Главная / Информатика / Программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый уровень)

Программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»

10-11 класс

Базовый уровень


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………….. 2

  • Наименование примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа… 2

  • Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение по предмету…………….. 2

  • Общая характеристика предмета…………………………………………………………………. 3

  • Место предмета в базисном и школьном учебном плане………………………………………. 7

  • Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы………………………………………………………………….. 8

  • Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы…………………………. . 9

  • Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы…………………………… 12

  • Основное содержание курса…………………………………………………………………….... 13

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………. 17

    • 10 класс……………………………………………………………………………………… 17

    • 11 класс……………………………………………………………………………………….22

Перечень компонентов учебно-методического комплекса…………………………………………….. 27

  • Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………………………….. 27

  • Образовательные ресурсы сети Интернет……………………………………………………….. 27

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу…………… 28

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся……………………………………………………………………………………... 29

Приложения……………………………………………………………………………………………….. 32

















Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне (Информатика. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М., Вентана-Граф, 2008.), в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Обучение ведётся по учебнику:

  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Базовый уровень

Бином. Лаборатория Знаний, 2012 г.


Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Таким образом рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение

Преподавание информатики и ИКТ осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.

  5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

  6. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  7. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739),/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).


Региональный уровень

  1. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.

  2. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404.

  3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30 июля 2014 г. № 03—02/4959 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».

  4. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.


Школьный уровень

  1. Учебный план МБОУ СОШ № на 2014-2015 учебный год;

  2. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ № ( протокол педсовета №1 от 28.08.14, приказ МБОУ СОШ №45 от 28.08.14 №1).

Общая характеристика учебного предмета

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Содержательные линии
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для
старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
  • линию информации и информационных процессов;
  • линию моделирования и формализации;
  • линию информационных технологий;
  • линию компьютерных коммуникаций;
  • линию социальной информатики.
В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе среднего (полного) общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.


Место предмета в базисном и школьном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и областному базисному учебному плану для обязательного изучения информатики и ИКТ на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне отводится 70 часов.

На изучение информатики и ИКТ на базовом уровне из вариативной части школьного компонента добавлен 1 час. Введение дополнительного часа способствует более эффективному применению ИКТ в практической деятельности учащихся: учебной, самообразовании, ориентации в информационном пространстве, автоматизации коммуникативной деятельности, эффективной организации индивидуального информационного пространства. При введении дополнительного часа учитывалась структура социального заказа и образовательного запроса учащихся. За счет дополнительного учебного времени рабочей программой предусмотрено увеличение количества практических работ.

Рабочая программа составлена на 140 часов из расчета 2 часа в неделю, в том числе:

  • 10 класс – 70 часов;

  • 11 класс – 70 часов.

Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Национальный, региональный и этнокультурный подходы в образовательной области «Математика» отражается в задачах, направлениях деятельности, содержании, видах деятельности и формах занятий с обучающимися на региональном материале, в повышении уровня математического образования, что соответствует экономико-хозяйственной специфике Челябинской области.


Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основной миссией МБОУ СОШ № 45 является:

Осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.

В целях реализации данной миссии рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне, обязательного минимума содержания, а также в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.

Для реализации содержания программы имеется учебно-методический комплекс для учащихся и учителя.

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ и соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса.

Преподавание осуществляется в оборудованных кабинетах информатики. Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного процесса помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция учебных, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.

Обучение осуществляют учителя высшей квалификационной категории Жукова И,П., Жадько Н.П. Информационной поддержкой преподавания информатики и ИКТ являются электронные пособия, представленные в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/, а также информационные ресурсы, перечисленные в перечне компонентов учебно-методического комплекса.


Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы

Примерная программа рассчитана на 70-часовой объем курса. Рабочая программа составлена на 140 часов и предполагает расширенное изучение предмета на базовом уровне.

Изучение расширенного курса сохраняет все основные цели и принципы. Основной целью по-прежнему остается выполнение требований Государственного Образовательного Стандарта. Работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного (а, тем более – креативного) уровня усвоения курса является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени – основного ресурса учебного процесса.

Первой дополнительной целью изучения расширенного курса является достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала

Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4-х предметов информатика и ИКТ будет востребована при поступлении на многие популярные специальности.

ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения обеспечивает подготовку выпускников школы к сдаче ЕГЭ на среднем уровне. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня. Программа расширенного курса предусматривает выделение дополнительного времени для углубленного изучения этих тем. Используя базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ. При этом не нарушается логика изучения основной (70-часовой) версии курса. Так углубленное изучение систем счисления происходит за счет дополнительного времени в рамках темы «Дискретные модели данных в компьютере». Углубленное изучение логики происходит в рамках темы «Построение запросов к базам данных». Дополнительное время для работы с учебными исполнителями алгоритмов, для построения алгоритмов работы с величинами выделяется в теме «Алгоритм – модель деятельности».

Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня. Вводный раздел программирования на Паскале имеется в учебнике для 9 класса. В расширенном курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в учебный план включена дополнительная тема «Программирование» общим объемом 24 часа. Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса объемом 14 часов, вторая часть – в начале 11 класса объемом 10 часов.





Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, 10 класс

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика


Доп. часы

Содержание доп. занятий

1. Введение. Структура информатики.

1

1




2. Информация. Представление информации (§§1-2)

3

2

1



3. Измерение информации (§§3-4)

3

2

1

3

Решение задач

4. Введение в теорию систем (§§5-6)

2

1

1

1

Выполнение дополнительных заданий на тему «Систематизация»

5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8)

3

2

1



6. Обработка информации (§§9-10)

3

2

1

3

Программирование машины Поста

7. Поиск данных (§11)

1

0,5

0,5



8. Защита информации (§§12)

2

1

1



9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15)

4

2

2



10. Алгоритм – модель деятельности (§§16)

2

1

1

5

2 ч. Управление алгоритмич. исполнит.

2 ч. Алгоритмы работы с величинами

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18)

4

2

2



12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20)

5

2

3

6

2 ч. Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел в памяти компьютера.

1 ч. Кодирование текста. Сжатие текста (алгоритм Хаффмена)

2 ч. Кодирование изображения и звука

13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

2

1

1

2

1 ч. Дополнительное время на теорию

1 ч. Демонстрация презентаций

14. Программирование для ЭВМ (Паскаль)




14

4 ч. Теория

10 ч. Практическая работа

Всего часов:

35



34

Итоговое повторение - 1 час

Всего 70 ч., контрольных работ - 4

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, 11 класс

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика


Доп. часы

Содержание доп. занятий

1. Программирование для ЭВМ (продолжение)




10

2 ч. Теория

8 ч. Практика

2. Информационные системы (§24)

1

0,5

0,5



3. Гипертекст (§25)

2

1

1

1

Дополнительное время на выполнение практических заданий

4. Интернет как информационная система (§§26-28)

6

3

3

2

Дополнительное время на выполнение практических заданий

5. Web-сайт (§29)

3

1

2

2

Доп. время на создание web-сайта

6. ГИС (§30)

2

1

1



7. Базы данных и СУБД (§§31-33)

5

3

2

2

Выполнение заданий на самостоятельную разработку многотабличной базы данных

8. Запросы к базе данных (§§34-35)

5

2

3

5

3ч. Основы логики, решение логич. задач

2 ч. Дополнительное время на выполнение практических заданий

9. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37)

4

2

2

2

1 ч. На теоретический материал §37.

1 ч. Доп. время на выполнение самостоятельного задания

10. Корреляционное моделирование (§38)

2

1

1

1

Дополнительное время на выполнение самостоятельного задания из работы

11. Оптимальное планирование (§39)

2

1

1

3

1 ч. Доп. время на разбор теории

2 ч. Дополнительное время на выполнение самостоятельного задания

12. Социальная информатика (§§40-43)

3

2

1

1

Дополнительное время на обсуждение рефератов и дискуссии

Всего часов:

35



29

Итоговое повторение - 6 часов

Всего 70 ч., контрольных работ - 3


Таким образом, в рабочей программе количество часов на изучение тем соответствующих примерной программе реализовано в полном объеме. Рабочая программа полностью отражает требования Федерального компонента Государственного стандарта.

Рабочая программа определяет порядок и последовательность реализации содержания обучения по информатике и ИКТ в 10 и 11 классах, содержание тем, требования к уровню знаний на базовом уровне.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 15–18 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для места педагога.

Все компьютеры объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов.

Обязательным является выполнение требований санитарных правил и норм работы в компьютерном классе, соблюдение эргономических правил при работе учащихся за компьютерами.

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Программные средства

Компьютеры, которые расположены в ИКТ-кабинете, имеют операционную систему Windows и оснащаются всеми программными средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы, простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства.

Содержание представленных учебников инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 часов)

Информация и информационные процессы (29 часов)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика.

Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии

трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.

Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как

необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.


Практические работы (7 часов)

  1. Измерение информации – 2 часа

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

  1. Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

  1. Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

  1. Хранение информации

  2. Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

  1. Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.


Информационное моделирование ( 24 часа)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные мо-

дели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.


Практические работы (8 часов)

  1. Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации.

  1. Представление данных в табличной форме и в форме графов

Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.

  1. Представление в виде формул и блок-схем

Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

  1. Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

  1. Исследование физических и математических моделей.

Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

  1. Исследование биологических моделей.

Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

  1. Исследование геоинформационных моделей.

Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

  1. Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Программирование (24 часа)


Тема

К-во часов

1. Программирование линейных алгоритмов

2

2. Программирование ветвящихся алгоритмов

3

3. Программирование циклических алгоритмов

4

4. Работа с массивами

5

5. Подпрограммы

5

6. Обработка строк

5


Информационные системы и БД ( 20 часов)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных


Практические работы (5 часов)

  1. Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.

  1. Осуществление ввода и редактирования данных.

Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных.

  1. Формирование запросов

Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.

  1. Формирование отчетов

Формирование отчетов данных в среде системы управления базами данных.

  1. Создание, ведение и использование баз данных

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.


Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (8 часов)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.


Практические работы (5 часов)

  1. Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

  1. Тестирование компьютера.

Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы.

  1. Работа со стандартными и служебными приложениями

  2. Работа с архиваторами

  3. Работа с антивирусными программами

Работа с графическим интерфейсомWindows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.


Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

(10 часов)

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических

редакторов, систем презентационной и анимационной графики.


Практическая работа (13 часов)

  1. Создание и преобразование информационных объектов.

  2. Создание и преобразование текстовых документов – 3 часа

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

  1. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных – 3 часа

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.

  1. Представление зависимостей с помощью электронных таблиц.

Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

  1. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных – 2 часа

Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений.

  1. Создание мультимедийной презентации – 3 часа.


Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (15 часов)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой

информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная

паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска

информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.


Практические работы ( 7 часов)

  1. Компьютерные сети.

Подключение к Интернету.

  1. Работа с электронной почтой.

Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой.

  1. Путешествие по Всемирной паутине.

Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами.

  1. Формирование запросов на поиск информации в сети.

Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.

  1. Разработка Web-сайта – 3 часа

Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта


Основы социальной информатики ( 6 часов)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная

безопасность.


Резерв. Итоговое повторение. Подготовка к ЕГЭ (6 часов)





















Календарно-тематический план по информатике и ИКТ (базовый уровень)

10 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов)

урока

урока темы

Дата

Наименование разделов, тем уроков

Компьютерный практикум

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечание

10 Б

Информация и информационные процессы (24 часа)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Цель: Познакомить учащихся с основными подходами к измерению информации, научить распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических, и технических системах, осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Обязательный минимум содержания:

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.


Правила техники безопасности в кабинете информатики. Введение. Структура информатики.

- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических, и технических системах;

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

- использовать основные методы информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике.



Информация. Представление информации




Информация. Представление информации





Практическая работа №1 Представление информации



Измерение информации




Измерение информации. Контрольное тестирование





Практическая работа №2 Измерение информации



Решение задач




Информационные процессы.




Введение в теорию систем




Информационные процессы в естественных и искусственных системах





Практическая работа №3 Информационные процессы в системах



Решение задач по теме «Систематизация»




Процессы хранения и передачи информации




Обработка информации




Обработка информации




Процессы хранения и передачи информации.





Практическая работа №4 Процессы передачи и хранения информации



Программирование машины Поста




Программирование машины Поста




Поиск данных




Защита информации





Практическая работа №5 Шифрование данных



Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы».



Информационные модели ( 10 часов)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Цель: научить строить информационную модель для решения поставленной задачи.

Обязательный минимум содержания: Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).


Информационное моделирование как метод познания.

- знать назначение и виды информационных моделей

- уметь построить информационную модель для решения поставленной задачи.

- оценить адекватность модели объекту и целям моделирования на примерах из различных предметных областей.





Информационные модели и структуры данных.





Практическая работа №6 Структуры данных. Графы. Таблицы



Алгоритм – модель деятельности





Практическая работа №7 Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности.



Управление алгоритмическими исполнителями




Управление алгоритмическими исполнителями





Практическая работа №8 Управление алгоритмическим исполнителем



Алгоритмы работы с величинами




Контрольная работа №2 «Информационные модели»



Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (20 часов)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Цель: изучить назначение и функции операционных систем, основные характеристики компьютера в целом и его узлов; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

Обязательный минимум содержания: Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.


Компьютер: аппаратное и программное обеспечение


- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

- назначение и функции операционных систем

- основные характеристики компьютера в целом и его узлов;

- свойства и структуру внутренней и внешней памяти;

- основные характеристики ПК;

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами

- создавать информационные объекты сложной структуры

- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики

- пользоваться конкретным графическим редактором при построении простейших изображений

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

- создавать слайды;

- изменять настройки слайдов;

- делать анимацию текста и графики;

- вставлять в презентацию звук и видеоклип.




Компьютер: аппаратное и программное обеспечение





Практическая работа №9 Выбор конфигурации компьютера




Практическая работа №10 Настройка BIOS



Дискретные модели данных в компьютере




Дискретные модели данных в компьютере




Контрольная работа №3 «СПО и ППО компьютера»




Системы счисления; двоичная арифметика




Представление чисел в памяти компьютера





Практическая работа №11 Представление чисел



Кодирование текста. Сжатие текста





Практическая работа №12 Представление текстов. Сжатие текстов



Кодирование изображения и звука




Кодирование изображения и звука





Практическая работа №13 Представление изображения и звука



Многопроцессорные системы и сети





Практическая работа №14 Компьютерные сети




Практическая работа №15 Компьютерные сети



Использование информационных моделей в деятельности человека.





Зачётная практическая работа по теме «Модели данных в компьютере, многопроцессорные системы и сети»


Программирование (15 часов)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Цель: изучить основные конструкции языка программирования;

Обязательный минимум содержания: Математические модели: примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Построение алгоритмов и вычисления. Элементы теории алгоритмов. Язык программирования. Основные конструкции языка программирования


Программирование для ПК. Работа с величинами


- знать основные конструкции языка программирования;

- свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;

- тезис о полноте формализации понятия алгоритма.

- уметь: строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства(язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы);

- проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера



Программирование линейных алгоритмов




Программирование ветвящихся алгоритмов




Программирование ветвящихся алгоритмов




Программирование циклических алгоритмов




Программирование циклических алгоритмов




Работа с одномерными массивами




Работа с одномерными массивами




Работа с одномерными массивами




Работа с одномерными массивами




Подпрограммы




Подпрограммы




Обработка строк




Обработка строк




Контрольная работа №4 «Программирование»



  1. Итоговое повторение


Данные требования к оформлению календарно-тематического плана рассмотрены и утверждены на заседании НМС МБОУ СОШ № 45, протокол №1 от 29 августа 2014 года.





Календарно-тематический план по информатике и ИКТ (базовый уровень)

11 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов)

урока

урока темы

Дата

Наименование разделов, тем уроков

Компьютерный практикум

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечание

11 Б

Программирование (10 часов)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Цель: научить строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства(язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы)

Обязательный минимум содержания: Математические модели: примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Построение алгоритмов и вычисления. Элементы теории алгоритмов. Язык программирования. Основные конструкции языка программирования


Правила техники безопасности. Программирование линейных алгоритмов


- знать основные конструкции языка программирования;

- свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;

- тезис о полноте формализации понятия алгоритма.

- уметь: строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства(язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы);



Программирование ветвящихся алгоритмов




Программирование циклических алгоритмов




Работа с одномерными массивами




Работа с двумерными массивами




Работа с двумерными массивами




Подпрограммы




Обработка строк




Решение задач.




Контрольная работа №1 « Программирование»



Информационные системы. Технология использования и разработки информационных систем ( 35 часов)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Цель: использовать средства телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции и т.д. , использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

Обязательный минимум содержания: Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).


Понятие информационной системы, классификация ИС.


- знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей

- использовать средства телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции и т.д.

- использовать инструменты создания информационных объектов для Интернета, методы и средства создания и сопровождения сайта

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

  • получать необходимую информацию по запросу пользователя

- создавать и использовать базы данных при решении учебных и практических задач.

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

- проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами

- создавать информационные объекты сложной структуры

- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики

- пользоваться конкретным графическим редактором при построении простейших изображений

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

- создавать слайды;

- изменять настройки слайдов;

- делать анимацию текста и графики;

- вставлять в презентацию звук и видеоклип.



Гипертекст




Гипертекст





Практическая работа №1 Гипертекстовые структуры



Интернет как информационная система




Интернет как информационная система





Практическая работа №2 Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями




Практическая работа №3 Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц




Практическая работа №4 Интернет: сохранение загруженных web-страниц



Средства поиска данных в сети Интернет





Практическая работа №5 Интернет: работа с поисковыми системами



Web-сайт – гиперструктура данных.





Практическая работа №6 Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word








Практическая работа №7 Интернет: создание Web-сайта на языке HTML



Зачётная работа: «Создание Web-сайта на языке HTML »




Геоинформационные системы.





Практическая работа №8 Поиск информации в геоинформационных системах



База данных – основа информационной системы




Проектирование многотабличной базы данных




Создание базы данных





Практическая работа №9 Знакомство с СУБД MS Access




Практическая работа №10 Создание базы данных




Практическая работа №11 Самостоятельная разработка информационной системы




Практическая работа №12 Самостоятельная разработка информационной системы



Запросы к базе данных как приложения информационной системы




Запросы к базе данных как приложения информационной системы





Практическая работа №13 Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой




Практическая работа №14 Реализация сложных запросов




Практическая работа №15 Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей




Практическая работа №16 Создание отчёта для БД



Основы логики.




Основы логики. Решение задач.




Основы логики. Решение задач.




Логические условия выбора данных




Контрольное тестирование «Технология разработки информационных систем»



Средства и технологии информационного моделирования (14 часов)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Цель: наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики, научиться проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера

Обязательный минимум содержания: Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.


Моделирование зависимостей между величинами


- создавать информационные объекты сложной структуры

- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики

- строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого таблицы, графики, диаграммы

- проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий




Практическая работа №17 Получение регрессионных моделей в MS Excel



Модели статистического прогнозирования




Модели статистического прогнозирования





Практическая работа №18 Прогнозирование в MS Excel




Практическая работа №19 Получение регрессионных зависимостей



Модели корреляционных зависимостей





Практическая работа №20 Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel




Практическая работа №21 Корреляционные зависимости



Модели оптимального планирования




Модели оптимального планирования





Практическая работа №22 Решение задачи оптимального планирования в MS Excel




Практическая работа №23 Оптимальное планирование



Контрольная работа №2 «Моделирование зависимостей»



Основы социальной информатики ( 4 часа)

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования:

Обязательный минимум содержания: Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.


Информационные ресурсы


- знать нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности

- соблюдать этические и правовые нормы пи работе с информацией



Информационное общество




Правовое регулирование в информационной сфере




Проблема информационной безопасности



Повторение. (6 часов)


Повторение. Информация и информационные процессы.


Обобщение знаний учащихся за 11 класс, подготовка к ЕГЭ.



Повторение. Информационные модели.




Повторение. Технологии информационного моделирования





Повторение. Основы логики





Повторение. Программирование.





Итоговое повторение.




Данные требования к оформлению календарно-тематического плана рассмотрены и утверждены на заседании НМС МОУ СОШ № 45, протокол №1 от 29 августа 2014 года.


Перечень компонентов учебно-методического комплекса

Учебно-методическое обеспечение предмета

Учебник

  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Базовый уровень. Бином. Лаборатория Знаний, 2012 г.


Методические пособия для учителя

  • Информатика. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М., Вентана-Граф, 2008.

  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Методическое пособие. Базовый уровень Бином. Лаборатория Знаний, 2011 г.

  • Научно-теоретический и методический журнал «Информатика и образование», 2010-2014.


Методические пособия для учащихся

  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Базовый уровень. Практикум. Бином. Лаборатория Знаний, 2010 г.

  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика. Углубленный уровень: практикум для 10-11 классов, в 2 ч. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013 г.

  • Залогова Л.А., Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 ч.. Бином. Лаборатория Знаний, 2013 г.

Инструментарий мониторинга результатов

  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Базовый уровень. Практикум. Бином. Лаборатория Знаний, 2010 г.

  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика. Углубленный уровень: практикум для 10-11 классов, в 2 ч. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013 г.

  • Залогова Л.А., Семакин И. Г. и др. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 ч.. Бином. Лаборатория Знаний, 2013 г.



Дополнительная литература

  • Л.И.Белоусова и др. Сборник задач по курсу информатики 10-11 классы. М., Экзамен, 2008.

  • М.В.Кошелев Итоговые тесты по информатике 10-11 классы. М., Экзамен, 2009.

  • Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни.П/ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич. Ростов-на-Дону. Легион-М, 2010-2014.

  • Демоверсия 2015.


ЦОР:

  • Вычислительная математика и программирование 10-11 кл. 1 С: Школа.

Мир компьютера. Базовый курс. MS Windows, MS Offis XP Лицензионная копия от "1С" и "ММТ и ДО


Образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Образовательный портал

г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

http://www.chel_edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru


Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru


В своей работе педагоги используют ресурсы, размещенные на информационно-консультационном портале ФЦПРО (http://fgos74.ru/), Центра методической и технической поддержки внедрения ИКТ в деятельность ОО и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам (http://ikt.ipk74.ru/), а также материалы виртуального методического кабинета (http://ipk74.ru/virtualcab) официального сайта ГБОУ ДПО ЧИППКРО (http://ipk74.ru/).

Учебно-методический комплекс полностью соответствует требованиям Государственного стандарта общего образования, учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и входят в Федеральный перечень учебников.

Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  • Назначение и функции операционных систем.


уметь

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.



Характеристика контрольно-измерительных материалов

Организация текущего и итогового контроля знаний.

Одной из дополнительных целей обучения информатике является подготовка к сдаче единого государственного экзамена. Поэтому основной формой итогового и промежуточного контроля является тестовая работа в электронном виде или на бумажном носителе.

  • Кроме того активно используются такие формы контроля как классическая контрольная работа на несколько вариантов, например, при изучении темы "Основы программирования";

  • практическая работа для текущего контроля освоения информационных технологий;

  • практическая контрольная работа,

  • проектная деятельность для итогового контроля за усвоением крупных тем курса информационных технологий

  • текущий контроль осуществляется путем устного, письменного опроса, выполнения самостоятельных работ, практикумов, тестовых заданий (в том числе электронных), контрольных работ;

  • итоговый контроль в форме контрольной работы.

  • контроль по основным содержательным линиям.


При проведении текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков, используется следующая учебно-дидактическая литература:

  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. 10-11 классы Базовый уровень. Практикум. Бином. Лаборатория Знаний, 2010 г.

  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика. Углубленный уровень: практикум для 10-11 классов, в 2 ч. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013 г.

  • Л.И.Белоусова и др. Сборник задач по курсу информатики 10-11 классы. М., Экзамен, 2008.

  • М.В.Кошелев Итоговые тесты по информатике 10-11 классы. М., Экзамен, 2009.

  • Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни.П/ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич. Ростов-на-Дону. Легион-М, 2010-2015.

  • Л.И.Белоусова и др. Сборник задач по курсу информатики 10-11 классы. М., Экзамен, 2008.

  • М.В.Кошелев Итоговые тесты по информатике 10-11 классы. М., Экзамен, 2009.

  • Демоверсия 2015.


На кафедре разработана единая контрольная работа для итогового контроля 10 класса и стартовой диагностики 11 класса, которая представлена в приложении.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по информатике и ИКТ.

  1. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ обучающихся.


Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет грубых ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).


Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта.


Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.


Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.


Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком интеллектуальном развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.


  1. Оценка устных ответов.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.


Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями подготовке обучающихся» в настоящей программе);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении терминологии, , исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


  1. Тестирование.

Актуальность широкого введения тестирования в школьную практику вызвана тем, что всё чаще ученикам предлагается именно такая форма проверочных заданий на уровне округа, города и абитуриентам в вузах.

Основными достоинствами тестовой формы контроля знаний является: учёт индивидуальных особенностей учащихся; проверка уровня усвоения не только практического, но и теоретического учебного материала; возможность детальной проверки усвоения каждой темы курса; осуществление оперативной диагностики уровня овладения учебным материалом каждым учеником; экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности; возможность вариативной проверки знаний учащихся.

Тематические и итоговые тесты делятся на пять видов в зависимости от целей проверки и формы их предъявления учащимся.

Первый вид тестовых заданий предполагает заполнение пропусков в утверждениях, формулировках определений, теорем, свойствах здесь же, в тексте. Эти задания в основном направлены на проверку уровня овладения учащимися теоретическим учебным материалом и понимания смысла изученного на репродуктивном уровне.

Второй вид тестовых заданий – установление учащимися истинности или ложности сформулированного утверждения. Эти задания в основном направлены на проверку понимания изученного учебного материала на продуктивном уровне и могут быть использованы при первичном закреплении изученного учебного материала в письменной, устной или полуустной форме.

Третий вид тестовых заданий предполагает выбор одного из нескольких предложенных ответов верного, который отмечается в тексте.

Четвёртый вид тестовых заданий предполагает запись краткого ответа. При этом не требуется приводить решение или объяснение полученного ответа. Задания третьего и четвёртого видов направлены на проверку умений учащихся применять полученные знания на практике.

Пятый вид тестовых заданий предполагает запись полного решения с необходимыми пояснениями и обоснованиями. Задания этого вида позволяют выяснить владение формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приёмы рассуждений.

Тест, как и любая проверяющая работа, должен отвечать своему месту в программе, быть своевременным, а также согласовываться с целями и задачами, которые ставит учитель в данном конкретном случае ,т.е. быть результативным.


  1. Практические работы.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в практической работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):


Приложения

  1. Итоговая (стартовая диагностика) контрольная работа по информатике и ИКТ.



9


Программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (базовый уровень)
  • Информатика
Описание:

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе  примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне , в соответствии с требованиями  Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Расчитана на 280 часов (2 часа в неделю).

Обучение ведётся по учебнику:

-        Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Базовый уровень

 

Бином. Лаборатория Знаний, 2012 г. 

Автор Жукова Ирина Петровна
Дата добавления 09.04.2015
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 2362
Номер материала 59448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓