2 часа)

Кино – синтез разных видов искусства: изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, искусства фотографии. Понятие экранизации. Собственный язык кино – язык монтажа.

Кино – синтез искусства и технологии. Кинотрюки, спецэффекты, их использование. Соотношение между искусством и технологией в кино – соотношение между временным и вечным.

Тема 3. Волшебная сказка как жанр фольклора и литературы (3 часа)

Жанровая специфика волшебной сказки – герои, их характеры, реальность событий, место и время действия, «волшебные помощники». Основной конфликт между добром и злом. Отличие авторской сказки от фольклорной.

Красная Шапочка как один из самых «старых» сказочных образов в кино. Фольклорная основа сказки «Золушка». Литературные обработки Шарля Перро и братьев Гримм.

Тема 4. Красная Шапочка в литературе и кино (4 часа)

Красная Шапочка как один из самых старых сказочных образов в кинематографии. (1901, реж. Ж.Мельес, Франция; 1929, реж. А.Кавалканти, Франция; 1972, реж. Л.А. Нечаев)

Впервые персонаж охарактеризован по детали одежды. В сказке очевидно сочетания бытовой сказки и волшебной. Перро использует приём, легко вводящий читателя в фантастический мир, и изменяет финал.

Братья Гримм, включив сказку в свой сборник, добавили счастливый финал.

Тема 5. Фильм Н. Кошеверовой и М. Шапиро «Золушка» (1947 г.) (6 часов)

Литературная основа фильма – пьеса Евгения Шварца.

История создания фильма. Общие представления о негативном отношении Советской власти к волшебной сказке в 30-40 годы.

Определение жанровой специфики фильма. Средства киноязыка, с помощью которых создаётся сказочная атмосфера в фильме: декорация, костюмы, музыка, особенности текста. Экспозиция фильма.

Волшебные персонажи и предметы в фильме. Фея и мальчик-паж – особенности создания образов. Хрустальная туфелька – центральная деталь сказочного сюжета.

Золушка в исполнении Я. Жеймо – её характер, мечты, отношение к окружающей действительности. Значение любви в истории Золушки. Средства киноязыка, помогающие понять образ героини.

Король в исполнении Эраста Гарина как центр сказочного сюжета, как персонификация сказки. Средства раскрытия образа.

Мачеха и сёстры. Принцип построения образов. Комизм и ирония, их значение в концепции образа Мачехи. Особенности исполнения роли Мачехи Ф. Раневской. Мачеха как персонаж из обыденной жизни. Трактовка традиционного сказочного конфликта между добром и злом как конфликта между сказкой и обыденностью, сказкой и её гонителями, между Королём и Мачехой. Главная идея фильма – протест против запрета сказки.

Тема 6. Анимационный фильм У. Диснея «Синдерелла» (1950 г.) (5 часов)

Литературная основа – сказка Перро. Особенности анимации Диснея. Средства создания сказочной атмосферы в фильме. Экспозиция. Основные возможности анимационного кино. Роль музыкальных номеров в фильме. Образ Синдереллы в сравнении с Золушкой Я. Жеймо – сходства и отличия. Иной взгляд на мир, на собственное положение, иное отношение к мачехе и сёстрам. Мачеха как воплощение зла в фильме, традиционная сказочная злодейка. Драматические эпизоды, связанные с этим персонажем. Кот Люцифер как носитель комизма злых сил в фильме.

Маленькие помощники Синдереллы, их роль в раскрытии её характера. Параллельный сюжет мышей в фильме и его значение. Решающая роль этого сюжета в создании напряжения и развитии действия фильма. Анимационные средства создания злых и добрых персонажей.

Образ Феи – слияние обыденности и волшебства, ирония. Решение сцены колдовства как музыкального номера. Значение образа Феи в раскрытии душевного состояния Синдереллы.

Тема 7. Фильмы-сказки А.А. Роу (10 часов)

«Василиса Прекрасная» (1940 г.) – героика в фольклорной сказке.

«Конёк-Горбунок» (1941 г.) – литературная основа сказки. Главные образы и их преломление в кино. Сравнение литературной композиции сказки и её киновоплощения.

«Кощей Бессмертный» (1945 г.) – сложная и неоднозначная трактовка образа главного злодея. Противостояние добра и зла. Первая роль Г. Милляра в роли представителя нечистой силы.

«Морозко» (1965 г.) – нравственная подоплёка сказки. Волшебные превращения как приём, характеризующий главных героев.

«Огонь, вода и медные трубы» (1968 г.) – фольклорные мотивы в кино. Смысл названия фильма.

«Золотые рога» (1973 г.) – Неоднозначность образа Бабы Яги. Героика фольклорной сказки. Г. Милляр - главный «представитель» нечистой силы в сказочном кинематографе.

6 класс (34 часа)

Тема 1. Основные выразительные средства киноязыка (4 часа)

Монтаж как важнейший этап при создании фильма. Появление и развитие монтажа в кинематографе. Параллельный монтаж в фильмах Д.-У. Гриффита. Понятие «эффекта Кулешова». Монтаж как главное выразительное средство киноязыка. Понятие плана. Общий, средний, крупный и сверхкрупный планы, история их появления, значение в фильме. Способы смены планов: наезд, наплыв, диафрагма, «шторка». Понятие и значение ракурсной съёмки. Способы создания исторического колорита в фильме. Основные выразительные приёмы и их рождение в рассказе Мартина Скорсезе («Режиссёр как иллюзионист»).

Тема 2. Легенда и миф как жанры фольклора и литературы (2 часа)

Реальность изображаемых событий, место и время действия, характеры персонажей, понятие героического в мифе и легенде. Понятие типизации в литературе.

Тема 3. Фильм Э.Теннанта «Everafter» (1998 г.) (9 часов)

Определение жанровой специфики фильма. «Everafter» как фильм-легенда, основанный на сказке «Золушка». Трансформация жанра.

Исторические и географические ориентиры в фильме. «Утопия» Т.Мора – время создания, основной смысл произведения. Леонардо да Винчи – краткая справка о жизни и творчестве, последние годы жизни при дворе Франциска Первого, во Франции. Значение «рамочного рассказа» в фильме.

Значение экспозиции в раскрытии характеров персонажей.

Даниэль в исполнении Д. Берримор. Отсутствие традиционной типизации, присущей персонажу сказки. Отличие героя фильма-легенды от героя литературной легенды. Предельная индивидуализация образа Даниэль. Ценность характера, незаурядность, чувство собственного достоинства, самостоятельность, образованность. Воплощение идеалов гуманизма и универсальной личности эпохи Возрождения в образе Даниэль. Значение в истории Даниэль любви как самоценного чувства, а не как способа изменить жизнь.

Образ принца Генри: неоднозначность, борьба между сословной гордостью и естественным чувством. Значение любви для принца Генри, изменения в его характере, взглядах на жизнь под влиянием Даниэль.

Баронесса-мачеха в исполнении Л.Хьюстон, неоднозначность характера, сложное отношение к падчерице, жизненные ценности и ориентиры. Причины различного отношения к дочерям.

Значение образа Леонардо да Винчи в фильме. Утверждение искусства как чуда в реальной жизни.

Тема 4. Фильм Р.Коэна «Сердце дракона» (1996 г.) (9 часов)

Определение жанровой специфики фильма «Сердце дракона» как фильма-легенды. Исторические и географические ориентиры в фильме.

Связь сюжета фильма с легендами о короле Артуре, значение этих мотивов для понимания основной идеи фильма.

«Старый обет», его сущность, отношение к нему героев фильма – Айнена, Боуэна и Драко. Различное восприятие «старого обета» людьми и драконами: для первых – как старой традиции, уже несовременной и неактуальной, для вторых – как части их жизни, длящейся много столетий.

Образы Боуэна и Драко, их трактовка как основное отличие кинолегенды от легенды как литературного жанра.

Герой и категория героического применительно к литературной легенде, их трансформация в кинолегенде.

Образ Драко «в исполнении Шона Коннери». Способы создания образа: соединения технологии и актёрского мастерства. Ирония в изображении взаимоотношений Драко и Боуэна, её роль в создании образов.

Драко – Хранитель «старого обета» и главный герой фильма. Героические черты в образе Драко в отличиеот героических черт персонажа литературной легенды: доброта, мудрость, ироничность вместо силы, отваги и бескомпромиссности.

Тема 5. Фильм А.Кончаловского «Одиссей» (1996 г.)(10 часов)

Определение жанровой специфики фильма. Литературная основа фильма. Понятие мифологизированного восприятия мира в античном мифе: место человека в мире, роль богов в жизни человека, мифологические персонажи.

«Мифологизация мира» в фильме «Одиссей». Способы создания мифологических персонажей, использование спецэффектов, иллюзия реальности. Взаимоотношения мифологических персонажей и людей в фильме.

Отражение в фильме основного принципа античной мифологии – «Человек – игрушка в руках богов», Странствия Одиссея как каприз богов.

Образ Одиссея в исполнении А.Ассанте. Трактовка образа как основное отличие киномифа от мифа как жанра фольклора. Особое мировосприятие Одиссея, противоречащее законам античного мифа, попытка создать свой мир, в котором правят не капризные боги, а любовь. Одиссей в фильме как человек из другого времени.

Детальная разработка характеров персонажей фильма. Образ Пенелопы в исполнении Г.Скакки. Образ Эвриклеи в исполнении Д.Чаплин. Индивидуализация второстепенных персонажей фильма.

Полемика фильма «Одиссей» как киномифа с античным мифом – полемика человеческой индивидуальности с основным принципом античного мифа: «Человек без богов - ничто».

Рекомендуемая литература

  1. Актёрская энциклопедия кино Европы. – М.: Материк, 1997.

  2. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. – М.: SvR-Аргус, 1994.

  3. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. – М.: SvR-Аргус, 1994.

  4. Митта А.Н. Кино между адом и раем. - М.: Подкова, 1999.

  5. На экране – Америка. – М.: Прогресс, 1978

  6. Фрейлих С.И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. – М.: Искусство, 1992.







































































Календарно-тематическое планирование факультатива

«Миф, легенда и сказка в кино»

5 класс (34 часа)

Тема

Часы

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА (4 ЧАСА)

1

Первые попытки передать динамику с помощью изобразительных средств

1

2

Первые приспособления для проекции изображения

1

3

Первые фильмы братьев Люмьер и их основные особенности

1

4

Появление звукового кино

1

КИНО КАК СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (2 ЧАСА)

5

Понятие экранизации. Язык монтажа

1

6

Кинотрюки, спецэффекты и их применение

1

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ (3 ЧАСА)

7

Жанровая специфика волшебной сказки

1

8

Основной конфликт между добром и злом. Отличие авторской сказки от фольклорной

2

КРАСНАЯ ШАПОЧКА В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО (4 ЧАСА)

9

Красная Шапочка в фольклорной сказке и на экране

2

10

Авторское преломление образа Красной Шапочки

2

ФИЛЬМ Н.КОШЕВЕРОВОЙ И М. ШАПИРО «ЗОЛУШКА» (6 ЧАСОВ)

11

История создания фильма. Общие представления о негативном отношении к волшебной сказке в 30-40 годы

1

12

Средства киноязыка. Определение жанровой специфики фильма

1

13

Волшебные персонажи и предметы в фильме

1

14

Золушка в исполнении Я. Жеймо

1

15

Противостояние Короля и Мачехи. Принцип построения образов

1

16

Трактовка конфликта между добром и злом как конфликта между сказкой и обыденностью

1

АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ У.ДИСНЕЯ «СИНДЕРЕЛЛА» (5 ЧАСОВ)

17

Особенности анимации Диснея

1

18

Образ Синдереллы в сравнении с Золушкой Я. Жеймо – сходства и различия

1

19

Диснеевская традиция изображения злодеев

1

20

Маленькие помощники Синдереллы, их роль в раскрытии её характера

1

21

Образ Феи – слияние обыденности и волшебства

1

ФИЛЬМЫ-СКАЗКИ А.А. РОУ (10 ЧАСОВ)

22

Сказки 40-ых годов. Их главные образы. Героика в фольклорной сказке

4

23

«Морозко». Нравственная подоплёка сказки. Основные кинематографические приёмы в изображении пейзажа.

3

24

«Огонь, вода и медные трубы». «Золотые рога». Фольклорные мотивы в кино. Использование приёмов мультипликации

2

25

Г. Милляр – исполнитель главных ролей в сказках А.А. Роу

1













6 класс (34 часа)



ТЕМА

ЧАСЫ

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНОЯЗЫКА (4 ЧАСА)

1

Монтаж как важнейший этап при создании фильма

1

2

Понятие плана и его значение в фильме

1

3

Способы смены планов. Понятие и значение ракурсной съёмки

1

4

Способы создания исторического колорита

1

ЛЕГЕНДА И МИФ КАК ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ (2 ЧАСА)

5

Понятие героического в мифе и легенде

1

6

Понятие типизации в литературе

1

ФИЛЬМ Э. ТЕННАНТА «EVERAFTER» (9 ЧАСОВ)

7

Трансформация жанра

1

8

Значение рамочного рассказа в фильме. Значение экспозиции в раскрытии характеров персонажей

2

9

Образ Даниэль в исполнении Дрю Берримор. Индивидуализация образа. Воплощение идеалов гуманизма и универсальной личности эпохи Возрождения

2

10

Значение любви как самоценного чувства в истории Даниэль

1

11

Образ принца Генри, его неоднозначность

1

12

Неоднозначность характера Мачехи в исполнении Л. Хьюстон

1

13

Значение образа Леонардо да Винчи в фильме

1

ФИЛЬМ Р.КОЭНА «СЕРДЦЕ ДРАКОНА» (9 ЧАСОВ)

14

Исторические и географические ориентиры в фильме

1

15

Связь сюжета фильма с легендами о короле Артуре

2

16

«Старый обет», его сущность, отношение к нему героев фильма

1

17

Образы Боуэна и Драко, их трактовка как основное отличие кинолегенды от легенды в литературе

1

18

Герой и категория героического в литературной легенде и в кино

2

19

Образ Драко. Ирония в создании образа. Героические черты в образе Драко

2

ФИЛЬМ А. КОНЧАЛОВСКОГО «ОДИССЕЙ» (10 ЧАСОВ)

20

Литературная основа фильма. Понятие мифологизированного восприятия мира в античном мифе

2

21

Мифологизация мира в фильме «Одиссей». Взаимоотношение мифологических персонажей и людей в фильме

2

22

Отражение в фильме основного принципа античной мифологии:

человек – игрушка в руках богов

1

23

Способы создания образов богов

1

24

Образ Одиссея в исполнении А. Ассанте

2

25

Индивидуализация второстепенных персонажей фильма

1

26

Полемика фильма с античным мифом как полемика человеческой индивидуальности с основным принципом античного мифа

1

































Элективный курс



по литературе



в 5 классе



«За страницами твоего учебника»



2013-2014 учебный год.













Автор -



учитель русского языка и литературы



Решетняк Наталья Юрьевна.





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Программа элективного курса «За страницами твоего учебника» предполагает углубленное изучение литературы, ориентирует на гуманитарный профиль.



Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на воспитание читающего, грамотного человека и на становление его гражданской позиции.



В результате изучения элективного курса учащиеся должны прочитать и под руководством учителя изучить произведения, не вошедшие в базовый уровень, однако необходимые для учащихся 6 класса, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской литературы.



В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия, уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению.



Планируются следующие формы работы: чтение произведений, развернутые ответы на проблемные вопросы, характеристики персонажей, составление отзывов о прочитанных произведениях.





Основные цели курса:

Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

Помочь определиться в выборе профиля.

Ориентировать учащихся на гуманитарный профиль в области «Филология».





Основные задачи курса:

Воспитывать любовь к активному чтению.

Учить школьников размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.

Формировать гармонически развитую личность.

Совершенствовать умения и навыки работы по анализу художественного текста.







Вид курса предметно-ориентированный





Форма занятий урочная





Итоговая отчетность творческая работа





Часов в год 17

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.





№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности







1

Литературная сказка.



В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

Рассказ учителя, беседа, комментированное чтение.



2

А.П. Платонов «Волшебное кольцо».

1

Чтение и обсуждение ключевых страниц.





3

В.П. Астафьев «Белогрудка».

1

Рассказ учителя Беседа. Комментированное чтение.



Групповая работа.



4

Рассказ.



А.И. Куприн «Чудесный доктор».

1

Рассказ учителя, устное сочинение.



5

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы».

2

Рассказ учителя, чтение фрагментов беседа, индивидуальная работа (развернутый ответ на вопрос). Устное сочинение.



6

В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»

1

Беседа. Отзыв. Чтение и анализ эпизодов.



7

О Генри «Вождь краснокожих».

1

Чтение и обсуждение повести, пересказ близко к тексту или чтение наизусть любимой страницы повести, устное сочинение.



8

Повесть.



В.Г. Короленко «Дети подземелья».



3

Беседа. Отзыв. Выразительное чтение.



9

В. Катаев «Сын полка»

3

Рассказ учителя с чтением фрагментов, словесное рисование, беседа.



10

Читательская конференция.

1





11

Презентация «Мои любимые книги».

1

Аналитическая беседа.



Монологическая -диалогическая речь



12

Отзыв о прочитанном произведении

1

Творческая работа.







По теме:

Программа прикладного курса по литературе в 6 - 7 классах "Античная литература"
  • Русский язык и литература
Описание:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию программу прикладного курса по литературе под названием "Античная литература" для учащихся в 6-7 классах. Для учащихся предлагается факультативный курс "Мифология". Так как в школьной программе выделено малое количество часов для данного курса, поэтому для расширения кругозора учащихся предлагается данный материал. На уроках используются разнообразные формы работы, такие как лекция, беседа, диспуты, изобразительное искуссство, чтение произведений, просмотр видеороликов, слайдов, просмотр иллюстраций, написание сочинений.

Автор Базылханова Светлана Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 625
Номер материала 19391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓