Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыПрограмма по ОРКСЭ (православие)

программа по ОРКСЭ (православие)

Скачать материал

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Используемые ресурсы:

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,  

Интернет-ресурсы.

 

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору его  родителей.    Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю.

Всего  34 часа за год.

Учебный курс   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основные задачи учебного курса:

1.      знакомство обучающихся с основами православной культуры;

2.      развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.      обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.      развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

личностные результаты:

·         формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

·         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·         развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

·         воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·         развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результатам:

·         овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

·         формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·         адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

·         умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

·         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·         овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·         готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

·         определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

·         адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

предметные результатам:

·         знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

·         знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·         формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

·         осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

 


Календарно-тематическое планирование

курса «Основы православной культуры» в  4 классе на 2014-2015 учебный год   (34 ч)

№ урока

п/п

Тема урока

Тип урока

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Факт.

                                          1

Россия – наша Родина

Урок введения.

Знакомятся с историей возникновения и становления нашей страны.

 

 

 

2

Культура и Религия.

Урок изучения нового материала.

Получат представление о распространении православной культуры на территории России.

 

 

 

3

Человек и Бог в православии

 

Урок введения в новую тему.

 Узнают о  представлении верующих людей о свойствах Бога.

 

 

 

 

4

Православная молитва.

 

Урок изучения нового материала.

осмысление учащимися значения молитвы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Библия и Евангелие.

 

Урок изучения нового материала.

Изучают основы духовной традиции православия.

 

 

 

 

6

Проповедь Христа.

Урок изучения нового материала.

 начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры.

 

 

 

7

Христос и Его Крест.

 

Урок изучения нового материала.

Дают определения основных понятий православной культуры.

 

 

 

8

Пасха

Комбинированный урок

Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

 

 

 

9

Православное учение о человеке.

Урок обобщения и систематизации знаний

Понимание отличия в сущности человека в православной традиции от научного взгляда

 

 

 

10

Совесть и раскаяние.

Урок - проект

дать  представление о роли покаяния в духовной жизни человека.

 

 

 

 

11

Заповеди.

Комбинированный урок

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

 

 

 

 

12

Милосердие и сострадание.

Урок комплексного применения знаний

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской идентичности 

 

 

 

13

Золотое правило этики.

Урок комплексного применения знаний

усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений

 

 

 

14

Храм

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

усвоение учащимися назначения и устройства православного храма, его внутреннего убранства.

 

 

 

15

Икона.

Урок - диалог

Учатся находить взаимосвязь между культурой и поведением людей.

 

 

 

16

Творческие работы учащихся.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Участвуют в диспутах:

Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

 

 

 

 

17

Подведение итогов.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Осуществляется поиск необходимой информации для

выполнения заданий по

группам

 

 

 

 

18

Как христианство пришло на Русь.

Интегрированный урок

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

 

 

 

19

Подвиг.

Урок комплексного применения знаний

Оценивать свои поступки и поступки окружающих.

 

 

 

20

Заповеди блаженств.

Урок изучения нового материала.

Осуществляется поиск необходимой информации для

выполнения заданий по

группам

 

 

 

 

21

Зачем творить добро?

Интегрированный урок

Оценивать свои поступки и поступки окружающих  с точки зрения добра и зла.

 

 

 

22

Чудо в жизни христианина.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни общества.

 

 

 

23

Православие о Божием суде.

Урок изучения нового материала.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)

 

 

 

 

24

Таинство Причастия.

Урок изучения нового материала.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

 

 

 

 

25

Монастырь.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

 

 

 

 

26

Отношение христианина к природе.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

осознание общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир;

 

 

 

27

Христианская семья.

Урок комплексного применения знаний

Понимание ценности семьи

 

 

 

28

Защита Отечества.

Интегрированный урок

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

 

 

 

 

29

Христианин в труде.

Урок комплексного применения знаний

Религиозных праздников и святынь православной культуры.

 

 

 

30

Любовь и уважение к Отечеству

Интегрированный урок

 

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

 

 

 

 

31-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Уроки - проекты

Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации и т. д. по выбранным темам (теме) и представляют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по ОРКСЭ (православие)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа для курса ОРКСЭ по направлению Основы православной культуры для 4 класса. Автор учебника Кураев А.В.

Содержит пояснительную записку, в которую входят:

1.Цели и задачи,

2. ресурсы урока,

3. место курса в учебном плане,

4. личностные, предметные и метапредметные результаты,

5. календарно - тематическое планирование.

Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

 

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 366 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 330
    • DOCX 102.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игольникова Светлана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Игольникова Светлана Юрьевна
    Игольникова Светлана Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18890
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 405 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 536 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 249 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе