Главная / Классному руководителю / программа по ОРКСЭ (православие)

программа по ОРКСЭ (православие)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская средняя общеобразовательная школа №3»


Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Используемые ресурсы:

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,

Интернет-ресурсы.


Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю.

Всего 34 часа за год.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основные задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

предметные результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.


Календарно-тематическое планирование

курса «Основы православной культуры» в 4 классе на 2014-2015 учебный год (34 ч)

№ урока

п/п

Тема урока

Тип урока

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Факт.

1

Россия – наша Родина

Урок введения.

Знакомятся с историей возникновения и становления нашей страны.




2

Культура и Религия.

Урок изучения нового материала.

Получат представление о распространении православной культуры на территории России.




3

Человек и Бог в православии


Урок введения в новую тему.

 Узнают о представлении верующих людей о свойствах Бога.





4

Православная молитва.


Урок изучения нового материала.

осмысление учащимися значения молитвы 










5

Библия и Евангелие.


Урок изучения нового материала.

Изучают основы духовной традиции православия.





6

Проповедь Христа.

Урок изучения нового материала.

начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры.




7

Христос и Его Крест.


Урок изучения нового материала.

Дают определения основных понятий православной культуры.



8

Пасха

Комбинированный урок

Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.



9

Православное учение о человеке.

Урок обобщения и систематизации знаний

Понимание отличия в сущности человека в православной традиции от научного взгляда



10

Совесть и раскаяние.

Урок - проект

дать  представление о роли покаяния в духовной жизни человека.




11

Заповеди.

Комбинированный урок

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры




12

Милосердие и сострадание.

Урок комплексного применения знаний

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской идентичности 



13

Золотое правило этики.

Урок комплексного применения знаний

усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений




14

Храм

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

усвоение учащимися назначения и устройства православного храма, его внутреннего убранства.




15

Икона.

Урок - диалог

Учатся находить взаимосвязь между культурой и поведением людей.




16

Творческие работы учащихся.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Участвуют в диспутах:

Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.





17

Подведение итогов.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Осуществляется поиск необходимой информации для

выполнения заданий по

группам





18

Как христианство пришло на Русь.

Интегрированный урок

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.




19

Подвиг.

Урок комплексного применения знаний

Оценивать свои поступки и поступки окружающих.




20

Заповеди блаженств.

Урок изучения нового материала.

Осуществляется поиск необходимой информации для

выполнения заданий по

группам




21

Зачем творить добро?

Интегрированный урок

Оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения добра и зла.




22

Чудо в жизни христианина.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни общества.




23

Православие о Божием суде.

Урок изучения нового материала.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)





24

Таинство Причастия.

Урок изучения нового материала.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.





25

Монастырь.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.





26

Отношение христианина к природе.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

осознание общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир;




27

Христианская семья.

Урок комплексного применения знаний

Понимание ценности семьи




28

Защита Отечества.

Интегрированный урок

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.





29

Христианин в труде.

Урок комплексного применения знаний

Религиозных праздников и святынь православной культуры.




30

Любовь и уважение к Отечеству

Интегрированный урок

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.





31-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Уроки - проекты

Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации и т. д. по выбранным темам (теме) и представляют их.



























































4


программа по ОРКСЭ (православие)
  • Классному руководителю
Описание:

Программа для курса ОРКСЭ по направлению Основы православной культуры для 4 класса. Автор учебника Кураев А.В.

Содержит пояснительную записку, в которую входят:

1.Цели и задачи,

2. ресурсы урока,

3. место курса в учебном плане,

4. личностные, предметные и метапредметные результаты,

5. календарно - тематическое планирование.

Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

 

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Автор Белова Светлана Юрьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 523
Номер материала 21979
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓