Главная / Начальные классы / Программа по изучению правил дорожного движения для начальных классов

Программа по изучению правил дорожного движения для начальных классов



Программа для начальных классов по изучению правил дорожного движения «Зелёный огонёк»

Пояснительная записка

В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».

В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками в первом классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.

Цель программы:


1. Формирование устойчивых навыков безопасного участия в дорожном движении.

2. Формирование умений использовать знание Правил для принятия правильных решений в конкретных различных дорожных ситуациях.

3. Воспитание у детей культуры поведения на дорогах.

Задачи:


1. Знакомство с историей ПДД.

2. Развитие дорожной грамотности детей.

3. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге.

4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

5. Воспитание ответственности у детей за своё поведение.



Формы подведения итогов реализации образовательной программы:


Промежуточный контроль служит для определения уровня усвоения знаний, умений и навыков за четверть, полугодие. В качестве диагностики можно применять устные беседы с младшими школьниками, тесты.

Итоговый контроль может осуществляться в виде игры – соревнования, в которой моделируются условия дорожного движения и поведения человека на улице, движение велосипедистов.


1. Контролировать детские знания и умения путём проведения итоговых конкурсов, соревнований, игр. ( согласно тематике по классам)

2. Проведение анкетирования и тестирования среди учащихся.

3. Экскурсии на улицы города.

4. Проектная деятельность учеников.


Условия реализации программы:


В школе созданы условия для формирования дисциплинированного участника дорожного движения. Цели и задачи определяют все элементы педагогического процесса – содержание, методы, формы и средства деятельности учителей и учащихся. Организация обучения учащихся правилам безопасного поведения представляет собой методическую систему, элементами которой являются:

- педагоги;

- учебно – методическая база ( программа, литература, учебные пособия, иллюстрации, фото материалы, газета по ПДД);

- учебно - техническая база ( макет проезжей части, компьютеры, модели действующих светофоров, дорожных знаков).

Без этих средств невозможно качественно и эффективно организовать учебный процесс.


Планируемые результаты освоения знаний.


К концу 1 класса дети должны знать:


1. Элементарные правила движения по улице.

2. Значение сигналов светофора.

3. Разнообразие видов транспорта.

4. Обязанности пешеходов и пассажиров.

5. Где можно и где нельзя играть.


Уметь:

1. Найти место безопасного перехода улицы.

2. Самостоятельно выбрать безопасный путь от дома до школы.

3. Выбирать безопасное место для игр.



К концу 2 класса дети должны знать:

1. Дорожные знаки.

2. Сигналы светофора.

3. Виды транспорта.

4. Как безопасно перейти улицу.

5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).

6. Обязанности пассажиров.


Уметь:

1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.

2. Оценивать своё поведение на дорогах.

3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.)




К концу 3 класса дети должны знать:


1. Дорожные знаки.

2. Сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств.

3.Различные виды транспорта.

4. Как безопасно перейти улицу и перекресток.

5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).

6. Обязанности пассажиров и пешеходов.

7.Дорожную разметку и ее предназначение.

8. Предназначение железнодорожного переезда.


Уметь:

1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.

2. Оценивать своё поведение на дорогах.

3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).


К концу 4 класса дети должны знать:

1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);

2.Понимать сигналы светофоров и регулировщиков; усваивать, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;);

3.Знать значение важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги).


Уметь:

1. Правильно вести себя, оказавшись в экстремальной ситуации на проезжей части дороги;

2. Уметь пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

3. Самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности.


Количество часов: 1 час в неделю.


1 класс


Тема занятия

Количество часов по теме

1.

Вводное занятие. Для чего нужно знать правила дорожного движения.

1

2.

Город в котором мы живём.

1

3.

Дорога из школы домой.

1

4.

Как правильно переходить дорогу.

1

5.

Улица полна неожиданностей.

1

6.

Сигналы регулирования дорожного движения.

1

7.

Красный, жёлтый, зелёный.

1

8.

Безопасный путь в школу. Составление маршрутного листа.

1

9.

Дорога не место для игр.

1

10.

Экскурсия в школьный уголок безопасности.

1

11-12.

Дорожные знаки.

2

13.

Экскурсия на улицу. Практическое занятие.

1

14.

Городской транспорт.

1

15.

Виды транспорта.

1

16.

Мы- пассажиры.

1

17.

Праздник «Посвящение в пешеходы».

1

18.

Ты- велосипедист.

1

19.

Правила движения на велосипеде.

1

20.

Викторина по ПДД.

1

21.

Безопасность на зимней дороге.

1

22.

Загадки по ПДД.

1

23.

Виды дорог.

1

24.

Перекрёсток.

1

25.

Загородная дорога.

1

26.

Что такое ДТП и как его избежать.

1

27.

Конкурс рисунков по ПДД по теме: «Безопасна дорога глазами ребёнка».

1

28.

Занятие экскурсия на улицы города.

1

29.

Игры по ПДД.

1

30.

Разбор дорожных ситуаций.

1

31.

Повторение изученного в 1 классе. Путешествие в Правилоград.

1

32.

Тесты по ПДД.

1

33.

Знатоки ПДД. С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД.

1


2 класс

Тема занятия

Количество часов по теме

1.

Вводное. Повторение изученного в 1 классе.

1

2.

Безопасный путь из школы домой.

1

3.

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

1

4.

Правила перехода улицы.

1

5.

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»

1

6-8.

Дорожные знаки, их виды.

3

9.

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1

10.

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

1

11.

История возникновения светофора.

1

12.

Виды и сигналы светофора.

1

13.

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

1

14.

Виды транспорта.

1

15.

Правила поведения в общественном транспорте.

1

16.

Правила ожидания транспорта на остановке.

1

17.

Правила перехода дороги при высадке из транспорта.

1

18.

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

1

19.

Тесты на знание ПДД.

1

20.

Причины ДТП.

1

21.

Где можно и где нельзя играть.

1

22-23

Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках.

2

24.

Движение по улице группами.

1

25.

Разбор дорожных ситуаций.

1

26.

Экскурсия по зимнему городу.

1

27.

Проектная работа по теме: «Зимняя дорога»

1

28.

Игра по ПДД «Подскажи словечко»

1

29.

Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам.

1

30.

Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.

1

31.

Экскурсия на улицы города.

1

32.

Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».

1

33.

Праздник «Зелёный огонёк»

1

34.

Итоговое тестирование.

1



3 класс


Тема занятия

Количество часов по теме

1.

Вводное. Повторение изученного в 2 классе.

1

2.-3

Загородная дорога.( экскурсия)

2

4.

Перекрестки и их виды

1

5.

Викторина « Веселый перекресток».

1

6

Сигналы регулировщика

1

7-8.

Предупредительные сигналы транспортных средств.

2

9.

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ».

1

10.

Организация движения, технические средства регулирования движения

1

11.

Проезд специальных транспортных средств

1

12-14

Викторина «В гостях у Светофорчика».

3

15

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

1

16

Дорожная разметка и ее предназначение

1

17.

Элементы улиц и дорог

1

18

Урок-игра « Поле чудес»

1

19.

Экскурсия по зимнему городу

1

20.

Транспорт

1

21.

Тормозной путь транспортных средств

1

22

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом

1

23

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

1

24

Тесты на знание ПДД.

2

25

Причины ДТП.

1

26-27

Когда ты становишься водителем

2

28-29

Железнодорожный переезд

2

30-31

Государственная автомобильная инспекция

2

32

Экскурсия на предприятие.

1

33

Повторение изученного в 3 классе.

1

34

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

1


4 класс


Тема занятия

Количество часов по теме

1-3

Безопасность пешеходов

3

4-5

Детский дорожно - транспортный травматизм

2

6

История возникновения ГИБДД.

1

7-8

Остановочный путь.

Скорость движения.

2

9-10

Урок закрепление «Пусть утро будет ясным»

2

11

Поездка в общественном транспорте

1

12

Перевозка детей в транспорте

1

13

Игра « Поездка по Татарстану»

1

14

Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».

1

15-17

Дорожная разметка и ее предназначение.

3

18-19

Нерегулируемые перекрестки

2

20-21

Труд водителя. За рулем – хороший человек.

2

21

Оборудование автомобилей спец. приборами.

1

22-23

За безопасность мы в ответе.(ремень безопасности)

2

24-25

Безопасность на дорогах ради безопасности жизни

2

26

Урок-экскурсия по улицам города

1

27-28

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

2

29

Проектная работа по теме: « Безопасность на дорогах».

1

30

Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».

1

30-31

Государственная дорожная инспекция. Знакомство со статистикой ДТП.

2

32

Итоговое тестирование

1

33

Викторина « Подскажи словечко»

1

34

Урок- экскурсия в городской парк.

1


Работа с родителями.


Родители играют определяющую роль в воспитании транспортной культуры, в обеспечении безопасности детей на дорогах. Родителям следует использовать любой подходящий момент, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребёнка ПДД на улице, в транспорте.


Задачи:


1. Довести до сознания родителей важность своего значения в воспитании у детей культуры поведения на дорогах и навыков безопасного участия в дорожном движении.

2. Научить родителей соизмерять своё поведение с сознанием ответственности за безопасность поведения своих детей.


Тема занятия

Дата

1.

Анкетирование родителей.


ежегодно

2.

Тематические беседы на родительских собраниях.


2 раза в год

3.

Практическое занятие на улицах города во время экскурсий.

1 раз в четверть

4.

Работа школьного психолога.


1 раз в полугодие

5.

Ознакомление родителей со статистикой о детском дорожно – транспортном травматизме.


2 раз в год

6.

Создание памятки для родителей.


ежегодно





Использованная литература для учителя:


1. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханаова, И. А. Хамидуллина.- Казань, 1995 год.

2. Три сигнала светофора. Дидактические игры и викторины. М., Просвещение, 1998 год.

3. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Р. Ш. Ахмадиева, С. А. Бикчантаева и др. Казань ГУ «НЦ БЖД», 2010 год.

4. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. В. И. Ковалько. М., Вако, 2006 год.

5. Конкурсы, КВН, викторины, ребусы. М. Р. Максиняева. М., Сфера, 2004 год.

6. Методическое пособие для учителя. Р. П.Бабина. М. «АСТ- ЛТД», 1997 год.

7. Азбука дороги. Л. И.Жук. Минск. « Красико – Принт», 2009 год.

Литература для детей:

1. Тетрадь для 1 класса по правилам дорожного движения. Володарская В.Н.

2. Азбука дорожной науки. Учебное пособие для 1 класса, для 2 класса, для 3класса, для 4 класса. Р. Н. Минниханов, И. А. Халиуллин, Казань: «Элодея», 1998 год.

3. Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985 год.

4. Газета для детей по правилам дорожного движения «Добрая дорога детства».

5. «Правила дорожного движения» книга для детей, Н. Терентьева, С. Позина, М. «Стрекоза»

2010 год



Программа по изучению правил дорожного движения для начальных классов
  • Начальные классы
Описание:

Хорошая разработка для внеклассной работы при изучении правил дорожного движения. Расчитана на 4 года обучения, при условии проведения 1 часа в неделю. Материал располагается таким образом, что теоретический материал закрепляется практическими занятиями на улицах города. Эта программа может применяться при составлении программы по внеурочной деятельности, воспитательной работы в классе и планировании родительских собраний в начальной школе. Программа имеет рецензию, что позволяет использовать её учителями в своей работе. При желании можно воспользоваться списком используемой литературы

Автор Спирчина Наталья Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1198
Номер материала 42146
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓