Главная / Русский язык и литература / Программа по русскому языку 9 класс (электив)

Программа по русскому языку 9 класс (электив)

Пояснительная записка


В основе курса - программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения -рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика». - Волгоград: Учитель, 2008, адаптированная к потребностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки обучающихся.

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста» составлена для 9 класса в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку в 9 классе. Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ГИА в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3 - х частей: часть «А» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть «С» - написание сочинения - рассуждения.

ЦЕЛИ курса: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качеств речи, развитие познавательных интересов, логики мышления , развитие речевой культуры, бережного отношения к языку

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9 - классников;

научиться грамотно писать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту;

владеть формами обработки информации исходного текста;

;

четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

работать с бланками экзаменационной работы;

сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Формы организации деятельности обучающихся:

 - Практикумы;

 - Работа в парах

 - Групповая работа

 - исследовательская деятельность учащихся

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков).

Требование к результатам освоения учебного курса обучающихся:

Овладение глубокими и систематизированными знаниями

Способность работать над разнообразной информацией

Умение корректно выразить свое мнение по различным проблемам

Способность аргументированно доказать собственную точку зрения.





Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.

Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Цели данной программы:

• научить учащихся создавать устное и письменное высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

• подготовить учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку;

• оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

• способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах.

Теоретической основой данного курса являются:

• лингвистический, стилистический анализ текста;

• система языковых понятий;

• различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия.

Принципы, на которых базируется программа:

• учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

• уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• комплексный подход при разработке заданий;

• вариативность содержания и форм проведения занятий;

• научность, связь теории и практики;

• систематичность и последовательность;

•активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

• технология исследовательской деятельности учащихся;

• технология проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в результате обучения по данной программе ученик:

• овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

• способен работать над разнообразной информацией;

•может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

• способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, тексте, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков понимания и анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по написанию собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

При отборе материала учитывались возрастные интересы учащихся, перспектива их развития.








































Учебно-тематический план



Темы занятий


Всего

час.


Лекц. занят


Практ. занят


1.


Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ


1


1




2.


Основные аспекты анализа текста


2


1


1


3.


Определение позиции автора


1




1


4.


Формулирование собственной позиции и подбор аргументов


2


1


1


5.


Композиция сочинения


1


1




6.


Обучающее сочинение по тексту художественного стиля


1




1


7.


Рецензирование, редактирование собственной творческой работы


1




1


8.


Анализ текста публицистического стиля


2




2


9.


Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля


1




1


10.


Рецензирование творческой работы товарища


1




1


11.


Классификация грамматических и речевых ошибок. Редактирование текста


2


1


1


12.


Практикум написания сочинения-рассуждения


3




3






17


5


12



Планируемый результат


В результате обучения ученик должен


иметь представление:

• о коммуникативной функции языка;

• о литературном языке как основе художественной литературы;

• о языковых нормах и их признаках;


знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки;

• особенности жанра рассуждения;

• признаки текста и его функционально смысловые типы;

• основные нормы русского литературного языка;


уметь:

• различать стили речи;

• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;

• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;

• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;

• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


Календарно-тематическое планирование



Темы занятий

Планируемая дата проведения

Скорректированная дата проведения


1.


Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ




2.


Основные аспекты анализа текста




3.


Практикум. Анализ текста (структура композиция)




4.


Определение позиции автора




5.


Формулирование собственной позиции и подбор аргументов




6.


Практикум. Формулирование собственной позиции и подбор аргументов




7.


Композиция сочинения




8.


Обучающее сочинение по тексту художественного стиля




9.


Рецензирование, редактирование собственной творческой работы




10.


Практикум. Особенности публицистического стиля




11.


Практикум. Анализ текста публицистического стиля




12.


Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля




13.


Рецензирование творческой работы товарища




14.


Классификация грамматических и речевых ошибок




15.


Практикум. Редактирование текста. Устранение речевых и грамматических ошибок




16, 17.


Практикум. Написание сочинения-рассуждения










Литература:


Кобзарева Л.А. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика: элективный курс. 9 класс. - Волгоград: Учитель, 2008

Богуславская Н.Е., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. - Екатеринбург: Сократ, 2002

Губернская Т.В. Русский язык: Анализ текста. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. - М.: Эксмо, 2007

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2005

Любичева Е.В. ЕГЭ - 2009. Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2009

Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. - М.: ACT: Ас-трель, 2009

Программа по русскому языку 9 класс (электив)
  • Русский язык и литература
Описание:

В основе курса - программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения -рассуждения на ос­нове прочитанного текста: теория и практика». - Волгоград: Учитель, 2008, адаптированная к потреб­ностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки обучающихся.

 

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста» составлена для 9 класса в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку в 9 классе. Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ГИА в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Автор Гусева Юлия Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2440
Номер материала 42491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓