Пояснительная записка
В основе курса - программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения -рассуждения
на основе прочитанного текста: теория и практика». - Волгоград: Учитель, 2008,
адаптированная к потребностям и возможностям учебного заведения и уровню
подготовки обучающихся.
Программа элективного курса
«Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста»
составлена для 9 класса в соответствии с требованиями Федерального агентства по
образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального
компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по
русскому языку в 9 классе. Актуальность программы определяется тем, что
полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать
собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению
- рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ГИА в 9 классе. Значимость
данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой
устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений
применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения
материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления,
подготовки конкурентоспособного ученика.
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель –
подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.
Экзаменационная работа состоит из 3 - х частей: часть «А» - написание сжатого
изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с
выбором ответа и открытым ответом, часть «С» - написание сочинения -
рассуждения.
ЦЕЛИ курса: освоение
знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности,
стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качеств речи, развитие
познавательных интересов, логики мышления , развитие речевой культуры,
бережного отношения к языку
Задачей курса является
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции 9 - классников;
научиться грамотно писать сочинение - рассуждение по
прочитанному тексту;
владеть формами обработки информации исходного текста;
;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение
заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Формы организации деятельности обучающихся:
- Практикумы;
- Работа в парах
- Групповая работа
- исследовательская деятельность учащихся
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть
(повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов
создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений,
помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил,
приобретение устойчивых навыков).
Требование к результатам освоения учебного курса
обучающихся:
Овладение глубокими и систематизированными знаниями
Способность работать над разнообразной информацией
Умение корректно выразить свое мнение по различным проблемам
Способность аргументированно доказать собственную точку
зрения.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний,
овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения,
формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении
сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и
риторических способностей.
Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с
требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал
постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание
уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Цели данной программы:
• научить учащихся создавать устное и письменное высказывание в форме
рассуждения на основе прочитанного текста;
• подготовить учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку;
• оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
• способствовать интеллектуальному развитию ученика.
Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся высокой
коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и
литературы в 5-8 классах.
Теоретической основой данного курса являются:
• лингвистический, стилистический анализ текста;
• система языковых понятий;
• различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия.
Принципы, на которых базируется программа:
• учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
• уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
• комплексный подход при разработке заданий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• научность, связь теории и практики;
• систематичность и последовательность;
•активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
• технология исследовательской деятельности учащихся;
• технология проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том,
что в результате обучения по данной программе ученик:
• овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
• способен работать над разнообразной информацией;
•может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
• способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его
изучения.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах,
видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах
художественной выразительности, тексте, речевом этикете. Значительное внимание
в содержании программы уделено формированию практических навыков понимания и
анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются
навыки по написанию собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей,
экологией, риторикой.
При отборе материала учитывались возрастные интересы учащихся, перспектива их
развития.
Учебно-тематический план
№
|
Темы занятий
|
Всего
час.
|
Лекц. занят
|
Практ. занят
|
1.
|
Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ
|
1
|
1
|
|
2.
|
Основные аспекты анализа текста
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Определение позиции автора
|
1
|
|
1
|
4.
|
Формулирование собственной позиции и подбор аргументов
|
2
|
1
|
1
|
5.
|
Композиция сочинения
|
1
|
1
|
|
6.
|
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
|
1
|
|
1
|
7.
|
Рецензирование, редактирование собственной творческой работы
|
1
|
|
1
|
8.
|
Анализ текста публицистического стиля
|
2
|
|
2
|
9.
|
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля
|
1
|
|
1
|
10.
|
Рецензирование творческой работы товарища
|
1
|
|
1
|
11.
|
Классификация грамматических и речевых ошибок. Редактирование текста
|
2
|
1
|
1
|
12.
|
Практикум написания сочинения-рассуждения
|
3
|
|
3
|
|
|
17
|
5
|
12
|
Планируемый
результат
В результате обучения ученик должен
иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках;
знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема
текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• особенности жанра рассуждения;
• признаки текста и его функционально смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка;
уметь:
• различать стили речи;
• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное
отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы
построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их,
совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения.
Календарно-тематическое
планирование
№
|
Темы занятий
|
Планируемая дата проведения
|
Скорректированная
дата проведения
|
1.
|
Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ
|
|
|
2.
|
Основные аспекты анализа текста
|
|
|
3.
|
Практикум. Анализ текста (структура композиция)
|
|
|
4.
|
Определение позиции автора
|
|
|
5.
|
Формулирование собственной позиции и подбор аргументов
|
|
|
6.
|
Практикум. Формулирование собственной позиции и подбор аргументов
|
|
|
7.
|
Композиция сочинения
|
|
|
8.
|
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
|
|
|
9.
|
Рецензирование, редактирование собственной творческой работы
|
|
|
10.
|
Практикум. Особенности публицистического стиля
|
|
|
11.
|
Практикум. Анализ текста публицистического стиля
|
|
|
12.
|
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля
|
|
|
13.
|
Рецензирование творческой работы товарища
|
|
|
14.
|
Классификация грамматических и речевых ошибок
|
|
|
15.
|
Практикум. Редактирование текста. Устранение речевых и грамматических ошибок
|
|
|
16, 17.
|
Практикум. Написание сочинения-рассуждения
|
|
|
Литература:
Кобзарева Л.А. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и
практика: элективный курс. 9 класс. - Волгоград: Учитель, 2008
Богуславская Н.Е., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре
речи, стилистике и риторике. - Екатеринбург: Сократ, 2002
Губернская Т.В. Русский язык: Анализ текста. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. -
М.: Эксмо, 2007
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов.
- М.: Вербум-М, 2005
Любичева Е.В. ЕГЭ - 2009. Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем!
- М.: Эксмо, 2009
Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение.
- М.: ACT: Ас-трель, 2009
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.