Главная / Классному руководителю / программа по предмету "Ритмика"

программа по предмету "Ритмика"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. БОРОВОЕ»


Рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического

совета МКУДО «ДШИ с. Боровое»

протокол №___

от «___»__________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКУДО

«ДШИ с. Боровое»

Межецкая И.В.

«___»__________20___г.








Ритмика


программа отделения

«Общее эстетическое образование»








Срок реализации: 4 года

Возраст учащихся: 7-10 лет

Составитель:

Файт Наталья Петровна,

преподаватель ритмики и танца,

первой квалификационной категории





2014

Содержание


I. Пояснительная записка………………………………………………… ….3

II. Учебно-тематический план 9

III. Содержание программы...……..……………………………………. .18

IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 25

V. Формы и методы контроля, система оценок 29

VI. Литература……………………..…………………………………..… 30

Приложение 1 «Комплекс игр и танцевальных упражнений для развития

чувства ритма, музыкального слуха и памяти» 32


































  1. Пояснительная записка

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь), сутулятся. Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Исходя из опыта работы, мной был сделан вывод о том, что существующие программы по ритмике для сельской общеобразовательной школы не совсем приемлемы.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке своей программы учитывались способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности (младший школьный возраст). Программа предусматривает работу со всем классом.

На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Уроки ритмики побуждают учащихся включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами.

Целью данной программы является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, активизация музыкального восприятия через движение.

По программе «Ритмика» решаются следующие задачи:

Физическая подготовка детей:

-развитие опорно-двигательного аппарата;

-формирование постановки корпуса и стопы;

-содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы организма.

Совершенствование психомоторных способностей школьников:

-развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координирующих способностей;

-развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимание, умение согласовать движения с музыкой;

-формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.

Развитие творческих и созидательных способностей учащихся:

-развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширение кругозора;

-формирования навыков самостоятельного выражения движений под музыку; развитие инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Направленность программы: общеразвивающая.

Новизна программы.

Многогранность учебных занятий позволяет в процессе роста творческих способностей учащихся, использовать полученное образование в обычной жизни.

Программа   по   ритмике  состоит из четырёх разделов:

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве;

  2. Ритмико-гим­настические упражнения;

  3. Игры под музыку;

  4. Танцеваль­ные упражнения.

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занима­ясь конкретным видом музыкально-ритмической деятель­ности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам  программы  в изложенной последовательности. Од­нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц, исправлению осанки, совершенствованию двигательных навыков, которые благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений, пластики.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двига­тельный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зай­чик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошеч­ка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того, как ученики научатся самостоятельно изоб­ражать повадки различных животных и птиц, можно вводить инсценирование песен (2 класс), та­ких, как: «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и об­щее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инс­ценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музы­кальную сказку «Муха-Цокотуха».

Обучению младших школьников танцам предшествует работа по привитию навыков четкого и выра­зительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, ос­воение хорового шага связано со спокойной русской мело­дией, а топающего — с озорной плясовой. Почувство­вать образ помогают упражнения с предметами, например, яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развива­ющий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го­пак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными дви­жениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, пере­менчивый шаг, присядка и др.), которые помогают приобщает детей к народной культуре.

Условия реализации

Объем учебного времени предусмотрен учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика». В соответствии с учебным планом предмет «Ритмика » рассчитан на 4 года обучения, в объеме - 1 час в неделю.

Максимальная учебная нагрузка – 35 ч. (139 ч.)

1 кл. – 34 ч., 2 кл. – 35 ч., 3 кл. – 35 ч., 4 кл. – 35 ч.

Продолжительность урока: 45 минут.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме коллективного занятия педагога с учениками.

Методы обучения

Программой учебный предмет «Ритмика» предусмотрены, как традиционные общепедагогические методы, так и методы, опережающие специфику предмета, связанного с эстетическим обучением и воспитанием детей.

Наглядные:

-наглядно-слуховой прием;

-наглядно-зрительный прием.

Словесные:

Проводится беседа о характере музыки, объяснение, рассказ, индивидуальный подход, групповой подход. Этот метод хорощо применяется в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что он состоит в выборе отдельных приемов в зависимости от формы занятий и возраста детей. Например, при разучивании игры чаще рассматриваем образно – сюжетные рассказы, в упражнениях и танцах – к объяснению и напоминанию. В словесные методы можно включить игровые приемы, убеждения, сравнения, упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой.

Практические:

Особенно важно при использовании практического метода (неоднократного повторения отдельных эпизодов) отрабатывать отдельно и последовательно основные музыкально – ритмические движения (например, повороты, наклоны, подскоки, прыжки, пружинки, вращения локтей, кистей рук, корпуса) и упражнения, а затем включать постепенно в игры, хороводы, пляски.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных задачей и целей учебного предмета.

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета

Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Ритмика» требует материально – технических необходимых условий, которые благотворно влияют на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса:

- наличия учебного зала для занятий;

- наличие зала для концертных выступлений;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека: диски DVD, аудио СD;

- детские песни из мультфильмов;

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, обручи и скакалки.


II. Учебно-тематическое планирование

1 класс


урока

Дата

Название темы

Кол-во часов

1


Что такое «Ритмика»? Основные понятия.

1

2


Разминка. Поклон.

1

3


Постановка корпуса. Основные правила.

1

4-5


Позиции рук. Позиции ног. Основные правила.

2

6


Общеразвивающие упражнения.

1

7


Ритмико-гимнастические упражнения.

1

8


Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

1

9


Разминка.

1

10-11


Движения по линии танца.

2

12


Игры под музыку. Комбинация «Гуси».

1

13


Комбинация «Слоник».

1

14


Индивидуальные задания.

1

15


Ритмико-гимнастические упражнения.

1

16


Контрольный урок.

1

17


Элементы русского народного танца.

1

18-19


Танец «Барыня». Разучивание движений.

2

20-21


Упражнения для улучшения гибкости.

2

22-23


Комбинация «Ладошки».

2

24-25


Тренировочный танец «Стирка».

2

26


Ритмико-гимнастические упражнения.

1

27-30


Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.

4

31


Общеразвивающие упражнения.

1

32-33


Репетиция танца.

2

34


Контрольный урок.

1

ИТОГО:

34


  1. Вводное занятие

Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика». Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.

2. Основы хореографии:

1. поклон;

2. обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

- позиции ног;

- позиции рук;

- позиции в паре;

- точки класса.

Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.



hello_html_54413e14.gif

При изучении элементов народного и бального танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

3. Разминка

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Примерные упражнения:

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп.

4. Общеразвивающие упражнения

Движения по линии танца и диагональ класса:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «Цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Упражнения на улучшение гибкости:

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

- «бабочка»;

- «лягушка»;

- полушпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полушпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полушпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- полушпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- «кошечка»;

- «рыбка».

5. Ритмические комбинации

Отрабатываются разновидности шагов

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;

- колено, локоть;

- прыжки.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом, выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.

3. Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы.

6. Танцевальные композиции

Отрабатываются разновидности шагов.

1.Танец «Стирка» - имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

2. Русский народный танец «Барыня»

Простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, работа с носком, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочерёдно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.

3.Танец «Полька»

Основной шаг по кругу, галоп, манера исполнения танца, движения в парах.

7. Контрольный урок проводится в конце 1-го и 2-го полугодий.

Рекомендации по подбору музыкальных произведений

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.


Учебно-тематическое планирование

2 класс


урока

Дата

Название темы

Кол-во часов

1


Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке при выполнении упражнений и разучивании танцев.

1

2


Разминка.

1

3-4


Общеразвивающие упражнения.

2

5-9


Танец «Полька». Разучивание движений.

5

10-11


Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.

2

12


Разминка.

1

13-15


Движения по линии танца.

3

16


Контрольный урок.

1

17-18


Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.

2

19-23


Элементы русской пляски (этюд).

Разучивание движений.

5

24


Разминка.

1

25-30


Общеразвивающие упражнения с использованием скакалки, обруча, мяча.

6

31


Разминка.

1

32


Движения по линии танца.

1

33-34


Индивидуальное творчество «Я – герой любимой сказки».

2

35


Контрольный урок.

1

ИТОГО:

35

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения:

- простые бытовые шаги на каждую четверть;

- шаги на полупальцах;

- шаги с вытянутого носка;

- шаги на пятках;

- сочетание шагов на пятках и носках;

- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);

- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;

- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по VI позиции;

- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге);

- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);

- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два);

- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);

- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);

- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);

- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;

- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;

- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;

- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);

- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;

- мелкий бег на полупальцах;

- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.

Движения по линии танцев:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;

- линия танца;

- направление движения;

- углы поворотов.

Упражнения на улучшение гибкости

Закрепляются знания и навыки.

3. Танцевальные композиции

1. Танец «Полька»:

- галоп по линии танца;

- подскоки по линии танца;

- «Полька» по линии танца;

- хлопушки и прыжки.

2. Элементы русской пляски (этюд)

- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);

- приседание по II позиции;

- движения рук;

- движения в парах.

4. Музыкально-ритмическая игра

«Я - герой любимой сказки»

Выявляются творческие возможности учащихся.

Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце.

Импровизация сказки.

5. Контрольный урок проводится в конце 1-го и 2-го полугодий.

Рекомендации по подбору музыкальных произведений

- детские песни из мультфильмов;

- популярные детские песни.

Обязательно иметь в наличии композиции: танец «Полька», русская плясовая.








Учебно-тематическое планирование

3 класс

урока


Дата


Название темы

Кол-во часов

1


Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке при выполнении упражнений и разучивании танцев.

1

2


Разминка.

1

3-4


Общеразвивающие упражнения.

2

5


Ритмико-гимнастические упражнения.

1

6-10


Основные движения народных танцев (украинского и белорусского).

5

11


Разминка.

1

12-15


Танец «Сударушка». Разучивание движений.

4

16


Контрольный урок.

1

17-19


Упражнения на развитие координации движений.

3

20-21


Разминка.

2

22-24


Общеразвивающие упражнения.

3

25-26


Упражнения на координацию движений.

2

27-28


Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

2

29-30


Разминка.

2

31-32


Общеразвивающие упражнения.

2

33-34


Индивидуальное творчество.

2

35


Контрольный урок.

1

ИТОГО:

35


1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

Упражнения на развитие координации.

Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:

- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;

- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;

- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.

Свободные комбинации.

Упражнения на улучшение гибкости.

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Танцевальные композиции

1. Основные движения народных танцев:

- основной шаг украинский, манера, характер, положение рук;

- основной шаг белорусский, манера, характер танца.

2. Танец «Сударушка»:

- шаг по линии танца по одному, движения рук;

- выход в парах;

- приглашение к танцу;

- «расходимся – сходимся».

4. Индивидуальное творчество

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом, выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.

5. Контрольный урок проводится в конце 1-го и 2-го полугодий.

Рекомендации по подбору музыкальных произведений

Подобрать и познакомить учащихся с украинской и белорусской музыкой.















Учебно-тематическое планирование

4 класс

урока


Дата


Название темы

Кол-во часов

1


Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке при выполнении упражнений и разучивании танцев.

1

2


Разминка.

1

3-4


Общеразвивающие упражнения.

2

5-9


Танец «Джайв».

5

10-11


Разминка.

2

12-13


Движения по линии танца, перестроение, диагональ класса.

2

14-15


Танец «Джайв».

2

16


Контрольный урок.

1

17-18


Общеразвивающие упражнения.

2

19-20


Разминка.

2

21


Упражнения на развитие координации.

1

22-26


Танец «Вальс».

5

27


Разминка.

1

28-29


Упражнения на улучшение гибкости.

2

30-34


Танец «Вальс».

5

35


Контрольный урок.

1

ИТОГО:

35


1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;

- упражнения на развитие координации;

- упражнения на улучшение гибкости.

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Бальные танцы (латиноамериканская программа)

Танец «Джайв»

- основной шаг по одному;

- раскрытие и закрытие по одному;

- американ спин;

- хлыст по одному.

4. Вальс

- балансе;

- вальс правый поворот;

- вальс левый поворот;

- окошечко;

- раскрытие;

- повороты;

- вальсовая дорожка;

- переходы из позиции в позицию;

- поклон.

5. Контрольный урок проводится в конце 1-го и 2-го полугодий.


III. Содержание программы

1 класс

1. Упражнения на ориентировку в пространстве

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высо­ким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из ше­ренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений впе­ред, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

2. Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровози­ки»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами. Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать пред­меты перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опо­ры, с предметами (обруч, палка, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и при­ведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупаль­цы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное под­нимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставле­ние левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в сторо­ны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерыв­ным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

Игры под музыку

Выполнение ритмичных движений в соответствии с раз­личным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцеваль­ный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Вы­полнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, дея­тельность человека), в соответствии с определенным эмо­циональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцен­тов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пе­нием или речевым сопровождением.

4. Танцевальные движения

Знакомство с танцевальными движениями танца «Полька». Бодрый, спо­койный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах, галоп в парах. Под­прыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук.

Элементы русского народного танца «Барыня»: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, притопы одной ногой и поочерёдно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте, хлопки. Постановка рук, для девочек движения с платочком.


2 класс

1. Упражнения на ориентировку в пространстве

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в ше­ренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по од­ному. Построение круга из шеренги и из движения врассып­ную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных зада­ний с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

2. Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения. Наклоны и повороты головы вперед, на­зад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сги­бая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флаж­ки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед со­бой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и воз­вращение в исходное положение с одновременным сгиба­нием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднима­ние левой ноги, согнутой в колене, с одновременным под­ниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедле­ние движений в соответствии с изменением темпа музы­кального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раска­чивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхива­ние кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация дви­жения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

3. Игры под музыку

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и ме­лодических изменений в музыке и выражение их в движе­нии. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в дви­жениях игровых образов и содержания песен. Самостоятель­ное создание музыкально-двигательного образа. Музыкаль­ные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопро­вождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

4. Танцевальные движения

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пру­жинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремитель­ный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Перемен­ные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Эле­менты русской пляски: шаг с притопом на месте и с про­движением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки сво­бодно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторо­ну, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.


3 класс

1. Упражнения на ориентировку в пространстве

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чере­дование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одно­го круга в два, три отдельных маленьких круга и концентри­ческие круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в об­щий круг.

Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.

2. Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и кру­говые движения головы. Движения рук в разных направле­ниях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед со­бой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряже­нием (растягивание резинки). Повороты туловища в сочета­нии с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседа­ние. Круговые движения ступни. Приседание с одновремен­ным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание че­рез сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработ­ку осанки.

Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противопо­ложную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в соче­тании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисун­ков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровож­дением (под бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учи­тель прохлопал, и наоборот.

Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков паль­цев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Пере­несение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

3. Игры под музыку

Передача в движениях частей музыкального произведе­ния, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плав­нее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игро­вых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.

4. Танцевальные движения

Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: пристав­ные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с про­движением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Ос­новные движения народных танцев.


4 класс

1. Упражнения на ориентировку в пространстве

Перестроение из колонны по одному в колонну по четы­ре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из не­скольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение наме­чать диагональные линии из угла в угол. Сохранение пра­вильной дистанции во всех видах построений с использова­нием обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.

2. Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения голо­вы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Кру­говые движения плеч, замедленные, с постоянным ускоре­нием, с резким изменением темпа движений. Плавные, рез­кие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны ру­ками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движе­ний ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгиба­ние в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внут­ренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные со­четания одновременных движений рук, ног, туловища, ки­стей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочеред­ные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами.

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и кор­пусом, висящими руками и опущенной головой («петруш­ка»). С позиции приседания на корточки с опущенной голо­вой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увя­дающего цветка).

3. Игры под музыку

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Раз­учивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, ре­чевым сопровождением. Инсценирование музыкальных ска­зок, песен.

4. Танцевальные упражнения

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Основные шаги народных танцев, движения в парах. Разучивание народных танцев.

Рекомендации по подбору музыкальных произведений

Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Джайв», «Вальс»:

- вальс;

- медленный вальс;

- венский вальс;

- классический вальс.


IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1 класс

Личностные результаты

Сформированность внутренней позиции учащегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоциональноценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты

  • регулятивные:

  • способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • накопление представлений о ритме, синхронном движении;

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

  • познавательные:

  • навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;

  • под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дис­танций, не сужая круг и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального про­изведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения;

  • выполнять задания после показа и по словесной инст­рукции учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со зву­чанием музыки.

  • коммуникативные:

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • задавать вопросы, работать в парах, в коллективе, не создавая проблемных ситуаций.


2 класс

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все иг­ровые и плясовые движения. Метапредметные результаты

  • регулятивные:

  • умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самовыражение ребенка в движении, танце.

  • познавательные:

Учащиеся должны уметь:

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответ­ствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

  • организованно строиться (быстро, точно);

  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

  • самостоятельно определять нужное направление движе­ния по словесной инструкции учителя, по звуковым и му­зыкальным сигналам;

  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музы­ку, выполнять общеразвивающие упражнения в определен­ном ритме и темпе;

  • правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

  • коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.


3 класс

Личностные результаты

Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.

Метапредметные результаты

  • регулятивные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.

  • познавательные:

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • рассчитываться на первый, второй, третий для последу­ющего построения в три колонны, шеренги;

  • соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

  • самостоятельно выполнять требуемые перемены направ­ления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

  • передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

  • передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

  • повторять любой ритм, заданный учителем;

  • задавать самим ритм одноклассникам и проверять пра­вильность его исполнения (хлопками или притопами).

  • коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • участие в музыкально-концертной жизни класса, школы.


4 класс.

Личностные результаты

Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.

Метапредметные результаты

  • регулятивные:

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении цели

  • познавательные:

Учащиеся должны уметь:

  • правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

  • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слы­шать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно пе­рестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски.

  • коммуникативные:

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

По окончании курса выпускник должен

знать:

  • -порядок и правильность исполнения движений танцевальной разминки;

  • -элементы музыкальной ритмической грамоты, уметь распознать и передать движением характер музыки (грустный, торжественный, веселый и т. д.), определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;

  • -названия и методику исполнения танцевальных движений проученных с педагогом.

уметь:

  • -методически и музыкально точно исполнять танцевальную разминку;

  • -уметь слушать и анализировать танцевальную музыку, двигаться под музыку;

  • -легко, музыкально, эмоционально исполнять проученные танцы.


V. Формы и методы контроля, система оценок.


Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, преподавателям увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.

Критерии оценок:

Оценка 5 (отлично) выставляется:

за технически качественное художественно осмысленное исполнение программы, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется:

за грамотное исполнение с небольшими недочетами.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется:

за исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения движений.

Форма подведения итогов

Контрольный урок в конце 1-го и 2-го полугодий или выступление на концертах, выставках и т.д.


VI. Литература

Используемая литература (для преподавателя)

  1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

  2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

  3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

  4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

  5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

  6. Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

  7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

  8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

  9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

  10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

  11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

  12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

  13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

  14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

  15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

  16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.

  17. Щербакова Н.А «От музыки к движению и речи» : Практическое пособие для музыкальных руководителей специализированных образовательных учреждений.-М, 2001

Рекомендуемая литература (для учащихся)

  1. Каплунова И, Новоскальцева И «Этот удивительный ритм». - С-П Композитор, 2010.

  2. ЖигалкоЕ, Казанская Е. «Музыка, Фантазия, Игра» ; Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет.-С-П : Композитор»2013.

  3. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 2000.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Комплекс игр и танцевальных упражнений для развития чувства ритма, музыкального слуха и памяти.

1.Упражнение-игра «Давайте знакомиться»

Во время игры педагог знакомиться с каждым ребенком, направляя его

внимание на звучание музыки, на восприятие сильной доли такта. У детей развивается наблюдательность, чувство сопереживания, умение

ритмично и выразительно отвечать движением.

Муз. размер – 3 /4.

1-й вариант игры: исх. пол.- дети стоят по кругу, педагог рядом с детьми. На «1-й такт» педагог кладет руку на плечо ребенку, выделяя сильную долю.

На «2-й такт» ребенок громко, выразительно произносит свое имя. Постепенно педагог обходит всех детей.

2-й вариант игры: исх.пол.- то же, педагог стоит в центре круга, держит в

руках мяч. 1-й т-т. – педагог бросает мяч ребенку. 2-й т-т. – ребенок ловит мяч. 3-й т-т. – бросает мяч педагогу, называя свое имя. 4-й т-т. – пауза. Мяч можно бросать стоящим подряд детям или вразброс, что усложняет задачу и развивает внимание и быстроту реакции.

2.Бег по кругу с мячом.

Интерес к своевременному выполнению упражнения помогает развить у

детей умение внимательно вслушиваться в звучание музыкального произведения, улавливать сильную долю такта, его заключение. Вовремя упражнения совершенствуется легкий бег на полупальцах.

Муз. Размер – 2/4.

Исх. пол. – дети стоят по кругу, у одного ребенка в руках мяч.1-й – 16-й т-ты. Высоко держа мяч над головой, ребенок бежит по кругу, с окончанием муз. фразы возвращается на свое место и выразительно «дарит» мяч рядом стоящему ребенку. Упражнение выполняется всеми детьми по очереди.

3.Передача мяча по кругу.

Муз. размер 2/4, 3/4.

Исх.пол. – то же. На счет «раз» 1-го т-та – передача мяча рядом стоящему

ребенку по кругу.На счет « раз» 2-го т-та – ребенок берет мяч.Когда оба упражнения хорошо усвоены детьми, можно объединить их и выполнять в любой последовательности.

4. «Воздушный мяч».

У детей совершенствуется умение четко передавать в движениях ритм

музыки. Муз. размер 3/4. Исх. пол. – дети стоят лицом друг к другу. Упражнение выполняется по парам. На «раз» нечетных тактов мяч подбрасывается вверх, на « раз» четных тактов – ловится. Три раза (6 тактов) дети одной шеренги подбрасывают мяч, на 2 т-та перебрасывают мячи второй шеренге. Упражнение повторяется.

5. «Непослушный мяч».

Упражнение развивает координацию, внимание, ритмичность.

Муз. размер 3/4. Исх. пол. – дети стоят по кругу, мяч в руках у одного

ребенка.

1-й т-т. – «раз»- подбросить мяч.

2-й т-т. – «раз»– поймать.

3-й т-т. – «раз» - ударить мяч об пол.

4-й т-т. – «раз» - поймать мяч.

5-й т-т. – «раз» - положить на пол рядом с собой.

6-й т-т. – «раз» - выпрямиться.

7-й т-т. – «раз» - предложить мяч соседу.

8-й т-т. – «раз» - наклониться, взять мяч.

6. Упражнение с лентами «Радуга».

Игра помогает заинтересовать детей музыкальными движениями, создать радостное настроение. Дети прислушиваются к музыке, к началу и окончанию ее звучания, учатся выделять сильную долю такта, начинают ощущать метрическую основу музыки.

Муз. размер 3/4, 4/4.

Исх. пол. – дети стоят по кругу. У каждого ребенка в правой руке лента одного цвета радуги (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя,

фиолетовая). Начинает упражнение ребенок, у которого в руках красная

лента.1-й – 7-й т-ты – на «раз» каждого такта дети по очереди делают взмах лентой по направлению к соседу. 8-й такт – дети перекладывают ленты в левую руку.1-й - 8-й такты – упражнение повторяется в обратном направлении.1-й- 7-й такты – дети все вместе исполняют взмах лентой в центр круга (на «раз» каждого такта). 8-й такт – поворот спиной к центру круга. 1-й – 7-й такты – взмах лентой из круга на «раз» каждого такта. 8-й такт – поворот к центру круга.

7. «Шутка».

Игра помогает закрепить двигательные навыки: поскоки, легкий бег, пружинящий шаг, согласуя их с характером музыки.

Муз. размер 2/4.

Исх.пол. – дети стоят в кругу, движения начинают с затакта.

1 – 2 такты – выполняют легкие подскоки.

3 – 4 такты – бегут по кругу.

5 – 6 такты – двигаются поскоками.

7 – 10 такты – переходят на пружинящий шаг, положив руки на пояс.

11 – 12 такты – бегут по кругу.

13 – 14 такты – кружатся на месте (как волчки), подняв вверх руки.

15 –й такт – бегут по кругу.

16 –й такт – подпрыгнув на обеих ногах, разводят в стороны руки, повернув

кисти вперед. Громко сказать : «Все!».

8. «Бесконечный танец».

Во время игры дети учатся ритмично считать под музыку, концентрировать свое внимание. У детей совершенствуется умение по очереди, точно в свое время начинать движение, воспитывается выдержка, умение следить за рисунком танца, отрабатывается па галопа.

Муз.размер 2/4.

Исх.пол – дети встают по кругу парами, лицом друг другу.Одна пара берется за руки, а остальные, не держась за руки, встают на расстоянии 1 – 2 шагов друг от друга так, чтобы получился бесконечный коридор по кругу. Танец начинается с того, что пара, держащаяся за руки, начинает прыгать галопом, проходя внутри коридора. Через 4 такта вторая пара берется за руки и прыгает вслед за первой и т.д. Каждая пара должна пройти целый круг и вернуться на место. Вернувшись, нужно обязательно разойтись, чтобы остальные пары свободно проходили внутри коридора.Урок – сказка «Про утенка и его друга лягушонка». Жил – был утенок. Пришла ему пора идти в школу. (1).Пришел он в школу, стал подниматься по ступенькам (2).Зашел в класс, сел за парту. Трудно сидеть за партой, нужно всегда держать спину прямой (3). Стал наш утенок учиться читать. Открывает книжку, закрывает (4).На переменках вместе с другими утятами он веселился и шалил (5).После уроков отправился утенок к своему другу лягушонку (6).Приехал он к своему другу, а лягушонок в это время играл в прятки (7).Но утенок нашел лягушонка, и они вместе побежали на речку (8).Нырнули друзья в воду и поплыли (9).Переплыли утенок с лягушонком на другой берег и увидели медвежонка (10).Медвежонок ел мед, доставая его из бочки (11).Поел медвежонок мед и захотелось ему спать (12).А утенок с лягушонком вернулись домой, и решили покататься на качелях (13).Так расшалился лягушонок на качелях, что захотелось ему еще и попрыгать (14).

Рекомендуемые упражнения:

1 – бодрый шаг.

2 – натягивать и сокращать стопы, сидя в партере.

3 – упражнения для укрепления спины (округлять и выгибать).

4 – упражнения для выворотности тазобедренного сустава.

5 – упр. «Жуки упали» (лежа на спине, быстро двигать руками и ногами).

6 – упр. «Велосипед». Замедляем темп – едем в горку, убыстряем – с горки.

7 – упр. «Маски» - спрятались – открылись.

8 – упр. «Ножницы» (лежа на спине, перекрещивать натянутые ноги).

9 – упр. «Лодочка» и «Плывем брассом».

10 – упр. «Медвежонок» (стоя на коленях, передвигать руки по полу).

11 – импровизационное упражнение.

12 – упр. на растяжку (сидя на полу, ноги врозь, наклон к одной ноге,

другой).

13 – упр. «Качели» (лежа на животе, взяться за стопы и покачаться).

14 – упр. «Лягушачьи гонки» - прыжки, сидя внизу по – лягушачьи.





34


программа по предмету "Ритмика"
  • Классному руководителю
Описание:

       Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

       Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

       Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

       Исходя из опыта работы, мной был сделан вывод о том, что существующие программы по ритмике для сельской общеобразовательной школы не совсем приемлемы.

       Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

 

        При разработке своей программы учитывались способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности (младший школьный возраст). Программа предусматривает работу со всем классом.

Автор Файт Наталья Петровна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 1214
Номер материала 7248
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓