Муниципальное образовательное автономное учреждение
«СОШ №84 с.Краснохолма»
Календарно-тематическое
планирование
по технологии
3 класс ПНШ
Подготовила:
учитель начальных классов
Полякова Ольга Дмитриевна
с.Краснохолм
2012 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии
составлена на основе закона «Об образовании в РФ» № 273 –ФЗ от01 .09.2013 г. и
авторской программы Рагозиной Т.М, Гриневой А.А., Мыловой И. «Технология »
(образовательная программа «Перспективная начальная школа»), на основе учебного
плана Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средней
общеобразовательной школы № 84 с. Краснохолма» на 2014-2015 уч.год, в
соответствии с положением о структуре и составлении рабочих программ, и в соответствии
с ФГОС НОО.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его
творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой
деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Программа по технологии в
соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
·
развитие
сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и
логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками
информации;
·
освоение
содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; –
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и
конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической
деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых
предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности,
умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
·
воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к
информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной
способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей
деятельности и умений делового сотрудничества;
·
развитие коммуникативной компетентности, формирование
мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его
для решения практических задач.
2. Место учебного предмета в учебном плане
Изучение курса
«Технология» предусматривает следующее распределение часов 3 класс – 34
часа в год (1 час в неделю).
Содержание предмета
название раздела
|
количество часов
|
Технология ручной
обработки материалов. Элементы графической грамоты
|
18
|
- бумага и картон
|
9
|
- текстильные
материалы
|
5
|
- металлы
|
1
|
- утилизированные
материалы
|
3
|
Конструирование и
моделирование
|
6
|
Практика работы на
компьютере
|
10
|
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
·
Простейшие наблюдения и
исследования свойств материалов, способов их обработки;
·
Анализ конструкций, их
свойств, условий и приёмов их создания;
·
Моделирование, конструирование
из различных материалов;
·
Решение доступных
конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы
на компьютере.
Информация об УМК:
Методические
пособия для учащихся:
Технология. 1-4
класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методические
пособия для учителя
Рагозина Т.М, Гринева
А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. –
М.: Академкнига/Учебник.
Программа по
курсу «Технология»:
Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с. Проект
«Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (приказ
Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
3.Содержание предмета
Общая характеристика
учебного предмета «Технология»
Особенностью уроков технологии в начальной школе является
то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе —
предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте
необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и
интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления
и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей
творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес
вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин
снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном
счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на
уроках технологии является основой формирования познавательных способностей
младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры
и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко
за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине
мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный
предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных
действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы
учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование,
оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте
практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться
достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым
становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного
предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при
изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в
интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
. Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды
профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой.
Общее представление о технологическом процессе
Анализ задания,
планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки
сотрудничества.
Элементарная творческая и проектная деятельность
Сбор информации о
создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии.
Результат проектной деятельности – «Парк сельскохозяйственных машин».
Самообслуживание
Декоративное
оформление культурно-бытовой среды.
Основные
результаты учебного предмета
·
элементарные
знания о месте и роль трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
·
начальные технико-технологические знания, умения, навыки по
изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора
(самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение
последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка
изделий и др.), умения по созданию несложных конструкций и проверки их в действии;
·
начальные графические умения: выполнение измерений и построений с
использованием чертежных инструментов (линейки, угольника, циркуля), чтение
простейших планов, схем, чертежей при решении практических задач по
моделированию и конструированию;
·
начальные умения по поиску и применению информации для решения
практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск,
преобразование, хранение);
·
приобретение навыков сотрудничества, формирование уважения к труду,
внимательности и любознательности.
Результаты изучения учебного
предмета «Технология»
Личностные результаты
Личностными результатами изучения технологии
являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение
к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую
успешность совместной деятельности.
Предмет технология
способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате
которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
·
действия,
реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой
деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том
числе с помощью компьютерных технологий;
·
действия, характеризующие
уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных
профессий;
·
проектная
деятельность
·
контроль и
самоконтроль.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися
универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные
УУД
·
планирование
последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной
задачи;
·
отбор наиболее
эффективных способов решения конструкторско-технологических и
декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
·
самоконтроль и
корректировка хода практической работы;
·
самоконтроль
результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком,
схемой, чертежом);
·
оценка
результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные
УУД
·
осуществление
поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
·
сохранение
информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
·
чтение
графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
·
моделирование
несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
·
конструирование
объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение
особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
·
сравнение
конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их
связи с выполняемыми утилитарными функциями;
·
сравнение
различных видов конструкций и способов их сборки;
·
анализ
конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей
предлагаемых заданий;
·
выполнение
инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
·
проектирование
изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
·
поиск
необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные
УУД
·
учёт позиции
собеседника (соседа по парте);
·
умение договариваться,
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении
практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
·
умение
задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером
(соседом по парте);
·
осуществление
взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной
деятельности.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по
возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне
труда, об основах культуры труда, элементарные умения
предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и
умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и
проектной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса «Технология»
Личностными
результатами изучения курса
«Технология» в 3–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные
ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений
(явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать
(поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно
характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к
результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к
ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и
конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов
реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными
результатами изучения курса
«Технология» в 3-м классе является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока
после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать
предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать
учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные
поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы
(задачи);
- выполнять задание по составленному под
контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения
технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации
шаблонов, чертёжных
инструментов), итоговый контроль общего
качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые
конструктивные доработки (средством
формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев (средством формирования
этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать
и классифицировать факты и явления; определять
причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством
формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять
свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других:
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования
этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли
в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно
относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования
этих действий служит работа в малых группах).
№
|
Тема урока
|
К-во часов
|
Изготовление изделий из пластических материалов (2ч)
|
|
1
|
Лепка птиц из глины
|
1
|
2
|
Лепка из декоративных
пластин
|
1
|
Изготовление изделий из бумаги и картона(4 ч)
|
3
|
Мера для измерения
углов
|
1
|
4
|
Подставка для
письменных принадлежностей
|
1
|
5
|
Открытка-ланшафт
|
1
|
6
|
Куклы для
пальчикового театра
|
1
|
Изготовление изделий из текстильных материалов(3ч.)
|
7
|
Коллаж
|
1
|
8
|
Упаковка для
подарков
|
1
|
9
|
Аппликация из
ниток
|
1
|
Изготовление изделий из полуфабрикатов (2ч.)
|
10
|
Игрушки- сувениры
из пластмассовых упаковок- капсул
|
1
|
11
|
Палетка
|
1
|
Изготовление изделий из бумаги и картона(4 ч)
|
12
|
Новогодние игрушки
|
1
|
13
|
Коробка со съёмной
крышкой
|
1
|
14
|
Брелок из проволоки
|
1
|
15
|
Ремонт книг с
заменой обложки
|
1
|
Изготовление изделий из ткани (2ч)
|
16
|
Декоративное
оформление изделий вышивкой
|
1
|
17.
|
Декоративное
оформление изделий вышивкой
|
1
|
Изготовление изделий из бумаги и картона(3ч.)
|
18.
|
Змейка для
определения движения тёплого воздуха
|
1
|
19
|
Подарочные открытки
из гофрированного картона
|
1
|
20
|
Картонные фигурки с
элементами движения для театра
|
1
|
Конструирование и моделирование (2ч)
|
|
21
|
Работа с
конструктором.Парк маши. Проект коллективного создания парка машин для
перевозки грузов.
|
1
|
22
|
Проект
коллективного создания сельскохозяйственной техникиРабота с конструктором
(тележка)
|
1
|
Изготовление изделий из бумаги и картона(2ч)
|
|
23
|
Декоративное панно.
|
1
|
24
|
Устройство,
демонстрирующее циркуляцию воздуха
|
1
|
Практика работы на компьютере(10)
|
25
|
Компьютер и дополнительные
устройства, подключаемые к компьютеру
|
1
|
26
|
Компьютер и
дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру
|
1
|
27
|
Основы работы за
компьютером
|
1
|
28
|
Основы работы за
компьютером
|
1
|
29
|
Основы работы за
компьютером
|
1
|
30
|
Основы работы за компьютером
|
1
|
31
|
Основы работы за
компьютером
|
1
|
32
|
Основы работы за
компьютером.Теxнoлогия работы с иструментальными
программами.
|
1
|
33
|
Основы работы за
компьютером.Теxнoлогия работы с иструментальными программами
|
1
|
34
|
Основы работы за компьютером.Теxнoлогия
работы с иструментальными программами
|
1
|
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету
«Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся
научатся:
·
рассказывать о современных
профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их
особенности;
·
анализировать задания,
планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
·
осуществлять
сотрудничество при выполнении коллективной работы;
·
выполнять доступные
действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
·
отбирать картон с учётом
его свойств;
·
применять приёмы
рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка,
угольник), колющими (шило);
·
экономно размечать материалы
на просвет, по линейке и по угольнику;
·
работать с простейшей
технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их
и выполнять разметку с опорой на них;
·
отбирать и выполнять в
зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы,
утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их
ручной обработки;
·
изготавливать плоскостные
изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
·
решать простейшие задачи
конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на
достраива ние, придание новых свойств конструкции;
·
изготавливать несложные
конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и
доступным задан ным условиям.
По разделу «Практика
работы на компьютере» Обучающиеся научатся:
·
рассказывать об основных
источниках информации;рассказывать о правилах организации труда при работе за
компьютером;
·
называть основные
функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура,
мышь, наушники, микрофон);
·
называть дополнительные
компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая
видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
·
рассказывать о назначении
основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных
устройств; устройств внешней памяти;
·
соблюдать безопасные
приёмы труда при работе на компьютере;
·
включать и выключать
компьютер;
·
использовать приёмы работы
с дисководом и электронным диском;
·
использовать приёмы работы
с мышью;
·
работать с прикладной
программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя
элементы управления (кнопки);
·
работать с текстом и
изображением, представленными в компьютере;
·
соблюдать
санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
ценить традиции трудовых
династий (своего региона, страны);
·
осуществлять проектную
деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший
вариант, проверять изделие в действии;
·
создавать образ
конструкции с целью разрешения определённой конструкторской задачи, воплощать
этот образ в материале;
·
использовать приёмы с
графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор),
с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Литература и средства обучения.
1.Технология. 1-4
класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
2.Рагозина Т.М,
Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для
учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
3.Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с. Проект
«Перспективная начальная школа» , разработанная на основе едерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2011г).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.