Главная / Начальные классы / Программа по патриотическому воспитанию "Азбука нравственности".

Программа по патриотическому воспитанию "Азбука нравственности".

hello_html_m6ec07f69.gif







Программма

«Азбука нравственности»

Содержание

Пояснительная записка.................................................................................3

Основное содержание программы...............................................................7

Тематическое планирование занятий 1 класс.............................................9

Тематическое планирование занятий 2 класс...........................................14

Список использованных источников........................................................20

Приложение.................................................................................................21



Пояснительная записка

Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни.

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • воспитание чувства патриотизма;

  • формирование духовно-нравственных качеств младших школьников;

  • эстетическо- культурное развитие учащихся;

  • совместная деятельность школы и семьи.

Основная цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Программа нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, семейные выставки достижений, рисунки, творческие задания.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению одноклассников, друзей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.

Работа по программе предполагает активное привлечение родителей к нравственному воспитанию, совместному проведению мероприятий.

Цель программы – формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

  • формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

  • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, чувства гордости за свою страну;

  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

  • обогатить эмоциональный мир детей;

  • вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

Программа состоит из 5 блоков:

  • «Моя семья»

  • «Страна, в которой мы живем»

  • «Воспитание духовности»

  • «Будь здоров»

  • «Красота спасёт мир»


Требования к знаниям, умениям и навыкам:

Учащиеся должны знать:

  • правила культурного поведения;

  • права и обязанности детей;

  • родословную своей семьи;

  • символику государства;

  • историческое прошлое своей страны, своего родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения, контролировать свои поступки;

  • самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и имеющейся информации;

  • отстаивать свою точку зрения;

  • пользоваться своими правами и выполнять обязанности;

  • уважать историческое прошлое своей страны, символы и законы государства.


Предполагаемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;

  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

  • накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путём организации их практической деятельности;

  • формирование у детей ответственности за своё здоровье;

  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

  • снижение агрессивности в поведении школьников.


Актуальность и целесообразность программы усматривается в том, что позволяет педагогам и родителям воспитывать гражданина, патриота практическими делами, поступками, отношением к окружающему миру, природе в постоянно меняющейся социокультурной среде.

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Данная программа может быть использована и адаптирована к любому классу начальной школы.




Основное содержание программы:


I блок «Моя семья» 

Цель: Осознание учащимися, семьи как важнейшей жизненной ценности, приобщения к традициям семьи.

Формы: беседы, классные часы, посвящённые традициям семьи, коллективные творческие дела, конкурсы рисунков и др.

Работа с родителями:

Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.


II блок «Страна в которой мы живем»

Цель: овладение знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу.

Формы: этические беседы, «уроки мужества», классные часы, посвящённые знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и др.


III блок «Воспитание духовности»

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия, вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах, формирование культуры общения, привычке заботиться о своём внешнем виде и навыков организации повседневного быта.

Формы: беседы, классные часы, акция «Помоги собраться в школу», конкурс «Все привыкли мы к порядку».


IV блок «Будь здоров»

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Формы: внеклассные формы занятий (кружки и секции), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, турниры, соревнования, походы.


V блок «Красота спасет мир»

Цель: формирование у младших школьников культуры поведения и эстетического вкуса.

Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров, встречи с интересными людьми – поэтами, художниками, писателями, выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.



Тематическое планирование занятий.


1 класс

п/п

Тема занятий

Цели и задачи

Предлагаемые формы проведения

1.

«Мой родной, любимый город».

- ознакомить с историей образования родного города, с символами города;

- прививать любовь к своему городу.

Презентация, экскурсия по городу

2.

Конкурс рисунков на тему «Осень в родном городе».

- воспитывать чувство гордости за свой город;

- развивать творческие способности.

Практическая работа, организация выставки

3.

Правила общения для школьника и педагога.

- ознакомить с правилами поведения со старшими;

- вырабатывать навыки и привычки поведения.

Беседа, презентация

4.

Режим дня и здоровье.

- познакомить учащихся с режимом дня;

- помочь осознать необходимость его соблюдения.

Устный журнал

5.

«Старость надо уважать»

- воспитывать чувство уважения к старшему поколению.


Подготовка концерта.


6.

Благоустроим школьный класс.

- воспитывать трудолюбие;

- формировать чувство прекрасного;

- прививать любовь к растениям.


Озеленение класса

7.

«Хороший поступок»

- закрепить понимание того, какой поступок является хорошим;

- дать возможность мысленно представить себя на месте человека, попавшую в трудное положение;

- воспитывать гуманизм.


Игровые ситуации, упражнения


8.

«Семейное фото»

- представить свою семью;

- учить уважать семейные традиции;

- составить классный «семейный» альбом

Праздник

9.

«Белый, синий, красный…»

- ознакомление с историей России, ее символикой, законами, традициями

Презентация


10.

Мои права и обязанности.

- ознакомить с Конституцией России;

- воспитывать гражданственность

Презентация

11.

«Дерево дружбы»

- ознакомить с правилами дружбы;

- показать важность истинных друзей в жизни человека;

-учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.

Игровые ситуации

12.

Мастерская Деда Мороза

- развивать творческие способности;

- воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма

Практическая работа

13.

«Приходи, Коляда…»

- познакомить с разновидностями календарных зимних обрядовых песен;

- формировать творческие умения.

Праздник

14.

«Раз дощечка, два дощечка – будет …».

- воспитывать трудолюбие;

- работать над сплочением коллектива;

- воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе

Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц

15.


«Дай, Джим, на счастье лапу мне».


- формировать знания об окружающем мире;

- воспитывать внимательное отношение к растениям и животным

Презентация на тему «Домашние животные и растения»

Беседа о домашних питомцах

16.

«Приходите в гости к нам».

- познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях

- формировать чувство такта, сдержанности

Игровые ситуации

17.

«Встреча с Королевой Чести»

- разъяснить понятия «честь», «долг»;

- формировать морально-этическое сознание


Театрализованное представление

18.

«Русские богатыри"

- работать над сплочением коллектива;

-воспитывать чувство взаимопомощи

Спартакиада

19.

«В поисках радости».

- выявить у учащихся представления о счастье;

- формировать любознательность


Путешествие за птицей счастья.

20.

Родные руки

- развивать творческие способности;

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам


Концерт для мам и бабушек.


21.

Разговор о правильном питании.

- учить детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения

- объяснить, какую роль играет правильное питание в жизни человека


Беседа

22.

Путешествие в кладовую народной мудрости.

- расширить знания о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни);

- познакомить с традициями русского народа;

- учить видеть в фольклорных текстах картины реальной жизни людей.


Игра

23.

Волшебные слова.

- повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим;

- показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть;

- учить задумываться над сказанным словом.

Игровые ситуации.

24.

Мы – дети галактики.

- познакомить с историей освоения космоса;

- воспитывать желание быть сильными и здоровыми.

Устный журнал

25.

Праздник праздников.

(Светлое Христово воскресенье - Пасха)

- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;

- показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость;

- побуждать детей к творчеству;

- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации;

- организовать участие самих детей в народных обрядах, играх.

Тематический обрядовый праздник

26.

Я люблю трудиться дома…

- воспитывать уважение к старшим и заботу о них;

- учить выполнять свои обязанности по дому;

- прививать любовь к труду.


Игровые ситуации.

27.

Я не один на планете.

- ознакомить с понятием «культура мира»;

- формировать позитивное отношение к окружающему миру;

- развивать коммуникатив-ные качества.

Устный журнал

28.

Папа, мама, я – лучшая семья.

- показать значимость семьи в жизни человека;

- воспитывать уважение к семейным традициям.

Конкурсная программа.

29.

Все профессии нужны, все профессии важны.

- ознакомить детей с некоторыми видами профессий;

- показать значение труда в жизни человека;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Проект

30.

«Опасности глазами детей»

-развивать чувство самосохранения и процессов саморегуляции

Беседа

31.

«Ветеран живет рядом»

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;

- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.

Встреча с ветераном ВОВ


32.

Благоустроим школьный двор.

- воспитывать трудолюбие;

- формировать чувство прекрасного;

- прививать любовь к растениям.


Разбивка клумбы

33.

Один за всех, и все за одного.

- воспитывать чувство коллективизма;

- развивать силу, ловкость;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Спортивный праздник


Тематическое планирование занятий.


2 класс

п/п

Тема занятий

Цели и задачи

Предлагаемые формы проведения

1.

Конкурс подарков на тему «Родному городу желаю».

- прививать любовь к своему городу;

- воспитывать чувство гордости за свой город;

- развивать творческие способности

Практическая работа, организация выставки

2.

Что значит быть культурным человеком?

- разъяснить, что определяет культурного человека;

- повторить правила поведения человека в обществе.

Беседа

3.

«Школа мнений».

- составить перечень важных человеческих качеств;

- готовить детей оценивать самих себя и своего товарища.

Круглый стол

4.

«Я о маме знаю все».


- способствовать заботливому отношению к маме;

- развивать творческие способности.

Написание сочинения о мамах

5.

«Старость надо уважать»

- воспитывать чувство уважения к старшему поколению;

- прививать любовь к труду.

Изготовление памятных подарков своими руками.

6.

«А что о дружбе пишут люди?»

- познакомить с произведе-ниями детских писателей о дружбе;

- учить дружить.


Посещение библиотеки, беседа

7.

Мой четвероногий друг.

- формировать знания об окружающем мире;

- воспитывать любовь и внимательное отношение к животным.

Рассказ-представление

8.

Дом, в котором я учусь.

- воспитывать бережное отношение к школьному имуществу;

- закрепит правила поведения в школе.

Беседа

9.

День народного единства.

- познакомить с историей возникновения праздника;

- воспитывать уважение к своему народу.

Презентация.

10.

Карта России.

- познакомить с историей некоторых городов нашей страны;

- воспитывать чувство патриотизма.

Путешествие

11.

История семьи – история страны.

- показать значимость семьи в жизни человека;

- воспитывать уважение к семейным традициям.


Составление родословной

12.

День Конституции.

- продолжать знакомить с Конституцией России;

- воспитывать гражданственность.

Беседа

13.

«Я и мои друзья»

- познакомить с элементарными правилами товарищества;

- упражнять в применении правил поведения с товарищами;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Конкурс стихов о товариществе, их разбор

14.

Одной рукой узла не завяжешь.

- формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свой класс;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Спортивные соревнования

15.

В гостях у Деда Мороза.

- познакомить с историей возникновения праздника, с новогодними традициями;

- рассказать о праздновании Нового года в других странах;

- воспитывать уважение к традициям других народов.

Устный журнал

16.

Рождественские посиделки

- продолжать знакомить с историей христианских праздников;

- формировать творческие умения.


Праздник

17.

«Невежи и невежды»

- разграничить понятия «невежа» и «невежда»;

- учить быть вежливыми.


Беседа

18.

«Учись дорожить школьной дружбой».

- привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы;

- познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести друзей.

Игровые ситуации

19.

Город Мастеров.

- воспитание коллективиз-ма;

- воспитание взаимопомощи;

- развитие творческих способностей.

КВН

20.

«Рыцарский турнир».

- воспитывать патриотизм;

- формировать чувство долга перед своим Отечеством;

- воспитывать чувство гордости за наших воинов.

Игра-соревнование

21.

Сказка о путешествии Джаваннино Периджорно

- выяснить в каком свете дети выглядят в глазах других;

- разъяснить детям, что от одного слова человек может вспылить, рассердиться;

- формировать сдержанность, чувство такта.


Чтение и разбор книги Джанни Родари

22.

Подарок маме.

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам;

- развивать творческие способности;

- прививать любовь к труду.


Практическая работа

23.

Акция «Забота о больных»

- воспитывать гуманность в человеке, чувство сострадания к чужому горю, готовность помочь в беде.


Разбор жизненных ситуаций

24.

Кого называют трудолюбивым?

- уяснить смысл слова «трудолюбивый»;

- формировать желание быть трудолюбивым.


Беседа

25.

Они трудятся для нас.

- расширить представления о профессиях;

- прививать любовь и уважение к людям труда.


Презентация

26.

Светлое Христово воскресенье.

- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;

- показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость;

- побуждать детей к творчеству;

- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации.

Практическая работа.

Организация выставки

27.

Вредные привычки.

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

- создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

Устный журнал

28.

Культура поведения на дороге и в транспорте.

- вспомнить правила поведения на дороге и в транспорте;

- составить схему передвижения из дома в школу и обратно, предупреждая опасные места.

Встреча с инспектором ОДН

29.

Береги свое время и время других.

- формировать и развивать понимание того, что надо ценить свое и чужое время;

- воспитывать ответственность, аккуратность в обещаниях.


Беседа с использованием игровых ситуаций

30.

«Мой цветок в букет Победы».

- формировать у детей чувство сопричастности к истории своего народа.


Сбор – анализ достижений и успехов за год обучения в школе

31.

«Мы помним и чтим».


- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;

- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.


Встреча с ветераном В.О.войны.


32.

«Мы помним и чтим».


- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа

- воспитывать гордости за героев страны, патриотизма.


Посещение памятника Неизвестному солдату.

33.

Акция «Благоустроим свой район»

- рассказать о значении растений и их пользе в экологии;

- учить защищать зеленые насаждения;

- воспитывать трудолюбие


Посадка сажанцев

34.

С кем из класса я пошел бы в разведку?

- разъяснить какими чертами должен обладать друг

- воспитывать чувство взаимопомощи, гуманизм.

Круглый стол





Список использованных источников

  1. И.Ф.Мутько Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7лет. М.,2006.

  2. А.А. Лопатина «50 уроков о добрых качествах», Амрита- Русь, М., 2005г.

  3. Н.М. Трофимова Нравственные ориентиры младшего школьника. Педагогика, 1997, №6.

  4. П. И. Подласый Педагогика. М., Просвещение, 1996.

  5. Педагогика /под ред. Бабанского Ю.К., М., Просвещение, 1983.

  6. А.В. Изотов Как стать лучше? Йошкар – Ола, 2001.

  7. Н.А. Касаткина Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе, Волгоград. Учитель, 2004 г.

  8. Н.А. Максименко Дарите детям любовь, Волгоград, Учитель, 2006 г




Приложение

Занятие

Тема: «Приходите в гости к нам»

Цель: проверить умения детей проявлять заботу к другим, формировать у детей навыки заботы и доброты. Воспитывать уважение к старшим.

Ход занятия:

  • Игра « Заботливый хозяин»

Разделите детей на группы. Все дети-заботливые хозяева. Они должны подумать и рассказать, как нужно заботиться о своих вещах, одежде, книгах и т.д., чтобы они прослужили как можно дольше.

Затем педагог показывает детям карточку с рисунком какого-либо предмета, например стола (книги, игрушки, одежды и т.д.). Каждая группа по очереди рассказывает. Как она будет заботиться о данном предмете. Группа, которая лучше всех придумает, как можно заботиться о том, или ином предмете, получает карточку с этим предметом.

Самые заботливые те хозяева, которые к концу игры наберут больше карточек.

В течение недели попросите детей проявить заботу к тем предметам, которые они получили на карточках в результате игры.

  • Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Если человек заботиться только о себе, сможет ли он стать по – настоящему счастливым?

  • Что произойдет, если родители (дети, учителя, друзья и т.д.) будут заботиться только о себе самих?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы забывали проявить заботу к своим близким, и к чему это приводило?

  • Прочитать детям сказку: « Волчья ягода» А.Неелова

Вопросы и задания к сказке:

  • Какими были дети из сказки, и что их спасло от смерти?

  • Представьте, что добрая волшебница, видя доброту детей, превратила волчью ягоду в волшебную. Как волшебная ягода поможет детям?

  • Творческое задание « Заботливый мир»

Поделите детей на две группы. Одной группе раздайте карточки с рисунками: грибов, ягод, цветов, растений и деревьев. Другая группа играет роль людей.

Затем дети первой группы от имени тех, кто им достался на карточках, рассказывают о том, как они заботиться о людях. Например: я, березка, пою человека вкусным березовым соком; я ромашка, лечу человека целебным отваром из своих цветов; я, белый гриб, кормлю человека вкусной грибной похлебкой и т.д.

Дети второй группы, в свою очередь, должны рассказать, как они заботиться о тех лесных обитателях, которых представляют дети первой группы. Например: сажают лес, кормят зверей и птиц, охраняют редкие растения, осушают болота.

  • Рисунок « Заботимся о родителях»

Прочитайте детям пословицу: « Кто родителей не забывает, тот вовек не погибает».

Попросите детей рассказать, как нужно заботиться о родителях в разных ситуациях, например:

  • Мама пришла с работы усталая;

  • У мамы вечером много дел по хозяйству;

  • Папа плохо себя чувствует;

  • У папы неприятности на работе;

  • Папа и мама поссорились и т.д.

Например: когда папа прейдет с работы, нужно улыбнуться ему и помочь раздеться. Затем нужно помочь маме приготовить ужин и накрыть на стол.

  • Попросите детей подумать и нарисовать, как они будут заботиться о своих родителях, когда вернуться домой.

Задание на дом:

Попросить детей выполнить дома то, что они придумали и нарисовали.



Программа по патриотическому воспитанию "Азбука нравственности".
  • Начальные классы
Описание:

Программма

«Азбука нравственности»


Содержание

Пояснительная записка.................................................................................3

Основное содержание программы...............................................................7

Тематическое планирование занятий 1 класс.............................................9

Тематическое планирование занятий 2 класс...........................................14

Список использованных источников........................................................20

Приложение.................................................................................................21

 


 

 

                                   Пояснительная записка

Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни.

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности:

-       формирование потребности в здоровом образе жизни;

-       воспитание чувства патриотизма;

-       формирование духовно-нравственных качеств младших школьников;

-       эстетическо- культурное развитие учащихся;

-       совместная деятельность школы и семьи.

Основная цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Программа нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, семейные выставки достижений, рисунки, творческие задания.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению одноклассников, друзей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.

Работа по программе предполагает активное привлечение родителей к нравственному воспитанию, совместному проведению мероприятий. 

Цель программы – формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

-       формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

-       формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, чувства гордости за свою страну;

-       формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

-       обогатить эмоциональный мир детей;

-       вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

Программа состоит из 5 блоков:

-       «Моя семья»

-       «Страна, в которой мы живем»

-       «Воспитание духовности»

-       «Будь здоров»

-       «Красота спасёт мир»

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

Учащиеся должны знать:

·                   правила культурного поведения;

·                   права и обязанности детей;

·                   родословную своей семьи;

·                   символику государства;

·                   историческое прошлое своей страны, своего родного края.

Учащиеся должны уметь:

·                    соблюдать правила поведения, контролировать свои поступки;

·                   самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и имеющейся информации;

·                   отстаивать свою точку зрения;

·                   пользоваться своими правами и выполнять обязанности;

·                   уважать историческое прошлое своей страны, символы и законы государства.

 

Предполагаемые результаты программы:

-       формирование навыков и привычек нравственного поведения;

-       обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

-       накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путём организации их практической деятельности;

-       формирование у детей ответственности за своё здоровье;

-       вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

-       снижение агрессивности в поведении школьников.

 

Актуальность и целесообразность программы усматривается в том, что позволяет педагогам и родителям воспитывать гражданина, патриота практическими делами, поступками, отношением к окружающему миру, природе в постоянно меняющейся  социокультурной среде.

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.  Данная программа может быть использована и адаптирована к любому классу начальной школы.

 


 

Основное содержание программы:

 

I блок «Моя семья» 

Цель: Осознание учащимися, семьи как важнейшей жизненной ценности, приобщения к традициям семьи.

Формы: беседы, классные часы, посвящённые традициям семьи, коллективные творческие дела, конкурсы рисунков и др.

Работа с родителями:

Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоко­нравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.

 

II блок «Страна в которой мы живем»

Цель: овладение знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу.

Формы: этические беседы, «уроки мужества», классные часы, посвящённые знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и др.

 

III блок «Воспитание духовности»

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия, вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах, формирование культуры общения, привычке заботиться о своём внешнем виде и навыков организации повседневного быта.

Формы: беседы, классные часы, акция «Помоги собраться в школу», конкурс «Все привыкли мы к порядку».

 

IV блок «Будь здоров»

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Формы: внеклассные формы занятий (кружки и секции), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, турниры, соревнования, походы.

 

V блок «Красота спасет мир»

Цель: формирование у младших школьников культуры поведения и эстетического вкуса.

Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров, встречи с интересными людьми – поэтами, художниками, писателями, выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.

 


 

Тематическое планирование занятий.

 

1 класс

№ п/п

Тема занятий

Цели и задачи

Предлагаемые формы проведения

1.

«Мой родной, любимый город».

- ознакомить с историей образования родного города, с символами города;

- прививать любовь к своему городу.

Презентация, экскурсия по городу

2.

Конкурс рисунков на тему «Осень в родном городе».

- воспитывать чувство гордости за свой город;

- развивать творческие способности.

Практическая работа, организация выставки

3.

Правила общения для школьника и педагога.

- ознакомить с правилами поведения со старшими;

- вырабатывать навыки и привычки поведения.

Беседа, презентация

4.

Режим дня и здоровье.

- познакомить учащихся с режимом дня;

- помочь осознать необходимость его соблюдения.

Устный журнал

5.

«Старость надо уважать»

- воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

 

Подготовка концерта.

 

6.

Благоустроим школьный класс.

- воспитывать трудолюбие;

- формировать чувство прекрасного;

- прививать любовь к растениям.

 

Озеленение класса

 7.

«Хороший поступок»

- закрепить понимание того, какой поступок является хорошим;

- дать возможность мысленно представить себя на месте человека, попавшую в трудное положение;

- воспитывать гуманизм.

 

Игровые ситуации, упражнения

 

 8.

 «Семейное фото»

- представить свою семью;

- учить уважать семейные традиции;

- составить классный «семейный» альбом

Праздник

9.

«Белый, синий, красный…»

- ознакомление с историей России, ее символикой, законами, традициями

Презентация

 

10.

Мои права и обязанности.

- ознакомить с Конституцией  России;

- воспитывать гражданственность

Презентация

11.

«Дерево дружбы»

 - ознакомить с правилами дружбы;

- показать важность истинных друзей в жизни человека;

-учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.

 Игровые ситуации

12.

Мастерская Деда Мороза

- развивать творческие способности;

- воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма

Практическая работа

13.

«Приходи, Коляда…»

- познакомить с разновидностями календарных зимних обрядовых песен;

- формировать творческие умения.

Праздник

14.

«Раз дощечка, два дощечка – будет …».

- воспитывать трудолюбие;

- работать над сплочением коллектива;

- воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе

Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц

15.

 

 «Дай, Джим, на счастье лапу мне».

 

- формировать знания об окружающем мире;

- воспитывать внимательное отношение к растениям и  животным

Презентация на тему «Домашние животные и растения»

Беседа о домашних питомцах

16.

«Приходите в гости к нам».

- познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях

- формировать чувство такта, сдержанности

Игровые ситуации

17.

«Встреча с Королевой Чести»

- разъяснить понятия «честь», «долг»;

- формировать морально-этическое сознание 

 

Театрализованное представление

18.

«Русские богатыри"

- работать над сплочением коллектива;

-воспитывать чувство взаимопомощи

Спартакиада

19.

«В поисках радости».

-  выявить у учащихся представления о счастье;

- формировать любознательность

 

Путешествие за птицей счастья.

20.

Родные руки

- развивать творческие способности;

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам

 

Концерт для мам и бабушек.

 

21.

Разговор о правильном питании.

- учить детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения

- объяснить, какую роль играет правильное питание в жизни человека

 

Беседа

22.

Путешествие в кладовую народной мудрости.

- расширить знания  о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни);

- познакомить с традициями русского народа;

-  учить видеть в фольклорных текстах картины реальной жизни людей.

 

Игра

23.

Волшебные слова.

- повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим;

- показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть;

- учить задумываться над сказанным словом.

Игровые ситуации.

24.

Мы – дети галактики.

- познакомить с историей освоения космоса;

- воспитывать желание быть сильными и здоровыми.

Устный журнал

25.

Праздник праздников.

(Светлое Христово воскресенье - Пасха)

- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;

- показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость;

- побуждать детей к творчеству;

- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации;

- организовать участие самих детей в народных обрядах, играх.

Тематический обрядовый праздник

26.

Я люблю трудиться дома…

- воспитывать уважение к старшим и заботу о них;

- учить выполнять свои обязанности по дому;

- прививать любовь к труду.

 

Игровые ситуации.

27.

Я не один на планете.

- ознакомить с понятием «культура мира»;

- формировать позитивное отношение к окружающему миру;

- развивать коммуникатив-ные качества.

Устный журнал

28.

Папа, мама, я – лучшая семья.

- показать значимость семьи в жизни человека;

- воспитывать уважение к семейным традициям.

Конкурсная программа.

29.

Все профессии нужны, все профессии важны.

- ознакомить детей с некоторыми видами профессий;

- показать значение труда в жизни человека;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Проект

30.

«Опасности глазами детей»

-развивать чувство самосохранения и процессов саморегуляции

Беседа

31.

«Ветеран живет рядом»

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;

- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.

Встреча с ветераном ВОВ

 

32.

Благоустроим школьный двор.

- воспитывать трудолюбие;

- формировать чувство прекрасного;

- прививать любовь к растениям.

 

Разбивка клумбы

33.

Один за всех, и все за одного.

- воспитывать чувство коллективизма;

- развивать силу, ловкость;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Спортивный праздник

 


Тематическое планирование занятий.

 

2 класс

№ п/п

Тема занятий

Цели и задачи

Предлагаемые формы проведения

1.

Конкурс подарков на тему «Родному городу желаю».

- прививать любовь к своему городу;

- воспитывать чувство гордости за свой город;

- развивать творческие способности

Практическая работа, организация выставки

2.

Что значит быть культурным человеком?

- разъяснить, что определяет культурного человека;

- повторить правила поведения человека в обществе.

Беседа

3.

«Школа мнений».

- составить перечень важных человеческих качеств;

- готовить детей оценивать самих себя и своего товарища.

Круглый стол

4.

«Я о маме знаю все».

 

- способствовать заботливому отношению к маме;

- развивать творческие способности.

Написание сочинения о мамах 

5.

«Старость надо уважать»

- воспитывать чувство уважения к старшему поколению;

- прививать любовь к труду.

Изготовление памятных подарков своими руками.

6.

«А что о дружбе пишут люди?»

- познакомить с произведе-ниями детских писателей о дружбе;

- учить дружить.

 

Посещение библиотеки, беседа

7.

Мой четвероногий друг.

- формировать знания об окружающем мире;

- воспитывать любовь и внимательное отношение к  животным.

Рассказ-представление

8.

Дом, в котором я учусь.

- воспитывать бережное отношение к школьному имуществу;

- закрепит правила поведения в школе.

Беседа

9.

День народного единства.

- познакомить с историей возникновения праздника;

- воспитывать уважение к своему народу.

Презентация.

10.

 Карта России.

- познакомить с историей некоторых городов нашей страны;

- воспитывать чувство патриотизма.

Путешествие

11.

История семьи – история страны.

- показать значимость семьи в жизни человека;

- воспитывать уважение к семейным традициям.

 

Составление родословной

12.

День Конституции.

- продолжать знакомить с Конституцией  России;

- воспитывать гражданственность.

Беседа

13.

«Я и мои друзья»

- познакомить с элементарными правилами товарищества;

- упражнять в применении правил поведения с товарищами;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Конкурс стихов о товариществе, их разбор

14.

Одной рукой узла не завяжешь.

- формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свой класс;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Спортивные соревнования

15.

В гостях у Деда Мороза.

- познакомить с историей возникновения праздника, с новогодними традициями;

- рассказать о праздновании  Нового года в других странах;

- воспитывать уважение к традициям других народов.

Устный журнал

16.

Рождественские посиделки

- продолжать знакомить с историей  христианских праздников;

- формировать творческие умения.

 

Праздник

17.

«Невежи и невежды»

- разграничить понятия «невежа» и «невежда»;

- учить быть вежливыми.

 

Беседа

18.

«Учись дорожить школьной дружбой».

- привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы;

- познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести друзей.

 Игровые ситуации

19.

Город Мастеров.

- воспитание коллективиз-ма;

- воспитание взаимопомощи;

- развитие творческих способностей.

КВН

20.

«Рыцарский турнир».

- воспитывать патриотизм;

- формировать чувство долга перед своим Отечеством;

- воспитывать чувство гордости за наших воинов.

Игра-соревнование

21.

Сказка о путешествии Джаваннино Периджорно

- выяснить в каком свете дети выглядят в глазах других;

- разъяснить детям, что от  одного слова человек может вспылить, рассердиться;

- формировать сдержанность, чувство такта.

 

Чтение и разбор книги Джанни Родари

22.

Подарок маме.

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам;

- развивать творческие способности;

- прививать любовь к труду.

 

Практическая работа

23.

Акция «Забота о больных»

- воспитывать гуманность в человеке,  чувство сострадания к чужому горю,   готовность помочь в беде.

 

 Разбор жизненных ситуаций

24.

Кого называют трудолюбивым?

- уяснить смысл слова «трудолюбивый»;

- формировать желание быть трудолюбивым.

 

Беседа

25.

Они трудятся для нас.

- расширить представления о профессиях;

- прививать любовь и уважение к людям труда.

 

Презентация

26.

Светлое Христово воскресенье.

- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;

- показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость;

- побуждать детей к творчеству;

- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации.

Практическая работа.

Организация выставки

27.

Вредные привычки.

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

- создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

Устный журнал

28.

Культура поведения на дороге и в транспорте.

- вспомнить правила поведения на дороге и в транспорте;

- составить схему передвижения из дома в школу и обратно, предупреждая опасные места.

Встреча с инспектором ОДН

29.

Береги свое время и время других.

- формировать и развивать понимание того, что надо ценить свое и чужое время;

- воспитывать ответственность, аккуратность в обещаниях.

 

Беседа с использованием игровых ситуаций

30.

«Мой цветок в букет Победы».

- формировать у детей чувство сопричастности к истории своего народа.

 

Сбор – анализ достижений и успехов за год обучения в школе

31.

«Мы помним и чтим».

 

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;

- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.

 

Встреча с ветераном В.О.войны.

 

32.

«Мы помним и чтим».

 

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа

- воспитывать гордости за героев страны, патриотизма.

 

 Посещение памятника Неизвестному солдату.

33.

Акция «Благоустроим свой район»

- рассказать о значении растений и их пользе в экологии;

- учить защищать зеленые насаждения;

- воспитывать трудолюбие

 

Посадка сажанцев

34.

С кем из класса я пошел бы в разведку?

- разъяснить какими чертами должен обладать друг

- воспитывать чувство взаимопомощи, гуманизм.

Круглый стол

 


 

Автор Павлова Ирина Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 401
Номер материала 22393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓