Министерство
образования и науки Российской Федерации
Министерство
образования Самарской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ№35
г.о.ТОЛЬЯТТИ
Программа рассмотрена
на заседании Согласовано «___» сентября 2013
г. Утверждаю
МО учителей
английского языка зам.директора по
ВР «___»сентября 2013
г.
Протокол № от
_________2013 г.
З.Я.Жигалова Директор Л.М.Сураева
Руководитель МО
________С.В.Семака
Программа внеурочной деятельности
«Добро пожаловать в Великобританию»
Направление:
обще-интеллектуальное
Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов в год: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Автор-составитель: Семака С.В.,
учитель английского языка
ТОЛЬЯТТИ
2013
г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Поянительная записка:
формы проведения занятий
цели обучения в 5 классе
2. Учебно-тематический план курса для 5 класса
3.Основное содержание курса для 6
класса
4.Использование проектной деятельности на внеурочных
занятиях по английскому языку.
5.Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная программа по английскому языку для
учащихся пятых и шестых классов составлена на основе:
1.«Внеурочная
деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -
М.: Просвещение, 2011. (стандарты второго поколения)
2.Примерные программы по английскому языку (2008 г.)
Программа
нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного,
социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Основные методы и формы обучения:
Коммуникативная методика обучения английскому языку основа на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. лексику, грамматику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
При обучении английскому языку в 5 классе основными формами работы являются: коллективные, групповые, индивидуальные.
Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
Цели обучения английскому языку
Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку
традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и
массовая работа (выступления, спектакли, и пр.). Ведущей формой организации
занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей –
теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом
возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в
себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной,
литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов
деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно,
чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами,
средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью
мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции
у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
1.Виды деятельности:
игровая
деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение,
литературно-художественная деятельность;
постановка драматических
сценок, спектаклей;
прослушивание песен и
стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение
песен;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение
упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и
результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих
условий:
добровольность участия и
желание проявить себя,
сочетание индивидуальной,
групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей
с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна
содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех
проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная
подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок
и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах,
фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование
методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость,
привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным
языком;
привлечение родителей и
учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с
учащимися более младшего возраста;
2. Общая характеристика программы по английскому
языку.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие
способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких
как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,
саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное
увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в
творческую деятельность, на обеспечение знакомства с историческими фактами,
новыми знаниями для развития интеллекта, приобретение практических навыков
самостоятельной деятельности.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей
школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном
языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним
вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать
собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать
элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение
английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном
языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду
с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта
практического применения английского языка в различном социально - ролевом и
ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного
характера.
Деятельностный
характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на
английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной,
художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами,
изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки,
которые межпредметны по своему содержанию.
В
данной программе большое внимание уделяется обучению школьников
самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды
деятельности.
Цели обучения в 5 классе (внеурочная деятельность):
формирование
умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей
и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении,
аудировании;
развитие
личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и
воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих
ступенях школьного образования;
обеспечение
коммуникативно - психологической адаптации школьников к новому языковому миру
для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании
английского языка как средства общения;
приобщение
к новому социальному опыту с использованием английского языка:
знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны
изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на
английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной
литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к
представителям других стран;
формирование
речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их
общеучебных умений;
развитие
эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с
использованием английского языка;
приобщение
школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском
языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового,
учебного общения.
3. Описание места программы в базисном учебном
плане
Базисный учебный план образовательного учреждения
Российской Федерации является нормативным документом, основанным на
Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования
(ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся,
состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется
учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным
предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения
состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть
плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к
результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты
структурируются в соответствие с основными задачами общего образования,
учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами
понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого
в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта
решения проблем, опыта творческой деятельности».Метапредметные результаты
понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в
сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его
результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты
второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и
личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность
ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных
компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности
школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для
работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции,
обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и
обогащая его.
4. Описание ценностных ориентиров
содержания программы по внеурочной деятельности
Федеральный
компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на
реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели
массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:
развитие
личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;
формирование желания и умения учиться;
воспитание
нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного
отношения к себе и окружающему миру;
освоение
системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов
деятельности;
сохранение
и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом
является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в
значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор
учащихся,
способствует
формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию
учащихся.
Учебно-тематический план курса
(5 класс)
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Часы
аудиторных занятий
теория
|
Часы
внеаудитор-
ных
занятий
практика
|
1
|
Географическое положение
страны изучаемого языка
|
|
|
|
·
Название страны, ее
положение на карте, крупные города
|
2
|
3
|
|
·
Реки, горы,природно
–киматические условия, животные, растения.
|
2
|
4
|
2
|
Политическая система
|
|
|
|
·
Гос.символика
(флаг,гимн)
|
1
|
2
|
|
·
Цвета-символы
|
1
|
2
|
|
·
Официальный язык
|
1
|
2
|
|
·
Денежные единицы
|
1
|
2
|
3
|
Из истории страны
|
|
|
|
·
Самые важные события в
истории страны
|
2
|
3
|
4
|
Достопримечательности.
Культура
|
|
|
|
·
Достопримечательности
столицы и страны в целом
|
1
|
6
|
|
·
Особенности жизни
сверстников страны изучаемого языка ( школьная жизнь, любимые занятия и
увлечения, книги, спорт)
|
1
|
6
|
5.
|
Известные люди Англии
|
|
|
|
Известные ученые
|
1
|
3
|
|
Писатели Англии
|
1
|
4
|
6.
|
Праздники, отмечаемые в
стране, традиции и обычаи
|
2
|
6
|
7.
|
Детские подвижные
игры
|
1
|
3
|
8
|
Детские
английские песни
|
1
|
4
|
|
Итого:
|
18
|
50
|
|
Всего
|
68
|
Основное содержание курса для 6 класса
Виды речевой
деятельности.
Говорение.
Диалогическая речь.
·
диалог
этикетного характера :начинать, поддерживать и заканчивать разговор;
поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность;
вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;
·
диалог-расспрос:
запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда?
С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
·
диалог-побуждение
к действию: приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться
принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие
принять его; обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить;
давать совет и принимать/не принимать его;
·
диалог-обмен
мнениями: выражать точку зрения и соглашаться/не соглашаться с ней; ысказывать
одобрение/неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых
событий.
Монологическая речь.
·
кратко
высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи,
как описание/характеристика, повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные
суждения;
·
передавать
содержание, основную идею прочитанного с опорой на текст;
·
делать
сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
выражать и аргументировать свое отношение к
прочитанному.
Аудирование.
Восприятие на слух
и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их
содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.
Формирование
умений:
·
выделять
основную информацию и воспринимаемом на слух тексте;
·
выбирать
главные факты, опуская второстепенные;
·
выборочно
понимать необходимую информацию текстов с опорой на языковую догадку, контекст;
·
игнорировать
неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.
Чтение.
·
Чтение
и понимание текстов с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости
от вида чтения):с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным
пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Использование словаря независимо от вида чтения.
·
Чтение
с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах,
отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Формирование умений:
o определять тему,
содержание текста по заголовку;
o выделять основную
мысль;
o выбирать главные
факты из текста, опуская второстепенные;
o устанавливать
логическую последовательность основных фактов текста.
·
Чтение
с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов
разных жанров. Формирование умений:
o полно и точно
понимать содержание текста на основе его ин формационной переработки (раскрытие
значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
o оценивать
полученную информацию, выражать свое мнение;
·
Чтение
с выборочным пониманием нужной или интересующей информации: умение просмотреть
текст и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для
учащихся.
Письменная речь.
Развитие умений:
·
делать
выписки из текста;
·
писать
короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
·
заполнять
формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
·
писать
личное письмо по образцу (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то
же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных
в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране
изучаемого
Орфография.
Правила чтения и
орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического
материала.
Произносительная сторона речи.
Навыки адекватного
произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдения
ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки
произношения различных типов предложений.
Социокультурные знания и умения.
Школьники учатся
осуществлять меж личностное и межкультурное общение, применяя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого
языка, полученные на уроках английского языка и в процессе изучения других
предметов (знания меж предметного характера).
Учащиеся овладевают
знаниями:
·
о
значении английского языка в современном мире;
·
о
наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении
учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные
национальные праздники, этикетные особенности посещения гостей, сферы
обслуживания);
·
о
социокультурном портрете стран (говорящих на изучаемом языке) и культурном
наследии стран изучаемого языка;
·
о
речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках
изучаемых предметов речи.
Предусматривается
также овладение умениями:
·
представлять
родную страну и культуру на английском языке;
·
оказывать
помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
Языковые знания и навыки.
Графика и
орфография.
Знание правил
чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки
их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи.
·
Навыки
адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на
смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах
предложений.
·
Дальнейшее
совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к
новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи.
Навыки
распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации
в рамках тематики 5 класса, наиболее распространенных устойчивых
словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных
для культуры страны изучаемого языка; ряд способов словообразования:
аффиксации, словосложения, конверсии.
Грамматическая сторона речи.
Школьники учатся
употреблять в речи и распознавать:
·
нераспространенные
и распространенные простые предложения;
·
прямой
и обратный порядок слов;
·
конструкция
used to;
·
глаголы
Past Continuous;
·
глаголы
страдательного залога;
·
модальные глаголы can, could, may,
must, should;
·
модальные конструкции have to, be able
to;
·
косвенная
речь;
·
существительные
в различных падежах, артикли, местоимения, степени сравнения прилагательных;
·
артикли:
определенный и нулевой артикли с названиями планет, сторон света, океанов,
морей, рек, каналов, горных цепей и вершин, государств, городов, улиц и
площадей; с названиями национальностей и языков; исторических
достопримечательностей; с именами собственными :
·
существительные
в функции прилагательного (например, art gallery);
·
некоторые
фразовые глаголы (например, take care of, look for);
·
причастия для образования Present
Continuous Active и Present Perfect Active;
·
возвратные
местоимения (myself, yourself etc.)
·
наречия,
образованные с помощью суффикса –ly; наречия, совпадающие по форме с прилагательными
(fast, long, high); степени сравнения наречий включая исключения; место наречия
в предложении;
·
союзы: or, if, that,
because, than;
·
числительные:
большие количественные числительные (100 – 100 000 000), даты;
·
междометия:
Oh! Well!
·
предлоги
места, времени, направления;
·
простые
распространенные предложения с несколькими обстоятельствами в определенном
порядке;
·
специальные вопросы с How (How
long\far, high, many, much, old,…?);
·
альтернативные
вопросы;
·
разделительные вопросы с глаголами в Present, Past,
Future Simple, Present Continuous, Present Perfect;
·
восклицательные
предложения для выражения эмоций: How nice of you!
·
некоторые
формы безличных предложений;
·
сложносочиненные
предложения;
·
сложноподчиненные
предложения с придаточными причины с союзом because.
Учащиеся должны
распознавать по формальным признакам и понимать значение:
·
слов,
словосочетаний с формами на –ing без различения их функций;
·
условные
предложения нереального характера (Cоnditional);
·
глаголов
в пассивном залоге в Present и Past Simple.
Учащиеся,
занимающиеся по данной программе могут:
Знать/понимать:
·
основные
значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы
словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
·
особенности
структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных
коммуникативных типов предложений;
·
признаки
изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов (Present, Past,
Future Simple; Present Continuous; Present Perfect действительного залога),
модальных глаголов (can, could, may, must, should), артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных,
предлогов);
·
основные
нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная
лексика), принятые в стране изучаемого языка;
·
роль
владения английским языком в современном мире; особенности образа жизни, быта,
культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности,
выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру);
·
сходства
и различия в традициях своей страны и страны изучаемого языка;
Уметь:
В области
аудирования:
·
понимать
основное содержание коротких , несложных аутентичных текстов и выделять
значимую информацию;
·
понимать
основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение\рассказ);
·
уметь
определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
·
использовать
переспрос, просьбу;
·
начинать,
вести\поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
В области
говорения:
·
расспрашивать
собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием\отказом, опираясь на изученную
тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
·
рассказывать
о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать
краткие сведения о своем городе, своей стране и стране изучаемого языка;
·
делать
краткие сообщения, описывать события\явления (в рамках изученных тем),
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного,
выражать свое отношение к прочитанному\услышанному, давать краткую
характеристику персонажей;
·
использовать
перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
·
ориентироваться
в иноязычном тексте;
В области чтения:
·
читать
аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
·
читать
несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием,
используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку,
анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое
мнение;
·
читать
текст с выборочным пониманием нужной или интересующей
информации;
·
заполнять
простые анкеты;
В области письма и
письменной речи:
·
писать
поздравления, личные письма с опорой на образец;
·
расспрашивать
адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу,
употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и
письменного общения с носителями английского языка, установления в доступных
пределах межличностных и межкультурных контактов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ
ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Составление мини-проектов на
внеучрочных занятиях предполагает использование сети Интернет на
подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал,
фотографии. В рамках программного материала проектная методика может
использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может
проводиться с учетом практической значимости для школьника. Использование
информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет школьникам
практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из
форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой
успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая
повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего
процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения.
Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи. Такой метод
открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми
разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов.
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для
формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные
возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг
Интернета в процессе проектной деятельности. Такая форма работы, как проект уже давно применяется и на уроках
английского языка.
Положительные
стороны этого вида работы:
Повышение
общей мотивации учащихся. Проекты
– личностно-ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о своих
увлечениях, изучают интересные для себя темы. Драматизация - один из видов
проекта. Драматизация может быть использована в рамках урока, на
повторительно-обобщающих занятиях, на уроках домашнего чтения и развития речи,
во внеклассной работе. Инсценировки помогают закрепить и расширить изученную
лексику, ненавязчиво и без монотонности отработать грамматический материал.
Практика показывает, что в условиях эмоционального подъема, репетиций,
праздника, публичного выступления фонетические, грамматические и лексические
умения и навыки усваиваются очень быстро и прочно, используются более
осознанно.
Положительным
аспектом этого вида учебной деятельности является и то, что в этой работе могут
активно участвовать все ученики, независимо от уровня их владения языком роль
найдется каждому. Участие в подобных мероприятиях очень важно для ученика,
несет ему положительный эмоциональный опыт, позволяет развить свои творческие
способности, реализовать себя как личность, принадлежащую к определенной социокульурной
общности, с одной стороны, а с другой стороны, -воспитывает в нем интерес и
уважение к культуре страны изучаемого языка.
Учебно-тематический план курса
(6 класс)
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Часы
аудиторных занятий
теория
|
Часы
внеаудитор-
ных
занятий
практика
|
1
|
Географическое положение
страны изучаемого языка
|
|
|
|
·
Название страны, ее
положение на карте, крупные города
|
2
|
3
|
|
·
Реки, горы,природно
–киматические условия, животные, растения.
|
2
|
4
|
2
|
Политическая система
|
|
|
|
·
Гос.символика (флаг,гимн)
|
1
|
2
|
|
·
Цвета-символы
|
1
|
2
|
|
·
Официальный язык
|
1
|
2
|
|
·
Денежные единицы
|
1
|
2
|
3
|
Из истории страны
|
|
|
|
·
Самые важные события в
истории страны
|
2
|
3
|
4
|
Достопримечательности.
Культура
|
|
|
|
·
Достопримечательности
столицы и страны в целом
|
1
|
6
|
|
·
Особенности жизни сверстников
страны изучаемого языка ( школьная жизнь, любимые занятия и увлечения, книги,
спорт)
|
1
|
6
|
5.
|
Известные люди Англии
|
|
|
|
Известные ученые
|
1
|
3
|
|
Писатели Англии
|
1
|
4
|
6.
|
Праздники, отмечаемые в
стране, традиции и обычаи
|
2
|
6
|
7.
|
Детские
подвижные игры
|
1
|
3
|
8
|
Детские
английские песни
|
1
|
4
|
|
Итого:
|
18
|
50
|
|
Всего
|
68
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Праздники — это часть культуры любой страны. Для
того, чтобы лучше понять другой народ, недостаточно знать только язык этого
народа, очень важно познакомиться с его историей и культурой. Великобритания и
её обитатели – прежде всего островитяне. Один только этот факт отличает их от
большинства народов Европы. Всем знакомы стереотипы, связанные с менталитетом англичан.
В этом отношении существует две важные черты: во-первых, сохранение знаменитых
на весь мир английских традиций; во-вторых, современное отношение к знакомым
всем классическим праздничным канонам самих британцев сегодня.
Первая черта относится скорее к людям пожилого возраста и
старшего поколения, и преимущественно к жителям провинции.
Вторая черта связана с тем, что многие могут узнать о традициях праздников в
Великобритании многое и, попав в Англию, удивиться, насколько по иному видится
отношение самих англичан, особенно молодёжи к праздникам. Кроме
Пасхи, Рождества и Нового года, все праздники в Англии приходятся строго на
понедельник.
St. Andrew"s Day – День Св.Эндрю
(30 ноября)
Это - День покровителя Шотландии. Суровость и упрямство
шотландского характера как нельзя лучше и наглядней выражается в эмблеме
национального флага Шотландии – чертополохе. Существует легенда, восходящая ко
временам набегов викингов на Шотландию.
Так, в IX в. викинги высадились на восточном побережье
Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои
боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй. Они прибыли к вечеру и разбили
лагерь, расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать до
следующего дня. Однако викинги были рядом. Не обнаружив охраны и часовых вокруг
лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй с намерением внезапно захватить скоттов и
зарезать их во сне. С этой целью они разулись, чтобы как можно меньше
производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил
на чертополох. От внезапной и острой боли он вскрикнул. Услышав крик, скотты
подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были отступить, а чертополох, в
знак признательности за своевременную и нежданную помощь, скотты выбрали в
качестве своей национальной эмблемы.
Hallowe"en (Hallows Evening) – Хеллоуин
(31 октября)
Говорят, Хэллоуину не менее двух тысяч лет. В VII веке
Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября - День Всех Святых, желая отвлечь
английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем Душ – когда
поминали всех умерших. Однако традиции сохранились в народной памяти, и
победить их до конце так и не удалось. Хэллоуин имел огромное значение, в это
время с помощью ритуалов прощались со старым, плохим, ненужным и встречали
новое. Древние англичане в дар богам природы приносили яблоки, осенние овощи,
цветы, оставляли их под деревьями или зарывали в землю с просьбой о помощи и
поддержке. Ночью 31 октября было принято выставлять тарелку с фруктами на улицу
- для мертвых душ, чтобы те могли прийти на помощь живым. В День всех святых родилась игра «Угощай или пожалеешь»,
популярная и в наши дни. Заключается она в том, чтобы «откупиться» сладостями
от детей, которые настойчиво стучат в дверь. В случае отказа весьма велика
вероятность обнаружить ручки дверей полностью вымазанными сажей… Кроме того,
появилась традиция вырезать на картофелинах или репках страшные рожицы и
помещать внутрь свечи — получался своеобразный фонарь. Легенда гласит, что его
изобрел скупой и хитрый ирландский кузнец по имени Джек. Он сумел два раза
обмануть Дьявола и получил от него обещание не покушаться на собственную душу.
Однако за свою греховную мирскую жизнь ирландец не был допущен и в Рай. В
ожидании Судного дня Джек должен был бродить по Земле, освещая себе путь
кусочком угля, защищенным от дождя обыкновенной тыквой. Отсюда и название
фонаря — Jack-o-lanterns.
Guy Fawkes’ Day - День Гая Фокса (5
ноября)
5 ноября 1605 года кучка заговорщиков пыталась взорвать
здание парламента вместе с правительством, королем Джеймсом I, королевой и их
сыном. Гай Фокс и его приятели были недовольны отношением короля к католикам и
надеялись, что английские католики смогут захватить власть в стране, если они
убьют членов правительства и королевской семьи. Заговорщики арендовали подвал
под зданием парламента, и за несколько дней до открытия парламента Гай спрятал
в подвале двадцать бочек с порохом.
Но замыслу не суждено было осуществиться. Один из
заговорщиков предупредил своего родственника, лорда Монтигла, чтобы тот не
приходил в парламент в этот день. Добропорядочный лорд не захотел спасать
только свою жизнь. Вскоре Гая Фокса схватили. 5 ноября остался днем
воспоминаний об этом событии.
Таким образом, на протяжении четырехсот лет 5 ноября в
Британии устраивается ночь костров, чтобы отметить неудавшуюся попытку взрыва
здания парламента в Лондоне. За несколько дней до праздника дети делают чучело
Гая в натуральную величину и носят его по улицам. Все это время они выкрикивают
что-то вроде "Мелочь для Гая!". Конечно, все деньги ребятня оставляет
себе. Вечером же делают большие костры, на которых чучела сжигаются, запускают
фейерверки и даже пекут картошку и каштаны на углях костра.
Christmas - Рождество
(24-25 декабря)
Британцам трудно представить Рождество в Лондоне без
уличной иллюминации в виде короны Её Величества. Праздничный город
преображается: надевает гирлянды огней и вмещает в себя целый лес ёлок, главную
из которых – ель на Трафальгарской площади – ежегодно привозят сюда из Норвегии
в подарок. Так норвежцы выражают свою благодарность Великобритании за спасение
членов Норвежской королевской семьи во время второй мировой войны. Самый
знаменитый в Британии предновогодний базар проходит в легендарном городке
Линкольне, который расположен к северу от Лондона, на полпути между Йорком и
Кембриджем. Линкольн – основанный римлянами город с двухтысячелетней историей.
Старейший в Англии норманнский замок середины XI века, древний собор и
епископский дворец XII века как нельзя лучше оттеняют великолепный уличный
рынок в стиле Викторианской эпохи. Пронзительный зимний ветер будет вам нипочём
– всегда можно согреться кружечкой классического английского горячего пунша или
крепкого грога. По традиции, в начале декабря в Линкольне проходит
Рождественский базар. Жители Англии и Уэльса считают Рождество более важным
праздником, чем Новый год, в то время как шотландцы празднуют его довольно
серьезно и уныло, сохраняя весь праздничный пыл для новогоднего вечера. На
рождественский вечер 25 декабря собирается, как правило, вся семья.
Рождественский обед включает такие традиционные блюда как фаршированная индейка
у англичан или жареный гусь в Уэльсе и Ирландии. А также непременный
плум-пуддинг - очень плотный торт с сухофруктами, приготовленный на пару. Перед
подачей на стол он обливается коньяком и поджигается. Подарки британцы
открывают утром 25 декабря, обязательно в присутствии всей семьи. Кстати обычай
вешать носки для подарков пришел из Англии. Есть легенда о том, что Санта Клаус
однажды уронил несколько золотых монет, когда спускался вниз по дымоходу.
Монеты попали в носок, повешенный для просушки. С тех пор дети вешают носки на
камин в надежде найти их полными подарков. Письма Санте не отправляют по почте,
а сжигают. В Британии считается, что Санта Клаус читает пожелания детей по
дыму.Дом британцы украшают хвойными ветками и лесными ягодами. Эта традиция
соблюдалась задолго до крещения Англии. Ветки и ягоды приносили в дом, чтобы
разогнать зимнее уныние и напомнить, что весна уже не за горами. Есть у
англичан озорной обычай, сохранившийся еще с языческих времен. Над головой,
где-нибудь в дверном проеме, вывешиваются веточки омелы. Если под ними
встретились мужчина и женщина, то по традиции они обязательно должны
поцеловаться. В Сочельник дети оставляют пироги с мясом и бренди для Санта
Клауса и морковь для оленей. По традиции к праздничному обеду, кроме всего
прочего, подаются рождественские крекеры. Когда их разламывают, оттуда выпадает
праздничный бумажный головной убор в форме короны, игрушка или подарок,
праздничная шутка.
Рождественскую
ель в Англии стали украшать после 1841 года, когда принц Альберт приказал
принести и украсить елку в Виндзорском замке для его жены Виктории и их детей.
А с XIX в. вошло в обычай обмениваться поздравительными открытками. В 1843 году
англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров
открытки были тогда проданы в Лондоне.
Boxing Day - День
подарка (26 декабря)
Второй
день рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. По традиции в
этот день в церквях открывали коробки с пожертвованиями, и их содержимое
раздавалось бедным. Раньше в этот день слуг отпускали домой на праздничный обед
с семьей. По сути своей, праздник является добавочным выходным после Рождества.
В средние века в сельских местностях Англии в день св. Стефана пускали кровь
домашним животным. Верили, что такое средство хорошо действует на здоровье
животных и сохраняет их силу во время тяжелых работ. Раньше некоторые старые
люди в этот день пускали сами себе кровь, чтобы сохранить здоровье на весь год.
Вплоть до конца XIX в в некоторых областях Уэльса в этот день мужчины большими
связками колючего падуба хлестали обнаженные руки и ноги женщин - до тех пор,
пока не появлялась кровь. В Монтгомершире же связками падуба били того, кто в
этот день вставал последним.
Новый год (1 января)
Новый год в Англии отмечают без подарков и не обязательно в
кругу семьи. Традиционных блюд для этого торжества нет. Обычно английские
хозяйки готовят яблочный пирог. В Шотландии встреча Нового года считается более
важным праздником, чем Рождество. Новый год по-Шотландски – это, в первую
очередь, генеральная уборка. Ни одно дело не должно остаться незавершенным:
часы заводят, носки штопают, все дырки зашивают. С первым ударом часов глава
дома настежь распахивает дверь и держит ее до последнего удара, так он выпускает
старый год из дома, а новый впускает.
Также в Шотландии считается, что первый человек, который
зайдет в дом после наступления Нового года, значительно повлияет на финансовое
состояние. В зависимости от региона, удачу приносит светловолосый или темноволосый
чужак. В Англии удачу приносит человек, принесший в дом кусок угля и стакан
чистой воды.
В Великобритании большое распространение имеет обычай
"Впускания Нового года". В Хердфордшире обычай впуска Нового года
заключается в том, что когда часы начинают бить 12, открывают заднюю дверь
дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю
дверь, впуская Новый год.
Первый день нового года для англичан - рубеж между недавним
прошлым и таинственным будущим. С этим днем было связано много примет, поверий
и гаданий. Дождь в утро Нового года предвещает плохой, неурожайный год.
Пытались также определить, каков будет урожай, по очертанию облаков. Шотландцы
в канун Нового года гадали и о судьбе семьи. Для этого вечером перед сном покрывали
горящий торф золой, а утром старались увидеть на ней знак, напоминающий
отпечаток человеческой ноги: если носок у следа повернут к двери, значит, число
членов семьи в этом году уменьшится, если от двери - увеличится. Нет отпечатка
на золе, не будет никаких изменений.
1 января, с началом нового года, британцы всегда принимают
какие–то важные решения, которые должны улучшить их жизнь (бросить курить,
заняться спортом и другие)
День святого Валентина 14 февраля
14 февраля мы отмечаем День Святого
Валентина — День Влюбленных. В этот праздник, отмечаемый в десятках стран
мира, принято дарить близким людям подарки и писать им специальные открытки.
Трудно поверить, но еще 100 лет назад Валентинов День был исключительно
британским праздником, распространенным в Соединенном Королевстве и нескольких
странах британской культуры - США, Австралии, Новой Зеландии.Традиция
чествования Святого Валентина уходит своими корнями во времена Древнего Рима.
При этом истории известны трое святых, носивших имя Валентин. Соответственно, и
легенд об истории праздника тоже три.
Первая легенда отправляет нас к событиям III века нашей эры. Римский император
Клавдий II, мечтавший о славе Александра Великого и Юлия Цезаря, вознамерился
создать сильнейшую армию в мире. Он лично проводил тренировки своих легионеров
и составлял для них устав. Одним из пунктов армейского устава Клавдия был
запрет на женитьбу. Император считал, что настоящий солдат не должен отягощать
себя никакими заботами и мыслями, кроме войны. Но люди есть люди, солдаты часто
нарушали запрет и женились тайком. Христианский священник Валентин им в этом
помогал, обвенчав сотни легионеров.
Когда Валентина разоблачили, Клавдий
пришел в ярость и приказал казнить отважного духовника, канонизированного после
смерти.
Согласно второй легенде, Валентин был
заключенным, полюбившим прекрасную дочь тюремщика, которая его навещала. Перед
смертью узник написал ей любовное письмо, подписанное: "Твой
Валентин". Поэтому открытки-"валентинки", посылаемые девушками "в
ответ" своим ухажерам, в Великобритании принято подписывать словами :
"Будь моим Валентином".Одни историки считают, что Валентин был
казнен, другие — что он умер в заточении от болезни. Никто не знает, был ли
день 14 февраля днем его рождении или гибели…
Третья легенда — по сути своей
исторична и достоверна. У римлян существовала языческая традиция в середине
февраля, то есть именно 14-ого числа, проводить "лотерею любви". Они
считали, что весеннее обновление жизни начинается в середине последнего месяца
зимы. При проведении лотереи использовались небольшие записки, которыми
обменивались симпатизировавшие друг другу люди. Нередко, лотерея заканчивалась
свадьбами. В 496 году, Папа Римский Геласий издал специальную буллу,
установившую День Святого Валентина в качестве официального религиозным
праздником. В средневековой Англии был возрожден римский обычай выбирать себе
"Валентину". Несколько молодых людей собирались вместе, писали на
кусочках пергамента имена девушек, складывали их в шапку и тянул и жребий. Та
девушка, имя которой выпадало юноше, на целый год становилась его
"Валентиной", а он её "Валентином". "Валентин"
слагал своей девушке сонеты, играл ей на лютне, повсюду сопровождал, словом,
вёл себя, как настоящий рыцарь. В Уэльсе вырезали деревянные "ложки
любви" и дарили их любимым 14-го февраля. Ложки украшались сердечками,
ключами и замочными скважинами, что означало "ты нашел путь к моему
сердцу". В XVII веке День Святого Валентина стали отмечать дворяне всей
Британии. В середине XVIII века праздник получил признание во всех социальных
слоях, и даже нищие находили возможность обменяться с друзьями и любимыми
небольшими подарками или записками.
Сегодня, самая старая "валентинка" в мире,
написанная еще в те самые "римские времена", занимает почетное
место среди экспонатов Британского
музея. Здесь же хранится и самый древний из дошедших до нас стихов,
посвященных Дню Святого Валентина. Его написал в 1415 году
Шарль, граф Орлеанский, узник лондонского Тауэра, для своей жены. Первые печатные "валентинки"
появились много позже — в конце XVIII века их начали печатать в Англии.
Очень скоро, печать поздравительных открыток, посвященных Дню Святого
Валентина, стала настоящей индустрией. В наши дни к 14 февраля по всему миру
продают около 2 миллиардов "валентинок". Большее количество
поздравительных открыток продается только в канун Нового года и Рождества.
В 1835 году Папа Григорий XVI отдал
простому ирландскому священнику Джону Спретту в награду за праведный образ
жизни урну, в которой, как говорят, находится прах Святого Валентина. Этот
подарок Понтифика и в наши дни ежегодно — 14 февраля — выставляют на
обозрение в дублинской церкви Уайтфриар.
Подростки сочиняют трогательные признания и посылают своим возлюбленным, в
качестве адресата указывают "моему Валентину" или "моей
Валентине". Поскольку англичане — народ традиций, то после получения друг
от друга признаний, на одежду прикрепляется какой-нибудь знак с именем возлюбленного.
Бывает и так, что взамен "валентинки" даритель получает яблоко —
символ любви и красоты.Девушки и юноши Англии верят в гадания на День Святого
Валентина. Например, незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца,
становятся возле окна и смотрят на проходящих мужчин. Согласно поверью, первый
мужчина, которого они увидят, и есть суженый. В Дербшире (одном из графств
центральной Англии) девушки от 3 до 12 раз обходят церковь в полночь, повторяя
определенные стихи. И после этой нехитрой процедуры, считается, к ним должна
прийти настоящая любовь. Кроме того, незамужние английские девушки обязательно
в этот день кидают в реку или пруд свернутые клочки бумаги с написанными на них
мужскими именами. Имя, которое всплывет первым, будет носить будущий жених
St. Patrick"s
Day - День святого Патрика (17 марта)
Это
День покровителя Ирландии. Святой Патрик, по преданию, принёс христианство на
языческий остров и изгнал всех змей. В отличие от жителей других стран
Объединенного Королевства, ирландцы очень активно отмечают день Святого
Патрика. Яркие шествия, парады и гулянья людей, переодетых в зелёное
(национальный цвет Ирландии) заметны всюду, где проживают ирландцы. В петлицу в
этот день вдевают клевер, символ Ирландии и удачи.
День матери – 26
марта
Этот праздник похож на 8 Марта в
России. Его корни уходят в викторианские времена, когда дети в довольно раннем
возрасте работали вдали от дома, а деньги, заработанные ими, пересылались в
семейный бюджет. Международный женский день, который был учрежден в 1910 году
Кларой Цеткин, а с 1975 года отмечается по решению ООН, выходным днем в
Великобритании не является. Однако, по традиции, в этот день проходит целый ряд
мероприятий в защиту прав женщин. Альтернативой 8 Марта служит День матери,
который отмечается в воскресенье за три недели до Пасхи. В этот день принято
поздравлять матерей и жен, дарить им цветы и подарки. В самом начале 17 века в
Англии в четвертое воскресенье поста люди стали праздновать Воскресенье матери
(Mothering Sunday). Это был праздник всех матерей Англии. По мере
распространения христианства в Европе, это воскресенье стало праздником Матери
Церкви — духовной силы, дающей жизнь и защищающей от зла. Со временем церковный
праздник слился воедино с праздником светским. Так как это было время богатых
аристократов и огромных особняков, большая часть прислуги работала и жила в
домах своих хозяев. В Воскресенье матери все слуги получали выходной, они
возвращались в свои семьи, чтобы провести этот день со своими матерями.
Праздничную атмосферу этому дню придавал специальный торт, называемый
"материнский торт". В этот день полагалось навещать матерей и
приносить им в подарок такой торт в обмен на материнское благословение. В наши
дни День матери проходит довольно спокойно. Женщины отдыхают, а их мужчины
занимаются работой по дому и готовят ужин. Традиционно в этот день принято
подавать торт симнель , украшенный 12 шариками марципана. Традиция 12 шариков
началась в еще дохристианские времена, они символизируют 12 знаков зодиака.
Название этого торта связано с латинским названием муки тонкого помола
(simila). Такие торты и пирожные пеклись и продавались в Англии по воскресеньям
во время Великого поста. Иногда мужья выводят в этот день своих жен в
рестораны, чтобы отметить событие. Дети дарят цветы, открытки и другие подарки
мамам. Поздравить свою маму надо обязательно, и в какой бы части света ни
находились в этот день дочери и сыновья, они позвонят своим единственным и
родным, отправят им открытку или письмо.
Масленица (март)
Масленица
в Британии отмечается менее пышно, чем в других странах Европы. Дело в том, что
в период средневековья, в XIV-XVI вв., она была распространена повсеместно и
отмечалась шумным весельем, различного рода состязаниями и традиционным
масленичным блюдом - блинами. Но Реформация заглушила этот праздник: постепенно
сужались сроки его празднования, связанные с ним обычаи были перенесены на
другие народные праздники, и с XIX в. по существу празднование масленицы
ограничивается лишь одним днем, хотя этот день и сейчас остается одним из самых
любимых народных праздников - это "исповедальный вторник". В этот
день популярны различного рода состязания, борьба, кулачные бои. Самым
популярным мужским состязанием по сей день остается футбол, который раньше был
не просто развлечением, но и важным религиозным ритуалом. В него играло даже
духовенство и внутри религиозных зданий. Соревновались в комплексе масленичных
забав и женщины. Так, в г.Олнее (Букенгемшир) до сих пор собирают множество
зрителей ежегодные соревнования в беге женщин с блинами. Состязание начинается
по звону блинного колокола в 11 час. 55 мин. Каждая женщина бежит с горячей
сковородкой и блином на ней. Выработаны особые правила таких состязаний:
во-первых, участницы не должны быть моложе 18 лет; во-вторых, женщины должны
быть в фартуке и платке на голове; в-третьих, во время бега нужно подбросить и
поймать блин не менее трех раз - на страте, во время бега и на финише. Первая
из женщин, которая передает свой блин стоящему у церковной двери звонарю,
получает от него традиционный поцелуй и считается чемпионкой блинных гонок на
данный год.
Пасха
Пасха — христианский праздник в честь
воскресения Христа, отмечаемый католической церковью в первое полнолунное
воскресение после весеннего равноденствия между 22 Марта и 25 Апреля. В это время
в Великобритании появляются тюльпаны, крокусы и нарциссы. Школы закрываются на
2 недели. Изначально Пасха (Easter) была языческим праздником в честь богини
рассвета и весны, Eastre. Пасха была праздником оживления природы после зимы.
Во втором веке миссионеры, исповедовавшие христианство, пытались обратить
язычников в христианство. Они делали это постепенно, позволяя язычникам
праздновать свой праздник на христианский манер. Языческий праздник Eastre
проходил в то же время, что и христианский праздник в честь воскресения Христа.
Постепенно языческий праздник уступил место христианскому. Пасхе предшествует
вербное воскресенье (Palm Sunday), начало страстной недели во многих церквях.
Вербное Воскресенье символизирует прибытие Христа в Иерусалим, когда он был
встречен своими сторонниками, размахивавшими ветвями вербы.В Великий четверг в
Англии принято подавать милостыню. Ее раздает и королева. Золотую монету в
подарок получают ровно столько людей, сколько лет августейшей особе.
Страстная Пятница (Good Friday) — это
последняя пятница перед Пасхой. В этот день у британцев принято угощать друг
друга hot cross buns — сладкими рулетами с изюмом, помеченными крестом. Их едят
как тосты с маслом.
Пасхальные яйца дарят друг другу на
Вербное воскресенье. Пасхальное яйцо — символ новой жизни. Традиция с
пасхальными яйцами, возможно, возникла в то время, когда церковь запрещала
употреблять их в пищу во время Великого Поста, 40 дней предшествовавшие Пасхе.
Но обычай красить яйца был положен античными египтянами и персами, которые
делали это во время своего весеннего праздника. Однако сегодня в Великобритании
распространена другая традиция с пасхальными яйцами — дарить друзьям и
родственникам не настоящие яйца, а шоколадные, внутри которых карамель или
какие-то другие сладости, а также различные сувениры в виде пасхальных яиц.В
день Пасхи на рассвете в церквях проходят религиозные службы. В католических
храмах проходят концерты органной музыки. В этот день принято надевать новую
одежду, что символизирует конец сезона плохой погоды и наступление весны.
Пасхальные корзины (Easter baskets), наполненные яйцами, хлебом и другой едой,
берут с собой на пасхальную службу, чтобы освятить в церкви. В Пасхальный
понедельник принято дарить детям на улицах конфеты и игрушки. В Британии распространены
и традиционные игры на Пасху. Взрослые прячут яйца, а дети, проснувшись утром,
занимаются поисками. Того, кто найдет наибольшее количество, ждет приз.
Проводятся катания пасхальных яиц на открытом воздухе, на склоне, покрытом
травой. Их цель — не разбив яйцо, катнуть его дальше всех. В некоторых местах
существует традиция играть на Пасху в футбол, где вместо мяча используется
маленький деревянный бочонок, наполненный элем. Эль выпивается, когда
заканчивается игра. На Пасху по всей Великобритании проходят увеселительные
мероприятия и игры на открытом воздухе. Первый день Светлой недели в разных
городах страны празднуют по-разному. В некоторых графствах популярны танцы в
костюмах героев легенды о Робин Гуде, раздача еды, борьба за пирог с крольчатиной,
подбрасывание в воздух представителей противоположного пола. На воскресный обед
собирается вся семья. Часто запекают барашка со множеством овощей, готовят или
покупают пасхальный торт (simnel cake). Еще один символ Пасхи — пасхальный
заяц (кролик). Он пришёл из языческих праздников, посвящённых плодородию и
весне. Впервые упомянут в письменных источниках Германии XVI века, хотя был
известен и ранее. По поверьям, кролик оставляет в подарок хорошим детям гнездо
с разноцветными яйцами. Дети сами делали заветное гнездо в тайном месте, часто
из своих шляп. Корзинка, как символ, появилась позже.
April Fool"s Day - День Дурака (1 апреля)
Начало
традиции празднования апрельского Дня Дурака было положено в 1582
г. во Франции и связано с праздником Нового Года. Тогда Новый год отмечался в
течение восьми дней, начиная с 25 Марта и заканчивая 1 Апреля. После ввода в
действие Григорианского календаря 1 Апреля стало 1 Января. В те далекие времена
новости распространялись очень медленно, а некоторые не получали новостей по
несколько лет. Также встречались случаи, когда люди отказывались принимать
новый календарь и продолжали праздновать Новый Год 1 Апреля. Их называли
дураками и разыгрывали кто как может. Затем это превратилось в традицию. В
Шотландии этот день называют Днем Кукушки. Обычные розыгрыши для Дня Дурака -
сказать "у тебя шнурки развязаны", перевести стрелки часов. Все
заканчивается тем, что жертве говорят "апрельский дурак"
(April"s Fool). В этот день не принято посылать веселые открытки и дарить
подарки. Как правило, это какие-то небольшие спешные сувенирчики. Обычно шутки
разыгрывают на друзьях и знакомых. Даже средства массовой информации принимают
участие в розыгрышах. Но есть одна специфическая черта: время розыгрышей
ограничено – только до 12 часов дня.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.