Главная / Начальные классы / Программа по внеурочной деятельности "Школа здоровья".

Программа по внеурочной деятельности "Школа здоровья".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №10











Программа

Внеурочной деятельности

для учащихся 1-4 классов

«Школа здоровья»



Разработала:

учитель нач. классов

высшей кв. категории

Базулина Е.А.



Ульяновск

2014год

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье ребёнка – понятие не только медицинское, но и социальное, которое оценивается условиями жизни, обучения и воспитания. Это эмоциональное, душевное и психологическое благополучие человека. Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а также навыков социального поведения. В подобной ситуации ребёнок не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Детям при недостатке опыта справиться с ними тяжело.

Сохранение и укрепление здоровья учащегося также как и развитие личности возможно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребёнка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определённых результатов в различных сферах деятельности и в общении. Личностно ориентированная педагогическая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному решению проблем как учебного, так и социального характера. Ответственность ребёнка за своё здоровье, за свой успех или неуспех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор поведения. Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

Предлагаемый курс «Школа здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопаснойжизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения;

  2. Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;

  3. Улучшение показателей здоровья;

  4. Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников;

  5. Решение проблемы: «Человек – образ жизни – образование – здоровье».

Для того чтобы уроки стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определённые условия. Учитель должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Учитель должен учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Диагностика будет осуществляться по двум этапам:

Первый этап: Дети.

  1. Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники (медицинские карты);

  2. Диагностика уровня сформированности культуры здоровья у детей (наблюдение, беседа, игра, тест).

Второй этап: родители.

  1. Изучение семей детей:

наблюдение за детско-родительскими отношениями;

- анкетирование родителей;

2) Знакомство родителей с результатами диагностики здоровья детей и уровнем сформированности культуры здоровья.





Календарно-тематическое планирование

1 класс.

Номер

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Дружи с водой.

Советы доктора Воды.

1


2

Дружи с водой.

Друзья Вода и Мыло.


1


3

Забота о глазах.

Глаза – главные помощники человека.


1


4

Уход за ушами.

Чтобы уши слышали.


1


5

Уход за зубами.

Почему болят зубы.


1


6

Уход за зубами

Чтобы зубы были здоровыми.


1


7

Уход за зубами

Как сохранить улыбку красивой.


1


8

Уход за руками и ногами.

«Рабочие инструменты» человека..

1


9

Забота о коже.

Зачем человеку кожа.


1


10

Забота о коже.

Надёжная защита организма.


1


11

Забота о коже.

Если кожа повреждена.


1


12

Как следует питаться.

Питание – необходимое условие для жизни человека.


1


13

Как следует питаться.

Здоровая пища для всей семьи.


1


14

Как сделать сон полезным.

Сон- лучшее лекарство.


1


15

Настроение в школе.

Как настроение?


1


16

Настроение после школы.

Я пришёл из школы.


1


17

Поведение в школе.

Я – ученик.


1


18

Поведение в школе.

Я – ученик.


1


19

Вредные привычки.

Вредные привычки.


1


20

Вредные привычки.

Вредные привычки.


1


21

Мышцы, кости и суставы.

Скелет – наша опора.


1


22

Мышцы, кости и суставы.

Осанка – стройная спина!


1


23

Как закаляться. Обтирание и обливание.

Если хочешь быть здоров.


1


24

Как правильно вести себя на воде.

Правила безопасности на воде.


1


25-29

Игры и упражнения на воде.

Обучение плаванию.


5


30

Народные игры.

Русская игра «Городки».


1


31

Подвижные игры.

Подвижные игры.


1


32

Доктора природы.

Обобщение.


1


33

Подвижные игры на воздухе.

1








Содержание деятельности.

Тема1. Дружи с водой.

Урок 1. Советы доктора Воды.

Знакомство с докторами : доктор Воды, доктор Свежий Ветер, доктор Упражнение, доктор Осанка, доктор Здоровая Пища, доктор Отдых, доктор Любовь; беседа по теме, советы доктора Воды.

Урок 2. Друзья Вода и Мыло.

Повторение правил доктора Воды. Беседа о том, когда и как следует мыть руки.

Тема 2. Забота о глазах.

Урок 3. Глаза – главные помощники человека.

Беседа по теме(5 органов чувств). Опыт (наблюдение). Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз». Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 3 Уход за ушами.

Урок 4. Чтобы уши слышали.

Беседа по теме. Проведение опытов. Оздоровительная минутка – самомассаж ушей. Правила по сбережению органов слуха.

Тема 4 Уход за зубами.

Урок 5. Почему болят зубы.

Повторение правил ухода за ушами. Беседа по теме. Строение зуба. Рисование зуба, в котором поселилась боль.

Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.

Беседа по теме (что вредно для зубов). Упражнение «Спрятанный сахар» (рассматривание этикеток от продуктов). Практикум «Чистка зубов».

Урок 7. Как сохранить улыбку красивой.

Беседа по теме. Практическое занятие: сравнение молочного зуба и постоянного. Повторение правил чистки зубов. Полезные советы.

Тема 5. Уход за руками и ногами.

Урок 8. «Рабочие инструменты» человека.

Беседа по теме. Оздоровительная минутка: массаж пальцев. Правила: как беречь ноги, уход за ногтями. Изготовление подушечки с камушками для массажа стоп (дома с помощью родителей).

Тема 6. Забота о коже.

Урок 9. Зачем человеку кожа.

Проведение опытов. Строение кожи. Правила ухода за кожей.

Урок 10. Надёжная защита организма.

Беседа по теме. Практическая работа: наблюдения и опыты. Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях. Игра «Выбери ответ».

Урок 11. Если кожа повреждена.

Беседа по теме: отчего кожа может повреждаться и заболевать?

Как помочь больной коже? Как оказать первую помощь?

Тема 7. Как следует питаться.

Урок 12. Питание – необходимое условие для жизни человека.

Повторение правил здоровья. Беседа по теме –знакомство с доктором Здоровая Пища, с органами пищеварения. Полезные и вредные продукты.

Урок 13. Здоровая пища для всей семьи.

Правила питания: умеренность и разнообразие. Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Советы доктора Здоровая Пища. Проведение опыта на определение жирности продуктов. Золотые правила питания. Практическое задание : нарисовать или вылепить продукты полезные для здоровья.







Тема 8 . Как сделать сон полезным.

Урок 14. Сон – лучшее лекарство.

Беседа по теме: знакомство с доктором Сон Чтение и обсуждение стихотворения С.Михалкова «Не спать». Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).

Тема 9. Настроение в школе.

Урок 15. Как настроение?

Беседа по тем: знакомство с доктором Любовь. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Упражнение «Азбука волшебных слов». Беседа о дружбе. Выполнение заданий из теста.

Тема 10. Настроение после школы.

Урок16. Я пришёл из школы.

Беседа по теме: разное настроение, причины, влияющие на настроение. Задание «Любишь – не любишь». Практическое задание: рисование приветливого и неприветливого человека. Чтение и анализ стихотворения С.Михалкова «Лифт и карандаш».

Тема 11. Поведение в школе.

Уроки 17-18. Я – ученик.

Игра «Знаешь ли ты правила?». Чтение и анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Сочинение правил поведения в стихах.

Тема 12. Вредные привычки.

Уроки 19-20. Вредные привычки.

Беседа по теме. Игра «Да - нет». Курение. Алкоголь. Практическое задание: рисование запрещающих знаков.

Тема 13. Мышцы, кости и суставы.

Урок 21. Скелет – наша опора.

Беседа по теме: части скелета. Практикум: значение мышц; определение силы мускулов. Что нужно делать, если повреждена мышца или кость.

Урок 22. Осанка – стройная спина!

Беседа по теме. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Нарушение осанки. Правила для поддержания правильной осанки.

Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание.

Урок 23. Если хочешь быть здоров.

Беседа по теме: микробы. Водные процедуры. Выполнение рисунков для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом». Шесть признаков здорового и закалённого человека.

Тема 15. Как правильно вести себя на воде.

Урок 24. Правила безопасности на воде.

Правила поведения на воде. Беседа о различных состояниях воды.

Тема 16. Игры и упражнения на воде.

Уроки 25-29. Обучение плаванию.

Посещение бассейна.

Тема 17. Народные игры.

Урок 30. Русская игра «Городки».

Разучивание игры «Городки». Игра в «Городки».

Тема Подвижные игры.

Урок 31. Подвижные игры.

Разучивание подвижных игр «Гуси – лебеди», «Совушки», «Космонавты».

Уроки 32-33. Доктора природы (обобщение).

Игра «Хорошо – плохо». Работа с пословицами. Повторение правил здоровья. Подвижные игры на воздухе.





Учащиеся должны знать:

  • Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

  • Как правильно питаться;

  • Для чего нужна физкультура;

  • Что такое правильная осанка и как ее поддерживать;

  • Что такое закаливание. Способы закаливания;

  • Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;

  • Что такое режим дня;         

  • Полезные привычки. Как их создать;

  • Вредные привычки. Как от них избавиться;

  • Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема.

Учащиеся научаться:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «здоровье», «семья», «друзья»; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения задания как во внеурочной деятельности, так и в жизненной ситуации; отвечать на вопросы учителя и одноклассников, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; выражать свои мысли; работать в группах, парах; правильно строить режим дня, выполнять его; применять на практике основные нормы гигиены; принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья; оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах.; удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;















Календарно-тематическое планирование

2 класс.

Номер

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Почему мы болеем.

Причины болезни.

1


2

Почему мы болеем.

Признаки болезни.


1


3

Почему мы болеем.

Как здоровье?


1


4

Кто и как предохраняет нас от болезней.

Как организм помогает себе сам.


1


5

Кто и как предохраняет нас от болезней.

Здоровый образжизни.


1


6

Кто нас лечит.

Какие врачи нас лечат.


1


7

Прививки от болезней.

Инфекционные болезни.


1


8

Прививки от болезней.

Прививки от болезней.


1


9

Что нужно знать о лекарствах.

Какие лекарства мы выбираем.


1


10

Что нужно знать о лекарствах.

Домашняя аптечка.


1


11

Как избежать отравлений.

Отравление лекарствами.


1


12

Как избежать отравлений.

Пищевые отравления.


1


13

Безопасность при любой погоде.

Если солнечно и жарко.


1


14

Безопасность при любой погоде.

Если на улице дождь и гроза.


1


15

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Опасность в нашем доме.


1


16

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Как вести себя на улице.


1


17

Правила безопасного поведения на воде.

Вода – наш друг.


1


18

Правила обращения с огнём.

Чтобы огонь не причинил вреда.


1


19

Как уберечься от поражения электрическим током.

Чем опасен электрический ток.


1


20

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Травмы.


1


21

Как защититься от насекомых.

Укусы насекомых.


1


22

Предосторожности при обращении с животными.

Что мы знаем про собак и кошек.


1


23

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Отравление ядовитыми веществами.


1


24

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Отравление угарным газом.


1


25

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Как помочь себе при тепловом ударе.


1


26

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Как уберечься от мороза.


1


27

Первая помощь при травмах.

Растяжение связок и вывих костей.

1


28

Первая помощь при травмах.

Переломы.


1


29

Первая помощь при травмах.

Если ты ушибся или порезался.

.

1


30

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.


1


31

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Укусы змей.


1


32

Сегодняшние заботы медицины.

Расти здоровым.


1


33

Воспитай себя.


1


34

Я выбираю движение.


1




 Содержание деятельности.

Тема 1. Почему мы болеем.

Урок 1. Причины болезни.

Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения А.Лаптева «Ручеёк».

Урок 2 . Признаки болезни.

Беседа по теме. Игра-соревнование «Кто больше знает?» Как помочь больному при ознобе, при высокой температуре. Беседа о профилактике болезней.

Урок 3. Как здоровье?

Тест «Твоё здоровье». Беседа о том, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить своё здоровье.

Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней.

Урок 4. Как организм помогает себе сам.

Повторение причин болезней. Беседа по теме. Режим дня. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?» Памятка «Как правильно готовить уроки»



Урок 5. Здоровый образ жизни.

Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С.Михалкова «Разве что-то есть на свете…»

Тема 3. Кто нас лечит.

Урок 6. Какие врачи нас лечат.

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Самоанализ здоровья. Чтение и анализ отрывка из произведения А.Раскина «Как папа был маленьким».

Тема 4. Прививки от болезней.

Урок 7 . Инфекционные болезни.

Вступительное слово учителя о заразных болезнях, об источниках заражения. Словарная работа : инфекция, иммунитет. Анализ стихотворения С.Михалкова «Поднялась температура…»

Урок 8. Прививки от болезней.

Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С.Михалкова «Прививка». Игра «Полезно – вредно».

Тема 5. Что нужно знать о лекарствах.

Урок 9. Какие лекарства мы выбираем.

Игра «Кто больше знает?» Беседа по теме. Словарная работа: аллергия, антибиотики. Анализ стихотворения С.Михалкова «Объявленье у дверей: «Вход для птиц и для зверей»..

Урок 10. Домашняя аптечка.

Беседа по теме. Аптека дома. Правила пользования аптечкой.

Тема 6. Как избежать отравления.

Урок 11. Отравление лекарствами.

Беседа по теме на основе сказки К.Чуковского «Айболит». Признаки лекарственного отравления. Оказание первой помощи при отравлении лекарствами.

Урок 12. Пищевые отравления.

Повторение признаков лекарственного отравления. Беседа по теме. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при пищевом отравлении.

Тема 7. Безопасность при любой погоде.

Урок 13. Если солнечно и жарко.

Беседа по теме. Анализ стихотворения С.Михалкова «Забыла Таня про обед…» Признаки солнечного ожога. Первая помощь при солнечном ожоге.

Урок 14. Если на улице дождь и гроза.

Беседа по теме. Правила поведения при грозе. Советы: если вы промокли и промочили ноги.

Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Урок 15. Опасность в нашем доме.

Беседа по теме. Анализ стихотворения Э.Успенского «Мама приходит с работы». Правила безопасного поведения в доме. Игра – соревнование «Кто больше знает?»

Урок 16. Как вести себя на улице.

Беседа по теме (ПДД и дорожные знаки).Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Правила безопасного поведения в транспорте.

Тема 9 Правила безопасного поведения на воде.

Урок 17. Вода – наш друг.

Беседа по теме. Правила поведения на воде. Анализ стихотворения И.Емельянова «У моста стоит Авось….»

Тема 10. Правила обращения с огнём.

Урок 18. Чтобы огонь не причинил вреда.

Беседа по теме. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа: план эвакуации нашей школы, учебная эвакуация при пожаре.



Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током.

Урок 19. Чем опасен электрический ток.

Беседа по теме. Первая помощь пострадавшему. Правила электрической безопасности.

Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Урок 20. Травмы.

Беседа по теме. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах).

Тема 13. Как защититься от насекомых.

Урок 21. Укусы насекомых.

Беседа по теме. Признаки аллергии. Первая помощь при укусе пчелы. Словарная работа: пинцет.

Тема 14. Предосторожности при обращении с животными.

Урок 22. Что мы знаем про собак и кошек.

Беседа по теме. Правила обращения с животными. Первая помощь при укусе собаки.

Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Урок 23. Отравление ядовитыми веществами.

Виды отравлений. Беседа по теме. Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа: дезинфекция, дезодорант. Первая помощь при отравлении ядовитыми веществами.

Урок 24. Отравление угарным газом.

Повторение правил поведения при пожаре. Беседа по теме. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.



Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Урок 25. Как помочь себе при тепловом ударе.

Беседа по теме. Признаки теплового удара. Первая помощь при тепловом ударе.

Урок 26. Как уберечься от мороза.

Беседа по теме. Признаки обморожения. Первая помощь при обморожении. Игра «Полезно – вредно».

Тема 17. Первая помощь при травмах.

Урок 27. Растяжение связок и вывих костей.

Беседа по теме. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Первая помощь при растяжении вывихе. Практическая работа (в парах или группах): подготовка и наложение холодного компресса.

Урок 28. Переломы.

Беседа по теме. Первая помощь при закрытом и открытом переломах. Практическая работа: наложение шины.

Урок 29. Если ты ушибся или порезался.

Беседа по теме. Анализ стихотворения С.Михалкова «Таня пальчик наколола…». Первая помощь при ушибе и порезе. Словарная работа: марганцовка. Практическая работа: как правильно забинтовать рану.

Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Урок 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

Беседа по теме. Первая помощь при попадании соринки в глаз, когда крошка попала в горло, если что-то попало в ухо.

Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Урок 31. Укусы змей.

Беседа по теме. Признаки укуса змеи. Первая помощь при укусе змеи.

Тема 20. Сегодняшние заботы медицины.

Урок 32. Расти здоровым.

Информация о неизлечимых болезнях века, работе учёных-медиков. Беседа о здоровом образе жизни (повторение).

Урок 33. Воспитай себя.

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам».

Урок 34. Я выбираю движение.

Подвижные игры на воздухе.



Учащиеся должны знать:

  • Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

  • Как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний;

  • Вредные привычки. Как от них избавиться;

  • Правила и нормы поведения в доме, на улице, вблизи водоема и в общественном транспорте;

  • Лечебные свойства некоторых лекарств, уметь их использовать для оказания первой медицинской помощи.

  • Признаки пищевого отравления и отравления лекарствами.

  • Признаки теплового удара и обморожения, повреждения суставов, укусов животных.

Учащиеся научаться:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «здоровье», «семья», «друзья»; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения задания как во внеурочной деятельности, так и в жизненной ситуации; отвечать на вопросы учителя и одноклассников, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; выражать свои мысли; работать в группах, парах; правильно строить режим дня, выполнять его; применять на практике основные нормы гигиены; принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья; оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, при тепловом ударе, обморожении, попадании инородных тел в глаза, уши, горло; удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;



Календарно-тематическое планирование



3 класс.

Номер

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Игра «Давайте разберёмся» (кого (чего) боимся?,почему?, как избежать опасности?)

1


2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Учимся думать.

Беседа о доброте, о добрых делах и поступках.

1


3

Спеши делать добро.

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

1


4

Почему мы говорим неправду.

Поможет ли нам обман.

Что такое ложь?

1


5

«Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

1


6

Почему мы не слушаемся родителей.

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

Портрет родителей (лучшие качества). Пожелание себе.

1


7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Анализ рассказа А.М.Горького «Воробышек».

1


8

Надо уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы.

Что такое каприз?

1


9

Как воспитать в себе сдержанность.

Что значит «сдержаться»?

1


10

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

Вредные привычки. Инфекция. Полезные советы.

1


11

Как отучить себя от вредных привычек.

Гигиенические правила.

1


12

Как относиться к подаркам.

Я принимаю подарок.

Полезные советы при принятии подарка.


1


13

Я дарю подарки.

Полезные советы при вручении подарка.


1


14

Как следует относиться к наказаниям.

Наказание.

Что такое наказание, какие бывают наказания, почему возникает необходимость в наказании.

1


15

Как нужно одеваться.

Одежда.

Виды одежды, требования к одежде, к обуви; что означает понятие «эстетический вкус», «культурный облик человека?».


1


16

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение.

Правила поведения с незнакомыми людьми.

1


17

Как вести себя, когда что-то болит.

Боль.

Боль физическая и душевная.

1


18

Как вести себя за столом.

Сервировка стола.

Словарная работа: аппетит. Сервировка стола.

1


19

Правила поведения за столом.

Правила поведения за столом.


1


20

Как вести себя в гостях.

Ты идёшь в гости.

Какие бывают гости; приглашение гостей; как и когда нужно приходить в гости.

1


21

Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице.

Азбука поведения.

1


22

Как вести себя в театре, кино, школе.

Правила поведения в общественных местах.

1


23

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Умеем ли мы вежливо общаться.

Игра «Комплимент». Искусство говорить «нет».

1


24

Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Игра «Телефон». Правила ведения телефонного разговора.

1


25

Что делать, если не хочется в школу.

Помоги себе сам.

1


26

Чем заняться после школы.

Умей организовать свой досуг.

Что значит «свободное время»? Как правильно спланировать свободное время.

1


27

Как выбрать друзей.

Что такое дружба.


1


28

Кто может считаться настоящим другом.


1


29

Как помочь родителям.

Как доставить родителям радость.


1


30

Как помочь больным и беспомощным.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1


31

Спешитеделатьдобро.


1


32

Повторение.

Огонёк здоровья.

1


33

Путешествие в страну здоровья.

Игра «Вертушка».

1


34

Культура здорового образа жизни.

Урок-соревнование.

1




 

Учащиеся должны знать:

  • Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

  • Вредные привычки. Как от них избавиться;

  • Правила и нормы поведения в школе, театре, общественном транспорте;

  • Правила и нормы поведения за столом, в гостях.

  • Правила ведения телефонного разговора.



Учащиеся должны уметь:

  • Применять на практике основные нормы поведения в общественных местах, за столом, в гостях.

  • Сервировать стол.

  • Вежливо общаться по телефону, вести себя с незнакомыми людьми.

  • Принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья;

  • Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;



Календарно-тематическое планирование

4 класс.

Номер

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1



2

Наше здоровье

Что такое здоровье

Вводное занятие

Золотые ворота, Мышеловка

1 ауд.



1 с/з



3



4

Наше здоровье

Что такое эмоции

Ведьма , Прятки

1 ауд.



1 с/з


5



6

Наше здоровье

Чувства и поступки

Разбойники , Качели , Вот такая я змея!

1 ауд.



1 с/з


7



8

Наше здоровье

Стресс

Горячо-холодно , Скачки. Соревнование скороходов

1 ауд.



1 с/з


9



10

Как помочь сохранить себе здоровье

Учимся думать и действовать

Выпусти рыбку, Кто последний?, Стоп!

1 ауд.



1 с/з


11




12

Как помочь сохранить себе здоровье

Учимся находить причину и последствия событий

Кегельбан, Чур у стенки!

1 ауд.



1 с/з


13



14

Как помочь сохранить себе здоровье

Умей выбирать

Веселые силачи, Картошка

1 ауд.



1 с/з


15



16

Что зависит от моего решения

Принимаю решение

Вышибалы, Сыщик, ищи вора


1 ауд.



1 с/з


17



18

Что зависит от моего решения

Я отвечаю за своё решение

Людоед, Король, Удочка

1 ауд.



1 с/з


19




20

Злой волшебник - табак

Что мы знаем о курении

Невод, Стрелой сквозь обруч, Крепкие и надежные друзья

1 ауд.



1 с/з


21



22



Почему некоторые привычки называются вредными Зависимость

Чижик, Коробочки, Ловушка

1 ауд.



1 с/з


23




24

Почему некоторые привычки называются вредными

Умей сказать НЕТ

Колокольчик здесь, Куча мала, Столбы

1 ауд.



1 с/з


25




26

Почему некоторые привычки называются вредными

Как сказать НЕТ

Клюнь приз, В шляпе

1 ауд.



1 с/з


27





28

Почему некоторые привычки называются вредными

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ

Капитан, корабль, рифы, Переход пропасти, Охотники

1 ауд.



1 с/з


29






30

Почему некоторые привычки называются вредными

Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения

Рыбки, Приглашение, Звонарь

1 ауд.



1 с/з


31



32

Помоги себе сам

Волевое поведение

Утка-Гусь, Заяц без логова, Перекати мяч

1 ауд.



1 с/з


33



34

Злой волшебник - алкоголь

Алкоголь

Боулинг по-русски, ПМЖП,

1 ауд.



1 с/з


35




36

Злой волшебник - алкоголь

Алкоголь - ошибка

Укротитель диких зверей,Зеленая ягодка, красная ягодка,

1 ауд.



1 с/з


37



38

Злой волшебник - алкоголь

Алкоголь - сделай выбор

Мешочки, Стоп, машина!

1 ауд.



1 с/з


39



40

Злой волшебник - наркотик

Наркотик

Сталкивание ладонями, Тропинка – команда - кочки

1 ауд.



1 с/з


41



42

Злой волшебник - наркотик

Наркотик -тренинг безопасного поведения

Совунья-глазунья

1 ауд.



1 с/з


43



44

Мы - одна семья

Мальчишки и девчонки

Совместные усилия

1 ауд.



1 с/з


45





46

Мы - одна семья

Моя семья

Веселые музыканты



1 ауд.



1 с/з


47



48

Повторение. Нестандартные уроки

Дружба

Малечена-калечина, Журавли-журавли,


1 ауд.



1 с/з


49



50

Повторение. Нестандартные уроки

День здоровья

Ласточки и мошки

1 ауд.



1 с/з


51



52

Повторение. Нестандартные уроки

Умеем ли мы правильно питаться

Хищник, Корзина с фруктами

1 ауд.



1 с/з


53



54

Повторение. Нестандартные уроки

Я выбираю кашу


Прыгающие воробышки,


1 ауд.



1 с/з


55



56

Повторение. Нестандартные уроки

Чистота и здоровье


Кто быстрее займет круг

1 ауд.



1 с/з


57



58

Повторение. Нестандартные уроки

Откуда берутся грязнули?


Дай руку


1 ауд.



1 с/з


59



60

Повторение. Нестандартные уроки

Чистота и порядок


Волк во рву


1 ауд.



1 с/з


61



62

Повторение. Нестандартные уроки

Будем делать хорошо и не будем плохо


Уйди от погони


1 ауд.



1 с/з


63



64

Повторение. Нестандартные уроки

КВН "Наше здоровье"


Пятка-нос


1 ауд.



1 с/з


65



66

Повторение. Нестандартные уроки

Я здоровье берегу - сам себе я помогу


Али-баба


1 ауд.



1 с/з


67



68

Повторение. Нестандартные уроки

Будьте здоровы


Заколдованный замок

1 ауд.



1 с/з




Учащиеся должны знать:

  • Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе; знать, что здоровье - это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.

  • Вредные привычки. Как от них избавиться;




Учащиеся должны уметь:

  • Применять на практике основные нормы гигиены.

  • Принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья;

  • Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;



Содержание деятельности 1 блока

Тема 1. Наше здоровье

Урок 1. Что такое здоровье

Обсуждение определения "здоровье - это ..." .

Вывод -"Здоровье - это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни".

Урок 2. Что такое эмоции

Беседа по теме урока, словарная работа "эмоции".

Вывод: эмоции - это не только наше отношение к происходящему, они выражают чувства,помогают нам справляться с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.

Урок 3. Чувства и поступки

Анализ детских произведений: стихотворение Дж.Родари "Если бы дети на целой планете все засмеяться сразу могли...", рассказ В.Сухомлинского "Почему плачет синичка".

Урок 4. Стресс

Словарная работа "стресс"; практическая работа "действия, позволяющие улучшить самочувствие".

Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье

Урок 5. Учимся думать и действовать

Анализ детских шуточных стихотворений по данной теме. Через беседу учимся отвечать на 3 важных вопроса:

- Что я хочу сделать?

- Зачем я это буду делать?

-Как я это буду делать?

Вывод: если вначале думать, а потом действовать, то многих неприятностей можно избежать.

Урок 6. Учимся находить причину и последствия событий

Игры "Почему это произошло?" и "Назови возможные последствия событий".

Вывод: думай о последствиях своих поступков.

Урок 7. Умей выбирать

Беседа по теме и анализ сказки через вопросы "Как? Зачем? Что?"

Вывод: у человека всегда есть выбор, как поступить.

Тема 3. Что зависит от моего решения

Урок 8. Принимаю решение.

Беседа по теме и анализ детского стихотворения Б.Заходера "Да, вот вопрос: что красивее всего?"

Вывод: принял решение, отвечай за себя и окружающих.

Урок 9. Я отвечаю за своё решение

Игра-тренинг "Что я знаю о себе"

Вывод: если у вас есть возможность, принимайте решение самостоятельно. Не бойтесь ошибаться. У вас есть право на ошибку.

Тема 4. Злой волшебник - табак

Урок 10. Что мы знаем о курении

Беседа по теме с анализом пословицы и сказки.

Вывод: дышать табачным дымом опасно для нашего здоровья.

Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными

Урок 11. Зависимость

Анализ стихотворения Э.Мошковской "Странные вещи со мною случаются...". Словарная работа "зависимость".

Вывод: любая зависимость опасна для нашего здоровья.

Урок 12. Умей сказать НЕТ

Беседа по теме и анализ сказки Дж.Родари "Самый большой молодец на свете". Игра"Что? Зачем? Как?"

Вывод: я смогу сказать : "НЕТ - курению!"

Урок 13. Как сказать НЕТ

Беседа по теме чрез вопрос "как отказать, не обижая собеседника?".

Толкование пословицы "Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер -пожнёшь судьбу".

Урок 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ

Беседа по теме и работа с плакатом "Дерево решений". Практическая работа "Моё дерево решений".

Вывод: я смогу принимать правильные решения.

Урок 15. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения

Анализ предложенной ситуации. Работа с "деревом решений".

Тема 6. Помоги себе сам

Урок 16. Волевое поведение

Беседа по теме. Игра "Сокровища сердца".

Вывод: Воспитай себя сам.





Тема 7 . Злой волшебник - алкоголь

Урок 17. Алкоголь

Коллективное рисование "У нас дома праздник". Беседа по теме и детским рисункам. Игра "Беседа по кругу".

Вывод: взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает к алкоголю и требует его всё больше и больше. Отсутствие алкоголя вызывает ухудшение физического и психического состояния, возникает зависимость, приводящая к болезни - алкоголизм.

Урок 18. Алкоголь - ошибка

Анализ басни Михалкова "Непьющий воробей". Игра "Выбери ответ".

Вывод: алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском. Организм постепенно разрушается. Такую ошибку исправить трудно, лучше её не делать.

Урок 19. Алкоголь - сделай свой выбор

Работа с "деревом решений".

Вывод: каждый - хозяин своей жизни и здоровья. За вас вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя. Как каждый из вас решил, так всё и будет. Прими правильное решение, чтобы никогда об этом не пожалеть.

Тема 8 . Злой волшебник - наркотик

Урок 20. Наркотик

Анализ сказки Дж. Родари "Рыбы". Беседа по теме урока. Работа с "деревом решений".

Вывод: наркотики опасны для нашего здоровья, они губительны для человека. "Я говорю наркотикам - НЕТ"

Урок 21. Наркотик - тренинг безопасного поведения

Тренинг "Что может заменить вредные привычки"

Вывод: наркотики опасны для нашего здоровья.



Тема 9. Мы - одна семья

Урок 22. Мальчишки и девчонки

Беседа по теме. Игра "Противоположности". Анализ стихотворения Э.Успенского "Если был бы я девчонкой..."

Вывод: взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек.

Урок 23. Моя семья

Анализ рассказа К.Д.Ушинского "Сила не право". Игра "Продолжи предложение".

Вывод: поддержка и помощь в семье сохраняет здоровье её членов.

Тема 10 повторение. нестандартные уроки

Урок 24. Дружба

Анализ стихотворения Б.Заходера "Мы - друзья". Просмотр презентации по теме "Дружба".

Урок 25. День здоровья

Просмотр презентации о ЗОЖ. Конкурс рисунков "Мы за здоровый образ жизни".

Урок 26. Умеем ли мы правильно питаться

Сюжетно-ролевая игра "Мы идём в магазин". Работа со стихотворением Н.Кончаловской "Про овощи".

Урок 27. Я выбираю кашу

Работа с пословицами, загадками, сказками. через игру "Эрудит".

Урок 28. Чистота и здоровье

Беседа о предметах гигиены через загадки. Выпуск газеты для начальной школы "Чистота и здоровье"

Урок 29. Откуда берутся грязнули?

Беседа по теме урока через чтение и анализ детских стихов Л.Яхнина, Э Успенского, В.Лившица.

Вывод: чистота - залог здоровья!

Урок 30. Чистота и порядок

Игра-путешествие по станциям города Чистоты и порядка.

Работа с пословицами и поговорками по данной теме, отгадывание загадок, анализ стихотворения.

Урок 31. Будем делать хорошо и не будем плохо

Беседа по теме. Работа с половицами и высказываниями о доброте.

Урок 32. КВН "Наше здоровье"

Урок 33. Я здоровье берегу - сам себе я помогу

Выступление перед детьми дошкольной группы и учениками 1 классов с минизарисовками о ЗОЖ.

Урок 34. Будьте здоровы!

Выпуск газеты для начальной школы "Будьте всегда здоровы!"

















Универсальные учебные действия.

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Школа Здоровья" являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;



Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Школа Здоровья» являются следующие умения:

представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно

объяснять ошибки и способы их устранения;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.









Примерная тематика родительских собраний

Трудности адаптации первоклассников в школе.

Режим дня школьника.

Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

Чем накормить первоклассника.

Как организовать отдых ребенка в каникулы.

Физическое развитие второклассника в школе и дома.

Домашние задания и их назначения. Как мы к ним относимся.

Спорт: нужен ли он вашему ребенку?

Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром.

Эстетическое воспитание ребёнка в семье - школа высококультурного





















Используемая литература для учителя:

1. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг/сост.Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В. —Волгоград: Учитель, 2010.

2. Здоровье детей – основа процветания России: сборник статей/под общ. Ред. Е.В.Спириной._Ульяновск:УИПКПРО,2008.

3.Школа докторов природы.-М.:ВАКО,2007.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.-М.:ВАКО,2006.

5.Дереклеева.Н.И. Справочник классного руководителя.-М.:ВАКО,2008.

6. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2009.



Литература для детей:

1. Стихи С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», «Не спать», «Поднялась температура…», «Разве что-то есть на свете…», «Прививка».

2. Б.Заходер «Перемена»

3. М.Кунин «Федя на перемене»

4. А.Лаптев «Тайна пирамиды здоровья»

5. Э.Успенский «Мама приходит с работы…»

6. А.Раскин «Как папа был маленьким».

7. В.Сухомлинский «Хорошо, что солнышко светит».





Программа по внеурочной деятельности "Школа здоровья".
  • Начальные классы
Описание:

Программа "Школа здоровья" направлена  на формирование и сохранение здоровья младшего школьника, является авторской, имеет рецензию методиста кафедры начального обучения ИПК ПРО г. Ульяновска.                                                                                         Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.                                                     Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопаснойжизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.   Ожидаемые результаты: 

1.     Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения;

2.     Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;

3.     Улучшение показателей здоровья;

4.     Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников;

5.     Решение проблемы: «Человек – образ жизни – образование – здоровье».

Автор Базулина Елена Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 780
Номер материала 52658
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓