Главная / География / Программа по краеведению 6 кл(географическое)

Программа по краеведению 6 кл(географическое)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Созимский

Верхнекамского района Кировской области



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании школьного зам.директора по УВР Директора школы:

методического объединения _____________Симоненко В.Н. _______________ Е.И.Конькова

ЕС естественных наук «25» августа 2014 г. Приказ № 116 от 25 августа 2014 г.

«_22» августа 2014 г.





.

Рабочая программа по географическому краеведению 6 класс




Составитель программы:

Симоненко Валентина Николаевна

учитель географии 1 категории









2014- 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа модуля «Географическое краеведение» (6 кл.) интегрирована с федеральным компонентом содержания программы, реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» с учётом требований ФГСО основной школы.

Актуальность предполагаемого курса определяется развитием интереса учащихся к комплексному изучению своей местности, окружающей географической действительности на основе организации учебных исследований, проектной деятельности. Необходимость в развитии интересов уча­щихся к родному краю определена социаль­ным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способству­ют воспитанию любви к родной земле, уваже­нию к традициям и культуре своего народа, развитию духовно-нравственной сферы обучающихся.

Цель данного курса – формирование системы знаний и умений по комплексному исследованию родного края с ориентацией на развитие духовно-нравственной культуры человека – патриота малой Родины, гражданской позиции, готовности к качественному улучшению среды жизни.

Задачи курса:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своей местности во всем её географическом разнообразии и целостности;

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

-продолжить воспитание любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде и ощущения социальной значимости в жизни родного края через реализацию географических исследований и творческих работ.

Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.

Структура программы. Логика построения курса «Географическое краеведение» подчинена последовательно­сти изучения тем начального курса географии в 6 классе: введение; Земля – планета Солнечной системы; план местности; глобус и географическая карта – модели земной поверхности; литосфера; гидросфера; атмосфера; почвенный покров; биосфера; географическая оболочка Земли.

Содержание учебной программы ориентирует на отработку умений и навыков анализа, моделирование, оценку и прогноз изучаемых процессов, явлений природы и общества. Учащиеся включаются в поиск информации, выдвижение гипотез, эффективное преобразование ранее полученных знаний. Модуль «Географическое краеведение» включает исследования компонентов природы своей местности. В процессе изучения курса учащимся должна быть предоставлена возможность разрабатывать различные проекты и участвовать в их реализации.

Практические работы нацелены на более глубокое постижение изучаемых явлений и причинно-следственных связей между ними, закрепление полученных знаний и практических умений ведения наблюдений в природе и выяснение взаимосвязей между компонентами природного комплекса.

Творческие работы, сопровождающие содержание соответствующих разделов программы, нацелены на внеурочную самостоятельную познавательную деятельность учащихся в режиме организации учебных исследований, разработки проектов, участия в общественно-географической деятельности по обустройству территории проживания, формирования ценностных отношений по отношению к природе, населению, обществу, друг другу.

Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информационных лакун, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.

Результатом изучения курса следует считать проявление самостоятельности учащихся в решении и анализе проблем своей местности, способность применять полученные теоретические краеведческие знания в реальных личностно и для общества значимых жизненных ситуациях.

Таким образом, интеграция содержания курсов «География. Начальный курс» (6 класс) А.А.Летягин, издательства «Вентана-Граф» и модуля образовательной программы «Географическое краеведение» (6 класс) открывают возможность создания системы методологической подготовки учащихся, развития геоэкологического, этнокультурного воспитания с ориентацией на самореализацию, самоутверждение в учебно-познавательной деятельности, продолжении образования.





































УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 6 класс

(0,5 час.).


темы

Наименование раздела, темы

Практика

Количество часов

1

Введение в краеведение


1


Введение в краеведение

Наблюдения за географическими объектами своей местности

Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

1

2

Земля как планета Солнечной системы



1


Движение Земли

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.


1

3

План местности



1


План местности

Составление плана местности с помощью полярной съемки

1

4

Глобус и географическая карта – модели земной поверхности


4


Изображения земной поверхности моего района.


1


Географическая карта родного края.

Определение географических объектов на территории своего района

Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Кировской области и России


1


Ориентирование по топографической карте.

Определение на местности направлений, расстояний, азимутов.


1


Географическое положение территории проживания

Обозначение географических объектов на контурной карте родного края

1

5

Литосфера


2


Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности.


1


Особенности рельефа своей местности и его изменение. Влияние человека на рельеф моего района.

Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте (на основе материалов осенней экскурсии).


1

6

Гидросфера


2


Внутренние воды родного края.


1


Описание местного объекта гидросферы

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.


1

7

Атмосфера


2


Погода моей местности.

Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой (По дневнику наблюдений за погодой и данным многолетних наблюдений).


1


Климат родного края.

Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.


1

8

Почвенный покров


1


Почвенный покров

Описание почвенного разреза своей местности

1

9

Биосфера


2


Растительный и животный мир своей местности

Описание растительного и животного мира на примере своей местности на основе разных источников географической информации.


1


Экологические проблемы. Определение качества окружающей среды.

Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, её изменения, влияния на качество жизни населения родного края

1

10

Географическая оболочка Земли

Построение модели природного комплекса своей местности

1

11

Я и мой край (конференция)


1





Всего 18 часов. Практических работ 16 часов.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение в краеведение – 1 час

Тема: «Введение в краеведение» Наука краеведение. Источники географической информации. Методы изучения окружающей среды. Цели к теме: Образовательные: Б: понятия, цели и задачи курса краеведение, источники информации; различия между природными и антропогенными объектами П: влияние источников краеведческой информации на духовно-нравственное развитие личности; У: методы исследования, объекты и предметы исследования на территории проживания.

Развивающие: Б: проводить наблюдения за объектами, уметь работать с разными источниками информации; называть географические объекты; измерять количественные показатели элементов погоды с помощью инструментов, приборов П: объяснять различия географических объектов, сравнивать их, классифицировать; У: исследовать территорию проживания

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Введение в краеведение

1

Экскурсия

практикум

Пришкольная территория, учебник

Географические объекты вокруг меня. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

-Отчет по экскурсии - начало ведения дневника наблюдений

- работа с разными источниками информации, приборами, инструментами



Осенняя экскурсия «Географические объекты вокруг меня» Практическая работа № 1. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов Творческие работы: 1. Иллюстрированный словарь географических терминов.

2. Фотоальбом «Географические объекты родного края»





Земля – планета солнечной системы – 1час

Тема Движения Земли

Виды вращений Земли: осевое, орбитальное, галактическое и их проявления на территории родного края. Смена сезонов года. Пояса освещенности.

Цели к теме:

Образовательные:

Б: виды вращений Земли и их следствия

П: явления на основе видов движений Земли

У: решение географических задач

Развивающие:

Б: описывать виды вращения Земли

П: устанавливать причинно-следственных связи для решения географических задач на движения Земли.

У: моделировать причины и следствия движения Земли.

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Движение Земли

1

практикум

Учебник, глобус, ИКП по географии 6 класс

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

- отчет по практике

- графическая модель движения Земли




Практическая работа № 2. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Творческие работы: 1. Создание видеофильмов «Времена года», «День и ночь – сутки прочь». .

2. Эссе «Когда наступает день?» .

3. Изготовление гномона и наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

4. Создание макета солнечной системы.

5. Разработка стенгазеты «Земля – наш общий дом»






План местности – 1 час

Тема План местности

План местности. Способы съемки местности. Построение простейших планов. Картографический метод исследования

Цели к теме:

Образовательные:

Б: виды съемок, алгоритм полярной съемки

П: картографические методы построения плана местности

У: прокладка маршрута и осуществление маршрутной съемки


Развивающие:

Б: называть и описывать виды съемок местности, измерять расстояния на местности

П: сравнивать виды съемок местности

У: разработать проект освоения территории школы

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

План местности

1

практикум

Учебник, территория школы

Составление плана местности с помощью полярной съемки

- отчет по практике





Практическая работа № 3. Составление плана местности с помощью полярной съемки.

Творческая работа: Проект освоения территории родного края или микрорайона школы на конец XXI века или на ближайшее будущее


Глобус и географическая карта – модели земной поверхности – 4 час

Тема: «Изображения земной поверхности моего района»

Виды изображений поверхности Земли: глобус, карты, планы, чертежи, аэроснимки. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия.

Тема: «Географическая карта родного края»

Градусная сеть и географические координаты. Измерение расстояний на местности, плане и карте.

Тема: «Ориентирование по топографической карте»

Ориентирование на местности. Азимут на плане и местности. Измерение расстояний на местности.

Тема: «Географическое положение территории проживания»

Географическое положение объектов. Чтение географических карт. Физико-географическое положение микрорайона школы

Цели к теме:

Образовательные:

Б: географические объекты на местности и тематических картах; виды изображений земной поверхности; расстояния, компас, азимуты на местности, по плану и карте, способы ориентирования; географические координаты объектов, направления, расстояния

П: влияние географического положения на природу территории проживания, различия в расстояниях на планах, картах и глобусе; информационные модели объектов на основе чтения источников информации; сравнение способов ориентирования; взаимосвязь ГП своей местности и компонентов природы

У: карта – категория, изменяющаяся во времени и пространстве; аннотации источников информации; создание и чтение топографических карт своей местности; учение о географическом положении


Развивающие:

Б: определять географические объекты, направления, расстояния, географические координаты на карте; называть и описывать виды изображений земной поверхности; определять расстояния, азимут, направление на местности с помощью компаса; называть и описывать способы ориентирования; определять координаты объектов

П: сравнивать планы, карты, расстояния на них, виды изображения земной поверхности, способы ориентирования; объяснять влияние ГП на природу своего района, различия в расстояниях на планах, картах, глобусе, взаимосвязь ГП своей местности и компонентов природы

У: разработать проект карт родного края;

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Изображения земной поверхности моего района

1

Урок изучения нового материала

Карта района, области, план территории поселка, глобус, чертеж, аэрофотоснимки

Работа с разными источниками информации и видами изображений земной поверхности

- Сравнительная таблица видов изображений поверхности Земли на основе выделенных критериев





2

Географическая карта родного края

1

практикум

Учебник, карты района, Кировской области, России

Определение географических объектов на территории своего района.

Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Кировской области и России

- отчет по практике




3

Ориентирование по топографической карте

1

Игровой практикум

Пришкольная территория

Определение на местности направлений, расстояний, азимутов

- отчет по практике



4

Географическое положение территории проживания

1

практикум


Обозначение географических объектов на контурной карте родного края


- отчет по практике



.Практические работы № 4. Определение географических объектов на территории своего района.

5. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Кировской области и России

6. Определение на местности направлений, расстояний, азимутов.

7. Обозначение географических объектов на контурной карте родного края


Творческие работы: 1.Сборник изображений поверхности Земли родного края

2.Составление интерактивных карт родного края

3.Прокладывание экскурсионного маршрута на местности и его картирование и иллюстрирование

4. Составление путеводителя или видеофильма по достопримечательным местам родного края.


Литосфера – 2 часа.

Тема: «Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня»

Минералы, горные породы и полезные ископаемые, слагающие земную кору своей местности, особенности их залегания. Зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Геология. Профессия геолог.

Тема: «Особенности рельефа своей местности и его изменение»

Рельеф своей местности и причины его обусловившие. Абсолютная и относительная высота. Изображения рельефа на планах и картах. Проявления действия сил, изменяющих рельеф на территории родного края. Рациональное и нерациональное воздействие человека на рельеф области, района, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа. Меры по предупреждению вредных воздействий человека на рельеф.


Цели к теме:

Образовательные:

Б: виды полезных ископаемых, география расположения, классификация минералов и горных пород по происхождению; тектонические структуры и формы рельефа своей местности, особенности размещения современных форм рельефа; особенности рельефа, влияющие на жизнь, труд и отдых населения

П: способы использования местных горных пород в хозяйственной деятельности; : влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа области; взаимосвязи рельефа с деятельностью человека

У: проблемы влияния хозяйственной деятельности человека на рельеф и использование полезных ископаемых; географические закономерности формирования рельефа и полезных ископаемых; проблемы рекультивации земель




Развивающие:

Б: называть и описывать виды полезных ископаемых, горных пород и минералов; называть и описывать формы рельефа своей местности, показывать на карте формы рельефа, относительные и абсолютные высоты; называть процессы формирования рельефа; : называть и описывать особенности рельефа связанные с жизнью, трудом и отдыхом населения

П: объяснять закономерности расположения полезных ископаемых, сравнивать их, классифицировать; анализировать объекты с целью выделения признаков на примере исследования форм рельефа, объяснять роль внутренних и внешних процессов на формирование рельефа области; взаимосвязи рельефа с деятельностью человека

У: исследовать проблемы влияния хозяйственной деятельности человека на рельеф и полезные ископаемые нашей местности; объяснять; доказывать действие внешних и внутренних процессов при формировании рельефа области; исследовать формы рельефа и причины формирования на территории области, спрогнозировать дальнейшие изменения рельефа под влиянием хозяйственной деятельности человека

исследовать водно-эрозионные формы рельефа своей местности и выявить влияние на них хозяйственной деятельности человека

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня.

1

практикум

Учебник, карты района, Кировской области, России

Коллекции горных пород и минералов

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности

- отчет по практике




2

Особенности рельефа своей местности и его изменение.

Влияние человека на рельеф своего района

1

практикум

Учебник, карты района, Кировской области, России , материалы осенней экскурсии, фото; фото рек, озер, источников


Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте (на основе материалов осенней экскурсии).

- отчет по практике

- проекты рекультивации земель



Практическая работа. № 8. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности.

9. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте (на основе материалов осенней экскурсии).

Творческие работы: 1. Составление коллекции горных пород своей местности.

2. Геологическая история развития территории родного края.

3.О чем говорят камни?

4.Геологические памятники природы родного края.

5. Составление профиля по планам родного края.

6. Вычисление относительной высоты близлежащего холма и его картирование

7. Исследование водно-эррозионных форм рельефа своей местности и выявление влияния на них хозяйственной деятельности человека.


Гидросфера – 2 часа

Тема: «Внутренние воды родного края»

Единство гидросферы с учетом местных водных объектов. Особенности размещения внутренних вод своей местности. Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и горными породами. Определение по карте направлений течений рек Кировской области. Происхождение озер Кировской области

Хозяйственное значение местных вод, экологическая оценка состояния, меры по бережному использованию и охране от загрязнения. Проблемы рационального потребления воды внутренних вод Кировской области.

Тема: «Описание местного объекта гидросферы»

Паспортизация объектов гидросферы.


Цели к теме:

Образовательные:

Б: понятия темы; состав внутренних вод родного края; источники загрязнения вод; алгоритм определения географического положения объекта гидросферы

П: взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод своей местности; : взаимосвязи компонентов природы на примере местного водного объекта

У: экологические проблемы внутренних вод своей местности, методы геоэкомониторинга; исследование качества воды


Развивающие:

Б: называть и описывать состав внутренних вод родного края, источники загрязнения вод; определять географическое положение водного объекта.

П: объяснять взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод своей местности; объяснять взаимосвязи компонентов природы на примере местного водного объекта

У: выявлять и исследовать экологические проблемы внутренних вод своей местности; исследовать качество воды


Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Внутренние воды родного края

1

Изучения нового материала

Учебник, карты района, фото рек, источников, озер


- Обозначение на контурной карте внутренних вод своей местности



2

Описание местного объекта гидросферы

1

практикум

Местный объект гидросферы, карта поселка, района

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте

- отчет по практикуму



Практическая работа. № 10. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.


Творческие работы: 1. Иллюстрированный журнал «Экологическое состояние внутренних вод Кировской области».

2. Проект «Какую воду мы пьем?»

3. Проект «Куда уходит вода?»

4. Проект «Кто главный: рельеф или вода?»

5. Создание коллекции «Растительный мир местного водоема».

6. Создание фотоколлекции «Животный мир местного водоема».

7. Проект «Семь чудес водных объектов родного края»

8. Эссе «Река моего детства» (исследование).

9. Восстановление и охрана родника.

11. Комплексное описание водного объекта своего микрорайона (паспорт объекта).

12. Значение реки Вятки в истории заселения Кировской области (ментальная карта).

13. Охрана вод своей местности.

14. Эссе «Почему мы покупаем чистую питьевую воду?»

15. Экологические проблемы водных объектов родного края. Пути их решения.


Атмосфера – 2 часа.

Тема: « Погода моей местности»

Описание погоды по сезонам года. Предсказание погоды. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Синоптические карты. Профессии синоптик и метеоролог.

Тема: «Климат родного края». Причины, формирующие климат. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели к теме:

Образовательные:

Б: элементы погоды, свойства погоды, погодные явления, сезоны года, народные приметы предсказания погоды; климат своей местности; основные климатообразующие факторы, отличие климата от погоды; роль атмосферы в природе и жизнедеятельности человека, виды загрязнения атмосферы

П: взаимосвязь элементов погоды; зависимость климата от климатообразующих факторов; зависимость атмосферных явлений от деятельности человека

У: географические закономерности атмосферных процессов; проблемы влияния климата своей местности на хозяйственную деятельность и здоровье человека; проблемы сохранения чистоты воздуха


Развивающие:

Б: называть и описывать элементы погоды, измерять их; называть и описывать свойства погоды, погодные явления, сезоны года; климатообразующие факторы, отличия погоды от климата

П: объяснять взаимосвязь и взаимодействие элементов погоды; сравнивать погоду и климат, моделировать типы климата; объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов.

У: доказывать действие географической закономерности атмосферных процессов; исследовать проблемы влияния климата своей местности на хозяйственную деятельность и здоровье человека; проблемы чистоты воздуха в своей местности


Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Погода моей местности

1

практикум

Учебник, карты района, дневник наблюдений за погодой

Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой (По дневнику наблюдений за погодой и данным многолетних наблюдений).

- отчет по практикуму



2

Климат родного края

1

практикум

Климатические и синоптические карты области

Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

- отчет по практикуму



Практические работы. № 11. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой (По дневнику наблюдений за погодой и данным многолетних наблюдений)

12. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата

Творческие работы: 1. Моя синоптическая карта на ближайший период и прогноз погоды.

2. Народные приметы погоды.

3.Живые барометры.

4. Составление климатической диаграммы для поселка.

5. Климат в прошлом.

6.Иллюстрированный справочник «Атмосферные явления Кировской области: их статистика и хронология».

7. Источники загрязнения атмосферы: картирование.

8. Разработка буклета «Мы за чистый воздух»


Почвенный покров – 1 час

Тема: Почвенный покров

Почвы родного края как особый природный комплекс. Меры по охране почв.

Цели к теме:

Образовательные:

Б: почва, этапы и условия образования почв, типы почв Кировской области

П: взаимосвязь компонентов природы на примере условий образования почв; взаимосвязь хозяйственной деятельности человека и плодородия почв

У: проблемы рекультивации почв


Развивающие:

Б: понятия темы «Почва», описывать процесс образования почв, называть горизонты почв; описывать почвенный разрез своей местности; суть закона широтной зональности

П: объяснять условия образования почв, влияние условий на плодородие почв на примере своей местности

У: доказать действие географической зональности на формирование почв; исследовать проблемы почв своего садового участка, разработать проект улучшения почв своего садового участка.

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Почвенный покров

1

практикум

Учебник, территория школы

Описание почвенного разреза своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв.

- отчет по практике




Практическая работа. № 13. Описание почвенного разреза своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв.

Творческие работы: 1. Изучение почвенного профиля на примере садового участка.

2. Мини-проект «Севооборот для моего сада».


Биосфера – 2 часа.

Тема: «Растительный и животный мир своей местности»

Типичные представители растительного и животного мира родного края, особенности распространения и приспособления к среде обитания.

Тема: «Экологические проблемы своей местности. Определение качества окружающей среды»

Современные экологические проблемы родного края. Охрана природы. Красная книга Кировской области.

Цели к теме:

Образовательные:

Б: многообразие представителей растительного и животного мира своей местности; факторы, влияющие на распространение жизни и адаптации живых организмов к природным условиям; природоохраняемые территории и объекты, наблюдение за экологическим состоянием окружающей природной среды; источники загрязнения, факторы вызывающие их.; Красная книга Кировской области

П: взаимосвязь природных условий и ареалов распространения живых организмов на примере местной флоры и фауны; влияние и последствия экологического состояния окружающей среды на здоровье человека

У: проблемы сохранения живых организмов; масштаб экологических проблем и пути их решения


Развивающие:

Б: называть, показывать наиболее распространенных растений и животных своей местности; называть факторы, влияющие на распространение жизни и адаптации живых организмов к природным условиям; называть природоохранные территории и объекты, факторы и источники загрязнения

П: объяснять взаимосвязь природных условий и ареалов распространения живых организмов на примере местной флоры и фауны; влияние и последствия экологического состояния окружающей среды на здоровье человека

У: исследовать экологические проблемы своей местности

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Растительный и животный мир своей местности

1

экскурсия

Пришкольная территория, лесопарковая зона

Описание растительного и животного мира на примере своей местности на основе разных источников географической информации.


- отчет по практикуму



2

Экологические проблемы своей местности. Определение качества окружающей среды.

1

практикум

Пришкольная территория, лесопарковая зона

Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, её изменения, влияния на качество жизни населения родного края.


- отчет по практикуму




Практическая работа (экскурсия)№ 14. Описание растительного и животного мира на примере своей местности на основе разных источников географической информации.

15 Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, её изменения, влияния на качество жизни населения родного края.


Творческая работа: 1.Фотоколлекция «Растения и животные вокруг меня»

2. Лекарственные растения на службе человека.

3. Разработка экологических плакатов «Охраняйте домик муравья», «Цветы - украшение планеты», «Наши меньшие друзья», «Покормите птиц», «Не рубите лес – это наши легкие».

4. Отражение природы в устном народном творчестве народов края.

5. Проблемы использования населением даров леса.

6. Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.- форма оформления по выбору).


Географическая оболочка Земли – 1 час.

Тема: « Географическая оболочка Земли»

Территориальные комплексы микрорайона школы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.


Цели к теме:

Образовательные:

БУ: понятия темы, суть закона широтной зональности

П: взаимосвязи между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека внутри природной зоны

У: экологические проблемы в системе природа – человек – общество; экологические проблемы сохранности ПТК


Развивающие:

Б: показывать действие закона широтной зональности на примере родного края

П: анализировать объекты с целью выделения взаимодействия компонентов природного комплекса и строить логическую цепь рассуждений; смоделировать природный комплекс своей местности

У: доказать действие закона широтной зональности на примере территории своего края; исследовать проблемы ПТК своего края, разработать меры улучшения качества ПТК.

Название раздела, темы урока

Кол. Час.

Тип и форма урока

Средства наглядности

Практическая часть

Результат

дата

1

Географическая оболочка Земли

1

практикум

Учебник, территория школы, лесопарк

Построение модели природного комплекса своей местности

- отчет по практике





Практическая работа. № 16. Построение модели природного комплекса своей местности

Творческие работы: 1. Проект будущего «Наш заповедник»

2. Проект «Живи, лес!».

3. Виртуальный зоопарк.


Я и мой край – 1 час

Конференция -представление лучших творческих работ, исследований, проектов


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ


Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;

Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качествен­ных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.


РЕСУРСЫ


1. Программа по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, О.А. Бахчиева, Е. А. Таможня «География.» Москва, Вентана-Граф, 2010год

2. А.Г.Шурыгина, Г.М. Алалыкина, В.И. Колчанов. Программа по изучению родного края.-Киров.- ИУУ.-1995г

3. Стандарт основного общего образования по географии

4. Энциклопедия земли Вятской: в 10т.- Киров: Волго-Вятское кН изд-во.- 1994-2002

5. Природа Кировской области: Учебное пособие.- Киров: ГИПП «Вятка».-1999.-256с.

6. Экология родного края/под ред. Т.Я. Ашихминой.- Киров.- 1996

7. Вятка и вятчане. Энциклопедия для подростков.- Киров.- 2006. - 176с.

8. Население и хозяйство Кировской области/под ред. Г.А.Алалыкиной, А.Г. Шурыгиной. – Киров.-1997.-256с.

9. Ворончихин Е.И. По Вятскому краю: Путеводитель по примечательным объектам природы. В 2-х ч.- Киров: ГИПП «Вятка».- 1996

110. Г.Н. Ковина, Е.В.Арасланова, Г.Е. Самарина, И.А. Шестакова. Сохраним природу своего края.- Киров.-2003

11. Видеофильмы: «Заповедник Нургуш», «Загрязнение атмосферы», «Времена года» и другие

12. География. Планета Земля. Электронное приложение. [Электронный ресурс].- М.: Просвещение, 2007. – 2 CD диска

13. География. Планета Земля. Интерактивное картографическое пособие. [Электронный ресурс]. – М.: Просвещение, 2009. 1CD диск

14 начальный курс географии. 6 класс. Образовательная коллекция. [Электронный ресурс]. – М.: «1С», 2002. – 1CDдиск



3


Программа по краеведению 6 кл(географическое)
  • География
Описание:

Программа модуля «Географическое краеведение» (6 кл.) интегрирована с  федеральным компонентом содержания  программы, реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» с учётом требований ФГСО основной школы. 

 

Актуальностьпредполагаемого курса определяется развитием интереса  учащихся к комплексному изучению своей местности, окружающей географической действительности на основе организации учебных исследований, проектной деятельности. Необходимость в развитии интересов уча­щихся к родному краю определена социаль­ным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способству­ют воспитанию любви к родной земле, уваже­нию к традициям и культуре своего народа, развитию духовно-нравственной сферы обучающихся.

Автор Симоненко Валентина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 850
Номер материала 51966
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓