Главная / Другое / Программа по курсу Основы православной культуры Крыма

Программа по курсу Основы православной культуры Крыма

Программа курса по выбору

"Основы православной культуры Крыма

Пояснительная записка

Опыт ознакомления старшеклассников с курсом по выбору "Основы православной культуры Крыма" по программе профессо­ра Титовой Т. И., протоиерея Александра Якушечкина в общеоб­разовательных учебных заведениях г. Феодосии показал, что пред­мет вызвал интерес школьников, их родителей, педагогов и желание продолжить его дальнейшее изучение и преподавание.

Курс позволил учителям социально-гуманитарных, филологи­ческих дисциплин, предметов художественно-эстетического цик­ла, в основном, преподающих "Основы православной культуры Крыма", существенно расширить рамки школьных учебников; более глубоко раскрывать содержание разделов государствен­ных программ, созвучных разделам курса "Основы православ­ной культуры Крыма".

Применение таких форм и методов организации учебной дея­тельности школьников как школьная лекция, эвристическая бе­седа, домашнее сочинение, размышление, музыкальный лекторий, историко-культурный вечер способствовало усилению воспита­тельной направленности урока, установлению атмосферы сотруд­ничества между учителем и учеником, приобщению к истокам духовности.

Без привития любви к малой Родине невозможно воспитать чувства патриотизма, гордости за Отечество, выработать четкую гражданскую позицию. Широкое использование краеведческого материала, проведение экскурсий по историческим местам, зна­менательным для истории Крыма и его православной культуры, посещение Феодосийского музея древностей, Национальной кар­тинной галереи И.К. Айвазовского, храмов, соборов, монастырей

Феодосийского региона и Крыма способствовали развитию ин­тереса к изучению истории малой Родины, воспитанию чувства сопричастности к актуальным проблемам прошлого и современ­ности, активизации исследовательской деятельности учащихся.

Таким образом, в процессе преподавания курса реализуются следующие цели:

  1. Всемерное содействие формированию и развитию це­лостного жизнеутверждающего мировоззрения, духовно-нрав­ственных ценностей, толерантного отношения к носителям раз­личных верований и культур, что особенно актуально в условиях Крыма, воспитанию учащегося — будущего граж­данина-патриота, настроенного на творческое созидание;

  2. Обогащение, интеграция, актуализация знаний по исто­рии Украины и всемирной истории, русской, украинской, за­рубежной литературе, географии, курсам "Мировая художе­ственная культура", "Человек и общество", "Человек и мир";

  3. Понимание истоков православной культуры, формиро­вание интереса к истории Православия, осмысление их роли в жизни родного города, Крыма, влияния на современную жизнь общества в целом, а также осознание роли и места Крыма в истории Отечества;

  4. Знакомство с основными православными понятиями и представлениями о человеке, цели его жизни, месте в обществе;

5) Раскрытие смысла и содержания православного ис­кусства (архитектура, иконопись, музыка, литература); введе­ние в круг основных православных праздников с определе­нием их тесной связи с народным искусством, творчеством, традициями;

6) Актуализация проблем сохранения памятников право­славной культуры Крыма и возрождения духовности в граж­данском обществе.

Предлагаемый проект представляет собой вариант програм­мы, предназначенной, прежде всего, для учащихся, завершающих обучение в школе II (9 класс) и III (11 класс) ступеней. Он приемлем как вариант программы второго года обучения до вы­работки единой Концепции изучения курса "Основы православ­ной культуры Крыма" в общеобразовательных учебных заведе­ниях Автономной Республики Крым.

Программа углубляет и расширяет представление учащихся по таким ключевым аспектам как:

  • православное воззрение на место человека в мире (т. 2);

  • Православная церковь как Единая, Святая, Соборная и

Апостольская (т. 3);

роль Библии в жизни современного человека (т. 5).

Более детально учащиеся знакомятся с богослужебной куль­турой (т. 4), книгами (т. 6), особенностями церковно-певческого искусства (т. 8), искусства колокольного звона (т. 9), иконописью (т. 10), устройством и культурой поведения в православном хра­ме (т. 12). Считаем целесообразным выделение отдельной темой темы "Молитва" (т. 13) в связи с особой ролью, которую она играет в формировании духовной культуры и жизни индивидуума.

В условиях разрушения традиционных ценностей, негатив­ных проявлений деидеологизации общества, глобализации в ду­ховной сфере особенно актуальными являются вновь изучаемые темы, посвященные православной культуре межличностных вза­имоотношений юношества (т. 14), раскрытию основ духовной бе­зопасности (т. 17).

В условиях многонационального и многоконфессионального Крыма, постоянно развивающихся контактов со странами ближне­го и дальнего зарубежья приобретает особое значение тема № 16 "Современная конфессиональная картина мира, Украины, Крыма".

Кроме традиционных, учителям рекомендуется широко при­менять интерактивные и личностно-ориентированные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, такие как: диалог, дискуссия, урок-путешествие, урок "открытых мыслей", семинар, диспут, музыкально-литературный праздник и др. Обя­зательно использование первоисточников, просмотр видеофиль­мов, слайдов, прослушивание аудиозаписей.

Подведение итогов изучения курса возможно в форме защи­ты индивидуального, группового проекта, исследования, выпол­нения практического творческого задания.

На уроки, занятия целесообразно приглашать искусствоведов, научных сотрудников музеев, галерей, преподавателей музыкаль­ных и художественных школ, представителей духовенства, пси­хологов и других специалистов (по мере необходимости).

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Часы, выделенные на изучение тем, могут быть перераспределены по усмотрению учителя.

Программа составлена авторским коллективом:

Гришина Т. В., заместитель Феодосийского городского головы;

Зарецкая О. Д., заведующая методическим кабинетом управле­ния образования Феодосийского городского совета;

Пригула СИ., методист методического кабинета Феодосийского городского управления образования, учитель истории;

Сухоребров В. В., руководитель городского методического объеди­нения учителей курса "Основы православной культуры", учи­тель истории.


Программа курса по выбору

"Основы православной культуры Крыма" (второй год обучения)

1. Введение (1 час).

Религия как неотъемлемая часть культуры. Крым: диалог эпох, религий, культур, цивилизаций. Православная культура Кры­ма как неотъемлемая часть мировой православной культуры.

2. Православное воззрение на место человека в мире (1 час).

Смысл человеческих деяний. Выбор жизненного пути. Чело­век — гражданин своего Отечества.

3. Понятие о Православной Церкви как Годиной, Святой, Собор-

ной и Апостольской (2 часа).

Представления о Соборах. Символ веры. Понятие о Священ­ном Писании и Священном Предании. Святость и святые в Православии.

4. Понятие о богослужении и богослужебной культуре (2 часа).

Порядок церковного богослужения. Суточный, недельный, го­довой круг их происхождение. Отражение богослужебного круга Православной Церкви в жизни общества.

5. Библия и ее роль в жизни современного человека (2 часа).

Место Библии в мировой истории, философии, культуре. Биб­лейские мотивы в произведениях украинских, русских, крым­ских писателей, ученых. Декалог и заповеди блаженств — иде­ал и морально-нравственная, правовая основа современного общества.

6. Понятие о богослужебных книгах (2 часа).

Типикон, Часослов, Минеи, "Жития святых", Киево-Печерский патерик. Традиции семейного чтения богослужебных книг. Свт. Димитрий Ростовский. Свт. Петр Могила.

7. Церковно-славянский язык как хранитель и источник ду­ховной лексики, язык специального назначения (3 часа).

Основные сведения о церковно-славянской азбуке, знаках пре­пинания, надстрочных знаках, цифрах. Особенности чтения и письма. Духовная лексика в русском и украинском языке, в творчестве великих русских и украинских писателей.

8. Церковно-певческое искусство (3 часа).

Церковное пение как составная часть богослужения. Осмогласные церковные распевы (знаменный, постовой, столпо­вой). Партесное пение. Певческая капелла. Церковное творче­ство великих русских и украинских композиторов. "Таври­ческий благовест". Народные жанры. Постовые песни. Духов­ные стихи, канты, их известные исполнители.

9. Колокольный звон в церковно-общественной жизни (1 час).

Из истории колокольного дела. Знаменитые колокола. Виды колокольных звонов. Благовест, его особенности. Трезвон, перезвон, перебор, другие виды звонов. Влияние колокольно­го звона на музыкальную культуру Украины, России, Крыма.

10. Икона и иконопись (2 часа).

Изобразительные законы и художественные средства право­славного иконописного искусства. Типы икон. Иконографи­ческие сюжеты. Великие иконописцы. Создание икон как особый духовный вид творчества. Особо почитаемые иконы Украины, Крыма. Фрески и мозаики.

11. Православные храмы и монастыри Крыма (2 часа).

Роль храма и монастыря в церковно-общественной жизни. Основные архитектурные стили: русско-византийский, ба­рокко, классицизм, ампир и др. Восстановление храмов и мо­настырей, современное храмовое зодчество в Крыму.

12. Вы посещаете храм... (2 часа).

Строение храма. Храмовая утварь: символика и предназна­чение. Облачения священнослужителей. Правила поведения в храме.

13. Молитва (1 час).

Молитва как особое психологическое, духовное и душевное состояние человека. "Отче наш" как образец молитвы.

14. Православная культура межличностных отношений
юношества (2 часа).

Культура общения. Черты характера, необходимые для пол­ноценного общения. Нравственные основы взаимоотноше­ний юношей и девушек. Мужественность и женственность. Духовные, нравственные и психологические основы сдержан­ности чувств и переживаний. Духовная природа любви. Не­обходимость глубокой проверки своих чувств.

15. Православная культура семьи и семейных отношений (2 часа).
Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака.
Венчание и Крещение как Таинства Церкви. Основные фун­кции семьи — рождение и воспитание детей. Необходимость душевного, умственного и физического труда в создании се­мьи и сохранении благополучного семейного климата. Тра­диции семейного досуга. Соотношение духовных и матери­альных потребностей. Самобытность каждого дома.

16. Современная конфессиональная карта мира, Украины,
Крыма (2 часа).

Государство и религия в Украине на современном этапе. Толерантность, веротерпимость, приоритет общечеловеческих ценностей как основа межнациональных отношений в Крыму.

  1. Основы духовной безопасности (2 часа). Современные деструктивные культы, тоталитарные секты, оккультные занятия и причины их распространения. Телеви­дение, музыка, кинематограф, компьютер, компьютерные игры и духовное здоровье молодежи.

  1. Культурно-исторические судьбы Крыма (1 час).

  2. Итоговое занятие (1 час).


Список рекомендуемой литературы

1. Аверкий (Таушев), архиепископ. Семь Вселенских Соборов.—

М., СПб. 1996. - 144 с.

  1. Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катехизис— М., 1990.— 128 с.

  2. Бородина А.В. Основы православной культуры. — М., Покров,

2003.- 288 с.

4. Глушак А.С. и др. Крым христианский. — Севастополь, 1996. —

148 с.

5. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу. Изд-во

Московской Патриархии, 1998. — 48 с.

  1. Живов В.М. Святость. Словарь. — М.: Гнозис, 1994. — 112 с.

  2. Записки по предмету Закона Божия. — К., 1993,— 264 с.

  3. Зеньковский В. Апологетика.— Рига, 1992. —262 с.

  4. Киево-Печерский патерик. — Любое издание


  1. Кин М. Мир христианства. — Харьков, 2003. — 240 с.

  2. Кин М. Религии мира. — Харьков, 2003. — 240 с.

  3. Круглый год. - М., 1989.- 496 с.


  1. Основы православной культуры Крыма. — Симферополь, 2004.- 320 с.

  2. Православие как оно есть (Православие. Еретики. Черная магия). — Запорожье, 1994.— 322 с.

  3. Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. —Брест, 1994. —110 с.

  4. Учебник богослужения.— М., 1993.— 236 с.


  1. Что необходимо знать каждой девочке. — М., Даниловский благовестник, 2000. — 256 с.

  2. Что необходимо знать каждому мальчику. — М., Данилов­ский благовестник, 1998. — 224 с.

19. Цветков А. П. Религиоведение. — Симферополь, 2004.


Программа по курсу Основы православной культуры Крыма
  • Другое
Описание:

Предлагаемый проект представляет собой вариант програм­мы, предназначенной, прежде всего, для учащихся, завершающих обучение в школе II(9 класс) и III(11 класс) ступеней. Он приемлем как вариант программы второго года обучения до вы­работки единой Концепции изучения курса "Основы православ­ной культуры Крыма" в общеобразовательных учебных заведе­ниях Автономной Республики Крым

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Часы, выделенные на изучение тем, могут быть перераспределены по усмотрению учителя.

Программа составлена авторским коллективом - Сухоребров В.В., Притула С.И. и др.

Программма утверждена Минобразом Крыма

Автор Сухоребров Виталий Валерьевич
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 695
Номер материала 17731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓