Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма по внеклассному чтению "Книжная радуга"

Программа по внеклассному чтению "Книжная радуга"

Скачать материал

Программа внеклассного чтения

«Книжная радуга»

 

Книга, прочитанная в детстве, говорила Н. К. Крупская, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят.

 

Объяснительная записка

 

Предлагаемая программа внеклассного чтения исходит из того, что доминирующим должен стать процесс воспитания в читателе человека, живущего по законам нравственности.

Программа, начиная с первого класса, построена так, что представляет собой систему воспитания, становления человека, способного самостоятельно действовать, согласовываться, самоизменяться.

Круг предлагаемых для прочтения произведений должен стать нравственной школой для читателя и его семьи.

Какими мы хотим видеть будущего гражданина нашего общества?

Он должен  быть правдивым, справедливым, умным, честным, сильным, добрым, скромным. Это нравственные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Познание, Добро. Воспитать человека с большой буквы – вот задача школы, библиотеки и общественности.

Решению этой задачи служит программа по внеклассному и семейному чтению «Книга открывает мир». Она направлена на развитие духовно-нравственных и творческих сил ребенка, создание оптимальных условий для самораскрытия.

В основу программы положен тематический принцип, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные. При разработке тем учитываются возрастные особенности детей. Материал по темам расположен по нарастающей трудности.

Курс предполагает высокую активность читателя.

Интерес ребенка  к чтению, учебе, активная жизненная позиция будут свидетельство-вать о его взрослении, самостоятельности, постоянном самообразовании, ориентирующем его на работу на «равных».

Сотрудничество библиотекаря – учителя -  ученика должно помочь решению задач, указанных выше, поэтому программа включает и творчество ученика в каждом классе.

       Данная программа является продолжением программы семейного чтения «Тропинка», которая предусматривает дальнейшее сотрудничество с семьёй. Чтобы воспитать нравственно и духовно богатую личность, необходимо постоянное совершенство самого родителя. С этой целью в программе спланирована система работы с родителями. Это решение педагогических ситуаций, раздумья о воспитании, дискуссии, консультации, круглый стол, рефлексия поведения своего ребёнка и другое. Даны списки литературы для самообразования  родителей.

Также в программу включен раздел «Краеведение» (с 4 кл.). Целью этого раздела является приобщение читателей к национальной культуре родного края, его истории, как неотъемлемой части нашего общества.

Содержание раздела включает в себя следующие формы организации уроков по внеклассному чтению: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие и т.д.

Такие уроки позволяют организовать самостоятельную поисковую работу учащихся.

 

Программа «Книжная радуга» нацелена на решение следующих задач:

·         развивать у детей-читателей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·         учить  чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление читателя;

·         формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение читателя, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух читателей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

·         обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

·         создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художе-ственных произведений.

Цель программы «Книга открывает мир»

– углубленно знакомить читателей с детской и художественной литературой,  книгой;

- обеспечивать литературное развитие читателей от  младшего до старшего возраста;

-  раскрыть перед ними мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры,

   накопленных предыдущими поколениями;

-  выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

В содержание программы «Книга открывает мир» выделяются два раздела:

  - Круг чтения.

  - Работа с  книгой (знания, умения и навыки)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности  ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по задаваемым  вопросам. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.

1 класс:

 Первое полугодие громкие чтения с родителями, библиотекарем, учителем.

Литература     

Творческая деятельность читателя

Критерии нравственности

 

Сроки

Барто А. «Первоклассники»

Берестов В. «Это я иду учиться»

Михалков  «Важный день»

 

«Маша и медведь». Русская народная сказка.

Сутеев. «Мышонок и карандаш».

 

Артюхова Н. «Загадки»

Двенадцать братьев. Русские народные сказки.

Маршак С. «Загадки»

Ни окошек, ни дверей. Русские народные загадки.

 

Осеева В. «Добрая хозяюшка»

Осеева В. «Синие листья»

Осеева В. «Три товарища»

Осеева В. «Долг или навестила»

 

А. Блок «Зайчик»

А. Блок «Стихи для детей»

Е. Благина «Осенний дождик»

«Улетают, улетели», «Приметы осени». Стихи. Рассказы. 

 

Биссет Д. «Альбатрос и черепаха», «Бобовое зернышко» русская народная сказка. «Заюшкина избушка» русская народная сказка. «Лиса и заяц» русская народная сказка. «Петушок – золотой гребешок» рус-ская народная сказка.

 

Берестов В. «Аист и соловей». «Колобок» русская народная сказка. «Лесные хоромы» русская народная сказка.

Михалков С. «Хочу бодаться», Якобсон А. «Курица и таракан».

 

Гарф А. «Добрый мальчик, непослушная девочка, мудрый заяц и волк».

Михалков С. «Три поросенка»

Мурр Л. «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду».

Ш. Перро «Мальчик с пальчик». Сутеев В. «Палочка – выручалочка».

Маршак С. «Школьнику на память».

Каринец Ю. «Научи страница хорошо учиться».

 

Пришвин М. «Еж».

Вересаев «Братишка».

Толстой Л. «О муравьях».

Скребицкий Г. «Воришка».

Чаплина «Подарок»

Чарушин Е. «Рыбачок»,  «Лисята»,

 «Кошка Маруська»

Осеева В. «Кто всех глупее»

Барто А. «Уехали»

Михалков С. «Мой щенок»

Барто А. «Ку-ку»

Толстой Л. «Косточка»

Голявкин «Про металлолом»

Носов Н. «Заплатка»

Пермяк «Как Миша хотел маму пе-рехитрить»

Галявкин В. «В любом деле нужно уметь работать»

Емельянов Б. «Зеленая  букашина».

Зощенко М. «Самое главное»

Носов Н. «Мишкина каша»

Пермяк Е. «Торопливый ножик»

 

Пересказ прочитанного. Рисование на тему прочитанного.

(Трудолюбие, уважение людей труда).

 

Игра «Отгадай, загадай загадку,  вы-играй закладку».

(Любовь к природе).

Постановка живых картин по про-читанному рассказу, сказке.

 

 

 

 

 

Лепка и рисование на тему прочитан-ного.

(Дружба товарищество).

 

 

 

Конкурс: «Читаем стихи о природе»

Конкурс на лучший рисунок к стихотворению «Зайчик».

(Любовь к родному краю).

 

 

Пересказ сказки. Рисование и лепка героев сказок.

(Гуманное отношение к животным)

 

 

 

 

Инсценирование отдельных эпизодов сказки.

Пересказ прочитаного. Изготовление с помощью взрослых шапочек, масок для инсценировки сказки.

(Скромность, самокритичность).

 

Инсценирование отдельных эпизодов сказки.

(Доброта, отзывчивость, сочувствие).

 (Трудолюбие, дисциплинированность, прилежение).

 

Изготовление поделок на выставку «Подарки Деду Морозу».

(Умение видеть в человеке хорошие качества).

Разучивание одной из подвижных игр. Инсценирование загадок, сказок, сказок о зиме, о елке.

(Бережное внимательное отношение к человеку).

Пересказ прочитанных произведений по выбору

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

Во втором полугодии частично чтение проводится самостоятельно детьми, но под наблюдением РДЧ.

 

Литература  

 

Творческая деятельность читателя

Критерии нравственности

Дата

Квитко Л. «В гости»

Квитко Л. «Моим друзьям»

Берестов В. «Где право, где лево», «Сережа и гвозди»

Благинина Е. «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе"»

Хармс Д. «Что это было?»

Чуковский К. «Федорино горе».

 

Андерсен Г. «Дюймовочка»

Бажов П. «Серебряное копытце»

Благинина Е. «Чудесные часы», «Золотой орешек».

Гримм В. и Я. «Горшок каши», «Царевна – лягушка» русская народная сказка.

Перро Ш. «Спящая красавица»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»

Пантелеев Л. «Трус»

Артюхова «Трусиха»

Маршак С. «Пожар»

Михалков С. «Прививка»

Носов Н. «Живая шляпа»

 

Ушинский К. «Трусливый Ваня

Киршина «Вот какая история»

Житков Б. «Красный командир»

Воронкоа Л. «Что сказала бы мама?»

Житков Б. «Как тонул один мальчик»

Пермяк Е. «Раки»

Толстой Л. «Котенок», «Дедушка»

Киселева Э. «Мальчик-огонек»

Михалков С. «Про Мимозу»

Аким «Жадина»

Барто А. «Друзья-товарищи», «Кот и лодыри»

Михалков С. «Мой друг» или «Фома»

 

Литературное краеведение

 

 

Показ персонажа сказки, с которым связано волшебство (гном, Фея, царевналягушка, козлик, серебряное копытце.

(Уважение людей труда, полезная деятель-ность на благо других людей).

 

 

 

 

Нарисовать картинки к прочитанному.

(Сочувствие,  гуманность, чувство сопереживания)

 

 

 

 

 

 

(Героизм, благородство, мужество)

Подготовить рассказ о любимом герое.

(Любовь к Родине, героизм, мужест-во, честность, гуманность, доброта)

 

 

Работа «Книжкиной больницы»

(Стремление к активной общественной жизни на благо других людей)

Январь- Февраль

 

 

 

 

 

 

 

Март - Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

Основные знания и умения,

которые должны получить читатели в конце первого года обучения чтению:

читатель должен знать:

правильно назвать (по памяти) особенно полюбившиеся ему книги одного или двух-трех авторов, 20-25 книг по всем традиционным темам чтения.

читатель  должен уметь:

-          Читать книгу для себя и про себя;

-          Находить и читать заглавие книги, фамилию автора, соотносить надписи с иллюстрациями на обложке и в тексте;

-          Записать название книги на карточку;

-          Соотнести фамилию знакомого писателя с темой чтения;

-          Выбирать нужную книгу из ряда предложенных учителем книг по заданным предметам.

 

Лекторий для родителей

I класс

1 – е полугодие

Беседа. «Чтение для детей в семье»

 

Единые требования школы и семьи в воспитании детей.

 

 

2 класс

 

Литература

Творческая деятельность читателя

Критерии нравственности

Дата

Самые интересные книги, прочитанные летом.

 

 

Юрмин Г. «Про тетрадь и карту, караддаш и парту»

Носов Н. «Фантазеры»

Пермяк Е. «Перо и чернильница»

Заходер Б. «Товарищам детям»

Барто А.  «Про поросенка, который учился летать»

 

Самойлов Д. «Слоненок пошел учиться

Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы»

Ушинский К.Д. «Кончил дело – гуляй смело»

Маршак С.Я. «Веселый счет»

Галявкин В. «Карусель в голове»

Успенский Э. «Память»

 

Александрова З. «Если скажут слово «родина»

Ушинский К.Д. «Наше Отечество»

Гамара П. «Волшебные слова»

Алексеев С.П. «Генералам генерал»

Алексеев С. «По-суворовски»

Никитин И. «Русь»

Паустовский К.Д. «Родник в мелколесье»

 

Семин «Расколдованное словов»

Дудочкин П. «Почему так плохо стало в саду»

БартоА. «Любочка», «В театре»

Михалков С. «Одна рифма»

Барто А. «Вовка – добрая душа»

Заходер Б. «Перемена»

Осеева В. «Сыновья»

Барто А. «Шла вчера я по садовой»

Маркуша А. «Правила вежливости «Не»

 

Барто А. «Докладчик»

Глухлв А. «Наша библиотека»

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Барков А.С., Сурьянов Р. «Откуда пришла книга».

Житков Б. «Про эту книгу»

Зубков Б. «Книжка про книжку»

 

Осеева В. «До первого дождя»

Донникова В. «Канавка»

Осеева В. «Добрая хозяюшка», «Долг»

Шим Э. «Брат и младшая сестра»

Пермяк Е. «Бумажный змей», «Самое страшное»

Катаев В. «Цветик-семицветик»

 

Водопьянов М. «Коля Кажимов»

Осеева В. «Бабка», «На катке»

Митяев А. «Справедливость»

Яковлев Ю. «Боевой друг»

Ермолаев Ю. «Сигнал»

Осеева В. «Долг», «Разделите так, как делили работу»

Пермяк Е. «Надежный человек»

Митяев А. «Свистулька», «Волшебник изумрудного города»

 

Барто А. «Как Вовка стал взрослым»

Пермяк Е. «Пичугин мост»

Воронков Л. «Что сказала бы мама»

Осеева В. «Хорошее»

Баруздин С. «Когда люди радуются»

Мориц Ю. «Песенка про сказку»

 

Ермолаев Ю. «Навестили»

Пермяк Е. «Бумажный змей»

Киселева Э. «Мальчик Огонек»

Осеева В. «Хорошее», «Три товарища», «На катке»

Осеева В. «Печенье», «Перышко».

Китайская народная сказка «Братья Лю»

Пантелеев Л. «Две лягушки»

Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезь-яна», «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», «Стрекоза и муравей», «Волк и журавль», «Ли­сица и виноград», «Две собаки».

 

Артюхова Н. «Саша-дразнилка»

Дагестанская сказка «Дынька»

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Андерсен Г.Х. «Дикие лебеди»

Русская народная сказка «Три медведя»

Русская народная сказка «Гуси лебеди”.

Английская народная сказка “Три головы в колодце”

Чтение. Выставка книг. Рисунок к любимой книге. Рассказ об интересной книге.

 

 

 

Придумать интересные вопросы, которые начинаются со слова «Почему?»

 

 

 

Игра-Аукцион пословиц о Родине.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Вежливые слова»

(Воспитание в детях добродушия, которое проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить.)

 

Бережное отношение к книге, любовь к чтению. Осознанный выбор тематики чтения.

Будешь много читать – будешь много знать.

 

Громкие чтения с обсуждением

 

 

 

 

Устный журнал «Обо всем»

 

 

 

 

Выставка рисунков по прочитанным книгам.

Литературная  викторина “Любимые книги”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс чтецов

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь-

Февраль

 

 

 

 

 

 

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКТОРИЙ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

 

Самостоятельное домашнее чтение детей.

 

ОСНОВНЫЕ  ЗНАНИЯ  И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ  ДОЛЖНЫ  ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ

 

Учащиеся должны знать:

-         2-3 книги и произведения каждого писателя на каждую из тем чтения, с которыми знакомились на уроках:

-         элементы книги: титульный лист, оглавление, предисловие, введение, послесловие об авторе;

 

Учащиеся должны уметь:

-         ориентироваться в книгах одного автора или в однотомных книгах разных авторов (автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы);

-         правильно оценивать события, поступки действующих лиц, высказывать свое к ним отношение;

-         самостоятельно выбрать и выразительно прочитать или пересказать эпизод из прочитанного произведения в ответ на вопрос учителя;

-         предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним приметам;

-         пользоваться рекомендательным списком, тематической картотекой и записывать основные данные о книге с титульного листа на каталожную карточку.

                                                                                       3 класс

Литература

Творческая деятельность читателя

Критерии нравственности

 

С. Алексеев «Грозный всадник».  «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе», «Колокола». «Рассказы о Петре I и его време-ни». «Рассказы о Пугачёве», «Суворовские са-поги».

Рубинштейн Л. «Дедушка русского флота».

Шторм Г. «Подвиги Святослава».

 «Славная осень» сборник стихов русских поэтов об осени.

 

Русская народная сказка «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо».

 С. Маршак «Сказки, песни, загадки». Ю. Кори-нец «Колесо».

 Н. Кончаловская «Наша древняя столица».

Е. Пермяк «Сказ про газ». «Сказка о стране  Терра-Ферро». «От костра до котла». «Как человек прокормил море».

 Баруздин «Сказка о трамвае».

Есенин С. «Черемуха»

Кольцов А. «Песня пахаря»

Майков. Стихи

.

Носов Н. Приключение Незнайки и его друзей. Глава «Как Незнайка сочинял стихи»

Заходер Б. «Птичья школа»

Разгон Л. «Черным по белому»

Русская народная сказка «Царевна лягушка»

Ильин М. «Две книжки»

Маршак С.Я. «книжка про книжки»

Плещеев  Стихи.

Дрожжин С. «Времена года»

Бунин И. «Золотой невод». Здравствуй, солнце!.

Некрасов Н. «Зеленый шум»

 

Толстой  А. «Золотой ключик» или Приключение Буратино»

Маршак С. «Ежи ли вы вежливы»

Бондарев С. «Вот какая я!»

Юсупов Н. «Простите»

Милн А. «Винни Пух  все-все-все»

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон».

Заходер Б. «Очень вежливый индюк»

Капинский В. Сказка Ценная бандероль

Пушкин А.С. «Зимняя дорога»

Михалков С. «Стихи, сказки, басни»

Хомченков В. «Дружба»

Клевцов В. «Мои друзья Колька и Сергей»

 

Сергеев Л. «Над кем лучше смеяться»

Драгунский «Друг детства»

Ермолаев Ю. «Лучший друг»

Туригин И. «Дружба»

Хмелик Н. «Будущий олимпиец»

Михалков С. «Стихи, сказки, басни»

Толстой Л. «Как мужик убрал камень»

Крылов «Волк и ягненок», «Осел и Соловей», «Слон и Моська», «Свинья», «Скворец», «Любопытный», «Комар и петух»

Андерсен Г.Х. «Рассказы солнечного луга. Русские народные сказки: «Мужик и царь», «За дурной головой – ногам работа», «Дочь и падчерица»

 

Маркуша А. «Мастерская дома»

Мазурок И. «Наша авиация»

Чарушин Е. «Кот Епифан»

Гагарин Ю. «Вижу Землю»

Татарская народная сказка «Три света отца»

Митяев А. «Морской летчик»

Русская народная сказка «Мужик и царь», «Умный мужик», «Жадная старуха».

Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Счастливое дитя», «Жена – спорщица», «Белая уточка»,

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Стихи о рассказы русских писателей о родной природе. «Весна красна». Стихи русских поэтов о весне

 

Дубровицкий И. «Сколько стоит рубль»

Дацкевич В. «От зерна до каравая»

Ю.Крутогоров «Скатерть-самобранка»

Алексеев М. «Цена ему жизнь. Слово о хлебе».

Макаров В. «Живой хлеб»

Мусатов А. «Как хлеб на стол пришел»

Дмитриев Ю. «Наша коллекция», «Четыре дня в лесу», «Чему верить, что проверить», «Кто в лесу живет и что в лесу растет», «Хитрецы и невидимки», «Лесные загадки», «Если посмотреть вокруг», «Рассказы мой полянки», «Пароль «Пусть живет!», три повести о природе, её друзьях и врагах».

Большая книга леса.

 

Каверин В. «Летающий мальчик»

Ларин Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Олеша Ю. «Три толстяка»

Майн Рид «Затерянные в океане»

Стивенсон «Остров сокровищ»

Твен М. «Принц и нищий»

 

Громкие чтения – обсуждения

 

 

 

 

Игра – путешествие

 

 

 

 

Тест – опрос

 

 

 

 

Литературно путешествие

 

 

 

 

 

Конкурс чтецов

 

 

 

 

 

 

Литературная викторина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Громкие чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Умники и Умницы»

Сентябрь

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

Январь-

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  ЗНАНИЯ  И  УМЕНИЯ,  КОТОРЫЕ  ДОЛЖНЫ  ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ:

 

Учащиеся должны знать:

-         важнейшие отличительные признаки справочной литературы,

-         использование доступной справочной литературы;

-         лучшие книги и произведения для детей (2-4 на каждую из традиционных тем детского чтения).

 

Учащиеся должны уметь:

-         подбирать материал из нескольких источников для высказывания о самостоятельно прочитанной книге, ее авторе или литературном герое (привести факты, поступки, выразить к ним свое отношение);

-         составить рассказ по плану, заданному учителем или составленному самим, использовать в рассказе умение выразительно читать вслух;

-         определить примерное содержание незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации). Подбор книг на тему, пользуясь выставкой, указателями или детским тематическим каталогом типа «Что нам читать?»  для учащихся 2-3 классов.

 

 

ЛЕКТОРИЙ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

Беседа «Как научить детей видеть прекрасное в окружающей жизни»

                     

4 класс

 

 

Литература

Творческая деятельность читателя Критерии нравственности

Дата

Бороздин В. «Белка»

Чаплина В. «Мушка»

Дурова А. «За что?»

Михалков С. «Новогодняя быль»

Паустовский К. «Ленька с малого озера»

 

Снегирев Г. «Скворец»

Сербин Я. «Лесное происшествие»

Обрывалин А. «Чалый»

Емельянов Б. «Как я покупал собаку»

Паустовский К. «Заячьи лапы»

Емельянов Б. «Слепой беркут»

 

В.В. Медведева "Баранкин, будь человеком!"

А. Линдгрен "Эмиль из Лениберга".

А.П. Чехов "Мальчики", "Каштанка"

А.И. Куприн "Белый пудель"

Л.Ф. Воронкова "Девочка из города"

 

М.Пришвин «Кладовая солнца»

К.Паустовский «Черная курица»

Дж.Лондон «Зов предков»

В.Губарев «Королевство кривых зеркал»

А.Сетн-Экзюпери «Маленький принц»

 

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

Никитин И. С. «Утро на берегу озера», «Воспоминания о детстве», «Музыка леса», «Весело сияет месяц над селом...»;

 

Бунин И. А. «На пруде», «Северная береза», «Тает снег...», «Первый утренник...»

Тютчев Ф. И. «Декабрьское утро», «Люблю грозу в начале мая...», «Эти бедные селенья...», «В небе тают облака...»

 

В.П. Катаев "Сын полка"

Е.И. Ильина "Четвертая высота"

Астафьев В. П.»Конь с розовой гривой», «Весенний остров»

К.Булычов «Девочка с планеты Земля»

Громкие чтения. Обсуждение

 

 

 

 

Литературный час

 

 

 

 

 

Литературная игра

 

 

 

 

 

КВН

 

 

 

 

 

Викторина

 

 

 

 

Беседа-обсуждение

 

 

 

 

Конкурс чтецов

 

 

Беседа-обсуждение. Решение кроссворда

Сентябрь

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль -Март

 

 

 

 

Апрель- Май

 

                                             Краеведение

Левановский

Аксаков  «Аленький цветочек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          5 Класс

Литратура

 

Творческая деятельность читателя

Дата

 

  П.Ершов «Конек-горбунок»

   Р.Киплинг  «Маугли»

  А.Куприн «Синяя звезда»

 

Ю.Олеша «Три толстяка»

Д.Толкиен «Хоббит»

О,Генри «Вождь краснокожих»

 

Б.Житков «Механик Салерно»

И.Шмелев «На Святой»

Э.По «Лягушонок»

 

Н.С.Лесков «Час воли Божией»

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

К.Паустовский «Барсучий нос», «Золотой линь»

 

А.Платонов «Июльская гроза»

 М.Пришвин «Этажи леса», «Лоси», «Остров спасения», «Ужасная встреча» 

 В.Астафьев   «Белогрудка»

 

А.Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»

 А.Беляев «Человек-амфибия»

К.Булычев «Девочка с Земли»

 

 В.Железников «Чудак из 5 «Б»

Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова»

Н.Носов  «Витя Малеев в школе и дома»

 

В.Крапивин «В ночь большого прилива»

Д.Родари «Сказки по телефону»

А.Линдгрен «Пеппи – длинный чулок»

 

Л.Буссенар «Капитан Сорви-голова»

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

К.Дойл «Затерянный мир»

 

 

  Обсуждение

 

 

 

 Викторина

 

 

 Литературная игра

 

 

 

Громкие чтения

 

 

 

 

Обсуждение

 

 

 

 

Беседа – обсуждение

 

 

 

Кроссворд

 

 

 

Громкие чтения

 

 

 

Игра «Умники и Умниц»

 

Сентябрь

 

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

Март

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

Краеведение

Аксаков «Детски годы Багрова внука»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                6 класс

     Литература

Творческая деятельность читателя

Дата

Абрамов Ф. Деревянные кони. 

Беляев А. Голова профессора Доуэля;

 

Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан.

Гайдар А. Школа.

 

Астафьев В. Перевал. Кража. Повести.

Ильина Е. Четвертая высота.

 

 Пантелеев Л. Республика ШКИД

 Буссенар Л. Капитан Сорви-голова.

 

Ворокова Л. Девочка из города. Повести.

 Гарин-Михайловский Н. Детство Темы.

 

 Житков Б. Рассказы о животных.

Лондон Дж. Белый Клык.

Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля.
Глущенко В. Земля Мишки Демина.

Дефо Д. Робинзон Крузо.
Дубов Н. Мальчик у моря.

 Крапивин В. Оруженосец Кашка

 Лиханов А. Мой генерал.

 

Обсуждение прочитанного

 

 

Викторина

 

 

Кроссворд

 

 

Громкие чтения

 

 

Беседа – обсуждение

 

 

Кроссворд

 

 

Громкие чтения

 

 

Тест – викторина

 

 

Игра «Умники и умницы»

 

 

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

Февраль

 

 

Март

 

Апрель

 

 

Май

 

Краеведение

Аксаков

 

                                                        7   класс

      Литература

Творческая деятельность

Дата

 М.Горький рассказ «Челкаш».

 А.Т.Твардовский поэма «Василий Тёркин».

 Джек Лондон «Мексиканец».

 

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Джеймс Олдридж «Акулья клетка».

 В.Каверин «Два капитана».

 

 Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

 Дж. Сэлинджер «Человек, который смеялся».

В.Железников  «Чудак из 6 «Б».

 

Ю.Поляков «Работа над ошибками»

В.Тендряков «Весенние перевертыши».

Р.Стивенсон «Остров сокровищ»

 

А.Алексин «Третий в пятом ряду».

В.Богомолов «Иван».

Д.Стейнбек «Жемчужина».

В.Катаев «Сын полка»

В.Шукшин «Чудик» и др.

Ф.Купер «Зверобой»

 

Л.Петрушевская «Дама с собаками».

Т.Толстая «Факир».

Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

 

Распутин В. «Уроки французского».

Пермяк Е. «Надежный человек».

Э.Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»

 

Кассиль Л. «Ход белой королевы».

Троепольский А. «Белый Бим Черное Ухо».

Буссенар Л. «Капитан Сорви-голова».

 

Громкие чтения

 

Викторина

 

Литературная игра

 

 

Кроссворд

 

Беседа – обсуждение

 

Викторина

 

Литературная игра

 

Кинолекторий

 

Игра «Умники и Умницы»

 

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

Февраль

 

 

 

Март

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

 

Краеведение

Лиханов Повести

 

                                                       8 класс

 

 

 

А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»

И.А.Бунин «Кавказ»

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

 

А.И.Куприн «Куст сирени»

С.А.Есенин поэма «Пугачёв»

Ж.Мольер «Мещанин во дворянстве»

 

Н.С.Лесков «Запечатленный ангел» А.П.Платонов «Возращение»

Мольер «Тартюф»

В.П.Астафьев цикл рассказов «Последний поклон»

М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

М.Зальтен «Бемби»

 

 

Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие»

И.С.Шмелев «Куликово поле»

А.Франс «Пчелка»

 

А.И.Солженицын «Матренин двор»

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

Д.Свифт «Путешествия Гулливера»

 

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»

Олдридж Дж. Последний дюйм.

 

А.Н.Островский «Снегурочка»

А.И.Солженицын «Захар-Калита»

Эсхил «Прометей прикованный»

 

А.Алексин «Третий в пятом ряду»

В.Катаев  «Катакомбы»

Д.Стейнбек «Жемчужина»

Викторина

 

 

 

Тест – опрос

 

 

 

Беседа – обсуждение

 

 

 

Кроссворд

 

 

 

 

 

Викторина

 

 

 

Громкие чтения

 

 

 

Чтение с обсуждением

 

 

Кроссворд

 

 

 

Игра «Умники и Умницы»

 

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

Март

 

Апрель

 

 

 

 

Май

 

 

Краеведение

Лиханов

Горбачев


                                                            9 класс

 

 

 

Н.Гоголь «Записки сумасшедшего»

И.Тургенев «Капля жизни»

Ф.Шиллер «Вильгельм Телль»

 

Ч.Айтматов «Ранние журавли»

Г.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»

Г.Уэллс «Волшебная лавка»

 

Л.Толстой «Три смерти»

Н.Лесков «Маленькая ошибка»

Д.Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»

 

В.Быков «Обелиск»

Б.Васильев «Завтра была война»

Э.Гофман «Крошка Цахес», «Золотой горшок»

 

В.Розов «В добрый час!»

Б.Зайцев «Черные ветры»

В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

 

А.Герцен «Былое и думы»

Ю.Бондарев «Юность командоров»

Д.Шоу «Тайна костюмерной»

П.Нилин «Испытательный срок»

Б.Лавренев «Личное дело»

Ч.Диккенс «Рассказ странствующего актера»

 

В.Астафьев «Солдат и мать»

М.Пришвин «Флейта»

П.Мериме «Небо и ад»

 

Ю.Бондарев «Последние залпы»

А.Герцен «Былое и думы»

Р.Киплинг «Подлог»

Викторина

 

 

 

Обзор – беседа

 

 

 

Кроссворд

 

 

 

Обсуждение

 

 

 

Викторина

 

 

 

Обзор – беседа

 

 

 

Кроссворд

 

 

 

Викторина

 

 

 

Игра «Умники и Умницы»

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

Октябрь

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Январь

 

 

 

Февраль

 

 

 

Март

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

Краеведение

Лиханов

Аксаков

 

           

 

                                                   10 - 11 класс

А. П. Чехов. «Палата №6», «Человек в футляре», «Ионыч»,                                     Сентябрь –

 «Смерть чиновника», «Черный монах», «Учитель словесности», «Невеста»         Октябрь
Иван Бунин. «Чистый понедельник», «Солнечный удар» 
Л. Андреев.  «Баргамот и Гараська», « «Ангелочек» В. Быков  « Обелиск» 
Б. Васильев  « В списках не значился», « А завтра была война» 


А. Куприн  «Суламифь»                                                                                                  Ноябрь -
М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»                                                       Декабрь
А. Фадеев «Разгром» 

Ю. Бондарев «Берег» или «Горячий снег» 
К.Воробьёв «Убиты под Москвой»
А. Солженицын «Матрёнин двор», « Крохотки»                                                      

 
И.Бабель «Конармия»                                                                                                     Январь -
А. Толстой  « Гадюка»                                                                                                    Февраль
М. Булгаков «Собачье сердце»

 В. Некрасов «В окопах Сталинграда» 
В. Астафьев «Царь-рыба»
А. Рыбаков « Дети Арбата»


А. Платонов  «Усомнившийся Макар»                                                                         Март -
Е. Замятин «Мы»                                                                                                             Апрель
И. Шмелёв «Лето Господне» 

Ю.Трифонов «Обмен», « Дом на Набережной» 
А. Приставкин «Военное детство», «Ночевала тучка золотая…» 


В. Распутин « Последний срок», « Живи и помни»,  «Прощание с Матёрой»         Май
Ч. Айтматов « Плаха»

Краеведение

 


Лиханов

Корсунов              по выбору

Горбачев

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru
  2. Бородина В.А. Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель! // Школьная библиотека.-№9-10. -2011.с.134-139
  3. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.
  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
  5. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
  6. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие/ Под ред. Н.Н. Светловской. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
  8. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 56 с.
  9. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002. С.22-24

Используемая литература:

1.     Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2.     Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

3.     Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4.     Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5.     Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

6.     Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7.     Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

8.     Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 3 классах. М. Просвещение, 1985.

9.     Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

10.  Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

11.  Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по внеклассному чтению "Книжная радуга""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемая программа внеклассного чтения исходит из того, что доминирующим должен стать процесс воспитания в читателе человека, живущего по законам нравственности.

Программа, начиная с первого класса, построена так, что представляет собой систему воспитания, становления человека, способного самостоятельно действовать, согласовываться, самоизменяться.

 

Круг предлагаемых для прочтения произведений должен стать нравственной школой для читателя и его семьи.

В основу программы положен тематический принцип, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные. При разработке тем учитываются возрастные особенности детей. Материал по темам расположен по нарастающей трудности.

       Данная программа является продолжением программы семейного чтения «Тропинка», которая предусматривает дальнейшее сотрудничество с семьёй. Чтобы воспитать нравственно и духовно богатую личность, необходимо постоянное совершенство самого родителя. С этой целью в программе спланирована система работы с родителями. Это решение педагогических ситуаций, раздумья о воспитании, дискуссии, консультации, круглый стол, рефлексия поведения своего ребёнка и другое. Даны списки литературы для самообразования  родителей.

 

Также в программу включен раздел «Краеведение» (с 4 кл.). Целью этого раздела является приобщение читателей к национальной культуре родного края, его истории, как неотъемлемой части нашего общества.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложное предложение" (4 Класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 133. Сложное предложение
  • 05.10.2020
  • 988
  • 30
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 470
    • DOCX 97.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Масловская Алёна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Масловская Алёна Ивановна
    Масловская Алёна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 43353
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов