Рабочая программа по учебному
предмету
« Изобразительное искусство»
4 класс
Пояснительная
записка
Рабочая учебная программа по изобразительному
искусству для 4-го класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, с учетом
авторской программы по изобразительному искусству- « Изобразительное искусство. Начальная школа», авторов Т. Я. Шпикаловой,
Л.В.Ершовой, Просвещение
2011 г.
Рабочая программа ориентирована на
использование учебно-методического комплекта:
Шпикалова Т. Я. ,Ершова Л. В. «Изобразительное
искусство »: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение,
2014
Рабочая тетрадь для учащихся 4 класс, М.:
Просвещение, 2014
Пособие для учителя /Сост. «Изобразительное
искусство» Шпикалова Т. Я. Ершова Л. В . М.: Просвещение, 2013;
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное
искусство» 4класс составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования
второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, на основе авторской программы «Изобразительное
искусство» под редакцией Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой. Реализация программы
предполагает использование УМК «Перспектива».
Изобразительное искусство в
начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное
искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного,
художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
_ воспитание эстетических чувств,
интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта,
представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
_ развитие воображения, желания и
умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию
искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной
деятельности.
Задачи:
_ развитие способностей к
художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобрази-
тельного искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру;
_ совершенствование
эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
_ развитие способности видеть
проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура,
дизайн, скульптура и др.);
_ освоение первоначальных знаний о
пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и
дизайне — их роли в жизни человека и общества;
_ овладение элементарной
художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение
опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными
художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом в 4 классе на
учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Педагогические условия и
средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
v -
урок изучение нового материала;
v -
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
v -урок
обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
v -комбинированный
урок;
Принципы обучения:
Ø
Принцип научности обучения
Ø
Связи теории с практикой
Ø
Системности
Ø
Принцип сознательности и
активности в обучении
Ø
Индивидуальный подход в
условиях коллективной работы
Ø
Принцип наглядности
Ø Доступность обучения
Основное содержание курса
4 класс
Основы художественного изображения
Развитие
эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира,
сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов
в искусстве России и других народов мира. Формирование эстетических
представлений и художественных умений в работе:
с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности
цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов)
в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы
акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных
цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя
в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства
с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для
передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным
удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и
заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония
при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое
растяжение цвета по сухой и сырой бумаге; с графическими средствами
выразительности.
Роль линии в различных
видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное
искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и
цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка
контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.).
Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке
характерных особенностей формы (округлость, плоскостность,
удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и
целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины
пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной
перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления
предметов от зрителя); по составлению станковой композиции (на
примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции).
Продолжение знакомства со
средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие по
составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт,
сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства
декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и
предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных
деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение
элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия
и асимметрия, условность форм.
Опыт художественно-творческой
деятельности: изображение объектов природы по памяти и представлению
живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна,
а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи
терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как
красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача
ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения
насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не
мутится»); изображение натюрморта с натуры, по памяти и
представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей,
фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта
с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый
художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов,
цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита,
соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей
полна»); изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных
набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения
(«Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа
(«Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций,
выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не
хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей
в ней образа матушки-зимы; составление сюжетно-тематических и
декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли
терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...»,
«Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы,
а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных
(народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека,
смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица»
с последующим выполнением ее в материале на уроках труда
в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы»
с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных
приемов изображения цветом праздничного салюта.
Основы
народного декоративно-прикладного искусства
Развитие эмоционально-эстетического
восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства,
отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте
природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные
различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики,
подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений о символике
народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского
крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности
орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и
центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья,
вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное
расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных
змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов
(геометрический, растительный и зооморфный).
Опыт художественно-творческой
деятельности: ознакомление с русской деревянной и каменной
архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома
Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце,
наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор,
что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город
чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»).Отражение
в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры; ознакомление
с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из
дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм
богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе
игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви
к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор,
вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки
с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках
труда; ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие
форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо).
Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка)
на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка
с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация)
на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России»)
с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью; ознакомление
с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи
майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый,
малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные).
Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета
(экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению
приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора
(импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи
гжельской майолики»); ознакомление с народным костюмом народов России
(Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство
с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы),
нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь
мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей
природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные
схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация); продолжение
знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного
в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия
в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»).
Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование
отгадок на загадки о русском народном костюме; знакомство
с особенностями театрального исторического костюма — княжеские,
царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального
костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь
костюма в театре»); ознакомление с искусством павловских
шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки.
Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя
заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на
платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки
и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало».
Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета,
светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров
павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание
варианта орнаментальной композиции для украшения платка; ознакомление
с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер
орнаментальных мотивов (геометрические —квадрат, треугольник,
прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома.
Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки»,
«мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная —
со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого
к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных
оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что
доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках
художественного труда.
Содержание курса реализуется в течение всего года по
тематическим разделам:
1. Восхитись вечно живым миром красоты
2. Любуйся ритмами в жизни природы и человека
3. Восхитись созидательными силами природы и человека
Результаты освоения
курса
Представленная программа обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3) формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
6) формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых
средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов
поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-
знакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
10) готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её
достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных
представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в
духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ
художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры
родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и
навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными
практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности,
художественном конструировании), а также в специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и художественного образа (формат, форма, цвет, линия,
объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
Учебно- тематический
план 4 класс
№
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Характеристика учебной деятельности учащихся
|
1.
|
Восхитись вечно живым миром красоты
|
11
|
Рассматривать произведения мастеров
декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков,
в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Различать
средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных
предметов
быта и в произведениях живописцев и
графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных
изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и
перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре
прялки с живописным и графическим, находить общее и различное. Изображать
пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные
живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё
видение мира и отношение к нему
|
2.
|
Любуйся ритмами в жизни природы и
человека
|
14
|
Рассматривать живописные групповые портреты разных семей.
Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам
художественной , выбранным авторами. Объяснять смысл понятий индивидуальный
портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и
гордиться своими близкими. Диалог об искусстве. Уважительное отношение к своей
родословной. Красота и гармония общения с людьми старшего поколения. Средства
художественной выразительности в групповом семейном портрете. Участвовать в обсуждении
разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей
рисования характерных пропорций лица. Творческое задание с учётом композиционных
особенностей группового портрета, особенностей пропорций лица человека, с
использованием средств акварельной живописи.
Выполнять групповой портрет своих близких с передачей
своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей
родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье. Обсуждать
творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их
творческо-художественной деятельности К. Васильева и художника-графика В.
Алфеевского в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма
уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака. Рассматривать
поэтические произведения живописи
|
3.
|
Восхитись созидательными силами
природы и человека
|
10
|
Рассматривать произведения живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила
природной стихии — воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных
местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения
художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в
изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма
предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате.
Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка,
находить подтверждение этому в произведениях искусства
|
|
Всего:
|
35
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса:
Обучающиеся должны знать:
- доступные сведения
о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и
жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
-понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура,
народное декоративно-прикладное искусство;
-отдельные произведения выдающихся
художников и народных мастеров
-приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и
холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный,
синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
- основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы
композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
-основные правила станковой и декоративной
композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической
композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм,
равновесие;
- разнообразные средства выразительности,
используемые в создании пропорции, конструкцию, строение, цвет;
-применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для
получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым
в рисунке настроением;
- выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их
удаления от зрителя;
- применять основные средства художественной выразительности
в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению),
в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных
композициях с учетом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы
жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по
собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным
произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из
бумаги, ткани
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение
к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного
искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании
цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
- высказывать собственные оценочные суждения
о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных
музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение
к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и
культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов
мира
Обучающиеся должны уметь:
-организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью,
красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой,
иголкой;
-правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых
и комбинированных предметов
УМК «Перспектива»
Для учащихся
|
Для педагога
|
_ учебник по изобразительному
искусству:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобрази-
тельное искусство. 4 класс;
_ творческая тетрадь:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А.
Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4
класс;
|
учебник по изобразительному
искусству:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобразительное искусство. 4 класс;
_ творческая тетрадь:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А.
Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс;
Методические пособия:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова.
Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного
искусства в 4 классе)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.