Главная / Начальные классы / Программа по краеведению «Я – дальневосточник».

Программа по краеведению «Я – дальневосточник».


Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ОВЗ

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №1»


Программа утверждена Утверждаю____________

МО учителей начальных классов Директор______________

«_____ » ____________ 20 г. (Ф.И.О.)_______________

_________________________

( Протокол №_______ ) « » ___________ 20 г.







Программа

по краеведению

«Я – дальневосточник».







Составитель:

Бочарникова Екатерина Юрьевна

учитель начальных классов






г. Комсомольск-на-Амуре


2014 г.





Введение

Данная  программа  разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Актуальность данной  программы  заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края не только со стороны государства, но и со стороны семьи. Изучение краеведения  в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов  краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, своей семьи.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

В начальной школе изучение краеведческого материала осуществляется через внеурочную деятельность.


Цели  программы:

  • Воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся;

  • Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям

  • Хабаровского края;

  • Воспитание любви к природе родного края;

  • Формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.

Задачи программы:

образовательные

1. формировать представления о  краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закреплять знания через практическую деятельность.

Воспитательные

1. формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитывать уважительное отношения к окружающим людям,

3. усваивать общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

4. уметь анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развивать кругозор учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, видеофильмов, сюжетов;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению  краеведения  обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

В  программах  для каждого класса прослеживается:

  • преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

  • теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.

  • умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.


Формы организации

Данная рабочая программа может быть организована как форме факультативных занятий, так и в форме краеведческих экскурсий, походов, соревнований, краеведческих олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, работы в библиотеке и т.д.


Результаты освоения программы

  • приобретение школьником социальных знаний: знакомство с правилами поведения в различных местах, постижение этики поведения в музее, библиотеке, расширение представления о себе как о жителе Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре;

  • принятие основ знаний истории и возникновения родного края, районов, города, улиц

Учащиеся должны знать:

-знать название своей страны, края,

-название своего города, улицы, номера дома, квартиры,

- называть членов своей семьи

Учащиеся могут знать:

- историю рождения города, края,

- названия улиц города.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать

-различать

-обозначать

- приводить примеры

- различать

- правильно вести себя

-распределять

-определять

- контролировать правильность своей работы

Учащиеся могут уметь:

-находить

-пользоваться словарями для поиска нужной информации( с помощью)

-приводить примеры

-проводить наблюдения, фиксировать результаты ( с помощью)

Содержание  программы

  Программа  первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Знакомятся с историей города Комсомольска-на-Амуре, его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении  программы  знакомство с историей и природой Хабаровского края, с нашими соседями.

Пояснительная записка

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Цель программы "Краеведение"–  воспитание у детей чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой родине,  ее истории и культуре, формирование активной жизненной позиции в отношении к родному краю.

Основные задачи программы "Краеведение":

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему;

- формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре родного края, его структуре, важнейших промышленных, культурных и социальных объектах;

- создать условия для включения младших школьников в общественно-значимую деятельность, способствующую воспитанию чувства сопричастности к жизни города, преданности ему и личной ответственности за его настоящее и будущее;

- воспитывать эмоционально положительное отношение к различным сторонам жизни города, развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы и архитектурного облика;

- формировать представление о морально-этических нормах поведения в природе и обществе, способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному городу и его жителям, создать условия для проявления соответствующего поведения;



  Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Для реализации учебного курса «Краеведение» использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок - игра, проектная деятельность. Особое внимание уделяется экскурсиям.


Количество часов в год – 33 часа

Форма проведения занятия - экскурсии, просмотры спектаклей, беседы, походы, наблюдения, проекты.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

библиотечный фонд школы, домашний библиотечный фонд учащихся, наглядные пособия для учащихся начальной школы, интерактивная доска, визуализатор, рабочие материалы и инструменты для проведения практической работы и опытов.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

внеклассные занятия, которые также включают:

- проведение опытов с доступными материалами (дерево, камень, ткань, бумага, продукты питания и пр.);

- практическую работу по изготовлению тех или иных изделий;

- ролевые игры;

- экскурсии.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- практические (опыты, упражнения);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);

- работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, изложение);

- видеометоды (просмотр, упражнения).

По характеру познавательной деятельности:

- объяснительно- иллюстративные;

- репродуктивные;

- проблемное изложение материала:

- эвристические;

- исследовательские.

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

групповые, развивающие самостоятельность, способствующие повышению интереса, пониманию проблемных ситуаций, решению проблем, исследовательские.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

игровые, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, здоровьесберегающие, ГСО (групповой способ обучения).



Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» .

Учащиеся научатся:

  • объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;

  • называть название города, края;

  • называть 2-3 достопримечательности города,

  • бережно относиться к природе родного города;

  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности с помощью взрослых.

На втором году обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями. Дети знакомятся с предприятиями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры.

При работе на третьем году обучения больше времени отводится на знакомство с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений дальневосточных писателей. Знакомство с Красной книгой Хабаровского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края.

На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Хабаровского края», «Экология Хабаровского края», «Население Хабаровского края », «По родному краю» (путешествие по карте). А также изучается место Хабаровского края на карте нашей страны. Дети готовят с помощью учителя презентации, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Дальнего Востока. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы.







Тематическое планирование

1 класс

тема

количество часов

дата

1

Что такое краеведение?

1

03.09

2

Наш город-Комсомольск-на-Амуре.

1

10.09

3

Моя улица.

1

17.09

4

Улицы нашего города.

1

24.09

5

Улицы нашего города. Экскурсия.

1

01.10

6

Достопримечательности Комсомольска-на-Амуре.

1

08.10

7

Достопримечательности Комсомольска-на-Амуре. Экскурсия.

1

15.10

8

Хабаровский край. Города Хабаровского края. Р.Добровенский «Бронзовый человек».

1

22.10

9

Где расположен Дальний Восток?

1

29.10

10

Природа Дальнего Востока. Ю.Аракчеев «Тайга».

1

12.11

11

Природа Дальнего Востока. Ю.Аракчеев «Деревья».

1

19.11

12

Природа Дальнего Востока. Ю.Аракчеев «Женьшень».

1

26.11

13

Природа Дальнего Востока. Ю.Аракчеев «Лимонник».

1

03.12

14

Какие звери обитают на Дальнем Востоке?

1

10.12

15

Какие звери обитают на Дальнем Востоке?

1

17.12

16

Звери Дальнего Востока. Ю.Аракчеев «Тигр».

1

24.12

17

Звери Дальнего Востока. «Охотник и тигр» (нивхская сказка).

1

14.01

18

Звери Дальнего Востока. В.Санги «Медведь и бурундук».

1

21.01

19

Звери Дальнего Востока. Г.Афанасьев «Как лиса оленей пасла».

1

28.01

20

Звери Дальнего Востока. В.Шульжик «Храбрый заяц».

1

04.02

21

Звери Дальнего Востока. И.Курлат « Хрустик».

1

11.02

22

Какие птицы живут на Дальнем Востоке?

1

25.02

23

Какие птицы живут на Дальнем Востоке?

1

04.03

24

Птицы Дальнего Востока. А.Вальдю «Сова Бильдяка».

1

11.03

25

Птицы Дальнего Востока. В.Шульжик «На птичьем базаре».

1

18.03

26

Птицы Дальнего Востока. Е.Добровенская «Соловей и Солнце».

1

01.04

27

Птицы Дальнего Востока. И.Курлат «Кающийся воробей».

1

08.04

28

Река Амур и её обитатели.

1

15.04

29

Река Амур и её обитатели.

1

22.04

30

Что такое Красная книга?

1

29.04

31

Природа – наш дом.

1

06.05

32

Что такое экология?

1

13.05

33

Обобщающее занятие.

1

20.05





Литература


1.Т.А. Шорыгина Беседы о дальнем Востоке Творческий центр М., 2010

2.Е.П.Никишина Использование местного материала на уроках природоведения в условиях Приамурья. Комсомольск-на-Амуре, 1994

3. М.Д.Маханева Экология в детском саду и начальной школе Творческий центр, М., 2009

4.Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе 1-4 класс.

5.Хрестоматия по дальневосточной литературе. Хабаровск, 1992

6.Ю.Шевченко Город Юности. М., 1982.



Программа по краеведению «Я – дальневосточник».
  • Начальные классы
Описание:

Программа по краеведению "Я - дальневосточник" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта . Программа  для учащихся начальных классов. Цель  программы "Краеведение"–  воспитание у детей чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему, привитиеинтереса к своей малой родине,  ее истории и культуре, формирование активной жизненной позиции в отношении к родному краю.  Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

 

Автор Бочарникова Екатерина Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 973
Номер материала 27514
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓