Главная / Начальные классы / Программа по внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ковернинского муниципального района

Нижегородской области «Каменская основная образовательная школа»


Принята на педсовете Утвержено приказом № Протокол № 1 от 02.09.11 МБОУ «Каменская основная школа» от 02.09.11





Программа творческого объединения

по внеурочной деятельности

(проектная деятельность)

«Что? Где? Когда?»


Возраст детей -6 -10 лет

Срок реализации -4 года


Составитель: учитель начальных классов

Капелина Любовь Леонидовна


д.Каменное

2011г.


Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………..3

Содержание………………………………………………………. 6

Методическое обеспечение………………………………………9

Литература ……………………………………………………….14

Календарно- тематическое планирование……………………...15

Приложения























Пояснительная записка


В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность

При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1) направлены на достижение конкретных целей, 2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий, 3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом,4) в определенной степени неповторимы и уникальны. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.

Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Цель:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.




Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор,систематизация, хранение, использование).

Сроки реализации программы «Что? Где? Когда?» составляют 4 года по 1 часу в неделю.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, на природе, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.









СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

          При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Мультимедийное оборудование, справочники, ресурсы школьной библиотеки, интернет

Проекты отличаются друг от друга:

поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей:

индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

- набором и иерархией ролей;

- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

- необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.



Примерные критерии оценок проектной деятельности:


1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.


  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники», «Моя родословная».

  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

  1. Основные источники получения информации.

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  1. Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов

Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

  1. Оформление работы. Подготовка доклада.

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: « Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама», «Наш класс», «Мы за здоровый образ жизни».

  1. Тематические учебные исследования.

  1. Проект «Живая азбука»

  2. Проект «Моя родословная»

  3. Творческая лаборатория «Завтрак в моей семье»

  4. Исследование «Тайна моего имени»

  5. «Занимательная игротека»

  6. Сборник пословиц и поговорок

  7. Проект «История моей малой родины»

  8. Поект «Россия- Родина моя»

  9. Исследование « Летопись моей семьи»

  10. Проект «Мы за ЗОЖ!»











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

  6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  8. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/


Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»







Календарно-тематическое планирование

1 класс

Дата


Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика


1 этап

1. Проект? Проект!


+



1ч.



2. Как выбрать тему проекта? Как задавать вопросы?


+


0,5ч.

1,5ч.


3. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)



+


2ч.


4. Наблюдение как способ выявления проблем.

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

+

+

0,5ч.

1,5ч.


7. Выдвижение идеи (мозговой штурм);

Постановка вопроса (поиск гипотезы);


+


0,5ч.

1,5ч.


8. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей


+


+


2ч.


9. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек;.



+



0,5ч.


2,5ч.


Проект «Живая азбука»

+


0,5

6,5 ч


18. Проект «Моя родословная»


+

+


1ч.


3ч.


19. Творческая лаборатория «Завтрак в моей семье»



+


+


1ч.


4ч.


20. Проект «Тайна моего имени»



+



0,5ч.


2,5ч.


21. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.


+





1ч.




Всего - 33 часа

Первый уровень результатов – (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.



Календарно-тематическое планирование

2 класс

Дата


Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика

03.09

1 этап

1. Учимся задавать вопросы


+



1ч.


10.09

17.09

2. Экскурсия в библиотеку «Книги -наши помощники и друзья»


+


0,5ч.

1,5ч.

24.09

01.10

3Дорога и мы


+


2ч.

08.10

15.10

4. Искусство выдумывания историй

+

+

0,5ч.

1,5ч.

22.10

29.10

5. Учимся наблюдать


+


0,5ч.

1,5ч.

19.11

26.11

6. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей


+


+


2ч.

03.12

10.12

17.12

7. Составление словаря синонимов и антонимов



+



0,5ч.


2,5ч.

24.12

14.01

21.01

28.01

04.02

11.02

18.02

Проект «Занимательная игротека»

+


0,5

6,5 ч

25.02

04.03

11.03

18.03

Проект «Портфолио»


+

+


1ч.


3ч.

08.04

15.04

22.04

29.04

06.05

Творческая лаборатория «как правильно выполнять домашнее задание»



+


+


1ч.


4ч.

13.05

20.05

Проект «создание сборника пословиц и поговорок»



+



0,5ч.


2,5ч.

27.05

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.


+





1ч.




Всего - 34 часа






Календарно-тематическое планирование

3 год

Дата


Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика

02.09

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при проведении занятий.


+



1ч.


09.09

16.09

Проект «Времена года. Осень в загадках» Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.


+


0,5ч.

1,5ч.

23.09

Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.

+


0,5ч.


23.09

30.09

07.10

Сбор, систематизация данных.

+

+

0,5ч.

1,5ч.

07.10

14.10

Подведение итогов. Оформление результатов.


+


0,5ч.

1ч.

21.10

Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.


+


+


1ч.

28.10

Выводы. Анализ результатов проекта.


+



1ч.


11.11

Проект «История моей малой Родины» Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

+



18.11

Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.

+


0,5ч


18.11

25.11

02.12

Сбор, систематизация данных.

+

+


2,5ч

09.12

16.12

Подведение итогов. Оформление результатов.

+


0,5ч

1,5ч

23.12

Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.

+



1ч.

13.01

20.01

27.01

03.02

Проект «Портфолио»

+


3

10.02

Проект «Времена года. Зима в загадках». Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

+


0,5ч.

0,5ч.

17.02

Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.

+

+

0,5ч.


17.02

03.03

Сбор, систематизация данных.


+


+

0,5ч.

1,5ч.

17.03

24.03

Подведение итогов. Оформление результатов.


+


0,5ч.

1ч.

07.04

Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.


+




1ч.

14.04

Проект «Времена года. Весна в загадках». Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.




1ч.


21.04

Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.



0,5ч.

0,5ч.

28.04

05.05

Сбор, систематизация данных.



0,5ч.

1,5

12.05

Подведение итогов. Оформление результатов.



0,5ч.

0,5ч.

19.05

Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.




1ч.

26.05

Выводы. Анализ результатов проекта.

Подведение итогов. Оформление результатов



1 ч



Презентация проектов (для родителей)





1ч.

Всего - 34 часа







Календарно-тематическое планирование

4 год

Дата


Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика


Вводное занятие.

Правила техники безопасности при проведении занятий.


+



1ч.



Проект «Природа моего края»


+


0,5ч.

1,5ч.


Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.

+


0,5ч.



Сбор, систематизация данных.

+

+

0,5ч.

1,5ч.


Подведение итогов. Оформление результатов.


+


0,5ч.

1ч.


Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.


+


+


1ч.


Выводы. Анализ результатов проекта.


+



1ч.



Проект «Летопись моей семьи» Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

+




Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.

+


0,5ч



Сбор, систематизация данных.

+

+


2,5ч


Подведение итогов. Оформление результатов.

+


0,5ч

1,5ч


Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.

+



1ч.


Проект «Портфолио»

+


3


Проект «История Великой Отечественной войнв в истории моей семьи ». Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

+


0,5ч.

0,5ч.


Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.

+

+

0,5ч.



Сбор, систематизация данных.


+


+

0,5ч.

1,5ч.


Подведение итогов. Оформление результатов.


+


0,5ч.

1ч.


Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.


+




1ч.


Проект «Моя начальная школа». Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.




1ч.



Определение методов исследования. Поиск способов оформления результатов.



0,5ч.

0,5ч.


Сбор, систематизация данных.



0,5ч.

1,5


Подведение итогов. Оформление результатов.



0,5ч.

0,5ч.


Презентация проекта (перед учащимися). Оценка.




1ч.


Выводы. Анализ результатов проекта.

Подведение итогов. Оформление результатов



1 ч



Презентация проектов (для родителей)





1ч.

Всего - 34 часа















Приложение 1

Критерии для оценки сформированности

коммуникативной компетентности


Уровень I (начальная школа)


1 балл

2 балла

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.


Критерии для оценки сформированности

информационной компетентности


Уровень I (начальная школа)


1 балл

2 балла

Поиск информации




Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого необходима эта информация.

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника.

Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации

Ученик изложил полученную информацию.

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащийся в изученном источнике информации.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.





Критерии для оценки сформированности

компетентности решения проблем


Уровень I (начальная школа)


1 балл

2 балла

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.

После завершения проекта ученик описал полученный продукт.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата



Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту.

Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.







Приложение 2

Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)


1. Название проекта: ____________________________________________________________________________

2. Почему я начал работу над проектом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

3. Для чего я работал над проектом? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какой продукт я хотел получить? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как я работал над проектом:


Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос, затруднение

Консультант

Помощь































6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Что нового я узнал, чему научился?_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Мои впечатления от работы над проектом:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3

Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом


Ученик:______________________________________________

Руководитель:_________________________________________

Название проекта_______________________________________

Помощь, оказанная ученику:

Решение проблем

Работа с информацией

Коммуникация

Дата

Содержание

Дата

Содержание

Дата

Содержание






























Приложение 4

Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей



Решение проблем Количество баллов: ______________

Проб-лема

1

Понимает проблему

2

Объясняет выбор проблемы



Целеполагание и планирование

1

Понимает цель

2

Ставит задачи



1

Рассказал о работе над проектом

2

Описал взаимосвязь своих действий



1

Описал готовый продукт

2

Описал ожидаемый продукт



Оценка результата

1

Отнёсся к полученному продукту

2

Аргументировал отношение к продукту



1

Высказал впечатление от работы

2

Назвал трудности в работе


Работа с информацией Количество баллов: ______________

Поиск информации

1

Задаёт вопросы по ходу работы

2

Задаёт вопросы при планировании



1

Получил информацию из источника

2

Зафиксировал полный объём информации (1 источник)



Обработка информации

1

Изложил информацию

2

Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание



1

Воспроизвел аргументы и вывод

2

Привёл пример, подтверждающий вывод



Коммуникация Количество баллов: ______________

Письм. ком-я

1

Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос)

2

Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос)



Устная коммуникация

1

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2

Речь соответствует норме, обращается к плану




Уточняющий вопрос

1

Повторил фрагмент выступления

2

Привёл дополнительную информацию



Продуктивная коммуникация

1

Следуют теме и процедуре

2

Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре



1

Высказываются, относятся к высказываниям

2

Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее



Всего баллов: ______________





Программа по внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

Автор Капелина Любовь Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 347
Номер материала 28790
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓