Главная / История / программа по истории и культуры Башкортостана, 9 класс с УУД

программа по истории и культуры Башкортостана, 9 класс с УУД

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету истории и культуры Башкортостана, предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, базовый уровень.          Составлена на основе:                                                                                                                                                                                                               - Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273Ф3);                                                                                                                               -  - Закона Республики Башкортостан «Об образовании» (в действующей редакции);                                                                                               - Федерального  компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ   от 05.03.2004 года     №1089)    (с действующими изменениями);                                                                                                                                                                                     - Примерной программы для основного общего образования по истории и культуры Башкортостана (базовый уровень) 2009 г. -  Учебного плана МБОУ СОШ №137 Калининского района ГО г. Уфа  РБ на 2014-2015 учебный год.                                                                               -   Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных     учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.         Год разработки рабочей программы: 2014г., сроки реализации: 2014 -2015 учебный год.

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана для 9 класса составлена на основе программы культура Башкортостана 1 – 9 классов общеобразовательных школ под редакцией С.А. Галина, Г.С. Галиной, М.Х. Идельбаева, Ф.Т. Кузбекова, Р.А. Кузбековой, Л.Н. Поповой, А.М. Сулейманова. Министерство образования РБ. Уфа.2010г.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Календарно-тематическое планирование, в соответствии с рабочей программой, предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).

Содержание предмета составляют произведения детской лите­ратурной классики, музыкального, изобразительного, театрально­го искусства, сведения о наиболее значительных событиях из исто­рииБашкортостана,а также лучшие детские произведениясовременных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцо­ров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обыча­ев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произ­ведениялитературыи искусствадругихнациональностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержа­ние предмета учитывает художественную, образовательную и вос­питательную ценность произведений, доступность материала со­ответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.


Основная цель предмета: – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.


Задачи:

1. Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений.

2.Формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, прививать любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель данной нации.

3.Способствовать возрождению и развитию национальных культур.

Учащиеся 9 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны

Знать:

- о башкирской литературе на рубеже 19-20 веков : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, (М.Карима, Х.Давлетшиной, М.Гафури, Д.Юлтыя, З.Биишевой, Р.Гарипова, Н.Наджми, Н.Мусина, Р.Бикбаева), некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях;

- об изобразительном искусстве : о современном живописи;

- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны.

Уметь:

- анализировать произведения литературы, изобразительного искусства, произведения драматургии;

- сопоставлять произведения искусства с реальными историческими событиями;

- работать с документами (приложением);

- грамотно делать сообщения на заданную тему;

Межпредметные связи: Башкирский язык и литература, география, история

Общая характеристика учебного процесса:

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Работа с документами;

  • Пересказ текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

  • Просмотр видеофильмов

  • Подготовка сообщений на данную тему

  • Подготовка реферата

  • Исследовательская работа


Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

1

Башкортостан в XX веке

8

2

Народонаселение и современная демографическая ситуация

1

3

Современное образование

2

4

Современное театральное искусство

4

5

Музыкальная культура

4

6

Физкультура и спорт

2

7

Музеи Республики Башкортостан

2

8

Живопись

4

9

История Башкортостана в произведениях художественной литературы

7




Программное содержание курса истории и культуры Башкортостана IX класс  Башкортостан в ХХ веке (8 часов)

Общественно-политическая жизнь Башкортостана. Рост рабочего движения. Буржуазно-демократическая революция 1905-07 гг. в Башкортостане. Столыпинская аграрная реформа в крае. Башкортостан в период I мировой войны. Февральская буржуазно-демократическая революция (1917). Установление советской власти в Башкортостане. Крестьянское движение весной и летом 1917 г. I съезд Советов крестьянских депутатов Уфимской губернии. Башкирское национальное движение. АхметЗакиВалидиТуган. Жизнь, политическая и научная деятельность. I Всеобщий съезд башкир (Курултай) (20-27.07.1917г.). Башкирское областное шуро. II Башкирский курултай (20-13.08.1917г.). Утверждение советской власти на местах. III Башкирский курултай (08-20.12.1917г.). Башкирское правительство. Арест Башкирского правительства. Гражданская война на территории Башкортостана. Образование БАССР. Значение образования БАССР. Преодоление последствий гражданской войны. Борьба с разрухой и голодом. Новая экономическая политика. Объединение разрозненных частей Башкортостана в рамках Большой Башкирии. Декрет ВЦИК от 14.06.1922г. «О расширении границ автономной БАССР». Дальнейшие изменения границ Башкирии. Создание госаппарата Большой Башкирии. Разработка и обсуждение Конституции БАССР (1925г.).

Индустриализация БАССР. Экономическая отсталость Башкортостана к началу первой пятилетки. Техническая перестройка и расширение действующих предприятий черной металлургии. Открытие месторождения медных руд в Сибае (1940г.). Строительство новых промышленных объектов. Создание нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Обеспечение нового промышленного строительства энергетической базой. Создание промышленности строительных материалов. Появление пищевой отрасли промышленности. Новые производственные объекты легкой промышленности. Железнодорожное строительство. Развитие автомобильного, речного транспорта, связи. Авиация. Изменения в коммунальном хозяйстве городов. Реконструкция полиграфических предприятий. Соцсоревнование и стахановское движение в республике.

Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане. Кооперативное движение в Башкортостане. Потребительская и производственная кооперация. Принудительное создание коллективных хозяйств. Сплошная коллективизация. Перегибы, борьба с ними. Раскулачивание зажиточных крестьян. Спецпоселки в Башкортостане. Тактика и методы дальнейшей коллективизации.

Общественно-политическое развитие БАССР. Наметившаяся демократизация общественной жизни республики в 20-е годы. Торжество тоталитаризма в 30-е годы. Башкирская партийная организация. Принятие новой Конституции БАССР (1937г.). Репрессии 1937 года против и государственных деятелей, деятелей литературы и искусства, служителей религии.

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.

Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Мероприятия по мобилизации сил Башкортостана на борьбу с врагом. Формирование воинских частей и отправка их на фронт. Перестройка работы промышленности на военный лад. Размещение на территории Башкортостана промышленных предприятий, учреждений и населения, эвакуированного из оккупированной части СССР. Участие башкирских воинских формирований в боевых действиях на фронтах войны. Боевые действия Башкирской кавалерийской дивизии. Подвиги воинов из Башкирии.

Патриотические почины на промышленных предприятиях. Продолжение производственной деятельности и промышленного строительства в условиях военного времени. Обеспечение бесперебойного снабжения фронта и тыла сельскохозяйственной продукцией.. Меры по ужесточению трудовой дисциплины в условиях войны. Участие житлей республики в создании фонда обороны, подписке на военные займы, в сборе средств на изготовление танков, самолетов.

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики. Перестройка на мирный лад. Создание новых отраслей промышленности. Новые города. Зарождение экологических проблем.

Сельское хозяйство республики в послевоенный период. Освоение целинных, залежных земель в Башкортостане. Повышение валовой продукции сельскохозяйственного производства. Попытки реформирования отрасли.

Общественная жизнь республики в послевоенный период. Социальные процессы в период «оттепели».

Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого столетия. Социально-экономические проблемы. Общественно-политическое положение республики. Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Принятие государственных символов Республики Башкортостан. Выборы первого Президента республики. Принятие Конституции Республики Башкортостан (1993г.). Первые выборы в Государственное Собрание – Курултай. Всемирный курултай башкир (1995г.).

Народонаселение и современная демографическая ситуация (1 час)

Численность населения Башкирского края (Оренбургской и Уфимской губерний) по переписи населения 1897 и 1917 годов в сопоставительном плане с переписями 1926, 1959, 1979, 1989, 2002 годов. Соотношение численности по национальностям и по месту жительства (сельское и городское население).

Изменение в численности населения республики, происходившие в годы советской власти.

Национальный язык и национальность. Соотношение диалекта и, национального языка и литературного языка. Башкирский литературный язык и проблемы консолидации нации.

Современное образование (2 часа)

Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии, лицеи) и средне-специального образования (колледжи). Профориентационное направление народного образования. Сочетание государственных и частных учебных заведений.

Сеть профессионально-технических учебных заведений.

Состояние высшего образования в Башкортостане. Достижения и проблемы при подготовке специалистов с высшим образованием.

Ознакомление со структурой высших учебных заведений Республики Башкортостан.

Развитие науки в Башкортостане. Академия наук Республики Башкортостан - высшее научное учреждение республики. Научный потенциал и направления.

Из истории развития науки Республики Башкортостан (Г.Г.Куватов, С.И. Руденко, К.Р. Тимергазин, В.Г. Гирфанов, Д. Г. Киекбаев, А. Н. Усманов, Т. Баишев).

Современное театральное искусство (4 часа)

Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (повторение).

Республиканский русский драматический театр. Главные режиссеры, репертуар, ведущие актеры.

Классика на сцене театров Башкортостана («Отелло» Шекспира, «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А. Чехова, «Таланты и поклонники» А. Островского).

Сибайский, Салавтский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы. Главные режиссеры. Репертуар. Ведущие актеры.

Национальный молодежный театр им. М. Карима.

Татарский театр «Нур».

Спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны: трагедии МустаяКарима «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», «Салават»; драмы «Пеший Махмут», «Страна Айгуль», «Неотосланные письма» Г. Кутуя», «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Озорная молодость» И. Абдуллина, «Красный паша» Н. Асанбаева, «Много шума из ничего» по пьесе шекспира, «Встреча с юностью» по пьесе А. Арбузова, «Царь Федор Иоаннович»А.К. Толстого.

Музыкальная культура (4 часа)

Открытие филармонии (1939). Выступление башкирских концертных бригад в годы Великой Отечественной войны (Х. Магазова, М. Идрисов, Б. Юсупова, З.Бикбулатова).

Жизнь и творчество Х. Ахметова. Песенное творчество («Ночной Урал», «Родная деревня»). Опера «Современники».

Творческая деятельность К.Рахимова.

Творческие портреты профессиональных исполнителей народных песен: Х.Галимова, А. Султанова, С. Абдуллина.

Хоровое искусство в Башкортостане. Первые любительские хоровые коллективы (студия Башпрофсовета, руководитель – А. Тихомиров). Профессиональный хор Башкирского театра оперы и балета (1939).Женский, смешанный, профессиональный хоровые коллективы Башгосфилармонии (руководитель М. Федотов, А. Тихомиров). Хор Башрадиоколлектива (руководитель – Ш. Ибрагимов, 1953-1960).

Башкирская академическая хоровая капелла (руководитель - Г. Сайфуллин, 1969).

Современное вокальное искусство.

Классическая музыка в филармонии; фестивали камерной музыки. Орган в Уфе (В. Муртазин).

Звезды башкирской эстрады: Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Н. и М. Галиевы.

Народный фольклорно-музыкальный ансамбль «Ядкар» (Г. Хамзин, Т. Узянбаева, М. Гайнетдинов, и др.). Эстрадно-фольклорный ансамбли «Караван-Сарай», «Далан».

Композиторы современники – продолжатели народных традиций: А. Габдрахманов, А. Кубагушев, Р. Хасанов, Р. Сахаутдинова, С. Низамутдинов, Н. Даутов.

Жанровое богатство музыкального репертуара: симфония, опера, балет, кантанта, оратория, квартет, трио, инструментальные и хоровые произведения, песни, романсы.

Современные постановки в театре оперы и балета:»Журавлинаяпесень» Л. Степанова, «Акмулла» З. Исмагилова, «В ночь лунного затмения С. Низамутдинова.

Вокальные конкурсы. Всемирный конкурс им. М. Глинки (Уфа, 1995). Республиканские конкурсы: им. Г. Альмухаметова, исполнителей башкирских народных песен «Ирэндекмондары».

Физкультура и спорт (2 часа)

Связь профессионального спорта с народными состязаниями и играми.

Развитие физкультуры и спорта в РБ. Крупные спортивные клубы.

Мотоклуб «Башкирия-Лукойл». Из истории клуба. Спортивные достижения клуба, международных мастеров спорта И. Плеханова, Ф. Шайнурова, Б. Самородова, А. Сухова, Р. Саитгареева. Габдрахман Кадыров – шестикратный чемпион мира по мотогонкам на льду.

Спортивный клуб «Салават Юлаев». Из истории клуба. Выдающиеся хоккеисты клуба. Победы на первенствах страны (бронзовый призер1995, 1996, 1997 годов, чемпион Российской Федерации 2008 года), участие в международных соревнованиях (67 побед из 77 встреч).

Успехи легкоатлетов (Р. Бурангуловой – неоднократной обладательницы Кубка мира по марофону), стрелков (Р. Сулейманова – призера олимпийских игр и неоднократного чемпиона мира по пулевой стрельбе), борцов, лучников и т.д.

Цирк как вид искусства. Школа джигитовки и конно-цирковая группа в башкирском цирке (Мидхат и Римма Султангареевы).

Музеи Республики Башкортостан (2 часа)

Национальный музей Республики Башкортостан. Зарождение и становление. Его роль в сохранение историко - культурных ценностей прошлого. Фонды, отделы, филиалы. Дома-музеи известных деятелей культуры (Салавата Юлаева, М. Акмулы, М. Уметбаева, Ш.Бабича, К. Иванова, М. Гафури, А. Муюарякова, Р. Гарипова, З. Биишевой и др.).

Музей археологии и этнографии народов Башкортостана.

Состояние и развитие музейного дела в районах

Живопись (4 часа)

Современная живопись. Новые направления и течения в современной башкирской живописи. Авангардизм. Творчество Н. Латфуллина, С. Краснова, М. Назарова, В. Ханнанова, Р. Ахметвалиева.

Творческие и художественные группы «Сары бия», «Чингисхан», «Март», «Инзер», «Артыш».

М.А. Назаров – наиболее яркий представитель уфимского авангарда. Картины «Базар с гусями», «Застолье», «День рождения», «Трудовики», «Кананикольский завод». Творчество С. Краснова («Летающий остров»), Д.Ишемгулова («Летний полдень», «Родник», «Утро, день,вечер», «Памяти родителей»), М. Давлетбаева («Деревня», «В гости», «Окраина»), Н. Байбурина («Афродита», «Мазуха пошла в гости, а корову доить некому»). М. Спиридонова («Красное окно», «Наслаждение одиночеством»»Мальчик», «Разговор с небом»), Р. Харисова («Падающая мечеть», «В шесть часов вечера после войны», «Путь к роднику»), Н. Куприянова («Пластический рыцарь», «Сон царевича»).

Творчество художников - графиков. Оформление и иллюстрирование книг и сказок.

Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников.

История Башкортостана в произведениях художественной литературы (7 часов)

М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев.

Х. Давлетшина . Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Иргиз» - яркое эпическое полотно жизни и быта башкир в начале ХХ в.

Д. Юлтый. Жизнь и творчество. Роман «Кровь» (отрывки). Образ рассказчика солдата-башкира Булата. Автобиографичность романа. Будничные картины солдатского быта. Народ и война – основная проблема романа.

Н.Мусин. Жизнь и творчество. Роман «Вечный лес».

А.Хакимов. Отрывки из романа «Плач домбры». Образ Хабрау - сэсена в литературе.

Р.Гарипов. Жизнь и творчество. Книга «Возвращение». Стихи. Поэма «Аманат».

Р.Бикбаев. Жизнь и творчество. Поэма «Жажду, дайте воды». Проблемы экологии. «Письмо моему народу».

Н. Наджми. Жизнь и творчество. Отрывки из поэмы «Баллада о песне», «Ворота», «Урал» (по выбору). Тема становления творческой личности. Психологизм, Глубина мысли, Тонкий лиризм стихотворений «Уфимские липы», «Летний стих», «Листья не опали».

З.Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика». Воплощение народной мудрости в образе Тайба-эби. Черты народного героя в образах Хабира, Тимербая и Хаммата. Национальный колорит и сочность языка.

Современная башкирская проза, поэзия и драматургия (краткий обзор). Творчество народных поэтов Башкортостана.



Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Календарно-тематическое планирование, в соответствии с программой, предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Главное – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Учащиеся IX классов по истории и культуре Башкортостана должны знать:

- по истории Башкортостана: основные исторические события Башкортостана XX века, отражение исторических событий в социально-экономическом и политическом развитии, образование Башкирской АСССР, индустриализация и коллективизация на территории республики, политические репрессии 30-х гг., участие Башкортостана в Великой Отечественной войне, развитие в послевоенный период, восстановление народного хозяйства, развитие в 70, 80, 90-ые гг., становление суверенитета Башкортостана;

- Государственные символы Республики Башкортостан;

- Народонаселение и современное демографическое положение в республике;

- По литературе: этапы развития башкирской литературы, основные произведения крупных представите­лей башкирской литературы XIX века (Акмулла, М. Уметбаев), жизнь и творчество Мажита Гафури и Шйхзады Бабича;

- Современную печать, роль республиканских газет и журналов в общественной жизни, основные издания периодической печати, основные издательства, работающие в республике;

- Состояние современного образования, развитие науки;

- Современная театральная деятельность, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны;

- Открытие и становление филармонии, современное развитие вокального искусства, деятельность современных композиторов (А. Габдрахманов, А. Кубагушев, Р. Хасанов, Р. Сахаутдинова, С. Низамутдинов, Н. Даутов);

- Развитие музеного дела в Башкортостане;

- Современное состояние физкультуры и спорта;

- Современное состояние живописи;

- Отражение исторических событий Башкортостана в литературных произведениях (М.Карим, Х. Давлетшина, Д. Юлтый, Н.Мусин, А.Хакимов, Р.Гарипов, Р.Бикбаев, Н. Наджми, З.Биишева), современная башкирская проза, поэзия и драматургия (краткий обзор). Творчество народных поэтов Башкортостана.



Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся IX классов по истории и культуре Башкортостана должны знать:

- общественно-политическую жизнь Башкортостана в XX веке;

- важные страницы истории края: гражданская война, образование БАССР, НЭП, индустриализация БАССР, коллективизация, вклад Башкортостана в победу в Великой Отечественной войне, изменения в общественно-политической жизни республики в 70-ые, 80-ые, 90-ые годы;

- современную демографическую ситуацию;

- многообразие системы современного образования;

- знать краткую историю профессиональных театров РБ, их репертуар;

- знать творчество ведущих современных композиторов РБ, эстрадных исполнителей, жанровое богатство музыкального репертуара;

- современное состояние физкультуры и спорта, заслуги хоккеистов спортивного клуба «Салават Юлаев», имена легкоатлетов, стрелков, борцов, лучников;

- состояние и развитие музейного дела в республике;

- новые направления в современной башкирской живописи;

- основные произведения крупных представителей башкирской литературы,

народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.


Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение ло­гично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, из­ложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточ­но устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выво­ды и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

 































Учебно-методические средства обучения

Учебники:

1. Кульшарипов М.М. История Башкортостана. XXв. Учебник для 9 класс.Уфа, Китап, 2005г.

2. Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. Культура Башкортостана. Учебник для 9 класса. – Уфа: «Китап», 2005.

3. Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. Культура Башкортостана. Учебник для 10 класса. – Уфа: «Китап», 2005.

4.Гумеров Ф.Х. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть II. 1917-2000гг.

Дополнительная литература:

1. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

2. Мавлетов В.С. Созидатели. Справочное пособие для учащихся общеобразовательных школ. – Уфа: полиграфкомбинат, 2000г.

3. Мубинова З.Ф. Тесты по истории Башкортостана XXвек.Министерство общего профессионального образования РФ. БГПИ.

4. Интернет-ресурсы.

5. Электронный учебник по культуре Башкортостана.

6.Электронный учебник по истории Башкортостана.

7. Тематические диски.





















Календарно - тематическое планирование уроков истории и культуры Башкортостана в 9 Б классе

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока


Домашнее задание

4.09.


1

Башкортостан в начале XX века. Столыпинская аграрная реформа

Обсуждать и оценивать значение реформ для Башкортостана. Анализировать культурную и экономическую жизнь Башкортостана.

ИБ 9 кл.Глава I § 1-5

11.09.


2

Установление советской власти в Башкортостане. Гражданская война

Выявлять причины гражданской войны, Формулировать выводы о значении установлении советской власти в Башкортостане.

ИБ 9 кл.Глава II-III


18.09.


3

Образование Башкирской АССР

Обсуждать и оценивать значение образования для народа. Выявлять особенности образования в разный период времени. Формулировать выводы.

ИБ 9 кл.Глава IV


25.09.


4

Индустриализация и коллективизация в Башкортостане

Выявить изменения происшедшие в народном хозяйстве, в период индустриализации и коллективизации Башкортостана. Формулировать выводы.

ИБ 9 кл.Глава V-VI


2.10.


5

БАССР в 30-е гг. Политические репрессии

Обсуждать роль тотального режима. Выявлять изменения в системе административного управления. Оценивать значение новой Конституции и Сталинские репрессии в республике

ИБ 9 кл.Глава VI


9.10.


6

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны

Обсуждать и выявлять причины начала войны, какое участие принимала БАССО в ВОВ. Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы ВОВ. Делать выводы о эффективности работы ВПК нашей республики и страны в целом.

ИБ 9 кл.Глава VII


16.10.


7

Общественно-политическая жизнь БАССР в послевоенный период. Восстановление народного хозяйства


Анализировать постановление «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации». Делать выводы о развитие основных направлений развития промышленности в РБ.

ИБ 9 кл.Глава VIII


23.10.


8

Башкортостан в 70-80-х гг. XX века

Выявлять общее и отличительное в развитии народного образования в СССР и БАССР, о особенностях развития промышленности и сельского хозяйства.. Сформулировать общие тенденции развития литературы и искусства.

ИБ 9 кл.Глава IX-X


30.10.


9

Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Башкортостана на рубеже XX-XXI вв.


Выявлять особенности социально-экономического развития РБ. Составлять варианты улучшения экономического развития республики.

ИБ 9 кл.Глава X-XI


6.11.


10

Народонаселение и современная демографическая ситуация

Анализировать демографическую ситуацию республики в разные годы. Выполнять тестовые задания. Составлять диаграммы. Определять факторы влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративного материала.

КБ 10 кл. § 1, 2

13.11.


11

Современное образование

Выявлять особенности современного образования. Обсуждать новые направления в образовании.

КБ 10 кл.§ 18

20.11


12

Развитие науки в Башкортостане

Выявлять особенности развития науки, направления Обсуждать новые направления в науки.

КБ 10 кл. § 19, 20

27.11.


13

Ведущие театры республики. Классика на сцене театров Башкортостана

Выявлять особенности национального театра. Определять этапы развития театров в республике. Обсуждать репертуар..

КБ 9 кл. § 28, 29

4.12.


14

Драматические театры Башкортостана

Определять этапы развития драматических театров в республике. Обсуждать репертуар.

КБ 9 кл. § 30, 31

11.12.


15

Национальный молодежный театр им. М. Карима. Татарский театр «Нур»

Определять этапы развития театров. Обсуждать репертуар. Выявлять особенности возрождения и развития национальных культур.

Сообщения ИКТ

18.12.


16

Открытие и становление филармонии

Определять этапы развития филармонии. Обсуждать репертуар. Выявлять особенности возрождения и развития национальных культур.

КБ 9 кл. § 16, 17

25.12.


17

Хоровое искусство Башкортостана

Определять этапы развития хорового искусства в Башкортостане. Обсуждать репертуар. Выявлять особенности возрождения и развития национальных культур.

КБ 10 кл. § 13, 14, 15

15.01.


18

Современные композиторы .Башкортостана

Подготавливать краткое сообщение о творчестве ведущих композиторов республики. Анализировать особенности национальной музыки. Обсуждать новые направления в развитии музыкального искусства.

КБ 10 кл. § 15

22.01.


19

Физкультура и спорт в Башкортостане

Формулировать основные этапы развития спорта и физической культуры в республике. Делать выводы о необходимости здорового образа жизни.

КБ 9 кл. с. 212

29.01.


20

Музеи Республики Башкортостан

Устанавливать причинно-следственные связи о необходимости создании музеев. Определять основные виды музеев и их значение в познание родного края.

КБ 10 кл. § 16, 17

5.02.


21

Современная живопись

Определять основные этапы развития живописи в республике. Обсуждать основные направления в современной живописи.

КБ 10 кл. с. 254

12.02.


22

Творческие и художественные группы

Строить рассуждения о этапах и творческих группах в Башкортостане. Анализировать о приемах и технике письма работ. Знать особенности башкирской живописи.

КБ 10 кл. с. 254

19.02.


23

Мустай Карим. Трагедия в «Ночь лунного затмения»

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 9 кл. § 34

26.02.


24

Жизнь и творчество Х. Давлетшиной. Роман «Иргиз"

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 9 кл. § 35

5.03.


25

Жизнь и творчество Даута Юлтыя. Роман «Кровь»

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 9 кл. § 38

12.03.


26

Жизнь и творчество Нугумана Мусина. Роман «Вечный лес»

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 10 кл. § 21

19.03.


27

Жизнь и творчество Ахияра Хакимова. Роман «Плач домбры»

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 10 кл. § 22

2.04.


28

Жизнь и творчество Рами Гарипова. Поэма «Аманат»

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 10 кл. § 24

9.04.


29

Жизнь и творчество Раиля Бикбаева. Поэма «Жажду, дайте воды»

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 10 кл. § 25

16.04.


30

Жизнь и творчество Назара Наджми. Поэмы

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 10 кл. § 26

23.04.


31

З. Биишева. Трилогия «У Большого Ика»

Перерабатывать и преобразовывать информацию о жизни и творчестве писателя. Строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, работать по плану.

КБ 10 кл. § 27

30.04.


32

Современная башкирская литература

Анализировать о новых направлениях и стиле письма современной литературы.

КБ 10 кл. с. 129

7.05


33

Аксаковские дни в Шакше

Рассуждать о значении творчества С.Т. Аксакова и нашей малой Родины

Сооющения ИКТ

14.05.


34

Итоговый урок повторительного обобщения

Обсуждать о необходимости изучения малой Родины, как неотъемлемой части всей мировой культуры

Щтветить на вопросы

25.05.


35

Итоговый урок повторительного обобщения

Обсуждать о необходимости изучения малой Родины, как неотъемлемой части всей мировой культуры

Повторить основные понятия



















программа по истории и культуры Башкортостана, 9 класс с УУД
  • История
Описание:

              Рабочая программа по предмету  истории и культуры Башкортостана,  предназначена  для учащихся 9 класса общеобразовательной  школы, базовый уровень.           Составлена на основе:                                                                                                                                                                                                                                - Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273Ф3);                                                                                                                                    -  - Закона Республики  Башкортостан  «Об образовании» (в действующей редакции);                                                                                                                             - Федерального  компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден  Приказом МО и науки РФ   от 05.03.2004 года     №1089)    (с действующими изменениями);                                                                                                                                                                                                  - Примерной программы для основного общего образования по истории и культуры Башкортостана  (базовый уровень) 2009 г.                                                                                            -   Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных      учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.                                                                                                                Год разработки рабочей программы:  2014г., сроки реализации: 2014 -2015 учебный год.                                                                                                              

Автор Петрова Лема Сибагатулловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2123
Номер материала 40799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓