Главная / Русский язык и литература / ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА"

ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА"


ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА

"ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА"

Авторы Воротникова Ольга Григорьевна, руководитель Районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района, учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода;

Себельдина Наталья Николаевна, руководитель Районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района, учитель высшей категории, учитель биологии Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода.


Пояснительная записка

Интегрированные процессы осуществляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Интеграция в педагогической деятельности обуславливается расширением социальных функций школы и системы образования в целом, необходимостью создания системного учебно-воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности.

Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся.

В этой программе установлены смысловые соответствия учебных программ по литературе и биологии в 5 – 11 классах, выделены на каждом этапе обучения темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой. В результате, единая программа такого курса отличается многогранной структурой, а каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.



Статус программы

Это программа, рассчитана на реализацию в 5-9 классах (предпрофильная подготовка) и в 10-11 классах (гуманитарный профиль). Она может быть использована в вариативной части учебного плана (элективный курс) и реализована в учебных заведениях разного профиля и разной специализации как в рамках уроков литературы и биологии, внеклассного чтения, так и во внеклассной работе.

Программа соответствует задачам развития, обучения и воспитания учащихся, заданным социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием и психологическим и возрастным особенностям обучаемых. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

Структура программы

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; общую характеристику курса; основное содержание курса; примерное тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимых на изучение каждой темы и определением основных видов учебной деятельности учащихся; рекомендации по оснащению учебного процесса; примерную программу внеурочной деятельности.

Цель курса

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы и литературы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере литературы и биологии;

  • ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижение современной культуры и науки;

  • развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению биологии, литературы и самому процессу научного познания;

  • овладение учебно-познавательными и целостно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения;

  • формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Основные задачи

Образовательные:

- формирование средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир;

- формирование чувств ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг;

- формирование экологической культуры, моральных принципов и этических норм;

- отработка навыков выразительного чтения, анализа произведения;

- отработка риторических умений и навыков;

- формирование умения собирать и систематизировать материал по теме;

- углубление знаний учащихся о значении природы для человека.

Воспитательные:

- воспитание читательского вкуса;

- воспитание доброго и внимательного отношения к природе;

- воспитание в человеке уже с раннего возраста эстетического отношения к миру, природной среде нашей жизни, вкуса средствами слова;

- воспитание интереса к внимательному прочтению художественных произведений;

- воспитание лучших нравственных качеств: доброты, чувств собственного достоинства, патриотизма, уважения к культуре и истории русского народа.

Развивающие:

- способствовать художественно-эстетическому развитию личности школьников;

- развивать умения воспринимать явления искусства на интегративном уровне;

- развивать исследовательский подход школьников в освоении литературы;

- развивать способность детей внимательно и вдумчиво относиться к слову, анализировать события и явления, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;

- развивать творческое и воссоздающее воображения учащихся.

Организация работы

Этот курс предполагает проведение интегрированных уроков по биологии и литературе и тематических внеклассных мероприятий. Именно такие уроки будоражат мысль, личностное восприятие, свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение. Они предоставляют возможность всем без исключения учащимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития.

Организация диалога, установление живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися создают возможность выражения своего собственного «Я» каждого школьника.

Содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащегося. Повышается эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность. Интегрированные уроки литературы и биологии создают яркий, красочный фон для изучения литературных произведений, делают этот процесс интересным, радостным, представляют возможности выбора различных форм и видов индивидуальной творческой деятельности.

Нестандартные уроки необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество. Решение масштабных задач, стоящих перед школой, невозможно без обновления содержания, методов и форм обучения.

Ожидаемые результаты

Личностные:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы и искусства;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- воспитание ответственного отношения к природе;

- развитие мотивации к дальнейшему изучению природы и литературы.

Метапредметные :

- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели, составление плана, фиксирование результатов, формулировка выводов;

- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, художественная литература, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, рисунков, схем и т.д.

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные:

- в познавательной сфере: расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, ее отражения в произведениях искусства; освоение базовых знаний, необходимых для анализа художественного произведения; формирование исследовательских умений; применение полученных знаний на уроках литературы и биологии для решения задач повседневной жизни, для осознания норм поведения в природной и социоприродной среде;

- в ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

- в эстетический сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Диагностика результативности работы

Диагностика результативности работы будет производиться по количеству проведенных интегрированных уроков, уроков внеклассного чтения, тематических внеклассных мероприятий в рамках этой программы, а также по количеству и уровню творческих работ учащихся.


Способы оценивания достижений учащихся

- ответы на уроках, участие в дискуссиях;

- написание сочинений, эссе;

- защита рефератов, выступления с сообщениями;

- создание проектов;

- выразительное чтение поэтических произведений;

- тестирование


Учебно-методический комплекс

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература (5-11 класс): Учебно-методический комплекс /Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Учебник-хрестоматия; программа; дидактические материалы; методические советы; практикумы. [Тексты]. – М.: Просвещение, 2005.

Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. Биология (5-11 класс): Учебно-методический комплекс /В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшкин, Р.Д. Маш. Программа; учебник; методические пособия; рабочие тетради [Тексты].- М.: Дрофа, 2005.









Содержание программы

Класс

Мероприятие

Кол-во часов

5

Урок «Сказки о животных»

При изучении произведений устного народного творчества выделяется тема «Жанры сказок». Говоря о сказках, где действующими лицами являются животные, учитель природоведения может, воспользовавшись этой темой, повторить с пятиклассниками базовый материал курса природоведения начальной школы

1

Урок «Человек и природа» (по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» выбран в качестве темы разговора, потому что в этом произведении одной из главных является мысль о том, что человек должен чувствовать природу, знать ее, понимать и беречь. Автор затрагивает в своем произведении экологические проблемы

1

6

Урок-семинар по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

Данный урок дает возможность акцентировать внимание учащихся на роли пейзажа в художественном произведении, на взаимосвязи человека и живой природы

1

Урок-экскурсия «Путешествие в мир растений и мир поэзии» (по лирике поэтов XIX века)

Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского, подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать изменения, происходящие в природе, через образ, через изобразительно-выразительные средства языка. Учащиеся могут сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы

2

Урок-диспут по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Материал данного произведения заставляет задуматься учащихся о взаимосвязи человека и природы, воспринять природу как живой организм

2

7

Урок-размышление по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Это продолжение разговора, начатого в шестом классе, о взаимосвязи человека и природы, об особенностях лесной экосистемы

1

Урок «Друзья наши меньшие» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

Рассказ Л. Андреева «Кусака» позволяет поднять тему взаимоотношений человека и животных. Он воспитывает негативное отношение к бессердечию человека по отношению к животным. Знания по зоологии помогут ребятам вспомнить особенности животных, придти к пониманию необходимости гуманного отношения человека к «друзьям нашим меньшим»

1

Семинар по произведению «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского

Урок по данному произведению продолжает разговор о взаимоотношениях человека и животных, о сострадании и бессердечии как критериях нравственности человека, об особенности собаки как представителя животного мира. Урок призван воспитывать у школьников бережное отношение к животным, восприятие их как части нашего мира, сообщества

2

8

Урок-экскурсия «Природа Кавказа» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).

Литературный материал позволяет продемонстрировать учащимся особенности природы Кавказа, учит их работать с текстом, выявлять функции пейзажа. Данное произведение дает возможность учителю биологии проиллюстрировать соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность» в рамках темы «Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его»

1

Урок «Душа обязана трудиться»

(по рассказу В.П. Астафьева «Яшка-лось»)

Есть произведения, при чтении которых душу пронзает боль. «Яшка-лось» - один из таких рассказов. Два мира в рассказе (мир Яшки – лошади, наделенной человеческими чертами, душой, взмывающей жаворонком в небо, и мир людей, пропивающих свою душу).

1

Урок «Поэты русского зарубежья о природе»

Данный урок продолжает разговор о взаимоотношениях человека и природы. Стихи И. Бунина, В. Ходасевича, А. Черного и др. воспитывают любовь к Родине через отношение к родной природе. Урок учит работать со словом, отрабатывает элементы анализа поэтического текста, позволяет повторить материал по биологии, поднимая вопрос об особенностях природы России

2

9

Урок-диспут «… энциклопедия русской жизни» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Невозможно представить роман Пушкина без пейзажных зарисовок, которые объясняют во многом особенности жизни русского общества первой четверти XIX века. Природа – среда жизни человека, которая формирует его адаптивные характеристики

2

Урок «Умному дай голову» Б. Окуджава (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и физиологии человека помогает ребятам понять идею данного произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести «шариковщины», раскрыть гуманистическую позицию автора, определить роль художественной условности, фантастики, гротеска в повести

1

10

Урок внеклассного чтения И.С. Тургенев «Записки охотника»

Цикл «Записки охотника» отражает живое ощущение России как целого. Работа с текстом произведения должна привести учащихся к определению роли пейзажа, к связям описания природы с сюжетом рассказа, его героями, расширить понимание функций пейзажа

2

Урок-семинар «Слияние человека с Природой и Историей» (по лирике Ф.И. Тютчева).

Лирика Тютчева является богатейшим материалом для разговора о человеке как части биосферы, о Вселенной, о философских понятиях бытия, жизни и смерти, вечности…

2

Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа «Преступление и наказание», объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту задачу решает урок «Психологизм Достоевского».

2

11

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»).

Литературный материал данного урока позволяет вести серьёзный разговор в рамках темы «Антропогенез». В результате размышлений старшеклассники должны понять необходимость тесной связи духовно-нравственной и физиологической составляющей процесса эволюции человека как личности

2

Урок-собеседование «Проблемы экологии в современном обществе» (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и/или по роману В.П. Астафьева «Царь-рыба»)

Проблема экологии, поднятая в повести, позволяет вести предметный разговор о влиянии человека, технического прогресса на природу, а так же, что очень важно, о взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности. Повесть дает возможность ощутить человека как звено в нескончаемой смене поколений. Нравственные начала переплетаются с природными. Урок призван показать трагизм разрыва взаимосвязей человека и природы, человека и истории

2

Семинар «Сны: невозможное возможно»

В рамках повторения русской литературы XIX века и курса биологии «Человек» нами рассматриваются сны И.И. Обломова (И.А. Гончаров «Обломов») и Р.Р. Раскольникова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»). В основу разговора положено высказывание И.М. Сеченова, называвшего сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений»

2

Семинар по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Вместе с героем повести Сантьяго мы входим в большой мир Природы, царство морской стихии, где человек чувствует себя не затерянной песчинкой, а частью этой великой гармонии. Урок воспитывает способность поэтически воспринимать мир природы, животных, растений, звезд

2


Рекомендации по оснащению учебного процесса

Помещение для проведения уроков по данной программе должно быть оснащено учебной мебелью, оборудованием для демонстрации презентаций, фильмов и других материалов, а также всем необходимым для обеспечения правил безопасного труда учащихся.



Внеклассная работа по программе

Урок-викторина по книге В. Бианки «Лесная газета» 5 класс

Это урок внеклассного чтения. Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому «Лесную газету» - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней.

Вечер-бал « Мне по сердцу цветы наших русских полей» 6 класс

Это внеклассное мероприятие, которое позволяет учителю обобщить и пополнить знания учащихся о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Увлекательное путешествие в мир растений помогает провести поэзия, народный фольклор, воспитывая любовь к природе, стремление ее охранять.

Урок-раздумье «Мы в ответе за тех, кого приручили»

(по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц») 8 класс

Урок внеклассного чтения по сказке «Маленький принц» нацелен на восприятие личности в окружающем мире, на взаимоотношения людей, на проблемы экологии человека. Философичность произведения помогает расширить разговор о взаимосвязи человека и природы, человека и домашних животных.
















Тематическое планирование

Класс, сроки

Примерные темы и число часов, отводимых на них

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

5 класс

октябрь


Урок «Сказки о животных»

1 час


При изучении произведений устного народного творчества выделяется тема «Жанры сказок». Говоря о сказках, где действующими лицами являются животные, учитель природоведения может, воспользовавшись этой темой, повторить с пятиклассниками базовый материал курса природоведения начальной школы.

Показывают владение предметными навыками, читают и комментируют текст, участвуют в беседе, обсуждают проблему, определяют виды сказок

5 класс

март

Урок «Человек и природа» (по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»)

1 час

Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» выбран в качестве темы разговора, потому что в этом произведении одной из главных является мысль о том, что человек должен чувствовать природу, знать ее, понимать и беречь. Автор затрагивает в своем произведении экологические проблемы.

Анализируют текст произведения. Систематизируют известные природные явления. Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Составляют план сочинения

6 класс

ноябрь

Урок-семинар по рассказу

И.С. Тургенева «Бежин луг»

2 часа


Данный урок дает возможность акцентировать внимание учащихся на роли пейзажа в художественном произведении, на взаимосвязи человека и живой природы.

Изучают особенности пейзажа в художественном произведении. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного и животного мира, сравнивают, делают выводы на основе сравнения

6 класс

декабрь

Урок-экскурсия «Путешествие в мир растений и мир поэзии» (по лирике поэтов XIX века)

2 часа


Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского, подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать изменения, происходящие в природе, через образ, через изобразительно-выразительные средства языка. Учащиеся могут сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы.

Выразительно читают стихи. Анализируют поэтический текст. Работают с литературоведческими терминами. Определяют стихотворный размер. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности растений в разные периоды года.

6 класс

апрель

Урок-диспут по произведению М.М. Пришвина

«Кладовая солнца»

2 часа


Материал данного произведения заставляет задуматься учащихся о взаимосвязи человека и природы, воспринять природу как живой организм.

Объясняют роль грибов, лишайников, растений и животных в природе и жизни человека. Оценивают цель и смысл своих действий по отношению к объектам живой природы.

7 класс

ноябрь

Урок-размышление по рассказу И.С. Тургенева

«Бирюк»

2 часа

Это продолжение разговора, начатого в шестом классе, о взаимосвязи человека и природы, об особенностях лесной экосистемы.

Анализируют пейзаж в художественном произведении. Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

7 класс

март

Урок

«Друзья наши меньшие» (по рассказу Л. Андреева

«Кусака»)

1 час


Рассказ Л. Андреева «Кусака» позволяет поднять тему взаимоотношений человека и животных. Он воспитывает негативное отношение к бессердечию человека по отношению к животным. Знания по зоологии помогут ребятам вспомнить особенности животных, прийти к пониманию необходимости гуманного отношения человека к «друзьям нашим меньшим».

Анализируют текст произведения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей животного мира. Объясняют роль животных в жизни человека.

7 класс

апрель

Семинар по произведению «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского

2 часа

Урок по данному произведению продолжает разговор о взаимоотношениях человека и животных, о сострадании и бессердечии как критериях нравственности человека, об особенности собаки как представителя животного мира. Урок призван воспитывать у школьников бережное отношение к животным, восприятие их как части нашего мира, сообщества.

Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к животным. Обучаются публичным выступлениям.

8 класс

октябрь

Урок-экскурсия

«Природа Кавказа» (по поэме М.Ю. Лермонтова

«Мцыри»)

1 час


Литературный материал позволяет продемонстрировать учащимся особенности природы Кавказа, учит их работать с текстом, выявлять функции пейзажа. Данное произведение дает возможность учителю биологии проиллюстрировать соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность» в рамках темы «Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его».

Анализируют поэтический текст. Характеризуют био-социальную природу человека. аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы.

8 класс

декабрь

Урок «Душа обязана трудиться»

(по рассказу В.П. Астафьева

«Яшка-лось»)

2 часа


Есть произведения, при чтении которых душу пронзает боль. «Яшка-лось» - один из таких рассказов. Два мира в рассказе (мир Яшки – лошади, наделенной человеческими чертами, душой, взмывающей жаворонком в небо, и мир людей, пропивающих свою душу).

Участвуют в диспуте. Приводят доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.

8 класс

апрель

Урок «Поэты русского зарубежья о природе»

2 часа


Данный урок продолжает разговор о взаимоотношениях человека и природы. Стихи

И. Бунина, В. Ходасевича, А. Черного и др. воспитывают любовь к Родине через отношение к родной природе. Урок учит работать со словом, отрабатывает элементы анализа поэтического текста, позволяет повторить материал по биологии, поднимая вопрос об особенностях природы России.

Работают с литературоведческой терминологией. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного и животного мира. Цель и смысл своих действий по отношению к объектам окружающего мира.

9 класс

январь

Урок-диспут «… энциклопедия русской жизни» (по роману

А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»)

2 часа

Невозможно представить роман Пушкина без пейзажных зарисовок, которые объясняют во многом особенности жизни русского общества первой четверти XIX века. Природа – среда жизни человека, которая формирует его адаптивные характеристики.

Анализируют поэтический текст. Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в природе. Овладевают умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

9 класс

март

Урок «Умному дай голову»

Б. Окуджава (по повести

М. Булгакова «Собачье сердце»)

2 часа


Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и физиологии человека помогает ребятам понять идею данного произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести «шариковщины», раскрыть гуманистическую позицию автора, определить роль художественной условности, фантастики, гротеска в повести.

Выделяют существенные признаки влияния эндокринной системы на регуляцию функций организма. Приводят доказательства невозможности превращения собаки в результате хирургической операции в человека. объясняют механизмы становления личности.

10 класс

декабрь

Урок внеклассного чтения И.С. Тургенев «Записки охотника»

2 часа


Цикл «Записки охотника» отражает живое ощущение России как целого. Работа с текстом произведения должна привести учащихся к определению роли пейзажа, к связям описания природы с сюжетом рассказа, его героями, расширить понимание функций пейзажа.

Проводят сопоставительный анализ текста. Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

10 класс

январь

Урок-семинар «Слияние человека с Природой и Историей» (по лирике Ф.И.Тютчева)

2 часа


Лирика Тютчева является богатейшим материалом для разговора о человеке как части биосферы, о Вселенной, о философских понятиях бытия, жизни и смерти, вечности…

Объясняют закономерности влияния экологических факторов на организмы. Приводят доказательства взаимосвязей человека и окружающей среды. Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы взаимосвязи человека и Вселенной.

10 класс

март

Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

2 часа


Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа «Преступление и наказание», объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту задачу решает урок «Психологизм Достоевского».

Работают в группе. Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. находят в научно-популярной литературе информацию о влиянии ВНД на поведение человека

11 класс

октябрь

Семинар по творчеству

М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника

«По Руси»)

2 часа


Литературный материал данного урока позволяет вести серьёзный разговор в рамках темы «Антропогенез». В результате размышлений старшеклассники должны понять необходимость тесной связи духовно-нравственной и физиологической составляющей процесса эволюции человека как личности.

Сопоставляют и делают выводы на литературном материале. Выделяют существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объясняют механизмы проявления наследственности.

11 класс

март

Урок-собеседование «Проблемы экологии в современном обществе» (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и/или по роману

В.П. Астафьева «Царь-рыба»)

2 часа


Проблема экологии, поднятая в повести, позволяет вести предметный разговор о влиянии человека, технического прогресса на природу, а так же, что очень важно, о взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности. Повесть дает возможность ощутить человека как звено в нескончаемой смене поколений. Нравственные начала переплетаются с природными. Урок призван показать трагизм разрыва взаимосвязей человека и природы, человека и истории.

Работают с публицистической литературой как дополнительным материалом. Объясняют влияние экологических факторов на организмы. Приводят доказательства взаимосвязей организмов и окружающей среды. Приводят доказательства единства живой и неживой природы. Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах.

11 класс

апрель

Семинар «Сны: невозможное возможно».

2 часа


В рамках повторения русской литературы XIX века и курса биологии «Человек» нами рассматриваются сны И.И. Обломова (И.А. Гончаров «Обломов») и Р.Р. Раскольникова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»). В основу разговора положено высказывание И.М. Сеченова, называвшего сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений».

Обобщают материалы работы над несколькими произведениями. Выдвигают гипотезы о влиянии жизни и здоровья человека на его сновидения и наоборот.

11 класс

май

Семинар по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

2 часа

Вместе с героем повести Сантьяго мы входим в большой мир Природы, царство морской стихии, где человек чувствует себя не затерянной песчинкой, а частью этой великой гармонии. Урок воспитывает способность поэтически воспринимать мир природы, животных, растений.

Анализируют рассказ. Работают с литературоведческими терминами. Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем. Обосновывают правила поведения в природной среде




13


ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся.

 

В этой программе установлены смысловые соответствия учебных программ по литературе и биологии в 5 – 11 классах, выделены  на каждом этапе обучения темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой. В результате, единая программа такого курса отличается многогранной структурой, а каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 263
Номер материала 32815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓