Главная / Русский язык и литература / Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ

11 класс

Учитель – Студеникова Л.А.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по спецкурсу «Основы редактирования» рассчитана на 35 часов в год (1н/ч) в 11 классе. Разработана учителем русского языка и литературы Студениковой Л. А.

Рабочая программа по данному спецкурсу составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (учебный предмет РУССКИЙ ЯЗЫК); программы спецкурса «Основы редактирования» (СоставительТ.М.Пахнова ) Предназначена для общеобразовательных школ. Базовый уровень.

Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.

Цели курса:

- развить речь, научить владеть словом, а значит создать условия для реализации творческих возможностей учащихся;

- довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.

Задачи курса:

- формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи учащихся на основе практической работы с текстом;

-формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте);

- формирование у учащихся знаний основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.

Курс включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. В курсе предусмотрена работа по культуре речи (виды речевых ошибок и способы их устранения).

Краткое пояснение особенностей организации учебного процесса по курсу.

Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Используются разнообразные формы занятий: семинары, практикумы, дискуссии.

Для реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся применяются следующие формы работы: защита практических работ, рефератов, исследовательских работ.

Программа курса имеет линейную структуру, так как требует последовательного изучения материала.

Курс 10-го класса “Как строится текст” включает работу над речеведческими понятиями и расширяет знания о тексте. Курс 11 класса “Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения” предполагает активную практическую и профессионально ориентированную деятельность обучающихся, поэтому предполагается включение в занятия большого объема самостоятельной работы старшеклассников (лингвистический эксперимент, саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений и творческих проектов), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Курс адресован учащимся старших классов, которые хотели бы совершенствоваться в написании различного рода текстов, в первую очередь сочинений для сдачи ЕГЭ.  

  1. Содержание курса в 10 классе



Культура речи как сложное и многоаспектное понятие.

Культура речи — владение нормами литературного языка.

Культура речи — умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно; умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

Качества хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность, хорошее знание фактического материала); правильность (владение нормами литературного языка); точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).

Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения' словосочетаний, предложений, текста, а также нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи).

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.

Речевые недочеты.

Виды речевых ошибок и недочетов (лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные, стилистические).

Лингвистические словари.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).

Нарушение лексической сочетаемости.

Неоправданное повторение одного и того же слова.

Употребление рядом (или близко) однокорсниых слов.

Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.

Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).

Неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма и др)


  1. Учебно-тематический план


п/п

Содержание материала

Количество часов

1

Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения

14 ч

2

Лексические ошибки (недочёты) и их исправление

9 ч

3

Редактирование текста

11 ч

4

Повторение и обобщение

1 ч

ИТОГО

35 ч


  1. Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:

  • читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы

  • находить и классифицировать речевые и грамматические ошибки;

  • владеть всеми приемами литературной правки

  • использовать различные словари, справочники в процессе редактирования;

  • создавать оригинальное высказывание, соблюдая нормы литературного языка;

  • выполнять лингвостилистический анализ текста.


  1. Учебно-методическое обеспечение курса.

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Розенталь Д.Э Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 368

  2. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. – 651 с.

  3. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. – М., 1997.

  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1991.

  5. Головин И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1996.

  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1982.

  7. Жбанкова Т.С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений// Русский язык в школе. – 1980. – №1.

  8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

  9. Лингвистические знания – основа умений и навыков/ Сост. Т.А. Злобина. М., 1995.



Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 1008 с.

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. – 448 с.

  3. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 752 с.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д.Э Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 768 с.

  5. Словари синонимов, трудностей словоупотребления, юного филолога, грамматико-орфографический, толковый, фразеологический, антонимов.



Словари.

  1. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. – М., 1999.

  2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.,2000.

  3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1999.

  4. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М.,2003.

  5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.,2003.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1996.

  7. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1995.

  8. Словарь русского языка: В 4 т. – М.,1998.

  9. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. – М.,2001-2002.

  10. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М. – Л.,2001.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1994.

  1. Календарно-тематическое планирование


урока

Содержание урока


 

Культура речи. Речевые ошибки и способы их устранения (14ч)


 1

Основы культуры труда редактора, корректора, референта и т.д. Культура речи как сложное и многоаспектное понятие. Культура речи – владение нормами литературного языка.


 2

Требования к квалификации специалистов. Качества хорошей речи: содержательность, правильность, точность.


 3

Профессиональные планы и образовательный потенциал. Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления).


 4

Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области образования грамматических форм).


 5

Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области построения словосочетаний, предложений, текста, а также нарушения коммуникативной целесообразности).


 6

Речевые ошибки (нарушения требований стилистики и культуры речи).


 7

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Лингвистические словари. Работа с информационными источниками.


 8

Речевые недочёты. Виды речевых ошибок и недочетов (лексические, морфологические). Выбор темы и проблемы проекта.


 9

Виды речевых ошибок и недочетов (синтаксические). Определение путей реализации проекта.


 10

Виды речевых ошибок и недочетов (словообразовательные, стилистические). Поиск источников информации для выполнения проекта.


 11

Лингвистический практикум. Документальное представление проектируемого продукта труда.


 12

Лабораторная работа. Оценка качества проектной деятельности.


 13

Защита лингвистического проекта.


14 

Тренировочная работа № 1.


 

Лексические ошибки (недочёты) и их исправление (9 ч)


 15

Употребление слова в несвойственном ему значении. Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов). Нарушение лексической сочетаемости


 16

Неоправданное повторение одного и того же слова. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов


 17

Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.


 18

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.


 19

Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).


 20

Неправильное употребление фразеологизмов


 21

Лингвистический практикум.


 22

Лабораторная работа.


23

Контрольная работа № 2.


 

Редактирование текста (11ч)


24

Формы изложения авторской позиции. Формы чужой речи. Отношение субъекта и адресата речи. Оформление авторских пояснений.


 25

Логико-смысловой анализ текста. Приемы выявления и проверки логико-смысловых связей.


 26

Основные логические ошибки и способы их устранения.


 27

Лингвистический практикум. Планирование проектной деятельности.


 28

Единицы редактирования и порядок их обработки. Выбор технологии реализации проекта.


 29

Виды правки. Условные знаки корректорской правки. Поиск информационных источников для проекта.


 30

Лингвистический практикум. Документальное представление проектируемого продукта труда на бумажном и электронном носителях.


 31

Лабораторная работа. Подготовка резюме и формы презентации для получения профессионального образования и трудоустройства.


 32

Контрольная работа № 3.


 33

Защита лингвистического проекта.


 34

Защита лингвистического проекта.


35 

Повторение и обобщение (1ч)


Итого:

35 часов



9


Программа по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по спецкурсу «Основы редактирования» рассчитана на 35 часов в год (1н/ч) в 11 классе. Разработана учителем  русского языка и литературы    Студениковой Л. А.

 

Рабочая программа по данному  спецкурсу составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (учебный предмет РУССКИЙ ЯЗЫК); программы спецкурса «Основы редактирования» (СоставительТ.М.Пахнова ) Предназначена для общеобразовательных школ. Базовый уровень.

Автор Студениква Любовь Андреевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 550
Номер материала 12432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓