Главная / Русский язык и литература / Программа поэтического кружка "Золотое пёрышко"

Программа поэтического кружка "Золотое пёрышко"

  1. Тема проекта: Программа поэтического кружка «Золотое перышко»

  2. Актуальность.

«Стих как тело человека есть откровение, осуществление души – идеи... Он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли». (В.Г. Белинский) О важности и значимости поэзии для русского человека писал ещё в ХIХ веке В.Г. Белинский. Чтобы понять смысл поэтического текста, нужно не только обладать высокой культурой, но и знать закономерности её смыслового воплощения. Поэтому уже с пятого класса необходимо для более качественного речевого развития школьников проводить занятия по освоению динамической целостности поэтического произведения. Чтобы с раннего возраста дети любили и понимали стихи крайне важно, чтобы они разбирались в теории стиховой речи и умели выделять устойчивые стилистические элементы в конкретном произведении. В 5 классе есть ребята, которые сочиняют свои собственные стихотворения. Очень хорошие стихи… Добрые… Искренние… Но они ещё не умеют выражать свои мысли в стихотворной форме. Этому служат практические занятия, где теоретические сведения реализуются на практике. Очень важно поддерживать интерес и одновременно развивать речевые и творческие способности ребенка.

  1. Цель проекта: обучение целостному анализу поэтического текста, освоение стиля поэтов, обучение стилизации и выработка собственного стиля.

  2. В ходе реализации проекта с учащимися 5 класса решались следующие проблемные вопросы:

  • В чем отличие поэзии от прозы?

  • Почему люди стремятся выразить свои мысли и чувства в поэтической форме?

  • Что нужно знать, чтобы создать стихотворение?

И учебные вопросы:

  • Что такое художественный образ?

  • Что такое ритм и рифма?

  • Какие стихотворные размеры существуют?

  • Что такое белый стих?



  1. Целевая аудитория: учащихся 5 –6 классов и их родители

  2. Участники проекта: учащиеся 5 «А» класса МБОУ Большемурашкинская СОШ

  3. Этапы проекта

Подготовительный (октябрь-ноябрь 2013 года)

Практико-исследовательский (декабрь 2013 – апрель 2014 года)

Контрольно-коррекционный (апрель – май 2014 года)

Заключительный (май – июнь 2014 года) 

  1. Содержание проекта.

Учебно-тематический план



Название темы


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

1

1

2

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

2

2

4

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

5

5

10

4.

Системы стихосложения.

3

3

6

5.

Размер стиха.

4

6

10

6.

Рифма. «Поход за вдохновением».

4

8

12

7.

Поэзия и штампы.

2

2

4

8.

Стили речи.

4

4

8

9.

Поэзия и живопись.

2

2

4

10.

Музыка в поэзии.

2

2

4

11.

Ярмарка талантов.

1

1

2

12

Итоговое занятие по курсу.

1

1

2


Итого

31

37

68



Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практическая работа: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.


Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (4 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практическая работа: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).


Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (10 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практическая работа: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.


Тема 4: Системы стихосложения. (6 часов)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практическая работа: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (10 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.


Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (12 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.


Тема 7: Поэзия и штампы. (4 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).


Тема 8: Стили речи. (8 часов)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».


Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практическая работа: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.


Тема 10: Музыка в поэзии. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 11: Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа: Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.


Тема 12: Итоговое занятие по курсу.

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа: Отзыв о работе товарища по кружку.



Календарно-тематическое планирование занятий

кружка «Золотое перышко»


п/п

Тема

Кол-во

часов

Запланир.

дата

Фактическая

дата

1

Вводное занятие. Инструктаж учащихся по ТБ.

1



2

Что такое поэзия? Поэтические жанры.

1



3

«Я знаю силу слов…»

1



4

Викторина по творчеству русских поэтов

1



5

Назначение поэта и поэзии. Чтение стих.

1



6

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

1



7

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы речи.

1



8

Эпитеты. Метафора. Олицетворения.

Практическая работа.

1



9

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Сравнения.

1



10

Игра «Найди ИВС».

1



11

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Гипербола.

1



12

Практическая работа с текстами.

1



13

Анализ стихотворений.

1



14

Игра «Подбери тропы».

1



15

Чтение стихотворений. Анализ ИВС.

1



16

Практическая работа. Тесты.

1



17

Системы стихосложения. Теория.

1



18

Практическая работа. Анализ текста.

1



19

Системы стихосложения. Практическая работа.

1



20

Комплексный анализ текста.

1



21

Виды систем стихосложения.

1



22

Игра «Угадай».

1



23

Стихотворная строфа. Теория.

1



24

Анализ стихотворений. Практика.

1



25

Подготовительный этап игры.

1



26

Игра. Геокешинг.

1



27

Экскурсия в библиотеку.

1



28

Подведение итогов игры. Рефлексия. Чаепитие.

1



29

Стопы. Теория.

1



30

Практическая работа с текстами.

1



31

Двусложные размеры (хорей, ямб).

1



32

Практическая работа с текстами.

1



33

Трёхсложные размеры.

1



34

Практическая работа с текстами.

1



35

Анализ поэтических текстов.

1



36

Анализ поэтических текстов.

1



37-38

Конкурс четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

2



39

Рифма. Теория.

1



40

Виды рифмовки. Практика.

1



41

Точная и неточная рифмы.

1



42

Практическая работа с текстами.

1



43

Игра «Найди рифму».

1



44

Творческая мастерская.

1



45-46

Экскурсия в музей.

2



47-48

Творческая мастерская. Подготовка к конкурсу стихов.

2



49-50

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

2



51

Понятие «штамп» в литературе.

1



52

Практическая работа с текстами.

1



53

Анализ стихотворных текстов (штампы).

1



54

Стилистические неточности в стихотворных текстах, назидательность.

1



55

Стилистические особенности языка.

1



56

Типы текстов.

1



57

Композиция художественного произведения. Теория.

1



58

Практическая работа с текстами.

1



59

Типы речевых ошибок и способы их исправления. Теория.

1



60

Типы речевых ошибок и способы их исправления. Практика.

1



61

Творческая мастерская.

1



62

Игра «Составь рассказ».

1



63

Роль живописи в поэтическом творчестве.

1



64

Вдохновение, навеянное созерцанием.

1



65

Рассматривание различных репродукций.

1



66

Стихотворный текст и репродукция.

1



67

Роль музыкальных произведений в стихосложении.

1



68

Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

1



69

Ярмарка талантов. Конкурс чтецов.

2




  1. Итоги проекта:

  1) В ходе работы над проектом учащиеся не только познакомились  с поэтическими произведениями, со статьями о стихосложении, но и больше узнали о слове как единице речи, о его функции в языке, о его использовании как изобразительно-выразительного средства. В результате ребята пришли к выводу, что поэзия необходима человеку. Стихи нужны! Они помогают жить…

Учащиеся поняли – главное поверить в свои силы и, используя знания, смело идти вперед. 

Как правильно писать подскажет сердце...                 

И вы увидите: всё станет по-другому...

                                                                      Антуан де Сент-Экзюпери 

2) Разработана и апробирована программа поэтического кружка «Золотое пёрышко».

3) Подготовлен и издан сборник творческих работ учащихся «Золотая россыпь».

  1. Литература

Список литературы для учителя.

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. - М.: ДРОФА. 2002.
4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. http://www.rvb.ru/philologica/09pdf/09moskvin.pdf

5. Эткинд Е Г. Проза о стихах. http://modernlib.ru/books/etkind_e/proza_o_stihah/read_1/


Список литературы для учащихся.

1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.

2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.: Просвещение, 2001.

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.: ДРОФА. 2010.

4. Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - http://www.nkj.ru/archive/articles/5722/


Электронные ресурсы

1. Стихи. ру - http://www.stihi.ru/

2. Рифма. ру - http://rifma.ru/rifma.php


Программа поэтического кружка "Золотое пёрышко"
  • Русский язык и литература
Описание:

«Стих как тело человека есть откровение, осуществление души – идеи... Он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли». (В.Г. Белинский)

О важности и значимости поэзии для русского человека писал ещё в ХI

 

Х веке В.Г. Белинский.  Чтобы понять смысл поэтического текста, нужно не только обладать высокой культурой, но и знать закономерности её смыслового воплощения.

 

Поэтому уже с пятого класса необходимо для более качественного речевого развития школьников    проводить занятия по освоению динамической целостности поэтического произведения. Чтобы с раннего возраста дети любили и понимали стихи крайне важно, чтобы они разбирались в теории стиховой речи и умели выделять устойчивые стилистические элементы в конкретном произведении.

 

Очень важно поддерживать интерес и одновременно развивать речевые и творческие способности ребенка.

 

Автор Тарская Наталья Степановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 834
Номер материала 44399
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓