Главная / Начальные классы / Программа по окружающему миру 2 класс Школа 21 века

Программа по окружающему миру 2 класс Школа 21 века

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (2 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2013., примерной программы начального общего образования по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы.


Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

  • Авторская программа «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2013.

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа ХХI века)/

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2013. – (Начальная школа ХХI века)/


УМК Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ; реализует требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание, обществознание»


Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».


В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.


Особенности содержательных линий

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного

учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:

«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.


Результаты изучения учебного предмета


Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.


Содержание курса

2 класс

Введение. Что окружает человека (1 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

  • Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

  • Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

  • Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы жители Земли (9 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

  • Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества (23 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.


Природа и человек (2 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).


Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.)

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Особенности контроля и оценки учебных достижений

по окружающему миру


Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Класс

I

II

III

IY

Всего

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Формы и средства контроля:








Планируемые результаты обучения.


К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.


К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;

  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).



Тематическое планирование тем курса «Окружающий мир» во 2 классе.

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Введение.

Что окружает человека- 1ч

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой-14ч

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой-6ч

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твоя Родина-13ч

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли-9ч

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества-23ч

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения. Правила поведения в природе.

Природа и человек-2ч

Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературы.

Составление небольшого рассказа о роли природы в жизни человека. Приведение примеров произведений живописи, посвященных природе.





















Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе.



п/п


Раздел, тема урока


урока по теме

Требования ФГОС

Планируемые результаты


Вид контроля, практическая работа


Дата

по плану


Дата фактически


УУД


Предметные результаты


Личностные результаты

1

Введение. Что окружает человека – 1ч

Что окружает человека?



1

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать предметы живой и неживой природы, раз-личать предметы природы и предметы, сделанные человеком.

Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность.

Текущий,

фронтальный



2

Кто ты такой? – 14ч

Я, ты, он, она… Все мы люди.



1

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.



Знать, что человек – живое

существо, организм; вне-шние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека.

Гуманистические цен-ности многонациональ-ного российского

об-щества.

Текущий,

фронтальный



3

Наши помощники – органы чувств.


2

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



4

Наши помощники – органы чувств.




3

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материал, температуру.




5

Поговорим о здоровье


4

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



6

Поговорим о здоровье.



5

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



7

Режим дня.



6

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать режим дня школь-ника, правила гигиены.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



8

Режим дня.




7

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

прогнозировать, вести устный диалог.

Знать режим дня школь-ника, правила гигиены.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление памятки «Режим дня второклассника»




9

Физическая культура.



8

Познавательные:

контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

прогнозировать, вести устный диалог.

Знать комплекс ОРУ.

Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Текущий,

фронтальный



10

Физическая культура



9

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать и уметь применять на практике виды про-цедур.

Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Составление памятки «Правила закаливания».

Опыты с термо-метром: определение температуры воздуха и воды.




11

Почему нужно правильно питаться.



10

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



12

Почему нужно правильно питаться.




11

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать продукты и содер-жащиеся в них витамины.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление па-мятки «Что полезно для организма, что вредно»




13

Почему нужно правильно питаться


12

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать и применять на практике полученные зна-ния.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный



14

Почему нужно быть осторожным?




13

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать основы оказания первой помощи.

Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»




15

Почему нужно быть осторожным?



14

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Знать правила поведения в различных ситуациях.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Проверочная работа по изученным разделам.




16

Кто живёт рядом с тобой? – 6ч

Что такое семья?




1

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать родственные связи в семье.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление семей-ного генеалогического древа.




17

Что такое семья?





2

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать профессии родите-лей, уметь трудиться.

Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность.

Текущий,

Фронтальный



18

Что такое семья?



3

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать места проведения досуга.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



19

О правилах поведения


4

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Знать правила культурного

Поведения, которые позво-ляют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения.

Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность.

Текущий,

фронтальный



20

О правилах поведения.


5

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Уметь дружить, общаться с людьми.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



21

О правилах поведения.


6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать и применять на практике полученные знания.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



22

Россия – твоя Родина – 13ч

Родина – что это значит?



1

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать и понимать значение Родины в жизни человека.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный



23

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.



2

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



24

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.



3

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать родного края.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный



25

Москва – столица России.




4

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать основные достопри-мечательности Москвы.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Заочная экскурсия по Москве.




26

Москва – столица России.



5

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



27

Города России.



6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать основные достопри-мечательности городов России.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный



28

Родной край – частица Родины.



7

Познавательные:

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать историю города, родного краю.

Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



29

Как трудятся россияне.



8

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь состав-лять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлеб-ных изделий.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



30

Как трудятся россияне.



9

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Основные занятия славян:

охота, рыболовство, зем-леделие, скотоводство. Элементарные сведения об

истории развития земле-делия.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



31

Все профессии важны.



10

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать профессии родите-лей, уметь трудиться.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



32

Мы – граждане России.



11

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государст-ва, оно предоставляет ему права.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



33

Мы- граждане России.



12

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



34

Россия – многонациональная страна.



13

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать народности, обычаи и традиции своего народа.

Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



35

Мы – жители Земли – 9ч

Твоё первое знакомство со звёздами.



1

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный



36

Твоё первое знакомство со звёздами.

.



2

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать, чем Земля отли-чается от других планет Солнечной системы. Ус-ловия жизни на Земле. Луна – спутник Земли.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



37

Чем Земля отличается от других планет?


3

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего боль-ше на Земле – суши или воды?

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный



38

Чем Земля отличается от других планет?


4

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



39

В некотором царстве…


5

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.


Знать царства живой природы, называть отдель-ных представителей.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



40

Грибы.




6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать ответы на следую-щие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают

грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Составление памятки «Ядовитые грибы»




41

Какие животные живут на Земле.



7

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать царства живой при-роды, называть отдельных представителей.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



42

Разнообразие растений.



8

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать разновидности рас-тительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



43

Разнообразие растений.

.


9

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Проведение опыта «Как развивается фасоль»



44

Природные сообщества- 23ч

Среда обитания – что это такое.



1

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог.

Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



45

Лес и его обитатели.



2

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Иметь представление о том, что лес – многоэтаж-ный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



46

Деревья леса.



3

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать яруса леса, правила поведения в лесу.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Работа с гербарием



47

Кустарники леса.




4

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от дере-вьев и трав.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Экскурсия в парк.

Наблюдение: рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек.



48

Травянистые растения леса.


Учебник с. 56 - 59

Тетрадь печатная

с. 20

5

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Знать о том, что травянис-тые растения располагают-ся на нижнем ярусе леса. Они отличаются от де-ревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Работа с гербарием



49

Травянистые растения леса.

6

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия лекарст-венных растений и их применение.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.


Работа с гербарием



50

Животные леса.


Учебник с. 62 - 66

Тетрадь печатная

с. 20 - 22


7

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Называть обитателей леса, знать цепь питания каж-дого животного.

Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



51

Животные леса.


(Птицы – лесные жители.)

Учебник с. 67 - 73

Тетрадь печатная

с. 22 - 23

8

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Текущий,

фронтальный



52

Животные леса.


(Пресмыкающиеся леса.)

Учебник с. 74 - 76

9

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



53

Животные леса.


(Насекомые леса.)

Учебник с. 77 - 79

Тетрадь печатная с. 24


10

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Называть, выделять осо-бенности, знать значение.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



54

Животные леса.


(Правила поведения в лесу.)


11

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать правила поведения в лесу.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Письменный опрос по темам раздела.

Составление памятки «Если ты пришёл в лес»



55

Что мы знаем о воде.



12

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать свойство воды, приводить различные примеры.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.




56

Что мы знаем о воде.



13

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать о том, что вода в природе совершает кру-говорот.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Опыты по определению свойств воды и её состояний.



57

Водоёмы и их обитатели.


14

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоё-мов – реки и болота.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный



58

Водоёмы и их обитатели.


(Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.)


15

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей во-доёмов, знать их роль в экологической цепи.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



59

Водоёмы и их обитатели.


(Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. )


16

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей прес-ных водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный




60

Водоёмы и их обитатели.


(Растения пресных водоёмов.)


17



61

Водоёмы и их обитатели.


(Обитатели солёных водоёмов.)



18

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Называть жителей морс-ких водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



62

Луг и его обитатели.


(Растения луга.)



19

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия растений луга.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Работа с гербарием



63

Луг и его обитатели.


(Животные луга.)



20

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия животных луга.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Текущий,

фронтальный



64

Поле и его обитатели.


(Растения поля.)


21

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Знать название растений поля.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный




65

Поле и его обитатели.


(Животные поля.)



22

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Называть животных поля, знать особенности обита-ния.






Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



66

Сад и его обитатели.




23

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Экскурсия в плодово-ягодный сад.



67

Природа и человек – 2ч

Человек – часть природы.




1

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Текущий,

фронтальный



68

Человек – часть природы.


2

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Письменный опрос по темам раздела.






















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Литература

Для учителя:

  • Окружающий мир. 1-4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.

  • Окружающий мир. 2-4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост. Г. Т. Дьяч-кова. - Волгоград : Учитель, 2007.

  • Окружающий мир. 1-4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.

  • Окружающий мир. 2—4 классы : дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Лященко. - Волгоград : Учитель, 2008.


  • Клепинина, 3. А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1-4 классы / 3. А. Клепи-нина. - М. : Айрис-Пресс, 2012.

  • Как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 кл. / авт.-сост. В. С. Грибов. -Волгоград : Учитель, 2005.

  • Картографическая грамотность младших школьников : рекомендации, материалы к урокам / авт.-сост. Р. С. Гайсина. - Волгоград : Учитель, 2011.

  • Экскурсии в природу по югу России. Осень. 1-4 кл. Сценарии интегрированных уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. - Волгоград : Учитель, 2007.

  • Экскурсии в природу по югу России. Весна. Сценарии уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. - Волгоград : Учитель, 2005.

Для обучающихся:

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа ХХI века)

  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2013. – (Начальная школа ХХI века)


  1. Оборудование и приборы

  • Глобус, компас

  • Модели форм поверхности Земли

  • Модель пищеварения человека

  • Модель скелета человека и внутренних органов

  • Гербарий, муляжи овощей и фруктов

  • Коллекция минералов и полезных ископаемых

  • Коллекция насекомых

  • Оборудование для опытов и экспериментов


  1. Демонстрационный материал

  • Комплект таблиц для начальной школы

  • Физическая карта России

  • Карта полушарий

  • Набор предметных картинок


4. Интернет-ресурсы.

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru

  • КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа : http://www.km-school.ru

  • Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

  • Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193


5. Информационно-коммуникативные средства.

  • Видеофильмы «Твои весёлые друзья - зверята» (DVD).

6. Технические средства обучения.

  • Персональный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интерактивная доска

7.Учебно-практическое оборудование.


  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  • Шкаф для хранения карт, таблиц.


Программа по окружающему миру 2 класс Школа 21 века
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС.

 

        Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»  (2 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» 1-4 класс /  Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2013., примерной программы начального общего образования по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы.

 

Для реализации программы используется  учебно-методический комплект:

  • Авторская программа «Окружающий мир» 1-4 класс /  Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2013. 
  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова –  издание пятое, доработанное  - М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа ХХI века)/
  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир:  1 класс: рабочая тетрадьдля учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2013. – (Начальная школа ХХI века)/

 

УМК  Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ; реализует требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание, обществознание»

 

 

Автор Муравьёва Елена Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2443
Номер материала 36256
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓