МАОУ СОШ № 25
Программа
по внеурочной
деятельности
«Мой мир»
Классный
руководитель Коротаева Ю.М.
На 2013- 2014 учебный год
Программа по внеурочной
деятельности «Мой мир»
Курс по внеурочной деятельности «Мой мир» составлен на основе факультативного
курса «Развитие творческих способностей» автор Л. В. Мищенкова
Пояснительная записка
Школа – важнейший период в жизни каждого
человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы школьник
не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и
формирует систему ценностей.
Особенно важен в воспитательном отношении
первый этап – начальная школа. От того, насколько осознанно и заинтересованно
ребенок будет участвовать в учебном процессе, зависит глубина и прочность
знаний, желание и способность их благоразумного употребления. Необходимым
условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является
обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Воспитание личности невозможно без
предоставления ученикам свободы размышления и творчества. Кризис
репродуктивного обучения выражается в снижении учебной мотивации, отсутствие
инициативы и тотальном нежелании и неумении самостоятельно размышлять.
Использование активных форм обучения и воспитания немыслимо без обратной связи,
без живого диалога учителя и ученика. Первое, с чем сталкивается учитель,
пытаясь поговорить с учениками, это явление «цепной реакции»: дети начинают
высказываться все разом, не слушая друг друга, и этот процесс бывает довольно
трудно остановить. Причина этого явления очевидна: дети (как и взрослые) не
имеют навыков продуктивного диалога, они жаждут высказать своё мнение, но
услышать и понять другого не могут. Ведь обычно их никто не слушает. Ведь
обычно их никто не спрашивает, а если и спрашивает, то по-настоящему не
слушает, а в лучшем случае, направляет к «правильному» ответу. Именно поэтому
первая задача учителя _ выслушать, показать пример внимательного отношения к
собеседнику. Понять, что учитель не может дать слово всем, но это и не всегда
нужно, иногда достаточно всем вместе внимательно выслушать двух-трёх человек.
Со временем своими мыслями смогут поделиться практически все, опыт диалога
приучает детей к более точным и кратким ответам. Дав себе труд услышать детей,
мы начинаем двигаться им навстречу. Нам открываются скрытые механизмы детского
мышления и восприятия. Когда мы понимаем, что волнует ребёнка, на каком этапе
развития он сейчас находится, наш язык становится более простым и понятным, и
те знания, которые мы несём , органично дополняют и уточняют мировосприятие
ребёнка. Важно, чтобы диалог не становился формальным. Для этого необходимо
соблюдать несколько правил: Не задавать абстрактных риторических вопросов; Не
подсказывать «нужные» ответы; Не оставлять без внимания сокровенные
высказывания детей; В течение всего года ученики осваивают такие формы как
ресурсный круг и работу в микрогруппах «Мой мир» , игровые формы работы.
Данный курс создаёт условия для:
·
развития у детей познавательных интересов;
способствует расширению кругозора
·
формирует стремление у ребёнка к размышлению и
поиску;
·
вызывает у него чувство уверенности в своих силах;
в возможностях своих способностей
·
курс направлен на создание положительной мотивации
Во время занятий по предложенному курсу
происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
Проект по внеурочной
деятельности называется «Мой мир» не случайно. Он предусматривает расширение
кругозора учащихся по разным направлениям.
1. Мои увлечения 3. Умеешь ли ты общаться
2. Моё здоровье 4.Мне нравится
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни
младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию,
активной деятельности.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования " Мой мир" направлена на
формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Дети проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни.
Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, занятия в группе
продлённого дня - после всего этого младшим школьникам требуется разрядка.Для
этого необходима интересная внеурочная деятельность, которая способствует
всестороннему развитию личности. Воспитание обучающихся невозможно без
организации эффективного общения с ними. Учитель, работающий с младшими
школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное
сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх,
беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.
Программа "Мой мир" разработана с учётом особенностей
обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего
обучения.
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию
высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей
историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре
народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие,
уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине,
семье;
— воспитывать нравственные качества личности
ребёнка;
— способствовать освоению ребёнком основных
социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего
народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Планируемые результаты:
— ценностное отношение к России, своему народу,
своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной
символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению;
— элементарные представления о России как
государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых
страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
— первоначальный опыт постижения ценностей
гражданского общества, национальной истории и культуры;
— начальные представления о правах и обязанностях
человека, гражданина, семьянина, товарища.
Следующее направление данной программы " Учимся жить среди
людей".
Главной задачей этого направления является
воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность
человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность
добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
Важно научить ребёнка жить в классном коллективе и строить отношения
дружбы и взаимопомощи со своими одноклассниками. Научить понимать себя,
правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера.
Тематическое планирование по курсу «Мой мир»
№пп
|
Тема занятия.
|
Примечания
|
1-2
|
Перемена, перемена! Геометрическое ассорти
|
Развитие умения использовать различные игры на переменах,
пользоваться правилами поведения, развитие чувства товарищества
|
3-4
|
Прекрасное рядом с тобой. Разноцветное путешествие
|
Развитие воображения, умение распознавать цвет предметов.
|
5-6
|
Царство осени прекрасной
|
Поэтическое путешествие, изодеятельность
|
7-8
|
Учимся работать дружно
|
Развитие командного сплочения, умение планировать,
работать по плану, использование рефлексии
|
9-10
|
Тропинками добра. Доброе слово и кошке приятно.
|
развитие познавательного интереса,
|
11-12
|
Волшебный мир красок.Цветик -семицветик
|
развитие познавательного интереса,
|
13-14
|
Наряжаем ёлочку. Новогодние традиции
|
развитие познавательного интереса, развитие сенсорной и двигательной
сферы;
воспитание
системы нравственных межличностных отношений
|
15-16
|
Зимние каникулы. Приветствуем зиму.
|
развитие познавательного интереса,
|
17-18
|
О профессиях и трудолюбии
|
развитие познавательного интереса воспитание системы нравственных
межличностных отношений
|
19-20
|
Увлекательная неделька. Сделал дело – гуляй смело
|
развитие познавательного интереса,
|
21-22
|
Поговорим о наших именах.
Не имя красит человека, а человек имя.
|
Творчество: создание вензеля своего имени
|
23-24
|
Для любимых наших мам
|
Творчество: создание весеннего букета
|
25-26
|
Приглашаем друзей. Поговорим об этикете.
|
Дать понятие об этикете; учиться применять знания на
практике.
|
27-28
|
Учимся пользоваться календарём.
Времена года
|
развитие познавательного интереса
|
29-30
|
В стране Вообразилии
|
Творчество: работа с пластилином
|
31-32
|
Путешествие Красной шапочки. Наши помощники вежливые
слова.
|
Развитие умения пользоваться вежливыми словами; применять
в активном словаре понятия величины предметов
|
33-34
|
Школа разведчиков. А, ну-ка, мальчики.
|
Развитие внимания, выдержки, самостоятельности; сплочение
коллективизма
|
35-36
|
Межпланетное путешествие
|
развитие познавательного интереса, творчества, внимания,
воображения
|
37-38
|
В кругу семьи
|
Творчество: создание семейного герба. Уточнить
представления о семье; развивать внимание, быстроту реакции, мышление, речь.
|
39-40
|
Дело было в лукоморье. Книжкины друзья.
|
викторина
|
41-42
|
Куклы в нашей жизни.
|
Музей игрушки, развитие познавательного интереса
|
43-44
|
Будь здоров, прислушайся к советам докторов.
Самое большое богатство…
|
|
45-46
|
Забавная гусеница
|
Первоначальные сведения о насекомых; качествах
человечности: скромности и добре.
|
47-48
|
СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА. Праздничное настроение
|
Конкурсы и викторины
|
49-50
|
Читаем письмо Смекалкина
|
Развитие внимания, памяти, расширение кругозора
|
51-52
|
Минута славы. Что мы умеем, чему мечтаем научиться.
|
Презентация своих талантов и способностей
|
53-54
|
Что мы знаем о нашем городе?
|
Расширение кругозора, познавательного интереса,
составление словарика достопримечательностей родного города
|
55-56
|
Здравствуй, май. Веснянки, заклички, приговорки. Игры на
свежем воздухе.
|
Знакомство с народными традициями.
|
57-58
|
Родина
|
Уточнение представлений о Родине, что связывает человека
с Родиной.
|
59-60
|
День Победы. Страницы, опалённые войной.
|
|
61-62
|
«Дорогами искусства». Виды искусств
|
|
63-64
|
В поисках цветка папоротника
|
Дать представления о летних праздниках; безопасности в
лесу и на водоёмах. Развитие внимания, воображения, расширение кругозора
|
65-66
|
Здравствуй, лето. Правила безопасности во время
каникул.
|
Закрепить правила безопасности в лесу и на водоёмах.
Развитие внимания, воображения, расширение кругозора
|
Литература: Л.
В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками»
С
этой целью предлагаются тематические занятия:
·
В человеке красота
-вежливость и доброта".(см.прилож)
·
Давайте поклоняться
доброте" (см.прилож)
·
Поговорим о дружбе"
(см.прилож)
·
Если радость на всех одна.
·
Мой класс – мои друзья.
·
Самолюб никому не люб.
·
Поиграем и подумаем.
·
О дружбе мальчиков и девочек.
·
Путешествие в мир мудрых мыслей.
·
Доброе слово, что ясный день.
·
Ежели вы вежливы,
·
Когда идешь по улице.
·
Узнай себя.
·
Нам счастья не сулит обида
чья-то.
·
Школьный этикет. Как стать
лучше?
·
Правила общения
(взаимоотношения с другими людьми)
·
О трудолюбии
·
Культура внешнего вида. Поговорим
о том, как мы выглядим
·
Внешкольный этикет
·
Я и мои роли
·
Свободный разговор. Верность
слову.
·
Моя самооценка
·
Подари учителю дело и слово
доброе.
·
Умеем общаться.
·
Каждый интересен.
·
Подарок коллективу (коллективная деятельность).
Ø знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
Ø
уважительное отношение к родителям (законным
представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
Ø
ценностное отношение к труду
и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества,
трудолюбие;
Ø
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
Ø
элементарные представления о
различных профессиях;
Ø
первоначальные навыки трудового творческого
сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
Планируемые
результаты:
— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
— элементарные представления о взаимообусловленности физического,
нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали
и нравственности в сохранении здоровья человека;
— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для
здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
Использованная
литература:
1. А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок", М.:1996г.,с.4
2.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина
России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.
3.Данилюк
А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени
начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. –
(Работаем по новым стандартам).
4.Духовно-нравственное
развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.