Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и
нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность
во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную
составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его
интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок
школьной программы без существенного ущерба для качества образования,
становления личности.
Вопросы, связанные с введением в
школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых
в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку
характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным
окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и
мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится
включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской
этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами
различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и
духовные традиции.
Используемые ресурсы:
Развернутое тематическое планирование
составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.
Для реализации программного содержания
используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор
Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга
для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей,
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,
Интернет-ресурсы.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ
- «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов
с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4
классе 1 урок в неделю.
Всего 34
часа за год.
Учебный курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание
их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах
православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,
готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения. Ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России
происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование
российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его
приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основные задачи учебного курса:
1.
знакомство обучающихся с
основами православной культуры;
2.
развитие представлений младшего
подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
3.
обобщение знаний, понятий и
представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной
школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению
на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно
быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
личностные результаты:
·
формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
·
формирование образа мира как
единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
·
развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
·
развитие этических чувств как
регуляторов морального поведения;
·
воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
·
развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;
·
развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
·
наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результатам:
·
овладение способностью
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить
средства её осуществления;
·
формирование умений
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для
решения различных коммуникативных и познавательных задач;
·
умение осуществлять
информационный поиск для выполнения учебных заданий;
·
овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
·
овладение логическими
действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
·
готовность слушать собеседника,
вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
·
определение общей цели и путей
её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
·
адекватно оценивать поведение
свое и окружающих.
предметные результатам:
·
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,
как основы культурных традиций многонационального народа России;
·
знакомство с основами светской
и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
·
формирование первоначальных
представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и
современности России;
·
осознание ценности
нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.