Муниципальное Автономное Общеобразовательное
Учреждение
«Киёвская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка «Салют победы»
Составил Говоруха Иван Вячеславович
Учитель истории обществознания и ОБЖ
Киёво
2013
Пояснительная записка
Патриотическое
воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач
современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития
священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается
постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к
её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся
направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за
свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам
прошлого.
Можно с полной уверенностью сказать, что основа
патриотического воспитания - сохранение памяти о героическом прошлом нашего
народа. И вероятно поэтому, несмотря на разрушение идеологических догм в 90-х
годах, поисковые отряды и военно-исторические клубы сохранились и сегодня
являются основным молодежным двигателем, хоть и немногочисленным,
военно-патриотической работы в Тюменской области. Поисковые отряды,
военно-исторические клубы - переходный мостик между военной историей и
современностью. Сегодня каждый соприкоснувшийся с историей сердцем и душой,
способен передать прочувствованное тем кто рядом. Сегодня необходимо раскрыть
потенциальные возможности по патриотическому воспитанию, уже существующих
поисковых отрядов и военно-исторических клубов. Уже сейчас - это реальная сила,
которая способна двигать процесс патриотического воспитания
Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается
в том, что работа поискового движения - это важный способ передачи новому
поколению исторических знаний и исторической памяти, что способствует сближению
людей разных возрастов, патриотическому воспитанию и толерантности. Принимая
во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях
не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду,
алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать патриотическую работу во всех его
видах и формах.
Учебно-воспитательный
процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как
биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность. Цель
дополнительной образовательной программы «Салют Победы» состоит в развитии,
функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их интереса к
истории Второй Мировой войны в процессе поисковой деятельности. При этом
предполагается решение следующих задач:
1. Воспитание у детей и молодежи гражданственности и
патриотизма, чувства гордости за историческое и боевое прошлое нашей Родины,
утверждение идеалов гуманизма и милосердия, как важнейших духовных ценностей.
2. Сохранение исторической памяти о событиях
Великой Отечественной войны.
3. Увековечение памяти павших защитников
Отечества и жертв войн и вооруженных
Поисковая
деятельность способствует развитию патриотического воспитания, позволяет
ребятам выбирать различные направления деятельности, найти свое место в
коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять
свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать
накопленный опыт от старших учеников к младшим.
Поисковая
деятельность нашего района позволила сформировать интересную сеть данной
работы.
Состав поискового кружка может быть как одновозрастным, так и
разновозрастным. Программа рассчитана на учащихся среднего возраста: 13-17
лет, именно в этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно
– нравственной культуры личности. В юности при наличии условий возникает
готовность к постановке целей перед собой, вырабатывается умение планировать и
организовывать
свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои
планы на будущее.
Реализуется
дополнительная образовательная программа в течение 1года
Этапы реализации:
Подготовительный
этап: 1. Обсуждение и утверждение
программы ШМО
2. Определение контингента
участников программы.
3.Создание группы единомышленников.
4.Проведение инструктажей по охране труда.
Основной этап: 1.Занятия кружка согласно расписанию ( 2 раза
в неделю ).
2.Организация экскурсии в г.Ялуторовск
поисковый отряд
«Память» и музея «Салют Победы» в с. Хохлово
3.Посещение Тюменского поискового центра
4.Проведение разъяснительной и воспитательной работы с
населением.
5.Участие в районных и областных патриотических мероприятиях.
6.Проведение тимуровской работы, оказание помощи ветеранам.
7.
Заключительный
этап: 1. Выезд на места
боевых сражений
2. Формирование
экспонатов фольклорной комнаты
3. Оформление фотовыставки.
4. Оформление фотоальбома.
5. Проведение отчетных мероприятий.
Данная программа составляет единое
образовательное пространство, в котором развивается, обучается и
самореализуется человек.
В работе
данного кружка используются следующие формы работы, такие как:
-
беседы, лекции,
экспедиции;
- конференции,
выставки, праздники;
-
Экскурсии;
-
поисковые семинары,
слеты;
-
встречи с интересными
людьми с ветеранами села;
-
оформление фотовыставки,
альбома, стенгазеты, стенда;
- исследовательская
деятельность.
Режим занятий кружка построены на принципах открытости,
добровольности , сотрудничества. Каждый участник представляет реальную цель,
конкретную пользу, которую он принесет родному краю, работая в этом направлении,
реализуя эту работу через помощь ветеранам, экспедиции в места сражений,
экскурсии и другие виды патриотической деятельности. Логика подачи материала в
программе основана на принципе «от теории к практике». Это связано с тем, что
теоретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно применить
на практике для выработки двигательного навыка.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Салют
Победы » рассчитана на 72 рабочих недели ,4 часа в неделю всего 288 часа Занятия
проходят в кабинете ОБЖ Киёвской школы, спортзале. В основе замысла
программы поисковго движения .
Ожидаемые
результаты и способы их проверки.
Итоговый
контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических
знаний, умений, навыков.
Формы
контроля: тестирование, зачет, экспедиция, и т.д.
1.Ожидается
выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и
развитие у них
чувства любви к своей Родите, а также улучшение их физического и
духовного
состояния.
2.Рост познавательной
активности детей и взрослых.
3.Овладение навыками
туристических и поисковой деятельности.
4.Высокий уровень
коммуникативности учащихся.
5.Пополнение фонда
фольклорной комнаты.
6.Положительные
отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родителей и
руководителей.
Формы подведения
итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Результатом
изучения данного курса занятий будет участие в поисковой экспедиции совместно с
Тюменским областным поисковым центром, подготовленный самими учащимися стенд и
фотоальбом, который даст возможность каждому из них почувствовать себя
настоящимпоисковиком, получить заряд положительных эмоций от общения систорией,
а романтика экспедции никого не оставит равнодушным.
К концу первого
года обучения учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
Историю
Великой Отечественной войны,основы туристической подготовки, технику
безопасности при проведении поисковой экспедиции, топографию и способы ориентирования
, историю поискового движения и его особенности, памятники истории, музеи
области, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи,
предупреждение травм.
УМЕТЬ:
Работать с
поисковым инструментом, разбить лагерь, разводить костер, читать и изображать
топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние
на карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать архивный
материал, , подбирать состав медицинской аптечки для, оказывать первую
медицинскую область, участвовать в исследовательских фестивалях и проектах.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема занятия
|
1-год общее количество часов
|
1 год
|
2-год общее количество часов
|
2 год
|
Всего часов за 2 года
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
0
|
2
|
2
|
0
|
4
|
История
|
2
|
Понятие и термины военной истории. Структура
Вооруженных сил СССР и Германии перед 2 мировой войной
|
4
|
4
|
0
|
8
|
8
|
0
|
12
|
3
|
История 2 МВ и ВОВ
|
8
|
8
|
0
|
16
|
16
|
0
|
24
|
4
|
Изучение боевых действий в районе поиска
|
6
|
6
|
0
|
14
|
14
|
0
|
20
|
5
|
Краеведение. Сибирь в годы ВОВ
|
4
|
4
|
0
|
6
|
6
|
0
|
10
|
6
|
Оружие, боеприпасы и обмундирование, знаки отличия вооруженных
сил СССР и Германии 2 МВ и ВОВ
|
8
|
8
|
0
|
10
|
10
|
0
|
18
|
Топография
|
7
|
Основы топографии
|
6
|
4
|
2
|
12
|
4
|
8
|
18
|
8
|
Военная топография
|
6
|
4
|
2
|
4
|
2
|
2
|
10
|
9
|
Ориентирование по карте и на местности
|
6
|
2
|
4
|
4
|
2
|
2
|
10
|
Основы военной археологии и военного дела
|
10
|
Основы военной археологии
|
20
|
6
|
14
|
10
|
4
|
6
|
30
|
11
|
Основы архивного дела
|
6
|
4
|
2
|
6
|
6
|
0
|
12
|
12
|
Организация поисковых работ во время полевой
поисковой экспедиции
|
0
|
0
|
0
|
4
|
0
|
4
|
4
|
Туристическая подготовка
|
13
|
Туристическая подготовка и снаряжение
|
8
|
2
|
6
|
20
|
6
|
14
|
28
|
14
|
Организация проведения полевой поисковой экспедиции
|
0
|
0
|
0
|
8
|
8
|
0
|
8
|
Специальное оборудование
|
15
|
Специальное оборудование и инструменты для
поисковых работ
|
6
|
2
|
4
|
14
|
2
|
12
|
20
|
Техника безопасности
|
16
|
Техника безопасности
|
4
|
4
|
0
|
8
|
8
|
0
|
12
|
Медицинская подготовка
|
17
|
Анатомия Скелета человека
|
6
|
6
|
0
|
10
|
2
|
8
|
16
|
18
|
Оказание первой медицинской помощи. Аптечка
|
12
|
4
|
8
|
8
|
0
|
8
|
20
|
19
|
Организация медицинского и санитарно
гигиенического обеспечения полевой поисковой экспедиции
|
0
|
0
|
0
|
4
|
4
|
0
|
4
|
Музейное дело
|
20
|
Основы музееведения
|
6
|
2
|
4
|
10
|
6
|
4
|
16
|
Правовая подготовка
|
21
|
Правовая подготовка
|
6
|
4
|
2
|
8
|
4
|
4
|
16
|
22
|
Пропаганда поискового движения
|
6
|
4
|
2
|
6
|
4
|
4
|
16
|
23
|
Воспитательное-познавательная работа
|
16
|
2
|
14
|
18
|
0
|
18
|
34
|
Заключительное занятие (зачет)
|
2
|
2
|
0
|
2
|
2
|
0
|
4
|
всего
|
144
|
|
|
144
|
|
|
288
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИЁВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Календарное планирование занятий на 2013-2014
учебный год
№ П/П
|
Число
|
вид
|
К-во ч.
|
Тема занятия
|
1-2
|
10.09.2013
|
|
2
|
Вводное занятие
|
3-4
|
12.09.2013
|
|
2
|
Понятие и термины
военной истории
|
5-6
|
17.09.2013
|
|
2
|
Структура ВС
Германии и СССР перед 2 мировой войной
|
7-8
|
19.09.2013
|
|
2
|
История 2 МВ.
Начало войны
|
9-10
|
24.09.2013
|
|
2
|
История 2 МВ. Сталинградская
Битва
|
11-12
|
26.09.2013
|
|
2
|
История 2 МВ.
Курская дуга и форсирование Днепра.
|
13-14
|
01.10.2013
|
|
2
|
История 2 МВ.
Операция Багратион и Берлинская Операция
|
15-16
|
03.10.2013
|
|
2
|
Любаньская
операция у деревни Мясной Бор
|
17-18
|
08.10.2013
|
|
2
|
История 2 ударной
Армии
|
19-20
|
10.10.2013
|
|
2
|
Гибель 2 ударной
армии
|
21-24
|
15.10.2013
17.10.2013
|
|
4
|
Сибирь в годы
Великой войны
|
25-28
|
22.10.2013
|
|
4
|
Оружие и
боеприпасы СССР и Германии времен Великой Отечественной войны
|
29-30
|
24.10.2013
|
|
2
|
Обмундирование и
знаки различия Германии и СССР времен Великой Отечественной войны
|
31-32
|
29.10.2013
|
|
2
|
Личные вещи
солдат Германии и СССР времен Великой Отечественной войны
|
33-36
|
31.10.2013
05.11.2013
|
|
4
|
Основы
Топографии. Топографические знаки на карте.
|
37-38
|
07.11.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по чтению топографической карты.
|
39-42
|
12.11.2013
14.11.2013
|
|
4
|
Военная
топография. Особенности военных карт
|
43-44
|
19.11.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по чтению военных карт.
|
45-46
|
21.11.2013
|
|
2
|
Ориентирование по
карте
|
47-48
|
26.11.2013
|
|
2
|
Ориентирование на
местности
|
49-50
|
28.11.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по ориентированию на карте и на местности
|
51-52
|
03.12.2013
|
|
2
|
Методика
проведения поисковых работ. Эксгумация останков Осуществление поиска на
местности.
|
53-54
|
05.12.2013
|
|
2
|
Осуществление
и полное вскрытие захоронения. Основные требования к проведению
эксгумационных работ.
|
55-56
|
10.12.2013
|
|
2
|
Классификация
захоронений Санитарные, воинские, мемориальные, временные захоронения,
незахороненные останки. Проведение захоронений и перезахоронений.
|
57-58
|
12.12.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по вскрытию грунта
|
59-60
|
17.12.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по созданию зоны поиска (стола и дамбы)
|
61-62
|
19.12.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по изучению грунта
|
63-64
|
24.12.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по эксгумации останков
|
65-66
|
26.12.2013
|
|
2
|
Практическое
занятие по эксгумации останков
|
67-68
|
07.01.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по эксгумации останков
|
69-70
|
09.01.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по эксгумации останков
|
71-72
|
14.01.2014
|
|
2
|
Поиск информации
в архиве
|
73-74
|
16.01.2014
|
|
2
|
Работа с
архивными документами
|
75-76
|
21.01.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по работе с архивными документами
|
77-78
|
23.01.2014
|
|
2
|
Туристическая
подготовка и снаряжение
|
79-80
|
28.01.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по ориентированию на месности
|
81-82
|
30.01.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по укладке рюкзака
|
83-84
|
04.02.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по подгонке снаряжения
|
85-86
|
06.02.2014
|
|
2
|
Специальное
оборудование и инструмент для поисковых работ
|
87-90
|
11.02.2014
|
|
4
|
Практическая
работа с поисковым инструментом
|
91-94
|
13.02.2014
|
|
4
|
Техника
безопасности при выполнении поисковых работ
|
95-96
|
18.02.2014
|
|
2
|
Скелет человека
|
97-100
|
20.02.2014
25.02.2014
|
|
4
|
Анатомия скелета
человека
|
101-102
|
27.02.2014
|
|
2
|
Первая
медицинская помощи при ушибах и растяжениях
|
103-104
|
04.03.2014
|
|
2
|
Первая
медицинская помощи при кровотечениях и сердечной недостаточности
|
105-106
|
06.03.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по оказанию первой медицинской помощи при ушибах и растяжениях
|
107-108
|
11.03.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях
|
109-110
|
13.03.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по оказанию первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах
|
111-112
|
18.03.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по оказанию первой медицинской помощи при сердечной недостаточности
|
113-114
|
20.03.2014
|
|
2
|
Основы
музееведения
|
115-116
|
25.03.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по проведению экскурсий в музее
|
117-118
|
27.03.2014
|
|
2
|
Практическое
занятие по оформлению экспонатов
|
119-120
|
01.04.2014
|
|
2
|
Правовая
подготовка
|
121-124
|
03.04.2014
05.04.2014
|
|
4
|
Пропаганда
поискового движения
|
125-126
|
08.04.2014
|
|
2
|
Участие в
мероприятиях по пропаганде поискового движения
|
127-128
|
10.04.2014
|
|
2
|
Значение
воспитательно-позновательной работы поискового движения
|
129-130
|
15.04.2014
|
|
2
|
Проведение
воспитательной работы с учащимися младшей школы
|
131-132
|
17.04.2014
|
|
2
|
Проведение
воспитательной работы с учащимися средней школы
|
133-136
|
22.04.2014
24.04.2014
|
|
4
|
Участие в акции
Георгиевская ленточка
|
137-142
|
29.04.2014
13.05.2014
15.05.2014
|
|
6
|
Участие в акции
«Боевой путь витерана»
|
143-144
|
20.05.2014
|
|
2
|
Контрольное
испытание (зачет)
|
Итого
|
|
144
|
|
Литература:
1.
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию
дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам:
сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций,
классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. -
Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е.
Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание
истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3.
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский
путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н.
Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. //
Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В.
Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в
педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- №
9.
6. Мастер-класс для
заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование
работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое
воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.:
2006.
8. Патриотическое
воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий.
Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Салихова Р.
Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
10. Следзевский
И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в
общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в
школе.- 2002.- №
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.