Главная / Начальные классы / Программа по окружающему миру ( 4 класс)

Программа по окружающему миру ( 4 класс)







Программа по учебному предмету

«Окружающий мир»

4класс












Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой (УМК «Перспектива») М., «Просвещение», 2011. В программу внесены изменения на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». В содержание добавлен раздел «Изучение правил дорожного движения».

Общая характеристика



В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.





Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом  на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.  







Формы: урок

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • -комбинированный урок;

  • -урок контроля умений и навыков.





Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения

  • Связи теории с практикой

  • Системности

  • Принцип сознательности и активности в обучении

  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

  • Принцип наглядности

  • Доступность обучения

  • Принцип прочности усвоения знаний



Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Работа в паре, в групп

  • Срезовые работы (тесты)




Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные резуль­таты.

Основное содержание

Мы- граждане единого Отечества ( 11ч +2ч ПДД)

Общество-это мы. Российский народ .Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Наш путь в школу и новые маршруты Причины дорожно-транспортных происшествий

Деятельность учащихся:

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе. Различать права и обязанности гражданина России. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям. По карте определять с какими государствами граничит Россия. Использовать источники дополнительной информации. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы. Презентировать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества.Знать основные правила поведения на улице, дороге.



По родным просторам (19 ч + 3ч ПДД)

Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы- дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам.

Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода улиц и дорог.

Деятельность учащихся:

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира. Различать информацию которую можно получать с помощью карты. Находить на физической карте равнины и горы. Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. Раскрывать значение рек в жизни людей. Находить по Физической карте озера России. Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана). Сравнить карту природных зон России с физической картой. Находить по карте зоны арктических пустынь. Находить по карте природных зон России тундру. Находить по карте лесные зоны. Рассказать по карте о зоне лесостепей. Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь. Находить на карте субтропики. Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России. Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы. Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги. Движение учащихся группами и в колонне. Труд водителя. Правила перехода улиц и дорог.



Путешествие по Реке времени (24ч + 3ч ПДД)

В путь по реке времени. Путешествуем с археологами. По страницам летописи. Истоки древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва- преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. Отечественная война 1812. Великий путь .Золотой век театра и музыки. Рассвет изобразительного искусства. В поисках справедливости. Век бед и побед. Трудовой фронт России. После великой войны. Достижения 1950- 1970х годов. Дорожные знаки. Обязанности пассажиров.

Деятельность учащихся:

На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Показывать на исторической карте места обитания разных племен. Показывать на карте древние торговые пути.Составлять схему родственных отношений княгини Ольги. Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Характеризовать роль князя Александра Невского. Характеризовать роль князя Александра Невского. Презентовать рассказы об основании сибирских городов. Обсуждать значимость единства в интересах граждан. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать роль Кутузова как народного полководства. Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке. Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства. Обобщить знания о великих русских художниках. Характеризовать особенности развития страны. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях Дорожные знаки. Предупредительные сигналы водителей.

Мы строим будущее России (6 ч + 2ч ПДД)

Современная Россия. Хороша честь , когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя. За страницами учебника. Правила перехода улиц (дороги) при высадке на специально размеченной площадке или на улице. Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице.

Деятельность учащихся:



Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг. Использовать полученные знания. Обсуждать значение понятия .«социальная собственность. Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Аргументировать необходимость личной ответственности. На железной дороге.





Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Количество часов

1.

Мы- граждане единого Отечества

11 часов +2ч ПДД

2.

По родным просторам

19 часов+3ч ПДД

3.

Путешествие по Реке времени

24 часов +3 ч ПДД

4.

Мы строим будущее России

6 часов+2ч ПДД

Итого

70ч (60ч+10ч ПДД)

 
















Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные резуль­таты.

Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

  • представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;

  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;

  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

  • представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;

  • ориентироваться относительно сторон света;

  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

  • перечислять правила ответственного туризма;

  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

  • показывать на карте водные объекты;

  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

  • характеризовать природные сообщества на примере леса;

  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

  • определять значение своего имени;

  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

  • характеризовать основные правила гигиены;

  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

  • оказывать себе и другим людям первую помощь;

  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;

  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

  • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий;

  • усвоить знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);

  • понимать сигналы светофоров и регулировщиков;

  • знать значения важнейших дорожных знаков, линий до­рожной разметки проезжей части улицы (дороги).



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Технические средства (проектор, компьютер, видеокамера, фотоаппарат, графический планшет)



2. Собственно учебные средства:

а).Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2014.

б).Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2014.

в).Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

г).ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.

д). Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010

3. Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы, плакаты, таблички с терминами).

4. Интернет-ресурсы:

Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371

5. Информационно-коммуникативные средства:

CD – Электронное приложение к учебнику по окружающему миру для 3 класса, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., изд-во «Просвещение» Москва, 2014 год;

6. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение):

а). Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2013 год.

б). «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2012.

в). Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. М, 2010.

г). Бабина Р.П. Уроки светофора. М.,2012.




















Программа по окружающему миру ( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой (УМК «Перспектива») М., «Просвещение», 2011. В программу  внесены изменения на основании  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». В содержание добавлен раздел «Изучение правил дорожного движения».

Автор Самойлова Галина Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 799
Номер материала 52145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓