Главная / Логопедия / Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома «Поверь в себя»

Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома «Поверь в себя»

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Красноселькупский детский дом «Родничок»

















Программа

постинтернатного сопровождения выпускников детского дома «Поверь в себя»










Срок реализации: 2013 - 2017 г.г.

Возраст: 16-23 лет















с.Красноселькуп, 2013 г.

Пояснительная записка


Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.

Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни.

По данным российских исследований трудности, которые испытывает выпускник интернатного учреждения, можно разделить на два блока:

  • комплекс социальных затруднений: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.

  • комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п.

За период с 2008 – 2012г.г. из детского дома выпустилось 34 воспитанника,

из них:

- обучаются в учебных заведениях – 8 (23,5 %) выпускников;

- закончили обучение, трудоустроены – 13 (38,2 %) выпускников;

- служат в рядах Российской Армии – 2(5,8 %) выпускников;

- выпускники – инвалиды – 4 (11,7 %);

- неуспешные выпускники - 3 (8,8%) выпускников;

- по уходу за ребенком - 4 (11,7%).

Опыт работы учреждения показывает, что покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

- материальное самообеспечение;

- самостоятельное решение бытовых проблем;

- решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

- взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

- взаимодействие, общение с различными людьми;

- создание собственной семьи: защита своих законных прав и интересов;

- забота о своем здоровье.

Неблагоприятными факторами постинтернатной социальной адаптации являются: низкий интеллект, снижение активности, инициативы, эмоциональная нивелировка, чрезмерная открытость и доверчивость, а также (особенно) психопатические черты - возбудимость, неустойчивость, нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении и оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни.

Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Активный поиск решения проблем выпускников детского дома привел к мысли о необходимости создания программы социализации и интеграция воспитанников детского дома в общество «Поверь в себя».

Целью программы  является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социальной и профессиональной адаптации в постинтернатный период до 23 лет.

Срок реализации программы: 5 лет

Возраст: 16-23 года

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения выпускников;

- защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказание помощи в сборе или оформлении необходимых документов;

- оказание помощи во взаимодействии с учреждениями социума;

- оказание всесторонней поддержки выпускникам и экстренной помощи (в случае возникновения);

- оказание помощи в трудоустройстве выпускников;

-оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Формы взаимодействия:

Кураторство, индивидуальное консультирование, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение выпускников и др.

Методы работы, используемые в программе:

-  теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

-  методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

- метод социологического исследования по адаптации выпускников;

- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности).

Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;

  • убеждения;

  • установления логических взаимосвязей;

  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

  • выявления социального "Я";

  • обучения поиску информации.

Участники сопровождения: воспитанники, родственники воспитанников.

Постинтернатное сопровождение осуществляют специалисты разного профиля: директор детского дома, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, воспитатель, педагог-организатор.

Структура деятельности педагогического коллектива по организации постинтернатного сопровождения выпускников


Директор

  • Осуществляет общее руководство реализации программы;

  • Координация и контроль за выполнением программы.

Заместитель директора по УВР

  • Корректировка составляющих элементов программы;

  • Координация действий службы сопровождения;

  • Организация взаимодействия участников процесса сопровождения;

  • Анализ и обобщение результатов реализации программы.

Социальный педагог

  • Обеспечение соблюдения прав детей – сирот и выпускников детского дома (жилищных и иных);

  • Защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускник в правозащитных и административных органах;

  • Создание условий для успешной социально-психологической адаптации в социуме;

  • Социально - педагогическое консультирование выпускников детского дома;

  • Оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве;

  • Социально-правовое просвещение выпускников;

  • Оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

  • Осуществляет комплекс мероприятий по индивидуальному сопровождению выпускников детского дома.

  • Организация юридических консультаций для выпускников и воспитанников детских сиротских учреждений по вопросам улучшения жилищных условий.

Педагог-психолог

  • Осуществление психолого-педагогического просвещения воспитанников,

обучение их приемами самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающими умениями для успешной социализации и самореализации выпускника;

  • Содействие повышению уровня самооценки воспитанника, обретению уверенности в себе, осознанию ответственности за свои поступки, обучению навыкам конструктивного общения, творческого мышления, преодолению кризисных ситуаций, избеганию асоциальных соблазнов.

  • Осуществление мониторинга процессов постинтернатной адаптации и интеграции выпускников детского дома в общество;

  • Составление и реализация индивидуального плана сопровождения выпускника детского дома.

Воспитатель

  • Оказание необходимой помощи и поддержки выпускнику в процессе адаптации его к новым условиям самостоятельного жизнеустройства в стремлении справиться со сложными жизненными ситуациями;

  • Коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

  • Коррекция и развитие социальной компетентности, житейских умений и навыков выпускников детского дома;

  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении;

  • Формирование адаптивных механизмов, позволяющих выпускнику приспособиться к жизни после выхода из детского дома;

Медицинский работник

  • Определение медицинских ограничений профессиональной пригодности выпускников детского дома;

  • Организация здорового средового пространства;

  • Подготовка к семейной жизни;

  • Профилактика вредных привычек;

  • Консультации по вопросам медицинского характера.

Педагог-организатор

  • Организация досуга воспитанников;

  • Привлечение выпускников к участию в районных мероприятиях и конкурсах.

Ожидаемый результат:

1. Готовность к самостоятельной жизни.

2. Умение взаимодействовать в социуме (коммуникативная компетентность).

3. Развитое самосознание, ответственность, умение принимать решения.

4. Потребность в здоровом образе жизни.

5. Профессиональная и трудовая самореализация.

Основные направления работы:

1.Социально-педагогическая диагностика

2.Социально-педагогическое консультирование

3.Социально-профилактическая работа

4.Социальное воспитание

5. Защита прав и интересов выпускников


Раздел 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

Содержание деятельности:

  • выявление у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении,

возникших в связи с нарушением его социализации;

  • изучение социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

  • изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

  • изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

  • определение развитости "социальной сети" выпускника.

Раздел 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

Содержание деятельности:

  • оказание помощи в затруднительных ситуациях;

  • совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

  • составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

  • оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.



Раздел 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

Содержание деятельности:

  • консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

  • работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

  • оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

  • социально-правовое просвещение выпускников;

  • профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

  • профилактика межличностных конфликтов.


Раздел 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

Содержание деятельности:

  • работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

  • коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);

  • коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);

  • коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

  • работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".


Раздел 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

Содержание деятельности:

  • решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

  • помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

  • представительство в правозащитных и административных органах;

  • оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

  • оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.


Концепция Программы базируется на следующих принципах:

- целесообразности

- системности

- комплексности

- личностного подхода

Принцип целесообразности выражается в определении цели, на достижение которой направлена программа. В данном случае цель, выступая прообразом желаемого результата, заключается в формировании жизнеспособной личности воспитуемого/сопровождаемого/.

Жизнеспособность определяется как интегрированное качество личности, совокупность ценностных ориентаций, личностных особенностей, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме.

Для повышения жизнеспособности выпускников необходимо формировать у них в процессе постинтернатного сопровождения такие качества как:

- независимость (антидогматизм) мышления;

- способность приобретать новый позитивный опыт;

- веру в себя, свои силы;

- устремленность в будущее и адекватное представление о нем;

- умение позитивно организовать свой досуг, приверженность здоровому и активному образу жизни;

- адекватный способностям уровень образовательных и профессиональных притязаний;

- развитая коммуникативность;

- умение нести личную ответственность за свои поступки и свое благополучие.


Структура ключевых компетентностей выпускников

детского дома должна включать:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

- компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, семьянина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере, включающая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности,
включающая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Принцип системности выражается в создании целостной системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующими структуру системы.

Потребности выпускников детского дома разнообразны и имеют широкий социальный спектр, системное взаимодействие различных заинтересованных структур:

Образовательные учреждения. Участие в воспитательном процессе. Совместное решение по вопросам прохождению практики и трудоустройству. Сбор информации о выпускниках детского дома (посещение учебных заведений, звонки, переписка).

Правоохранительные и исполнительные органы. Сбор информации по данной категории воспитанников. Выработка норм поведения. Юридические консультации. Участие в мероприятиях.

Органы исполнительной власти. Решение жилищного вопроса: предоставление жилплощади, работа по постановке на учет и выдача жилищных сертификатов.

Коммунальные службы. Оказание помощи в ремонте жилья выпускников. Работа с задолженностью выпускников по коммунальным платежам.

Центр занятости населения. Постановка на учет, трудоустройство. Обучение на курсах, предлагаемых в ЦЗН.

Управление по труду и социальной защите населения. Оформление статуса малоимущего (другой льготной категории), получение социальных льгот (пособия, субсидия и т.д.)

Учреждения здравоохранения. Предоставление сведений о состоянии здоровья, нахождение на учете. Контроль за сохранением здоровья.

Управление по культуре и молодежной политике. (Центр молодежных инициатив. Центр досуга и народного творчества. Центр селькупской культуры). Помощь в организации досуга и отдыха: привлечение выпускников в молодежные клубы, общественные организации, организация молодежных активов. Создание территории общения. Духовно-нравственное просвещение.

Управление по физической культуре и спорту. Организация досуга выпускников. Вовлечение в спортивно-массовые мероприятия и соревнования.

СМИ (телекомпания «Альянс», газета «Северный край»). Демонстрация положительного опыта социальной адаптации выпускников.

Пенсионный фонд. Оформление пенсий выпускникам, продолжающим обучение.

Принцип комплексности подразумевает всесторонний охват исследуемого явления с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой. Внешняя среда в данном случае представлена обществом в целом и отдельными его структурными компонентами, среди которых можно выделить как позитивные, так и негативные факторы влияния

Принцип личностного подхода, или наиболее полного использования личностного потенциала выпускника в процессе постинтернатного сопровождения: важно оценивать, каков человек, но не менее важно исследовать, каким он может стать.

Оценить адаптационные возможности личности, возможно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. К данным характеристикам следует отнести:

- уровень нервно-психической устойчивости,

- самооценки личности,

- уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих)

- уровень конфликтности,

- наличие опыта общения,

- степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива.

Чем выше показатели перечисленных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.


Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

  Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества (О.И. Зотова, И.К. Кряжева).

Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Алгоритм сопровождения выпускников состоит из следующих этапов: подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.

Необходимо использовать дифференцированный подход в работе с выпускниками.

Этап 1 – подготовительный

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).

Для сбора информации используется:

- личное дело выпускника детского дома;

- беседы с воспитателями;

- информация от родственников;

- информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;

- индивидуальные беседы с выпускниками.

Шаг. 2. Составление базы данных.

На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках детского дома, где отражается:

1. Ф.И.О.

2. Дата рождения

3. Место проживания

4. Место обучения

5. Место учёбы/работы

6. Выявленные проблемы.

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, социальным педагогом проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме.

Шаг 4. Заполнение социально-педагогической анкеты. Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты необходимо выяснить, прежде всего, интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция педагога выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.

Шаг 5. Обращение в службу выпускника. При установлении социального патроната над выпускником требуется его согласие.

Постинтернатное сопровождение осуществляют педагоги и воспитатели детского дома.

Шаг 6. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения, в котором предусматривается участие органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Для оказания помощи и поддержки выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами. Заключены договора о сотрудничестве для обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации.

Этап 2 – Деятельностный (основной) этап

Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием муниципальной власти, общественных организаций и других институтов. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.

Межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Для привлечения внешних структур администрацией детского дома организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения.

Защита социальных прав.

Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых учреждением, находятся:

1. Получение жилья.

2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.

3. Пенсии, пособия.

Социальные педагоги детского дома собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий. В случае отсутствия жилья, выпускник помещается для временного проживания в социальную гостиницу, сотрудниками отдела опеки и попечительства.

Оказывается помощь в переоформлении пенсий.

Осуществляется сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявлении нарушений, социальные педагоги оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.

Юридическая помощь. Одной из основных задач детского дома является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. С этой целью заключён договор о сотрудничестве между детским домом и адвокатом Красноселькупского района, Давыдовой О.П., целью которого является оказание юридической консультативной помощи выпускникам по вопросам: семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного права. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа постинтернатного сопровождения подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.

Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.

  Трудовая адаптация

  Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник детского дома, условия, проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.

Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты детского дома взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.

Для неработающих выпускников специалистами учреждения создаются условия для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве:

- индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда.

- сотрудничество службы с центром занятости населения. Это помощь в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице.

- мероприятия специалистов учреждения по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.

  Психологическая помощь

Педагогом-психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.

Педагог-психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, осуществляет консультирование. Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения. Специалистами организуются упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.

  Создание среды позитивного общения

После выпуска из детского дома, выпускники испытывают дефицит положительного общения. Для решения этой задачи необходимо организовать условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения могут включать следующие методы и формы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде, спортивно-массовых мероприятиях.

Этап 3 – Мониторинг.

 Мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (родственники, друзья, значимые люди).

Отслеживание социальной адаптации выпускника детского дома осуществляется по следующим показателям:

- социальное положение (образование, трудоустройство);

-средства к существованию (стипендия, заработная плата, сберегательная книжка, социальные выплаты);

-семейное положение (женат/холост/замужем/незамужем; состав семьи, психологический климат);

- законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т.д.);

- жилищно-бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг);

- круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и выпускниками).

Помощь в организации досуга и отдыха. Привлечение выпускников для участия в коллективных творческих мероприятиях детского дома.


Критерии успеха выпускников

- независимость (антидогматизм) мышления;

- веру в себя, свои силы;

- способность приобретать новый позитивный опыт;

- устремленность в будущее и адекватное представление о нем;

- умение позитивно организовать свой досуг, приверженность здоровому и активному образу жизни;

- адекватный способностям уровень образовательных и профессиональных притязаний;

- развитая коммуникативность;

- умение нести личную ответственность за свои поступки и свое благополучие и др.















































Приложение 1

Документация для формирования личного дела выпускника


- согласие субъекта на обработку персональных данных;

- заявление;

- договор на службу постинтернатного сопровождения выпускника;

- социальная карта выпускника (индивидуальная анкета выпускника интернатного учреждения);

- карта наблюдений выпускника;

- индивидуальный план сопровождения выпускника;

- акт обследования жилищных условий.


































Приложение 2


Директору МОУ КДД «Родничок»

С.Г.Устьянцевой

от __________________________

(Ф.И.О. законного представителя)

________________________________

(адрес места жительства)

Тел:_________________________







заявление



Прошу заключить со мной договор об установлении социального патронирования семьи в связи со сложившейся ситуации:_______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(описать ситуацию, вследствие которой необходимо патронирование семьи)




Дата _____________________



____________________________ _____________________

(ФИО) подпись














Приложение 3


АКТ

обследования материально-бытовых условий семьи


__________________________________________________________________

Мною,___________________________________________________________

__________________________________________________________________

совместно с _______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

в присутствии______________________________________________________

проведено обследование материально-бытовых условий семьи

проживающий по адресу_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследованием установлено__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занимают жилую площадь___________________________________________

Санитарное состояние_______________________________________________

Общий заработок семьи____________________на_______чел._____________

Пенсия____________________________________________________________

Пособие___________________________________________________________

Взаимоотношения в семье____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика родителей/ опекунов/__________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____» _____________________ _______________________

_______________________




Приложение 4


Договор

об установлении постинтернатного патроната над лицом в возрасте от 18 до 23 лет


«____»______________20__г. № _______


Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Красноселькупский детский дом «Родничок», действующее на основании Устава, в лице директора Устьянцевой Светланой Геннадьевны с одной стороны, и _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:


  1. Предмет договора

    1. Предметом договора является соглашение Исполнителя и выпускника о совместной работе по исполнению индивидуального плана сопровождения с целью социальной адаптации выпускника.

    2. Индивидуальный план сопровождения является неотъемлемой частью настоящего договора.

2. Права и обязанности сторон

Специалист детского дома обязуется:

2.1. Посещать выпускника по месту жительства не реже 2 раз в год.

2.2. Оказывать социальную помощь лицу, в отношении которого установлен патронат.

2.3. Принимать меры для получения лицом, в отношении которого установлен патронат, образования, оказывать помощь в трудоустройстве.

2.4. Оказывать помощь в получении медицинского обслуживания.

2.5. Обеспечивать посещение образовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с преподавателями этого учреждения.

2.6. Отслеживать осуществление трудовой деятельности.

2.7. Приглашать выпускника для организации досуга.

2.8. Формировать навыки общения со сверстниками и давать рекомендации по формированию взаимоотношений.

2.9. Формировать навыки общения, поведения, формировать правосознание, правовую культуру.

2.10. Принимать следующие меры по защите прав лица, в отношении которого установлен патронат:

- участвовать в качестве заинтересованного лица при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, в ходе судебного или административного разбирательства;

- оказывать фактическую помощь при защите личных неимущественных прав и законных интересов;

- регулярно посещать с целью дополнительного контроля за её сохранностью закреплённую жилую площадь по адресу: ________________________________________

____________________________________________________________________________

- принимать конкретные меры по трудоустройству, взаимодействовать с работодателем.

2.11. Оказывать помощь в приобретении навыков расходования личных средств лица.

2.12. Оказывать помощь в приобретении навыков адаптации в обществе.

Специалист детского дома имеет право:

2.13. Получать любую дополнительную информацию о выпускнике от учреждения.

2.14. Свободно выбирать и использовать методики воспитания, пособия и материалы.

Лицо, в отношении которого установлен патронат, обязуется:

2.22. Разрешать посещать специалисту детского дома;

2.23. Разрешать проводить учреждению контроля за осуществлением патроната;

2.24. Не препятствовать специалисту в исполнении прав и обязанностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего договора.

3. Срок действия договора и порядок его расторжения:

3.1. Настоящий договор заключается сроком на ________________ и вступает в силу с момента подписания сторонами.

3.2. Срок действия настоящего договора может быть продлён по взаимному согласию сторон за один месяц до его истечения.

4. Прочие условия договора:

4.1. Настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае пренебрежения его интересами со стороны специалиста детского дома.

4.2. При невыполнении условий настоящего договора стороны вправе его расторгнуть.

4.3. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.




Директор МОУ КДД «Родничок»

Устьянцева Светлана Геннадьевна Выпускник

с.Красноселькуп пер. Северный, д.6»А»

тел. 2-25-91



_____________________________ _______________________






























Приложение 4


Индивидуальный план сопровождения выпускника


Ф.И.О. ___________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________

Зачислен в ОУ – ___________________________________________________

Статус: ___________________________________________________________

Дата выпуска из детского дома - ____________________________________

Сведения о родителях, родственниках

Мать ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Родственники: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание ситуации: ________________________________________________

Место работы, учебы ______________________________________________

Будущая профессия _________________________________________________

Материальное положение: __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья группа здоровья ________________________________

Краткая характеристика. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ожидания: _______________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка возможных затруднений, «рисков» и пути их преодоления

Возможная проблема

Пути решения









Содержание работы


Цель: ____________________________________________________________

Задачи: __________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________


План мероприятий


Мероприятие

Срок реализации

Ответственный
























Организационный блок

Состав специалистов: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Срок реализации:

С планом мероприятий согласна


Дата ___________ Подпись_______________________


Мониторинг социализации и жизнеустройства выпускника


Промежуточный мониторинг



Оценка

Вывод (заключение)


Дата окончания первого полугодия







Дата – конец учебного года













Приложение 5

КАРТА

наблюдения за выпускником (цей) МОУ Красноселькупский детский дом «Родничок»


Фамилия_________________________Имя____________________________________ Отчество_______________________ дата рождения_____________________________

Зачислен в ОУ____________________________________________________________

Статус___________________________________________________________________

Причины выбытия ________________________________________________________

Место учебы (работы) ____________________________________________________


Дата выбытия (№ приказа) _________________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________



дата


содержание


причины


ответственный

















































































































Приложение 6


Банк данных выпускников

(наименование службы, адрес, Ф.И.О. заполнявшего, контактный телефон)


п/п

Фамилия

имя

отчество

Дата рождения

пол

1

2

3

4

5

6









Образование (основное, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее

Место первичного выявления

Статус(сирота, оставшийся без попечения родителей)

7

8

9






Правовой статус

(реквизиты документов)

Регистрация

Временная (адрес)

Постоянная (адрес)

Не имеет

(причина, планируемый срок постановки на учет)

10

11

12

13







Фактически проживает

Интернатное учреждение

На территории ТО (адрес, соц.гостиница, общежитие, муниципальный фонд, собственная, у родственников и прочие)

За пределами ТО

(адрес)

14

15

16






Семейное положение

Холост (не замужем)

Женат (замужем)

Дети (год рождения)

17

18

19






Обеспечение жильем

Закреплено (адрес)

Не имеет (причина)

Имеет право на внеочередное получение жилья (дата постановки)

Состоит в очереди на получение социального жилья (дата постановки, учетный номер)

Документы для постановки в очередь находятся в стадии оформления

20

21

22

23

24








Размер пособия при выпуске из организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Получение алиментов

Не сдал ЕГЭ в текущем году

Не сдал ЕГЭ в предыдущем году

25

26

27

28







Занятость

Трудоустройство

(организация)

ЦЗН

(получение пособия)


Обучение

(НПО, СПО, Вуз)

В отпуске по уходу за ребенком

(получение пособий, денежных выплат и пр.)

В армии

В местах лишения свободы

Наличие судимости

29

30

31

32

33

34

35






























Приложение 7

Мониторинг по реализации

программы постинтернатного сопровождения выпускников МОУ

КДД «Родничок»


Мероприятия

количество

примечание


Оказание помощи по жилищным вопросам


1.

Оформление документов на получение жилья.





2.


Оформление договоров в собственность в Регпалате, БТИ





3.


Оказание помощи в приобретении необходимой мебели и

бытовой техники для оборудования квартир.





4.


Оформлено субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.





5.


Рейды по проверке жилья и оплате коммунальных услуг, выявление проблем .




6.

Контроль за сохранностью жилья выпускников, продолжающих обучение в учебных заведениях. Оформление договоров по сдаче квартир в поднайм.





Оказание помощи в оформлении документации


1.


Оформление документов паспортов по достижению 20 -летнего возраста




2.


Переоформление медицинских полисов




3.


Оказание помощи выпускникам, продолжающим обучение в учебных заведениях, в переоформлении пенсии и региональных доплат к пенсии.




4.


Оформление документов молодым матерям для получения пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком




5.


Оформление пакета документов для поступления в учебные заведения.




6.


Взаимодействие с учебными заведениями и предприятиями по предоставлению места выпускникам для прохождения производственной практики.




7.


Взаимодействие с учебными заведениями, где проходят обучение выпускники по вопросам успеваемости, посещения и др. (в течение всего обучения).




8.


Организация медицинских консультаций выпускникам и их детям.





9.


Оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности.




10.

Оказание помощи выпускникам в оформлении документов в Управлении по труду и социальной защите населения для получения материальной помощи.




11.

Трудоустройство выпускников в стенах детского дома




12.

Оказание помощи выпускникам в трудоустройстве.




13.


Оформление документов для постановки на учет выпускников в Центр занятости населения.




14.


Беседы с руководителями предприятий (где трудоустроены выпускники по вопросам трудовой дисциплины).




15.


Проведение занятий с выпускниками по «Правовому просвещению», направленных на повышение их юридической грамотности.





Организация досуга выпускников



1.


Вечер встречи выпускников




2.


«День матери»




3.


«Новогодняя елка»




4.


«День рождения детского дома»




5.


День открытых дверей.































Список использованной литературы



1. Бобылева И.А. Содержание деятельности Центра поддержки выпускников интернатных учреждений. /Журнал «вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» №4, 2010 г. стр.36-43

2. Григорьева В.А., Кузьмичева М.Ю., Савина Ю.А. Организация сопровождения выпускников детских домов. Фонд детей и молодежи Финляндии. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия. Петрозаводск 2008г

3. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.1,2. г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой.- М. : благотворитель ный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2010.

4. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Под научной редакцией Г.В.Семья. М.:СИМС, 1999.








































Утверждаю

Директор МОУ КДД

______ /С.Г.Устьянцева /

« __» ___________ 2013 г.


План

работы по постинтернатной адаптации выпускников МОУ КДД «Родничок» на 2013-2014 учебный год


п/п


Мероприятия


срок


ответственный



1.


Формирование банка данных о выпускниках, где и в каких учебных заведениях обучаются


сентябрь


Социальные педагоги


2.

Разработка и выдача выпускникам памяток с перечнем документов, подтверждающих их статус, как оставшихся без родительского попечения и дающие определенные льготы.


май 2014 г.


Социальные педагоги


3.


Составление и ведение индивидуальной программы сопровождения выпускника


в течение года


Социальный педагог


4.


Решение вопроса трудоустройства. Оказание помощи в постановке на учет в ЦЗН в поисках подходящей работы неработающих выпускников. Краткосрочное обучение. Беседы с руководителями предприятий (где трудоустроены выпускники)


по мере необходимости


Социальный педагог

5.


Решение жилищных вопросов выпускников совместно с отделом жилищной политики администрации Красноселькупский район:

-сбор пакета документов на регистрационный учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- оформление документов на получение специализированного жилья;

- оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг;

- первоочередное предоставление жилплощади в общежитиях.


по мере необходимости,

по запросу

Социальные педагоги


6.


Оказание помощи в получении паспорта выпускникам, прописки


ежегодно, по мере необходимости


Социальные педагоги


7.


Организация работы с семьями выпускников с низким уровнем дохода


ежегодно


Социальные педагоги


8.



Оказание помощи выпускникам, продолжающим обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования в переоформлении пенсии по потере кормильца и региональных доплат к пенсии


по мере необходимости


Социальные педагоги


9.


Взаимодействие с отделом ЦЗН, МНС, Управлением по труду и социальной защите, РУО, администрацией района по различным вопросам


в течение года


Социальные педагоги


10.


Решение жилищных вопросов выпускников совместно с отделом жилищной политики администрации Красноселькупский район. Проведение обследования жилого помещения предоставленного выпускнику в рамках ОДЦП «Жилище»




при предоставлении выпускнику жилого помещения

Отдел жилищной политики администрации поселений, отдел опеки и попечительства, специалисты детского дома


11.

Заключение договоров социального найма жилья выпускников. Контроль за квартирами, сданными по социальному найму. Составление актов обследования жилья.


по мере необходимости,

по графику


Социальные педагоги

12.

Запросы в ООО ЭК «ТВЭС» информации о задолженности по оплате за жилищно – коммунальные услуги.

1 раз в полугодие

Социальные педагоги


13.


Консультации выпускников по правовым вопросам с привлечением юриста.

по мере необходимости

Социальные педагоги,

Адвокат О.П.Давыдова


14.


Проведение вечера встречи выпускников-воспитанников д/дома


январь

Зам. директора по УВР, педагог-организатор


15.


Проведение индивидуальных консультаций по различным вопросам

на заявительной основе


Педагог-психолог, социальные педагоги


16.


Помощь воспитанникам при поступлении в Ввузы, СПО, НПО.


июнь-август

Социальные педагоги, педагог-психолог


17.

Взаимодействие с учебными заведениями (с социальными педагогами, воспитателями, кураторами групп) в которых обучаются выпускники, и предприятием по предоставлению мест для прохождения производственной практики.


в течение года


Социальные педагоги



«Утверждаю»

Директор МУ «КДД «Родничок»

__________ /С.Г.Устьянцева /

« _____» ___________ 2014 г.


План

работы по постинтернатной адаптации выпускников МУ «КДД «Родничок»

на 2014-2015учебный год


п/п


Мероприятия


срок

ответственный


1.


Формирование банка данных о выпускниках, где и в каких учебных заведениях обучаются



сентябрь


Социальные педагоги


2.

Разработка и выдача выпускникам памяток с перечнем документов, подтверждающих их статус, как оставшихся без родительского попечения и дающие определенные льготы.


май 2015 г.

Социальные педагоги

3.

Оказание помощи при поступлении выпускников в учебные заведения

постоянно

Администрация

Социальный педагог


4.

Составление индивидуальной программы сопровождения выпускника


в течение года

Социальный педагог


5.

Выявление проблем при обустройстве быта (наличие жилья, его санитарно – гигиеническое и техническое состояние, выполнение стандартной безопасности). Осуществление взаимодействия с ООО ЭК «ТВЭС».


по мере необходимости


Социальный педагог


6.


Запросы в ООО ЭК «ТВЭС» информации о задолженности по оплате за жилищно – коммунальные услуги.


1 раз в полугодие


Социальные педагоги


7.


Решение вопроса трудоустройства. Оказание помощи в постановке на учет в ЦЗН в поисках подходящей работы неработающих выпускников. Краткосрочное обучение. Беседы с руководителями предприятий (где трудоустроены выпускники)



в случае невозможности трудоустроиться


Социальный педагог


8.



Решение жилищных вопросов выпускников совместно с отделом жилищной политики администрации Красноселькупский район:

-сбор пакета документов на регистрационный учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- оформление документов на получение специализированного жилья;

- оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг;

- первоочередное предоставление жилплощади в общежитиях.


в течение 3-х лет

Социальные педагоги


9.


Оказание помощи в получении паспорта выпускникам, прописки


ежегодно, по мере необходимости


Социальные педагоги


10.


Организация работы с семьями выпускников с низким уровнем дохода



ежегодно


Социальные педагоги

11.


Оказание помощи выпускникам, продолжающим обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования в переоформлении пенсии по потере кормильца и региональных доплат к пенсии

по мере необходимости


Социальные педагоги


12.


Взаимодействие с отделом ЦЗН, МНС, Управлением по труду и социальной защите, РУО, администрацией района по различным вопросам



в течение года


Социальные педагоги


13.


Решение жилищных вопросов выпускников совместно с отделом жилищной политики администрации Красноселькупский район. Проведение обследования жилого помещения предоставленного выпускнику в рамках ОДЦП «Жилище»




При предоставлении выпускнику жилого помещения

Отдел жилищной политики администрации поселений, отдел опеки и попечительства, специалисты детского дома


14.

Заключение договоров социального найма жилья выпускников. Контроль за квартирами, сданными по социальному найму. Составление актов обследования жилья.


по мере необходимости,

по графику


Социальные педагоги

15.

Осуществление связи с выпускниками, проходящими службу в рядах Российской Армии (переписка, посылка, общение по телефону, оказание психологической поддержки. Организация взаимодействия с командирами частей, военно-учетным столом села Красноселькуп.

постоянно

Социальные педагоги

16.

Организация медицинских переосвидетельствований инвалидов: Каргачева Л., Паникоровский Д., Андреев В. Взаимодействие со специалистами МСЭ, представителями органов здравоохранения.


по мере необходимости


Социальный педагог, терапевт КЦРБ

17.

Проведение мероприятий пропагандирующих ответственное отношение к своему здоровью: Индивидуальные беседы на темы:

-«Знание особенностей своего организма, наличие хронических заболеваний»,

-«Обращение за врачебной помощью в случае необходимости»,

-«Где получить медицинский полис и как его продлить»,

-«Профилактика алкоголизма»,

- «Значение занятия спортом».


по мере необходимости


Социальный педагог, психолог. Участковый педиатр, терапевт. Органы здравоохранения - ЦРБ с.Красноселькуп


18.


Оказание помощи по защите прав. Консультации выпускников по правовым вопросам с привлечением юриста.

по мере необходимости


Адвокат О.П.Давыдова


19.


Праздничные мероприятия ко Дню семьи, Дню защиты детей, Новогодняя елка, Дню матери и т.д.


в течение года


Социальные педагоги

Педагог - организатор


20.


Повышение уровня правовой грамотности. Проведение индивидуальных консультаций по различным вопросам


на заявительной основе


Социальные педагоги


21.


Помощь воспитанникам при поступлении в Ссузы, ПТУ.


июнь-август


Социальные педагоги


22.


Осуществление систематического контроля за учебной деятельности выпускников и при необходимости оказания помощи. Взаимодействие с учебными заведениями (с заместителями по УВР, мастерами производственного обучения и социальными педагогами, воспитателями, кураторами групп).



в течение года


Социальные педагоги



















Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома «Поверь в себя»
  • Логопедия
Описание:

   Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.

    Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни.

 

 

Dыпускники нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении и оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни.

 

     Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

 

    Активный поиск решения проблем  выпускников детского дома привел к мысли о необходимости создания программы социализации и интеграция воспитанников детского дома в общество «Поверь в себя».

 

Автор Шмырёва Людмила Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 4658
Номер материала 43302
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓