Главная / Школьному психологу / Программа по психологии "Высокая конфликтность"

Программа по психологии "Высокая конфликтность"

















Программа « Высокая конфликтность »

















Выполнила: Загуменная Ольга Викторовна













г.Волжский

Содержание

  1. Тема программы: «Высокая конфликтность»…………………………...3

  2. Пояснительная записка……………………………………………………3

  3. Целевая аудитория………………………………………………………...5

  4. Цели программы «Высокая конфликтность»……………………………5

  5. Задачи программы «Высокая конфликтность»……………………….…6

  6. Методы реализации программы……………………………………….…6

  7. Предполагаемый результат……………………………………………….6

  8. Этапы программы «Высокая конфликтность»……………………….….7

  9. Тематический план программы «Высокая конфликтность»…………....7

  10. Структура занятий………………………………………………………..10

  11. Диагностический инструментарий (оценка эффективности)………….11

  12. Рекомендации родителям…………………………………………….…..22

  13. Список использованной литературы………………………………….....23

  14. Сценарий занятия…………………………………………………………24























Пояснительная записка к программе профилактики и коррекции конфликтности у подростков «Высокая конфликтность»

В психолого – педагогической литературе понятие конфликт получило двоякое толкование, разделив учёных на два полюса. Одни считают конфликт — это столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности, несовместимости, противостояния - с точностью до формулировки у различных авторов. Вот что говорит в предисловии к своей книге "Конфликтология" В.И. Андреев: "... без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора, без умения вести переговоры человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире". В силу такого подхода В. И. Андреев и определяет конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников;

Другие учёные считают конфликт — это системой отношений, процессом развития взаимодействия, заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности).

Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия.

Предлагаемая программа направлена на профилактику высокого уровня конфликтности, развитие межличностного восприятия, повышение уровня коммуникативной компетентности школьников в возрасте 14-16 лет в процессе групповых занятий.

Актуальность программы заключается в сложившемся противоречии: что жизнь любого человека не возможна без конфликтов, но и степень конфликтности не должна превышать допустимых границ, не должна превращаться в неадекватные формы поведения. В любой группе непосредственное общение и совместная деятельность объединяет разных людей, их интересы могут не совпадать, не соответствовать друг другу. В результате несоответствия и непонимания возникают различного рода конфликты.

С одной стороны, конфликты закономерно приходят в нашу жизнь, изменяя причины и формы в каждом новом общении и ситуации. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста, иначе наступает застой. С другой стороны, встречаются ситуации, когда конфликтность в группе подростков достаточно высока, с этой проблемой необходимо работать более активно, обучая детей адекватным формам общения.

Другими словами, межличностные отношения в процессе конфликтов требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.

Порой неумение подростков правильно взаимодействовать друг с другом становится причиной возникновения конфликтности в их отношениях, нередко она носит угрожающий характер. Дети, становящиеся жертвой этой конфликтности, отказываются идти в школу, нарушается их учебно – познавательный процесс. Существует острая необходимость профилактики и коррекции высокой конфликтности подростка.

Таким образом, развивать межличностное восприятие необходимо в процессе общения, обогащая опыт успешного взаимодействия школьников в коллективе сверстников. Особенно эффективно проводить такую работу в 14 -16 лет, сензитивный для развития этого качества период.

Занятия по профилактике и коррекции высокой конфликтности, помогут подросткам получить навыки эффективного взаимодействия с окружающими, лучше понимать других и самих себя, что будет способствовать развитию культуры поведения в обществе, снижению конфликтности, личностному развитию.

Программа рассчитана на 15 встреч по 40-60 минут с периодичностью занятий 2-3 раза в неделю. Оптимальная численность группы 12-15 человек. На первых занятиях акцент следует сделать на сплочение группы и формирование взаимного доверия, снятие напряжения, что создаст предпосылки для более успешного осуществления работы с ребятами.

Целевая аудитория: подростки в возрасте от 14 до 16 лет.

Цели программы:

  1. Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

  2. Повышение компетентности в общении.

  3. Развитие и совершенствование способности познавать себя и других людей.

  4. Развитие способности к эмпатии.

Задачи программы:

1. Развитие умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2. Развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях.

3. Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния

4. Развитие навыков адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

5. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

6. Сплочение коллектива.

Методы реализации программы:

- обсуждение;

- дискуссия;

- игровые упражнения;

- интерактивные игры;

- арт-терапия;

- мозговой штурм.

Предполагаемый результат:

Критерием эффективности работы является развитие индивидуальных личностных качеств подростка, раскрытие его творческих ресурсов, гармонизация внутреннего мира, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности, конфликтности.

В результате работы по данной программе предполагается, что обучающиеся будут:

- уметь выбирать адекватные конфликтной ситуации стратегии поведения; понимать мотивы поведения «другого» и принимать его уникальность;

- владеть навыками бесконфликтного общения.


О программе:

Для проведения занятия группа,  как правило, рассаживается в кружок.  Учащиеся - члены группы - имеют возможность активно принимать участие в работе группы. Они могут высказывать собственное мнение, не подвергаясь критике, участвовать в активном обсуждении поднимаемых на занятии вопросов,  в упражнениях,  "мозговом штурме",  групповых дискуссиях. Причем участие является добровольным. Психолог, далее тренер,  не принуждает ученика при его отказе отвечать на вопросы или выполнять упражнения, но всячески поощряет его. Программа включает в себя 15 занятий. Частота занятий - два раза в неделю. Длительность - от 40 минут до 1 часа. Необходимые материалы: бумага, карандаши, мяч, бланки, проектор, стулья по количеству участников.


Этапы программы:

  1. Предварительный (запрос, работа с учителями и родителями).

  2. Диагностический  (работа с детьми, тестирование, разработка программы тренинга).

  3. Этап групповой работы (работа в группе, занятия по заданной теме).

  4. Повторная диагностическая работа.

  5. Консультативно-методическая работа.

Тематический план реализации программы (таблица):

Тема и содержание занятия

Время

Цели





1

«Знакомство»

Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами работы группы.

40 – 60

минут

Установление контакта с учениками; создание доверительной атмосферы; достижение взаимопонимания в целях работы программы.






2

«Личность»

Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.

40 – 60

минут

Сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении, прикоснуться к понятию ценности каждой личности; ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.






3

«Такие разные чувства»

Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.

40 – 60

минут

Научиться идентифицировать собственные эмоциональные состояния.



4

«Самооценка»

Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.

40 – 60

минут

Осознание возможности формирования адекватной самооценки.



5

«Человек и общение»

Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.

40 – 60

минут

Осознание собственной потребности и способности к общению; решение некоторых проблем в общении.





6

«Что такое конфликт. Конфликтные эмоции»

Понятие конфликта. Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другим людям. Принятие себя и другого как личности

40 – 60

минут

познакомить учащихся с понятием “конфликт”; дать представление о различных стилях разрешения конфликта; углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте; формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению; развитие навыков решения конфликтных ситуаций.



7

«Конфликты между полами»

Человек и гендерные особенности. Проблемы межполового общения.

40 – 60

минут

Разрешение конфликтного отношения между полами; донесение информации об объективных сложностях.





8

«Групповой давление»

Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы

40 – 60

минут

Формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя.





9

«Защита себя»

Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я, границ личности. Умение говорить "Нет".

40 – 60

минут

Формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию; осознание права и необходимости защищать себя.





10

«Стресс» Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.

40 – 60

минут

Ознакомление с процессом разрешения проблем и его этапами.



11

«Оценка стрессовой ситуации»

Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. Развитие когнитивной оценки проблемной или стрессовой ситуации

40 – 60

минут

Ознакомление с процессом первичной, вторичной оценки проблемной ситуации; провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации.





12

«Преодоление стрессовых и конфликтных ситуаций»

Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. Преодоление проблемных и стрессовых ситуаций

40 – 60

минут

Знакомство участников программы с процессом разрешения проблем по его этапам и этапами проблем-преодолевающего поведения.



13

«Целеполагание»

Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

40 – 60

минут

Формирование навыков изменения себя.



14

«Личностные ценности»

Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.

40 – 60

минут

Развитие навыков формирования активной жизненной позиции.





15

«Перспективы моего бесконфликтного общения»

Завершение работы

40 – 60

минут

Обсуждение результатов совместной работы; подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.


Структура занятий включает:


1. Приветствие

Цель - обозначить начало занятия, создать безопасную атмосферу Задача тренера       обеспечить  для  каждого  участника максимально комфортное вхождение в группу. Продолжительность 5 – 7 минут.


2. Начало работы

Цель - самоопределение участников (с чем они пришли в группу, как себя сейчас ощущают). Задача тренера - помочь участникам осознать свои переживаниями, принять свои чувства. Продолжительность 5-10 мин.

3. Разминка

Цели:   объединение,   сплочение   группы;   развитие   межличностных связей; включение в совместную деятельность.

Задача тренера - обозначение правил игры,   обеспечить безопасность

участников. Предполагает подвижные игры. Продолжительность 10 - 15 мин.

  1. Работа по заданной теме

Цель - соответствует теме занятия. Включает в себя самые разнообразные формы активности (игры, элементы арт - терапии и т.д.) Задача тренера - дать определенную информацию в доступной форме, предоставить возможность выразить свои чувства; помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации. Продолжительность 25 минут.

  1. Завершение работы (рефлексия)

Цель:     возможность     «выплеснуть»     накопившееся     напряжение; завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии Задача тренера: обеспечить безопасность участников. Продолжительность 10 минут.

6. Прощание.

Цель: обозначить конец занятия.

Задача тренера: эмоциональная поддержка.


Диагностический инструментарий (оценка эффективности):


Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»


Инструкция:

В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок, отметьте галочкой).


1

А

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б

Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5

А

Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б

Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6

А

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б

Я стараюсь добиться своего.

7

А

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б

Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9

А

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б

Я предпринимаю шаги, чтобы добиться своего.

10

А

Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11

А

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и вопросы.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12

А

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он так же идет мне навстречу.

13

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14

А

Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б

Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15

А

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моих позиций.

17

А

Обычно я стараюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18

А

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19

А

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20

А

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21

А

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б

Я склоняюсь всегда к прямому обсуждению проблемы.

22

А

Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б

Я отстаиваю свои желания.

23

А

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24

А

Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25

А

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27

А

Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.


Задание: теперь прочтите подряд все высказывания, которые вы отметили, попытайтесь определить, используя материал занятия о стилях разрешения конфликтов, какой стиль разрешения конфликтов характерен для вас. Сверьте свои выводы с ключом теста. По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответа с прилагаемым ключом, при совпадении начисляется 1 балл.

Интерпретация:

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Суммы баллов, соответствующие каждому из пяти стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль – тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте стиль, используемый часто,

и т.д. до последнего – наименее характерного.


вопроса


Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1




А

Б

2


Б

А



3

А




Б

4



А


Б

5


А


Б


6

Б



А


7



Б

А


8

А

Б




9

Б



А


10

А


Б



11


А



Б

12



Б

А


13

Б


А



14

Б

А




15




Б

А

16

Б




А

17

А



Б


18



Б


А

19


А


Б


20


А

Б



21


Б



А

22

Б


А



23


А


Б


24




Б

А

25

А




Б

26


Б

А



27




А

Б

28

А

Б




29



А

Б


30


Б



А

































Методика «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

ЧАСТО – поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;

РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1

Угрожаю или дерусь

2

Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3

Ищу компромиссы.

4

Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно

5

Избегаю противника

6

Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей

7

Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет

8

Иду на компромисс

9

Сдаюсь

10

Меняю тему

11

Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего

12

Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось

13

Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону

14

Предлагаю мир

15

Пытаюсь обратить все в шутку

Бланк ответа:


вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы


сумма

«А»

1


6


11



«Б»

2


7


12



«В»

3


8


13



«Г»

4


9


14



«Д»

5


10


15



Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.




Самотестирование «Уровень конфликтности личности»

Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

3) Кто вы в большей степени?

а) пацифист

б) принципиальный

в) предприимчивый

4) Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

5)Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6)В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

7)Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

8)Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

9)Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

10)Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

11)Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

12)С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

13)Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

14)Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность


Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3


Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:


14 – 17 баллов -

Очень низкий

18 – 20 баллов -

Низкий

21 –23 балла -

Ниже среднего

24 – 26 баллов -

Ближе к среднему

27 – 29 баллов -

Средний

30 – 32 баллов -

Ближе к среднему

33 – 35 баллов -

Выше среднего

36 – 38 баллов -

Высокий

39 – 42 балла -

Очень высокий




Рекомендации родителям конфликтных подростков:

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне конфликтным раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

1)Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.

2)Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.

3)Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания.

4)Культивировать значимость образования.

5)Стараться вкладывать в его сознание приоритеты. Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?».

6)Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.

7)Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.

8)Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.

9)Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

10)Живите во имя своего ребенка.

11)Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.

12) Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.

13) Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

14) Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.

15) По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.

16)Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.

17) Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.

18) Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.

20) Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии. Успехов Вам!

Список литературы:

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И.. Психолого-социальная работа с подростками. Учебно-методическое пособие. ред. Волкова С.В. Городской центр «Дети улиц» Изд. «Социум» 2007г.

  2. Анн Л., «Психологический тренинг с подростками». – М., 2011г.

  3. Грачева Л.В., «Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой» Москва «Просвещение» 2008г.

  4. Мещерякова Б.М. и Зинченко В.П., Большой психологический словарь. - Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2004

  5. Программа профилактики отклоняющегося поведения у подростков Лайф скилз интернешнл (Методические рекомендации Государственного научного центра наркологии). –М.1995 г.

  6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактика отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами для школьников подросткового возраста. Отдел профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ. Фонд «Система профилактических программ». «ЦПУ 2Радуга» 2003г.

  7. Скотт Д.Г., Способы разрешения конфликтов. – М., 2010г.

Конспект занятия №6 по теме "Что такое конфликт. Конфликтные эмоции"

Цели занятия:

  • познакомить подростков с понятием “конфликт”;

  • дать представление о различных стилях разрешения конфликта;

  • углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.

Необходимые материалы:

  1. Листочки и фрукты различных деревьев, вырезанные из цветной бумаги для начала урока и подведения его итогов.

  2. Два нарисованных дерева (первоначальных и полученных знаний).

  3. Бумага для упражнения “Снежинки” и “Рисунок вдвоём”.

  4. Бланк теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”

  5. Таблицы для выполнения упражнения “Алфавит эмоций”.

Ход занятия

Ведущий (тренер). Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его возможные причины и эмоции.

1. Что такое конфликт.

Что такое конфликт? (Выслушать названные слова: злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа и т.д.).

Свои ответы запишите на разноцветных листочках (кленовые, дубовые, берёзовые), которые лежат у вас на столах.

Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Определение конфликта запишите в своих тетрадях, а я в это время ваши листочки прикреплю к дереву первоначальных знаний.

2. Упражнение “Ассоциации”.

Если конфликт – это одежда, то какая? Если мебель, то какая?

Какой можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная).

Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.

Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении

3. Упражнения “Снежинки”. Его алгоритм:

  1. Молча возьмите листок.

  2. Сложите его пополам.

  3. Оторвите правый верхний угол.

  4. Сложите ещё раз пополам.

  5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.

  6. Ещё раз сложите пополам.

  7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.

  8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.

Рефлексия.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы детей).

А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.

4. Анализ ситуаций.

Теперь проанализируем несколько ситуаций.

Ситуация для юношей:

а) Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень?

Ситуация для девушек:

б) До вас дошли слухи явно искаженного содержания. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга; просто знакомая?

И повседневная ситуация для всех:

в) Вам на рынке продали бракованный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если продавец младше вас; если комплекция продавца такова, что Арнольду Шварценеггеру, по сравнению с ним, делать нечего?

Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной.

5. Упражнение “Рисунок вдвоем”.

Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

6. Возможные причины конфликтов (беседа):

  1. Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?

  2. Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чём их суть?

  3. Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?

Молодцы! Вы стараетесь найти способы избежать конфликта, но всегда ли это удаётся, мы проверим с помощью теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”

7. Тест “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”

Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей. Умеете ли вы справляться с конфликтными ситуациями?

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны.
Б. К сожалению, необходимы.
В. Ничего не дают.

3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне.
Б. Меня это развлечет.
В. Попробую быть посредником.

4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых.
Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.
В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.

5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой).
В. Буду избегать общения с ним (ней).

6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик,
В. Меня это не волнует.

Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

 

1

2

3

4

5

6

А

1

3

1

1

2

2

Б

3

2

3

2

1

3

В

2

1

2

3

3

1

6-9 баллов

Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.

10-14 баллов

Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.

15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.

Ведущий (тренер). Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки, повышенного эмоционального состояния. Без эмоций трудно убедить партнёра по общению в своей правоте. Эмоции помогают найти истину. Количество конфликтных эмоций велико. В этом мы убедимся, выполнив

8. Упражнение “Алфавит эмоций”.

Это у нас групповая работа. Сядьте удобнее, чтобы могли видеть и слышать друг друга.

Нужно записать названия эмоций и чувств в конфликте в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв):

А –

М -

Б –

Н -

В –

О -

Г –

П -

Д –

Р -

Е - ехидство

С -

Ж -

Т - тревога

З -

У – удивление, уверенность

И -

Ч -

К - кичливость

Х -

Л - любование

Я - ярость

9. Упражнение “Ответ с улыбкой”.

Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.

Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?

Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?

10. Рефлексия

  1. Что нового и полезного вы узнали на занятии? Ответы запишите на бумажных фруктах и поочерёдно зачитайте группе, а затем прикрепите их к дереву Знаний о конфликте.

  2. Сравните два дерева и сделайте вывод.

  3. Оцените занятие выбросом пальцев по пятибалльной системе.








Программа по психологии "Высокая конфликтность"
  • Школьному психологу
Описание:

           Предлагаемая программа направлена на профилактику высокого уровня конфликтности, развитие межличностного восприятия, повышение уровня коммуникативной компетентности школьников в возрасте 14-16 лет в процессе групповых занятий.

Актуальность программы заключается в сложившемся противоречии: что жизнь любого человека не возможна без конфликтов, но и степень конфликтности не должна превышать допустимых границ, не должна превращаться в неадекватные формы поведения.  В любой группе непосредственное общение и совместная деятельность объединяет разных людей, их интересы могут не совпадать, не соответствовать друг другу. В результате несоответствия и непонимания возникают различного рода конфликты.

Занятия по профилактике и коррекции высокой конфликтности,  помогут подросткам получить навыки эффективного взаимодействия с окружающими, лучше понимать других и самих себя, что будет способствовать развитию культуры поведения в обществе, снижению конфликтности, личностному развитию.

 

Программа рассчитана на 15 встреч по 40-60 минут с  периодичностью занятий 2-3 раза в неделю. Оптимальная численность группы 12-15 человек. На первых занятиях акцент следует сделать на сплочение группы и формирование взаимного доверия, снятие напряжения, что создаст предпосылки для более успешного осуществления работы с ребятами.

Автор Загуменная Ольга Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 35256
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓