Пояснительная записка
Рабочая программа по
предмету истории и культуры Башкортостана, предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной
школы, базовый уровень.
Составлена на основе:
- Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273Ф3);
- - Закона Республики Башкортостан «Об образовании» (в
действующей редакции);
- Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования
(утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004 года №1089)
(с действующими
изменениями);
- Примерной программы для основного общего образования по истории и
культуры Башкортостана (базовый уровень) 2009 г.
- Учебного плана МБОУ СОШ №137 Калининского района ГО г. Уфа
РБ на 2014-2015 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Год разработки рабочей
программы: 2014г., сроки реализации: 2014 -2015 учебный год.
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана
для 6 класса составлена на основе программы культура Башкортостана 1 – 9
классов общеобразовательных школ под редакцией С.А. Галина, Г.С. Галиной,
М.Х. Идельбаева, Ф.Т. Кузбекова, Р.А. Кузбековой, Л.Н. Поповой, А.М.
Сулейманова. Министерство образования РБ. Уфа.2010г.
Наряду с огромными трудностями современности
(экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание
необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это
настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и
культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых,
гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на
котором базируется формирование личности. Культура по своей природе
национальна, поэтому уникальна и неповторима. Календарно-тематическое
планирование, в соответствии с рабочей программой, предусматривает раскрытие
подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного
восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Тематическое построение программы обеспечивает
цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных
связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства,
природоведения).
Содержание
предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного,
театрального искусства, сведения о наиболее
значительных событиях из истории Башкортостана, а также
лучшие детские произведения современных башкирских писателей,
композиторов, художников, материалы о жизни
и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей
культуры, произведения литературы и
искусства других национальностей,
проживающих на территории республики
Башкортостан. Содержание предмета
учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность
произведений, доступность материала соответственно
возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.
Основная цель предмета: –
воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной
позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного
края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
Задачи:
1.
Содействовать
гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений.
2.
Формировать
здоровые этико-эстетические представления школьников, прививать любовь к
Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть
достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель
данной нации.
3.
Способствовать
возрождению и развитию национальных культур.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Повторение пройденного материала
|
1
|
2.
|
Исторический Башкортостан
|
5
|
3.
|
Башкирское
народное творчество
|
4
|
4.
|
Писатели
Башкортостана - детям
|
8
|
5.
|
Хозяйство
и быт башкир
|
3
|
6.
|
Религия
|
3
|
7.
|
Письменность
башкир
|
2
|
8.
|
Театрализованные
обряды и театр
|
2
|
9.
|
Орнамент
и декоративно-прикладное искусство
|
3
|
10.
|
Живопись
|
3
|
Программное содержание курса
истории и культуры
Башкортостана VIкласса
Повторение
пройденного материала (1 час)
Духовная и материальная
культуры, их взаимосвязь. Место фольклора в культуре. Древние башкиры.
Исторический
Башкортостан (5 часов)
Башкиры в составе
Золотой Орды. Последствия татаро-монгольского завоевания для них. Распад
Золотой Орды. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского
государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение.
Переселение русских
крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана.
Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной
формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и
административное устройство края.
Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей
башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале.
Участие башкир в
военных походах России.
Башкирские восстания в XVII - XVIII
веках. Известные предводители народных движений: АлдарИсянгильдин,
КусюмТюлекеев, Карасакал, Батырша.
Башкирские сэсэны -
духовные вожди в борьбе за национальную независимость.
Башкирское народное
творчество (4 часа)
Понятие о башкирских
легендах и преданиях, их многообразие: «Происхождение башкир» (с вариантами),
«Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».
Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия:
«Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».
Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского
государства. Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».
Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель:
«Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен
«Шарлы урман», «Ямаликай гора».
Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII
века. Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания
палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».
Легенды о небесных светилах и явлениях природы: «Млечный путь»,
«Девушка и месяц», «Большая медведица».Топонимические легенды, характерные для
местности расположения образовательного учреждения.
Писатели Башкортостана - детям (8 ч)
Г. Хусаинов «Семь родов». Роль Совета старейшин в обустройстве
жизни башкир в составе Русского государства.
А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел
умирает на лету». Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны.
Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове). Памятник
А.Матросову в г.Уфе.
Произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай,
3.Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие).
Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его
произведениях. Цикл рассказов «Сказания Голубой речки».
А. Карнай. Жизнь и
творчество. Природа и человек в рассказе. «Жавронок».
С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга
вожака табуна в рассказе «Гнедко».
К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров».
Героизм защитников Родины.
Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей:
«Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».
Хозяйство и быт башкир (3 часа)
Скотоводство - основное занятие древних башкир. Лошадь
виххозйстве. Башкирская порода лошадей. Конь - боевой спутник башкира.
Образ коня в фольклоре и музыке: сказания "Акбузат",
"Кара юрга", "Акхак кола", песни "Ерен кашка",
"Азамат", "Лети, мой гнедой". Лечебные свойства конины и
кумыса. Кумысолечебницы Башкортостана.
Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи (саба, турсук, башкунэк),
одежда (тулуп, шуба).
Земледелие. Орудия труда. Выращиваемые культуры: ячмень, просо,
рожь.
Бортничество. Орудия
труда: музга, кирем, дымник. Башкирский мед.
Лесные промыслы. Обработка дерева (посуда: тэпэн, батман, табак,
ялгаш, ижау и т.д.), бересты, коры и лыка. Резьба по дереву.
Религия (3 часа)
Понятие о религии. Роль религии в истории народов. Религии народов
Республики Башкортостан: христианство, ислам.
Основатель ислама пророк Мухаммад. Распространение ислама на
территории Башкортостана. Миссионеры. Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека - памятник
мусульманской архитектуры XIV века.
Столпы ислама и веры: иман - вера, намаз - молитва, ураза - пост,
хадж, закят - уплата налога. Коран - священная книга мусульман. Соборная
мечеть.
Основание Духовного
управления мусульман в Уфе (1789).
Архитектура ислама.
Мечети. Различия в интерьере мечетей и церквей.
Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов
Башкортостана, связанные с временами года и погодой.
Древний календарь тюркских народов, основанный на верованиях.
Названия дней недели и месяцев у башкир. Солнечный календарь. Лунный календарь.
Двенадцатигодичный цикл смены времени - мусаль. Легенда «Как возник мусаль?».
Особое значение отдельных его годов.
Распространение христианства на территории Башкортостана. Церкви
как памятники архитектуры. Библия - священная книга христиан.
Письменность башкир (2 часа)
Орхоно-енисейская письменность. Общее между ее буквами и
башкирскими тамгами. Письменный памятник в честь Кюль-тегина и башкирский
фольклор.
Формирование общего для всех тюркских народов (башкир, татар,
казахов, узбеков) книжного языка «тюрки» на основе арабской графики. Рукописная
литература. Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет».
Творчество поэта XIII в. Кул Гали. Дастан
«Кысса и Йусуф». Народные варианты сюжета.
Башкирские родословные - шежере как историко-литературный
памятник. Их роль и значение в жизни башкир.
Театрализованные обряды и театр (2 часа)
Регулирование общественных отношений. Народные традиции и обычаи.
Элементы театра в обрядах, народном творчестве (айтыш - поэтические сотязания,
песни "Хан кызы", "Шаура") и танцах ("Три брата",
"Юаса").
Театрализованные обряды "КаргаБуткахы" ("Воронья
каша"), "Кэкуксейэ" ("Кукушкин чай"),
"Нардуган". Сабантуй как театрализованный народный праздник. Отрывки
из поэмы А.Филиппова "Сабантуй", стихотворения МустаяКарима
"Сабантуй".
Элементы театра в
башкирской свадьбе.
Понятие о театре. Атрибуты и термины театрального искусства.
Республиканский театр кукол. История возникновения и становления театра.
Режиссеры, актеры, художники театра. Башкирская и русская его труппы.
Репертуар. Международные гастроли.
Орнамент и декоративно-прикладное искусство (3 часа)
Своеобразие национального художественного восприятия мира у
башкир. Башкирский народный орнамент, его красочность и многообразие. Элементы
узора - геометрические, растительные, зооморфные. Цветовая гамма: красный,
желтый, зеленый цвета. Расположение элементов узора: бордюр, отделка розеткой,
сплошная сетка. Основные орнаментальные комплексы.
Виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, тиснение
на коже, ковроткачество, вышивка, художественная и ювелирная обработка металла.
Истоки декоративно-прикладного искусства, его связи с бытовым укладом жизни
башкир. Яркость и самобытность изделий.
Декоративно-прикладное искусство в оформлении жилья. Башкирская
юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.
Украшение бревенчатых домов. Интерьер жилища. Архитектурная резьба
ворот, фронтонов, наличников. Разновидность и богатство резьбы.
Живопись (3 часа)
Понятие об изобразительных искусствах: живопись, скульптура,
графика, художественная фотография. Живопись как вид искусства. Формирование
профессионального изобразительного искусства в Башкортостане. Основание
Уфимского общества любителей живописи и его роль в объединении профессиональных
художников (1913).
Жизнь и творчество М.В. Нестерова (1862-1942). Человек и природа в
картинах художника: «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку
Варфоломею», «Пустынник», «Зимой в скиту».
Основание Художественного
музея (ныне имени М.В. Нестерова) в Уфе.
Творческая жизнь и педагогическая деятельность А..Э. Тюлькина
(1888-1980). Натюрморты, родной город и край, предметы домашнего обихода, цветы
в картинах художника: "Восточный натюрморт", "Избушка
рыбака", "Башкирская улочка", "Старая Уфа",
"Цветущие окна", "Гортензии".
Биография и творческий путь К.С. Девлеткильдеева (1887-1947).
Картины "Девушка в
голубом", "Девушка-башкирка", "Башкир-охотник".
Портреты "МажитГафури",
"ГималетдинМингажев", "Автопортрет". Педагогическая
деятельность К. Девлеткильдеева.
Творческая деятельность М.Н. Елгаштиной (1873- 1966). Основание
театра кукол (1932). Природа Башкортостана в ее живописных полотнах:
"Вечерний час", "Весенние сумерки", "Река Сим",
"Уфа уходящая".
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Обучающиеся
VI классов по истории и культуре
Башкортостана должны знать:
-
Исторические события, произошедшие в Башкортостане до XII-XVIII
вв.;
-
Понятия легенда и предание, исторические легенды и предания;
-
Произведения для детей башкирских писателей (Г. Хусаинов, А. Бикчентаев, Н.
Мусин, А. Карнай, С. Агиш, К. Мергэн, Г. Тукай);
-
Основные занятия башкир: скотоводство, земледелие, бортничество, лесные
промыслы;
-
Основные понятия религий: ислам, христианство; представление о древнем
календаре;
-
Орнамент и декоративно-прикладное искусство;
-
Понятия изобразительного искусства, творчество первых художников (М.В.
нестеров, М. Елгаштина, А. Тюлькин, К. Девлеткильдеев).
Уметь:
- анализировать произведения
литературы, изобразительного искусства, произведения драматургии;
- сопоставлять произведения искусства с реальными историческими
событиями;
- работать с документами (приложением);
- грамотно делать сообщения на заданную тему.
Межпредметные
связи: Башкирский
язык и литература, география, история
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично;
основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с
явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное;
отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются
некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано;
отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения
аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений
нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Перечень
учебно-методического и материального обеспечения,список литературы
1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В.. Кузеев Р.Г.
Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа, 1964.
2. Аксаков С.Т. Избранные сочинения/ Сост., вст.
статья, примеч. В.А. Богданова. – М.: Современник, 1982.
3. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в пяти томах,
т. 4. – М.: Библиотека «Огенек», из-во «Правда», 1966.
4. Аксаков С.Т. Собрание сочинений, т. 3. – М.:
Государственное из-во художественная литература, 1956.
5. Андриянов Ю.А «Башкирские сказки и предания».
– Уфа «Китап», 1996.
6. Башкиры: Этническая история и традиционная
культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
7. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа:
Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
8. Башкирские шежере. – Уфа, 1988.
9. Башкирский народный орнамент. – М., 1984.
10. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. – М.,
1981.
11. Валеев И.И. Традиции башкирского национального
воспитания в творчестве Мустая Карима/Вступит. Статья А. Филиппова. – Уфа:
Китап, 2005.
12. Васильева О.В.. Латыпова В.В. и др. Дорога к храму:
история религиозных учреждений города Уфы. Уфа, 1993.
13. Галин С.А.Народной мудрости источник. Толковый словарь
башкирского фольклора. – Уфа. – Китап, 2007Древнее искусство башкир. – Уфа.
1985.
14. Идельбаев М.Х., А.М.Сулейманов. Живые родники (3-4)
(История, литература и культура Башкортостана).-Уфа: Китап, 2006.-232с.
15. Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII
век / Сост., предисл., коммент. В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007.
16. История Башкортостана: С древнейших времен до конца ХIХ века.
Учебник для 8 класса. Изд. 2-е. / Отв. ред. И.Г.Акманов.- Уфа: Китап,
2009-248с.
17. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерий
Пороховой.- М. Центр «Аль-Фуркан»,2002г. М. Аванта+,2002.
18. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа:
"Китап", 1997.
19. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.,
1974.
20. Культура Башкортостана. Учебник-хрестоматия для 7
класса / С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т.Кузбеков, Р.А.Кузбекова, Л.Н.Попова-Уфа:
«Китап»,
2002.-216с.
21. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса. /
С.А.Галин, Г.С.Галина, Ф.Т.Кузбеков, Р.А.Кузбекова, Л.Н.Попова. - Уфа: Китап,
2003.-264с.
22. Культура Башкортостана. Учебник для 9 класса. /
С.А.Галин, Г.С.Галина, Ф.Т.Кузбеков, Р.А.Кузбекова, Л.Н.Попова. - Уфа: Китап,
2008.-312с.
23. Культура народов Башкортостана: Словарь-справочник для
учащихся средних специальных учебных заведений. Автор-составитель С.Г.Синенко.
Под общей редакцией профессора М.В.Зайнуллина. – Уфа: ГУП Уфимский
полиграфкомбинат, 2003.
24. Кульшарипов М.М. История Башкортостана: ХХ в. Учебник
для 9 кл.- Уфа: Китап, 2005.-248с.
25. Малая юношеская энциклопедия: Пособие-справочник для
учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, колледжей. Лицеев и
студентов высших учебных заведений по истории, культуре и географии
Башкортостана.-Уфа.- 2007, 300 с. Составители: Л.Р.Сафонова, Ю.Н.Прудников.
26.
Мубинова
З.Ф. История и культура Башкортостана с древнейших времен до конца 20 века.
Методическое пособие для учителей. – Уфа: НМЦ «Эдвис» , 2004 .
27.
Мубинова
З.Ф. История и культура Башкортостана 20 век: Методическое пособие для
учителей. – Уфа: УМЦ «Эдвис» , 2003.
28.
Муллакаев
М. «Здесь Европа встречается с Азией», «Сармат». – Уфа, 2009Низамов А.Г.
История Башкортостана. Методика преподавания. - Уфа: Китап, 2006.- 136 с.
29. Михайлова Э. Литературная гостиная по творчеству С.Т.
Аксакова/ «Учитель Башкортостана», 2002. с.49.
30. Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994.
31. Родной Башкортостан: Учебник для 5 класса./ Азнагулов
Р.Г., Аминева Ф.Х.,Галлямов А.А., Шагманов Т.Г.-Уфа: Китап,
2002.-224с.
32. Родной Башкортостан: Учебник для 6 класса./ Азнагулов
Р.Г., Аминева Ф.Х.,Галлямов А.А. – Уфа:Китап, 2003.-192с.
33. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение -
С.-П.
34.
Созидатели.
Редактор составитель В.С. Мавлетов. Справочное пособие для учащихся
общеобразовательных школ. Уфа, полиграфкомбинат, 2000.
35. Тюгаева Т. М. Предметное и структурное изучение
Корана: Пособие \ БИРО. – Уфа,1999.
36. Уголок России. С. Т. Аксаков/ Брошюра р.п. Майна,
газета «Ленинец».
37.
Узиков
Ю.А. Исторические памятники Уфы. – Уфа: Китап, 1999.
38. Узиков Ю.А., Наймуллин П.А. Как зовут тебя улица? –
Уфа: Баш. кн. из-во, 1980.
39.
Хисаметдинова
Ф.Г., Ураксин З.Г. История и культура Башкортостана: Учебное пособие для
учащихся средних специальных учебных заведений. Уфа: 2003.
Учебники:
1.
Родной
Башкортостан: Учебник для 6 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов
А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: «Китап», 2005.
2.
Культура
Башкортостана: Учебник-хрестоматия для 7 класса. / С.А. Галин, Г.С. Галина,
Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова – Уфа: «Китап», 2005.
3. История
Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 кл. /Отв. ред. И. Г. Акманов. –
Уфа: «Китап», 2005.
Дополнительная
литература:
1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В.. Кузеев Р.Г.
Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа, 1964.
2.
Башкиры: Этническая
история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская
энциклопедия», 2002.
3. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа:
Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
4. Башкирские шежере. – Уфа, 1988.
5. Башкирский народный орнамент. – М., 1984.
6. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. –
М., 1981.
7. Васильева О.В.. Латыпова В.В. и др. Дорога к
храму: история религиозных учреждений города Уфы. Уфа, 1993.
8. Древнее искусство башкир. – Уфа. 1985.
9. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман
Валерий Пороховой.-М. Центр «Аль-Фуркан»,2002г. М. Аванта+,2002.
10. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа:
"Китап", 1997.
11. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение-
С.-П.
12. Тюгаева Т. М. Предметное и структурное изучение
Корана: Пособие \ БИРО. – Уфа,1999.
Электронные пособия:
Электронный учебник «Культура
Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)
Календарно-тематическое
планирование уроков по истории и культуре Башкортостана для 6 В класса (1 час
в неделю)
Дата по
плану
|
Дата по
факту
|
№
|
Раздел /
тема
|
Основные
виды деятельности учающихся
|
Домашнее
задание
|
1.09.
|
|
1
|
Повторение
пройденного материала
|
Определять
степень знаний по предмету. Обсуждать и оценивать значение изучения малой
Родины
|
|
8.09.
|
|
2
|
Исторический
Башкортостан. Башкиры в составе Золотой Орды.
|
Выявлять
политическую ситуацию в крае в период татаро-монгольского доминирования.
Устанавливать последствия татаро-монгольского завоевания.
|
ИБ 8 кл.
Глава III
|
15.09.
|
|
3
|
Добровольное
вхождение башкир в состав Русского государства
|
Анализировать
исторические события и причины вхождения в состав Русского государства.
Выявлять этапы вхождения, условия и значение присоединения.
|
ИБ 8 кл.
Глава IV
|
22.09.
|
|
4
|
Феодальное
башкирское общество, его структура. Основание Уфы
|
Обсуждать
структуру феодального общества. Анализировать хозяйство и общественный строй
края. Аргументировать основания города Уфы. Анализировать положение
народных масс.
|
ИБ 8 кл.
Глава V.
§ 15, 16
|
29.09.
|
|
5
|
Башкирские
восстания XVII-XVIII вв.
|
Выявлять
причины башкирских восстаний. Систематизировать этапы восстаний. Обсуждать
методы борьбы царского правительства с восставшими.
|
ИБ 8 кл.
Глава V, VI, VII
Презентация «Башкирские восстания»
|
6.10.
|
|
6
|
Башкирское
народное творчество. Башкирские легенды и предания
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 6 кл.
Глава II. § 1 КБ 7 кл. § 1 ЭУ КБ
«Легенды и предания»
|
13.10.
|
|
7
|
Предания о
борьбе башкир против монголо-татарского нашествия, о добровольном вхождении
башкир в состав Русского государства
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 7 кл. §
2 ЭУ КБ «Исторические легенды и предания»
|
20.10.
|
|
8
|
Предания о
колонизации края и восстаниях XVIII века
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 7 кл. § 3
|
27.10.
|
|
9
|
Легенды о
небесных светилах. Топонимические легенды
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план анализ предания или
легенды.
|
КБ 6 кл.
Глава II.
§ 2, 3 ЭУ
КБ «Легенды и предания»
|
10.11
|
|
10
|
Г. Хусаинов
«Семь родов»
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 7 кл. §
31 Презентация «Сказки»
|
17.11.
|
|
11
|
Жизнь и
творчество А. Бикчентаева. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 2
|
24.11.
|
|
12
|
Произведения
поэтов Башкортостана о родном языке
|
Анализировать
произведения разных писателей и поэтов Башкортостана о родном языке. Давать
краткую характеристику произведению, передавать основной смысл.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 1
|
1.12.
|
|
13
|
Жизнь и
творчество Н. Мусина. Тема башкирских лесов в его произведениях.
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 3
|
8.12.
|
|
14
|
Жизнь и
творчество А. Карная. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 4
|
15.12.
|
|
15
|
Жизнь и
творчество С. Агиша. Рассказ «Гнедко»
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 5
|
22.12.
|
|
16
|
Жизнь и
творчество К. Мэргэна. Рассказ «Высота тридцати батыров».
|
Устанавливать основные
этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о творчестве
писателя. Находить стиль и особенности письма произведений автора.
Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 6
|
29.12.
|
|
17
|
Жизнь и
творчество Г.Тукая. Произведения поэта для детей.
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 7
|
19.01.15г.
|
|
18
|
Хозяйство и
быт башкир. Скотоводство. Образ коня в фольклоре.
|
Устанавливать
этапы развития национальных культур. Анализировать и предлагать способы
возрождения национальной культуры.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 1, 2
КБ 7 кл.
§ 14, 15
|
26.01.
|
|
19
|
Земледелие
|
Анализировать
этапы развития земледелия в крае, самобытности инструментов применяемых в
прошлом и сегодня. Работать с текстом учебника и иллюстрационным материалом.
Делать прогнозы.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 1
|
2.02.
|
|
20
|
Бортничество.
Лесные промыслы
|
Выявлять
особенности развития промыслов в крае. Анализировать состояние промыслов
сегодня и прогнозировать развития традиционных видов в дальнейшем.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 2, 3
Презентация «Хозяйство и быт башкир»
|
9.02.
|
|
21
|
Религия.
Основатель ислама пророк Мухаммад
|
Обсуждать
о неповторимости и самобытности национальной культуры как неотъемлемой части
всей мировой культуры.
|
КБ 6 кл.
Глава V ЭУ КБ «Христианство.
Ислам»
|
16.02.
|
|
22
|
Основание
духовного управления мусульман в Уфе. Архитектура ислама
|
|
КБ 6 кл.
Глава V ЭУ КБ «Архитектура
религиозных сооружений»
|
2.03.
|
|
23
|
Древний
календарь
|
|
КБ 6 кл.
Глава IV
|
9.03.
|
|
24
|
Письменность
башкир. Орхоно-енисейская письменность.
|
Должны
знать- неповторимости и самобытности национальной культуры как неотъемлемой
части всей мировой культуры Способствовать возрождению и развитию
национальных культур
|
КБ 7 кл.
§ 17 ЭУ КБ
«Письменность»
|
16.03.
|
|
25
|
Арабская
графика. Творчество поэта 13 века Кул Гали
|
|
КБ 7 кл.
§ 18-20
|
6.04.
|
|
26
|
Обобщение
по теме «Письменность»
|
|
|
13.04.
|
|
27
|
Театрализованные
обряды и театр. Элементы театра в обрядах. Народные праздники
|
Выявлять
основные виды декоративно-прикладного искусства и сферы его применения.
Устанавливать связь декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным
творчеством других народов, Давать сведения о творческой деятельности
ведущих художников, скульпторов РБ.
|
КБ 6 кл.
Глава VII
ЭУ КБ
«Театрализованные обряды»
|
20.04.
|
|
28
|
Башкирская
свадьба и понятие о театре
|
Высказывать своё суждение о значении традиций и обычаев в жизни народа.
Анализировать связь обычаев и традиций с современной жизнью народов.
|
КБ 6 кл.
Глава VII
|
27.04.
|
|
29
|
Орнамент и
декоративно-прикладное искусство
|
Выявлять
значение орнамента в жизни народа. Аргументировать развитие
декоративно-прикладного искусства.
|
КБ 6 кл.
Глава IX ЭУ КБ «ДПИ башкир»
|
4.05.
|
|
30
|
Юрта и
бревенчатый дом
|
Должны
знать-знать об основных видах декоративно-прикладного искусства и сферах его
применения, о связи декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным
творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников,
скульпторов РБ
|
КБ 6 кл.
Глава IX ЭУ КБ «Жилища башкир»
|
11.05.
|
|
31
|
Живопись.
Жизнь и творчество
М.В.
Нестерова.
|
|
КБ 6 кл.
Глава X ЭУ КБ «Живопись. Музей
им. М.В. Нестерова»
|
18.05.
|
|
32
|
Художники
А.Э.Тюлькин и
М.Н.
Елгаштина.
|
|
КБ 6 кл.
Глава X
|
25.05.
|
|
33
|
К.А.Девлеткильдеев
– первый национальный художник
|
|
КБ 6 кл.
Глава X ЭУ КБ «Живопись и К.
Девлеткильдеев»
|
25.05.
|
|
34
|
Итоговый
урок повторительного обобщения
|
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков по истории и культуре
Башкортостана для 6 А класса (1 час в неделю)
Дата по
плану
|
Дата по
факту
|
№
|
Раздел /
тема
|
Основные
виды деятельности учающихся
|
Домашнее
задание
|
2.09.
|
|
1
|
Повторение
пройденного материала
|
Определять
степень знаний по предмету. Обсуждать и оценивать значение изучения малой
Родины
|
|
9.09.
|
|
2
|
Исторический
Башкортостан. Башкиры в составе Золотой Орды.
|
Выявлять
политическую ситуацию в крае в период татаро-монгольского доминирования.
Устанавливать последствия татаро-монгольского завоевания.
|
ИБ 8 кл.
Глава III
|
16.09.
|
|
3
|
Добровольное
вхождение башкир в состав Русского государства
|
Анализировать
исторические события и причины вхождения в состав Русского государства.
Выявлять этапы вхождения, условия и значение присоединения.
|
ИБ 8 кл.
Глава IV
|
23.09.
|
|
4
|
Феодальное
башкирское общество, его структура. Основание Уфы
|
Обсуждать
структуру феодального общества. Анализировать хозяйство и общественный строй
края. Аргументировать основания города Уфы. Анализировать положение
народных масс.
|
ИБ 8 кл.
Глава V.
§ 15, 16
|
7.10.
|
|
5
|
Башкирские
восстания XVII-XVIII вв.
|
Выявлять
причины башкирских восстаний. Систематизировать этапы восстаний. Обсуждать
методы борьбы царского правительства с восставшими.
|
ИБ 8 кл.
Глава V, VI, VII
Презентация «Башкирские восстания»
|
14.10.
|
|
6
|
Башкирское
народное творчество. Башкирские легенды и предания
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 6 кл.
Глава II. § 1 КБ 7 кл. § 1 ЭУ КБ
«Легенды и предания»
|
21.10.
|
|
7
|
Предания о
борьбе башкир против монголо-татарского нашествия, о добровольном вхождении
башкир в состав Русского государства
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 7 кл. §
2 ЭУ КБ «Исторические легенды и предания»
|
28.10.
|
|
8
|
Предания о
колонизации края и восстаниях XVIII века
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 7 кл. § 3
|
11.11.
|
|
9
|
Легенды о
небесных светилах. Топонимические легенды
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план анализ предания или
легенды.
|
КБ 6 кл.
Глава II.
§ 2, 3 ЭУ
КБ «Легенды и предания»
|
18.11.
|
|
10
|
Г. Хусаинов
«Семь родов»
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ произведения.
|
КБ 7 кл. §
31 Презентация «Сказки»
|
25.11.
|
|
11
|
Жизнь и
творчество А. Бикчентаева. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 2
|
2.12.
|
|
12
|
Произведения
поэтов Башкортостана о родном языке
|
Анализировать
произведения разных писателей и поэтов Башкортостана о родном языке. Давать
краткую характеристику произведению, передавать основной смысл.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 1
|
9.12.
|
|
13
|
Жизнь и
творчество Н. Мусина. Тема башкирских лесов в его произведениях.
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 3
|
16.12.
|
|
14
|
Жизнь и творчество
А. Карная. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 4
|
23.12.
|
|
15
|
Жизнь и
творчество С. Агиша. Рассказ «Гнедко»
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 5
|
30.12.
|
|
16
|
Жизнь и
творчество К. Мэргэна. Рассказ «Высота тридцати батыров».
|
Устанавливать основные
этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о творчестве
писателя. Находить стиль и особенности письма произведений автора.
Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 6
|
20.01.
|
|
17
|
Жизнь и
творчество Г.Тукая. Произведения поэта для детей.
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 7
|
27.01.
|
|
18
|
Хозяйство и
быт башкир. Скотоводство. Образ коня в фольклоре.
|
Устанавливать
этапы развития национальных культур. Анализировать и предлагать способы
возрождения национальной культуры.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 1, 2
КБ 7 кл.
§ 14, 15
|
3.02.
|
|
19
|
Земледелие
|
Анализировать
этапы развития земледелия в крае, самобытности инструментов применяемых в
прошлом и сегодня. Работать с текстом учебника и иллюстрационным материалом.
Делать прогнозы.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 1
|
10.02.
|
|
20
|
Бортничество.
Лесные промыслы
|
Выявлять
особенности развития промыслов в крае. Анализировать состояние промыслов
сегодня и прогнозировать развития традиционных видов в дальнейшем.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 2, 3
Презентация «Хозяйство и быт башкир»
|
17.02.
|
|
21
|
Религия.
Основатель ислама пророк Мухаммад
|
Обсуждать
о неповторимости и самобытности национальной культуры как неотъемлемой части
всей мировой культуры.
|
КБ 6 кл.
Глава V ЭУ КБ «Христианство.
Ислам»
|
24.02.
|
|
22
|
Основание
духовного управления мусульман в Уфе. Архитектура ислама
|
|
КБ 6 кл.
Глава V ЭУ КБ «Архитектура
религиозных сооружений»
|
3.03.
|
|
23
|
Древний
календарь
|
|
КБ 6 кл.
Глава IV
|
10.03.
|
|
24
|
Письменность
башкир. Орхоно-енисейская письменность.
|
|
КБ 7 кл.
§ 17 ЭУ КБ
«Письменность»
|
17.03.
|
|
25
|
Арабская
графика. Творчество поэта 13 века Кул Гали
|
|
КБ 7 кл.
§ 18-20
|
7.04.
|
|
26
|
Обобщение
по теме «Письменность»
|
|
|
14.04.
|
|
27
|
Театрализованные
обряды и театр. Элементы театра в обрядах. Народные праздники
|
Выявлять
основные виды декоративно-прикладного искусства и сферы его применения.
Устанавливать связь декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным
творчеством других народов, Давать сведения о творческой деятельности
ведущих художников, скульпторов РБ.
|
КБ 6 кл.
Глава VII
ЭУ КБ
«Театрализованные обряды»
|
21.04.
|
|
28
|
Башкирская
свадьба и понятие о театре
|
Высказывать своё суждение о значении традиций и обычаев в жизни
народа. Анализировать связь обычаев и традиций с современной жизнью
народов.
|
КБ 6 кл.
Глава VII
|
28.04.
|
|
29
|
Орнамент и
декоративно-прикладное искусство
|
Выявлять
значение орнамента в жизни народа. Аргументировать развитие
декоративно-прикладного искусства.
|
КБ 6 кл.
Глава IX ЭУ КБ «ДПИ башкир»
|
5.05.
|
|
30
|
Юрта и
бревенчатый дом
|
|
КБ 6 кл.
Глава IX ЭУ КБ «Жилища
башкир»
|
12.05.
|
|
31
|
Живопись.
Жизнь и творчество
М.В.
Нестерова.
|
|
КБ 6 кл.
Глава X ЭУ КБ «Живопись. Музей
им. М.В. Нестерова»
|
19.05.
|
|
32
|
Художники
А.Э.Тюлькин и
М.Н.
Елгаштина.
|
|
КБ 6 кл.
Глава X
|
26.05
|
|
33
|
К.А.Девлеткильдеев
– первый национальный художник
|
|
КБ 6 кл.
Глава X ЭУ КБ «Живопись и К.
Девлеткильдеев»
|
26.05.
|
|
34
|
Итоговый
урок повторительного обобщения
|
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков по истории и культуре
Башкортостана для 6 Б класса (1 час в неделю)
Дата по
плану
|
Дата по
факту
|
№
|
Раздел /
тема
|
Основные
виды деятельности учающихся
|
Домашнее
задание
|
3.09.
|
|
1
|
Повторение
пройденного материала
|
Определять
степень знаний по предмету. Обсуждать и оценивать значение изучения малой
Родины
|
|
10.09.
|
|
2
|
Исторический
Башкортостан. Башкиры в составе Золотой Орды.
|
Выявлять
политическую ситуацию в крае в период татаро-монгольского доминирования.
Устанавливать последствия татаро-монгольского завоевания.
|
ИБ 8 кл.
Глава III
|
17.09.
|
|
3
|
Добровольное
вхождение башкир в состав Русского государства
|
Анализировать
исторические события и причины вхождения в состав Русского государства.
Выявлять этапы вхождения, условия и значение присоединения.
|
ИБ 8 кл.
Глава IV
|
24.09.
|
|
4
|
Феодальное
башкирское общество, его структура. Основание Уфы
|
Обсуждать
структуру феодального общества. Анализировать хозяйство и общественный строй
края. Аргументировать основания города Уфы. Анализировать положение
народных масс.
|
ИБ 8 кл.
Глава V.
§ 15, 16
|
1.10.
|
|
5
|
Башкирские
восстания XVII-XVIII вв.
|
Выявлять
причины башкирских восстаний. Систематизировать этапы восстаний. Обсуждать
методы борьбы царского правительства с восставшими.
|
ИБ 8 кл.
Глава V, VI, VII
Презентация «Башкирские восстания»
|
8.10.
|
|
6
|
Башкирское
народное творчество. Башкирские легенды и предания
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 6 кл.
Глава II. § 1 КБ 7 кл. § 1 ЭУ КБ
«Легенды и предания»
|
15.10.
|
|
7
|
Предания о
борьбе башкир против монголо-татарского нашествия, о добровольном вхождении
башкир в состав Русского государства
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 7 кл. §
2 ЭУ КБ «Исторические легенды и предания»
|
22.10.
|
|
8
|
Предания о
колонизации края и восстаниях XVIII века
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план – анализ предания или
легенды.
|
КБ 7 кл. § 3
|
29.10.
|
|
9
|
Легенды о
небесных светилах. Топонимические легенды
|
Определять
самобытность башкирского народного творчества. Анализировать содержание
башкирских легенд и преданий. Давать характеристику историческим событиям
описанных в преданиях и легендах. Составлять план анализ предания или
легенды.
|
КБ 6 кл.
Глава II.
§ 2, 3 ЭУ
КБ «Легенды и предания»
|
5.11.
|
|
10
|
Г. Хусаинов
«Семь родов»
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 7 кл. §
31 Презентация «Сказки»
|
12.11.
|
|
11
|
Жизнь и
творчество А. Бикчентаева. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 2
|
19.11.
|
|
12
|
Произведения
поэтов Башкортостана о родном языке
|
Анализировать
произведения разных писателей и поэтов Башкортостана о родном языке. Давать
краткую характеристику произведению, передавать основной смысл.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 1
|
26.11.
|
|
13
|
Жизнь и
творчество Н. Мусина. Тема башкирских лесов в его произведениях.
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 3
|
3.12.
|
|
14
|
Жизнь и
творчество А. Карная. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 4
|
10.12.
|
|
15
|
Жизнь и творчество
С. Агиша. Рассказ «Гнедко»
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 5
|
17.12.
|
|
16
|
Жизнь и
творчество К. Мэргэна. Рассказ «Высота тридцати батыров».
|
Устанавливать основные
этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о творчестве
писателя. Находить стиль и особенности письма произведений автора.
Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 6
|
21.01.
|
|
17
|
Жизнь и
творчество Г.Тукая. Произведения поэта для детей.
|
Устанавливать
основные этапы развития башкирской литературы. Давать общие сведения о
творчестве писателя. Находить стиль и особенности письма произведений
автора. Анализировать произведения по плану. Давать краткий пересказ
произведения.
|
КБ 6 кл.
Глава XII.
§ 7
|
28.01.
|
|
18
|
Хозяйство и
быт башкир. Скотоводство. Образ коня в фольклоре.
|
Устанавливать
этапы развития национальных культур. Анализировать и предлагать способы
возрождения национальной культуры.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 1, 2
КБ 7 кл.
§ 14, 15
|
4.02.
|
|
19
|
Земледелие
|
Анализировать
этапы развития земледелия в крае, самобытности инструментов применяемых в
прошлом и сегодня. Работать с текстом учебника и иллюстрационным материалом.
Делать прогнозы.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 1
|
11.04.
|
|
20
|
Бортничество.
Лесные промыслы
|
Выявлять
особенности развития промыслов в крае. Анализировать состояние промыслов
сегодня и прогнозировать развития традиционных видов в дальнейшем.
|
КБ 6 кл.
Глава XI.
§ 2, 3
Презентация «Хозяйство и быт башкир»
|
18.04.
|
|
21
|
Религия.
Основатель ислама пророк Мухаммад
|
Обсуждать о
неповторимости и самобытности национальной культуры как неотъемлемой части
всей мировой культуры.
|
КБ 6 кл.
Глава V ЭУ КБ «Христианство.
Ислам»
|
25.02.
|
|
22
|
Основание
духовного управления мусульман в Уфе. Архитектура ислама
|
|
КБ 6 кл.
Глава V ЭУ КБ «Архитектура
религиозных сооружений»
|
4.03.
|
|
23
|
Древний
календарь
|
|
КБ 6 кл.
Глава IV
|
11.03.
|
|
24
|
Письменность
башкир. Орхоно-енисейская письменность.
|
|
КБ 7 кл.
§ 17 ЭУ КБ
«Письменность»
|
17.03.
|
|
25
|
Арабская
графика. Творчество поэта 13 века Кул Гали
|
|
КБ 7 кл.
§ 18-20
|
1.04.
|
|
26
|
Обобщение
по теме «Письменность»
|
|
|
8.04.
|
|
27
|
Театрализованные
обряды и театр. Элементы театра в обрядах. Народные праздники
|
Выявлять
основные виды декоративно-прикладного искусства и сферы его применения.
Устанавливать связь декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным
творчеством других народов, Давать сведения о творческой деятельности
ведущих художников, скульпторов РБ.
|
КБ 6 кл.
Глава VII
ЭУ КБ
«Театрализованные обряды»
|
15.04.
|
|
28
|
Башкирская
свадьба и понятие о театре
|
Высказывать своё суждение о значении традиций и обычаев в жизни
народа. Анализировать связь обычаев и традиций с современной жизнью
народов.
|
КБ 6 кл.
Глава VII
|
22.04.
|
|
29
|
Орнамент и
декоративно-прикладное искусство
|
Выявлять
значение орнамента в жизни народа. Аргументировать развитие
декоративно-прикладного искусства.
|
КБ 6 кл.
Глава IX ЭУ КБ «ДПИ башкир»
|
29.04.
|
|
30
|
Юрта и
бревенчатый дом
|
|
КБ 6 кл.
Глава IX ЭУ КБ «Жилища башкир»
|
6.05.
|
|
31
|
Живопись.
Жизнь и творчество
М.В.
Нестерова.
|
|
КБ 6 кл.
Глава X ЭУ КБ «Живопись. Музей
им. М.В. Нестерова»
|
13.05.
|
|
32
|
Художники
А.Э.Тюлькин и
М.Н.
Елгаштина.
|
|
КБ 6 кл.
Глава X
|
20.05.
|
|
33
|
К.А.Девлеткильдеев
– первый национальный художник
|
|
КБ 6 кл.
Глава X ЭУ КБ «Живопись и К.
Девлеткильдеев»
|
27.05.
|
|
34
|
Итоговый
урок повторительного обобщения
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.