Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку
для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования,
на основе программы по русскому языку для 5-9 классов
общеобразовательных учреждений авторов М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И.
Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова;
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский
язык. 5-9 кл., 10-11 кл. /сост. Е. И. Харитонова. – 2-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2013;
Учебника Русский язык. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2013.
Нормативными
документами
для составления рабочей программы являются:
·
Закон
« Об образовании»;
·
Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный
приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
·
Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом
Минобразования РФ № 1089, от 05.03.2004 года;
Примерная программа основного общего образования по
русскому языку. Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. /сост. Е. И. Харитонова. – 2-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013;
·
Всего 210
ч (6 ч. в неделю)
Рабочая
программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая
функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и
развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая
функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного
материала, определение его количественных и качественных характеристик на
каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной
аттестации учащихся.
В состав УМК входит учебник (Русский язык.
6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова,
В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е
изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.) Учебники
включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.
Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) и федеральному
компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004
г.).
А также
рабочая
программа;
(Е. И.
Харитонова Русский язык. 5–9 классы, 10–11 классы. Программы для
общеобразовательных учреждений «Дрофа» 2013)
|
|
|
|
- рабочая
тетрадь(Л.Г.Ларионова. Русский язык. 6 класс. Рабочая
тетрадь «Дрофа» 2014)
- тетрадь для
оценки качества знаний; (В.В.Львов. Тетрадь для оценки
качества знаний по русскому языку. 6 класс «Дрофа» 2014)
- электронное
приложение(http://drofa.ru/)
- методические
рекомендации(Русский язык. 6 класс. Методическое
пособие .Под
ред. М.М.Разумовской «Дрофа» 2014)
- книга для
учителя. (Русский язык. 6 класс. Книга для учителя к
учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта «Дрофа» 2014)
Цели
обучения:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому
языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений
и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка;
об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Требования к уровню подготовки учащихся
К
концу 6 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
ü
определения
изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческий понятий;
ü
орфографические,
пунктуационные правила;
уметь:
РЕЧЕВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
-
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную
информацию;
-
определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
-
вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
ЧТЕНИЕ:
-
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического
содержания;
-
дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
-
разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
-
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
-
прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности
(заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
-
выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
ГОВОРЕНИЕ:
-
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного
текста-рассуждения;
-
подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
-
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности;
-
строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
-
соблюдать последовательность и связность изложения;
ПИСЬМО:
-
подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного
текста;
-
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности;
-
строить письменные высказывания на заданную тему;
-
соблюдать последовательность и связность изложения;
-
собирать материал к сочинению и систематизировать его;
-
составлять сложный план и на его основании создавать текст;
-
использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
-
употреблять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова
местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
ТЕКСТ:
-
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить
текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого
текста;
-
определять вид связи и средства связи предложений в тесте;
-
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности
языка и стилю речи;
ФОНЕТИКА
И ОРФОЭПИЯ:
-
проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
-
использовать транскрипцию;
-
правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей
речи;
-
пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в
звучащей речи;
МОРФЕМИКА
И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
-
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
-
давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
-
выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении
словообразовательного анализа слова;
-
различать изученные способы словообразования самостоятельных частей речи;
-
составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
-
давать комментарии к словообразовательному гнезду;
-
пользоваться словообразовательным словарем и словарем морфемных моделей слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
-
пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
-
употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их
лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
-
толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
-
подбирать синонимы и антонимы;
-
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной
речевой ситуации;
-
пользоваться различными видами словарей;
-
анализировать примеры использования слов в переносном значении;
-
проводить лексический разбор слова;
МОРФОЛОГИЯ:
-
указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно
образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
-
уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
-
опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
ОРФОГРАФИЯ:
-
обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
-
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание
морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
-
свободно пользоваться орфографическим словарем;
-
владеть приемом поморфемного письма;
СИНТАКСИС
И ПУНКТУАЦИЯ:
-
составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по
предложенной схеме;
-
анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
-
определять синтаксическую роль изученных частей речи;
-
правильно применять изученные пунктуационные правила;
-
устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные
графические обозначения;
-
строить пунктуационные схемы предложений;
-
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Нормы
оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 6 класса по русскому языку
Итоговые контрольные
работы проводятся:
- после изучения наиболее
значительных тем программы;
- в конце учебной
четверти, полугодия.
Рекомендуемое
количество слов в текстах контрольных работ по русскому языку:
Класс
|
Словарный
диктант
|
Контрольный
диктант
|
Изложение
(подробное)
|
Объем
ученического сочинения
|
VI
|
15-20
(20-25)
|
100-110
|
150-200
|
1-1,5 стр.
|
VII
|
25-30
|
110-120
|
200-250
|
1,5-2
стр.
|
Количество
орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать:
Класс
|
Количество
орфограмм
|
Количество
пунктограмм
|
VI
|
16
|
3-4
|
VII
|
20
|
4-5
|
Сводная
таблица контроля по русскому языку и литературе:
Класс
|
Темп чтения вслух
|
Темп чтения про себя
|
Количество
слов:
|
словарный диктант
|
контрольный диктант
|
изложение
|
сочинение
|
6
|
120
|
170-210
|
20-25
|
100-110
|
150-200
|
130
|
7
|
130
|
210-250
|
25-30
|
110-120
|
200-250
|
160
|
Оценка
контрольного диктанта с грамматическим заданием:
При
проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться
следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок,
вторая – пунктуационных):
Оценка
|
Количество
допускаемых ошибок
|
«5»
|
0/0
|
«4»
|
2/2,
1/3, 0/4
|
«3»
|
4/4,
3/5, 0/7
|
«2»
|
7/7,
6/8, 5/9, 8/6
|
Примечания:
° «5» может выставляться за диктант
при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной
ошибки;
°«4» может выставляться за 3
орфографические ошибки, если среди них есть однотипные;
° «3» может быть поставлена при
наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и
других имеются однотипные и негрубые ошибки.
При
некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки
за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение
которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические
ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки.
В
комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
задания, выставляются две оценки – за каждый вид работы.
При
оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Оценка
|
Объем
правильно выполненной работы
|
«5»
|
Все
задания
|
«4»
|
Не менее
¾
|
«3»
|
Не менее
½
|
«2»
|
Не
выполнено более половины
|
«1»
|
Не
выполнено ни одного задания
|
Оценка
сочинений и изложений:
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится
за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим
критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений, а также
устного ответа учащихся на уроках литературы учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные
критерии оценки:
Оценка
|
Содержание и речь
|
Грамотность
|
«5»
|
Содержание
работы полностью соответствует теме.
Фактические
ошибки отсутствуют.
Содержание
излагается последовательно.
Работа
отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто
стилевое единство и выразительность текста.
В
целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 стилевых недочета.
|
Допускается
1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
|
«4»
|
Содержание
работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы)
Содержание
в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический
и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль
работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В
целом. В работе допускается не более 3-4 речевых недочетов.
|
Допускаются:
2-2-0,
0-2-2,
1-3-0,
1-2-1,
0-4-0,
0-3-1
|
«3»
|
В
работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа
достоверна в главном, но с ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены
отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден
словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
Стиль
работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В
целом, в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
4-4-0,
0-4-4,
3-5-1,
0-7-0
|
«2»
|
Работа
не соответствует теме.
Допущено
много фактических ошибок.
Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.
Крайне
беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В
целом, в работе допускается 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.
|
Допускаются
7-7-0
6-8-0
5-9-0
0-7-7
|
Программное
и учебно-методическое оснащение учебного плана
1.
Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9
классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В.
В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы /
сост.Харитонова Е.И. – М. : Дрофа, 2013.
2.
Русский язык. 6 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М.
М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2013. – 224 с.
3.
Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М.
Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа,
2013. – 368 с.
Учебно-методический комплект
дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Ларионова, Л. Г. Русский язык. 6
класс : рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2009. – 112 с.
2. Лебедев, Н. М. Обобщающие
таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. –
2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.
3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки
качества знаний по русскому языку. 6 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. –
64 с.
4. Львов, В. В. Русский язык. 6
класс. Учебно-методическое пособие к учебнику под редакцией М. М. Разумовской,
П. А. Леканта : книга для учителя / В. В. Львов, Ю. Н. Гостева. – М. : Дрофа,
2010. – 311 с.
Учебно-тематический
план
№
п.п.
|
Наименование
разделов
|
Всего
часов
|
|
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
2.
|
Повторение
изученного в 5 классе
|
30
|
|
3.
|
Морфология:
|
148
|
|
- имя
существительное
|
7
|
|
- имя
прилагательное
|
11
|
|
- глагол
|
10
|
|
- причастие
|
47
|
|
-
деепричастие
|
19
|
|
- имя
числительное
|
20
|
|
-
местоимение
|
33
|
|
4.
|
Повторение
изученного за год
|
31
|
|
|
ВСЕГО:
|
210
|
|
График контрольных работ
№
|
Вид
работы
|
Дата
проведения
|
1
|
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного за курс 5 класса».
|
4неделя
|
2
|
Контрольная работа по грамматике(имя существительное)
|
8 неделя
|
3
|
Контрольная работа по теме «Научная и
деловая речь». Изложение учебно-научного текста «Связанные корни»
|
9 неделя
|
4
|
Контрольная работа по грамматике(имя сущ.,имя
прилаг.)
|
10
неделя
|
5
|
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».
|
15
неделя
|
6
|
Контрольная работа по теме «Правописание
причастий»
|
20
неделя
|
7
|
Контрольный диктант по теме «Причастие»
|
22
неделя
|
8
|
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
|
24
неделя
|
9
|
Контрольная работа по теме «Правописание
числительных».
|
27
неделя
|
10
|
Р.р. Контрольная работа. Сочинение по картине Левитана «Лесистый
берег»
|
28
неделя
|
11
|
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса.
|
32
неделя
|
12
|
Контрольная работа. Изложение «Речкино имя».
|
33
неделя
|
13
|
Контрольная работа по теме « Уровень
освоения основных орфографических и пунктуационных навыков за курс 6
класса».
|
35
неделя
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.