Главная / Русский язык и литература / Программа прикладного курса по литературе "что в имени тебе моем?"

Программа прикладного курса по литературе "что в имени тебе моем?"

КГУ « Долонская средняя школа»

Бескарагайского района

Восточно – Казахстанской области



«Согласовано» «Утверждено» Заместитель Директор КГУ «Долонская» Директора по УВР средняя школа»

_______Д.Базарбай ______ /К.Мурумбаева / «_______»________2014г «____»_________2014г.







Программа прикладного курса


по литературе


в 8 классе


«Что в имени тебе моем?»


2014-2015 учебный год.













Учитель: С.Базылханова







Пояснительная записка



Стремительные процессы, происходящие во всех сферах нашей жизни, внесли массу неведомых ранее проблем и противоречий. Особенно сложные, порой драматические процессы происходят в духовном пространстве нашей страны. Именно здесь лавинообразно нарастают негативные явления, что проявляется в потере нравственных ориентиров, в резком снижении уровня культуры, в проникновении в сознание наших людей, особенно молодёжи, сомнительных ценностей, в росте преступности и социальной апатии; всё более настойчиво заявляют о себе проблемы нравственной деградации личности. А это уже прямая угроза социальной и духовной безопасности общества. Необходимо понять возможности общества влиять на человека, как- то менять его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать иную систему приоритетов.

Как достучаться до сердца подростка? Как не потерять душу ребёнка в эпоху информационных технологий? Для этой цели и был разработан мною элективный курс «Что в имени тебе моём? » Он предназначен для учащихся 8 классов с целью более глубокого прочтения пушкинского наследия. Каждая страница жизни А.С.Пушкина - это разговор на вечные, но трудные темы добра, чести, благородства, любви, дружбы, человеческого достоинства. Все эти проблемы непосредственно связаны с личностным становлением человека, и прежде всего подростка, юноши, девушки. Мы всегда были связаны незримой нитью с веком 19 - м. Чтобы эта нить никогда не порвалась, надо, как писал А.С.Пушкин, «в просвещении стать с веком наравне».



Курс направлен на решение следующих задач:

- Развитие творческих способностей детей, их литературного дара;

- Стимулирование интереса к духовному богатству России;

- Воспитание эстетического вкуса;

- Формирование исследовательских умений, навыков.

- Программа занятий курса имеет познавательно-воспитательную направленность.





Основные направления работы :


1. Исследовательская: (подготовка сообщений, рефератов, презентаций,);

2. Просветительская ( выпуск газет, буклетов);

3. Массовая (организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, постановок спектаклей).

Прикладной курс «Что в имени тебе моём?» позволяет значительно расширить представления ребят о жизни поэта, его окружении, подготовить к успешному выступлению в конкурсах чтецов, научно- практических конференциях.

Данный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (музыка, литература, изобразительное искусство)

Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.

































Календарно – тематическое планирование



Тема


Кол-во часов

Виды деятельности


1,2

Вводное занятие»



Что в имени тебе моём?» Презентация о жизни и творчестве великого поэта.


2

Презентация о жизни и творчестве великого поэта.

3,4

Выразительное чтение стихов Пушкина по выбору учащихся.


2


5,6

«Друзья мои, прекрасен наш союз» Лицей и его место в судьбе Пушкина.


2


7,8

Царскосельские встречи поэта.


2

Просмотр презентации

9,10

презентация о старших наставниках поэта



(В Жуковском, П.Чаадаев и др )

1.выразительное чтение и анализ стихов,посвященных В.Жуковскому, П.Чаадаеву, Н.Карамзину.


2


11,12

Выпуск газеты



« Царскосельские встречи Пушкина.




2


13,14

Слово учителя о предшественниках Пушкина, подготовивших реформаторскую деятельность: Ломоносова, Карамзина, Грибоедова и Крылова.


2


15,16,

17

«Песнь о вещем Олеге», поэмы «Руслан и Людмила»,«Пророк»

3

Просмотр видеороликов

18

Инсценировка отрывка



из трагедии «Борис Годунов»


1


19,20,

21

Пушкин – историк. Казачество « Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка», стихотворение « Казак» ,»Кавказский пленник»


3


22,23,

24

Сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде», «сказка о рыбаке и рыбке»

3


25,26,

27,28

Поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»

4


29,30,

Роман «Евгений Онегин»

2



31,32

Работа в группах по наблюдению над лексикой ,синтаксисом романа



33,34

Защита презентаций по творчеству А.С.Пушкина

2























Содержание программы:

Результат





1.

Вводное занятие»



Что в имени тебе моём?» Презентация о жизни и творчестве великого поэта.

1

1.Слово учителя с использованием презентации о жизни и творчестве Пушкина.



2.Выразительное чтение стихов Пушкина по выбору учащихся.



3.Работа со статьёй Р.М.Фрумкиной «Словарь языка Пушкина»

Выработка следующих умений:



1.расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина



2.формирование навыков общения в разных ситуациях;



3.составление тезисов статьи;



4.выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина.





2.

«Друзья мои, прекрасен наш союз» Лицей и его место в судьбе Пушкина.

1

1.сообщение учащихся о лицейских друзьях поэта с использованием презентации;



2.чтение и анализ лицейских стихов поэта;



3.работа в группах.

1.обучение лингвистическому анализу текста;



2.выразительное чтение стихов лицейского периода.



3.Написание мини- сочинения «Дружба и друзья в судьбе поэта.





3.

Царскосельские встречи поэта.

1

1.сообщение учащихся о лицейских мудрецах и их роли в становлении юного поэта;



2.презентация о старших наставниках поэта



(В Жуковском, П.Чаадаев и др )

1.выразительное чтение и анализ стихов,посвященных В.Жуковскому, П.Чаадаеву, Н.Карамзину.



2.Выпуск газеты



« Царскосельские встречи Пушкина.







4.

Страницы жизни великого поэта, отражённые в живописи, скульптуре, музыке.

1.

1. Использование портретов Пушкина кисти В.А. Фаворского, О А.Кипренского, В.А.Тропинина.



Портретная галерея адресатов лирики А.С.Пушкина. Иллюстрации Н.В, Кузьмина, П.Соколова к роману «Евгений Онегин».Рисунки А.Пушкина. Пушкиниана Нади Рушевой.

1.воспитание эстетического вкуса.



2.Формирование читательской самостоятельности.



3.Развитие навыков исследовательской работы;



4.приобщение к миру искусства.





5.

Пушкин-основоположник современного русского литературного языка.



«Разговорный язык простого народа … достоин… глубочайших исследований»

1

1.Слово учителя о предшественниках Пушкина, подготовивших реформаторскую деятельность: Ломоносова, Карамзина, Грибоедова и Крылова.



2.Старославянизмы в поэзии и прозе Пушкина.



3.Работа со статьёй Р.М, Фрумкиной « Словарь языка Пушкина»

1.Сопоставительный анализ стихотворений «К Батюшкову» « Погасло дневное светило» «Зимний вечер».



2.Использование старославянизмов в произведениях Пушкина на примере «Песни о вещем Олеге», поэмы «Руслан и Людмила»,«Пророка»и др



3.Формирование исследовательских умений и навыков.





6.

Проза А.С.Пушкина.



«Слов немного, но они так точны, что обозначают всё...»

2

1.Чтение и анализ прозаических произведений поэта.



2.Инсценировка отрывка



из трагедии «Борис Годунов»

1.Развитие творческих способностей учащихся ,их литературного дара.



2.Написание рефератов исследовательского характера пушкинской тематики.





7.

Пушкин- историк. Казачество



в исторических взглядах А.С, Пушкина. «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы- любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться, в вечной предосторожности»

2

1.Презентация учащихся об истории казачества



2.Чтение и анализ произведений Пушкина, в которых присутствует тема казачества



( « Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка», стихотворение « Казак» ,»Кавказский пленник»

1.формирование интереса к историческому прошлому России;



2. дальнейшее развитие исследовательских умений и навыков;



3..формирование читательской самостоятельности;



4.написание реферата исследовательского характера на тему «Пушкин и казачество»











8.

























9.









« Исчерпать онегинский текст невозможно» (Ю.М.Лотман)



Анализ языка романа



« Евгений Онегин»



















Итоговое занятие. Защита творческой работы «Что в имени тебе моём?»

1

























1

1.Работа с текстом романа «Евгений Онегин»



2.Исследование языкового материала текста романа « Евгений Онегин»



3.Работа в группах по наблюдению над лексикой ,синтаксисом романа.























Подготовка к написанию и защите творческой работы по Пушкину

1.Наблюдение над синтаксисом романа 3,7. Глав.



2.дальнейшее развитие исследовательских умений и навыков;



3.выполнение самостоятельной работы: привести примеры звукописи в романе, примеры эпитетов, выписав их в связном контексте, проанализировать не менее 10 примеров сравнений из текста романа.









Защита творческой работы «Что в имени тебе моём?»









Литература:



1.Словарь языка Пушкина: в 4х томах под редакцией В.В.Виноградова.-М.;ГИС,1956г.



2.Статья Р.М.Фрумкиной « Словарь языка Пушкина»



3.Ю.М.Лотман « В школе поэтического слова» - М, «Просвещение» 1999г.



4.В П.Воробьёв « Из наблюдений над лексикой художественной прозы А.С.Пушкина « Сб. « Вопросы славянской филологии –Саратов ,1963г.



5.А.С.Пушкин Избранные сочинения в 4х томах- М.» Просвещение « 1999г.



6.Различные тестовые задания по литературе



7.Приложение к газете « 1 сентября» ( отдельные номера)

Программа прикладного курса по литературе "что в имени тебе моем?"
  • Русский язык и литература
Описание:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию программу прикладного курса по литературе в 8 классе под названием "Что в имени тебе моем?", которая посвящена подробному изучению творчества Александра Сергеевича Пушкина. Каждая страница жизни А.С.Пушкина - это разговор на вечные, но трудные темы добра, чести, благородства, любви, дружбы, человеческого достоинства. Основные направления работы: исследовательская (подготовка презентаций, рефератов), просветительская (выпуск газет, буклетов), массовая (организация конкурсов, инсценировок, постановой спектаклей и многое другое)

Автор Базылханова Светлана Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 268
Номер материала 19402
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓