Главная / Начальные классы / программа по предшкольной подготовке

программа по предшкольной подготовке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени А.И. Томилина

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

__________ /___________

от ___________ 20_____ г


Утверждено

Руководитель образовательного

учреждения

__________ /___________

от ___________ 20_____ г


Рассмотрено

Руководитель

МО

__________ /___________

от ___________ 20_____ г














Рабочая программа


«Школа будущего первоклассника»


(для детей 5,5-7 лет)

hello_html_m7d4c2e8a.gif











Авторский коллектив:

учителя начальных классов-

Арбузова И.Ю.

Галич А.А

Дергачёва И.С.

Микрюкова М.Н

Скочедубова Т.В.

и

Чернышова Н.Н.,

методист РМК






Советско-Гаванский муниципальный район

2010 год


Пояснительная записка

Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребёнка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительный 21 век внёс свои коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсивность обучении, увеличение нагрузки наряду с ухудшением здоровья детей и ростом школьных проблем заставляют искать варианты дошкольной подготовки, которые смогли бы обеспечить ребёнку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частичную разгрузку на первых, самых сложных порах обучения.

Обращаясь к проблеме преемственности различных эта­пов образования в рамках средней школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе ста­ла одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспи­тателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Самым слабым местом школьного образования на сегодняшний момент остается неспособность школы научить школьников самостоятельно учиться, т.е. связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

В соответствии с проектом Поста­новления Правительства (декабрь 2004 г.) «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на пе­риод до 2008 г.: приоритеты образова­ния как вклад в социально-экономичес­кое развитие страны» в структуру обще­го образования вводится предшкольная ступень образования, в рамках которой обучение осу­ществляется с пяти (пяти с половиной) лет.

Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет чёткого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными могут быть различные программы подготовки к школе.


В связи с тем, что на данный момент отсутствует разработанная программа предшкольной подготовки для детей 5,5-7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), нами была разработана рабочая программа «Школа будущего первоклассника».

Актуальность разработки данной программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

  • сохранение и укрепление здоровья де­тей;

  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом клас­се школы;

  • организация процесса обучения, воспи­тания и развития детей на этапе предшколь­ного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

На данный момент, уровень готовности будущих перво­классников к систематическому обуче­нию различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.


Цель данной адаптированной типовой программы – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

Задача данной программы включает в себя:

  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

  • развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

  • развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);

  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-праздник;

  • занятие-спектакль;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

  • занятие-соревнование.

В основу программы положены следующие принципы:

  • учет особенностей и ценнос­тей дошкольного периода развития, акту­альность для ребенка чувственных впечат­лений, знаний, умений, личностная ори­ентированность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуаль­ности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и соци­альных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в раз­витии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; со­здание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогичес­кой помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ре­бенка.


Программа построена по учебным предметам (как в школьных программах), в соответствии с логикой психического развития дошколь­ников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольных про­цессов, ценностных отношений к окружаю­щему миру и к себе и др.

При разработке программы использованы элементы комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» - «Детский сад 2100» (подготовительная группа/предшкольная подготовка).







































Примерное планирование

занятий по программе «Школа будущего первоклассника»

Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой

подготовки дошкольника к школьному обучению, и предназначено для организаций занятий с детьми, посещающих дошкольное учреждение. Занятия организуются в образовательном учреждении, три раза в неделю (шесть занятия по 30 минут). В примерном

планировании, так же как в программе обучения и развития, представлены следующие

разделы:

1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (31ч).

2. Введение в математику (30ч)

3. Ознакомление с окружающим миром (15ч)

4. Риторика общения (15ч)

5. Изобразительная деятельность (30ч)

6.Лепка. Аппликация. Конструирование. (30ч).

7.Физическое развитие (15ч)

8.Музыкальное развитие (15ч)

Примерный учебный план

Продолжительность обучения: 31 неделя (например, с 1 октября по 15 мая, с учетом двухнедельных каникул в январе и марте).

Общее число часов: 181.

Режим занятий: 3 раз в неделю по 2 занятия.

Длительность занятий: не более 30 мин.

Перерыв между занятиями: не менее 10 мин.

Примерное расписание занятий:


1 неделя

1 день

2 день

3 день

  1. Обучение грамоте

  2. Изобразительная деятельность


  1. Математика

  2. Лепка. Аппликация. Конструирование.


  1. Окружающий мир

  2. Физическое развитие


2 неделя

1 день

2 день

3 день

  1. Обучение грамоте

  2. Изобразительная деятельность


  1. Математика

  2. Лепка. Аппликация. Конструирование.


  1. Риторика общения

  2. Музыкальное развитие


Далее расписание повторяется.

31 неделя

  1. Праздник «…»

Структура программы

Адаптированная типовая программа определяет те знания и уме­ния, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально­го и социального развития, адаптации к школьному обучению.









Раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

(31час)

(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина – пособия «По дороге к Азбуке», «Наши прописи»)

Задачи работы по развитию речи с детьми:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

  2. Развитие грамматического строя речи;

  3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;

  4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

  5. Обучение звуко-слоговому анализу слов;

  6. Развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы.

  1. Лексико-грамматическая работа:

  • Обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;

  • Употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие связной речи:

  • Ответы на вопросы, участие в диалоге;

  • Подробный пересказ текста по зрительной опоре;

  • Составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

  • Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

  • Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

  • Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

  • Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонки, глухих согласных;

  • «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу:

  • Звуковой анализ состава слогов и слов;

  • Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

  • Соотнесение звуков и букв.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).


Темы занятий.

  1. Игрушки

  2. Дом. Семья.

  3. Одежда, обувь, головные уборы.

  4. Животные дикие и домашние (звери и птицы).

  5. Транспорт наземный, водный, воздушный

  6. Город.

  7. Театр. Музыкальные инструменты.

  8. Профессии.

  9. Лес. Плоды, ягоды и семена.

  10. Звуки и буквы.

  11. Слова. Звуки.

  12. Гласные звуки.

  13. Гласные звуки.

  14. Гласные звуки. Слоги. Ударение.

  15. Гласные и согласные звуки. Звук [й].

  16. Двойные гласные звуки [йо], [йу].

  17. Двойные гласные звуки [йа], [йэ].

  18. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуки [л], [л,].

  19. Согласные звуки. Звуки [м], [м,].

  20. Согласные звуки. Звуки [н], [н,].

  21. Согласные звуки. Звуки [р], [р,]..

  22. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Звуки [г], [г,], [к], [к,].

  23. Согласные звуки. Звуки [в], [в,], [ф], [ф,].

  24. Согласные звуки. Звуки [б], [б,], [п], [п,].

  25. Согласные звуки. Звуки [д], [д,], [т], [т,].

  26. Согласные звуки. Звуки [ч,], [щ,], [ц].

  27. Согласные звуки. Звук [х].

  28. Согласные звуки. Свистящие согласные звуки. Звуки [з], [з,], [с], [с,].

  29. Согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звуки [ж], [ш].

  30. Гласные и согласные звуки.

  31. Встреча с Азбукой.


В результате работы дети должны уметь:

  1. Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

  2. Отвечать на вопросы педагога;

  3. Задавать свои вопросы;

  4. Подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

  5. Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

  6. Выделять звук в начале слова;

  7. Узнавать и называть буквы русского алфавита;

  8. Соединять звуки в слоги.


























Раздел «Риторика общения»

(15 часов)

(авторы З.И.Курцева, под редакцией Т.А.Ладыженская – пособие «Ты – словечко, я – словечко…»)

Цель раздела – познакомить детей с доступными возрасту вопросами культуры речевого поведения, развивать речевые умения.

Данный раздел способствует разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребёнка с собеседником в различных речевых ситуациях, знакомит с культурой речевого поведения, совершенствует невербальные средства общения.

Предметное содержание

Основные линии программы:

  • Нравственный аспект речевого поведения;

  • Речевой этикет в различных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения и др.);

  • Культура слушания;

  • Невербальные средства общения.

Темы занятий.

  1. Для чего люди общаются?

  2. Зачем быть вежливым? Слова благодарности.

  3. Гимнастика может быть речевой и дыхательной.

  4. Речь письменная и устная.

  5. Мы сказали друг другу «Здравствуйте!»…

  6. На прощание говорим «До свидания!»…

  7. В мире волшебных слов. Уметь пожалеть.

  8. Не кричите слишком громко, тише надо говорить.

  9. Можно ли говорить без слов.

  10. Как нужно обращаться к собеседнику

  11. Легко ли быть слушателем?

  12. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

  13. Общение в игре.

  14. Как вести себя во время разговора.

  15. Знаки вокруг нас (дорожные знаки, вывески).


В результате работы дети должны уметь:

  • Оценивать своё речевое поведение и поведение другого человека (так говорить можно – так говорить нельзя, верно – неверно выраженная мысль, хорошо – плохо звучит речь);

  • Ориентироваться в различных речевых ситуациях общения, учитывать к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

  • Внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на говорящего;

  • Соотносить вербальные и невербальные средства общения.













Раздел «Ознакомление с окружающим миром»

(15 часов)

(авторы А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова – пособие «Здравствуй, мир»)

Основная цель курса - знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта. Является начальным звеном непрерывного курса «Окружающий мир» (авторский коллектив под рук. А.А. Вахрушева). Для средней и старшей групп детских садов, УВК, групп подготовки к школе, для индивидуальных занятий родителей с детьми.

Задачи раздела:

  • Дальнейшее приобщение к миру взрослых людей, и созданных их трудом предметов;

  • Развитие возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результату человеческого труда;

  • Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей;

  • Формирование отчётливых представлений о предметах материальной культуры;

  • Расширение, уточнение и систематизация знаний о явлениях природы, формирование обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;

  • Воспитание бережного отношения к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней;

  • Расширение, уточнение и систематизация представлений о растительном и животном мире в разных уголках планеты;

  • Обогащение и уточнение знаний ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формирование этических норм и правил поведения в обществе.

Предметное содержание

Мы живём в городе. Заочная экскурсия по городу – улицы, дворы, здания. Правила личной безопасности. Мой адрес.

Осень – время года. Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы.

Профессии людей. Различные профессии в моей семье.

Улица. Правила поведения на улице. Транспорт. Правила поведения в транспорте.

Зима – время года. Признаки зимы. Растения зимой. Звери и птицы зимой.

Новый год и Рождество. История и традиции празднования.

Наши друзья животные. Обитатели леса. Животный мир. Лес – наше богатство.

Домашние животные – наши помощники. Животные, живущие рядом с человеком.

Растения в нашем доме. Комнатные растения – разновидности, уход за растениями.

23 февраля – день рождения Армии. Истории армии, рода войск. Воин – защитник нашей Родины.

Весна – время года. Признаки весны. Животный и растительный мир весной.

От семечка к росточку. Выращивание растений (фасоль, горох, лук).

Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

Охрана животных и растений. Красная книга. Правила поведения в лесу.

Животные и растения готовятся к лету. Животный и растительный мир летом.

Темы занятий.

  1. Мы живём в городе.

  2. Осень - время года.

  3. Профессии людей.

  4. Улица. Правила поведения на улице.

  5. Зима – время года.

  6. Новый год и Рождество.

  7. Наши друзья – животные. Обитатели леса.

  8. Домашние животные – наши помощники.

  9. Растения в нашем доме.

  10. 23 февраля – день рождения Армии.

  11. Весна – время года.

  12. От семечка к росточку.

  13. Зоопарк.

  14. Охрана животных и растений. Красная книга.

  15. Животные и растения готовятся к лету.


В результате работы дети должны получит знания:

  1. Об элементарных правилах поведения в городе и природе;

  2. О правилах личной безопасности;

  3. О своём домашнем адресе, названии страны, города;

  4. О сезонных изменениях в природе;

  5. Об основных трудовых действиях своих родителей и т.д.;

  6. О зимующих птицах.

Дети должны иметь представления:

  1. О правилах поведения в общественных местах;

  2. О растительном и животном мире в различных местах;

  3. О трёх состояниях вещества на примере воды;

  4. О сезонных явлениях (обобщённое представление).

Дети могут:

  1. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе;

  2. Различать и называть деревья и кустарники по листьям и плодам;

  3. Соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.




























Раздел «Введение в математику»

(авторы М.В.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина – пособие «Моя математика»)

(30 часов)

Задачи раздела:

  • Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов по классам в соответствии с выделенными свойствами;

  • Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, неравно, столько же, больше, меньше;

  • Формирование пространственных представлений и временных: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;

  • Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметами множеств и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;

  • Сравнение множеств выраженных числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми;

  • Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один);

  • Различение количественного и порядкового числа, счёт в прямом и обратном порядке;

  • Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;

  • Составление и решение простых арифметических задач;

  • Различение и называние геометрических фигур;

  • Упражнение в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Для поведения занятий компьютеры не требуются.

Темы занятий.

  1. Свойства предметов.

  2. Свойства и признаки предметов.

  3. Объединение предметов по общему свойству.

  4. Множества и подмножества предметов, обладающих указанными признаками.

  5. Признаки предметов.

  6. Части и целое.

  7. Сравнение совокупностей. Знаки «=», « ≠».

  8. На, над, под. Слева, справа.

  9. Между, посередине.

  10. Один – много. Число и цифра 1.

  11. Внутри, снаружи.

  12. Число и цифра 2. Пара.

  13. Точка. Линия. Прямая и кривая линия.

  14. Число и цифра 3.

  15. Замкнутые и незамкнутые линии.

  16. Ломаная линия. Многоугольник.

  17. Число и цифра 4.

  18. Впереди, сзади.

  19. Столько же. Знаки «=», « ≠».

  20. Больше, меньше. Знаки «<», «>».

  21. Раньше, позже. Число и цифра 5.

  22. Сложение и вычитание в пределах 10.

  23. Число и цифра 6.

  24. Длиннее, короче. Измерение длины.

  25. Число и цифра 7.

  26. Тяжелее, легче.

  27. Число и цифра 8.

  28. Число и цифра 9.

  29. Число и цифра 0.

  30. Весёлая математика (игра-соревнование).


В результате работы дети могут по математике:

  • Называть числа от 1 до 10;

  • Продолжить заданную закономерность;

  • Производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

  • Выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;

  • Разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

  • Обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

  • Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • Проводить аналогию между разными предметами;

  • Находить похожее у разных предметов;

  • Переносить свойства одного предмета на другие;

  • Устанавливать пространственно- временные отношения с помощью слов: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;

  • Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе визуально, приложением, наложением, и с помощью выбранных мерок;

  • Распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

  • Составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

  • Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 геометрических фигур по образцу;

  • Обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаге и в клетку «от руки».



























Раздел «Лепка. Аппликация. Конструирование.»

(30 час)

(автор И.В. Маслова)

Цель раздела – формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, развитие умения воспринимать произведения искусства; на организацию творческой деятельности детей.


Лепка

Основные материалы.

Пластилин, глина, соленое тесто.
Инструменты и приспособления.

Доска (клеенка), стека, нож, палочки разных размеров, тряпочки.
Содержание работы.

Учить основным приёмам и способам лепки (скатывание, раскатывание, выдавливание, сплющивание, жгут, примазывание, лепка по частям и вытягиванием).

Учить создавать целые композиции, объединенные сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур.


Темы занятий по лепке.

  1. Приёмы лепки (скатывание, раскатывание, жгут). Каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки.

  2. Приёмы лепки (скатывание, раскатывание, жгут). Тарелочка и чашечка из жгутов.

  3. Приёмы лепки (скатывание, раскатывание, выдавливание, сплющивание). «Жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья.

  4. Приёмы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, скручивание, примазывание). Объёмные геометрические фигуры. Фрукты и овощи.

  5. Способы лепки. Лепка по частям. Кошечка.

  6. Способы лепки. Лепка вытягиванием. Птичка.

  7. Способы лепки. Лепка по частям и вытягиванием. Человечек.


В результате работы дети знакомятся с:
– правилами передачи движений человеческой фигуры и животных;
– правилами составления узоров на плоских и объемных формах;

– с основным приёмам и способам лепки и украшения работы.

Дети могут:
– под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

– изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;
– дополнять и украшать свою работу новыми деталями;
– поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
– использовать знания и умения, полученные на других занятиях.


Аппликация

Основные материалы.

Цветная бумага, картон, бархатная бумага, природный материал (семена, сухие листья и травы).
Инструменты и приспособления.

Ножницы, клей, клеенка, тряпочка, шаблоны, трафареты, готовые выкройки, линейка.
Содержание работы.

Учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы.

Самостоятельно создавать работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию.

Составлять узоры на бумаге разной формы и из разных материалов; работать с шаблонами и трафаретами.


Темы занятий.

  1. Аппликация из природных материалов. Осенние листья.

  2. Аппликация из природных материалов. Симметрия. Волшебный цветок.

  3. Бумага. Геометрическая аппликация. Круг. Бусы для Осени.

  4. Бумага. Геометрическая аппликация из четырёхугольников. Квадрат, ромб и прямоугольник. Весёлый робот.

  5. Бумага. Геометрическая аппликация из овалов и кругов. Овал и круг. Рыбки в аквариуме.

  6. Бумага. Сюжетная аппликация. Поздравительная открытка к Новому году.

  7. Бумага и бросовый материал (вата). Сюжетная аппликация. Зима.

  8. Бумага. Сюжетная аппликация. Поздравительная открытка к 23 февраля.

  9. Бумага. Сюжетная аппликация. Поздравительная открытка к 8 Марта.

  10. Бумага. Симметричная аппликация. Весёлый хоровод.


В результате работы дети знакомятся с:
– правилами работы с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройками;
– понятием «симметрия».

Дети могут:
– рационально использовать материалы для работы;
– выбирать и обосновывать приемы работы и использовать различные инструменты;
– строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы;
– изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы, обращая внимание на форму, пропорции, объем, перспективу;

– правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
– привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.


Конструирование и ручной труд

Основные материалы и инструменты.

Различные конструкторы, бумага, картон, природный материал (шишки, каштаны, желуди, сушеные листья, семечки и т.п.).
Содержание работы.

Учить анализировать свою работу (передача характера, формы, объема, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), анализировать образцы, вносить изменения, дополнения.

Учить планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, по готовой выкройке).

Учить новым способам складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях.

Темы занятий.

  1. Бумага. Объёмное конструирование птицы с использованием приёма гофрирования (крылья). Птичка – невеличка.

  2. Природный материал. Объёмное конструирование из природного материала по замыслу. Лесные человечки.

  3. Бумага. Плетение из бумажных полос по заданным условиям. Разноцветный коврик.

  4. Бумага. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы. Куколка волшебница.

  5. Бумага. Оригами. Складываем простые фигурки. Лисичка.

  6. Бумага. Оригами. Складываем простые фигурки. Мордочка кошечки.

  7. Бумага. Объёмное конструирование из бумаги санок по образцу. Волшебные саночки.

  8. Художественное конструирование новогодних игрушек. Фонарик. Снежинка.

  9. Художественное конструирование новогодних игрушек. Гирлянда.

  10. Художественное конструирование новогодних игрушек. Новогодние маски.

  11. Бумага. Оригами. Складываем простые фигурки. Весенняя лодочка.

  12. Бумага. Художественное конструирование с элементами оригами. Пальчиковые куклы.

  13. Выполнение коллективной композиции из разных материалов по собственному замыслу.


В результате работы дети знакомятся с:
– правилами работы с различными материалами;
– правилами работы с рисунками, готовыми выкройками, шаблонами, трафаретами и чертежами.

Дети могут:
– при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях;
– анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;
– выполнять работы по условиям и по замыслу;
– усложнять, преобразовывать работу;
– правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в работе;
– анализировать свою работу;
– поддерживать порядок на рабочем месте.


Раздел «Изобразительная деятельность.»

(30часов)

(автор О.А. Куревина)

Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. Участие взрослого должно быть направлено на пробуждение самостоятельности и инициативности, на расширение возможностей в фиксации своего образа мира.
К этому периоду уже накоплен достаточно большой опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности.

Содержание работы

Материалы.

Закреплять навыки работы карандашом, красками, использовать бумагу разной фактуры, использовать различные техники для достижения художественного замысла, совершенствовать владение различными техниками, их смешением.

Цветоведение.

Знать холодные и теплые цвета, уметь передавать их особенности, владеть способами передачи фактуры (гладкая, пушистая), закреплять знание об эмоциональных характеристиках цвета и его особенностях при создании образа.

Композиция.

Закреплять навыки построения линейной композиции, работать над выразительностью формы, учить передавать пропорции фигур в рисунке и композиции, уметь выделять смысловой центр в композиции.

Дать представление о воздушной перспективе и возможностях ее передачи.

Углублять представление об орнаменте, его особенностях и стилевом своеобразии; совершенствовать навык декоративной росписи на фоне (бордюр в квадрате, полосе, круге, овале).

Познакомить с сюжетным многообразием жанровой живописи, уметь создавать рисунки на заданные сюжеты; углублять знания о жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт).

Учить передавать движение в рисунке.

Эстетический контекст.

Уметь соотносить живопись с музыкой (по настроению), с литературой (по общности и похожести сюжета), отличать изделия декоративных промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, матрёшки, дымковская игрушка, региональные промыслы).


Темы занятий.

  1. Разные формы. Рисуем карандашом. Что бывает круглое?

  2. Разные формы. Рисуем карандашом. Круги и овалы.

  3. Разные формы. Рисуем карандашом. Треугольники.

  4. Разные формы. Рисуем карандашом. Прямоугольники.

  5. Разные формы. Рисуем карандашом. Прямоугольник и квадрат.

  6. Разные формы. Рисуем карандашом. Многоугольники. Составление бордюра из разных фигур.

  7. Разные формы. Рисуем карандашом. Многоугольники. Коврик с геометрическим рисунком.

  8. Разные формы. Рисуем карандашом. Составление рисунка из разных геометрических фигур.

  9. Разные краски. Знакомство с гуашью. Рисование «чистыми красками». Тема рисунка «Волшебный цветок».

  10. Разные краски. Знакомство с гуашью. Тёплые цвета. Тема рисунка «Золотая рыбка».

  11. Разные краски. Знакомство с гуашью. Холодные цвета. Тема рисунка «В глубине моря».

  12. Разные краски. Знакомство с гуашью. Смешиваем краски. Смешивание основных цветов. Тема рисунка «Радуга».

  13. Разные краски. Знакомство с гуашью. Смешиваем краски. Добавляем белый. Тема рисунка «Облака».

  14. Разные краски. Знакомство с гуашью. Смешиваем краски. Добавляем чёрный. Тема рисунка «Вечер».

  15. Разные краски. Знакомство с гуашью. Смешиваем краски. Учимся выражать настроение цветом. Тема рисунка «Праздник».

  16. Разные краски. Знакомство с гуашью. Смешиваем краски. Учимся выражать настроение цветом. Тема рисунка «Грустно».

  17. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Хохлома. (Украшение ложки и тарелки. Рисуем акварелью тонкой и толстой кистью).

  18. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Гжель. Тарелочка.

  19. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Городецкая роспись. Дощечка.

  20. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Дымковская игрушка. Лошадка, петушок.

  21. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Матрёшки.

  22. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Народные узоры. Рисование узора для платка, ковра.

  23. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Знакомство с декоративно-прикладным искусством народов Севера и Дальнего Востока. Рукавичка.

  24. Декоративно-прикладное искусство. Искусство рядом с нами. Декорирование посуды.

  25. Разные жанры живописи. Натюрморт. Фрукты.

  26. Разные жанры живописи. Портрет. Рисунок «Портрет моего друга».

  27. Разные жанры живописи. Пейзаж. Перспектива. Лето.

  28. Разные жанры живописи. Бытовые картины. Композиция.

  29. Разные жанры живописи. Анималистика. Рисунок домашних животных.

  30. Разные жанры живописи. Анималистика. Рисунок домашних животных.


В результате работы дети знакомятся с:
– холодными и теплыми цветами;

– психологическими характеристиками цветовых тонов;
– основами перспективы (линейной и воздушной);
– эстетическими особенностями декоративно-художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, матрёшки, дымковская игрушка, региональные промыслы).

– основами орнамента (бордюра).

Дети могут:
– самостоятельно применять различные техники в рисовании;
– использовать в работе колорит для создания образа, холодные и теплые цвета;
– уметь передавать в рисунке движение и его характер;
– использовать основные и производные цвета в работе;
– самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с белилами;
– подбирать колорит для рисунка;
– рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции.












































Раздел «Физическое развитие.»

(15 часов)

(Автор М.М.Борисова)

Содержание физических упражнений.

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп.

Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Учить сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе.

Учить перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, по кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

Учить выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво.

Учить элементам спортивных игр.

Учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Формировать правильную осанку.
Упражнения в основных движениях.

Упражнения в ходьбе.

Ходить обычным шагом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в приседе и полуприседе, скрестным шагом, гимнастическим шагом, выпадами, спиной вперед, приставным шагом, перекатом с пятки на носок, ходить с выполнением движений руками, в сочетании с остановками, бегом, заданиями воспитателя, в различных направлениях, меняя длину шага, темп ходьбы.

Упражнения в равновесии.

Ходить по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке на полу, по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходить по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов. Ходить по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом.

Упражнения в беге.

Бегать на носках, с высоким подниманием бедра, забрасывая голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелкими и широкими шагами, в колонне по одному и по два, по прямой и наклонной поверхности. Бегать непрерывно в течение 1,5–3 минут в медленном темпе, бегать в среднем темпе на 80–120 м (2–4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3–5 раз по 10 м.

Упражнения в бросании, ловле, метании.

Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, одной рукой, с хлопками и другими заданиями. Перебрасывать мячи друг другу из разных исходных положений, через сетку. Отбивать мяч об пол, о землю на месте и с продвижением вперед (6–8 раз). Прокатывать, перекидывать набивные мячи; метать мячи, мешочки с песком в горизонтальную и вертикальную цель, в движущуюся цель, метать вдаль правой и левой рукой.

Упражнения в ползании, лазаньи.

Ползать на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Ползать на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Передвигаться вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползать и перелезать через предметы (скамейки, бревна).

Упражнения в прыжках.

Прыгать разными способами на месте, (ноги скрестно, ноги врозь; одна нога вперёд, другая назад; попеременно). Прыгать через предметы, допрыгивать до предметов.

Построения и перестроения.

Строиться в колонну по одному, по двое, в несколько колонн, кругов. Перестраиваться из одной колонны в несколько на месте, на ходу, из одной шеренги в две, из одного круга – в два. Поворачиваться на месте налево, направо переступанием и в движении – на углах. Равнение в колонне на вытянутые руки вперед; в шеренге и в круге – на вытянутые руки в стороны.
Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать плечи. Поднимать и опускать кисти, сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для туловища.

Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх - в стороны из положения руки к плечам; наклониться вперед, подняв руки вверх, держа руки в стороны. В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении. Садиться из положения лежа на спине и снова ложиться. Наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поочередно отводить ноги в сторону из упора присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения, лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).

Упражнения для ног.

Переступать на месте, не отрывая от опоры носки ног. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Выставлять ногу вперед на носок скрестно. Приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь). Свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору.

Спортивные упражнения.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом друг за дружкой; переменным шагом, с палками в руках, повороты на месте и в движении, подъём на склон и спуск со склона.

Катание на санках. Катать друг друга, кататься с горки по двое.

Скольжение. Скользить после разбега по ледяной дорожке стоя, присев, на одной ноге.
Игры с элементами спорта.

Городки. Уметь самостоятельно строить фигуры и выбивать их с линии кона и полукона метанием биты.

Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди, передавать мяч в движении с отскоком от пола, ловить летящий мяч в движении. Вести мяч и забрасывать его в корзину двумя руками от груди и из-за головы.

Футбол. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении, обводить мяч вокруг предметов. Передавать мяч друг другу отбивая ногой стоя на месте. Закатывать мяч в ворота, отбивать мяч от стенки.

Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан в сторону партнёра. Отбивать волан, направляя его в определённую сторону. Играть в паре с педагогом.

Подвижные игры.

Игры с бегом. «Мы – веселые ребята», «Парный бег», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Совушка», «Два Мороза», «Пустое место», «День и ночь», «Снежная карусель».

Игры с прыжками. «Удочка», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Классики», «Не попадись!», «Не оставайся на полу», «Чехарда».

Игры с ползанием и лазаньем. «Медведь и пчелы», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Переправа».

Игры с метанием, бросанием и ловлей. «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Охотник и звери», «Ловишки с мячом», «Школа мяча».

Игры-эстафеты. «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Забрось мяч в кольцо», «Веселые соревнования».

Игры с элементами соревнования. «Кто быстрее?», «Кто выше?», «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».

Народные подвижные игры. «Гори, гори ясно!», «Платок», «Много троих, хватит двоих», «Дедушка-рожок», «Краски», «Колечко», «Веселый садовник».

Темы занятий.

  1. Упражнения в ходьбе (шагом, на носках, на пятках, в приседе, полуприседе, выпадами и др.; по разной поверхности). Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Городки», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Парный бег»).


  1. Упражнение в равновесии (передвижение по гимнастической скамейке, верёвке на полу, по наклонной доске, с перешагиванием через предметы). Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Баскетбол», подвижные игры «Охотники и зайцы», «Мяч водящему»).


  1. Упражениея в беге (бег на носках, с высоким подниманием бедра, забрасыванием голени назад, разными шагами, по прямой и наклонной поверхности и др.; на скорость). Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Баскетбол», подвижные игры «Охотники и зайцы», «Ловишки с мячом»).


  1. Упражнения в бросании, ловле, метании (вверх, о землю, ловить двумя руками, одной рукой, с хлопками, перебрасывание друг другу). Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Баскетбол», подвижные игры «Охотники и зайцы», «Школа мяча»).


  1. Упражнение в лазании, ползании (на животе, спине, подтягиваясь руками, на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке и др.). Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Футбол», подвижные игры «Мышеловка», «гуси-лебеди»).


  1. Упражнения в прыжках (разными способами, через предметы, в длину с места). Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Футбол», подвижные игры «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Совушка»).


  1. Упражнения в прыжках (разными способами, через предметы, в длину с места, в высоту с разбега). Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Футбол», подвижные игры «Кто быстрее», «Эстафета парами», «Медведь и пчёлы»).


  1. Упражнение в беге, прыжках в длину с разбега. Общеразвивающие упражнения. Знакомство с игрой (спортивная игра «Бадминтон», подвижные игры «Дорожка препятствий», «Удочка», «С кочки на кочку»).


  1. Катание на санках (катание друг друга, с горки по двое, повороты при спуске, поднимание предметов при спуске). Подвижные игры «Два Мороза», «Пустое место», «Весёлые соревнования».

  2. Скольжение (после разбега по ледяной дорожке, стоя и присев, на одной ноге, с невысокой горки). Подвижные игры «Два Мороза», «Снежная карусель».


  1. Ходьба на лыжах (скользящим шагом по лыжне друг за другом, переменным шагом, с палками в руках, обходя предметы, повороты). Подвижные игры «Кто быстрее?», «Снежная карусель», «Не попадись!».


  1. Ходьба на лыжах (повороты на месте и в движении, подъём на склон, спуск со склона). Подвижные игры «Два Мороза», «Весёлые соревнования».


  1. Упражнения в ходьбе. Общеразвивающие упражнения. Игры-эстафеты «Эстафета парами», «Забрось мяч» в кольцо», «Дорожка препятствий», подвижные игры «Гори, гори ясно».


  1. Построение и перепостроение (в колонну по одному, по двое, перепостроение на месте, на ходу, повороты, переступание). Танцевальные движения. Подвижные игры «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Чехарда».


  1. Построение и перепостроение (в колонну по одному, по двое, в несколько колонн, в круг, перестроение на месте, на ходу, повороты, равнение на вытянутые руки). Игры с элементами соревнования «Кто быстрее?», «Кто выше?», «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».


В результате работы дети могут:
– ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
– выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
– перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча;

– перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2–3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге; соблюдать интервалы во время передвижения, выполнять повороты направо, налево, кругом;
– знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе;

– самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.


Подвижные игры: «Кто соберется скорее?», «Ровным кругом», «За­тейники», «Медведь и пчелы», «Лягушки и цапля», «Ловля обезьян», «Сде­лай фигуру», «Жмурки», «Сторож», «Бери ленту», «Два мороза».

Игры-соревнования (эстафеты). Игровые задания: «Кто быстрее пе­ренесет кегли?», «Ходьба и бег с препятствиями» (по шнуру, гимнастической скамейке), «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Кто быстрее?» (перетя­нуть канат), «Кто первый доставит флажок?» (преодолевая препятствия), «Кто самый ловкий?» (проползи под дугой, пролезь в два обруча, перепрыгни «ру­чеек» и достань пакет).

Игры со скакалками. Выполнить упражнения: «Кто быстрее?» (прыж­ки через скакалку, продвигаясь вперед до условного места), «Кто дольше?» (прыжки через скакалку на месте), «Кто как умеет?» (каждый играющий показывает движения).














Раздел «Музыкальное развитие.»

(15 часов)

(Автор А.И. Конч)

В данном разделе использована программа по музыке из программы «Преемственность. Подготовка к школе» (Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации)

Цель музыкального обучения - формирование музыкальной культу­ры, которая является важной частью общей духовной культуры человека.

Задачи музыкального воспитания:

  • введение ребенка в мир музыки;

  • воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке;

  • обучение слушанию музыки;

  • воспитание интереса к музыке путем развития музыкальной восприим­чивости и музыкального слуха;

  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства их с разнообразными музыкальными произведениями;

  • ознакомление детей с элементарными музыкальными понятиями;

  • обучение простейшим практическим навыкам выразительного исполнения музыкальных произведений;

  • формирование певческого голоса и вокально-слуховой координации;

  • развитие творческой активности личности в доступных видах музыкальной деятельности (класс-оркестр);

  • активное и осознанное восприятие и исполнение музыки.

Музыкальный материал подобран от простого к сложному так, что­бы в процессе разучивания и исполнения увлечь детей музыкальным про­изведением. Это является основополагающим принципом данной про­граммы.

Программные темы изучаются в определенной последовательности и про­ходят три этапа разучивания музыкальных произведений.

Знакомство с музыкальным произведением, его эмоционально- образ­ное восприятие; осмысление на основе накопленных ранее знаний.

Более детальный анализ музыкального произведения с учетом темы:


  • виды и формы музыкальной деятельности;

  • формирование музыкально-слуховых представлений (звуковысотных, ритми­ческих, гармонических, динамических и т.д.);

  • формирование исполнительских навыков (вокально-хоровых, оркестровых). 3. Целостное восприятие произведения, его нравственной сущности.


Темы занятий.

  1. Звуки, которые нас окружают. Пение «Песенка – чудесенка» М. Протасова . Музыкально-дидактическая игра «Где какой звук».

  2. Высокие и низкие звуки. Пение «Песенка – чудесенка» М. Протасова . Музыкально-дидактическая игра «Две птицы».

  3. Длительность нот. Пение «Песенка – чудесенка» М. Протасова. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое ухо».

  4. Вслушаемся в тишину. Пение «Песенка – чудесенка» М. Протасова. Музыкально-дидактическая игра «Угадай по голосу».

  5. Музыкальные часы. Пение «Сарафан надела осень» Т. Потапенко. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка».

  6. Разговор о музыкальных шагах. Пение «Сарафан надела осень» Т. Потапенко. Музыкально-дидактическая игра «Куда пошла матрёшка».

  7. Тяжёлые и лёгкие шаги. Пение «Сарафан надела осень» Т. Потапенко. Музыкально-дидактическая игра «Повторим ритм».

  8. Господин танец. Пение «Сарафан надела осень» Т. Потапенко. Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо».

  9. В мире музыкальных инструментов. Пение «Мы друзья с тобой » Н. Савичевой. Музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным».

  10. В мире музыкальных инструментов. Пение «Мы друзья с тобой » Н. Савичевой. Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чём играю».

  11. Вы слышите море? Пение «Мы друзья с тобой » Н. Савичевой. Музыкально-дидактическая игра «Три колокольчика».

  12. Разговор о пламенном человеке. Пение «Мы друзья с тобой » Н. Савичевой. Музыкально-дидактическая игра «Матрёшка учит танцевать».

  13. Слушание. «Турецкое рондо» В.Моцарта. Пение «Снежная сказка зимы » Ю. Чичкова. Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок».

  14. Король всех инструментов. Пение «Снежная сказка зимы » Ю. Чичкова. Музыкально-дидактическая игра «Угадай по голосу».

  15. Слушание. Музыка из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Пение «Снежная сказка зимы » Ю. Чичкова. Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент».


Планируемые результаты:

  • понимать, чувствовать характер музыкальных образов и передавать их звука­ми: игрой на свирели, в хоровом пении и в рисунках;

  • выразительно играть на свирели двумя руками музыкальные произведения;

  • знать основные элементы музыкальной грамоты.
































Игры.

  1. Игра «Назови свое имя» Дети передают друг другу мяч, называя при этом свое

имя.

  1. Игра «Кого я запомнил» Дети соревнуются в том, кто больше других запомнил

друзей, и объясняют, почему запомнил того или другого ребенка (у девочки красивое

платье, у мальчика вихрастый чуб, у девочки веселые глаза и т.д.)

Примечание: Дети сидят полукругом так, чтобы каждый мог посмотреть в лицо

своему сверстнику.

  1. Игра: «Прогулка по осеннему парку» (играем со звуками и словами»).

  2. Игра «Эхо»

  3. Дидактическая игра «Все, кого зовут…» (Воспитатель или кто-то из детей

называет имя. Все, кого зовут так встают перед детьми. И х доброжелательно

рассматривают, отмечают, чем они похожи друг на друга, а чем отличаются. Детям-тезкам

предлагают что-то сделать вместе: сплясать, прочесть стихи, спеть, загадать загадки и др.

  1. Дидактическая игра "Кто кому кем приходится в семье" (например, «ты кто

бабушке?», «мамина сестра тебе кто?» и др.)

  1. Игра «Сколько детей в группах?». Задание: педагог предлагает встать в одну

группу Пете, Марине и Лена, а другую – Оле, Алеше и Вове. Дети должны определить:

«Где детей больше?». Игра повторяется в разных вариантах (добавляем по одному, уходят

по одному, меняются участники групп и пр.).

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (угадай на ощупь).

  2. Подвижная игра «Дорога от дома до школы» с дорожными знаками (пешеходный

переход; остановка транспорта, светофор).

  1. Дидактическая игра «Узнай предмет». Ребенок описывает предмет, который

лежит на столе, не называя его. Дети отгадывают название предмета.

  1. Словесная дидактическая игра «Когда это бывает?». Педагог называет

природное явление, а дети отгадывают, в какое время года это бывает. Например: улетают

птицы на юг; чаще идут холодные дожди; ярко светит солнце и можно купаться и

загорать; птицы строят гнезда; медведь ложится в берлогу; в лесу много грибов; люди

надевают теплую одежду; насекомые прячутся под кору старых деревьев и т.п.

  1. Дидактическая игра «Что изменилось». На столе расставляются предметы.

Дети определяют их пространственные отношения (ближе, дальше, за, перед, около,

рядом и др.). Педагог (или ребенок) меняет положение предметов, дети описывают, что

изменилось.

  1. Дидактическая игра «Узнай по писанию». Ребенок описывает одну из

лежащих на столе предметов (вещей), дети угадывают и называют ее.

  1. Дидактическая игра "Накроем на стол для 5 гостей" (с изменением условий:

если для 4, 3, 2 гостей).

  1. Ролевая игра "Едем из театра". Дети распределяют роли: водитель, пассажиры.

Воображаемая ситуация: Мы едем из театра. У нас много впечатлений, так хочется ими

поделиться. Друг сел в конце автобуса, а рядом с тобой освободилось место. Как его

позвать? Можно ли крикнуть: "Вова, иди ко мне!"? Что делает водитель? О чем он

сообщает пассажирам?

  1. Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай». Ведущий называет материал,

играющие вспоминают предметы, которые могут быть сделаны из этого материала

(например, «стекло» – стакан, ваза, тарелка, лампочка и пр.). Затем ведущий называет

предмет (вещь), а играющие – материал, из которого может быть сделан этот предмет

(вещь). Например, «пальто» – ткань, мех, кожа и др.

  1. Дидактическая игра с картинками «Кто куда прячется». Дети

рассматривают рисунки различных животных (лягушка, медведь, ящерица, еж, белка,

муравей, пчела и др.) и предлагают свои ответы на вопрос «Кто куда прячется на зиму».

  1. Дидактическая игра «Прячутся – не прячутся». Дети делят картинки

животных на две группы – кого можно будет увидеть зимой в лесу, а кого – нельзя.

  1. Звуковой анализ слова дом. Игра «Живые модели» со словом дом.

  2. Дидактическая игра с картинками: «Какие бывают машины». Задание:

Возьми картинку, назови машину, расскажи, к какому транспорту она относится

(грузовой, легковой, пассажирский и др.)

  1. Дидактическая игра «Сколько нас?». Задание: определить, как изменяется число

детей в группе, если один уходит (приходит).

  1. Игра «Доскажи словечко». Педагог произносит начало предложения, дети

должны закончить его. Например: 1) Жила-была девочка. И была у нее шапочка. Какая? –

Не красная, а… Не желтая, а…2) Звали девочку Маша. Не Маша, а… 3) Взяла девочка

корзинку. Не корзинку, а… Не сумочку, а… 4) Пошла девочка к бабушке. Не к бабушке,

а… Не к дедушке, а… 5) Взяла с собой пирожки. Не пирожки, а… И так далее.

  1. Дидактическая игра «Насекомые». Задание: отбери картинки, на которых

нарисованы насекомые.

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек: определи, из чего сделан

предмет?»

  1. «Кто справа, а кто слева». Задание: назови, что стоит слева (справа) от этой

игрушки…

  1. Игра «Кто внимательный».




































Литература.

1. Фомина Н.А.Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. - М.: «Баласс»; Изд. Дом РАО, 2005. -

2. Горячев А.В., Ключ Н.В.Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. - М.: «Баласс», 1999.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет, в 4-х частях. - М.: «Баласс», 1999. Ч. 1 и 2 - для 4-5 лет; ч. 3 и 4 - для 5-6 лет. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1-4.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Наши прописи. Пособие для дошкольников. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1-2.

5. Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям «По дороге к Азбуке». В 6-ти ч. / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. - М.: «Баласс», 2005–2007. - Ч. 1-5.

6. Карточки для слогового и звукового анализа слов. Пособие к ч. 3 и 4 пособия для дошкольников «По дороге к Азбуке» / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. - М.: «Баласс», 2008.

7. Наглядные материалы по теме «Предлоги». Пособие к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке». / Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. - М.: «Баласс», 2008.

8. Кислова Т.Р.По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4 / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - М.: «Баласс», 1999. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1-4.

9. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: «Баласс», 2000.

10. Курцева З.И.Ты - словечко, я - словечко... Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 2000

11. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В.Моя математика. Пособие для старших дошкольников. В 3-х частях. - М.: «Баласс», 2006. - Ч. 1-2

12. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.ЕЗдравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 1999. - Ч. 1-2.

13. Комплект наглядных пособий для дошкольников. Окружающий мир. В 2-х частях / Составители: Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. - М.: «Баласс», 2005. - Ч.  1-2

14. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 0, 1 и ч. 2. - М.: «Баласс», 2001.

15. Куревина О.А., Селезнева Г.Е.Путешествие в прекрасное. Пособие для дошкольников. В 3-х ч. - М.: «Баласс», 1999. - Ч. 1-3.

16. Маслова И.В.Аппликация. Пособие для детей 3–4 лет. - М.: «Баласс», 2008. - 64 с.

Лепка. Пособие для дошкольников. В 2-х частях / Сост. И.В. Маслова. - М.: «Баласс», 2008.

17. Корепанова М.В., Харлампова Е.В.Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. - М.: Изд. Дом РАО; «Баласс», 2005.

18. Корепанова М.В., Харлампова Е.В.Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал). – М.: «Баласс», Изд. Дом РАО, 2005.

программа по предшкольной подготовке
  • Начальные классы
Описание:

Актуальность разработки данной программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью  оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность  ступеней  образовательной системы (актуальность  проблемы обеспечения  непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной  психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

-          сохранение и укрепление здоровья де­тей;

-          отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублиро­вания содержания обучения в первом клас­се школы;

-          организация процесса обучения, воспи­тания и развития детей на этапе предшколь­ного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

На данный момент, уровеньготовностибудущихперво­классниковксистематическомуобуче­ниюразличен. Это затрудняет адаптацию детей кшколе,  их успешность в обучении и  усложняет работуучителястакими учащимися.

 

Цельданной адаптированной типовой программыразвитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

Задача данной программы включает в себя:

-          формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

-          обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

-          развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

-          развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);

-          формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Автор Чернышова Наталья Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1149
Номер материала 20145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓