МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
городского округа
Орехово – Зуево
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№ ___ от 02.09.2013 года
Директор
МОУ лицей
__________________________
Чиханова О.М
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
для 3 класса «Б»
Учитель начальных
классов:
Владарчук Татьяна Александровна
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе авторской
программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа
2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011), программы курса
информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством
образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью
целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к
интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке
труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести
непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные
природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это
опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном
информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое
мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению
взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем,
структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть
массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или
родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках
информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его
актуальность.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена
современными разработками в области методики моделирования и проектирования,
особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся
на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной
области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов
и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода {т. е. то,
что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает
ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом
логическом мышлении.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
·
технологический, в котором информатика
рассматривается как средство формирования образовательного потенциала,
позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии —
информационные;
·
общеобразовательный, в котором информатика
рассматривается как средство развития логического мышления, умения
анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать
логические выводы.
Кроме того, можно выделить два основных направления обучения
информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для
этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В
качестве пропедевтических занятий учащиеся начальной школы могут использовать
различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в
качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, стенгазет, рисование и
т. д.).
Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение
информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер,
поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном населенном
пункте. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения
развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что
основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что
запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто
остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении
целесообразно с начальной школы.
Цели и задачи курса.
Главная цель
курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные
знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного
обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких
подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях
деятельности, традиционно относящихся к информатике:
·
применение формальной логики при решении задач —
построение выводов путем применения к известным утверждениям логических
операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,.,
то...»;
·
алгоритмический подход к решению задач — умение
планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а
также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или
утверждение, а описание последовательности действий;
·
системный подход — рассмотрение сложных объектов и
явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых
выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния
изменения в одной составной части на поведение всей системы;
·
объектно-ориентированный подход — постановка во
главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и
действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по
принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой:
знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной
стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на
ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из
них предполагается обучение решению простейших типовых задач.
3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление
с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали»
— поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по
индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основные задачи курса:
формирование общеучебных умений: логического, образного и
алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков
самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры,
умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать
с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять
и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из
группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов,
использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на
заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
формирование понятий существенных признаков предмета и группы
предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
формирование умения представлять информацию различными
способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать
информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить
простейшие логические выражения с использованием связок "и",
"или", "не", "найдется", "для всех";
формирование понятий "команда",
"исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для
учебных исполнителей;
привитие ученикам необходимых навыков использования
современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и
практических задач.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на
следующие принципы:
• системность;
• гуманизация;
• междисциплинарная интеграция;
• дифференциация;
• дополнительная мотивация через игру.
Формирование универсальных учебных действий
Можно
выделить основные направления работы учителя по начальному формированию
универсальных учебных действий.
Личностные
• внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к
школе;
• принятие образа «хорошего ученика»;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса
«Первые шаги в мире информатики»;
• способность к самооценке;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
• начало формирования навыка поиска необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
• сбор информации;
• обработка информации (с помощью ИКТ);
• анализ информации;
• передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать общие приёмы решения задач;
• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
• моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы
существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
• синтез;
• сравнение;
• классификация по заданным критериям;
•установление аналогий;
• построение рассуждения.
Регулятивные
• начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
• умение выполнять учебные действия в устной форме;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
• выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения
дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• слушать собеседника;
•договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Организация
учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по
курсу.
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от
наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут
быть донесены до учащихся и без использования компьютера.
Обучение
проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».
Учебно-методический материал разработан для обучения с 1 по 4 класс.
Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для
учителя с подробным поурочным планированием.
Комплект № 1 изучается в 1 классе. Комплект № 2 изучается во 2 классе.
В материалах комплектов № 1 и № 2 проводится подготовка к предстоящим в
дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность.
При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые
формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала
активно чередуются в течение одного урока.
Комплект № 3 изучается в 3 классе. Комплект № 4 рассчитан изучается в 4
классе. Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания
комплектов № 1 и № 2, являющихся пропедевтическими, поэтому можно начинать
преподавание по курсу с комплектов № 1, № 2 и № 3.
В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики
проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена
учебный триместр. Таким образом, изучение материала происходит "по
спирали" - ученики каждый триместр продолжают изучение темы того же
триместра прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть
включены в любые уроки в любом триместре в качестве разминки.
Изучение курса в 1 классе составляет 33 часа, 1 ч в неделю; во 2 – 4
классах – 102 часа (34 ч в год), 1 ч в неделю. Всего 135 часов.
Структура курса основ информатики
В материале курса выделяются следующие рубрики:
·
описание объектов — атрибуты, структуры, классы;
·
описание поведения объектов — процессы и алгоритмы;
·
описание логических рассуждений — алгебра
высказываний;
·
создание информационной модели объектов — приемы
формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса
концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к
классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы
предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс,
иерархическая классификация); вырабатывать навыки применения различных средств
(графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры
их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на
основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики
(операции «и», «или», «не», «если — то»); вырабатывать навыки использования
этого аппарата для описания модели рассуждений.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные,
частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия,
самостоятельная работа, конкурсы, выставки, проекты.
Разделы
программы.
1.Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводимых к заданной цели. Формы записи
алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритмов. Составление.
Поиск ошибок. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
2. Группы
(классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты
с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и
действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значение
отличительных признаков и разных объектов в группе. Имена объектов.
3.Логические
рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все»,
«никакие». Отношения между множествами. Графы и их табличное описание. Пути в
графах. Деревья возможностей.
4.Модели в
информатике. Игры. Анализ игры с выигранной
стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности.
Аналогичные закономерности.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
|
Наименование разделов.
|
Всего часов.
|
1.
2.
3.
4.
|
Алгоритмы.
Группы (классы)
объектов.
Логические
рассуждения.
Модели в
информатике.
Форма итогового
контроля
|
10ч.
7ч.
10ч.
7ч.
|
Календарно-тематическое планирование.
Внеурочное
занятие (тема, название)
|
Форма
организации внеурочных занятий
|
Деятельность
учителя (Осуществляемые действия)
|
Деятельность
учащихся
(Осуществляемые
действия)
|
Формируемые
умения
|
Раздел 1. Алгоритмы (10 часов)
|
1 Введение.
Алгоритм
|
Практическое
занятие
|
Организация
практической работы, работы в парах
|
Участие в играх,
работа в парах
|
Формирование умения
анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения
|
2 Схема
алгоритма
|
Игра -путешествие
|
Организация игры
|
Участие в игре
|
Формирование умения
устанавливать аналогии, обобщать.
|
3 Ветвление
в алгоритме
|
Занятие-представление
|
Драматизация,
организация выполнения заданий в тетради
|
Участие
драматизации, выполнение самостоятельно заданий
|
Формирование умения
делать выводы, быть внимательным, уметь договариваться
|
4. Цикл в
алгоритме
|
Практическое
занятие
|
Организация
выполнения заданий в тетради
|
Участие в играх,
решение творческих заданий
|
Формирование умения
делать выбор
|
5. Алгоритмы
с ветвлениями и циклами
|
Игра
|
Организация игры,
развитие мышления.
|
Участие в играх и
заданиях
|
Формирование умения
общаться в коллективе, понимания того для осуществления выбора требуется
пересмотреть различные варианты и выбрать среди них наилучший
|
6. Закрепление ЗУН по теме «Алгоритмы».
Тренажер (ПК)
|
Занятие - игра
|
Организация игры,
формирование понятий алгоритм, пояснение построчную запись алгоритмов.
|
Участие в играх,
выполнение творческих заданий в тетради
|
Формирование
умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять
главное, необходимое
|
7.Подготовка
к контрольной работе по теме «Алгоритмы»
|
Занятие - игра
|
Провести
диагностику ценностно-мотивационной сферы детей
|
Участие в играх и выполнение заданий
|
Формирование умения
выполнять учебные действия в материализованной и громко речевой формах
|
8.Контрольная работа по теме «Алгоритмы»
|
Тестирование
|
Организация
самостоятельной работы
|
Участие в
выполнении тестов
|
Формирование умения самостоятельно
работать
|
9.Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками
|
Круглый стол
|
Организация
круглого стола
|
Участие в беседе
|
Формирование умения
делать выводы, отстаивать свою точку зрения
|
10.Повторение
по теме «Алгоритмы»
|
Занятие -
игра
|
Провести
диагностику ценностно-мотивационной сферы детей
|
Участие в играх и выполнение заданий
|
Формирование
умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять
главное, необходимое
|
Раздел 2. группы (классы) объектов (7 часов)
|
1.Объекты. Состав и действия объектов
|
Урок - игра
|
Создание проблемной
ситуации, развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных
операций
|
Участие в игре,
решение проблемной ситуации .
|
Формирование умения
анализировать ситуации
|
2. Группа объектов. Общее название
|
Практическое
занятие, лекция
|
Организация
практической работы, проведение игр
|
Участие в
практической работе, играх
|
Формирование умения
делать выводы, отстаивать свою точку зрения
|
3. Общие
свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы
|
Беседа
|
Организация
заданий, которые позволяют объяснить возможность удовлетворения насыщаемых и
ненасыщаемых потребностей с помощью денег, совершенствования мыслительных
операций, проведениеигр
|
Участие в
практической работе
|
Формирование
умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять
главное, необходимое
|
4. Единичное
имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе
по теме «Объекты»
|
Проект
|
Организация
проектной деятельности
|
Работа в группах
|
Формирование умения
общаться в коллективе.
|
5.Контрольная работа по теме «Объекты»
|
Тестирование
|
Организация
самостоятельной работы
|
Участие в
выполнении тестов
|
Формирование умения самостоятельно
работать
|
6. Анализ контрольной работы (работа над
ошибками)
|
Круглый стол
|
Организация
круглого стола
|
Участие в беседе
|
Формирование умения
делать выводы, отстаивать свою точку зрения
|
7. Повторение по теме «Объекты»
|
Занятие -
игра
|
Провести
диагностику ценностно-мотивационной сферы детей
|
Участие в играх и выполнение заданий
|
Формирование
умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять
главное, необходимое
|
Раздел 3. логические рассуждения (10 часов)
|
1. Множество.
Число элементов множества. Подмножество
|
Групповая работа
|
Организация заданий
для развития логического мышления, совершенствования мыслительных операций
|
Участие в играх
|
Формирование умения
делать выводы из практической работы ,убежденности, что основным источником
доходов является труд
|
2. Элементы, не принадлежащие множеству.
Пересечение множеств
|
Занятие-лекция
|
Организация
творческих заданий.
|
Участие в играх,
выполнение творческих заданий в тетради
|
Формирование умения
делать выводы, навыков самопознания ученика с точки зрения его участия в экономической
деятельности
|
3. Пересечение
и объединение множеств
|
Проект
|
Помощь в
организации проекта
|
Участие в играх, в
создании проекта
|
Формирование умения
работать с различными источниками информации
|
4.Истинность высказывания. Отрицание. Истинность
высказываний со словом «не»
|
Занятие - исследование
|
Помощь в
организации исследовательской работы
|
Участие в
исследовательской работе
|
Формирование умения
делать выводы из практической работы, умения работать в парах.
|
5.Истинность высказываний со словами «и»,
«или»
|
Практическое занятие
|
Организация
практической работы
|
Выполнения
практической работы
|
Формирование умения работать с различными источниками информации
|
6. Граф. Вершины и ребра графа
|
Практическое занятие
|
Организация практической
работы,
|
Участие в
практической работе
|
Формирование умения
составлять сбалансированный бюджет, работать с различными источниками
информации.
|
7.Граф с
направленными ребрами
|
Игра, практическое
занятие
|
Организация игры,
практической работы
|
Участие в
практической работе, игре
|
Формирование умения анализировать
ситуации
|
8. Подготовка
к контрольной
работе по теме «Множество»
|
Групповая работа
|
Организация игр и
заданий для развития логического мышления, совершенствования мыслительных операций
|
Участие в играх
|
Формирование умения
общаться в коллективе.
|
9. Контрольная
работа по теме «Множество»
|
Тестирование
|
Организация
самостоятельной работы
|
Участие в
выполнении тестов
|
Формирование умения самостоятельно
работать
|
10. Анализ
контрольной работы. Работа над ошибками.
Повторение
по теме
«Множество»
|
Круглый стол
|
Организация
круглого стола
|
Участие в беседе
|
Формирование умения
делать выводы, отстаивать свою точку зрения
|
Раздел 4. модели в информатике (7 часов)
|
1. Аналогия
|
Беседа, сюжетно - ролевые игры
|
Организация игр,
творческих заданий
|
Участие в играх, в
практической работе, выполнение творческих заданий
|
Формирование умения
рассуждать, достойно вести себя в школе.
|
2. Закономерность
|
Практическое занятие
|
Организация
практической работы
|
Выполнения
практической работы
|
Формирование умения
проявлять активность в деятельности и самооценки этого умения
|
3.Аналогичная закономерность
|
Практическое занятие
|
Организация
практической работы,
|
Участие в
практической работе
|
Формирование умения
обсуждать проблему, отстаивать собственное мнение, работать в группах
|
4.Аналогичная закономерность
|
Игра, практическое
занятие
|
Организация игры,
практической работы
|
Участие в
практической работе, игре
|
Формирование умения работать в
группах, с различными источниками информации
|
5.Подготовка
к контрольной работе по теме «Аналогия»
|
Практическое
занятие, беседа
|
Организация
практической работы
|
Участие в
практической работе
|
Формирование
уменияобсуждать проблему, отстаивать собственное мнение, работать в группах
|
6. Контрольная работа по теме «Аналогия».
Выигрышная стратегия
|
Тестирование
|
Организация
самостоятельной работы
|
Участие в
выполнении тестов
|
Формирование умения самостоятельно
работать
|
7. Анализ контрольной работы. Повторение.
|
Круглый стол
|
Организация
круглого стола
|
Участие в беседе
|
Формирование умения
делать выводы, отстаивать свою точку зрения
|
Требования
к уровню подготовки учащихся.
К
концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- находить общее в составных
частях и действиях у всех предметов из одного класса;
- называть общие
признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из
этого класса;
- понимать
построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые
алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- выбирать граф,
правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на
рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Литература
- «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячев учебник 3 класс, в 2-х
частях – издательство Москва «Баласс» - 2011 г.
- «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячев Методическое пособие
для учителей 1-4 классов- издательство Москва «Баласс» -2011г
- С. Н. Тур, Т. П. Бокучаева «Первые шаги в мире информатики»
Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург
«БХВ – Петербург» 2009 г.;
Обучающие компьютерные программы
1. Мир
информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1
электрон.опт. диск (CD-ROM).
2. Страна ФАНТАЗИЯ. [Электронный ресурс] – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
– 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
Для того, что бы полностью обеспечить планируемые результаты изучения
курса «Занимательная информатика», учебный процесс обеспечен: компьютерами,
обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов
А. В. Горячева, Гориной К.И., Волковой Т.О.¸ программами по обработке
информации (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций,
калькулятор).
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 6 от 27 августа 2013
г.
заседания ШМО
учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
(Журавлёва О.Н.)
29.08.2013 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.