Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыПрограмма по работе с одаренными детьми

Программа по работе с одаренными детьми

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Советская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по работе с одаренными детьми

 

 

«Интеллектуал»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель:

Элла Ивановна Ештыганова

учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советский

2015

 

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.

В связи с этим, в 1997г. в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей [4]. В 2001г. Правительство РФ утвердило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требований к системе Российского образования является» формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи» [2, с. 5]. Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности А.А. Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня-забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл» [3, с. 3].

Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями . Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.

Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета.

Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей.

Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.

.

 

 Программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Участники программы – учащиеся с 5 – го по 9 – й класс

 

 

Цель и задачи программы

В связи с социальным заказом цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть определена следующим образом:

·    развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;

·    Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

·    Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

·    Обогащение социального опыта школьников;

·    Помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании

·    Формирование готовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;

·    Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

·    Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

·    Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Ожидаемые результаты

Конечным результатом реализации программы должны стать:

  • Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, максимальное развитие навыков аудирования, устной речи, чтения и письма на английском языке. Формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;

·        Формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность

 

 

 

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни.

·         

·        Обогащение мировосприятия учащегося, осознание места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

·        Создание предпосылок для успешной коммуникации в различных ситуациях общения.

·        Соблюдение этикетных норм межкультурного общения.

·        Участие в Интернет - проектах, конкурсах, олимпиадах.

                Основные мероприятия программы

·    организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

·    приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

·    приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

·    проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Принципы выявления одаренных детей

Использованная методика

Цель диагностирования

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).

 

Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Характер и наличие учебной мотивации.

Методика Климова И.И. «Карта интересов».

Определение круга интересов и склонностей ребёнка.

Опросник Айзенка.

Личностные особенности.

Тест на определении уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

Уровень школьной тревожности.

Социометрия. Автор – Дж.Морено.

Социальный статус в коллективе.

 

 

Содержание программы

В 5-9 классах усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Поэтому в своей работе я широко применяю метод проектов, и в соответствии с Примерными программами по английскому языку на заключительном уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить проект. Работа над проектом способствует развитию критического и творческого мышления учащихся, ориентирует их на самостоятельную деятельность. Тема проектов, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уровнем языковой подготовки детей. Работать над проектной методикой начинается с 5 класса.

В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом «Творческий проект – это интересно». Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя. Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет. Чтобы успешно защитить проект на уроке, необходимо дома отчитать текст проекта.

В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике. Работая над проектом, дети учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.

Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 10 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Мой родной город», «Достопримечательности», в 8 классе – «путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а в 10 классе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».

Презентация проектов проходит в виде постеров, докладов или ролевой игры на уроке – Защита знаний по английскому языку, уроке – конференции .

Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:

·    самоопределенческая – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;

·    коммуникативная – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;

·    имитационного моделирования (игровая) – способность решать жизненно важные проблемы;

·    проблемно-поисковая – способность решать проблемы и проблемные ситуации;

·    деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

·    рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Таблица 1.

Тематика проектов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1 год работы (5 класс)

1

«Моя школа»

1

2

«Моё любимое домашнее животное»

1

3

«Мое хобби»

1

4

«Моя семья»

1

5

«Мой родной город»

1

6

«День рождения»

1

2 год работы (6 класс)

1

«Подростковая мода»

1

2

«Моё любимое время года»

1

3

«Лондон»

1

4

«Мой любимый английский город»

1

5

«Моя мечта»

1

3 год работы (7 класс)

1

«Школа моей мечты»

1

2

«Спорт в моем поселке»

1

3

«Экологические проблемы нашего города»

1

4

«Добро пожаловать в Россию»

1

5

«Люди, которыми мы гордимся»

 

6

«Моё свободное время.»

 

4 год работы (8 класс)

1

«Добро пожаловать в Британию»

1

2

«Праздники в России»

1

3

«Олимпийские игры»

1

4

«Покупки»

1

5 год работы (9 класс)

1

«Литература Британии и России»

1

2

«Средства массовой информации»

1
1

3

«Моя родословная»

1

4

«Моя будущая профессия»

1

 

«Британия в современном мире»

1

Формы работы с одаренными учащимися:

·    групповые занятия с одаренными учащимися;

·    факультативы;

·    предметные кружки;

·    кружки по интересам;

·    конкурсы;

·    курсы по выбору;

·    участие в олимпиадах;

·    работа по индивидуальным планам;

·    занятия в профильных классах;

·    интеллектуальные марафоны.

В соответствии с формами работы с одаренными детьми был разработан элективный курс «Страна изучаемого языка.Великобритания» для учащихся 9-го класса .Курс «Страна изучаемого языка.Великобритания»  направлен на углубление и расширение тем базовой программы предмета «Иностранный язык» и имеет целью предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к предмету, утвердиться в сделанном выборе, а также помочь при подготовке к экзамену по английскому языку. Основными характеристиками этого курса являются его вариативность, долгосрочность, деятельностный и творческий подход, и оригинальность содержания. Курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию.

Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка, развитие творческих способностей детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном языке, научить детей понимать и выражать свои мысли на иностранном языке, применение информационных технологий при формировании социокультурной компетенции, то есть способность понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.

Элективный курс ««Страна изучаемого языка.Великобритания» имеет следующие цели и задачи: Учащиеся должны получить знания:

а) По основным темам национальной культуры Британии (история, география, политические отношения, образование и т. д.);

б) О социокультурных особенностях носителей языка.

Учащиеся должны понимать устные и письменные сообщения по темам, уметь правильно выражать свое мнение:

- активно работать с материалом;

- использовать справочную литературу и словари;

- научиться писать рефераты и выполнять проектные работы;

- развивать способности работать самостоятельно.

Содержание курса:

1.      Знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящей стране:

- историей и географией Великобритании;

- общественными и социальными отношениями;

- политической системой;

- обычаями, экономической и хозяйственной связями;

- окружающей средой;

- средствами массовой информации, ролью Великобритании в жизни мирового сообщества.

2.      Умение пользоваться текстовым материалом в учебниках и учебных материалах по страноведению.

3.      Формировать у школьников умение работать в различных режимах (учитель-ученик, ученик-ученик, группа-ученик и т.д.).

4.      Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изученный материал.

5.      Уметь слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения.

 Методы и приемы:

1.                                            Ознакомление с новой темой, лексикой (объяснение, слушание, самостоятельное изучение материала).

2.                                            Тренировка (ответы на вопросы, поиск ответов на вопросы в тексте, чтение и перевод, работа с карточками в паре, ролевые игры).

3.                                            Практика (обсуждение изученной темы, устная презентация, доклад)

Текущий контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. Особенный акцент делается на умении самостоятельно, осознанно, правильно фонетически и грамматически строить устную речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

 

1. Онлайн уроки английского языка на Study.Ru

2. http://www.iearn.orghttp://www.kidlink.org (Участие в

проектах).

 

Список литературы


1Компанеева Л.Г. Преподавание иностранных языков одаренным детям. – http://pn.pglu.ru.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2004.

3. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.
4. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по работе с одаренными детьми"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

  

   Данная программа разработана для работы с одаренными детьми по английскому языку.  Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

Смысл работы с одаренными учащимися:

 

- способствовать развитию каждой личности;

 

- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

 

- способствовать развитию общества в целом, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 602 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 376
    • DOCX 102 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ештыганова Элла Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ештыганова Элла Ивановна
    Ештыганова Элла Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 6133
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика билингвального обучения иностранным языкам

Учитель иностранного языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания китайского языка с учетом требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 107 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе