Главная / Начальные классы / программа по русскому языку 4 класс рамзаева

программа по русскому языку 4 класс рамзаева



«РУССКИЙ ЯЗЫК»

(для четырёхлетней начальной школы)


Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Введением в курс русского языка является обучение грамоте — интегри-рованный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русский язык».

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»

-приобретение и систематизация знаний о языке;

-овладение орфографией и пунктуацией;

-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Азбука, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс русского языка в 4 классе составляет 170 часов (5 часов в неделю)..


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита-

ние любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,

технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык»

является сформированность следующих умений:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из

двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по

плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.


Содержание учебного предмета «Русский язык»

170 ч (5 часов в неделю)

Лексика

Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.

Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы (злость – злоба; ходьба-хождение; старик-старче; близко-близехонько; тигриный-тигровый; вымазать-измазать; выкупать-искупать; напугать – испугать).

Слова однокоренные, противоположные по значению (домик-домище; открыть-закрыть; уснуть-проснуться).

Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).

Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.)

Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.)


Морфемика (состав слова)


Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.

Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов, глагольные суффиксы как признак спряжения глаголов. Формообразующий суффикс - л- в глаголах прошедшего времени.

Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме ( вода – сущ., ж.р., 1 скл.; сено - сущ., ср.р, 2 склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильная – ж.р., тв. основа; большой – м.р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (белеет – 3-е л., ед.ч., наст. время и др.).

Роль приставок в образовании глаголов (ходить – уходить – переходить – заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила – отговорила; прибежать – убежать; приходить – уходить и др.).


Морфология (120 ч)


Имя существительное (40 ч)


Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2, 3 склонения.

Склонение имен существительных 1,2 и 3 склонения.

Правописание безударных личных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на – мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительные как член предложения.

Употребление мен существительных в речи.


Имя прилагательное ( 25 ч)


Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.

Склонение имен прилагательных. Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.

Прилагательное как член предложения.

Употребление имен прилагательных в речи.


Личные местоимения. (7ч)

Местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.

Личные местоимения я. Ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как член предложения.

Употребление личных местоимений в речи.


Глагол(45 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределённой формы - стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся–-ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Наречие (3ч)

Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Употребление в речи. Наречие как член предложения.

Синтаксис и пунктуация (30ч)

Предложение. Главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).

Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.

Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.

Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.

программа по русскому языку 4 класс рамзаева
  • Начальные классы
Описание:

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

Автор вакалова евгения юрьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1206
Номер материала 17503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓