Главная / ИЗО, МХК / программа по изобразительному искусству 5-7 класс

программа по изобразительному искусству 5-7 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно­го общего образования.

Цель — развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества, формирование у школьника умений самостоятельного виде­ния мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Учебный материал ставит задачи:

- развития художественно-эстетического восприятия произведений искусства,

- практического обучения художественно-творческой изобрази­тельной деятельности;

- формирования художествен­ного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности.

Процесс обучения на занятиях по изо­бразительному искусству в соответствии с современными требованиями направлен на развитие мировоззрения и лич­ностных качеств учащихся. Предмет «Изобразительное искус­ство» должен развивать у школьников навыки эстетического исследования окружающего мира природы и мира культуры, созданного человечеством в широком многообразии её кон­кретных проявлений.

Основной акцент в освоении художе­ственной культуры сделан на актуальных связях искусства и жизни, на роли и функциях искусства во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопозна­ния, самоидентификации и раскрытия своей уникальной инди­видуальности. Развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний и ценностного отношения к внутреннему миру человека, интереса к жизни людей явля­ются значимыми задачами. Опыт эмоционально-ценностных отношений ведёт к развитию эмоционально-чувственной сфе­ры и наполнению знаний и умений личностными смыслами, к построению системы ценностей учащихся, их ценностных ориентации. Активное эстетическое наблюдение окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоот­ношения людей, созданной ими жизненной среды, многооб­разие стилевых картин мира формирует смысловые ориентации школьника.

Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искус­ством. Художественное развитие осуществляется в практи­ческой деятельностной форме в процессе личностного худо­жественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального вос­приятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной вырази­тельности. Только в процессе активной художественной дея­тельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника — и текст, и задания — на­правлен на освоение способов решения проблем творческо­го характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном под­ходе к обучению.

Задача развития художественно-образного мышления ученика обеспечивается характером обучающего материала: системой творческих заданий и жёстким отказом от выполне­ния заданий по схемам, образцам и заданным стереотипам.

Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искус­ством. Художественное развитие осуществляется в практи­ческой деятельностной форме в процессе личностного худо­жественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно-эмоционального вос­приятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать своё отношение к реальности при освоении средств художественной вырази­тельности. Только в процессе активной художественной дея­тельности, через опыт личного художественного высказывания происходит присвоение учащимися культурного социального опыта. Поэтому материал учебника — и текст, и задания — на­правлен на освоение способов решения проблем творческо­го характера и поиска средств выразительности для личного художественного высказывания. Таким образом, материал учебника базируется на личностно ориентированном под­ходе к обучению.

Только в единстве восприятия искусства и собственной творческой практической работы у учащихся происходит формирование образного художественного мышления. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.

Несомненно, что встреча с подлинными произведениями искусства во время экскурсий в музеи или на художественные выставки крайне необходима. Именно обучение в школе мо­жет сделать эту встречу действительно событием и пережи­ванием для подготовленного к восприятию искусства ребёнка.

Современная информационная среда предполагает са­мостоятельную активность учащихся в обретении информа­ции и новых знаний. По этой причине ряд заданий в учеб­нике нацеливает ученика на работу в поисковых системах, на пользование системой Интернет для расширения худо­жественного кругозора и ориентации в развивающихся реа­лиях современного искусства. Современный школьник имеет возможности для виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира, для углубления своих представле­ний о творчестве великих художников, о коллекциях художе­ственных музеев.

Школьники могут осуществлять исследовательские про­екты, посвященные различным явлениям искусства в контек­сте изучаемых тем, таким образом расширяя собственный кругозор, формируя компетенции в области изобразительного искусства.

Современные информационные компьютерные техно­логии (ИКТ) предполагают развитие новых художественных умений учащихся, решение художественных задач в условиях визуализации культуры и возрастающего значения экранных носителей в познавательной и коммуникационной деятель­ности современного общества. Компьютер должен стать необходимым средством формирования художественных представлений учащихся. Компьютер становится также ин­струментом художественного изображения и новых вырази­тельных и коммуникативных возможностей. Но как всякий инструмент, он имеет границы использования, и нельзя не­допонимать роль собственно художественных материалов' в развитии эстетического опыта учащихся.

Особенно большое внимание в учебнике уделяется оте­чественному искусству. При этом акцент сделан именно на смысловых особенностях и способах их раскрытия в ху­дожественной форме. Отечественное искусство, раскрыва­емое в контексте и взаимодействии с западноевропейским и, шире, мировым искусством, имеет своё особое лицо, великие произведения, углублённое знакомство с которыми даёт но­вые аспекты понимания истории и культуры нашей Родины. Задания, когда перед учащимися ставятся задачи постижения эволюции образов при изображении человека, его предмет­ного окружения, его отношения к природе и к истории своей страны, формируют новое и эмоционально пережитое пони­мание отечественной духовной культуры.

Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учите­ля стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, по­теря предметных умений ведёт к легковесности и бездей­ственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредметных результатов, — это важнейшая методологическая харак­теристика и установка новых Стандартов основного общего образования.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий уча­щихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельно­сти учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её эта­пы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

На уроке изобразительного искусства учитель имеет воз­можность создавать для этого педагогические условия, кото­рые не могут дать никакие другие школьные предметы.

Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагают­ся в наших учебниках, не доверяет исследовательским, по­исковым возможностям учеников: в этом случае у них полу­чаются «изделия», а не произведения.

Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблю­дать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстети­ческих переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безоб­разного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить ху­дожественный образ, т. е., определяя отношение к явлени­ям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопо­ставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художе­ственный отбор. Художественное познание — это особый навык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть.

Метапредметный подход утверждает, что смысл орга­низации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.

Под руководством учителя, который обучает инструмен­тарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуаль­ных качеств учится искать и находить своё решение за­даний по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории фор­мирования человечности в человеке.

Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержа­ния, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учеб­ник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определён­ных смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение миро­воззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.

Тем самым создаётся инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориен­тации ребёнка не только на основе заданных моральных пра­вил, но и как творческое поисковое понимание человеческих отношений на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия и способности действовать в об­стоятельствах, где необходима выдумка, неординарность ре­шения.

Немного существует учебных предметов, где ученик обла­дает такой свободой реального воплощения своих размыш­лений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной зна­чимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуника­тивных умений учащхся, формирующихся на основе реф­лексии смыслов и путей собственной деятельности и деятель­ности своих товарищей.

Вопросы развития коммуникативных способностей уча­щихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процес­се обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои пози­ции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь уча­щиеся стараются понять авторскую позицию художника и от­ражение в произведении исторической эпохи. Развитию ком­муникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.

Учебники, создаваемые под лозунгом «искусство как духовная культура» (Б. М. Неменский), по определению на­правлены на развитие коммуникативной компетентности, так как искусство рассматривается как инструмент размышления над жизнью, как средство обучения пониманию человека, как способ общения людей, как способ связи поколений.




ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА». 6 класс.

Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Основы представлений о языке изобразительного искус­ства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творче­ство зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятель­ность как школа активного восприятия реальности: соотноше­ние понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображе­ния. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.

Темы уроков

«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств».

«Рисунок - основа изобразительного творчества».

«Линия и её выразительные возможности. Ритм пинии».

«Пятно как средство выражения. Ритм пятен».

«Цвет. Основы цветоведения».

«Цвет в произведениях живописи».

«Объёмные изображения в скульптуре».

«Основы языка изображения».

Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и по­лучению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы дол­жен уметь ответить каждый ребёнок.

В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, пи­сатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.

Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художествен­ного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы по­священы характеристике цвета, особенностям «живописно­го» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.


Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт

Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.


Темы уроков

«Реальность и фантазия в творчестве художника».

«Изображение предметного мира - натюрморт».

«Понятие формы. Многообразие форм окружающею мира».

«Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива».

«Освещение. Свет и тень».

«Натюрморт в графике».

«Цвет в натюрморте».

«Выразительные возможности натюрморта».


Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение учащихся к культурному наследию человече­ства через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой ин­дивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Ху­дожественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.

Темы уроков

«Образ человека - главная тема в искусстве».

«Конструкция головы человека и её основные пропорции».

«Изображение головы человека в пространстве».

«Портрет в скульптуре».

«Графический портретный рисунок».

«Сатирические образы человека».

«Образные возможности освещения в портрете».

«Роль цвета в портрете».

«Великие портретисты прошлого».

«Портрет в изобразительном искусстве XX века».

Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культу­ре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в про­изведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его перво­начальное встраивание в эту культуру.

Задачи приобщения к жанру портрета — это также разви­тие наблюдательности, глазомера, композиционного мышле­ния и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.


Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж

Изображение природы в искусстве разных эпох. Различ­ные способы изображения пространства и их мировоззренче­ский смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духов­ной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление нацио­нального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.

Темы уроков

«Жанры в изобразительном искусстве».

«Изображение пространства».

«Правша построения перспективы .

«Воздушная перспектива».

«Пейзаж - большой мир».

«Пейзаж настроения. Природа и художник».

«Пейзаж в русской живописи».

«Пейзаж в графике».

«Городской пейзаж».

«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».


Рекомендуемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт ос­новного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кон­даков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты вто­рого поколения).

4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. По­собие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.

5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работни­ков.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).

6. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреж­дений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просве­щение», 2012.

7. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и тво­рить/Б. М. Неменский. — М.: «Просвещение», 2012.

Примерная основная образовательная программа образователь­ного учреждения. Начальная школа.— М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

8. Примерная основная образовательная программа образователь­ного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.— (Стандарты второго поколения).

9. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 клас­сы. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

10. Проектные задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцо­ва. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

11. Формирование универсальных учебных действий в основной шко­ле. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

13. Алексеева В. В. Что такое искусство?/ В. В. Алексеева. — М., 1991.

14. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие: книга для учителя/ М. В. Алпатов. — М., 1990.

16. Ал п ато в М. В. Этюды по всеобщей истории искусств / М. В. Ал­патов. — М., 1979.

17. Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории/К. Г. Богемская. — М., 1992.

18. Ватагин В. А. Воспоминания: Записки анималиста/В. А. Вата-гин. — М.,1980.

19. ВентуриЛ. От Мане до Лотрека/Л. Вентури. — СПб., 2005.

20. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М., 1985, 2008.

21. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта/Б. Р. Виппер. — СПб., 2005.

22. Выготский Л. С. Психология искусства/Л. С. Выготский. — М., 1986.

23. Го р я е в а Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991.

24. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитрие­ва. — М., 2000.

25. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVXVII ве­ках/И. Е. Забелин. — М., 1993.

26. Кларк К. Пейзаж в искусстве/К. Кларк. — СПб., 2004.

27. Копылова А. В. Технология урока искусства/А. В. Копылова. — М., 2004.

28. Котельникова Т. М. Импрессионизм /Т. М. Котельникова. — М., 2004.

29. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-нагляд­ное пособие для учащихся 1—4 классов начальной школы /Е. И. Ко­ротеева. — М., 2003.

30. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.

31. Неменский Б. М. Педагогика искусства/Б. М. Неменский. — М., 2007. — (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).

32. Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000.

33. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей/под ред. Е. П. Кабковой. — М., 2009.

34. П ретте М.-К. Творчество и выражение/М.-К. Претте, А. Капаль-до. — М., 1981. —Вып. 1.

35. П ретте М.-К. Творчество и выражение/М.-К. Претте, А. Капаль-до. — М., 1985.— Вып. 2.

36. Популярная художественная энциклопедия. — М., 1986. — В 2 т.

37. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе/Н. И. Пьянкова. — М., 2006.

38. Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Се­рия «Русская культура»).

39. Рогов А. П. Русская культура: национальные особенности/ А. П. Рогов. — М., 2009.

40. Ро го в А. П. Русь деревянная /А. П. Рогов. — М., 2012. — (Серия «Русская культура»).

41. Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди евро­пейских школ: Опыт сравнительного исследования/Д. В. Сарабья-' нов. — М., 1980.

42. Современная живопись. В поисках свободы: от классицизма к авангарду/сост. С. Дзуффи, Ф. Кастриа. — М., 2002.

43. Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.

44. Энциклопедия для детей и юношества. История искусства, изо­бразительное искусство и архитектура. — М., 1996.

45. «Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал.

46. «Искусство» — учебно-методическая газета для учителей миро­вой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).

47. «Юный художник», журнал.

48. «Художественная школа» — журнал для художников-педагогов и любителей изобразительного искусства.

49. «Вестник образования», журнал — официальное издание Мини­стерства образования и науки Российской Федерации.

50. «Вестник учебной и детской литературы», журнал.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, 6 класс

«ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 34 часа


Тема

Количество часов

1

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

8

2

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

9

3

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ

9

4

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ

8

Итого

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 6 класс


п/п


Тема

Кол-во

часов

Элементы содержания


Деятельность учащихся:


Планируемы результаты.

Дата проведения

план

факт


ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - 34 часа



ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 часов)


1

Изобразительное искусство.

Семья пространствен-

ных искусств.

1

Пространственные искусства, изобразительное искусство.

Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений.

объяснять роль изобразительных искусств в повседнев­ной жизни человека, в организации общения людей, в соз­дании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе;

характеризовать три группы пространственных ис­кусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей;

иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира;

уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;

иметь представления о роли художественного матери­ала в построении художественного образа;

называть основные графические и живописные мате­риалы и давать им характеристики;

обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

409


2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

Рисунок – основа мастерства художника. Значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства).

Рисунок – способ познания окружающего мира.

Художественный образ. Виды рисунка (набросок, зарисовки, технический, учебный, творческий рисунок). Графика.


Наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов.

иметь представление о рисунке как о виде художе­ственного творчества;

различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и худо­жественности различных видов рисунков мастеров;

овладевать начальными навыками рисунка с натуры;

овладевать навыками размещения рисунка в листе;

учиться рассматривать, сравнивать и обобщать про­странственные формы;

овладевать навыками работы графическими мате­риалами.

1109


3

Линия и ее выразительные возможности.

1

Характер линии. Ритм.

Задания на разнохарактерность линий, изображение колыхания трав на ветру.

Получить представление о выразительных возможно­стях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечат­лений художника;

- рассуждать о характере художественного образа в раз­личных линейных рисунках известных художников;

- объяснять, что такое ритм и каково его значение в соз­дании изобразительного образа;

- выбирать характер линий для создания ярких, эмоцио­нальных образов в рисунке;

- овладевать навыками передачи разного эмоциональ­ного состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;

- овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).

1809


4

Пятно как средство выражения.

1

Пятно. Контраст. Тональные отношения. Фактура.

Выполнение ступенчатой тональной шкалы. (Изображение природы в разных состояниях.)

- овладевать навыками обобщённого, целостного виде­ния формы;

- овладеть представлениями о пятне как об одном из ос­новных средств изображения;

- развивать аналитические возможности глаза, виде­ния тональных отношений (светлее — темнее);

- осваивать навыки композиционного мышления на ос­нове ритма пятен, ритмической организации плоскости листа;

- овладевать простыми навыками изображения с помо­щью пятна и тональных отношений;

- практически осуществить на основе ритма тональ­ных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце).

2509


5

Цвет. Основы цветоведения.

1

Цветоведение. Спектр. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой оттенок, цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Цветотональная шкала.

Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Игровые задания: придумать сказочный мир цветной страны – Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город.

- знать понятия «основной, составной, дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение;

- иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;

- иметь представление о воздействии цвета на человека;

- иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах;

- объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета»;

- приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону;

- приобретать навык смешения красок, получать различ­ные оттенки цвета;

- углублять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции;

- различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета;

- создавать выразительные образы цветной страны, ис­пользуя различные возможности цвета.

210


6

Цвет в произведениях живописи.

1

Живопись, колорит, локальный цвет, тёплые и хо­лодные цвета, цветовой контраст.

Нюансы тона в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний.


Составление «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности, тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего букета, предав праздничное и грустное настроение.

- характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;

- объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»;

- различать тёплые и холодные оттенки цвета;

- уметь объяснять понятие «колорит»;

- развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни;

- обретать творческий опыт в создании красками цвето­вых образов с различным эмоциональным звучанием;

- овладевать навыками живописного изображения.

910


7

Объемные изображения в скульптуре.

1

Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер материала, фактура, анималистический жанр.

Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры.

Создать в материале изображение животных (Пластилин, природные материалы, конструирование из бумаги, готовых форм).

- знать виды скульптурных изображений и их назначением в жизни людей;

- характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях;

- рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе;

- осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика).

1610


8

Основы языка изображения. Обобщение темы.

1

Язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности.


Беседа или праздник искусства, или коллективная работа на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни».

- уметь рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей;

- уметь объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства и объяснять их назначение; - уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык; - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений;

- участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме.

2310



МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (9 часов).


9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Реальность и фантазия, правда искусства.

Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство).

- уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; - понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; - получать представление об условности изобразительного языка;

- характеризовать смысл художественного образа как изображение реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.

3010


10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Жанр натюрморта, компози-ция, художественно-вырази-тельные средства натюрморта (силуэт, ритм, композици-онная доминанта — главный элемент композиции).


Выполнение композиции натюрморта в технике аппликации.

- получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох;

- получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных

и др.) в зависимости от целей художественного изображения;

- приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов;

- осваивать простые композиционные умения организа­ции плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа;

- уметь выделить композиционный центр;

- приобретать навыки художественного изображения способом аппликации;

- приобретать эстетические представления о соотноше­нии цветовых пятен и фактур.

1311


11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Пропорции, геометрическая форма, геометрическое тело, конструкция.

Рисовальная игра

«Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел).

- характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы; - узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела; - уметь выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

2011


12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

Линейная перспектива. Определения, основные понятия: линия горизонта, точка схода, точка зрения, угол зрения.

Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб).

- приобретать представление о разных способах и за­дачах изображения в различные эпохи;

- объяснять связь между новым представлением о чело­веке в эпоху Возрождения и задачами художественного по­знания и изображения явлений реального мира;

- учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

- определять понятия «линия горизонта», «точка зрения», «точка схода», «вспомогательные линии», «взгляд сверху, сни­зу, сбоку», а также использовать их в рисунке;

- объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов.

412


13-14

Освещение. Свет и тень.

2

Направленное освещение. Контураж. Тон, светотень и ее составляющие.

13. Наброски геометрических тел при направленном освещении.

14. Выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении.

- характеризовать освещение как важнейшее вырази­тельное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства;

- получать представление об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины;

- использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета;

- знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII-XVII вв., характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.

1112

1812


15

Натюрморт в графике.

1

Линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра.

Выполнение натюрморта (по представлению или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками.

- осваивать первичные умения графического изображе­ния натюрморта с натуры или по представлению;

- получать представление о различных графических тех­никах;

- узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики;

- знакомиться и приобретать опыт восприятия графи­ческих произведений, выполненных в различных техниках из­вестными мастерами;

- приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков.

2512


16

Цвет в натюрморте.

1

Колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гар­мония.

Выполнение натюрморта, выражающего настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное).

- приобретать представление о новом понимании выра­зительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIXXX вв.;

- характеризовать колористический образ, выразитель­ные возможности цвета в натюрмортах известных художников;

- выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение;

- овладевать простыми навыками создания изобрази­тельной композиции в технике монотипии;

- развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета.

1501


17

Выразительные возможности натюрморта.

1

Контраст, композиционный центр, монотипия.

Рассказать в натюрморте о своем характер, о своем понимании мира (монотипия или другая техника).

- получать представление об истории развития натюр­морта;

- овладевать простыми навыками изображения предме­тов;

- приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможно­стями;

- приобретать опыт художественного высказывания, изобразительного сочинения;

- приобретать опыт восприятия, художественного виде­ния произведений искусства;

- развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир;

- понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.

2201



ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (9 часов).


18

Образ человека – главная тема в искусстве.

1

Великие портретные произведения разных эпох. Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразитель­ные средства изображения, виды портрета.

Беседа о портрете.

- знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве;

- получать представление об изменчивости образа че­ловека в истории;

- получать представление об истории портрета в рус­ском искусстве, узнавать имена великих художников-портре­тистов;

- понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника;

- учиться различать виды портрета, парадный и лири­ческий портрет;

- учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях.

2901


19

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

пропорции, конструкция, форма.

Выполнение портрета в технике аппликации.

- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

- понимать роль пропорций в выражении характера мо­дели и отражении замысла художника;

- овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации.

502


20

Изображение головы человека в пространстве.

1

Композиция, пропорции, конструкция, объём.

Выполнение набросков и зарисовок головы человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка).

- получать представление о способах объёмного изо­бражения головы человека;

- участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств рисунков мастеров портретного жанра;

- получать представление о бесконечности индивиду­альных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;

- учиться видеть особенности лиц разных людей;

- выполнять наброски и зарисовки головы человека.

1202


21

Протрет в скульптуре.

1

материал, фактура, пропорции, конструкция, * объём, пластика, бюст.

Создание скульптурного портрета литературного героя.

- знакомиться с портретными изображениями, создан­ными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета;

- приобретать знания о великих русских скульпторах-портретистах;

- получать представление о выразительных средствах скульптурного образа;

- приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека;

- приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения человека.

1902


22

Графический портретный рисунок.

1

Пропорции, конструкция, форма.

Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета.

- приобретать интерес к изображению человека как спо­собу понимания и видения окружающих людей;

- развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер че­ловека;

- приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии вырази­тельных графических средств;

- выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете;

- овладевать новыми умениями в рисунке.

2602


23

Сатирические образы человека.

1

Карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чув­ство правды.

Создание дружеского шаржа–портрета одноклассника или литературного персонажа.

- получать представление о жанре сатирического рисун­ка и его задачах;

- учиться рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении;

- учиться видеть индивидуальный характер человека, твор­чески искать средства выразительности для его изображения;

- приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выра­зительности при изображении человека.

503


24

Образные возможности освещения в портрете.

1

Освещение, источник света, свет, блик, тень, по­лутень, рефлекс, образные возможности освещения.

Выполнение портретов при различном освещении (в технике аппликации, гуашью или в технике монотипии).

- приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;

- учиться видеть и характеризовать различное эмоцио­нальное звучание образа при разном источнике и характере освещения;

- различать освещение «по свету, против света, свет сбоку;

- характеризовать освещение в произведениях искус­ства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;

- овладевать опытом наблюдения и визуальной культу­рой — культурой восприятия реальности и произведений ис­кусства;

- учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору).

1203


25

Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете.

1

Духовное наследие, классика мирового искусства.

Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека.

- называть и узнавать несколько портретов великих ма­стеров русского и западноевропейского искусства;

- понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей;

- рассказывать об истории жанра портрета как о после­довательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи;

- рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника;

- приобретать творческий опыт и новые умения в на­блюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).

1903


26

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

поп-арт, модернизм, реализм.

Урок-беседа с использованием учебника или урок-экскурсия по выставке детских работ.

- получать представление о задачах изображения чело­века в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров;

- получать представление о развитии портрета в отече­ственном искусстве XX века;

- приводить примеры известных картин-портретов оте­чественных художников, уметь рассказывать об их содержа­нии и композиционных средствах его выражения;

- интересоваться современным изобразительным искус­ством.

204



ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 ЧАСОВ)


27

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства.

1

виды изобразительного искусства, жанры изо­бразительного искусства, предмет изображения, содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа.

Пространство, ракурс, точка зрения, линия гори­зонта, перспектива.

Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.

- называть жанры в изобразительном искусстве;

- понимать разницу между предметом изображения, сю­жетом и содержанием изображения;

- уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изме­нения в видении мира и ценностной системы в культуре;

- уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобра­зительного жанра, мы расширяем рамки собственных пред­ставлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

- получать представление о различных способах изо­бражения пространства, о перспективе как средстве выра­зительности в изобразительном искусстве;

- рассуждать о разных способах перспективы как выра­жении различных мировоззренческих смыслов в искусстве;

- различать в произведениях искусства различные спо­собы изображения пространства;

- наблюдать и воспринимать пространственные сокра­щения уходящих вдаль предметов;

- приобретать навыки изображения перспективных со­кращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства.

904


28

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

Линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива.

Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (только черная или белая гуашь).

- объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии.

- различать высокий и низкий горизонт и характеризо­вать его как средство выразительности в произведениях изо­бразительного искусства;

- объяснять правила воздушной перспективы;

- приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздуш­ной перспективы.

1604

2304


29

Пейзаж – большой мир.

1

Пространство картины, формат, высота горизон­та, эпический пейзаж, романтический пейзаж.

Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки».

- приобретать знания о создании эпического и романти­ческого образов природы художниками западноевропейского и русского искусства;

- учиться различать и характеризовать эпический и ро­мантический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика);

- творчески рассуждать, опираясь на полученные пред­ставления и своё восприятие, о средствах создания художни­ком эпического и романтического образов в пейзаже;

- экспериментировать на основе правил линейной и воз­душной перспективы в процессе изображения большого при­родного пространства.

3004


30

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

Пейзаж настроения, состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм.

Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

- получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.;

- характеризовать особенности направлений «импресси­онизм» и «постимпрессионизм»;

- учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

- приобретать творческий опыт колористического ви­дения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека).

705


31

Пейзаж в русской живописи.

1

Лирический пейзаж, пейзаж-картина.

Работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная» или «Дали моей Родины», «Поэтический образ природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся).

- получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи;

- называть имена великих русских живописцев и узна­вать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана;

- характеризовать особенности понимания красоты оте­чественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Леви­тана;

- уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины;

- приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины;

- принимать посильное участие в сохранении памятни­ков российской культуры.

1405



32


Пейзаж в графике.


1


Графический пейзаж, набросок, зарисовка, стан­ковый рисунок.


Создание графического пейзажа на тему: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе», «Весенние воды».


- получать представление о произведениях графическо­го пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве;

- уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об об­разных возможностях различных графических техник;

- приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических за­рисовок;

- приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок.

2105


33

Городской пейзаж.

1

Городской пейзаж, ведута. Зарисовки города, панорама, коллективное панно.

Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».

- получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве;

- приобретать навыки восприятия, эстетического пере­живания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;

- приобретать композиционные навыки, навыки на­блюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

- овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа;

- приобретать коммуникативный опыт в процессе вы­полнения коллективной творческой работы.

2805


34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и символ.

1

Художественное произведение, его мир. Художественный образ, эпоха, стиль, направ­ление в искусстве, творческая индивидуальность художника.

Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник искусства). Экскурсия по выставке работ года.

- уметь рассуждать о месте и значении изобразительно­го искусства в культуре, в жизни общества, в жизни каждого человека;

- получать представление о взаимосвязи реальной дей­ствительности и её художественного изображения, т. е. худо­жественного образа;

- объяснять творческий и деятельностный характер про­цесса восприятия произведений искусства;

- узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года;

- участвовать в дискуссиях по теме учебного года;

- участвовать в обсуждении творческих индивидуаль­ных и коллективных работ учащихся, проектов, выполненных

. в учебном году.





программа по изобразительному искусству 5-7 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно­го общего образования.

Цель — развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества, формирование у школьника умений самостоятельного виде­ния мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Учебный материал ставит задачи:

- развития художественно-эстетического восприятия произведений искусства,

- практического обучения художественно-творческой изобрази­тельной деятельности;

- формирования художествен­ного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности.

Процесс обучения на занятиях по изо­бразительному искусству в соответствии с современными требованиями направлен на развитие мировоззрения и лич­ностных качеств учащихся. Предмет «Изобразительное искус­ство» должен развивать у школьников навыки эстетического исследования окружающего мира природы и мира культуры, созданного человечеством в широком многообразии её кон­кретных проявлений.

 

Основной акцент в освоении художе­ственной культуры сделан на актуальных связях искусства и жизни, на роли и функциях искусства во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопозна­ния, самоидентификации и раскрытия своей уникальной инди­видуальности. Развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний и ценностного отношения к внутреннему миру человека, интереса к жизни людей явля­ются значимыми задачами. Опыт эмоционально-ценностных отношений ведёт к развитию эмоционально-чувственной сфе­ры и наполнению знаний и умений личностными смыслами, к построению системы ценностей учащихся, их ценностных ориентации. Активное эстетическое наблюдение окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоот­ношения людей, созданной ими жизненной среды, многооб­разие стилевых картин мира формирует смысловые ориентации школьника. 

Автор Гадиева Разиде мударисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 679
Номер материала 16250
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓