Главная / Технология / Программа по технологии 5 класс

Программа по технологии 5 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1


РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________

Протокол №____

от «__»________2013 г.

СОГЛАСОВАНО:


зам.директора по НМР

МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/Лахина Ю.П/

«__»________2013 г.

УТВЕРЖДЕНО:


Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1

________/Гриценко Т.С./

Приказ № ____

от «__»________2013 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Технология. Обслуживающий труд»

70 часов

5 «А» класс

(Ступень, класс)







Программу составил(а):


Подстрешная Ольга Васильевна

(ФИО учителя)

_________________________

(КК)










2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Технология. Обслуживающий труд» разработана в соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от «17»декабря 2010г. № 1897, Уставом образовательного учреждения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: рабочие программы, учебник, методическое пособие для учителей.

Программы образовательной области «Технология»: Классы совместного обучения девочек и мальчиков на базе швейной мастерской.-М.:УЦ «перспектива», 2009.-40 с. Автор: Пронина Р.В.


Цель изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессио­нальному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ори­ентированного мировоззрения, социально обоснованных цен­ностных ориентации. В основной школе учащийся должен овладеть необходи­мыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятель­ности знания, полученные при изучении основ наук.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;

-уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основная цель изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Учебный предмет «Технология» в общеобразовательной школе способствует развитию визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в технологическом пространстве, развитию школьника как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, собственную позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в дискуссиях по вопросам технологии ведения дома. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной ценности в восприятии мира.

Основной формой обучения является лабораорно-практическая и практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практические.

Задачи:

формирование умений находить нужную информацию, выделять из общей массы наиболее актуальные с точки зрения рынка товары и услуги для возможного производства и предложения, подбирать наиболее оптимальные технологии изготовления, рационально планировать весь цикл производства и реализации товаров и услуг;

обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально – пространственной формы;

развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности, устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

освоение знаний о технологиях как способе практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

развитие способности ориентироваться в мире современных технологий;

способствовать развитию творческих способностей учащихся, знающих и умеющих соотнести свои знания и умения с жизненными требованиям

помочь учащимся постичь мир, созданный человеком, оказание содействия обучающимся в усвоении содержания технологического образования.

способствовать подготовке обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути,

формирование способности использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.





Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Технология – алгоритм выполнения общепринятой последовательности операций преобразования материалов, информации, объектов природной и социальной среды, построенный на основе обоснованной совокупности средств и методов для получения искомого продукта или запланированного результата в определенной области деятельности. Содержание курса технология в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой компетенций.

Метапредметные образовательные функции предмета технология определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Технология» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Технология является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Технология является средством приобщения к духовному богатству русской культуры, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, технология неразрывно связана со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использова­ния материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, мест­ных социально-экономических условий обязательный мини­мум содержания основных образовательных программ по тех­нологии изучается в рамках направления «Технологии ведения дома» .

Основными разделами являются: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности», «Растениеводство».

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по технологии. Содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производ­ства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, пред­принимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жиз­ненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы технической, творческой, проектной деятель­ности;

  • история, перспективы и социальные последствия разви­тия технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

  • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

  • с функциональными и стоимостными характеристика­ми предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

  • с производительностью труда; реализацией продук­ции;

  • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

  • с экологичностью технологий производства;

  • с экологическими требованиями к технологиям произ­водства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

  • с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технике-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механиз­мов, инструментов);∙∙

  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производ­стве;

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления технической и техно­логической документации, измерения параметров технологи­ческого процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии

и информации, объектов социальной и природной среды;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструк­ционных и природных поделочных материалов;

  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культу­ры труда;

  • навыками организации рабочего места;

  • умением соотносить с личными потребностями и осо­бенностями требования, предъявляемые различными массо­выми профессиями к подготовке и личным качествам чело­века.



В данную рабочую программу входят раз­делы «Технологии исследовательской и опытнической дея­тельности» и «Современное производство и профессиональное образование».

При разработке программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, допол­нительный авторский учебный материал отбирается с учетом следующих положений:

  • распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного про­изводства, домашнего хозяйства и отражение в них современ­ных научно-технических достижений;

  • возможность освоения содержания на основе включе­ния учащихся в разнообразные виды технологической дея­тельности, имеющие практическую направленность;

  • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

  • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов
    и средств осуществления технологических процессов;

  • возможность познавательного, интеллектуального, твор­ческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый компонент рабочей программы включает в се­бя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанно­го с практическими работами, должно предваряться освоени­ем учащимися необходимого минимума теоретических сведе­ний с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обуче­ния. Вместе с тем методически возможно построение годово­го учебного плана занятий с введением творческой, проект­ной деятельности в учебный процесс с начала или с середи­ны учебного года. При организации творческой или проект­ной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение про­ектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ в соответствии с имею­щимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей со­вокупности рекомендуемых в программе технологических опе­раций. При этом учитывается посильность объ­екта труда для школьников соответствующего возраста, а так­же его общественную или личную ценность.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении технологии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными материалами.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на осно­ве использования межпредметных связей. Это связи с алгеб­рой и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкци­онных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов, приборов, видов современ­ных технологий; с историей и искусством при освоении тех­нологий традиционных промыслов. При этом возможно про­ведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

Интеграция с другими предметами:

Алгебра и геометрия – выполнение расчетов, конструирование чертежей выкроек; черчение – конструирование и моделирование швейных изделий; биология – физиология питания, соблюдение правил санитарии и гигиены при проведении кулинарных работ, технология приготовления пищи; физика - изучение механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий, изучение раздела «Электротехника», история и искусство – изучение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, иностранные языки – использование терминов иноязычного происхождения, химия – характеристика свойств конструкционных материалов, получение текстильных волокон, производство нитей и тканей, а также в кулинарии - при использовании моющих и дезинфицирующих средств ухода за посудой.







Место учебного предмета «Технология» в учебном плане3. М

Универсальность технологии как методологического бази­са общего образования состоит в том, что любая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, ко­торый гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем. Предмет «Технология» является необходимым компонен­том общего образования школьников. Его содержание предо­ставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительнос­ти. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимо­действие людей друг с другом, со сферой природы и с соци­умом.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения технологии в 5 классе отводится 70 часов (35 учебных недель по 2часа в неделю).















































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Обучение в основной школе является второй ступенью про­педевтического технологического образования. Одной из важ­нейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профес­сионального пути. В результате обучающиеся должны научить­ся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт дея­тельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в сформированности целостного представления о тех­носфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • в формировании ценностных ориентации в сфере сози­дательного труда и материального производства;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора ин­дивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Личностными результатами освоения учащимися основ­ной школы курса «Технология» являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышлен­ном производстве для удовлетворения текущих и перспектив­ных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • становление самоопределения в выбранной сфере буду­щей профессиональной деятельности;

планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ре­сурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяй­ства;

  • проявление технике-технологического и экономическо­го мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технического труда.


Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

проявление инновационного подхода к решению учеб­ных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • поиск новых решений возникшей технической или ор­ганизационной проблемы;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулиро­вание выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письмен­ной форме результатов своей деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энцикло­педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно -трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.



Предметными результатами освоения учащимися основ­ной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро­вания и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объек­тов живой природы и социальной среды, а также соответству­ющих технологий промышленного производства;

  • распознавание видов, назначения материалов, инстру­ментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • владение способами научной организации труда, фор­мами деятельности, соответствующими культуре труда и тех­нологической культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор «материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально; энергетических ресурсов;

  • проектирование последовательности операций и состав­ление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисципли­ны;

  • обоснование критериев и показателей качества проме­жуточных и конечных результатов труда;

  • подбор и применение инструментов, приборов и обо­рудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной дея­тельности;

  • расчет себестоимости продукта труда;

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • оценивание своей способности и готовности к пред­принимательской деятельности;

  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждени­ях начального профессионального или среднего специального;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

  • согласование своих потребностей и требований с по­требностями и требованиями других участников познаватель­но-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объ­екта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональ­ная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего мес­та с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со­держание рабочей одежды.


В коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проек­та с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, про­дукта труда или услуги;

  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.


В физиолого- психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при вы­полнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, приклады­ваемого к инструменту, с учетом технологических требова­ний;

  • сочетание образного и логического мышления в про­цессе проектной деятельности.










Содержание учебного предмета

1.Введение. (2ч.)

Введение в курс технологии. Экономия и бережливость в домашнем хозяйстве. Что такое проектная деятельность. Вводный инструктаж и технике безопасности.

2. Раздел 1. Технологии растениеводства. Осенние работы (6 ч.) Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур. Растениеводство и его структура. Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семенами. Характеристика основных типов почв. Понятие «плодородие почвы».

Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы. Подготовка к. зиме теплолюбивых растений. Способы хранения урожая овощей, клубней и луковиц многолетних растений, семенников двулетних овощных культур.

Подготовка семян к посеву. Подзимние посевы и посадки.

Примерные темы прак­тических работ: Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению. Отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур. Сбор семян и подготовка к хранению. Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме, подзимний посев семян.

Варианты объектов труда: свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, бархатцы.

3. Раздел II. Кулинария (12ч.)

4.Основы рационального питания. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. (2ч.)

Основы рационального питания. Общие правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Кухонная посуда. Интерьер кухни, столовой. Санитарные требования к помещению кухни и сто­ловой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение сани­тарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пи­щевых отравлений. Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблю­дения температурного режима и длительности тепловой кули­нарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостя­ми. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Тема прак­тической работы: Планирование интерьера кухни.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в по­мещении кабинета кулинарии.

5. Сервировка стола к завтраку. Этикет. (2ч.)

Особенности сервировки стола к завтраку. Правила поведения за столом. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ: Оформление стола к завтраку.

6. Приготовление бутербродов и горячих напитков. (2ч.)

Открытые бутерброды, закрытые и закусочные. Технология приготовления бутербродов. Канапе. Горячие напитки. Технология приготовления чая, кофе, какао. Правила и сроки хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ: Выполнение эскизов художественного оформления бутер­бродов. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

7. Приготовление блюд из яиц. (2 ч.)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Прис­пособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ: Определение доброкачественности яиц. Приготовление вареных яиц. Приготовление омлета из яиц.

8. Овощи в питании человека. (4ч.)

Содержание в овощах минеральных солей и ви­таминов. Классификация овощей. Механическая обработка овощей. Технология приготовления блюд из сырых овощей. Приготовление блюд из вареных овощей. Технология приготовления салатов из вареных овощей. Заготовка продуктов. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продук­тов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование) Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ: Определение качества овощей, зелени органолептическим методом. Определение содержания нитратов в овощах, зелени. Приготовление салата из сырых овощей. Приготовление винегрета из вареных овощей. Замораживание зелени петрушки.

9. Раздел III. Материаловедение.(4ч.)

10. Натуральные волокна растительного происхождения. Изготовление ткани.(4ч.)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон. Изготовление ткани. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сто­роны ткани. Виды переплетений нитей в тканях.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ: Определение волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей. Определение в ткани направления нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

11.Раздел IV Машиноведение. (4ч.)

Швейная машина. Устройство бытовой швейной машины и работа на ней, ее технические характеристи­ки, назначение основных узлов. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Устройство, подбор и установка машинной иглы. Челночное устройство швейной машины. Уход за швейной ма­шиной.

Примерные темы прак­тических работ: Подготовка швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нитей. Формирование навыка выполнения ровной строчки. Установка машинной иглы.

12. Раздел V. Ручные и машинные швы.(6ч.)

Ручные работы. Инструменты и приспособления. Строчки временного назначения. Терминология ручных работ. Машинные швы: стачной, накладной, вподгибку. Терминология машинных работ.

Примерные темы прак­тических работ: Выполнение ручных строчек прямыми стежками. Выполнение образцов машинных швов.

13. Раздел VI. Влажно-тепловая обработка изделий.(2ч.)

Основные правила влажно-тепловой обработки ткани. Правила безопасной работы с утюгом. Требования к выполнению влажно-тепловой обработки. Различные операции влажно-тепловой обработки.

Творческое задание: Современное оборудование для влажно-тепловой обработки.

14. Раздел VII. Конструирование и моделирование. (6ч.)

Чтение чертежа фартука. Мерки для построения чертежа фартука. Построение основы чертежа фартука. Моделирование фартука. Подготовка выкройки.

Примерные темы прак­тических работ: Эскизы рабочего и нарядного фартуков.

15. Раздел VIII. Технология изготовления фартука. (12ч.)

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка бретелей и деталей пояса фартука. Подготовка обтачки для обработки верхнего среза фартука. Обработка нагрудника. Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука. Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. Контроль качества готового изделия. Расчет затрат на изготовление швейного изделия.

Творческое задание: Подобрать ткань, соответствующую назначению фартуков (для приготовления пищи, работы по дому, нарядного фартука).

16. Раздел IX. Рукоделие. ( 8ч.)

Вышивание. Инструменты и приспособления. Технология выполнения простейших швов. Обработка краев изделия. Цвет. Композиция на основе контрастов. Узелковый батик.

Примерные темы прак­тических работ: Выполнение вышивки простыми швами. Игольница «Солнышко».

17. Проектная деятель­ность. (2ч.)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходи­мой информации для решения проблемы. Разработка вариан­тов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего вари­анта и его реализации.

Примерные темы проектных работ: Изготовление куклы из лоскутков. Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства для украшения интерьера. Организация и проведение праздника (день рож­дения, Масленица и др.). Изготовление сувенира в технике художественной роспи­си ткани. Блюда национальной кухни для традиционных праздни­ков. Изготовление сувенира. Проекты социальной направленности.

18. Раздел X. Технологии растениеводства. Весенние работы (6 ч.) Повторный инструктаж, санитарно-гигиенические требования. Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посевов и посадок, подготовка семян к посеву. Понятие о сорте. Основные приемы ухода за растениями. Проведение фенологических наблюдений. Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.

Примерные темы прак­тических работ: Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы,'внесение удобрений (компост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фенологических наблюдений. Составление схемы простых севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, посевы и посадки овощей, цветочно-декоративных растений, уход за ними.

Варианты объектов труда:редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, петрушка, календула, настурция, космея, бархатцы.

Примерные темы проектов: «Праздник первого салата» (изучение сортов салатов, выбор самых ранних видов и сортов). «Любимые цветы». « Весёлая клумба».


Банк проектов :

1. Русский лен – современный шелк.

2. Вышивка – древнее рукоделие.

3. Салфетки с вышивкой и мережки.

4. Веселые лоскутки.

5. Прихватки различных видов.

6. Этот удивительный бутерброд.

7. Праздничный стол из салатов.

8. Овощи – лекари.

9. Отделка швейного изделия вышивкой.

10. Вышивка лентами.






Тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1,2

Введение. Введение в курс технологии. Техника безопасности.

2

Знать определение технологии. Выполнять технику безопасности.


Раздел I. Технологии растениеводства. Осенний период.

6


3,4

Растениеводство и его структура. Способы размножения растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения.

2

Знать структуру растениеводства. Способы размножения цветочно-декоративных культур.

5,6

Характеристика основных типов почв. Понятие «плодородие почвы».

2

Знать характеристику основных видов почв.

7,8

Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы.

2

Уметь определять качество семян к посеву. Разбивать грядки. Правильно использовать инструмент.


Раздел II. Кулинария.

12


9,10

Основы рационального питания. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы.

2

Знать основы рационального питания. Соблюдать общие правила санитарии, гигиены и безопасной работы.

11,12

Интерьер кухни, столовой. Оборудование кухни. Сервировка стола к завтраку. Этикет.

2

Знать особенности сервировки стола к завтраку. Использовать способы складывания салфеток.

13,14

Приготовление бутербродов и горячих напитков.

2

Знать и применять технологию приготовления бутербродов, канапе, горячих напитков.

15,16

Приготовление блюд из яиц.

2

Знать значение яиц в питании человека, способы определения свежести яиц. Уметь готовить блюда из яиц.

17,18

Овощи в питании человека. Приготовление блюд из сырых овощей.

2

Знать классификацию овощей. Уметь готовить блюда из сырых.

19,20

Приготовление блюд из вареных овощей. Оформление блюд. Заготовка продуктов.

2

Уметь готовить блюда из вареных овощей. Знать приемы оформления блюд. Уметь заготавливать продукты.


Раздел III. Материаловедение

4


21,22

Натуральные волокна растительного происхождения. Изготовление ткани.

2

Знать классификация текстильных волокон.

23,24

Общее понятие о пряже и процессе прядения.

2

Анализировать понятие о пряже и процессе прядения. Уметь определять направление нитей основы и утка.


Раздел IV Машиноведение.

4


25,26

Швейная машина. Устройство бытовой швейной машины и работа на ней.

2

Знать устройство бытовой швейной машины. Уметь работать на ней.

27,28

Устройство, подбор и установка машинной иглы.

2

Уметь устанавливать машинную иглу, челнок, верхнюю и нижнюю нити.


Раздел V. Ручные и машинные швы.

6

Уметь выполнять машинные швы: стачной, накладной, вподгибку.

29,30

Ручные работы.

2

Знать терминология ручных работ.

31,32

33,34

Машинные швы: стачной, накладной, вподгибку.

4

Уметь выполнять машинные швы: стачной, накладной, вподгибку.


Раздел VI. Влажно-тепловая обработка изделий

2


35,36

Основные правила влажно-тепловой обработки ткани.

2

Знать основные правила влажно-тепловой обработки ткани. Выполнять различные операции влажно-тепловой обработки.


Раздел VII. Конструирование и моделирование

6


37,38

Чтение чертежа фартука.

2

Знать линии на чертежах. Уметь снимать мерки для построения чертежа фартука.

39,40

Построение основы чертежа фартука.

2

Знать основы чертежа фартука.

41,42

Моделирование фартука.

2

Использовать моделирование фартука.


Раздел VIII. Технология изготовления фартука

12


43,44

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.

2

Уметь подготавливать ткань к раскрою и производить раскрой фартука.

45,46

Подготовка деталей кроя к обработке.

2

Знать технологию изготовления фартука.

47,48

Обработка бретелей и деталей пояса фартука.

2

Уметь обрабатывать детали фартука.

49,50

Подготовка обтачки для обработки верхнего среза фартука. Обработка нагрудника.

2

Уметь обрабатывать нагрудник фартука.

51,52

Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука.

2

Уметь обрабатывать накладной карман и соединять его с нижней частью фартука.

53,54

Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. Контроль качества готового изделия. Расчет затрат на изготовление швейного изделия.

2

Уметь обрабатывать нижний и боковые срезы фартука. Анализировать качество готового изделия.


Раздел IX. Рукоделие

8

Знать технологию выполнения простейших швов. Уметь обработка край изделия.

55,56

Вышивание. Технология выполнения простейших швов.

2

Знать технологию выполнения простейших швов.

57,58

Обработка краев изделия.

2

Уметь обрабатывать края изделия.

59,60

Цвет. Композиция на основе контрастов.

2

Знать сочетания цвета, создавать композицию.

61,62

Узелковый батик.

2

Уметь выполнять узелковый батик.

63,64

Проектная деятель­ность

2

Анализировать проблему и реализовывать.


Раздел X. Технологии растениеводства. Весенний период.

6


65,66

Понятие о сорте. Основные приемы ухода за растениями.

2

Иметь представление о сорте. Уметь ухаживать за растениями.

67,68

Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды.

2

Уметь использовать органические удобрения с учетом требований.

69,70

Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.

2

Иметь понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.


Итого:

70
















Контроль уровня обученности.

Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Текущий тестовый контроль проводится с помощью нескольких параллельных форм (вариантов) теста. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования самостоятельной работы выполнения классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.

Промежуточный тестовый контроль проводится после изучения раздела программы или в конце учебного курса. Он состоит в проверке учебной деятельности по освоению сравнительно большего объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования.

Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения курса с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности.

Наименование разделов, тем

Формы контроля

1.

Введение. Введение в курс технологии. Техника безопасности.

Контрольные вопросы.

2.

Раздел I. Сельскохозяйственные технологии. Технологии растениеводства. Осенние и весенние работы.

Практические работы.

Творческий проект.

3.

Раздел II. Кулинария

Лабораторно-практические и практические работы. Тесты. Творческий проект.

4.

Раздел III. Материаловедение

Лабораторно-практические и практические работы. Тесты.

5.

Раздел IV Машиноведение

Практические работы. Тесты.

6.

Раздел V. Ручные и машинные швы

Практические работы. Тесты

7.

Раздел VI. Влажно-тепловая обработка изделий

Творческое задание. Тесты.

8.

Раздел VII. Конструирование и моделирование

Практические работы. Тесты

9.

Раздел VIII. Технология изготовления фартука

Творческое задание. Тесты.

10.

Раздел IX. Рукоделие

Практические работы. Тесты.

11.

Проектная деятель­ность

Творческий проект.







Обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011.

Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов/. – М.: Просвещение, 2011. (стандарты второго поколения).

Примерные программы по учебным предметам технология 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Программно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс для образовательной области «Технология» состоит из учебников, рабочих тетрадей для учащихся,  методических рекомендаций по организации учебной деятельности для учителя, методических рекомендаций по оборудованию кабинетов и мастерских, таблиц, плакатов, электронных наглядных пособий, специально разработанного оборудования для лабораторно-практических работ.

Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией

Перечень дидактических средств

1.Кулинария:

- таблицы по кулинарии;

- альбом для занятий по кулинарии;

- методические папки «Состав продуктов питания. Витамины», «Состав продуктов питания. Минеральные вещества»;

- мультимедийные диски: «Кулинарная энциклопедия», «Калории»;

- рефераты с презентациями «Приготовление бутербродов и горячих напитков», «Рациональное питание», «Качество пищевых продуктов», «Овощи на нашем столе»;

- занимательные материалы (анаграммы, метаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины) по технологии обработки пищевых продуктов.

2. Создание изделий из текстильных материалов:

- памятки по технике безопасности;

- методические папки « Обработка ткани», «Детская одежда»;

- инструкционные карты «Технология изготовления фартука на поясе»;

- инструкционные карты «Работа на швейной машине»:

1. Равномерное вращение махового колеса машины.

2.Отработка попадания иглой в заданную линию.

3. Выполнение непрерывной строчки с поворотом на опущенной игле.

4. Заправка верхней нити.

5. Заправка нижней нити.

- таблицы по технологии обработки ткани;

- занимательные материалы (анаграммы, метаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины) по технологии обработки ткани.

3. Художественные ремёсла:

- методические папки « Вышивка», «Лоскутная техника», «Ришелье»,

«Владимирский верхошов», «Декоративно-прикладное искусство»;

- образцы вышивальных швов;

- таблицы по лоскутной технике.

- занимательные материалы (анаграммы, метаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины) по художественной обработке материалов.

4. Оформление интерьера:

- мультимедийные диски «Декор дома своими руками», «Дизайн мебели и интерьера»

- занимательные материалы (анаграммы, метаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины).

5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности:

-памятки по выполнению творческих проектов,

- образцы выполненных творческих проектов и отдельных этапов.


Материально-техническое обеспечение. Характеристика кабинета технологии

Занятия по технологии проводятся на базе кабинета технологии, который имеет следующую характеристику.

Кабинет расположен на 1-м этаже школы. Номер кабинета – 107. Общая площадь кабинета и лаборантской – 70,7 м2; в том числе непосредственно кабинет занимает 6,3 * 9 = 56,7 м2, лаборантская – 2,8 * 5 = 14 м2.

Воздушный объем составляет 212,1 м3. Один вход из коридора в класс, а из класса вход в лаборантскую. Пол бетонный, покрыт линолеумом. Потолок и стены окрашены водоэмульсионной краской. Рабочие столы имеют цвет светлой древесины. Ученические столы располагаются в 3 ряда. Три окна с фрамугами для проветривания. Имеется принудительная вытяжка. На окнах вуалевые шторы с ламбрекеном. Освещение ЛБ 40. Светильники расположены в 3 ряда. Всего 16 электроточек, из них: 15 в кабинете и 1 в лаборантской, к каждому из 9 ученических столов и 1 учительскому подведено питание из пола.

Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20-22 градуса.

Относительная влажность воздуха 31%.

В кабинете имеется 18 рабочих мест для учеников и 1 рабочее место учителя. Расстановка швейных машин - односторонняя. Имеется 2 гладильных доски, 2 утюга, 1 оверлок, 20 швейных машин, 2 манекена, а также в гигиенических целях –

























Основная, дополнительная литература и интернет-ресурсы.

Основная литература:

Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы : проект. –М.

: Просвещение, 2010.- 96 с.-(Стандарты второго поколения).

Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект. – М.

: Просвещение, 2011. – 96с.

СимоненкоВ.Д., Хотунцев Ю.Л. Программы общеобразовательных

учреждений: Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11классы-М.:

Просвещение, 2007.

Технология. Обслуживающий труд.5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Е.Маркуцкая.-2-е изд.,стереотип.- М.:Дрофа, 2013.-254, (2)с.: ил.

Технология. 5-11классы (вариант для девочек): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко /авт.-сост. Е.А. Киселёва (и др.). – Изд. 2-е.- Волгоград : Учитель, 2010.-111с.

Хатунцева Л.И., Афиноленова Л.Е., Чепелева Б.П. Технология:

примерные программы - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.-155с.

Дополнительная литература:

Афиногенова Л.Е. Уроки мастерства - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.- 44с.

Абдалина Л.В., Чепелева Б.П., Грибкова М.В., Мищенко Т.М.

Опыт совершенствования педагогического профессионализма.

Учебно-методическое пособие для учителей – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80с.

Бабина Н.Ф. Организация контроля и оценивания на уроках технологии

- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2003.- 109с.

Бабина Н.Ф. Урок должен быть интересным! Учебно-методическое

пособие для учителей технологии - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006.- 112с.

Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать?: Пособие для

учителей технологии - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2004.- 112с.

Бабина Н.Ф. Выполнение проектов: Пособие для

учителей технологии . 2-е изд. Перераб./Н.Ф.Бабина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2005.- 64с.

Бабина Н.Ф. Проектная деятельность как средство повышения профессионального и

личностного роста педагогов. Бабина Н.Ф. / Проблемы качества повышения

квалификации работников образования: Материалы межрегиональной научно-

практической конференции. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2004.- С.57-60.

Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии

(вариант для девочек): 5класс. - М.:ВАКО, 2010. – 208с.

Казакевич В.М., МарченкоА.В.. Оценка качества подготовки

выпускников основной школы по технологии - М.: Дрофа, 2000.- 256с.

Лебедева Н.В. Уроки мастерства: методические разработки уроков

технологии - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.- 32с.

Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии 5-7кл. – М: «Экзамен», 2009. – 126с.

Нессонова О. А. Технология. 5-9классы. Организация проектной

деятельности – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.

Попова Г.П., Технология. 5класс: поурочные планы по учебнику

В.Д.Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие)-

Волгоград: Учитель, 2007. – 319с.

Хатунцева Л.И., Матвиенко Е.В., Профессионально ориентированные

технологии обучения. Учебно-методическое пособие - Воронеж:

ВОИПКиПРО, 2007.-100с.


В помощь преподавателю.

Астапенко Э.А. Вышивка.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.- 94с.

Барылкина Л.П., Соколова С.Е. Технология. Конспекты уроков,

элективные аурсы: 5-9 класс – М.: 5за знания, 206-207с.

Волевич Г. Сшейте сами. М., 1986.

Володина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология. 5-11классы:

предметные недели в школе - Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.

Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. М., 1987.

Еременко Т.И. Рукоделие. 2-е изд., испр. и доп. М., 1989.

Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. СПб., 1994.

Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: Книга для учащихся. М., 1993.

Казакевич В.М., МарченкоА.В., Левицкая Л.В., Радугина О.Г. Занятия

по трудовому обучению, 6-7 класс. М., 1992.

Морозова Л.Н., КравченкоН.Г., ПавловаО.В. Технология. 5-11классы:

проектная деятельность учащихся - Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.

Михайлов В.Н. Православная кухня. М., 1999.

Норенко И.Г. Технология. 6-8классы. Русские традиции при

изготовлении различных изделий: конспекты занятий - Волгоград:

Учитель, 2007. – 107с.

Орлова Л.В. Азбука моды. М., 1988.

Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994.

  1. fcior.edu.ru

  2. imc.taseevo.ru

  3. kollegi.kz

  4. proshkolu.ruКлубыКлуб учителей технологии

  5. shk-tehnologia.ru

  6. tehnologia247.ucoz.ru

  7. trudovik.ucoz.ua

























П Р И Л О Ж Е Н И Е

Тестовые задания по технологии для учащихся 5 класса

1 вариант

1. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения?

а) шелк;

б) хлопок;

в) шерсть;

г) лен.

2. Нить основы в ткани можно определить:

а) по степени растяжения;

б) по степени скручивания;

в) по цвету;

г) по кромке.

3. При выполнении влажно-тепловых работ нельзя:

а) при выключении утюг дергать за шнур;

б) ставить утюг на специальную подставку;

в) включать и выключать утюг сухими руками;

г) оставлять включенный утюг без присмотра.

4. Как называется шов для соединения двух деталей изделия?

а) накладной;

б) стачной;

в) вподгибку;

г) настрочной.

5. Мерка Ст определяет:

а) полуобхват шеи;

б) полуобхват бедер;

в) полуобхват талии;

г) длину изделия.

6. Причины  поломки иглы в швейной машине.

а) игла вставлена не до упора;

б) неправильная заправка нижней нити;

в) кривая или тупая игла;

г) нет нити в челноке.

7. Швейная машина в процессе работы должна находиться от края стола:

а) на 5см;

б) на 10см;

в) на 20см;

г) но 30см.

8. Пассерование – это:

а) обжаривание продукта  в большом количестве жира;

б) обжаривание продукта в малом количестве жира;

в) варка продукта;

г) варка продукта на водяной бане.

9. Способы варки яиц.

а) вкрутую;

б) в жидкую;

в) в «мешочек»;

г) всмятку.





10. Срок хранения незаправленного салата в холодильнике.

а) 6 часов;

б) 12 часов;

в) 18 часов;

г) 24 часа.

2 вариант 

1. Что такое гигроскопичность?

а) способность волокон сохранять тепло;

б) способность волокон удерживать пыль;

в) способность волокон сжиматься;

г) способность волокон впитывать влагу.

2. Лицевую сторону ткани можно определить:

а) по яркости рисунка;

б) по толщине ткани;

в) по размерам нитей;

г) по блеску.

3. При выполнении ручных работ нельзя:

а)  передавать ножницы кольцами вперед;

б) класть иглы и булавки на стол;

в) пользоваться наперстком;

г) шить на мягкой мебели.

4. Причины обрыва верхней нити.

а) неправильная заправка нижней нити;

б) неправильная заправка верхней нити;

в) нет нити в челноке;

г) излишнее натяжение верхней нити.

5. Нижний срез фартука обрабатывается:

а) стачным швом;

б) швом вподгибку с открытым срезом;

в) швом вподгибку с закрытым срезом;

г) накладным швом.

6. Полуобхват бедер определяется меркой:

а) Ст;

б) Ди;

в) Сб;

г) Сш.

7. Перед началом работы на швейной машине нужно проверить:

а) исправность рукава;

б) исправность иглы;

в) исправность махового колеса;

г) исправность шпульного колпачка.

8. Бланширование – это:

а) варка продукта;

б) варка продукта на пару;

в) обжаривание продукта;

г) быстрое обваривание или ошпаривание продукта.

9. Чтобы проверить качество яйца, его опускают в стакан с водой, если яйцо свежее, то оно:

а) остается наверху, не тонет;

б) опустилось на дно стакана;

в) плавает чуть выше дна.



10. Срок хранения заправленного салата в холодильнике:

а) 6 часов;

б) 12 часов;

в) 18 часов;

г) 24 часа.

 

             Лист ответов

 

1 вариант

2 вариант

1

б, г

1

г

2

а, г

2

а, г

3

а, г

3

б, г

4

б

4

б, г

5

в

5

в

6

а, в

6

в

7

б

7

б

8

б

8

г

9

а, в, г

9

б

10

в

10

а



































Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план школы. При разработке программы кружка «Цветочные фантазии» был учтен уже имеющийся опыт работы и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Содержание программы кружка «Цветочные фантазии» является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства) в освоении различных видов и техник искусства.

Актуальность программы - декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: вязание крючком и бисероплетение, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей вязания крючком и бисероплетением.

Цель программы - воспитание творческой личности, способного осуществлять свои замыслы в области декоративно – прикладного искусства и формирования потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

-выработать необходимые практические умения и навыки;

-учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

-реализовать дизайнерские, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Освоение детьми программы кружка «Цветочные фантазии» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: - учебно-познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- дизайнерским способностям в оформлении интерьера.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть: · однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

· постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

· тематические - по итогом изучения разделов, тем;

· итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Данная программа учит учащихся оформлению интерьера дома, а в будущем определиться с выбором профессии.


Содержание программы.


1.Введение. Правила техники безопасности. ( 2 ч.)

Теоретические сведения: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.


2.Раздел 1. Вязание крючком. (36 ч.)

3.Вводное занятие. Виды петель. (2 ч.)

Теоретические сведения: История возникновения и развития . Виды петель: воздушные петли, столбики без накида, столбики с 1,2,3-мя накидами.

Практическая деятельность: вязание образцов: воздушные петли, столбики без накида, столбики с 1,2,3-мя накидами.

4. Гвоздика. (8 ч.)

Теоретические сведения: показ готового изделия. Объяснение вязания по схеме и описанию. Правила сборки цветка.

Практическая деятельность: вязание по схеме и описанию. Сборка цветка.

5. Роза. (10 ч.)

Теоретические сведения: показ готового изделия. Объяснение вязания по схеме и описанию. Правила сборки цветка.

Практическая деятельность: вязание по схеме и описанию. Сборка цветка.

6. Пион. (10 ч.)

Теоретические сведения: показ готового изделия. Объяснение вязания по схеме и описанию. Правила сборки цветка.

Практическая деятельность: вязание по схеме и описанию. Сборка цветка.


7. Раздел 2. Бисероплетение. (36 ч.)

8. Вводное занятие. Способы плетения. (2 ч.)

Теоретические сведения: История возникновения и развития бисероплетения. Приемы бисероплетения. Французское низание.

Практическая деятельность: выполнение образцов низания бисера, французское низание.

9. Ирис.(8 ч.)

Теоретические сведения: показ готового изделия. Объяснение выполнения низания бисера на проволочную основу. Выбор цвета. Дугообразное плетение. Правила сборки цветка.

Практическая деятельность: выполнение ириса по описанию. Сборка цветка.

10. Лилия. (8 ч.)

Теоретические сведения: показ готового изделия. Низания бисера на проволочную основу. Выбор цвета. Дугообразное плетение. Правила сборки цветка.

Практическая деятельность: выполнение лилии по описанию. Сборка цветка.

11. Роза. (8 ч.)

Теоретические сведения: показ готового изделия. Низания бисера на проволочную основу. Выбор цвета. Дугообразное плетение. Правила сборки цветка.

Практическая деятельность: выполнение розы по описанию. Сборка цветка.

12. Деревья. (10 ч.)

Теоретические сведения: показ готового изделия, фото и видео материалов. Низания бисера на проволочную основу. Выбор цвета. Петельное плетение. Правила сборки дерева.

Практическая деятельность: выполнение дерева по описанию. Сборка дерева.


13. Творческий отчет-выставка. (2 ч.)

Проведение творческого отчета-выставки.



Тематический план.


Название раздела, темы

Всего часов

Теорет.

Практ.

1.

Введение. Правила техники безопасности.

2

2

-

2.

Раздел 1. Вязание крючком.

30



3.

Вводное занятие. Виды петель.

2

1

1

4.

Гвоздика.

8

2

6

5.

Роза.

10

4

6

6.

Пион.

10

2

8

7.

Раздел 2. Бисероплетение.

36



8.

Вводное занятие. Способы плетения.

2

1

1

9.

Ирис.

8

2

6

10.

Лилия.

8

2

6

11.

Роза.

8

2

6

12.

Деревья.

10

4

6

13.

Творческий отчет-выставка.

2

1

1

14.

Всего:

70

25

45


































Контроль уровня обученности.



Должны знать:

·  Виды декоративно-прикладного творчества; историю бисероплетения и рукоделий.

·  Народные художественные промыслы России и родного края.

·  Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

·  Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

·  Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

·  Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

·  Технику бисероплетения и вязания крючком.

· Основы дизайна и оформления интерьера.

·  Иметь представление о традициях разных стран.

·  Технологию изготовления цветов и деревьев в разных техниках.

Должны уметь:

·  Правильно организовать свое рабочее место.

·  Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

·  Выполнять правила техники безопасности.

·  Приобрести навыки дизайна и оформления интерьера.

·  Работать по схеме и описанию.

·  Различать и называть основные виды петель.

·  Выполнять дугообразное и петельное плетение.

·  Изготавливать цветы и деревья.

·  Приобрести навыки работы с бисером.

·  Владеть приемами вязания крючком, сборки и оформления изделий.

·  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

·  Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки.

·  Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.



















Список литературы


Основная литература:

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы по учебным предметам. Техноглогия. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). · Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

3. Сборник авторских программ дополнительного обр.детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2002. – 312с. · Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14


Список литературы для педагогов и детей:

1.Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская Дополнительная литература:

2. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

3. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).

4. Цветы, связанные крючком. Н.В.Ковпак, О.А.Черноморская. Изд. «Культура и традиции».

5. Чиотти Д. Бисер.-Изд. «Ниола-Пресс», 2008.-160 с.: ил.










Программа по технологии 5 класс
  • Технология
Описание:

Рабочая программа  «Технология. Обслуживающий труд» разработана в соответствии с  типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,  утвержденным приказом МОиН РФ от «17»декабря 2010г. № 1897, Уставом образовательного учреждения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, особенностями общеобразовательного учреждения  и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:  рабочие программы, учебник, методическое пособие для учителей.

 

Программы образовательной области «Технология»: Классы совместного обучения девочек и мальчиков на базе швейной мастерской.-М.:УЦ «перспектива», 2009.-40 с. Автор: Пронина Р.В.

 

Автор Подстрешная Ольга Васильевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 12864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓