- Учебник: «Дешаран книжка (Литературное чтение) (на чеченском языке)», Солтаханов Э.Х., Солтаханов И.Э.
- 02.10.2020
- 4974
- 33
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа практикума
«Школьная лаборатория экологического мониторинга»
(32 ч)
Пояснительная записка
Реализация процесса экологического образования и воспитания школьников в данной программе связывается с организацией исследовательской деятельности учащихся по вопросам экологии города.
Актуальность усиления в содержании образования деятельностного компонента определяется как социальным заказом современного общества, что отражено в основных положениях Концепции содержания общего образования, так и психолого-педагогическими факторами. Известно, что в памяти подростка остается примерно 90% из того, что он делает, и лишь 10% — из того, что слышит, 50%— из того, что он видит (Н.Н. Богомолова).
Для экологического образования организация поисково-исследовательской деятельности в реальном социоприродном окружении имеет особое значение. В середине 90-х гг. XX в. именно перед экологическим образованием впервые была поставлена задача — стать условием решения реальных экологических проблем. Выполнение этой задачи предполагает активное включение учащихся в поисково-исследовательскую работу.
Лучшую возможность для этого дает организация школьного экологического мониторинга — процесса наблюдений за изменениями, происходящими в ближайшем от учащихся окружении, их оценка, прогноз, обсуждение и выработка мер, направленных на осуществление экологических решений. Материал, накопленный и проанализированный в течение нескольких лет, создает основу становления у учащихся новых мировоззренческих ориентации коэволюционного характера.
Курс состоит из следующих разделов:
Введение – 5 час
Раздел 1 Экологический мониторинг - 4 часа
Раздел 2 Экологическая оценка некоторых природных компонентов географической среды - 8 часов
Раздел 3. Эколого-социологический мониторинг - 14 часов
Обобщающее повторение – 1 час
Всего часов – 32, из которых 9 лекционных занятия и 21 практических работ.
В конце курса учащиеся должны представить групповую (3-4 человека) выпускную работу по выбору:
1.История природопользования в своей местности
2. Исследование уровня загрязнения воздушной среды г. Улан-Удэ методом расчета концентрации окиси углерода на магистралях и улицах города.
3. Обоснование строительства объездной дороги или моста в г. Улан-Удэ
4. Экология и нравственность – грани восприятия. (Анализ соц.опроса о месте человека в мире природы, о нравственном аспекте в преодолении духовного кризиса)
Цель курса: Развитие у учащихся опыта научно-исследовательской деятельности по проблемам экологии города. Формирование нравственно-экологического сознания.
Задачи курса:
— Развитие опыта познавательной деятельности на основе системы теоретико-методологических знаний, объясняющих содержание и функции экологического мониторинга;
— Обогащение эмоционально-ценностной сферы за счет развития оценочных изменений, повышения интереса к изучению экологических проблем города; теме его связей и отношении с городом на основе развития опыта пропагандистской деятельности экологического мониторинга как интегрированной области человеческой деятельности.
—Рассмотреть проблему нравственного регулирования отношения к природе, как основе нравственно-экологического воспитания.
— Приобщение к научно-исследовательской работе.
Объект изучения:1) различные виды городских ландшафтов.
В данной программе школьный экологический мониторинг основан на изучении, как отдельных компонентов природы городского ландшафта, так и на оценке комплексных воздействий. Практикум проводится обычно после изучения курса «Общей экологии» в 10 классе. Полнота исследований, варианты использования методик, разнообразие объектов зависят от выбора учителя, от возраста и возможностей школьников, которые принимают участие в школьном экологическом мониторинге.
Выбор теоретических положений определяется их значимостью для практической исследовательской деятельности учащихся.
Экологический мониторинг предполагает рассмотрение комплексной системы наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов. При этом актуализируется синтезирующая роль экологического мониторинга: взаимосвязь его социального, краеведческого и педагогического аспектов. Немаловажным аспектом является формирование экологической культуры, которое необходимо осуществлять на основе трансформации экологического содержания в личностно-значимое. А это предполагает изучение специфики культурного и природного наследия, эволюции экологической ситуации в регионе, духовно-религиозных ценностей как основы экологических традиций. Реализация этого подхода отражена в разделе – 3. Экологический мониторинг обусловлен необходимостью воспитания школьника с новым системно-интегративным мышлением, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности, умеющего принимать компетентные решения в проблемных ситуациях.
Логика построения программы отвечает идеям отбора деятельностного содержания. Структурными основными элементами деятельностного содержания программы являются: мотивационный, научно-познавательный, процессуальный, оценочно-рефлексивный и культуросозидательный. Все это дополняет систему развивающего обучения, применяемую в моей практике.
Содержание программы
Введение – 5 ч.
Что такое экологический мониторинг? Значение экологического мониторинга в науке и нашей жизни. Исследовательская работа школьников как средство развития экологической культуры. Значение школьных мониторинговых исследований для горожан. «Мыслить глобально — действовать локально» — основной принцип экологической деятельности.
Знание об особенностях и методах мониторинговых исследований — основа природосообразной деятельности.
Тема 1.Экологический мониторинг – 5 ч
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА – 2 ч.
Цели и задачи школьного экологического мониторинга
Понятие об экологическом мониторинге как комплексной системе наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных компонентов под влиянием антропогенных воздействий. Глобальный, региональный и локальный мониторинг.
Задача глобального мониторинга - слежение за общемировыми процессами и явлениями, включая антропогенные воздействия на биосферу. Задача регионального мониторинга — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Задача локального мониторинга — слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях.
Создание сети школьного мониторинга как условия информационного обеспечения экологической политики и привлечения школьников для решения экологических проблем города.Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Территориальные программы комплексного экомониторинга (ТСЭМ). Использование в исследовательской деятельности по мониторингу потенциала научных кадров вузов, а в практической работе по системному изучению природы на локальном уровне — привлечение учителей естественного цикла и учащихся всей системы учреждений образования.
1.2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА – 1ч.
Объект экологического мониторинга и его характеристика
Географическое положение города. Рельеф: макро-, мезо-, микрорельеф. Климат. Внутренние воды: реки, озера, родники, искусственные водоемы. Почвы: зональные и азональные почвы; антропогенные почвы. Растительность. Разработка и осуществление природоохранных мероприятий, связанных с оптимизацией состояния городской среды и улучшения здоровья населения
Методы экологических исследований, позволяющие изучать экологическое состояние природных сред и объектов без специального оборудования. Физико-химические и биологические методы, массовый учет показателей экологического состояния территорий, не отслеживаемых Ведомственными сетями наблюдений
1.3. НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА – 2 ч.
Нравственно-экологические понятия, категории. Экологическое мировоззрение. Объяснять причины экологического и духовного кризиса. Экологические традиции народов Бурятии.
Тема 2. Экологическая оценка некоторых природных компонентов географической среды - 8 ч.
2.1 а) Состояние атмосферного воздуха на отдельных участках города, (на примере транспорта). Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию деревьев, кустарников, трав.
Задание. Найти в литературе информацию о деревьях, кустарниках, травах которые могут быть индикаторами состояния (ухудшения) атмосферного воздуха. Составить схему, обсудить, описать ее и дать предложения о практическом применении ее.
б) Исследовать уровень загрязнения воздушной среды г. Улан-Удэ. Рассчитать концентрацию окиси углерода на магистралях и улицах города. Составить схему исследуемого участка, нанести результаты исследования. Сделать выводы. Дать рекомендации по снижению выбросов от автотранспорта.
2.2. Состояние воды в реках, ручьях, расположенных вблизи проживания учащихся.
Практикум. Измерение параметров воды из водоемов и ее оценка.
Задание. Взять пробу воды (200 мм) в близлежащем водоёме и провести измерения параметров воды и результаты занести в таблицу 3. Объяснить результаты измерений.
Пояснения к выполнению задания.
Мутность характеризуется как: а) слабая; б) заметная; в) сильная,
Прозрачность определяют при помощи белого диска диаметром 30 см, укрепленного на тросе, который погружают в воду до момента его видимости.
Цвет: а) желтый; б) светло-желтый; в) зеленоватый; г) бурый и т. д.
Запах определяете» по шкале (см приложение).
2.3. а) Состояние загрязнения земель вокруг жилого массива отходами (металлолома, твердых бытовых отходов и т.д.)
Практикум. Составить схему жилого массива, где проживает ученик, отметить разрешенные места складирования отходов (баки) и неразрешенные. Какие отходы чаще всего встречаются на данной территории. Дать свои рекомендации.
б) Состояние зеленых насаждений. Подсчитать сколько деревьев и кустарников растет на обследуемом участке, назвать их, определить возраст (старые, молодые), описать преобладающий состав зеленых насаждений. Определить площадь обследуемой территории, рассчитать, сколько зеленых насаждений приходится на квадратный метр, сравнить с нормами.
Тема 3.Эколого-социологический мониторинг - 14 ч.
3.1. Исторический мониторинг заселения и освоения территории.
Опрос старожилов, посещение музея города, библиотек с целью определения состояния обследуемого участка до начала застройки, бывшее историческое название, составить описание его. Отметить, что сделано, какие перемены произошли, и что в результате получилось. Отметить преимущества, недостатки (просчеты).
Обобщить материалы об истории природопользования в своей местности в виде схемы или пояснительного текста (можно в электронном виде).
3.2 Социологическое исследование
Провести исследование с целью изучения нравственно-экологических норм отношения к окружающей природной среде. Объяснять причины преобладания технократического мышления. По следующим вопросам:
5. Какие нравственные категории по отношению к природе Вы знаете?
6. Определение степени экологической грамотности в семье. Составить анкету и опросить членов семьи, сделать выводы и определить причины не соблюдения природоохранных требований.
3.4. Решение ландшафтно-экологических задач
Учащимся предлагаются задачи из области территориального ландшафтного плани-
рования, требующие понимания тех взаимосвязей природной, хозяйственной и социальной подсистем, которые составляют специфику антропогенного ландшафта. В процессе решения задач необходимо опираться на принципы и правила создания культурных ландшафтов. Задание нацелено на развитие навыков геоэкологического мышления.
Задача. № 1. Основные антропогенные факторы влияния на городскую окружающую среду.
Почему атмосферный воздух города отличается по составу от атмосферного воздуха незастроенных окрестностей? Какие изменения характерны для всех, «городских» почв?
Как изменился породный состав леса? Что необходимо предпринять для привлечения птиц в город? Почему в низинной части города теплее, чем в возвышенной?
Задача № 2. Планирование строительства моста или объездной дороги.
Город Улан-Удэ - крупнейший промышленный и транспортный центр Бурятии. Для уменьшения грузопотоков предлагается строительство моста или объездной дороги.
Где его можно построить?
Решение представить в виде схемы или пояснительного текста.
Задача № 3.Рассмотрите и прокомментируйте нравственно-экологические ситуации. Сделать анализ высказываниям выдающихся людей (см. Приложение)
Работа, связанная с анализом высказываний ценна тем, что ставит учащихся перед необходимостью задуматься, может быть даже изменить свои прежние стереотипы, установить причинно-следственные связи, определить и сформулировать свою точку зрения. Развивать экологическое мышление, систему эмоционально-ценностного отношения.
Список использованной литературы
3. Делор Ж. Образование для XXI века//Педагогика. - 1998. - № 5.
4. Дрейзер ОК,Лосъ В А Экология и устойчивое развитие. - М., 1997.
5.Жамцуева Г.С. Мониторинг газовых примесей и аэрозолей в атмосфере Байкальского региона // Районы Бурятии в фокусе Экологических проблем. У-Удэ, 1999, с.50-53
6. И.А.Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии» Сборник задач, упражнений, прак.работ. М, 2001
7. Миркин Экология России
8. В.И. Сивоглазова, Т.С. Сухова, «Экология России». Книга для учителя. М, 1996
9. Г.Д. Чимитдоржиева Основы экологического мониторинга Улан-Удэ, 1997
10. Фокина В.А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта Дошкольное воспитание № 7, 1996
11.Федорова А.И., Никольская А.Н. Методика и форма оценки концентрации окиси углерода. Воронеж,1995
12.Яншин А.Л, Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М. 1991
6 656 898 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Асалханова Любовь Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.