Главная / Классному руководителю / Программа по изучению этикета "Петербургский этикет.

Программа по изучению этикета "Петербургский этикет.

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец Творчества Детей и Молодёжи.»



Отдел краеведения ДТДиМ.


Рассмотрено на

Педагогическом совете ДТДиМ

Протокол №_____ от __________

«Утверждаю»

Директор ДТДиМ

_________Самсонова Н.Е.






Образовательная программа


Петербургский этикет







Автор составитель:

методист Черных Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей категории.



Возраст обучающихся – 10-16 лет.

Срок обучения - 3 года.

1 год – теория и практика – 72 ч.

2 год – теория и практика – 144ч.

3 год – теория и практика – 144 ч.

Итого –360 ч.




Санкт-Петербург

1999г

(разработана)

2005г.

(скорректирована и дополнена)



Пояснительная записка.


Направленность программы социально-педагогическая.


Уровень освоения общекультурный.

Основой для создания данной программы явился многолетний педагогический опыт автора. Вдумчивые наблюдения за поведением учащихся в процессе обучения и воспитания заставили задуматься автора об истоках негативных проявлений в поведении детей, затрудняющих как межличностную коммуникацию, так и снижающих возможность социальной адаптации ребенка в целом.

Также опыт взаимодействия автора с родителями показывают, что современные родители, увы, не владеют этическими нормами поведения. Поэтому перед школой и учреждениями дополнительного образования стоит задача по созданию и реализации программ дополнительного образования по этикету.


Новизной данной программы по этикету от уже существующих программ можно считать то, что в содержание программы заложено не только овладение элементарными нормами поведения в современном обществе, но и формирование способности анализировать свои поступки, своё отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям.

Актуальность программы заключается в соответствии идеи программы задачам, принятым международным сообществом в области образования.

Образование сегодня призвано дать ребенку шанс на успех, предоставить знания и способ их приобретения, т.е. чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на становление ключевых компетенций. Программа «Петербургский этикет» позволяет формировать ключевые компетенции такие как:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда; оценивать собственные профессиональные возможности; ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений; наличие навыков самоорганизации);

  • компетентность в сфере гражданско-общественной (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя);

  • компетентность в сфере бытовой (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и прочие);

  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, в выборе путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.


Педагогическая целесообразность данной программы заключается в возможности формирования на ее содержании всех видов ключевых компетенций, подготовки к жизни в обществе образованных, воспитанных и культурных людей. С этих позиций разработчик этой программы поддерживает культуро-центристскую модель образования, автор которой ректор СПГУП А.С.Запесоцкий заметил: «Мы должны формировать сознание детей к успешности. Успешные люди – это люди образованные и воспитанные, имеющие высокие этико-нравственные принципы».


Педагогическая целесообразность программы также заключается в развитии способностей учащихся к освоению различных форм деятельности, необходимых для становления успешной личности:

  • творческой;

  • исследовательской;

  • презентационной.


Освоение творческой формы деятельности предполагается через участие в занятиях, на которых ребятам дается возможность самим:

  • моделировать различные жизненные ситуации и находить способы их разрешения;

  • выступать в различных ролях, пробовать себя в артистической деятельности.


Освоение исследовательской формы деятельности происходит в ходе выполнения занятий

  • по самостоятельному подбору материала по этноэтикету различных стран, например, по истории этикета Египта;

  • по самостоятельному исследованию и составлению родословной своей семьи.


Презентационная форма деятельности осваивается на практических занятиях, в ходе которых ребята:

  • подготавливают свои публичные выступления;

практикуются выступать перед аудиторией;

  • имеют возможность свободно высказывать свои суждения;

  • учатся выслушивать мнения других.


Также программа помогает ребёнку развить:

  • познавательные

  • коммуникативные способности


Развитие познавательных способностей происходит в процессе изучения материала, не входящего в базовую школьную программу. Например, о деловом этикете ребята могут получить знания, только поступив в специальное учебное заведение, готовящее секретарей-референтов, а программа «Петербургский Этикет» включает в себя целый блок «Деловой этикет». При ознакомлении с материалом этого блока программы у детей старшего возраста появляются знания о том, как организовать деловую встречу, как вести себя на деловых переговорах, как вести деловую переписку (в том числе и по факсу), как вести деловые телефонные переговоры.

Большое внимание в блоке «Деловой этикет» уделяется внешности делового человека, его имиджу и умению общаться. Здесь же ребята получают знания о том, как наносятся визиты, как оформляются визитки и как происходит обмен ими.

Немаловажное значение имеет умение составлять резюме и рекламировать себя, которые ребята приобретают на занятиях.


Развитие коммуникативных способностей происходит в процессе освоения форм общения в разновозрастном коллективе и освоения норм общения, обусловленных общими познавательными интересами и общими ценностями коллектива кружка.

Вырабатываются общие правила успешного взаимодействия педагога и детей разного возраста:


  • общение становится неформальным (в педагогически приемлемом диапазоне);

  • в ходе общения поощряются проявления личной заинтересованности и младших, и старших по возрасту ребят в успехе каждого;

  • взаимодействие направлено на приятие и помощь, даёт шанс на развитие добросердечных отношений в жизненной перспективе.


На практике выработка этих правил общения и норм поведения происходит не только во время занятий в классном помещении, но и во время совместных поездок в театры, музеи, в библиотеку, на тематические и пешеходные экскурсии по городу. Во время таких выездов на практике идёт отработка теоретических знаний, при этом каждый из ребят имеет возможность получить дополнительную информацию и помощь от педагога.


Цель:


  • Воспитание юного Петербуржца как человека, способного к жизненному самоопределению и гармонизации отношений с окружающим миром.


Задачи:

  • Образовательные:

  • Освоить знания о культуре САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

  • В процессе обучения дать знания о человеке и человеческих отношениях в обществе.

  • Изучить нормы нравственности и правила культуры поведения.

  • Освоить этикетные нормы поведения

  • Воспитательные:

  • Воспитывать чувства гордости и патриотизма на примере города и страны.

  • Воспитывать потребность в соблюдении культурного поведения.

  • Воспитывать толерантность.

  • Развивающие:

  • Развивать коммуникативные умения в сфере повседневных и деловых отношений, этические нормы поведения;

  • Развивать у школьников нравственную самооценку, готовность к самоанализу, помогать в самовоспитании.


Отличительной особенностью данной программы является представляемая ею возможность реализовать три основных функции современного образования.

Развивающая функция. Происходит развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Ребенок может:

  • реализовать себя в различных видах деятельности, выступить как актер, как исполнитель чьего-то замысла или как автор собственной идеи;

  • попробовать себя в роли преподавателя или другого выбранного социального образа;

  • проявить свои способности и на изобретательском поприще;

  • творчество проявить не только в разработке вариантов сервировки праздничного стола, но и в сочинении сценариев своих дней рождений и семейных торжеств.


При проведении подобных занятий реализуется и гедеонистическая функция образования. Педагог ориентирует каждого ребенка на достижение и успех. Программируя детей на успех, мы получаем в ответ полную отдачу в творчестве, в желании делать добрые дела, в стремлении быть терпимыми и понимающими.

При проведении занятий по программе, автор считает самым важным соблюдение комфортных условий, не наносящих вред здоровью детей. К тому же обязательным условием должно быть соблюдение гигиенических норм, создание и сохранение психологического климата в детском коллективе. Таким образом, реализуется валеологическая функция программы дополнительного образования. Особенностью программы является и то, что в построении тематического плана темы занятий остаются неизменными, но за время второго и третьего года обучения идёт расширение диапазона знаний, а также наращивание и усложнение программного материала. Так, например, в разделе «Светский этикет» по теме «Подарки» даются более глубокие знания о правилах дарения подарков, а также кому, какие и в каких случаях следует дарить подарки.


Возраст детей 10 -16 лет.


Сроки реализации программы 3 года.


Форма и режим занятий:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу /72 часа в год/

2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа /144часа в год/

3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа /144часа в год/


Итого: 360 ч.


Формы занятий: групповые с организацией работы в парах и в малых подгруппах внутри группы.


  • Беседы

  • Тренинги

  • Экскурсии

  • Конкурсы

  • Заочное путешествие

  • Практикум

  • Игры


Ожидаемые результаты и формы определения результативности:


1 года обучения:


Учащиеся должны:


  1. Усвоить понятие «этикет»

  2. Овладеть знаниями по истории Колпино

  3. Освоить этикетные нормы поведения: правила поведения на улице, в школе, дома; правила знакомства

  4. Проявлять любовь к малой Родине г.Колпино через заботу о городе:

    • Соблюдение чистоты на улице и в общественных местах;

    • Соблюдение правил поведения в транспорте;

    • Соблюдение правил поведения на природе и бережного отношения к животным.

  5. Развить коммуникативные навыки в общении со сверстниками и со старшими

  6. Применять навыки толерантного поведения в отношениях со сверстниками

  7. Применять на практике правила знакомства

  8. Соблюдать речевой этикет и культуру речи


2 года обучения:


  1. Овладеть знаниями об истории Санкт-Петербурга

  2. Усвоить понятие этноэтикета

  3. Получить знания об историческом и современном этикете

  4. Усвоить предметные ситуации правил поведения:

    • При знакомстве и представлении

    • Общения по телефону

    • Гостевого этикета (прием гостей и умение вести себя в гостях)

4.Ознакомиться с основами столового этикета

5. Овладеть практическими умениями:

      • Выбирать и преподносить подарки

      • Составлять букеты и дарить цветы

6. Расширить знания о семье и семейных ценностях:

  • Овладеть навыками составления родословной своей семьи и умениями вести исследовательскую работу

7. Получить знания о государственных и христианских праздниках

8. Учиться соблюдать народные традиции

9. Развить толерантное отношение к национальным культурам страны


3 года обучения


  1. Овладеть знаниями о культуре г. Колпино и г. Санкт – Петербурга

  2. Соблюдать толерантные отношения в многонациональном городе Санкт-Петербурге

  3. Знать народные традиции, через освоение этноэтикета

  4. Развить способности к освоению различных форм деятельности

5. Использовать:

  • Речевые этикетные нормы

  • Правила деловой переписки

  • Правила собеседования

  • Правила проведения деловых встреч и переговоров

  • Правила проведения приёмов и рассадки за столом

  • Правила столового этикета

6. Овладеть умениями:

  • Составления резюме

  • Пользования телефоном, факсом

  • Изготовления визитных карточек

  • Вручения визитных карточек

  • Ориентироваться в мире моды

  • Владеть столовым этикетом (использование столовых приборов, сервировка стола, салфетки, скатерти, меню)



Способы определения результативности:


На протяжении всего периода обучения осуществляется вводный, текущий (промежуточный), итоговый контроль.


  • Итоговые опросы

  • Деловые и ролевые игры

  • Тестирование

  • Конференции

  • Тематические районные и городские конкурсы





Форма подведения итогов:

Итогом каждого года обучения является участие учащихся в районной заключительной итоговой игре «Путешествие по стране Патафии» (по первому году обучения), «Академия вежливых наук» (по второму году обучения) и городском конкурсе знатоков этикета «Петербуржец 21 века» (для третьего года обучения).














































Тематический план 1 года обучения.




Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1



Введение в этикет


2


1


3




2



Основы этноэтикета


1


1


2



3


Основы светского этикета


18


24


42




4


Введение в деловой этикет


8


6


14




5


История столового этикета


3


4


7




6


Путешествие в страну Патафию


0


4


4




Всего часов


32


40


72













Тематический план 2 года обучения.




Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1



История этикета



4



0



4


2



Исторический этноэтикет





5



2



7


3



Светский этикет сегодня





34



48



82


4



Основы делового этикета





16



18



34


5



Столовый этикет




5



8



13


6



Игра «Академия вежливых наук»




0



4



4



Всего часов



64



80



144








Тематический план 3 года обучения.




Тема

Количество часов

теория

практика

всего


1


Устарел ли этикет




2


2


4



2


Современный этноэтикет




3


4


7



3


Светский этикет




34


48


82



4


Деловой этикет




12


18


30



5


Столовый этикет современности




6


10


16



6


Конкурс «Знатоки этикета» в рамках городской программы

«Петербуржец 21 века»



1


4


5



Всего часов



58


86


144











Содержание программы 1 года обучения

Тема 1.

Введение в этикет.

Теория 2ч Цели и задачи курса. Понятия: этикет, этика. История возникновения этикета

Практика 1ч.


Тема 2.

Основы этноэтикета.

Теория 1ч. Этикет различных стран. География этикета.

Практика 1ч. Экскурсия в этнографический музей


Тема 3.

Основы светского этикета.

Теория 18ч.

Знакомство. Способы и правила знакомства. Правила представления при знакомстве. Приветствия. История возникновения приветствия. Правила этикета на улице и в общественных местах. Правила поведения на улице. Правила поведения дома и в школе.

Воспитанность ученика – её проявления. Отношение к людям. Умение говорить комплименты. Воспитанность и вежливость. Друзья, общение. Понятия дружбы и общения. Культура общения и досуг.

Поведение на природе. Обращение с животными.

Дом. Вещи. История возникновения вещей. Неприкосновенность чужих вещей.

Семья. Семейные традиции. История возникновения семьи. Обязанности. Терпимость к старым и слабым. Уют и красота твоего дома. Имя. Твоя родословная. Праздники.

Гости. Гостевой этикет. Приём гостей. Поведение в гостях. Чем занять гостей. Подарки. Изготовление подарков. Основные правила вручения и получения подарков.

Цветы. Символика цветов. Правила дарения цветов.

Танцы. История танца. Подготовка к танцу. Настроение и внешний вид. Взаимоуважение партнеров.

Язык. Наш язык – важнейшая часть нашего поведения в жизни. Речевой этикет. Беседа. Умение слушать.

Слэнг и наша речь. Понятие о слэнге. Эпистолярный жанр. Понятие об эпистолярном жанре. Из истории письма.

Мода и этикет. Воспитание вкуса. Культура одежды. Умение следить за собой. Мода и здоровье.

Практика 24ч.

Просмотр фрагментов видеофильма «Хорошие манеры»

Правила знакомства в действии: разыгрывание ситуации знакомства.

Правила представления при знакомстве - работа в парах.

Отработка правил поведения на улице во время экскурсии по городу.

Соблюдение правил дорожного движения в повседневной жизни.

Правила поведения дома и в школе - индивидуальная и групповая работа с пиктограммами.

Работа в парах: «Давайте говорить, друг другу комплименты»

«Как прослыть приятным человеком» - тесты.

«Друг в беде не бросит…» - обсуждение темы «Друзья». Прослушивание музыкальных произведений на тему дружбы.

Экскурсия на природу. Посещение живого уголка экологического отдела ДТДиМ.

Сочинение на тему: «Моя семья». Фотовыставка: «Мой дом»

Сбор информации о своей семье для составления родословной.

Игра «Как встречать гостей». Подборка игр для гостей.

Практическое занятие по изготовлению подарков.

Игровые моменты: «Вручаем подарок», «Принимаем подарки».

Игровой приём «Как вручать цветы»

Работа в парах: «Танцуют все»

Практическое занятие: «Учимся писать письма»

Игра из бумаги «Одень куклу»


Тема 4.

Введение в деловой этикет.


Теория 8ч

Деловой этикет Приветствия, знакомство Представления, обращения - Визитные карточки. Телефон. Умение общаться по телефону. Правила пользования телефоном.

Практика 6ч.

Разыгрывание ситуаций приветствия и знакомства; представления и обращения.

Практическое занятие по выбору верно оформленных карточек. Просмотр презентации «Визитная карточка»

Игра «Телефон».


Тема 5.

История столового этикета.


Теория 3ч

Столовый этикет. Правила хорошего тона за столом. История возникновения. Назначение столового этикета. Столовые приборы.

Практика 4ч.

Настольная игра «Столовый этикет»

Практическое занятие « Столовые приборы»


Тема 6.

Путешествие в страну Патафию.

Практика 4ч.

Итоговая игра «Путешествие в страну Патафию.

Содержание программы 2 года обучения.

Тема 1.

История этикета.

Теория 4ч.

Понятия: «этикет», «этика», «эстетика». Сходство и их различие История возникновения этикета. История возникновения этикета в России. Правила поведения для знати и простого народа.


Тема 2.

Исторический этноэтикет.


Теория 5ч.

Этикет различных стран. Из истории этикета: Древний Египет, Эллада, Древний Рим, Средневековье, Императорский Китай. Страны Европы, Ближнего Востока, Америки и др. Развитие этикета в России.

Практика -2ч.

Реферат на тему: «Этикет страны: ….». Защита реферата.


Тема 3.

Светский этикет сегодня.


Теория 34ч.

Способы и правила знакомства и представления.

Обращения. Приветствия. Варианты приветствий. История приветствия. Правила и формы представления

Правила этикета на улице и в общественных местах

Правила поведения на улице, транспорте, метро. Правила дорожного движения.

Правила поведения дома и в школе. Устав школы. Воспитанность ученика – её проявления.

Взаимоотношения. Использование культуры комплимента во взаимоотношениях. Воспитанность и вежливость.

Тайны нашего характера.

Друзья. Общение. 5 этических и психологических правил общения Культура общения и досуг. Понятия культуры и интеллигентности.

Дом. Любовь к дому. Семья. Семейные традиции. Семейные реликвии. Дружба семей.

Имя. Твоя родословная. Отчество – связь с отцом. Родословие. Дань уважения своей фамилии. Твои предки.

Праздники христианские, государственные, семейные.

Гости. Гостевой этикет. Приглашение. Приём гостей. Чем занять гостей. Меню для гостей История и традиции гостеприимства. Три вида подарков. Категории подарков. Основные правила вручения и получения подарков. Цветы. Из истории возникновения обычая дарить цветы. Правила дарения цветов.

Танцы. История танца. Балы и первые ассамблеи при Петре. Маскарады. Подготовка к танцу. Взаимоуважение партнеров. Правила приглашения на танец.

Речевой этикет. Беседа. Искусство беседы.

Профессиональный сленг. Из истории письма. Каллиграфия.

История моды. Культура одежды. Не только модно, но и удобно. Современная одежда.


Практика 48ч.

Ролевые игры. Тест – опрос: «Сколько форм обращений и приветствий ты знаешь?» Проживание и придумывание этикетных ситуаций. Работа по карточкам.

Викторина по теме ПДД.

Мини – театр: «Этикет общественных мест». Настольная игра «Как правильно вести себя в обществе».

Тест: «Какой я?» Мини – сочинение: «Какой я в школе и дома»

Работа в парах: Тема – комплимент. Тест: «Умеете ли вы говорить комплименты?»

«Тайна моего имени» - работа с книгой. Практическая работа над памяткой по составлению родословной. Работа со словарём «Происхождение вашей фамилии».

Экскурсия в храм.

Изготовление пригласительных билетов. Ролевые игры. Составление меню.

Изготовление подарков. Блиц-турнир «Как принимать подарки», «Как вручать подарки».

Игра «Сложи букет». Игра «Я садовником родился».

Экскурсия в музей. Игровые ситуации приглашения на танец. Прослушивание и определение музыки танца. Просмотр видеофильма. Игра –лото «Мы поехали на бал».

Игры: «Считалка», «немое королевство».

Оформление исторического письма. Практическое задание по написанию букв образца старинных книг.

Экскурсия в музей одежды. Практическое занятие игра «Одень куклу». Моделирование одежды. Игра «Составим гардероб».


Тема 4.

Основы делового этикета.


Теория 16ч.

Деловой этикет. Приветствия, знакомство, представления, обращения. Визиты, визитные карточки. Телефон. Умение общаться по телефону. История изобретения телефона. Правила пользования телефоном.

Варианты приёмов: завтрак, обед, ужин, буфет, фуршет, коктейль. Приёмы с рассадкой за столом. Этикетные нормы поведения хозяев и гостей на приёмах.



Практика 18 ч.

Ролевые игры при отработке правил приветствий, знакомства, представления, обращения в деловом этикете.

Изготовление визитных карточек. Ролевые игры.

Работа по пиктограммам в теме «Телефон».

Игра – лото «Найди правильный ответ». Просмотр фрагментов видеофильма.

Лото «Правильно – неправильно».



Тема 5.

Столовый этикет.


Теория 5ч.

Столовый этикет. Правила хорошего тона за столом. История возникновения. Назначение столового этикета. Сервировка стола. Столовые приборы. История ножа и вилки.

Скатерти, салфетки. Их возникновение и назначение.

Чай. Чайная церемония.


Практика 8ч.

Практические занятия «Накрой на стол», «Подбери посуду», «Сложи салфетку», «Укрась стол».

Упражнения: «Как заказать блюдо», «Как правильно подавать на стол».

Сервировка чайного стола. Реферат на тему: «Происхождение чая и его использование».


Тема 6.

Академия вежливых наук.


Практика 4ч.

Итоговая игра «Академия вежливых наук»

















Содержание программы 3 года обучения.

Тема 1.

Устарел ли этикет


Теория 2ч.

Значение этикета в повседневной жизни.

Правила поведения для знати и простого народа в России.

Необходимость соблюдения этикета в современном обществе


Практика 2ч.

Театрализация на тему: «Значение этикета в повседневной жизни»


Тема 2.

Современный этноэтикет.


Теория 3ч.

Этикет различных стран современности. Международный этикет. Дипломатический этикет разных стран.


Практика 4ч.

Игра «Заочное путешествие по стране»

Игра – лото «Что? Где? Когда?»


Тема 3.

Светский этикет


Теория 34ч

Процедура представления. Способы и правила знакомства и представления в различных странах. Обращения. Приветствия иностранных государств.

Правила и формы представления. Варианты приветствий. Варианты обращения с иностранцами. Рукопожатие. Его особенности.

Этикет общественных мест.

Понятия: тактичность, вежливость, этичность.

Воспитанность и вежливость. Как прослыть приятным человеком. Чувство юмора. Друзья. Общение. Дружба и общение. 5 этических и психологических правил общения

Культурный досуг. Каким должен быть отдых. Как организовать свободное время.

Поведение на природе. Доброе отношение к природе и животным.

Любовь к дому, бережное отношение к вещам. Уважение к родным. Семейные традиции. Обязанности. Уют и красота твоего дома. Семейные реликвии и фамильные ценности. Дружба семей. Роль мужчины и женщины в семье. Взаимоотношения детей и родителей.

Тайна имени. Твоя родословная. Родословие Место поиска в генеалогическом древе. Твои предки. История семьи и история страны.

Праздничные народные традиции.

Гостевой этикет. Приглашение. Ответ на приглашение. Варианты приглашений. Приём гостей. Поведение в гостях. Чем занять гостей. Подарки. Виды подарков. Соответствие процесса дарения национальным особенностям. Категории подарков и основные правила вручения и получения подарков.

Цветы. Национальные особенности дарения цветов. Икебана.

Танцы. История танца. Ритуальные танцы. Подготовка к танцу.

Правила приглашения на танец. Отказ от приглашения.

Танцы народов мира.

Язык – важнейшая часть нашего поведения в жизни. Письменная и устная речь.

Речевой этикет. Ценность речи. Правила культурного собеседника. Умение слушать. Умение вести беседу. Ненормативная лексика.

Эпистолярный жанр. Старые письмовники. Правила написания писем.

Мода и этикет. Воспитание вкуса. Мода разных стран. Культура одежды. Умение следить за собой.


Практика 48ч.

Тренинг «Знакомство». Ролевые игры.

Заочное путешествие по стране.

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Тест: «Воспитанный ли вы человек?

Мини – театр. Просмотр видеофильма.

Тест – анкета: «Хороший ли я сын? (дочка).

Экскурсия в ГМИР «Тайна твоего имени». Создание генеалогической таблицы своего рода. Алгоритм заполнения родословной. Практическая работа: «История моей семьи». Сочинение: «Путешествие к моим предкам».

Подарки к праздникам. Оформление пасхальных яиц и открыток. Изготовление открыток и поделок к Рождеству и Новому году. Изготовление сувениров и упаковок. Посещение храма. Составление сценария праздника. Просмотр диафильма.

Практическое занятие «Мой день рождения». Оформление приглашений. Индивидуальная и групповая работа с пиктограммами.

Составление игровой программы для гостей. Подбор музыкальной программы. Блиц – турнир: «Как принимать подарки?». Работа в парах. Составление памятки: «Как дарить подарки?», «Основные правила вручения подарков».

Тренинг «Рисую друга в виде цветка». Практическое задание «Подари цветок в заданной ситуации». Игра «Я садовником родился». Упаковка цветов. Составление икебаны.

Просмотр видеофрагментов различных танцев.

Голосовой тренинг. Запись своей речи на магнитофон. Ролевые игры. Составление правил беседы. Работа по пиктограммам.

Игра – праздник «Мистер Этикет».

Фантазии на тему моды: «Представление своих моделей и защита проектов»

Дефиле. Составим словарик моды. Беседа – диспут.


Тема 4.

Деловой этикет.


Теория 12ч

Приветствия, знакомство, представления, обращения.

Правила пользования телефоном. Автоответчик. Этикет деловых телефонных разговоров. Визиты, визитные карточки. Правила обмена визитными карточками. Деловые переговоры, встречи. Деловая переписка. Деловое общение. Деловые контакты. Приёмы. Варианты приёмов: завтрак, обед, ужин, буфет, фуршет, коктейль. Приёмы с рассадкой за столом. Этикетные нормы поведения хозяев и гостей на приёмах. Официальная одежда. Служебный этикет.


Практика 18ч

Деловые игры. Тренинги. Работа в парах: «Разговор по телефону», « Я в роли секретаря», «Автоответчик и я». Лото «Правильно – неправильно».

Ролевые игры. Пиктограммы. Подбираем гардероб для деловой встречи. Фото - выставка «Официальная одежда». Составление памятки. Практические занятия.


Тема 5.

Столовый этикет современности


Теория 6ч

Правила хорошего тона за столом. История возникновения. Назначение столового этикета. Сервировка стола. Столовые приборы. Кухонные приборы. В чём их различие. Скатерти, салфетки. Украшения из салфеток. Их возникновение и назначение. Правила пользования салфеткой. Меню. Ресторан, кафе. Правила поведения в них. Чайная церемония на Руси и в других странах. История и традиции. Сервировка чайного стола


Практика 2ч.

Составление памятки «Как вести себя за столом». Подготовка рефератов и сообщений по теме столового этикета. Викторина. Практические занятия: «Работа с салфетками», «Как пользоваться меню», «Использование столовых приборов», «Как вести себя в кафе, ресторане».


Тема 6.

Конкурс «Знатоки этикета» в рамках городской программы «Петербуржец XXI века» практика 4ч







Материально техническое оснащение программы.



Технические средства: видеомагнитофон, магнитофон, телевизор, экран, видео и аудиокассеты, диапроектор, слайды, музыкальные произведения, диски.


Листы ватмана, альбомные листы, обои, картон, стикеры, фломастеры, цветные карандаши. Ножницы, клей, упаковочный материал.


Бумажные и полотняные салфетки, столовые приборы, чайный сервиз, столовая посуда. Меню кафе, ресторана.


Книги, фотографии, прайсы, картины, открытки. Журналы мод. Бумага для писем, конверты, старые письма, семейный альбом (фото). Визитные карточки, кляссер (визитница).


Цветы. Вазы.


Мужские и женские галстуки, аксессуары.


Игры. Лото карточки. Пазлы. Настольные игры.


Резиновый мяч, клубки ниток, телефонные аппараты, доска, мел.
























Календарно - тематический план 1 года обучения

образовательной программы «Петербургский этикет»


Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1

Введение

1

0

1

2

Понятия: этикет, этика.

1

0

1

3

История возникновения этикета

1

0

1

4

Возникновение этикета в России

1

0

1

5

Этикет различных стран

1

0

1

6

Знакомство. Правила знакомства

1

0

1

7

Правила представления при знакомстве

1

1

2

8

Приветствия. История возникновения

1

0

1

9

Правила приветствий

1

1

2

10

Правила поведения на улице

1

1

2

11

Правила поведения в школе

1

1

2

12

Правила поведения дома

1

1

2

13

Воспитанность ученика и её проявления в жизни

1

0

1

14

Отношение к людям

1

0

1

15

Умение говорить комплименты

1

1

2

16

Понятие уважения

1

0

1

17

Воспитанность и вежливость

1

0

1

18

Семь наших «я»

1

0

1

19

Кто я? Какой я ?

1

1

2

20

Как прослыть приятным человеком

1

0

1

21

Друзья. Понятие дружбы.

2

0

2

22

Общение и культура общения

1

0

1

23

Поведение на природе

1

1

2

24

Обращение с животными

1

0

2

25

Бережное отношение к животным и природе

1

1

2

26

Дом. Вещи

1

0

1

27

История возникновения вещей.

1

1

2

28

Бережное отношение к вещам. Неприкосновенность чужих вещей.

1

0

1

29

Семья. История возникновения семьи

1

1

2

30

Распределение обязанностей в семье

1

1

2

31

Взаимоотношения в семье

1

0

1

32

Терпимость к старым и слабым.

1

1

2

33

Уют и красота вашего дома

1

1

2

34

История моей семьи

1

0

1

35

Имя /история происхождения, выбор имени/

1

1

2

36

Твоя фамилия. Дань уважения к своей фамилии. Её история.

1

1

2

37

Твои предки.

1

1

2

38

Твоя родословная.

1

1

2

39

Праздники. История происхождения

1

0

1

40

Организация семейных праздников

1

1

1

41

Гостевой этикет.

1

0

1

42

Приглашения. Правила их составления и вручения.

1

2

3

43

Поведение в гостях

1

1

2

44

Приём гостей

1

1

2

45

Подарки.

1

1

2

46

Основные правила вручения и получения подарков.

1

1

2

Всего часов

47

25

72


























Учебно - тематический план 2 года обучения

образовательной программы «Петербургский этикет»


Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1

Введение

1

0

1

2

Понятия: этикет, этика, эстетика поведения

1

0

1

3

История возникновения этикета

1

0

1

4

Развитие этикета в России

1

0

1

5

Международный этикет

4

0

4

6

Знакомство. Правила знакомства

2

2

4

7

Правила представления при знакомстве

2

2

4

8

Приветствия. История возникновения

1

0

1

9

Правила приветствий

1

2

3

10

Воспитанность ученика и её проявления в жизни

1

1

2

11

Отношение к людям

1

1

2

12

Умение говорить комплименты

2

2

4

13

Друзья. Понятие дружбы.

1

0

1

14

Общение и культура общения

1

0

1

15

Досуг. Культура досуга.

2

1

3

16

Воспитанность и вежливость

1

0

1

17

Семь наших «я»

1

1

2

18

Как прослыть приятным человеком

1

0

1

19

Бережное отношение к животным и природе

1

1

2

20

Реальная забота о животных

1

1

2

21

Экологическая грамотность

2

0

2

22

Семья. История возникновения семьи

1

0

1

23

Семейные традиции

2

1

3

24

Распределение обязанностей в семье

1

0

2

25

История моей семьи

2

2

4

26

Имя /история происхождения, выбор имени/

2

0

2

27

Твоя фамилия. Дань уважения к своей фамилии. Её история.

1

3

4

28

Твои предки.

2

2

4

29

Твоя родословная.

2

2

4

30

Праздники. Семейные, государственные, религиозные

2

1

3

31

Организация семейных праздников

2

2

4

32

Гостевой этикет.

1

1

2

33

Приглашения. Правила их составления и вручения.

2

1

3

34

Поведение в гостях

1

0

1

35

Приём гостей. Чем занять гостей.

2

1

3

36

Меню для гостей. История и традиции.

2

2

4

37

Подарки. Категории подарков. Три вида подарков.

2

2

4

38

Основные правила вручения и получения подарков.

2

2

4

39

Чайная церемония. Рассадка за чайным столом.

2

2

4

40

Церемония чаепития. История и традиции.

2

0

2

41

Цветы. Символика цветов.

2

0

2

42

Из истории возникновения обычая дарить цветы.

1

0

1

43

Язык цветов

2

1

3

44

Правила дарения цветов.

2

2

4

45

Танцы. История танца.

1

1

2

46

Балы и первые Петровские ассамблеи. Маскарады.

2

0

2

47

Подготовка к танцу. Настроение и внешний вид.

2

1

3

48

Взаимоуважение партнёров. Правила приглашения на танец. Отказ от приглашения.

2

2

4

49

Речевой этикет.

1

0

1

50

Язык. Наш язык – важнейшая часть нашего поведения в жизни.

2

0

2

51

Письменная и устная речь.

1

1

2

52

Беседа. Соблюдение речевого этикета – признак воспитанности человека.

2

0

2

53

Умение слушать. Правила культурного собеседника.

1

1

2

54

Сленг и наша речь. Понятие о сленге. Болезнь возраста.

2

1

3

55

Эпистолярный жанр. Из истории письма.

2

2

4

56

Старые письмовники. Каллиграфия. Правила написания писем.

1

1

2

57

Итоговая игра «Путешествие в страну Патафию»

0

4

4

Всего часов

88

56

144





Учебно – тематический план 3 года обучения

образовательной программы «Петербургский этикет»


Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1

Введение

2

0

2

2

Телефон. История изобретения

2

0

2

3

Умение общаться по телефону.

2

1

3

4

Правила пользования телефоном.

2

2

4

5

Автоответчик. Этикет деловых телефонных разговоров.

2

2

4

6

Мода и этикет. История моды.

2

2

4

7

Мода разных стран.

2

2

4

8

Воспитание вкуса.

2

0

2

9

Культура одежды. Особенности национальной одежды.

2

2

4

10

Мода и здоровье.

2

1

3

11

Деловой этикет.

2

1

3

12

Приветствия, знакомство.

2

2

4

13

Представление, обращение.

2

2

4

14

Визиты

2

1

3

15

Визитные карточки.

2

2

4

16

Правила вручения и обмена визитными карточками

4

2

6

17

Деловые переговоры, встречи

2

1

3

18

Приёмы.

2

0

2

19

Варианты приёмов: завтрак, обед, ужин, буфет, фуршет, коктейль

4

2

6

20

Приёмы с рассадкой за столом

3

1

4

21

Этикетные нормы поведения хозяев и гостей на приёмах

2

2

4

22

Деловая переписка

3

1

4

23

Письма, деловые бумаги, факсы

2

2

4

24

Правила работы с факсом

2

1

3

25

Официальная одежда

2

2

4

26

Деловой костюм

4

2

6

27

Служебный этикет. Правила соблюдения служебного этикета.

2

3

5

28

Столовый этикет. История возникновения.

2

2

4

29

Назначение столового этикета.

2

2

4

30

Столовые приборы. История возникновения ножа и вилки.

4

1

5

31

Салфетки, скатерти. История их возникновения и назначение.

2

2

4

32

Правила пользования салфеткой.

2

1

3

33

Сервировка стола

4

2

6

34

Правила хорошего тона за столом.

2

1

3

35

Меню

2

2

4

36

Ресторан, кафе.

2

2

4

37

Правила поведения в ресторане, кафе

2

2

4

38

Итоговая игра «Путешествие в страну вежливых наук»

2

2

4

Всего часов

88

56

144































Список литературы для преподавателя.


  1. Амонашвили Ш. А. Письма к дочери. М.: Пед.факультет, 1988. 94 с.

  2. Бренен Л. Деловой этикет 21 века. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 350 с.

  3. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. СПб.: Теса, 2001. 346 с.

  4. Воронцов В. А. Рассказы, притчи и легенды. Екатеринбург.: Деловая книга, 1999. 240 с.

  5. Воробьёва Л.И. Принимаем гостей. М.: ФАИР ПРЕСС 2005. 278 с.

  6. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М.: Молодая гвардия, 1980. 200 с.

  7. Гусев И.Е. Этикет от А до Я. Энциклопедия. Минск.: Харвест, 1999. 464 с.

  8. Гальперина Д., Языкова Г. Магистр вежливых наук. М.: Детская литература, 1991. 189 с.

  9. Зима Д., Зима Н. Тайна имени. М.: Терра, 1999. 42 с.

  10. Иволга Р.С. Возвращение памяти. СПб.: 2001. 157 с.

  11. Иванова В.И. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники. М.: Дом, 2001. 222с.

  12. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 284 с.

  13. Кумар В. Кто я? Какой я? СПб.: ПИТЕР ПРЕСС, 1997. 140 с.

  14. Лихачёва Л.Л. Уроки этикета в рассказах, задачах и картинках. Екатеринбург.: Уральское издательство, 2000. 314 с.

  15. Лихачёв Д.С. Письма о добром. СПб.: ИЦ БЛИЦ, 1999. 200 с.

  16. Уланова Л.С. Праздничный венок. М.: ТЦ Сфера, 2001. 120 с.

  17. Мартин Дж. Всё о правилах поведения за столом. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 320 с.

  18. Мартышин В.С. Твоя родословная. М.: Школьная пресса, 2000. 224 с.

  19. Мигалатий Б.С. Этикет за столом. СПб.: НПФ Надежда, 1996. 408 с.

  20. Мирзоян А.П. Мир этикета. Челябинск.: Аркаим,2004. 404 с.

  21. Морозова М.С., Элиасберг Н.И. О самом главном. СПб.: Специальная Литература, 1998. 479 с.

  22. Миронов Ю.Ф. Пишем родословную книгу. СПб.: Всемирное слово,2007. 106 с.

  23. Пальмано П. Школа хороших манер для подростков. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006. 271 с.

  24. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или искусство нравиться другим. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.368 с.

  25. Равич М.М. Современный этикет. Курс лекций. 2002. 20 с.

  26. Разумихина Г.Н. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. М.: Пресс, 1999. 96 с.

  27. Рукавчук Г.Н. Энциклопедия этикета. СПб.: ИКФ МиМ - Экспресс, 1996. 222 с.

  28. Рольф М. Этикет. Энциклопедия. М.: Научная книга, 2000.204 с.

  29. Сизёнов Е.П., Иволга Р.С., Ефимова Г.А. История Колпина. СПб.: 2007. 600 с.

  30. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 1998. 154 с.

  31. Шемшурина А. И. Этические диалоги с учениками. М.:ФАИР-ПРЕСС, 1998.60 с

  32. Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальных классах. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.58 с.

  33. Хаткина Н. В., Хаткина М.А. Академия профессора Бонуса. Донецк.: ИКФ Сталкер, 1997. 368 с.

  34. Энн Мэри Сабат. Бизнес – этикет. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 236 с.

  35. Домострой. Под редакцией В.Сенина. СПб.: Лениздат, 1992. 132 с.










































Список литературы для детей


  1. Бренен Л. Деловой этикет 21 века. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 350 с.

  2. Воробьёва Л.И. Принимаем гостей. М.: ФАИР ПРЕСС 2005. 278 с.

  3. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М.: Молодая гвардия, 1998. 240 с.

  4. Гусев И.Е. Этикет от А до Я. Энциклопедия. Минск.: Харвест, 1999. 460 с.

  5. Гальперина Д., Языкова Г. Магистр вежливых наук. М.: Детская литература, 1991. 189 с.

  6. Лихачёва Л.Л. Уроки этикета в рассказах, задачах и картинках. Екатеринбург.: Уральское издательство, 2000. 286 с.

  7. Лихачёв Д.С. Письма о добром. СПб.: ИЦ БЛИЦ, 1999. 268 с.

  8. Мартышин В.С. Твоя родословная. М.: Школьная пресса, 2000. 340 с

  9. Портер Э. Поллиана. М.: АСТРЕЛЬ, 2001. 270 с.

  10. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или искусство нравиться другим. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 368 с.

  11. Рукавчук Г.Н. Энциклопедия этикета. СПб.: ИКФ МиМЭкспресс, 1996. 222 с.

  12. Хаткина Н. В., Хаткина М.А. Академия профессора Бонуса. Донецк.: ИКФ Сталкер, 1997. 368 с.

  13. Энн Мэри Сабат. Бизнес – этикет. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 236 с.

  14. Домострой. Под редакцией В.Сенина. СПб.: Лениздат, 1992. 132 с.

  15. Фадеева Л.Л. Счастье в личной жизни. СПб.: Альманах Колпино, 1993. 86с.












Программа по изучению этикета "Петербургский этикет.
  • Классному руководителю
Описание:

Данную программу можно легко адаптировать, независимо от того, жителем какого города или посёлка вы являетесь. Воспитанный человек умеет любить свою малую и большую Родину.

Основой для создания данной программы явился многолетний педагогический опыт автора. Вдумчивые наблюдения за поведением учащихся в процессе обучения и воспитания заставили задуматься автора об истоках негативных проявлений в поведении детей, затрудняющих как межличностную коммуникацию, так и снижающих возможность социальной адаптации ребенка в целом.

Также опыт взаимодействия автора с родителями показывают, что современные родители, увы, не владеют этическими нормами поведения. Поэтому перед школой и учреждениями дополнительного образования стоит задача по созданию и реализации программ дополнительного образования по этикету.В содержание программы заложено не только овладение элементарными нормами поведения в современном обществе, но и формирование способности анализировать свои поступки, своё отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям.

 

 Ожидаемые результаты усвоения программы в том, что учащиеся должны:

 

Ø  Освоить этикетные нормы поведения

Ø  Развить коммуникативные навыки в общении со сверстниками и со старшими

Ø  Применять навыки толерантного поведения в отношениях со сверстниками

Ø  Применять на практике правила знакомства

Ø  Соблюдать речевой этикет и культуру речи

Ø  Получить знания об историческом и современном этикете   

Ø  Усвоить предметные ситуации правил  поведения:

·         При знакомстве и представлении

·         Общения по телефону

·         Гостевого этикета (прием гостей и умение вести себя в гостях)

Ø  Ознакомиться с основами столового этикета

Ø  Овладеть практическими умениями:

§  Выбирать и преподносить подарки

§  Составлять букеты и дарить цветы

Ø  Расширить знания о семье и семейных ценностях:

·         Овладеть навыками составления родословной своей семьи и умениями вести исследовательскую работу

Ø  Получить знания о государственных и христианских праздниках

Ø  Учиться соблюдать народные традиции

 

Ø  Развить толерантное отношение к национальным культурам страны

 

Автор Черных Елена Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 708
Номер материала 17364
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓