Главная / Начальные классы / Программа по внеурочной деятельности "Путеводитель по стране Этикет"

Программа по внеурочной деятельности "Путеводитель по стране Этикет"

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель образования – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, программа способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в лицее необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. По словам академика Д.С. Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Практическая значимость этого курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Программа «Путеводитель по стране Этикета» предназначена для младших школьников, рассчитана на четыре года обучения. Занятия должны проводиться во внеурочное время один час в неделю.

Максимальное количество часов в году:

1 класс – 33 часа,

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.

Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

воспитательные: воспитывать коммуникабельность и чувство коллективизма, взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания; прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;

развивающие: развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми; развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

образовательные: научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета; обучать детей пониманию себя и других, умению быть в мире с собой и другими.


Формы и направления программы

Методологической основой курса является системно– деятельностный подход в начальном обучении. Основной формой является беседа, в процессе которой обучающиеся приобретают теоретические навыки. Наряду с беседами используются такие формы как деловая игра, практикум, круглый стол, различные виды педагогических задач, своеобразные эксперименты, тесты, упражнения и игры, которые способствуют развитию школьника. У младших школьников нет ещё обобщённых представлений о внутренней красоте человека. Идеалы совершенства они ищут прежде всего среди своих близких и сверстников, поэтому предметом анализа лучше выбирать жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей. Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счёт приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, инсценировки, коллективные и ролевые игры), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребёнка.

Приоритетными направлениями программы «Путеводитель по стране Этикета» являются:

  • интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие матапредметных условий.


Содержание программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности. Программа позволяет ребёнку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Программный материал расположен по определённым тематическим разделам.

Тематические разделы:

1 класс:

  • Азбука поведения (8ч.);

  • Дружба. Какая она?(11 ч.);

  • Знакомство (2 ч.);

  • Разговор по телефону (4 ч.);

  • Простые правила поведения за столом (8 ч.).

2 класс:

  • Чтобы не попасть впросак во время еды (9 ч.);

  • На прогулке в городе (9 ч.);

  • На торжественных церемониях (5 ч.);

  • Дарим и получаем подарки (5 ч.);

  • О спорте (6ч.).

3 класс:

  • Внешкольный этикет (7ч.);

  • Забота о тех, кому нужна помощь (6ч.);

  • О некоторых «мелочах» (21ч.).

4 класс:

  • Культура речи (12ч.);

  • Письма, короткие записки в знак благодарности, электронная почта (10ч.);

  • Как приглашать и принимать приглашения (5ч.);

  • Специально для мальчиков (4ч.);

  • Специально для девочек (3ч.).


Раздел «Азбука поведения». В данном разделе обучающиеся в занимательной игровой форме раскроют для себя понятия «этика», «этикет»; познакомятся с историей этикета и некоторыми этикетными нормами обращения с другими людьми.

Раздел «Дружба. Какая она?» Миром правит дружба, а дружить помогает правильное воспитание. Задача этого раздела заключается в том, чтобы учить ребёнка общаться со сверстниками, находить способы сближения с ними. Наши питомцы – тоже наши друзья и с ними надо уметь дружить.

Знакомство. Содержание этого раздела поможет детям произвести о себе первое хорошее впечатление; объяснит, когда и как нужно знакомиться, тем самым облегчит процесс знакомства и прибавит чувства уверенности.

Раздел «Разговор по телефону». Телефонная связь предоставляет нам бесконечные возможности для мгновенной связи с другими людьми, но, чтобы правильно ею пользоваться, требуются определённые навыки. Задача этого раздела заключается в том, чтобы учить ребёнка нужным словам и интонациям, необходимым для вежливого разговора по телефону, так как мы не видим нашего собеседника.

Раздел «Простые правила поведения за столом». Стол, за которым собирается вся семья, - очень важное место в доме. Здесь дети не просто утоляют голод, они учатся вести себя правильно, постигают науку семейных ценностей, приобретают навыки поддержания беседы и гостеприимства. А наша задача не только научить их особенностям пользования различными ножами, вилками и ложками, мы должны объяснить им, что совместное пребывание за семейным столом – это важный элемент общей культуры.

Раздел «Чтобы не попасть впросак во время еды». Иногда бывает трудно логически объяснить, как лучше есть то или иное блюдо. Особенно это касается непривычных для нас продуктов. Нам кажется, что есть их руками было бы удобнее, но присутствие других людей заставляет нас искать иное решение. Принять правильное решение поможет данный раздел программы.

Раздел «На прогулке в городе». Поведение детей в общественных местах является публичным. Принята масса законов регулирующих наши действия на улицах города, в театрах, музеях, кинотеатрах и других общественных местах. С этими общепринятыми этическими нормами дети познакомятся на занятиях объединённых в этом разделе.

Раздел «На торжественных церемониях». Необходимо воспитать ребёнка так, чтобы он был желанным гостем на любом торжественном мероприятии. Этим и будут заниматься дети на занятиях этого раздела.

Раздел «Дарим и получаем подарки». Умение красиво дарить и получать подарки требует отдельного разговора. Взрослые, пожалуй, согласятся с тем, что лучше дарить, чем получать, а детям ещё нужно этому научиться.

Раздел «О спорте». Занятия данного раздела помогут ребёнку вынести опыт командной борьбы, получить удовольствие от занятий спортом.

В разделе «Внешкольный этикет». Данный раздел поможет детям выработать навыки вежливого общения к родителям, учителям, друзьям, научит правилам поведения в общественных местах, а также обратит внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

В разделе «Забота о тех, кому нужна помощь». В этом разделе объясняются понятия «физическая красота», «духовная красота». Ребёнок должен понимать, что чувства есть у всех людей. Если ему удастся представить себе, что испытывают люди, имеющие какие- то недостатки или просто больные, как им живётся, он сумеет развить в себе столь важное чувство сострадания.

В разделе «О некоторых мелочах». На долю родителей и педагогов выпадает задача ненавязчиво обучить ребёнка правилам личной гигиены. Если ежедневно постоянно напоминать маленькому ребёнку о необходимости чистить зубы, причёсываться и мыть руки, то подросток будет делать это уже без напоминания. Поэтому в этом разделе даются такие понятия, как «здоровье», «здоровый человек». Обучающиеся усваивают и выполняют правила сохранения и укрепления здоровья, правила личной гигиены, правила здорового образа жизни.

В разделе «Культура речи». Необходимо учить детей с самого раннего возраста говорить правильно. Как только они осознают всю многогранность общения, они будут увереннее чувствовать себя в непривычных ситуациях и станут внимательнее к другим людям. Дети научатся слушать, они будут знать, что и как сказать и при этом никого не обидеть.

В разделе «Письма, короткие записки в знак благодарности, электронная почта». Письмо как способ общения никогда не потеряет своей важности.

После изучения данного раздела, если ребёнок решит отправить электронное письмо, его стиль изложения будет значительно лучше.

В разделе «Специально для мальчиков», «Специально для девочек». Доброе отношение к окружающим значительно расширит круг их жизненных возможностей. Умение проявлять уважение к окружающим никогда не потеряет своей актуальности.

В разделе «Как приглашать и принимать приглашения». Умение правильно и красиво написать приглашение и во время на него ответить существенно поднимает социальную планку ребёнка.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- общее представление о культуре поведения человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

- широкая мотивационная основа познавательной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- адекватное понимание причин успешности (неуспешности) познавательной деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающихся на уровне необходимости познавательной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин к решению успешности (неуспешности) познавательной деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебно- познавательную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебно- познавательной задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- высказываться в устной и письменной форме, строить рассуждения об объекте;

- устанавливать причинно- следственные связи; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотизы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

- допускать существование различных точек зрения;

- формировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, соблюдать корректность в высказываниях;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приёмы познавательной деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:


  • расширить знания и представления о традиционных и современных нормах этикета;

  • познакомить с историей происхождения различных норм этикета с его современными изменениями и областями применения;

  • узнать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

  • учащиеся получат опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в открытой общественной среде в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  • совершенствовать навыки познавательной деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать систему универсальных учебных действий;

  • сформировать навыки работы с информацией.







































3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 «А», 1 «Б» классы


п/п

Название темы

Дата проведения

по плану

по факту

корректировка

Азбука поведения (8часов)

1.

Пожалуйста, спасибо, извините.

07.09



2.

Извинение.

14.09



3.

Как правильно обращаться к другим людям.

21.09



4.

Как воспринимать комплименты. Как быть искренним в своих комплиментах.

28.09



5.

Как не опаздывать.

05.10



6.

Один дома. Маленькие обязанности в большой семье.

12.10



7.

Минуточку внимания.

19.10



8.

Детская комната.

26.10



Дружба. Какая она?(11 часов)

9.

Дружба.

16.11



10.

Лучшие друзья.

23.11



11.

А ты хороший друг?

30.11



12.

Верный друг.

07.12



13.

Ты хочешь завести нового приятеля.

14.12



14.

Новичок.

21.12



15.

Не перебивать.

28.12



16.

Как вежливо сменить тему разговора.

11.01



17.

Ваши питомцы.

18.01



18.

Стоит ли дарить животных?

25.01



19.

Чужие животные.

01.02



Знакомство (2 часа)

20.

Порядок представления. Как запомнить имя.

08.02



21.

Как ребёнку правильно представить группу людей.

22.02



Разговор по телефону (4 часа)

22.

Общие правила. Передача сообщений.

01.03



23.

Как попросить подождать. Ребёнок не хочет говорить по телефону. Как заканчивать разговор.

08.03



24.

Когда звонить. Ребёнок ошибся номером.

15.03



25.

Телефонные шутки и проказы.

22.03



Простые правила поведения за столом (8 часов)

26.

Правила на каждый день. Рассаживайтесь! Что не следует брать с собой за стол.

05.04



27.

Дуем на еду? Мусор на столе.

12.04



28.

Кого обслуживают в первую очередь. Передаём угощения. Разливаем напитки.

19.04



29.

Как разобраться со столовыми приборами.

26.04



30.

Салфетки.

03.05



31.

Когда начинать есть. Если надо встать из-за стола.

10.05



32.

Как подавать еду. Послевкусие.

17.05



33.

Накрываем чайный стол. Чайная церемония. Как подавать чай.

24.05













3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 «А», 2 «Б» классы


п/п

Название темы

Дата

по плану

по факту

корректировка

Чтобы не попасть впросак во время еды (9 часов)

1.

Ох уж эти косточки!

07.09



2.

Некоторые навыки: как есть закуски, как есть хлеб.

14.09



3.

Некоторые навыки: как есть салат, суп, десерт.

21.09



4.

Некоторые навыки: как есть макароны, шашлыки, жареного цыплёнка.

28.09



5.

Некоторые навыки: как есть арбуз, фрукты.

05.10



6.

Как есть пиццу.

12.10



7.

Что делать, если в пище попадутся посторонние предметы.

19.10



8.

Некоторые навыки: как держать стакан, как пользоваться палочками.

26.10



9.

Как есть в присутствии чужих людей.

16.11



На прогулке в городе (9 часов)

10.

Как вести себя в кино.

23.11



11.

Как занимать свои места. Как и когда аплодировать. В антракте.

30.11



12.

Каких действий следует избегать в общественных местах.

07.12



13.

В музее.

14.12



14.

В магазине.

21.12



15.

Если вы случайно с кем-нибудь столкнулись.

28.12



16.

В лифте.

11.01



17.

Держитесь правой стороны.

18.01



18.

Договорённость. Если о договорённости случайно забыли.

25.01



На торжественных церемониях (5 часов)

19.

День рождения. Собираясь на день рождения.

01.02



20.

Язык цветов.

08.02



21.

Среди гостей.

15.02



22.

Награды и призы.

22.02



23.

Берём автограф.

01.03



Дарим и получаем подарки (5 часов)

24.

Камни по месяцам рождения.

08.03



25.

Подарки. Выбор подарка.

15.03



26.

«Пожалуйста, без подарков!»

22.03



27.

По каким случаям дарят подарки.

05.04



28.

Если подарок не нравится.

12.04



О спорте (6 часов)

29.

Получать удовольствие от игры.

19.04



30.

Спортивные ритуалы.

26.04



31.

Это спортивно!

03.05



32.

Как правильно оценивать свои возможности.

10.05



33.

Достойный партнёр.

17.05



34.

Если игра коллективная.

24.05









3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 «А», 3 «Б» классы


п/п

Название темы

Дата

по плану

по факту

корректировка

Внешкольный этикет (7часов)

1.

Пойми меня

07.09



2.

Добрые слова

14.09



3.

Везде следуй правилам: «так надо», «так нельзя» (в подъезде, во дворе)

21.09



4.

Об одежде

28.09



5.

В туристической поездке

05.10



6.

Культура быта

12.10



7.

Решение ситуативных задач по этикету

19.10



Забота о тех, кому нужна помощь(6часов)

8.

Визит к больному

26.10



9.

Люди с физическими недостатками

16.11



10.

Люди с проблемами зрения

23.11



11.

Люди с проблемами слуха

30.11



12.

Инвалиды на колясках

07.12



13.

Физическая и духовная красота человека

14.12



О некоторых мелочах (21час)

14.

Одеваться соответственно случаю

21.12



15.

Украшения

28.12



16.

Чистым быть легко

11.01



17.

Парфюмерия

18.01



18.

Следует ли приводить себя в порядок на людях?

25.01



19.

Свежее дыхание

01.02



20.

Насморк

08.02



21.

Если очень- очень нужно!

15.02



22.

Кое- что об осанке

22.02



23.

Жевательная резинка

01.03



24.

Кашель и насморк: ребёнок за столом

08.03



25.

У ребёнка за столом течёт из носа

15.03



26.

Что делать с отрыжкой?

22.03



27.

Именная карточка

05.04



28.

Что делать с руками

12.04



29.

Ребёнок поперхнулся

19.04



30.

На приёме у врача

26.04



31.

В клинике

03.05



32.

Зубные скобки

10.05



33.

Прикосновения

17.05



34.

Мы за здоровый образ жизни

24.05



















3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 « А», 4 «Б» классы


п/п

Название темы

Дата

по плану

по факту

корректировка

Культура речи (12часов)

1.

Стоит ли говорить шёпотом




2.

Как, не обижая, поправлять друзей




3.

Ребёнок не хочет принимать участия в общей игре




4.

Как отвечать на обращения




5.

Неприятный ответ




6.

Нельзя легкомысленно относиться к серьёзным вещам




7.

Азы правильной речи




8.

Смотреть собеседнику в глаза




9.

Позитивные оценки при разговоре




10.

Как ребёнку высказать своё уважение старшим




11.

Научить ребёнка слушать




12.

Темы, которые ребёнок не должен обсуждать




Письма, короткие записки в знак благодарности, электронная почта (10часов)

13.

Приготовьте всё необходимое




14.

Когда нужно благодарить письмо




15.

Электронные сообщения (е- mail)




16.

Может ли электронная почта (е- mail) обидеть?




17.

Как написать письмо знаменитости




18.

Как запросить информацию




19.

Письма в знак выражения признательности




20.

Школьные ежегодники




21.

Нетэтикет, или как оградить ребёнка от нежелательного воздействия




22.

Десять «никогда»




Специально для мальчиков (4часа)

23.

Внимание к окружающим




24.

Защищать слабых




25.

Как распознать юного джентльмена




26.

«Надень шапку!»




Специально для девочек (3часа)

27.

Внимание к окружающим




28.

Как сидеть правильно и красиво




29.

Как распознать юную леди




Как приглашать и принимать приглашения (5 часов)

30.

Как написать приглашение




31.

Как отвечать на приглашения




32.

Когда можно отказаться от приглашения




33.

Если ребёнка не пригласили




34.

Какому приглашению отдать предпочтение
























4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 2008 г.

  2. Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 2008 г.

  3. Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 2006 г.

  4. Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 2010 г.

  5. Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 2010 г.

  6. Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 2009 г.

  7. Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 2009 г.

  8. Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 2010 г.

  9. Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 2009 г.

  10. Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 2012 г.

  11. Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 2009 г.


Программа по внеурочной деятельности "Путеводитель по стране Этикет"
  • Начальные классы
Описание:

    Программа «Путеводитель по стране Этикета» предназначена для младших школьников, рассчитана на четыре года обучения. Занятия должны проводиться во внеурочное время один час в неделю.

 Практическая значимость этого курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Автор Абдрахманова Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 224
Номер материала 42348
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓