Главная / Русский язык и литература / Программа по русскому языку 4 класс

Программа по русскому языку 4 класс

Пояснительная записка
к тематическому планированию по русскому языку


Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Москва. Издательство «Просвещение»200 год,

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: «Просвещение», 2010 год.

- Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева,- Самара: А.В. Полякова Издательский дом «Фёдоров», 2011.

- Приказ МоиН РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, на 2013/2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года, №2885)

- Приказ МоиН РТ№ 3933/11 от 2 августа 2011 г. «Об утверждении базисного учебного плана на 2014-2015 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего образования»

- Учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2014 - 2015 учебный год.

- Положение о составлении рабочей программы МБОУ «СОШ №31»

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по русскому языку, рассчитана на 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю.

Рабочая программа учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей, как воспитание патриотизма и гражданской ответственности.

Содержание учебной программы

Повторение.

Предложение. Текст.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное.

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное.

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.Морфологический разбор имен прилагательных. Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол.

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после чв глаголах неопределённой формы.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-тьсяв глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о; –-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.Морфологический разбор глаголов.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок. Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина –длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Наречие.

Значение наречия. Употребление в речи.

Повторение.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Резерв.



I-четверть

II-четверть

III-четверть

IV-четверть

1

Административные контрольные работы

1

1

-

1

2

Контрольные работы

2

1

3

1

3

Проверочные работы

1

-

1

1

4

Обучающие сочинения

1

1

1

1

5

Обучающие изложения

1

-

2

1










Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуре и основе национального самознания.

Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

- познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.




Учебно-методический комплекс

Дидактическое обеспечение

Полякова А.В. «Русский язык». 2 части.М.: «Просвещение», 2010.

.Крылова О.И.»Русский язык» рабочая тетрадь. Издательство «Экзамен», 2014.

Методическое обеспечение

Полякова А.В. Программа по русскому языку // Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом Фёдоров, 2011.

Росланова О. Русский язык. Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой. М., 2006.

Предметные олимпиады в начальной школе. М.: «Аркти», 2007.














Общая характеристика учебного предмета

Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л. В. Занкова включают:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущую роль теоретических знаний в обучении;

- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;

- осознание школьником процесса обучения;

- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.

Содержание курса – совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Место учебного предмета в плане

На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч.

На изучение курса отводится 170 часов (по 5 часов в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания предмета

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;



















Планируемые результаты

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное / неодушевленное и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Выпускник получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- строить монологические высказывания;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Развитие речи

Выпускник научится

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоя¬тельно создаваемых текстов);

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Система языка

Выпускник научится

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;

- согласные твердые/ мягкие, парные/ непарные твердые и мягкие;

- согласные звонкие/ глухие, парные/ непарные звонкие и глухие;

- знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Лексика

Выпускник научится

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Состав слова (морфемика)

Выпускник научится

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оце¬нивать правильность проведения разбора слова по составу.

Морфология

Выпускник научится

- определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

- определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенно¬му в учебнике алгоритму;

- оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они отно¬сятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Синтаксис

Выпускник научится

- различать предложение, словосочетание, слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

- определять восклицательную, невосклицательную интонацию предложения;

- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- выделять предложения с однородными членами.












Учебно-методическое обеспечение

Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:

для учащихся:

Полякова, А. В. Русский язык: учебник для 4 кл. нач. шк. : в 2 ч. / А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2013.

Тикунова, Л. И. Прописи-ступеньки. Чистописание. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013;

для учителя:

Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3–4 классы: методические рекомендации к учебнику / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2013.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

тренажеры по русскому языку;

Интернет-сайты:

wwwsolnet. ru;

www festival. ru;

www kulichiki.ru.






















Тема урока

К-во

часов

Виды учебной деятельности

обучающихся

Дата

план

факт

1 четверть 36 часов
Сложное предложение 6 часов


Сложное предложение.


Знакомство с новым видом предложений.
Определение «Сложное предложение», умение распознавать сложные предложения.

1.09



Союзы в сложных предложениях.


Ознакомление со способами соединения простых предложений в сложное. Умение распознавать сложные предложения.

3.09


Сложные предложения и простые предложения с однородными членами.


Определение грамматической основы предложения и разбирать его по членам, формирование умения различать сложное предложение и предложение с однородными членами. Знакомство со сложным предложением, состоящим из простых с однородными членами.

5.09


Упражнения в распознавании сложных предложений и предложений с однородными членами.


Постановка знаков препинания. Отличие сложного предложения от простых с однородными членами.

6.09



Роль союзов в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами предложения.


Проверка умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами предложения; разбор предложения разной конструкции по частям речи и по членам предложения, расставлять знаки препинания.

8.09


Отличия сложного предложения и предложения с однородными членами предложения.


Постановка знаков препинания. Отличие сложного предложения от простых с однородными членами.

10.09


Местоимение 9 часов

Местоимение. Общее понятие.


Раскрытие понятия местоимения. На основе характеристики местоимений определение отличия местоимений от других частей речи.

12.09


Личные местоимения 1,2, 3-го лица в форме единственного и множественного числа.


Определение и раскрытие темы и главной мысли в собственном высказывании. Формирование умения структурно оформлять текст собственного высказывания.

13.09


Входная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями.


Формирование умения совершенствовать текст по содержанию.
Оценивание содержательной стороны текста.

15.09


Анализ входной контрольной работы. Работа над ошибками.. Предлоги перед местоимениями


Ознакомление с личными местоимениями. Умение определять лицо местоимений.

17.09


Склонение личных местоимений 1и 2 лица.


На основе наблюдений сделать вывод о раздельном написании местоимений с предлогами.

19.09


Склонение личных местоимений 3 лица.


Первичное знакомство со склонением местоимений. Наблюдение за различными падежными формами местоимений.

20.09


Правописание местоимений с предлогом.


Наблюдение за изменением местоимений с предлогами при склонении, правилом правописания местоимений 3-го лица в косвенной форме без предлога.

22.09


Контрольная работа по теме: «Местоимение».


Проверка состояния знаний и умений по правописанию местоимений.

27.10


Коррекция знаний обучающихся.
Правописание местоимений с предлогами.


Закрепление навыка в правописании местоимений с предлогами и без предлогов.

29.09


Правописание гласных и согласных в приставках4 часа

Правописание гласных и согласных в приставках.


Совершенствование навыка в правописании приставок. Работа над смысловым значением слов, употребляемых с разными приставками

24.09


Правописание согласных в приставках об-.от, над-,под-,в-. с-..


Совершенствование навыка в правописании приставок. Работа над смысловым значением слов, употребляемых с разными приставками.

26.09


Правописание гласных и согласных в приставках.


Расширение опыта построения текста. Формирование умений определять тему и идею текста; формирование умений составлять план в соответствии с композицией текста. Передача содержания повествовательного текста.

1.10

2.10

Упражнение в правописании гласных и согласных в приставах. Проверочная работа по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».


Проверка состояния знаний и умений на начало учебного года.

Проверка состояния знаний и умений по правописанию
приставок

2.10

1.10

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам.


Знакомство с изменением глаголов настоящего времени по лицам и числам.
Развитие умения определять лицо и число глаголов настоящего времени.
Наблюдение за смысловым значением глаголов.

3.10


Личные окончания глаголов настоящего времени.


На основе наблюдений и сравнения глаголов настоящего времени единственного и множественного числа определение понятия о личных окончания

6.10


Правописание личных окончания глаголов настоящего времени.
Проверочный словарный диктант.


Умение определять лицо и число глаголов настоящего времени, определять лицо глаголов настоящего времени.

8.10


Будущее простое время глагола. Изменение глаголов будущего времени.


Понятие о будущем простом и сложном времени. Умения различать глаголы в будущем простом и сложном времени.

10.10


Правописание глаголов будущего простого времени.


Закрепление умения различать глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов, разбирать глаголы по составу.

11.10


Обучающее изложение «Капитан».


Представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении.

13.10


Анализ и редактирование изложений.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.


Совершенствование умения употреблять глаголы в нужном времени.

15.10


Упражнение в изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.


Совершенствование умения употреблять глаголы в нужном времени

17.10


Определение времени, лица и числа глаголов.
Р/р. Письмо другу.


Умение определять лицо и число глаголов настоящего времени, определять лицо глаголов настоящего времени.

18.10


Личные окончания глаголов будущего времени. Контрольный словарный диктант.


Понятие о будущем простом и сложном времени. Умения различать глаголы в будущем простом и сложном времени.

Закрепление навыка в определении времени, лица и числа глаголов.

20.10


Связь слов в глагольных словосочетаниях. Р/р. Работа со словарём фразеологизмов.


Представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении.

22.10


Глагольное управление именами существительными в косвенных падежах.


Представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении.

Совершенствование умения употреблять глаголы в нужном времени.

24.10


Зависимость формы падежа существительного от глагола


Закрепление умения различать глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов, разбирать глаголы по составу.

25.10


Итоговая контрольная работа
за I четверть.


Проверка знаний и умений в расстановке знаков препинания в разных видах предложений по составу, по интонации; разбор слова по составу; изменения глаголов по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем временах; синтаксический разбор предложения.

27.10


Коррекция знаний обучающихся. Неопределенная форма глагола. Суффиксы неопределённой формы глаголов –ТЬ, -ТИ и глаголы на ЧЬ. Звукобуквенный анализ слов.


Закрепление навыка в определении времени, лица и числа глаголов.

29.10


Способ нахождения основы глагола в неопределенной форме.


Знакомство со способом нахождения основы неопределённой формы

31.10


Роль глаголов неопределенной формы в предложении.


Представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении. Развитие умения разбирать глаголы в неопределенной форме по составу

1.11


2 четверть 28 часов

Образование глаголов в прошедшем времени.


Совершенствование умения устанавливать связь слов в предложении, употреблять форму существительного в зависимости от глагола (с предлогом или без предлога).



Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени.
Глаголы в прошедшем времени.


Знакомство с отличительной особенностью глаголов мужского рода прошедшего времени.
Знакомство с отличительной особенностью глаголов прошедшего времени.



Понятие о частицах. Отрицательная частица не, правописание частицы не с глаголами.


Знание о служебных частях речи. Знакомство с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами.



Первое и второе спряжение глаголов.

Спряжение глаголов. Понятие о спряжении. Признаки I и II спряжения глаголов.


Знакомство с понятием о спряжении глаголов.

Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения.



Правописание личных ударных окончаний глаголов.


Умение определять спряжение глаголов.

Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения.

Сделать вывод о правописании ударных окончаний глаголов.



Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями.


Различие окончаний 1-го и 2-го спряжения, результаты оформить в таблицу.



Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1-го и 2-го спряжения.


Различие окончаний 1-го и 2-го спряжения, результаты оформить в таблицу.

Навыки в правописании окончаний 1-го и 2-го спряжения.



Определение спряжения по неопределенной форме.


Совершенствование умения определять спряжение глагола по неопределённой форме.



Правописание безударных окончаний глаголов.
Проверочный словарный диктант.


Знакомство со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.



Контрольная работа по теме: «Спряжение глагола».


Проверка формирования навыка в правописании безударных личных окончаний глаголов



Коррекция знаний обучающихся. Упражнение в определении спряжения глаголов.


Умение детей правильно ставить вопросы для точности определения спряжения глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений.



Формирование умения определять спряжение глагола.
Коррекция знаний обучающихся.


Умение детей правильно ставить вопросы для точности определения спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений.



Глаголы — исключения.


Понятие о глаголах-исключениях.
Упражнения в правописании безударных окончаний глаголов. Вывод о спряжении глаголов с приставками.



Упражнения в правописании безударных окончаний глаголов.


Составление обширного списка глаголов-исключений с приставками с целью узнавания их в качестве исключения.



Правописание безударных окончаний глаголов

Р/р. Работа с орфографическим словарём..


Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо.



Контрольный диктант по теме:
«Правописание личных окончаний глаголов».


Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов.



Коррекция знаний учащихся. Упражнение в правописании безударных окончаний глаголов.


Проверка навыка в правописании безударных окончаний глаголов.

Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо



Обучающее сочинение — рассуждение по теме «Если бы я поймал Золотую рыбку».


Написание сочинения – рассуждения.



Анализ и редактирование сочинения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.


Редактирование текста.
Проверка навыка в правописании безударных окончаний глаголов



Наречие.

Наречие. Основные признаки наречий – неизменяемость и примыкание к другим частям речи.


Знакомство с наречиями, их основными признаками – неизменяемостью и примыканием к другим частям речи; обозначить роль наречий в предложении.



Употребление наречий в предложении. Контрольный словарный диктант.


Развитие умения дополнять предложение наречиями, правильно ставить вопросы, находить члены предложения, которым примыкают наречия; выявить морфологические признаки наречий.



Итоговая контрольная работа за 2 четверть.


Написание под диктовку текста с изученными орфограммами Совершенствование умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определение их значение; обобщение знания о частях речи. Нахождение в словах изученных орфограмм.



Коррекция знаний обучающихся. Наречие. Значение наречий.


Развитие умения дополнять предложение наречиями, правильно ставить вопросы, находить члены предложения, которым примыкают наречия; выявить морфологические признаки наречий.



Правописание наречий.


Совершенствование умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определение их значение; обобщение знания о частях речи. Нахождение в словах изученных орфограмм



Правописание наречий.


На основе осмысления разных типов связи наречий с другими частями речи в предложении знакомство со значениями наречий.



Обучающее сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка».


Умение составлять текст-описание; познакомить учащихся с творчеством В. Г. Перова; развивать орфографическую зоркость.



Анализ и редактирование сочинений.
Образование наречий.


Понятие «наречия как части речи», «разряды наречий», понятия «сложное и простое предложения»; развивать умения и навыки в определении разряда наречий; развивать орфографическую зоркость.



Нахождение наречий в тексте. Синтаксический разбор предложения.


Работа над поясняющей функцией наречий, дифференциацией частей речи по их существенным признакам; познакомить со способами образования наречий от других частей речи.



3 четверть 40 часов

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов.


Работа над поясняющей функцией наречий, дифференциацией частей речи по их существенным признакам; познакомить со способами образования наречий от других частей речи.



Образование наречий от косвенных падежей имен существительных.


Знакомство с образованием наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов; формирование умения разбирать наречия по составу.



Образование наречий от имён прилагательных.


Совершенствование умения образовывать наречия от других частей речи; различать наречия, образованные от имён существительных и прилагательных



Правописание наречий с шипящей.
Звукобуквенный анализ слов.
Коррекция знаний обучающихся.


Знакомство учащихся с правописанием суффиксов на конце наречий после шипящих и правописанием букв на конце наречий с приставками.



Правописание наречий с приставками.


Навыки правописания наречий.



Правописание наречий с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему.


Знакомство учащихся с правописанием наречий с приставкой по-, формирование навыка правописания наречий.



Правописание наречий.


формирование навыка правописания наречий.



Контрольная работа по теме: «Правописание наречий».


Написание под диктовку текста с изученными орфограммами.



Второстепенный член предложения – обстоятельство – 7 часов

Коррекция знаний обучающихся.
Второстепенный член предложения — обстоятельство.


Навыки правописания наречий. Представление о второстепенном члене предложения – обстоятельстве.



Сравнение дополнений и обстоятельств.
Разбор предложения по членам предложения.


Знакомство учащихся с обстоятельствами места, выраженными именами существительными; развивать умение разбирать предложения по членам предложения.



Обстоятельства места, выраженные именами существительными и наречиями.


Умение находить в предложении обстоятельства и дополнения, сравнивать их.



Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени.


Развитие умения находить в предложении обстоятельства времени.



Обстоятельства образа действия.


Развитие умения находить в тексте обстоятельства образа действия.



Обучающее сжатое изложение по самостоятельно составленному плану («Барсучий нос» по К. Паустовскому).


Воспроизведение текст по памяти и самостоятельно составленному плану.



Анализ и редактирование изложений.
Обстоятельства времени, места, образа действия.


Умение находить обстоятельства в тексте, разбирать предложения по членам предложения; развивать орфографическую зоркость.



Второстепенный член предложения –обстоятельство.
Проверочная работа по теме: «Обстоятельства».


Умение находить обстоятельства в тексте, разбирать предложения по членам предложения; развивать орфографическую зоркость.



Склонение имён прилагательных

Коррекция знаний обучающихся. Родовые окончания имён прилагательных. Основы имен прилагательных.


Распознавание родовых окончаний имён прилагательных.



Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце.


Определение особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода; развивать умение распознавать падежи. Развитие умения распознавать падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания.



Ударные и безударные окончания имен прилагательных.


Развитие умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных; формирование орфографической зоркости.



Безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.


Развитие умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных; формирование орфографической зоркости.



Р/р. Словарь синонимов.
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Развитие умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных; формирование орфографической зоркости.
Умение определять падеж имен прилагательных, правильно писать безударные окончания имен прилагательных.



Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.
Проверочная работа по теме: «Склонение имён прилагательных».


Умение определять падеж имен прилагательных, правильно писать безударные окончания имен прилагательных.



Коррекция знаний обучающихся. Склонение имён прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.


Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.



Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода.


Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.



Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.


Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.



Обучающее изложение с элементами сочинения («Случай с кошельком» по Е. Пермяку).


Умение создавать план текста. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями. Оценивание текста, нахождение в тексте смысловых ошибок.



Анализ и редактирование изложений.
Склонение имён прилагательных женского рода.


Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.



Упражнение в склонении имён прилагательных женского рода с твердым согласным на конце.
Проверочный словарный диктант.


Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.

Написание под диктовку текста с изученными орфограммами.



Склонение имен прилагательных во множественном числе.


Развитие орфографической зоркости, умение работать над ошибками.



Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
Контрольный словарный диктант.


Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных во множественном числе; формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе.



Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.


Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.



Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.


Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в родительном падеже.



Обучающее сочинение-описание «Зима в лесу».


Написание сочинения по наблюдениям. Анализ последовательности собственных действий при работе над сочинениями. Оценивание текста, нахождение в тексте смысловых ошибок.



Анализ и редактирование сочинений.
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.


Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.



Контрольная работа по теме: «Написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».


Упражнение в правильном написании безударных окончаний имен прилагательных.



Коррекция знаний обучающихся.

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.


Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.



Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.


Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.



Склонение имён прилагательных женского рода с мягким согласным на конце.


Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.



Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.


Упражнение в умении писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.



Окончания имен прилагательных в винительном и творительном падежах.


Упражнение в умении писать безударные окончания имен прилагательных.



4 четверть 36 часов

Безударные окончания имен прилагательных единственного числа. Р/р. Образные выражения.


Умение правильно склонять прилагательные во единственном числе и употребление их в речи; закрепление правописания падежных окончаний имен прилагательных.
Умение правильно писать окончания



Склонение прилагательных множественного числа. Окончания имен прилагательных во множественном числе.


Умение правильно склонять прилагательные во множественном числе и употребление их в речи; закрепление правописания падежных окончаний имен прилагательных.
Умение правильно писать окончания прилагательных во множественном числе.



Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных во множественном числе.


Умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных



Родительный, дательный, предложный падежи
имен прилагательных во множественном числе.


Умение различать родительный, дательный, предложный падежи прилагательных и их окончания.



Образование имён прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-.


Знакомство учащихся со способом образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов.



Контрольная работа по теме: «Написание окончаний имен прилагательных».


Проверка знаний и умений учащихся в правописании окончаний имен прилагательных.



Коррекция знаний обучающихся
Написание окончаний имен прилагательных.


Коррекция знаний и умений учащихся в правописании окончаний имен прилагательных.



Глагол

Глаголы с суффиксами -ся ,-сь.
Звуковой анализ слова.


Знакомство учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи.



Правописание глаголов с суффиксами -ся ,-сь.
Основа глагола.


Формирование навыка написания суффиксов -ся-, -сь в глаголах, правильного употребления возвратных глаголов в речи.



Правописание мягкого знака в глаголах 2 -го лица.


Формирование навыка написания суффиксов -ся-, -сь в глаголах, правильного употребления возвратных глаголов в речи.



Обучающее сочинение с элементами описания «Моя мама».


Умение использовать элементы описания в сочинении, составлять его план.



Анализ и редактирование сочинений.
Правописание мягкого знака в глаголах второго лица.
Проверочная работа.


Отрабатывание правописания глаголов 2-го лица.



Неопределенная форма глаголов, оканчивающихся на -ться и -тся.


Знакомство учащихся с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться; формирование навыка задавать вопрос к глаголам.



Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3 -м лице.


Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на -тся в 3-м лице.



Упражнение в правописании глаголов в неопределенной форме и в 3 -м лице.


Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на -тся в 3-м лице.



Глаголы с возвратным значением.
Проверочный словарный диктант.


Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на -тся



Правописание глаголов с возвратным значением.Тест.


Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на –тся.



Контрольное изложение «Купание медвежат».


Воспроизведение текста по памяти и самостоятельно составленному плану.



Правописание глаголов с возвратным значением. Анализ и редактирование изложений.


Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на –тся.



Предложение

Простые и сложные предложения

.Предложения с однородными членами.
Контрольный словарный диктант.


Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении.



Обобщение знаний о предложении. Простые, сложные предложения и предложения с однородными членами.


Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении.



Сочинение-рассуждение на тему «Кем я хочу быть?»


Умение составлять текст-рассуждение; познакомить учащихся с разными профессиями; развивать орфографическую зоркость.



Коррекция знаний обучающихся.
Знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами.


Развитие умения и навыки в постановке знаков препинания; развивать орфографическую зоркость.



Речь

Речь. Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.


Представление о речи и ее видах в тексте; учить понимать главную мысль текста, установка смысловых связей между частями текста.



Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.


Развитие умения определять стиль текста, выделять его части.



Итоговая контрольная работа.


Проверка знаний и умений учащихся в правописании изученных орфограмм



Коррекция знаний обучающихся.
Текст. Тексты разговорные, деловые,
художественные. Фразеологизмы.


Развитие умения определять стиль текста, выделять его части.



Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.


Развитие умения определять стиль текста, выделять его части.



Прямая речь.


Знакомство учащихся с понятием «прямая речь»; учить находить прямую речь в письменной и устной речи, выделять ее голосом и знаками препинания.



Употребление прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Закрепление умения выделять прямую речь на письме; развитие орфографической и пунктуационной зоркости



Повторение изученного по теме: «Неопределенная форма глаголов, оканчивающихся на -ться и 3е лицо глаголов, оканчивающихся на -тся.».





Повторение изученного по теме: «Личные окончания глаголов»







Программа по русскому языку 4 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуре и основе национального самознания.

Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

- познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по русскому языку, рассчитана на 136 часов, из расчёта 4 часа в неделю.

Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный   государственный  образовательный стандарт  начального общего образования,  Москва. Издательство «Просвещение»200 год,

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: «Просвещение», 2010 год.

- Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева,- Самара: А.В. Полякова Издательский дом «Фёдоров», 2011.

- Приказ МоиН РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений  Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных   учреждениях, реализующих программы начального общего образования, на 2013/2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года, №2885)

 

 

Автор Яругина Валентина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 519
Номер материала 2921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓