Главная / Классному руководителю / ПРОГРАММА по краеведению «ИСТОКИ» 5-6 класс

ПРОГРАММА по краеведению «ИСТОКИ» 5-6 класс










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

«ИСТОКИ»

5-6 класс

на 2013-2014 учебный год


















Программа по краеведению полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

  • формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- изучение проблем развития края (населенного пункта),

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

  • развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.



Программа рассчитана на 1 учебный год, количество часов составляет 72 ч.

Содержание программы


Введение в курс. (2 ч)

Раздел 1. Школа юного краеведа (24 ч.)

Раздел 2. Геология и рельеф нашего края (12 час.).

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с краеведом, спортсменом-туристом о восхождениях на горы Северный Урала.

2. Беседа с местными мастерами о камнерезном искусстве. Из­делия из поделочных камней. Экскурсии, походы:

1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород.

2. 3. Знаменитые географические пункты Свердловской области и местной территории

4. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи. Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

2. Обозначение на контурной карте (свердловской области, сво­ей территории) местных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых.

3. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (12 час.).

Главные факторы, влияющие на местный климат. Историчес­кие изменения климата. Редкие и катастрофические погодные яв­ления на Северном Урале. Местные приметы о погоде, слова и выра­жения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Северного Урала. Погодные явления Северного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литерату­ре и публицистике.

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная ради­ация. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влия­ние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района (города, села). Ветер, причины его образования. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характе­ристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели

на территории Свердловской области и района (города, села). Вли­яние местного климата на здоровье человека и хозяйство.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с местными старожилами о приметах, изменениях в климате, редких и катастрофических погодных явления.

2. Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.

Тема 4. Край рек и озер (12 час.).

Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Северного Урала. Горные и равнинные реки Северного Урала. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Вли­яние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озер на Северном Урале. Численность озер. Мест­ные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности чело­века местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое ис­следование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района (города, села). Водные богатства Северного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с местными старожилами о местных источниках и во­доемах. Легенды, предания и былички.

2. Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о местных водоемах и правилах безопасного поведения в раз­ные времена года.

Экскурсии, походы:

1. Местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и т.п.)- Определение гидрологических характеристик. Местные и акклиматизированные водные растения и животные.

2. Зоопарк (живой уголок, аквариум). Местные и акклиматизи­рованные водные растения и животные.

Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер (работа с топонимическим словарем, дополни­тельной литературой).

2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Свердловской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).

3. Учебный проект по экономному использованию и охране вод­ных объектов города).

Тема 5. Природные комплексы нашего края (12 час.).

Растительный мир горно-лесной, лесостепной и степной зон Северного Урала: типичные представители природных зон, их при­способленность к местным условиям. Зависимость между местны­ми формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные ле­карственные и ядовитые растения.

Животный мир лесной, лесостепной и степной зон Северного Урала: типичные представители природных зон, их приспособлен­ность к местным условиям. Описание местных животных и оп­ределение их хозяйственного значения. Животные - синантропы, спутники человека.

Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе (городе, селе). «Красная книга» Свердловской области. Акклиматизация новых видов. Природные объекты и городская среда. Знаменитые биоло­ги, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Северного Урала. Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художест­венной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных экологических организа­ций и общественных движений о природоохранительных мероп­риятиях в районе (городе, посёлках).

2. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками; ры­баками и охотниками об интересных растениях, повадках живот­ных района.

3. Беседа с местными мастерами об использовании лесных ре­сурсов. Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву.

Экскурсии,походы:

1. Экологическая тропа. Определение местных растений, на­блюдение за насекомыми, следами животных.

2. Музей. Местные растения и животные.

Практические работы:

1. Составление осенней икебаны из местных растений.

2. Определение местных растений по гербарию.

3. Определение местных птиц по пению (аудиозаписи) и гнез­дам (коллекции).

4. Составление календаря цветения местных медоносов.

5. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Бере­гите природу!».

6. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных. Местный (школьный) компонент. Резерв учителя. (10 час.).

Итого 72 часа.


Раздел 2. Геология и рельеф нашего края (34 час.).

Тема 1: «Как были открыты Уральские горы» (4 часа). От Геродота до 17 века. Освоение или колонизация. Ушкуйники и Ермак.

Практика: Работа в краеведческом отделе библиотеки.

Тема 2: Происхождение на­званий уральских гор (4 часа). Тюрксакая версия. Мансийская версия. Арийская версия.

Практика: Работа с топонимическим словарём. Экскурсия в Заозёрье.

Тема 3: Уральские горы на древних и старинных картах (4 часа). Древние карты – взгляд предков на землю. Сравнительный анализ прошлого и настоящего. Достижение технического прогресса в картографировании.

Практика: Работа с картами.

Тема 4: Рельеф Северного Урала (6 часов). Понятие рельефа местности. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте.

Практика: По следам экспедиции Отто Мориса Грюневальда. Экскурсия.

Тема 5: История формирования и геологическое строение Урала (20 часов). Наука геология. История Урала в геологии. Строение Уральских гор. Горные породы, их происхождение и определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района, их использование в хозяйственной деятельности.

Практика: Геологический музей в ЦГИ и ЦВР. Минералогическая экспозиция. Поход на озеро Светлое и поиск пещеры Светлая.

Тема 6: Влияние рельефа на освоение территории (2 часа). Как влияет рельеф на освоение нашего края. Изменение рельефа под влияни­ем внутренних и внешних факторов.

Практика: Экскурсия в краеведческий музей. Поездка в геологический музей Краснотурьинска и Екатеринбурга.

Итоговое занятие. Мини-конференция «Люблю свой край родной!» (2 час.)

Итого 72 часа.





урока в курсе

Дата проведения

Раздел

(кол-во часов)

Тема урока

Цели урока

Основное

содержание:

Практические работы, экскурсии и пр.

Используемые ЦОР

1


1-8 сен.

Введение

(2 часа)















Школа юного краеведа (36 ч.)

Введение в курс

Познакомить с содержанием курса, правилами ТБ

1.Краеведение-предмет изучения.

2.Методы изучения.

3.Значение предмета.


презентация














2.















































































14 сен.- 25 янв.

Наука краеведение



Познакомить с краеведением как наукой о Родине.

1.Что изучает краеведение.

2. Источники краеведческих знаний

Краеведческий музей. Источники по изучению родного края.


Экскурсия.

История Центра внешкольной работы.


Познакомить с историей развития дополнительного образования в СГО.

1.Пути становления доп. образования.

2.История ЦВР со времён пионерской организации.

Встречи с интересными людьми.

Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками Центра внешкольной работы о его истории.

Сбор информации.

Подготовка докладов и сообщений по теме

Знаменитые люди города, мест­ные краеведы.


Познакомить с выдающимися личностями города.

1.Что значит быть знаменитым?

2.Имена и поступки.

3. Слава героям.

4 «Богатство Отечеству – имя себе»

Экскурсия в администрацию СГО.


Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни города, за последние десятилетия.


Экскурсия.

Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике



Познакомить с произведениями искусства, литературы, публицистики

1.Известные художники, писатели и журналисты, с любовью изображающие наш край.

2.Хранилище сокровищ о родном крае – библиотека.

3.Работа с интернет-библиографом.

Экскурсия в музей и ДЮСШ, посещение фотовыставки в ЦГБ.

Поездка в выставочный зал города Краснотурьинска

Конкурс стихов, эссе и рисунков о родном крае, посвящённый 255-летию села Петропавловское

Край как часть региона и страны.








Познакомить с географическим положением Урала, Свердловской области, СГО, города Североуральска.

1.Изучить соотношение террито­рии и границ Среднего и Северного Урала, Свердловской области и Североуральского городского округа.

2. Фотовыставка в библиотеке. История города в фотографиях. Виды города в чёрно-белом изображении.




















Фенологические наблюдения за погодой на местности.

Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села). Подсчет среднесуточной (средне­месячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки и месяц.

Экскурсия.


Ведение дневника наблюдений за погодой и природными явлениями.

Происхожде­ние названий улиц города. Официаль­ные символы Североуральска герб, гимн, флаг.

Познакомить с символами города.











1.В честь кого называют улицы.

2.Значение символики города.












Комплексная экскурсия по изучению территории города и окрестностей.

Съемка плана местности.

Создание видеофильма об улицах родного города

«Лингвистический конструктор».






Познакомить с основами топонимики.

1.Что такое топонимика и зачем она нужна

2.Происхождение названий населенных пунктов

Работа с топонимическим словарем, дополни­тельной литературой).

Составление собственного словаря топонимов









3

1 фев.- 15 марта

















Геология и рельеф нашего края

(12 час.)


«Как были открыты Уральские горы».



Познакомить с историей открытия Уральских гор

1.От Геродота до 17 века.

2.Освоение или колонизация.

3.Ушкуйники и Ермак.

Работа в краеведческом отделе библиотеки

Сообщения и доклады по теме

Происхождение на­званий уральских гор.


Познакомить с имеющимися версиями о происхождении топонима.

1.Тюрксакая версия.

2.Мансийская версия.

3. Арийская версия.

4.Где истина?

Работа с топонимическим словарём

Экскурсия в Заозёрье

Уральские горы на древних и старинных картах.


Познакомить с картами Урала, имеющимися с древнейших времён

1.Древние карты – взгляд предков на землю.

2.Сравнительный анализ прошлого и настоящего.

3. Достижение технического прогресса в картографировании.


Просмотр видеофильма

Рельеф СеверногоУрала.


Познакомить с особенностями рельефа СГО

1.Понятие рельефа местности.

По следам экспедиции Отто Мориса Грюневальда

Экскурсия на скалы Грюневальдта

История формирования и геологическое строение Урала.




Краеведческий музей, геологический музей в ЦГИ и ЦВР. Минералогическая экспозиция.



Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории.










Изменение





рельефа под влияни­ем внутренних и внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района, их использование в хозяйственной деятельности.











Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен

знать/понимать

изученные виды источников краеведческой информации;

основные краеведческие понятия и термины;

значение официальных символов Свердловской области, свое­го муниципального образования;

основные этапы и ключевые события истории Северного Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

результаты важнейших краеведческих открытий и путешес­твий;

изменение природной среды Северного Урала в результате де­ятельности человека; географическую зональность;

особенности природы, населения, основных отраслей хозяйс­тва, природно-хозяйственных зон и районов Северного Урала;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области - субъекта Российской Федерации;

природные и антропогенные причины возникновения эколо­гических проблем на локальном и региональном уровне;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития Северного Урала.

уметь

соотносить даты событий истории Северного Урала с основны­ми периодами отечественной истории;

рассказывать о важнейших событиях истории Северного Урала и их участниках,

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

показывать на плане и карте границы и географический центр Северного Урала, границу между Европой и Азией, располо­жение г. Челябинска, местных достопримечательностей и своего населенного пункта,

40

приводить примеры: использования и охраны природных ре­сурсов Северного Урала, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов Северного Урала; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Свердловской области;

составлять краткую характеристику родного населенного пун­кта;

применять приборы и инструменты для определения количес­твенных и качественных характеристик компонентов природы Северного Урала; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимос­ти;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения самостоятельного поиска краеведческой инфор­мации из разных источников.

понимания причин и значения событий и явлений повсед­невной жизни;

ориентирования на местности и чтения карт различного со­держания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окру­жающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедс­твий и техногенных катастроф;

высказывания собственных суждений о наиболее значитель­ных событиях и личностях местной истории, об историко-культур-ном наследии народов Северного Урала;

использования знаний об историческом пути и традициях народов Северного Урала в общении с людьми другой культуры, на­циональной и религиозной принадлежности.

ПРОГРАММА по краеведению «ИСТОКИ» 5-6 класс
  • Классному руководителю
Описание:

Программа по  краеведению полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

      - ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

-  формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- изучение проблем развития края (населенного пункта),

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.

Воспитательные задачи:

-  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-  укрепление семейных связей:

 

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

Автор Карпушева Елена Тадеушевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1493
Номер материала 25143
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓