Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма практикума «Школьная лаборатория экологического мониторинга»

Программа практикума «Школьная лаборатория экологического мониторинга»

Скачать материал

Программа практикума

«Школьная лаборатория экологического мониторинга»

(32 ч)

Пояснительная записка

 Реализация процесса экологического образования и воспитания школьников в дан­ной программе связывается с организацией исследовательской деятельности учащихся по вопросам экологии города.

 Актуальность усиления в содержании образования деятельностного компонента определяется как социальным заказом совре­менного общества, что отражено в основных положениях Концепции содержания общего образования, так и психолого-педагогичес­кими факторами. Известно, что в памяти под­ростка остается примерно 90% из того, что он делает, и лишь 10% — из того, что слышит, 50%— из того, что он видит (Н.Н. Богомолова).

     Для экологического образования организа­ция поисково-исследовательской деятельнос­ти в реальном социоприродном окружении имеет особое значение. В середине 90-х гг. XX в. именно перед экологическим образова­нием впервые была поставлена задача — стать условием решения реальных экологических проблем. Выполнение этой задачи предпола­гает активное включение учащихся в поиско­во-исследовательскую работу.

Лучшую возможность для этого дает орга­низация школьного экологического монито­ринга — процесса наблюдений за изменения­ми, происходящими в ближайшем от учащих­ся окружении, их оценка, прогноз, обсужде­ние и выработка мер, направленных на осу­ществление экологических решений. Материал, накопленный и проанализированный в тече­ние нескольких лет, создает основу станов­ления у учащихся новых мировоззренческих ориентации коэволюционного характера.

Курс состоит из следующих разделов:                               

Введение – 5 час

Раздел 1 Экологический мониторинг -  4 часа

Раздел  2 Экологическая оценка некоторых природных компонентов географической среды - 8 часов

Раздел 3. Эколого-социологический мониторинг - 14 часов

Обобщающее повторение – 1 час

Всего часов – 32, из которых 9 лекционных занятия и 21 практических работ.

В конце курса учащиеся должны представить групповую (3-4 человека) выпускную работу по выбору:

1.История природопользования в своей местности

2. Исследование уровня загрязнения воздушной среды г. Улан-Удэ методом расчета концентрации окиси углерода на магистралях и улицах  города.

3. Обоснование строительства объездной дороги или моста в г. Улан-Удэ

4. Экология и нравственность – грани восприятия. (Анализ соц.опроса о месте человека  в мире природы, о нравственном аспекте в преодолении  духовного кризиса) 

Цель курса: Развитие у учащихся опыта научно-исследовательской деятельности по проблемам экологии города. Формирование нравственно-экологического сознания.

Задачи курса:

—   Развитие опыта познавательной деятель­ности на основе системы теоретико-методологических знаний, объясняющих содержание и функции экологического мониторинга;

— Обогащение  эмоционально-ценностной сферы за счет развития оценочных изме­нений, повышения интереса к изучению эко­логических проблем города; теме его связей и отношении с городом на основе развития опыта пропагандистской деятельности экологического мониторинга как интегрированной области человеческой деятельности.

—Рассмотреть проблему нравственного регулирования отношения к природе, как основе нравственно-экологического воспитания.

— Приобщение к научно-исследовательской работе.

Объект изучения:1) различные виды городских ландшафтов.

В данной программе школьный экологичес­кий мониторинг основан на изучении, как отде­льных компонентов природы городского ланд­шафта, так и на оценке комплексных воздейс­твий. Практикум проводится обычно после изучения курса «Общей экологии» в 10 классе. Полнота исследований, варианты исполь­зования методик, разнообразие объектов зави­сят от выбора учителя, от возраста и возмож­ностей школьников, которые принимают учас­тие в школьном экологическом мониторинге.

Выбор теоретических положений опре­деляется их значимостью для практической исследовательской деятельности учащихся.

 Экологический мониторинг предполагает рассмотрение комплексной системы наблю­дений, оценки и прогноза изменений состо­яния природной среды под влиянием естест­венных и антропогенных факторов. При этом актуализируется синтезирующая роль эко­логического мониторинга: взаимосвязь его социального, краеведческого и педагогичес­кого аспектов. Немаловажным аспектом является формирование экологической культуры, которое необходимо осуществлять на основе трансформации экологического содержания в личностно-значимое. А это предполагает изучение специфики культурного и природного наследия, эволюции экологической ситуации в регионе, духовно-религиозных ценностей как основы экологических традиций. Реализация этого подхода отражена в разделе – 3.                                                                                                                             Экологический мониторинг обусловлен необходимостью воспитания школьника с новым системно-интегративным мышлением, способного адаптироваться к быстро меняю­щимся условиям жизнедеятельности, умею­щего принимать компетентные решения в проблемных ситуациях.

  Логика построения программы отвечает идеям отбора деятельностного содержания.  Структурными основными элементами деятельностного содержания про­граммы являются: мотивационный, научно-познавательный, процессуальный, оценочно-рефлексивный и культуросозидательный. Все это дополняет систему развивающего обучения, применяемую в моей практике.

Содержание программы

          Введение – 5 ч.

Что такое экологический мониторинг? Зна­чение экологического мониторинга в науке и нашей жизни. Исследовательская работа школь­ников как средство развития экологической культуры. Значение школьных мониторинго­вых исследований для горожан. «Мыслить гло­бально — действовать локально» — основной принцип экологической деятельности.

Знание об особенностях и методах мони­торинговых исследований — основа природосообразной деятельности.

Тема 1.Экологический мониторинг – 5 ч

1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА – 2 ч.

    Цели и задачи школьного экологи­ческого мониторинга

Понятие об экологическом мониторинге как комплексной системе наблюдений, оцен­ки и прогноза изменений состояния биосфе­ры или ее отдельных компонентов под влия­нием антропогенных воздействий. Глобаль­ный, региональный и локальный мониторинг.

Задача глобального мониторинга - слеже­ние за общемировыми процессами и явлени­ями, включая антропогенные воздействия на биосферу. Задача регионального мониторин­га — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процес­сы и явления могут отличаться и по природ­ному характеру, и по антропогенным воздейс­твиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Задача локального монито­ринга — слежение за естественными природ­ными явлениями и антропогенными воздейс­твиями на небольших территориях.

     Создание сети школьного мони­торинга как условия информационного обеспечения экологической политики и привлечения школьников для решения экологических проблем города.Единая государственная система эколо­гического мониторинга (ЕГСЭМ). Террито­риальные программы комплексного экомониторинга (ТСЭМ). Использование в иссле­довательской деятельности по мониторингу потенциала научных кадров вузов, а в практической работе по системному изучению при­роды на локальном уровне — привлечение учителей естественного цикла и учащихся всей системы учреждений образования.

1.2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛО­ГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА – 1ч.

Объект экологического монито­ринга и его характеристика

Географическое положение города. Рель­еф: макро-, мезо-, микрорельеф. Климат. Внут­ренние воды: реки, озера, родники, искусст­венные водоемы. Почвы: зональные и азо­нальные почвы; антропогенные почвы. Рас­тительность. Разработка и осуществление при­родоохранных мероприятий, связанных с оптимизацией состояния городской среды и улучшения здоровья населения

Методы экологических исследований, поз­воляющие изучать экологическое состояние природных сред и объектов без специально­го оборудования. Физико-химические и био­логические методы, массовый учет показате­лей экологического состояния территорий, не отслеживаемых Ведомственными сетями наблюдений

1.3. НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА – 2 ч.

Нравственно-экологические понятия, категории. Экологическое мировоззрение. Объяснять причины экологического и духовного кризиса. Экологические традиции народов Бурятии.

Тема 2. Экологическая оценка некоторых природных компонентов географической среды -  8 ч.

 2.1 а) Состояние атмосферного воздуха на отдельных участках города, (на примере транспорта). Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию деревьев, кустарников, трав.

Задание. Найти в литературе информацию о деревьях, кустарниках, травах которые могут быть индикаторами состояния (ухудшения) атмосферного воздуха. Составить схему, обсудить, описать ее и дать предложения о практическом применении ее.

б) Исследовать уровень загрязнения воздушной среды г. Улан-Удэ. Рассчитать концентрацию окиси углерода на магистралях и улицах города. Составить схему исследуемого участка, нанести результаты исследования. Сделать выводы. Дать рекомендации по снижению выбросов от автотранспорта.

2.2. Состояние  воды в реках, ручьях, расположенных вблизи проживания учащихся.
Практикум. Измерение параметров воды из водоемов и ее оценка.

Задание. Взять пробу воды (200 мм) в близлежащем  водоёме и провести измере­ния параметров воды и результаты занести в таблицу 3. Объяснить результаты измерений.

Пояснения к выполнению задания.

Мутность характеризуется как: а) слабая; б) заметная; в) сильная,

Прозрачность определяют при помощи белого диска диаметром 30 см, укрепленно­го на тросе, который погружают в воду до момента его видимости.

Цвет: а) желтый; б) светло-желтый; в) зеле­новатый; г) бурый и т. д.

Запах определяете» по шкале (см приложение).

    2.3. а) Состояние загрязнения земель вокруг жилого массива отходами (металлолома, твердых бытовых отходов и т.д.)

Практикум. Составить схему жилого массива, где проживает ученик, отметить разрешенные  места  складирования отходов (баки) и неразрешенные. Какие отходы  чаще всего встречаются на данной территории. Дать свои рекомендации.

б)           Состояние зеленых насаждений. Подсчитать сколько деревьев и кустарников растет на обследуемом участке, назвать их, определить возраст (старые, молодые), описать преобладающий состав зеленых насаждений. Определить площадь обследуемой территории, рассчитать, сколько зеленых насаждений приходится на квадратный метр, сравнить с нормами.

   Тема 3.Эколого-социологический мониторинг -  14 ч.

3.1. Исторический мониторинг заселения и освоения территории.

Опрос старожилов, посещение музея города, библиотек с целью определения состояния  обследуемого участка до начала застройки, бывшее историческое название, составить описание его. Отметить, что сделано, какие перемены произошли, и что в результате получилось. Отметить преимущества,  недостатки (просчеты).

        Обобщить материалы об истории природопользования в своей местности в виде схемы или пояснительного текста (можно в электронном виде).

 3.2 Социологическое исследование

 Провести исследование  с целью изучения нравственно-экологических норм отношения к окружающей природной среде. Объяснять причины преобладания технократического мышления. По следующим вопросам:

  1. Что значит для Вас природа? За что Вы ее цените?
  2. Влияет ли она на Ваше настроение, поведение? Как воздействует на Вас природа?
  3. Какие мысли, чувства возникают у Вас от общения с ней?
  4. Кто человек в мире природы а) раб природы, б) венец природы, в) разумный хозяин, г) царь природы

     5. Какие нравственные категории по отношению к природе Вы знаете?

  6. Определение степени экологической грамотности в семье. Составить анкету и опросить членов семьи, сделать выводы и определить причины не соблюдения природоохранных требований. 

3.4. Решение ландшафтно-экологических задач

Учащимся предлагаются задачи из области территориального ландшафтного плани-

рования, требующие понимания тех взаимосвязей природной, хозяйственной и соци­альной  подсистем, которые составляют спе­цифику антропогенного ландшафта. В про­цессе решения задач необходимо опираться на принципы и правила создания культурных ландшафтов. Задание нацелено на развитие навыков геоэкологического мышления.

Задача. № 1. Основные антропогенные факторы влияния на  городскую окружающую среду.

   Почему атмосферный воздух города отли­чается по составу от атмосферного воздуха незастроенных окрестностей? Какие изменения характерны для всех, «городских» почв?

Как изменился породный состав леса? Что необходимо предпринять для привле­чения птиц в город? Почему в низинной части города теплее, чем в возвышенной?

Задача № 2. Планирование строительства моста или объездной дороги.

Город Улан-Удэ - крупнейший промыш­ленный и транспортный центр Бурятии. Для умень­шения грузопотоков предлагается строитель­ство моста или объездной дороги.

 Где его можно построить?

Решение представить в виде схемы или пояс­нительного текста.

Задача № 3.Рассмотрите и прокомментируйте нравственно-экологические ситуации. Сделать анализ высказываниям выдающихся людей (см. Приложение)

Работа, связанная с анализом высказываний ценна тем, что ставит учащихся перед необходимостью задуматься, может быть даже изменить свои прежние стереотипы, установить причинно-следственные связи, определить и сформулировать свою точку зрения. Развивать экологическое мышление, систему эмоционально-ценностного отношения.

 

                          Список использованной литературы

 

  1. Галд Дж. Психология и география: Осно­вы поведенческой географии. - М., 1990
  2. Глузгов В.А., Винокурова Н.Ф. Современная концепция экологического образования учащихся. Журнал «Теория и методика обучения и воспитания» №4 2004 

   3.   Делор Ж. Образование для XXI века//Педагогика. - 1998. - № 5.

4.  Дрейзер ОК,Лосъ В А Экология и устой­чивое развитие. - М., 1997.

5.Жамцуева Г.С. Мониторинг газовых примесей и аэрозолей в атмосфере Байкальского региона // Районы Бурятии в фокусе Экологических проблем. У-Удэ, 1999, с.50-53

6.  И.А.Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии» Сборник задач,    упражнений, прак.работ. М, 2001

7. Миркин Экология России

8. В.И. Сивоглазова, Т.С. Сухова,  «Экология России». Книга для учителя. М, 1996

      9. Г.Д. Чимитдоржиева Основы экологического мониторинга Улан-Удэ, 1997

10. Фокина В.А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта Дошкольное воспитание № 7, 1996

11.Федорова А.И., Никольская А.Н. Методика и форма оценки концентрации окиси углерода. Воронеж,1995

12.Яншин А.Л, Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М. 1991

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа практикума «Школьная лаборатория экологического мониторинга»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа практикума

«Школьная лаборатория экологического мониторинга»

(32 ч)

Пояснительная записка

 Реализация процесса экологического образования и воспитания школьников в дан­ной программе связывается с организацией исследовательской деятельности учащихся по вопросам экологии города.

 Актуальность усиления в содержании образования деятельностного компонента определяется как социальным заказом совре­менного общества, что отражено в основных положениях Концепции содержания общего образования, так и психолого-педагогичес­кими факторами. Известно, что в памяти под­ростка остается примерно 90% из того, что он делает, и лишь 10% — из того, что слышит, 50%— из того, что он видит (Н.Н. Богомолова).

     Для экологического образования организа­ция поисково-исследовательской деятельнос­ти в реальном социоприродном окружении имеет особое значение. В середине 90-х гг. XX в. именно перед экологическим образова­нием впервые была поставлена задача — стать условием решения реальных экологических проблем. Выполнение этой задачи предпола­гает активное включение учащихся в поиско­во-исследовательскую работу.

Лучшую возможность для этого дает орга­низация школьного экологического монито­ринга — процесса наблюдений за изменения­ми, происходящими в ближайшем от учащих­ся окружении, их оценка, прогноз, обсужде­ние и выработка мер, направленных на осу­ществление экологических решений. Материал, накопленный и проанализированный в тече­ние нескольких лет, создает основу станов­ления у учащихся новых мировоззренческих ориентации коэволюционного характера.

Курс состоит из следующих разделов:                               

Введение – 5 час

Раздел 1 Экологический мониторинг -  4 часа

Раздел  2 Экологическая оценка некоторых природных компонентов географической среды - 8 часов

Раздел 3. Эколого-социологический мониторинг - 14 часов

Обобщающее повторение – 1 час

Всего часов – 32, из которых 9 лекционных занятия и 21 практических работ.

В конце курса учащиеся должны представить групповую (3-4 человека) выпускную работу по выбору:

1.История природопользования в своей местности

2. Исследование уровня загрязнения воздушной среды г. Улан-Удэ методом расчета концентрации окиси углерода на магистралях и улицах  города.

3. Обоснование строительства объездной дороги или моста в г. Улан-Удэ

4. Экология и нравственность – грани восприятия. (Анализ соц.опроса о месте человека  в мире природы, о нравственном аспекте в преодолении  духовного кризиса) 

Цель курса: Развитие у учащихся опыта научно-исследовательской деятельности по проблемам экологии города. Формирование нравственно-экологического сознания.

Задачи курса:

—   Развитие опыта познавательной деятель­ности на основе системы теоретико-методологических знаний, объясняющих содержание и функции экологического мониторинга;

—   Обогащение  эмоционально-ценностной сферы за счет развития оценочных изме­нений, повышения интереса к изучению эко­логических проблем города; теме его связей и отношении с городом на основе развития опыта пропагандистской деятельности экологического мониторинга как интегрированной области человеческой деятельности.

—Рассмотреть проблему нравственного регулирования отношения к природе, как основе нравственно-экологического воспитания.

— Приобщение к научно-исследовательской работе.

Объект изучения:1) различные виды городских ландшафтов.

В данной программе школьный экологичес­кий мониторинг основан на изучении, как отде­льных компонентов природы городского ланд­шафта, так и на оценке комплексных воздейс­твий. Практикум проводится обычно после изучения курса «Общей экологии» в 10 классе. Полнота исследований, варианты исполь­зования методик, разнообразие объектов зави­сят от выбора учителя, от возраста и возмож­ностей школьников, которые принимают учас­тие в школьном экологическом мониторинге.

Выбор теоретических положений опре­деляется их значимостью для практической исследовательской деятельности учащихся.

 Экологический мониторинг предполагает рассмотрение комплексной системы наблю­дений, оценки и прогноза изменений состо­яния природной среды под влиянием естест­венных и антропогенных факторов. При этом актуализируется синтезирующая роль эко­логического мониторинга: взаимосвязь его социального, краеведческого и педагогичес­кого аспектов. Немаловажным аспектом является формирование экологической культуры, которое необходимо осуществлять на основе трансформации экологического содержания в личностно-значимое. А это предполагает изучение специфики культурного и природного наследия, эволюции экологической ситуации в регионе, духовно-религиозных ценностей как основы экологических традиций. Реализация этого подхода отражена в разделе – 3.                                                                                                                             Экологический мониторинг обусловлен необходимостью воспитания школьника с новым системно-интегративным мышлением, способного адаптироваться к быстро меняю­щимся условиям жизнедеятельности, умею­щего принимать компетентные решения в проблемных ситуациях.

  Логика построения программы отвечает идеям отбора деятельностного содержания.  Структурными основными элементами деятельностного содержания про­граммы являются: мотивационный, научно-познавательный, процессуальный, оценочно-рефлексивный и культуросозидательный. Все это дополняет систему развивающего обучения, применяемую в моей практике.

Содержание программы

          Введение – 5 ч.

Что такое экологический мониторинг? Зна­чение экологического мониторинга в науке и нашей жизни. Исследовательская работа школь­ников как средство развития экологической культуры. Значение школьных мониторинго­вых исследований для горожан. «Мыслить гло­бально — действовать локально» — основной принцип экологической деятельности.

Знание об особенностях и методах мони­торинговых исследований — основа природосообразной деятельности.

Тема 1.Экологический мониторинг – 5 ч

1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА – 2 ч.

    Цели и задачи школьного экологи­ческого мониторинга

Понятие об экологическом мониторинге как комплексной системе наблюдений, оцен­ки и прогноза изменений состояния биосфе­ры или ее отдельных компонентов под влия­нием антропогенных воздействий. Глобаль­ный, региональный и локальный мониторинг.

Задача глобального мониторинга - слеже­ние за общемировыми процессами и явлени­ями, включая антропогенные воздействия на биосферу. Задача регионального мониторин­га — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процес­сы и явления могут отличаться и по природ­ному характеру, и по антропогенным воздейс­твиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Задача локального монито­ринга — слежение за естественными природ­ными явлениями и антропогенными воздейс­твиями на небольших территориях.

     Создание сети школьного мони­торинга как условия информационного обеспечения экологической политики и привлечения школьников для решения экологических проблем города.Единая государственная система эколо­гического мониторинга (ЕГСЭМ). Террито­риальные программы комплексного экомониторинга (ТСЭМ). Использование в иссле­довательской деятельности по мониторингу потенциала научных кадров вузов, а в практической работе по системному изучению при­роды на локальном уровне — привлечение учителей естественного цикла и учащихся всей системы учреждений образования.

1.2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛО­ГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА – 1ч.

Объект экологического монито­ринга и его характеристика

Географическое положение города. Рель­еф: макро-, мезо-, микрорельеф. Климат. Внут­ренние воды: реки, озера, родники, искусст­венные водоемы. Почвы: зональные и азо­нальные почвы; антропогенные почвы. Рас­тительность. Разработка и осуществление при­родоохранных мероприятий, связанных с оптимизацией состояния городской среды и улучшения здоровья населения

Методы экологических исследований, поз­воляющие изучать экологическое состояние природных сред и объектов без специально­го оборудования. Физико-химические и био­логические методы, массовый учет показате­лей экологического состояния территорий, не отслеживаемых Ведомственными сетями наблюдений

1.3. НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА – 2 ч.

Нравственно-экологические понятия, категории. Экологическое мировоззрение. Объяснять причины экологического и духовного кризиса. Экологические традиции народов Бурятии.

Тема 2. Экологическая оценка некоторых природных компонентов географической среды -  8 ч.

 2.1 а) Состояние атмосферного воздуха на отдельных участках города, (на примере транспорта). Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию деревьев, кустарников, трав.

Задание. Найти в литературе информацию о деревьях, кустарниках, травах которые могут быть индикаторами состояния (ухудшения) атмосферного воздуха. Составить схему, обсудить, описать ее и дать предложения о практическом применении ее.

б) Исследовать уровень загрязнения воздушной среды г. Улан-Удэ. Рассчитать концентрацию окиси углерода на магистралях и улицах города. Составить схему исследуемого участка, нанести результаты исследования. Сделать выводы. Дать рекомендации по снижению выбросов от автотранспорта.

2.2. Состояние  воды в реках, ручьях, расположенных вблизи проживания учащихся.
Практикум. Измерение параметров воды из водоемов и ее оценка.

Задание. Взять пробу воды (200 мм) в близлежащем  водоёме и провести измере­ния параметров воды и результаты занести в таблицу 3. Объяснить результаты измерений.

Пояснения к выполнению задания.

Мутность характеризуется как: а) слабая; б) заметная; в) сильная,

Прозрачность определяют при помощи белого диска диаметром 30 см, укрепленно­го на тросе, который погружают в воду до момента его видимости.

Цвет: а) желтый; б) светло-желтый; в) зеле­новатый; г) бурый и т. д.

Запах определяете» по шкале (см приложение).

    2.3. а) Состояние загрязнения земель вокруг жилого массива отходами (металлолома, твердых бытовых отходов и т.д.)

Практикум. Составить схему жилого массива, где проживает ученик, отметить разрешенные  места  складирования отходов (баки) и неразрешенные. Какие отходы  чаще всего встречаются на данной территории. Дать свои рекомендации.

б)           Состояние зеленых насаждений. Подсчитать сколько деревьев и кустарников растет на обследуемом участке, назвать их, определить возраст (старые, молодые), описать преобладающий состав зеленых насаждений. Определить площадь обследуемой территории, рассчитать, сколько зеленых насаждений приходится на квадратный метр, сравнить с нормами.

   Тема 3.Эколого-социологический мониторинг -  14 ч.

3.1. Исторический мониторинг заселения и освоения территории.

Опрос старожилов, посещение музея города, библиотек с целью определения состояния  обследуемого участка до начала застройки, бывшее историческое название, составить описание его. Отметить, что сделано, какие перемены произошли, и что в результате получилось. Отметить преимущества,  недостатки (просчеты).

        Обобщить материалы об истории природопользования в своей местности в виде схемы или пояснительного текста (можно в электронном виде).

 3.2 Социологическое исследование

 Провести исследование  с целью изучения нравственно-экологических норм отношения к окружающей природной среде. Объяснять причины преобладания технократического мышления. По следующим вопросам:

  1. Что значит для Вас природа? За что Вы ее цените?
  2. Влияет ли она на Ваше настроение, поведение? Как воздействует на Вас природа?
  3. Какие мысли, чувства возникают у Вас от общения с ней?
  4. Кто человек в мире природы а) раб природы, б) венец природы, в) разумный хозяин, г) царь природы

     5. Какие нравственные категории по отношению к природе Вы знаете?

  6. Определение степени экологической грамотности в семье. Составить анкету и опросить членов семьи, сделать выводы и определить причины не соблюдения природоохранных требований. 

3.4. Решение ландшафтно-экологических задач

Учащимся предлагаются задачи из области территориального ландшафтного плани-

рования, требующие понимания тех взаимосвязей природной, хозяйственной и соци­альной  подсистем, которые составляют спе­цифику антропогенного ландшафта. В про­цессе решения задач необходимо опираться на принципы и правила создания культурных ландшафтов. Задание нацелено на развитие навыков геоэкологического мышления.

Задача. № 1. Основные антропогенные факторы влияния на  городскую окружающую среду.

   Почему атмосферный воздух города отли­чается по составу от атмосферного воздуха незастроенных окрестностей? Какие изменения характерны для всех, «городских» почв?

Как изменился породный состав леса? Что необходимо предпринять для привле­чения птиц в город? Почему в низинной части города теплее, чем в возвышенной?

Задача № 2. Планирование строительства моста или объездной дороги.

Город Улан-Удэ - крупнейший промыш­ленный и транспортный центр Бурятии. Для умень­шения грузопотоков предлагается строитель­ство моста или объездной дороги.

 Где его можно построить?

Решение представить в виде схемы или пояс­нительного текста.

Задача № 3.Рассмотрите и прокомментируйте нравственно-экологические ситуации. Сделать анализ высказываниям выдающихся людей (см. Приложение)

Работа, связанная с анализом высказываний ценна тем, что ставит учащихся перед необходимостью задуматься, может быть даже изменить свои прежние стереотипы, установить причинно-следственные связи, определить и сформулировать свою точку зрения. Развивать экологическое мышление, систему эмоционально-ценностного отношения.

 

                          Список использованной литературы

 

  1. Галд Дж. Психология и география: Осно­вы поведенческой географии. - М., 1990
  2. Глузгов В.А., Винокурова Н.Ф. Современная концепция экологического образования учащихся. Журнал «Теория и методика обучения и воспитания» №4 2004 

   3.   Делор Ж. Образование для XXI века//Педагогика. - 1998. - № 5.

4.  Дрейзер ОК,Лосъ В А Экология и устой­чивое развитие. - М., 1997.

5.Жамцуева Г.С. Мониторинг газовых примесей и аэрозолей в атмосфере Байкальского региона // Районы Бурятии в фокусе Экологических проблем. У-Удэ, 1999, с.50-53

6.  И.А.Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии» Сборник задач,    упражнений, прак.работ. М, 2001

7. Миркин Экология России

8. В.И. Сивоглазова, Т.С. Сухова,  «Экология России». Книга для учителя. М, 1996

      9. Г.Д. Чимитдоржиева Основы экологического мониторинга Улан-Удэ, 1997

10. Фокина В.А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта Дошкольное воспитание № 7, 1996

11.Федорова А.И., Никольская А.Н. Методика и форма оценки концентрации окиси углерода. Воронеж,1995

12.Яншин А.Л, Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М. 1991

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 898 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 610
    • DOCX 67.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Асалханова Любовь Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Асалханова Любовь Михайловна
    Асалханова Любовь Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 4980
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»