Главная / Начальные классы / Программа по внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности














ПРОГРАММА

факультатива «Экономика: учимся экономить»

для внеурочной деятельности

младших школьников





































Пояснительная записка


В условиях современного общества, претерпевшего  глубокие социально экономические изменения, объективной необходимостью стало экономическое воспитание, которое предполагает  не только формирование деловых качеств бережливости, предприимчивости, расчетливости, - но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Предлагаемый факультативный курс «Экономика: учимся экономить» предназначен для внеурочной деятельности младших школьников в 1 классе.

С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и направлен на решение следующих задач:

  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

  • формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;

  • развивать культуру экономического мышления: познакомить с экономическими терминами, с понятиями из области финансовых категорий и категорий, связанных с трудом, формировать знания о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.

Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов. Программа построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Место предмета в учебном плане

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


В процессе экономического образования учащиеся получают представления о энергосбережении и энергоэффективности. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Экономики».


При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки Между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость.

Изучая тему «Время экономить», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду.

Тема «Экономия одной семьи» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

Содержание обучения

1 класс

Время экономить.

Что такое энергоэффектиность и для чего она нужна? Экономия одной семьи-залог экономии всей страны. Пустые траты не широта души, а безалаберность. Уходя-гасите свет! Энергосберегающие и светодиодные лампы. Режим ожидания. Бытовая техника класса А. Солнечные батареи.

Как в наши дома приходит тепло?

Экономия тепла: нужна ли она нам? Теплосберегающие технологии в нашем доме. Не дайте теплу уйти. Зимний сад. Стена Тромба.

Как экономить воду?

Учет и контроль. Неисправная сантехника. Экономичные насадки-распылители. Экономичная сантехника. Проточная вода. Замороженные продукты. Эффективная система полива. Дождевая вода. Экономим сами.

Универсальные учебные действия:

  • обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;

  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

  • объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда;

  • уважать труд людей разных профессий;

  • классифицировать профессии по предмету труда;

  • рассказывать о профессиях


Игровая и исследовательская деятельность: Тема исследований: «30 дней энергосбережения»

Игры «Программа экономии», «Самая умная семья»


К концу обучения в первом классе ученик узнает:

  • почему экономия одной семьи-залог экономии всей страны;

  • что такое энергоэффективность и для чего она нужна;

  • почему люди используют теплосберегающие технологии в своем доме;

  • как нужно относиться к своей и чужой собственности.


К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться:

  • сберегать энергоресурсы: свет, тепло, воду;

  • заботиться об экологии;

  • составлять индивидуальный план для

  • решения экономической задачи

  • различать понятия «экономность» и «бережливость»

Ожидаемые эффекты реализации программы:

  • формирование экономической культуры младших школьников;

  • проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;

  • умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;

  • включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

Время экономить.Что такое энергоэффективность и для чего она нужна?

1

Что такое энергопотери.

1

Двухтарифный счетчик.

1

Уходя – гасите свет!

1

Электрическая лампочка и светлые стены.

1

Энергосберегающие светодиодные лампы и естественное освещение.

1

Режим ожидания. «Спящий» режим или выключите монитор.

1

Бытовая техника класса А ++ Экономичный режим стирки.

1

Холодильник – один из главных потребителей электроэнергии.

1

Электроплиты со стеклокерамической панелью.

1

Выбираем посуду.

1

Чистим чайник от накипи.

1

Пользуемся остаточным теплом бытовых приборов.

1

Используем солнечные батареи.

1

Как в наши дома приходит тепло?

1

Экономия тепла: нужна ли она нам?

1

Перекрасьте батареи в темный цвет.

1

Утеплите окна! Проветривание «по-ударному».

1

Утепляем стены, лоджию и входную дверь.

1

Посадим деревья вокруг дома.

1

Сделаем в доме зимний сад.

1

Геотермальный насос на даче.

1

Стена Тромба.

1

Много ли в мире воды?

1

Как экономить воду?

1

Счетчики горячего и холодного водоснабжения.

1

Неисправная сантехника.

1

Экономичные насадки-распылители.

1

Экономичная сантехника.

1

Закрывайте кран.

1

Продукты под струей воды.

1

Эффективная система полива.

1

Итоговое занятие.




ИТОГО: 33 ч.

Литература

  1. Коллекция энергоэффективных советов. ГипроКоммунЭнерго www.gken.ru

  2. Зайченко,Н.А. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. - С-Пб, 1998

  3. Романовская Н.И. Экономическая игротека.- М.: 1994

  4. Райзберг, Б.А. Твоя экономика.- М. 1996

  5. Смирновой, Т.О. Просняковой, Т.Н.  Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000

  6. Журнал “Начальная школа” № 1/1998

  7. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000

  8. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002

hello_html_m1fbd21aa.jpg1

2hello_html_m2ddd25d4.png

3hello_html_1ed05b09.jpg

4hello_html_7a8133f.jpg

hello_html_m76dedb4a.jpg



Программа по внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Автор Таничева Ирина Георгиевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 40953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓