Главная / Начальные классы / программа по внеурочной деятельности Занимательная информатика.

программа по внеурочной деятельности Занимательная информатика.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЛИЦЕЙ


городского округа Орехово – Зуево







УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___ от 02.09.2013 года

Директор МОУ лицей

__________________________

Чиханова О.М

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

для 3 класса «Б»





Учитель начальных классов:

Владарчук Татьяна Александровна





2013 – 2014 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011), программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».

Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода {т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Рассматриваются два аспекта изучения информатики:

  • технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;

  • общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий учащиеся начальной школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, стенгазет, рисование и т. д.).
Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном населенном пункте. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цели и задачи курса.

Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...»;

  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач.

3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основные задачи курса:

 формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

 формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;

 формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;

 формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

 формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

 привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

• системность;

• гуманизация;

• междисциплинарная интеграция;

• дифференциация;

• дополнительная мотивация через игру.


Формирование универсальных учебных действий

Можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

• внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

• принятие образа «хорошего ученика»;

• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

• способность к самооценке;

• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

• начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

• сбор информации;

• обработка информации (с помощью ИКТ);

• анализ информации;

• передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• использовать общие приёмы решения задач;

• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

• моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

• синтез;

• сравнение;

• классификация по заданным критериям;

•установление аналогий;

• построение рассуждения.

Регулятивные

• начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• умение выполнять учебные действия в устной форме;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

• выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

• ставить вопросы;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• слушать собеседника;

•договариваться и приходить к общему решению;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по курсу.

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера.

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».

Учебно-методический материал разработан для обучения с 1 по 4 класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием.

Комплект № 1 изучается в 1 классе. Комплект № 2 изучается во 2 классе. В материалах комплектов № 1 и № 2 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Комплект № 3 изучается в 3 классе. Комплект № 4 рассчитан изучается в 4 классе. Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания комплектов № 1 и № 2, являющихся пропедевтическими, поэтому можно начинать преподавание по курсу с комплектов № 1, № 2 и № 3.

В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебный триместр. Таким образом, изучение материала происходит "по спирали" - ученики каждый триместр продолжают изучение темы того же триместра прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любом триместре в качестве разминки.

Изучение курса в 1 классе составляет 33 часа, 1 ч в неделю; во 2 – 4 классах – 102 часа (34 ч в год), 1 ч в неделю. Всего 135 часов.

Структура курса основ информатики

В материале курса выделяются следующие рубрики:

  • описание объектов — атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов — процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений — алгебра высказываний;

  • создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация); вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если — то»); вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.


Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.


Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, проекты.






Разделы программы.


1.Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводимых к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритмов. Составление. Поиск ошибок. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

2. Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значение отличительных признаков и разных объектов в группе. Имена объектов.

3.Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.

4.Модели в информатике. Игры. Анализ игры с выигранной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.


Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Наименование разделов.

Всего часов.

1.

2.

3.

4.


Алгоритмы.

Группы (классы) объектов.

Логические рассуждения.

Модели в информатике.

Форма итогового контроля

10ч.

7ч.

10ч.

7ч.




Календарно-тематическое планирование.

Внеурочное занятие (тема, название)

Форма организации внеурочных занятий

Деятельность учителя (Осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(Осуществляемые действия)

Формируемые умения

Раздел 1. Алгоритмы (10 часов)


1 Введение. Алгоритм

Практическое занятие

Организация практической работы, работы в парах

Участие в играх, работа в парах

Формирование умения анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения

2 Схема алгоритма

Игра -путешествие

Организация игры

Участие в игре

Формирование умения устанавливать аналогии, обобщать.

3 Ветвление

в алгоритме

Занятие-представление

Драматизация, организация выполнения заданий в тетради


Участие драматизации, выполнение самостоятельно заданий

Формирование умения делать выводы, быть внимательным, уметь договариваться

4. Цикл в алгоритме

Практическое занятие

Организация выполнения заданий в тетради


Участие в играх, решение творческих заданий

Формирование умения делать выбор

5. Алгоритмы

с ветвлениями и циклами

Игра

Организация игры, развитие мышления.


Участие в играх и заданиях

Формирование умения общаться в коллективе, понимания того для осуществления выбора требуется пересмотреть различные варианты и выбрать среди них наилучший

6. Закрепление ЗУН по теме «Алгоритмы». Тренажер (ПК)

Занятие - игра

Организация игры, формирование понятий алгоритм, пояснение построчную запись алгоритмов.

Участие в играх, выполнение творческих заданий в тетради

Формирование умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое

7.Подготовка

к контрольной работе по теме «Алгоритмы»

Занятие - игра

Провести диагностику ценностно-мотивационной сферы детей

Участие в играх и выполнение заданий

Формирование умения выполнять учебные действия в материализованной и громко речевой формах

8.Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

Тестирование

Организация самостоятельной работы

Участие в выполнении тестов

Формирование умения самостоятельно работать

9.Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Круглый стол

Организация круглого стола

Участие в беседе

Формирование умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения

10.Повторение

по теме «Алгоритмы»

Занятие - игра

Провести диагностику ценностно-мотивационной сферы детей

Участие в играх и выполнение заданий

Формирование умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое

Раздел 2. группы (классы) объектов (7 часов)

1.Объекты. Состав и действия объектов

Урок - игра

Создание проблемной ситуации, развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций

Участие в игре, решение проблемной ситуации .

Формирование умения анализировать ситуации


2. Группа объектов. Общее название


Практическое занятие, лекция


Организация практической работы, проведение игр


Участие в практической работе, играх


Формирование умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения

3. Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы

Беседа

Организация заданий, которые позволяют объяснить возможность удовлетворения насыщаемых и ненасыщаемых потребностей с помощью денег, совершенствования мыслительных операций, проведениеигр

Участие в практической работе

Формирование умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое

4. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты»

Проект

Организация проектной деятельности

Работа в группах

Формирование умения общаться в коллективе.

5.Контрольная работа по теме «Объекты»

Тестирование

Организация самостоятельной работы

Участие в выполнении тестов

Формирование умения самостоятельно работать

6. Анализ контрольной работы (работа над ошибками)

Круглый стол

Организация круглого стола

Участие в беседе

Формирование умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения

7. Повторение по теме «Объекты»

Занятие - игра

Провести диагностику ценностно-мотивационной сферы детей

Участие в играх и выполнение заданий

Формирование умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое

Раздел 3. логические рассуждения (10 часов)

1. Множество. Число элементов множества. Подмножество

Групповая работа

Организация заданий для развития логического мышления, совершенствования мыслительных операций

Участие в играх

Формирование умения делать выводы из практической работы ,убежденности, что основным источником доходов является труд

2. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств

Занятие-лекция

Организация творческих заданий.

Участие в играх, выполнение творческих заданий в тетради

Формирование умения делать выводы, навыков самопознания ученика с точки зрения его участия в экономической деятельности

3. Пересечение

и объединение множеств

Проект

Помощь в организации проекта

Участие в играх, в создании проекта

Формирование умения работать с различными источниками информации

4.Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «не»

Занятие - исследование

Помощь в организации исследовательской работы

Участие в исследовательской работе

Формирование умения делать выводы из практической работы, умения работать в парах.

5.Истинность высказываний со словами «и», «или»

Практическое занятие

Организация практической работы

Выполнения практической работы


Формирование умения работать с различными источниками информации

6. Граф. Вершины и ребра графа

Практическое занятие

Организация практической работы,


Участие в практической работе

Формирование умения составлять сбалансированный бюджет, работать с различными источниками информации.

7.Граф с направленными ребрами


Игра, практическое занятие


Организация игры, практической работы


Участие в практической работе, игре

Формирование умения анализировать ситуации

8. Подготовка

к контрольной работе по теме «Множество»

Групповая работа

Организация игр и заданий для развития логического мышления, совершенствования мыслительных операций

Участие в играх

Формирование умения общаться в коллективе.

9. Контрольная работа по теме «Множество»

Тестирование

Организация самостоятельной работы

Участие в выполнении тестов

Формирование умения самостоятельно работать

10. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Повторение

по теме «Множество»

Круглый стол

Организация круглого стола

Участие в беседе

Формирование умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения

Раздел 4. модели в информатике (7 часов)

  1. Аналогия

Беседа, сюжетно - ролевые игры

Организация игр, творческих заданий

Участие в играх, в практической работе, выполнение творческих заданий

Формирование умения рассуждать, достойно вести себя в школе.

  1. Закономерность

Практическое занятие

Организация практической работы

Выполнения практической работы

Формирование умения проявлять активность в деятельности и самооценки этого умения

3.Аналогичная закономерность

Практическое занятие

Организация практической работы,


Участие в практической работе

Формирование умения обсуждать проблему, отстаивать собственное мнение, работать в группах


4.Аналогичная закономерность


Игра, практическое занятие


Организация игры, практической работы


Участие в практической работе, игре



Формирование умения работать в группах, с различными источниками информации

5.Подготовка

к контрольной работе по теме «Аналогия»

Практическое занятие, беседа

Организация практической работы

Участие в практической работе

Формирование уменияобсуждать проблему, отстаивать собственное мнение, работать в группах

6. Контрольная работа по теме «Аналогия». Выигрышная стратегия

Тестирование

Организация самостоятельной работы

Участие в выполнении тестов

Формирование умения самостоятельно работать

7. Анализ контрольной работы. Повторение.

Круглый стол

Организация круглого стола

Участие в беседе

Формирование умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения




Требования к уровню подготовки учащихся.


К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;

- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;

- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Литература


- «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячев учебник 3 класс, в 2-х частях – издательство Москва «Баласс» - 2011 г.

- «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячев Методическое пособие для учителей 1-4 классов- издательство Москва «Баласс» -2011г

- С. Н. Тур, Т. П. Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;


Обучающие компьютерные программы

1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

2. Страна ФАНТАЗИЯ. [Электронный ресурс] – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).

Для того, что бы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса «Занимательная информатика», учебный процесс обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов А. В. Горячева, Гориной К.И., Волковой Т.О.¸ программами по обработке информации (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор).

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 6 от 27 августа 2013 г.

заседания ШМО

учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

(Журавлёва О.Н.)

29.08.2013 г.


программа по внеурочной деятельности Занимательная информатика.
  • Начальные классы
Описание:

3 класс Внеурочная деятельность. курс Занимательная информатика. авторы Горячев А.В...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Автор Владарчук Татьяна Александровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1504
Номер материала 10265
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓