Главная / Начальные классы / программа по литературному чтениюпо Свиридовой 2 класс

программа по литературному чтениюпо Свиридовой 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению

Разработана учителем начальных классов МАОУ СОШ №5 имени Ю.А. Гагарина г. Тамбова

Рязановой Т.П.

2014-2015 уч.год.










































Пояснительная записка

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей;- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Цель программы литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели. Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам В основе курса литературного чтения лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства слова, способного открыть ребенку широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, умение выразить себя в слове.

Одна из важнейших задач программы литературного чтения – формирование духовно-нравственных основ личности юного читателя. Представленные в учебниках произведения помогают ребенку приобщиться к миру непреходящих культурных и нравственных ценностей, сформировать эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающему миру. Воспитывая личность, курс литературного чтения на своем специфическом материале решает общие задачи начального образования.

Художественные тексты разных авторов, эпох и жанров подобраны таким образом, чтобы показать лучшие образцы искусства слова, воспитать эстетический вкус.

Задачи программы литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

  1. расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

  2. развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

  3. создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

  4. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам; развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

  5. 5)осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно – эстетического опыта младшего школьника.

На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Во 2 классе программа предусматривает:

дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки;

углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого;

расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма;

на основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе.

Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

п/п

Нормативные документы

1

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г

2

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.

3

Программы для общеобразовательных учреждений: система развивающего обучения Л.В. Занкова. Концепция и программы для начальных классов. Литературное чтение 2 класс. Рабочая программа по учебнику В.Ю. Свиридовой. По системе Занкова Л.В. ФГОС. Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература» 2014 г.

4

Программы для общеобразовательных учреждений:

5

Региональный компонент стандарта общего образования.

6

Школьный компонент стандарта общего образования.


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Свиридовой В. Ю. Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература» 2014 г.

В содержании образования современной школы должно быть полно представлены богатства российской национальной культуры, в том числе – своего родного края. Этой цели и служит введение в программу регионального компонента. Рабочая программа по литературному чтению дополнена материалами программы «Тамбовские писатели - детям», автора В.И.Армеева.

Задача включения в программу регионального компонента: расширение представления о творчестве писателей - тамбовчан, воспитание любви к родному краю.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области литературного чтения. Содержание авторской программы Свиридовой В.Ю. в рабочей программе адаптировано к условиям в образовательном процессе. В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса положена авторская программа В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 классов в соответствии с учебным планом рассчитана на 4 час в неделю (136 часов в год).

Формой организации учебного процесса является урок. Урок  комбинированный, получения новых знаний, контроль знаний, экскурсия, библиотечный, путешествие, сочинение, выразительное чтение, внеклассное чтение, конкурс, викторина, читательская конференция, интегрированный.

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Такими методами являются исследование и проектная деятельность.

Начинается урок с актуализации знаний, затем следует самоопределение к деятельности и открытие нового материала, проводится работа по теме урока, закрепляется изученный материал, конец урока – рефлексия.

Выбор технологий обучения обосновывается влиянием многих факторов.

Выбор технологий обучения обосновывается влиянием многих факторов. Предмет "литературное чтение", как и любой другой предмет, жестко завязан на аудиторный фонд, взаимосвязан по расписанию с другими предметами, поэтому основной технологией обучения является традиционная (классно-урочная система). Также и существующие учебники (т.е. организация материала) ориентированы на использование их в рамках развивающего обучения.

Наиболее распространенной технологией, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Дифференциация во 2 классе проводится внутри класса — по уровню подготовленности ребенка. Кроме того используется технология проблемного диалога, организация работы детей в парах и малых группах.

Для развития индивидуальности ученика в обучении применяется личностно-ориентированное обучение. В системе урока личностно- ориентированного обучения меняется функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. На уроках математики идет применение информационно-коммуникативных технологий, что дает больше возможности для обучений, здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, динамические паузы, упражнения на релаксацию).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся


Типология ключевых компетенций

 

Формирование ключевых компетенций

Учебно-познавательные

 

Способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе. Организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии.

Информационные

 

Умение работать с разными источниками информации.

Коммуникативные

 

Умение работать в парах, группах, вести дискуссии, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Ценностно-смысловые

Умение формулировать собственные учебные цели.

Общекультурные

 

Знать духовно-нравственные основы жизни человека и особенности национальных культур.

Личностное самосовершенствование 

Усовершенствование приобретенных умений и навыков.


Виды и формы контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, творческой работы.





Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (в соответствии с требованиями, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы):

к концу второго года обучения литературному чтению учащиеся должны:

иметь представление:

  • об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

  • о поэзии как об особом взгляде на мир;

  • о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);

знать:

  • наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;

  • имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы


Результаты УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)


В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация. В результате изучения литературного чтения в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умения оценивать свое отношение к учебе;

  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

  • объяснять действия персонажей;

  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

  • сравнивать героев разных произведений;

  • ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • создавать рассказ по циклу картинок;

  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

  • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

  • придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

  • создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

  • участвовать в инсценировании литературных произведений.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

  • находить сравнения в тексте произведения;

  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;

  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;

  • определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;

  • находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

  • задавать вопросы по тексту произведения;

  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Учащиеся получат возможность научиться: обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

аргументировать собственную позицию; учаться находить нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Изучение курса базируется на учебнике:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательский дом «Федоров».2014год


Содержание рабочей программы


Вступление или детективное начало… 10 ч.

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Умение составить вопросы пот прочитанному, отвечать на них. Создание условий для сравнения характеров героев. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: героев произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь:

чувствовать не только сюжетную сторону, но и эмоциональную атмосферу, которая в нем создается;

-сравнивать характеры двух героев рассказа В. Драгунского и стихотворения И. Толмаковой;

-продолжать линию сранительного анализа языка разных видов искусств: поэзии и живописи

Завязка, тайны искусства.. 12 ч.

Создание условий для воплощения нового художественного образа. Различие произведений: считалочка. Понимание содержания литературного произведения. Жанры произведений. События, составляющие основу произведения. Эмоционально – нравственные переживания лирических героев.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: Различие произведений: считалочка. Понимание содержания литературного произведения. Жанры произведений. События, составляющие основу произведения.

Учащиеся должны уметь:

- создавать новый художественный образ в коллективной работе, затем в сочинении;

- находить композицию произведений;

-отличать наличие и отсутствие сюжета.


Погоня за секретами литературы.. 17 ч.

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Умение выделять события, систему событий, составляющих основу произведения, композиции произведения. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. Различие жанра литературного произведения и сказки. Различие сюжета сказки. Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: героев произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь:

- различать иронический, юмористический характер героев;

- выявлять жанровые особенности рассказа Л. Толстого (реальность происшествия, развитие действия);

-обнаруживать в тексте чувства и мотивы, которые движут поступками героев;

- выявлять завораживающий ритм пушкинского стиха;

- находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта;

- выявлять некоторые закономерности сказочного жанра на примере народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Новые загадки следствия.. 18 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: Тема, идея стихотворения, героев произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь:

Участвовать в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения.

Отмечать различные пути обращения к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии.

Кульминация! Вершина воображения…2 6ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: Тема, идея стихотворения, героев произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь: Участвовать в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения.

тмечать различные пути обращения к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии.

- выявлять своеобразие авторской и народной поэзии на материале таких жанров, как загадка, скороговорка, лирическое стихотворение;

- ориентироваться в развитии сюжета рассказа.

Вперед по дороге открытий.. 23 ч.

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения. Умение выделять события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. Различие малых фольклорных жанров.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: героев произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь:

- выделять содержательность приемов контраста и олицетворения;

- выявлять кульминационные моменты сюжета в произведении Л.Толстого «Акула»;

- обнаруживать черты народного творчества в различных малых жанрах фольклора;

- выявить особенность авторской сказки Мамина – Сибиряка черты с народной сказкой: наличие конфликта зайца с волком, наличие эпизода переполоха.

Распутанные тайны 15 ч.

Умение выделять события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: героев произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять специфику авторской сказки (в ее отличиях от народной);

- обнаруживать комическое в литературном тексте и выявить его природу.

Развязка. 15ч.

Различие малых фольклорных жанров. Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Умение выделять события, систему событий, составляющих основу произведения. Главный герой произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: героев произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь:

- продолжить работу над жанром загадки;

- отмечать специфику сказочного жанра на материале русской народной сказки;

- выяснить, насколько древнего происхождения эта русская народная сказка;

- выполнить работу сравнительному анализу образов в различных видах искусства;

- выделять различные сюжетные линии в тексте рассказа, исторического события;

- выявлять черты сходства и отличия сказки А.С.Пушкина с народными авторскими сказками, в которых есть сюжетные линии;

- отмечать выразительность поэтических образов, красоту.


Заключение, или счастливые минуты с книгой.

Тамбовские писатели – детям.15 ч.

Умение выделять события, систему событий, составляющих основу произведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать: героев произведений тамбовских писателей. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи.

Учащиеся должны уметь:

- обнаруживать черты сходства и отличия народной и авторской сказок;

-исследовать характеры героев литературных произведений.




Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1

Вступление или детективное начало…


10

2

Завязка, тайны искусства..

12

3

Погоня за секретами литературы.

17

4

Новые загадки следствия..


18

5

Кульминация! Вершина воображения…


26

6

Вперед по дороге открытий..

23

7

Распутанные тайны

15

8

Развязка.


15

9

Заключение, или счастливые минуты с книгой. Тамбовские писатели – детям.

15


Итого:

136

Требования к уровню обучения литературному чтению учащиеся
2 класса на конец учебного года

На конец учебного года уровень подготовки выпускников данной ступени должен соответствовать требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартам.

Обучающиеся должны иметь представление:

об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

о поэзии как об особом взгляде на мир;

о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);

знать:

наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;

имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы

имена 2-3 современных писателей (поэтов);

название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

  1. уметь:

  • читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;

  • определять тему и выделять главную мысль произведения;

  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

  • узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

  • устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

иметь:

  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умения оценивать свое отношение к учебе;

  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

  • объяснять действия персонажей;

  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

  • сравнивать героев разных произведений;

  • ставить вопросы к тексту.

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений

  • создавать рассказ по циклу картинок;

  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

  • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

  • читать по ролям художественное произведение;

  • сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

  • придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

  • создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

  • участвовать в инсценировании литературных произведений.

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

  • находить сравнения в тексте произведения;

  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;

  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;

  • определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;

  • находить нужные книги в библиотеке.

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

  • задавать вопросы по тексту произведения;

  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

  • обсуждать героев литературных произведений, высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

  • аргументировать собственную позицию;

  • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.


Литература и средства обучения для учителя

1. Поурочное планирование к учебникам В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение». 1-2 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом « Федоров», 2014.

2.Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014.

Свиридова, В. Ю., Чуракова, Н. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2014.

4. Хрестоматия по литературному чтению. 1,2,3,4 класс / авт.-сост. В.Ю.Свиридова - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».2014

5.Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательский дом «Федоров».

Используется дополнительная литература:

Малаховская, О. Тематическое планирование. 2 класс. – М., 2001.

Чуракова, Н. А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение». 2 класс. – М., 2003.

3.Полная хрестоматия для начальной школы. - Москва : Издательство «Эксмо» : 2012.

4. Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 2010.

5. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2010.




Литература и средства обучения для учащихся:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2014.

2. В. Ю. Свиридовой «Хрестоматия». 1-2 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом « Федоров», 2014.

3. «Полная хрестоматия для начальной школы». - Москва : Издательство «Эксмо», 2012.

4. Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 2010.

5. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2010.

6. Хрестоматия по литературному чтению. 1,2,3,4 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,2014

7. Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2-4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,2014


Оборудование, приборы и программные средства. Перечень цифровых образовательных ресурсов

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  2. Материалы авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

1. Компьютер.

2. Экран.

Наглядные пособия

  1. Портреты поэтов и писателей.

  2. Набор плакатов по литературе ( устное народное творчество, писатели, жанры литературы, А.С. Пушкин, И.А.Крылов)




































программа по литературному чтениюпо Свиридовой 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Программа по литературному чтению

 разработана на основе авторской

программы Свиридовой по развивиющей системе Занкова.

Программа  разработана с учетом современных требований к составлению программ в период подготовки школы к аккредитации.в ней учтены все стуктукные элемены:

пояснительная записка;

задачи и цели программы;

нормативные документы;

механизмы усвоения программы;

обоснование выбора программы:

использование регионального компанента;планируемые результаты и все ууд.

литература ( для учителя и для ученика);

 

почасовое содержание программы с умениями и знаниями учащихся по каждой теме;

Автор Рязанова Татьяна Петровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1572
Номер материала 9054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓